Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»
Оценка 4.9

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
география
6 кл
13.05.2019
Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»
Сущность опыта: В обобщении опыта представлены элементы технологии личностно-коммуникативного общения, проблемного обучения, основные формы личностно ориентированного обучения, имеет место роль рефлексивного управления в личностно- коммуникативной технологии и способы их внедрения в систему уроков географии. Ведущая педагогическая идея: При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это даёт возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень усвоения знаний, видеть проблемы в своих знаниях и умениях.
школьный сайт Модульная технология на уроках географии.doc
МБОУ   «Сычевская   средняя   общеобразовательная   школа имени К.Ф. Лебединской» Смоленского района  Алтайского края Обобщение опыта по теме «Формирование учебно­ познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии» Муравлева Елена Алексеевна                  учитель географии и биологии Условия возникновения опыта Современное   образование приблизилось к  тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в  образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности.  Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить  новые результаты своей работы. Творческая активность школьника зависит от  переосмысления им своей деятельности. Это переосмысление должно привести его к  изменению своего отношения к учёбе, к постановке им более высоких целей. Известно,  что творческая активность может осуществляться в деятельности. Значит, школа  должна постепенно переходить на педагогические  технологии, которые включали бы  ученика в развивающую деятельность.       Первое   требование   к   педагогическим   технологиям   –   их   эффективность.   Она заключается в том, чтобы каждого ученика направить на активную самостоятельную познавательную деятельность, на развитие личности, на воспитание культуры общения, способности мобилизовать свои морально­волевые усилия на достижения цели в учёбе. Только   те   педагогические   технологии   имеют   успех   в   развитии   личности   ученика, которые включают в себя рефлексию, т.е. осознание учеником процесса и результатов своей   деятельности   с   учётом   их   оценки   другими,   а   также   причин:   почему   это произошло, что я сделал не так, почему ошибся. Включение рефлексии  в учебный процесс содействует самосознанию и самопознанию учащихся. И сейчас это выходит на первое место, ибо нельзя построить траекторию развития ученика, когда он не знает своих склонностей, интересов и возможностей. Нужно, чтобы ученик осознавал себя, оценивал себя глазами других и отвечал за свои действия.  Обучение   должно   быть   целенаправленным,   т.е.   педагогические   технологии   должны обеспечивать стимулирование внутренней активности ученика, развивать его личность, давать   возможность   усвоения   каждым   школьником   стандарта   образования   и   даже больший объём материала в соответствии с его интересами и способностями.  Учебный   процесс   в   школе   может   развиваться   либо   путём   медленного совершенствования   его   отдельных   частей,   либо   путём   кардинального   изменения   с реализацией системного подхода. Модульное обучение даёт возможность осуществить второй путь развития. Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая   бы   удовлетворяла   образовательные   потребности   каждого   учащегося   в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели   необходимо   кардинально   поменять   парадигму,   с   позиций   которой рассматриваются отношения ученика и учителя в учебном процессе. Согласно теории деятельности, в чём я убедилась на собственном опыте, обучение эффективно   только   при   такой   организации   учебного   процесса,   когда   учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Поэтому новая   концепция   состоит   в   том,   что   учащийся   должен   учиться   сам,   а   учитель   –  осуществлять   мотивационное   управление   его   учением,   т.е.   мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Перевод   обучения   на   субъект­субъектную   основу   требует   такой   педагогической технологии,   которая   бы   обеспечила   ученику   развитие   его   мотивационной   сферы, интеллекта,   склонностей,   самостоятельности,   коллективизма,   умения   осуществлять самоуправление   учебно­познавательной   деятельностью.   Модульное   обучение позволяет практически решить эту задачу.     Технология опыта Отличие модульного обучения от других педагогических технологий.  В чём же отличие модульного обучения от других систем обучения?  Содержание   обучения   должно   быть   представлено   в   законченных   самостоятельных комплексах   (информационных   блоках),   усвоение   его   должно   происходить   в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный материал и т.д.  Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Он общается   с   ними   как   посредством   модулей,   так   и   непосредственно   –   с   каждым индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект­субъектную основу. Отношения учителя и учащихся становятся более паритетными.   