Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.
Оценка 4.9

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
биология +2
Взрослым
20.02.2019
Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.
Обобщение педагогического опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ, в рамках проектной деятельности валеологической направленности. Состояние здоровья детей школьного возраста в России является не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. У учащихся и их родителей недостаточно сформировано ценностное отношение к своему здоровью, и, как следствие, навыки ЗОЖ. Формирование навыков о здоровом образе жизни будет успешным при использовании проектно-исследовательской деятельности.
Дети с ОВЗ.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3 г. Волжского Волгоградской области» (МОУ СШ №3) «Проектно­исследовательская деятельность валеологической направленности, как средство формирования навыков ЗОЖ у детей с Автор:  Бабий Т.В. учитель биологии ОВЗ» г.Волжский 2018\2019 уч.год Введение                 ребенка   о   человеческом   здоровье, «Забота   – тем   более всего, это, …   полноте забота о всех   физических   и   духовных   сил, и этой гармонии является радость творчества» здоровье   гармонической прежде венцом       «Забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.  От  жизнерадостности,   бодрости зависит   их   духовная   жизнь, детей   мировоззрение, развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский умственное     Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать.   И   делаем   мы   для   сохранения   здоровья   как   будто   всё   больше   и   лучше,   но результат получается – сами знаете какой…  Увы,   касается   это   и   наших  детей.   По  данным   Министерства   здравоохранения   и социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50 % – имеют патологию, а 40 % – относятся к группе риска. Одной   из   приоритетных  задач  реформирования  системы   образования  становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно­ полезным   трудом.   Профилактика   детских   заболеваний   является   хорошо   окупаемым капиталовложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. «Без   здоровых   детей   нет   здорового   общества…»   Сегодня,   когда   многократно возрастает количество больных детей, эти слова приобретают особый смысл и значение.    По   данным   медицинского   осмотра   учащихся   нашей   школы   только   9%   детей абсолютно  здоровы,  многие   имеют  III  группу  здоровья,  из  них  есть   и  первоклассники. Среди самых распространенных заболеваний: нарушения остроты зрения и осанки, кариес, заболевания   дыхательной   системы,   ЖКТ,   сердечно­сосудистой   системы   и   диффузное увеличение щитовидной железы. Главная   ценность,   которая   даётся   человеку   с   рождения   –   это   здоровье.   Среди факторов   влияющих   на   здоровье,   20%   –   наследственные,   10%   зависят   от   качества   и эффективности медицинской помощи, 20% составляют  факторы внешней среды и 50% зависит от образа жизни (ак. м. н. Ю. П. Лисицын).  Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников является формирование   у   них   знаний   о   здоровом   образе   жизни.  Формирование   основ   здорового образа жизни должно начинаться у детей с самого раннего возраста, должно происходить непрерывно и целенаправленно. В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность   форм   и   способов   активной   жизненной   деятельности   человека, способствующая   полноценному   выполнению,   учебных,   трудовых,   социальных   и биологических функций.               Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной,   игровой,   трудовой   деятельности,   общественных   и   бытовых   функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности.  Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни школьников составляют   комплексные   оздоровительные   мероприятия   (оптимально   организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико­профилактические   мероприятия),   направленные   на   сохранение,   укрепление здоровья и повышение работоспособности школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек. Знания ЗОЖ   формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. При всех достоинствах   большинства   существующих   систем   обучения   детей   «здоровому   образу жизни»,   общим   их   недостатком   является   то,   что   они   сконцентрированы   на информационном   уровне.   Ребенок   рассматривается   исключительно   как   объект   для обучения,   как   «пустой   сосуд»,   который   надо   наполнить   «правильными»   знаниями   о здоровье, привить ему полезные навыки. Общеизвестно,   что   «правильные»   знания   совсем   не   предполагают   «правильное» поведение,   поступок,   действие.   Между   ними   очень   большая   дистанция.   Чтобы «правильное»   знание   помогло   выбору   «правильного»   поведения,   нужна   мотивация, побуждение к действию, другие подходы и методы.  Состояние   здоровья   детей   школьного   возраста   в   России   является   не   только медицинской,   но   и   серьезной   педагогической   проблемой.   У   учащихся   и   их   родителей недостаточно сформировано ценностное отношение к своему здоровью, и, как следствие, навыки ЗОЖ. Одной из самых эффективных форм работы по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ является  организация проектно­исследовательской деятельности учащихся. Формирование   навыков   здорового   образа   жизни   будет   успешным   при   использовании проектно­исследовательской деятельности.  В   условиях   перехода   на   новые   образовательные   стандарты   на   первое   место выступают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов. Китайская мудрость гласит: “Скажи мне ­ и я забуду. Покажи мне ­ и я запомню. Вовлеки меня ­ и я научусь”. Именно метод проектов позволяет организовать учебный процесс таким   образом,   что   практически   все   учащиеся   оказываются   вовлеченными   в   активный процесс   познания.   Не   случайно   проектная   деятельность   провозглашена   как   базовая образовательная технология. Проектирование   предполагает   соединение   теоретических   знаний,   практических навыков   и   умений,   полученных   в   ходе   учебного   процесса   с   формированием   активной жизненной позиции. Использование проектного метода в учебно­воспитательном процессе позволяет развивать творческое мышление и воображение ребенка. Проектная деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность   и   психическое   напряжение   учащихся.   