Каждый   учащийся   работает   большую   часть   времени   самостоятельно,   учится целеполаганию, планированию, контролю, организации и оценке своей деятельности. И таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно­познавательной деятельностью   учащихся   через   модули   и   непосредственно,   но   это   более   мягкое,   а главное сугубо целенаправленное управление.  Наличие модулей на печатной основе позволяет учителю индивидуализировать работу с   отдельными   учениками   путём   консультирования   каждого   из   них   и   оказания персональной помощи.    Система действий учителя по переходу на модульное обучение.  Несмотря на то, что мой опыт работы по модульной технологии ещё не очень большой, всего три года, я позволю себе дать несколько советов тем учителям, которые решили использовать эту технологию на своих уроках. Прежде   всего,   необходимо   разработать   модульную   программу,   которая   состоит   из комплексной   дидактической   цели   и   совокупности   модулей,   обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу учителю необходимо:  ­ выделить основные научные идеи курса;  ­ структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые   блоки;   ­ затем сформулировать комплексную дидактическую цель (КДЦ).  КДЦ имеет два уровня: первый предполагает  усвоение  учебного содержания и его использование   в   практике   на   начальном   этапе   изучения,   а   второй   требует перспективного подхода к учебному содержанию. Из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и соответственно им формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою ИДЦ. Совокупность этих целей обеспечивает достижение КДЦ.  Однако   в   модули   входят   крупные   блоки   содержания   учебного   предмета.   Поэтому каждая   ИДЦ   делится   на   частные   дидактические   цели   (ЧДЦ)   и   на   их   основе выделяются учебные элементы. Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент. В результате создается дерево целей: вершина дерева – КДЦ для модульной программы, средний слой – ИДЦ для построения модулей и нижний слой – ЧДЦ для построения учебных элементов.     Основные принципы построения модульных программ.  Учителю,   разрабатывающему   модульные   программы,   необходимо   опираться   на следующие основные принципы:  1. Принцип целевого назначения.  Модули можно разделить на 3 типа:  ­  познавательные, которые используются при изучении основ наук;  ­   операционные  (для формирования и развития способов деятельности);  ­   смешанные, которые чаще всего используются в школе.   2.  Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактичес­ ких целей.  Совокупность   ЧДЦ   обеспечивает   достижение   ИДЦ   каждого   модуля,   совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ. 3. Принцип обратной связи. Никакое   управление   невозможно   без   контроля,   анализа   и   коррекции.   Причём   в модульном   обучении   управление,   осуществляемое   учителем,   сочетается   с самоуправлением учением со стороны самих школьников.  Модуль   любого   порядка   включает   в   себя   контроль   за   выполнением   задания,   за усвоением знаний учащихся. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие формы контроля:  ­ самоконтроль;  ­  взаимный контроль учащихся;  ­  контроль учителя.  Самоконтроль   осуществляется   учеником.   Он   сравнивает   полученные   результаты   с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения.  Взаимный контроль возможен, когда ученик задание уже проверил и исправил ошибки. Теперь он может проверить задание партнёра и выставить оценку.  Контроль   учителя   осуществляется   постоянно.   Обязателен   входной   и   выходной контроль в модуле второго порядка. Кроме этого, осуществляется текущий контроль. Формы   контроля   могут   быть   самыми   разными:   тестирование,   индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д.  Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила.   Начиная   работать   с   новым   модулем,   нужно   проводить   входной   контроль знаний   и   умений   учащихся,   чтобы   иметь   информацию   об   уровне   их   готовности   к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.  Важно также  осуществление  текущего  и промежуточного  контроля  после  изучения каждого учебного элемента (я чаще всего использую мягкий контроль –  самоконтроль, взаимопроверка,   сверка   с   образцом   и   т.д.).   После   завершения   работы   с   модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен   показать   уровень   усвоения   всего   модуля   и   тоже   предполагает соответствующую доработку.  В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются   в   ведомости   (листе   оценок),   на   основании   которой   выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.  Для   успешной   работы   учащихся   с   модулем   учебное   содержание   должно   быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы   учитель   через   модуль   как   бы   беседовал   с   учащимися,   вызывал   каждого   на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех. Для реализации принципа обратной связи большое значение имеет структура модуля. Он состоит из выделенных учебных элементов (УЭ) основных и трёх дополнительных: в начале модуля имеется нулевой учебный элемент (УЭ 0), в котором записываются цели   модуля,   в   предпоследнем   учебном   элементе   дано   резюме   (или   обобщение), последний   УЭ   содержит   задания   для   выходного   контроля.   