Это,   в   свою   очередь,   улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных   факторов,   т.е.   способствует   сохранению   как   психического,   так   и соматического   здоровья   школьников.   Таким   образом,   проектную   технологию   можно считать здоровьесберегающей.  Педагогическая   значимость   метода   проектов    что:  ­ метод проектов выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта; состоит   в   том, ­ метод проектов дает возможность изменить характер учебной деятельности учащихся, из репродуктивной   она   превращается   в   поисковую   и   творческую   (ученик   сам   познает, открывает, осмысливает и применяет знания); ­ метод проектов позволяет учащимся экспериментировать, осуществлять самостоятельное действие, предъявлять результаты – продукт; они получают возможность самореализации в конкретном деле, они не только слушают и видят, но и действуют. ­ метод проектов – метод, идущий от детских потребностей и интересов, их возрастных и индивидуальных особенностей; ­ метод проектов позволяет учащимся проявить учебную инициативу и самостоятельность, использовать в нестандартной ситуации знания и умения из разных областей знаний; ­ метод проектов позволяет учителю выявить уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; их умение работать в коллективе. Основными   педагогическими   принципами   проектной   деятельности   в образовательном учреждении по формированию представлений о здоровом образе жизни являются: 1.Формирование   представлений   о   ЗОЖ   основывается   на   ценностях   и   традициях национальной культуры, строится в соответствии с ценностями и  нормами, присущими в данной семье; 2.   Принцип   опоры   на   эмоционально­чувственную   сферу   учащегося   –   требует   создания условий   для   возникновения   эмоциональных   реакций   и   развития   эмоций,   которые усиливают внимание учащегося на действиях и поступках; 3. Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым учеником; 5.Принцип стимулирования интереса учащихся к определенным проблемам; 6.Принцип сотрудничества педагога и учащегося. Метод проектов делает образовательную систему открытой для активного участия учащихся   и   их   родителей,   а   основной   его   целью   является   воспитание   потребности   в ведении   здорового   образа   жизни,   которое   определяется   задачами   развития   и   задачами исследовательской   деятельности   учащихся,   где   взрослые   являются   помощниками   и направляют эту деятельность.  Тематически направленная на формирование здорового образа жизни деятельность:     позволяет решать проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, формирует  знания о здоровье и Здоровом образе жизни,  способствует   выполнению   профессиональных,   общественных,   семейных   и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях  определяет   направленность   усилий   личности   в   сохранении   и   укреплении индивидуального и общественного здоровья.   Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру и этапы   работы  над   ним,   на   каждом   из   которых   учитель   и   ученики   выполняют определенные функции: Этап проекта Подготовительный  Его реализация 1.Педагогическая проблема. 2. Выбор темы. 3. Постановка цели и задач.  4.Уточнение сроков реализации проекта. Основной этап  1.   Сбор   материала,   работа   с   ресурсами   проекта. 2.Мониторинг детей. 3. Реализация детских проектов.  Заключительный этап Обобщение педагогического опыта. В ходе работы над проектом команда школьников разрабатывает, а затем успешно реализует свой проект. Обязательная реализация проекта приучает детей к практике и ответственности за свои действия.   Следует   отметить,   что   наиболее   успешным   подведением   итогов   проектной деятельности   школьников   является   защита   реализованного   проекта,   что,   помимо   всего прочего,   способствует   формированию   навыков   эффективной   презентации   полученных результатов. Реализованы проекты эколого­валеологической и социальной направленности:  2017 г. «Безопасный переход». Авторы учащиеся 7­9 класса; «Табак – история и современность». Авторы учащиеся 7 г класса;   2016г. «Влияние шума на здоровье человека». Авторы учащиеся 9х классов; 2015г. «Наши биологические часы». Авторы учащиеся 9в класса; «Польза и вред сухариков и чипсов». Авторы учащиеся 8х­9х классов; «Сотовый телефон – друг или враг». Авторы учащиеся 7х­8х классов;  2014г. «Изучение лекарственных растений Волго­Ахтубинской поймы». Автор учащаяся 8в  класса. Результаты. Реализация   представленного   опыта   по   формированию   навыков   здорового   образа жизни у детей с ОВЗ  имеет положительные результаты:  Незначительная     положительная  динамика  в   отказе  детей  с  ОВЗ  от  вредных привычек;  Повышение уровня ценностного отношения учащихся к собственному здоровью;  Проекты   детей   эффективно   используются   для   проведения   классных   часов, родительских   собраний,   в   учебной   деятельности,   формируя     познавательный интерес к культуре здорового образа жизни. Вывод. «Здоровье—это   драгоценность   (и   при   этом   единственная)   ради   которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать   ради   него   частицей   самой   жизни,   поскольку   жизнь   без   него   становится нестерпимой и унизительной».      М. Монтень. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, но и физически. Роль педагога в сохранении здоровья учащихся значительна, т.к. в руках педагога находится   инструментарий   для   обучения   детей   не   только   школьным   предметам,   но   и осознанному отношению к своему здоровью. Наступило другое время  ― и   активным,   модно   выглядеть   красиво  прекрасно.     Так   давайте   прививать   новый   тренд   следовать за ним! ―  Время Здоровых Людей. Сейчас модно быть здоровым  это всегда     тренд   здорового   образа   жизни   и  красота здорового человека  ― ― Каждая школа должна стать «школой здорового стиля жизни»!

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.

Обобщение опыта по формированию навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ.
Скачать файл