Модуль   может   быть представлен в виде таблицы.     Общие критерии формирования содержания модуля.     Для учителя важно знать общие критерии формирования содержания модуля:  1. Используя   модули,   можно   успешно   осуществлять   внутрипредметные   и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.  2. Другой критерий связан с необходимостью дифференциации учебного содержания. Нижний уровень соответствует обязательному минимуму содержания, высший – включает сверх того дополнительные сведения.  3.Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:   восприятие  →  понимание  →  осмысление  →  запоминание    →       →  применение  →  обобщение  →  систематизация.       И   здесь   есть   большая   возможность   осуществлять   проблемное обучение.  Модуль   должен   представлять   учащимся   возможность   для   повторения   основного содержания.   И   это   реализуется   через   учебный   элемент   –   резюме.   Хорошо   если обобщение сделано не только словесно, но и в форме сравнительных таблиц, графиков, диаграмм и т.д.  Мой   личный   опыт   показывает,   что   введение   модулей   в   учебный   процесс   нужно осуществлять   постепенно.   На   начальном   этапе   можно   использовать   традиционную систему обучения с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система   может   сочетаться   с   модульной   технологией.   Очень   хорошо   вписывается   в модульное,   обучение   вся   система   методов,   приёмов   и   форм   организации   учебно­ познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.  Наблюдения   и   результаты   работы   показывают,   что   для   учащихся   главное   то,   что каждый работает самостоятельно, в своём темпе, при этом есть возможность получить консультацию   у   учителя,   использовать   помощь   товарищей,   можно   всё   время   себя контролировать. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание.  При   модульном   обучении   ученик   включается   в   активную   и   эффективную   учебно­ познавательную   деятельность,   работает   с   дифференцированной   по   содержанию   и объёму   помощи   программой.   Идёт   индивидуализация   контроля,   коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения.  Данная   система   обучения   гарантирует   каждому   ученику   освоение   стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм. На занятиях не бывает как правило никаких проблем с дисциплиной, у детей просто нет времени на шалости.     Роль учителя в учебном процессе.  При модульном обучении она принципиально меняется. Задачи преподавателя состоят в том, чтобы:  ­  мотивировать процесс обучения;  ­  осуществлять управление учебно­познавательной деятельностью учащихся через модули;  ­  непосредственно их консультировать.  В   результате   изменения   деятельности   учителя   на   уроках   меняются   характер   и содержание   подготовки   к   ним:   теперь   учитель   готовится   не   к   тому,   как   лучше провести   объяснение   материала,   а   к   тому,   как   лучше   управлять   деятельностью учеников.  Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то его задача состоит в   грамотном   выделении   интегрирующих   дидактических   целей   модуля   и структурировании   учебного   содержания   сообразно   этим   целям.   Это   обязательно приводит учителя к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.  Продумывание целей деятельности учащихся, определение  программы их действий, предвидение возможных затруднений, чёткое определение форм и методов обучения требуют   от   учителя   хорошего   знания   своих   учеников.   В   процессе   овладения технологией   модульного   обучения   учителя   вырастают   профессионально   и   поэтому процесс   овладения   теорией   и   практикой   модульного   обучения   –   это   путь профессионального   самореализации.  самосовершенствования   учителя,   возможность   его       Типы учебных элементов модульных программ.  Успех   применения   модульных   программ   во   многом   зависит   от   качественного содержания модулей первого порядка – учебных элементов, так как именно с этими учебными   элементами   ученик   работает   непосредственно.   Первым   требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых к исполнению ученику на каждом модульном уроке. В модулях используются разнообразные носители учебной информации, поэтому данная типизация систематизирует учебные элементы на основе носителя.  Типы   учебных   элементов   на   основе   особенностей   и   носителя   учебной информации.     Тип учебного элемента  Текстовой  Табличный  № п.п.  1.  2.  Картографический  3.  4.  Иллюстративный  5.  Словесный  6.  Компьютерный  7.  Аудио­видео  8.  Натурный  9.  Смешанный  Носитель учебной информации  Учебник, доп. литература, журналы, газеты.  Атласы, карты, планы, картосхемы.  Таблицы, графики, блок­диаграммы.  Фото, рисунки, репродукции.  Учитель, докладчик, лектор.  Базы данных  Видеозаписи, кино, слайды, аудиозаписи, диски.  Ландшафты и его компоненты  Носители всех типов или некоторых из них.  Приведу   примеры   использования   этих   типов   учебных   элементов   в   своей педагогической практике.    Текстовый УЭ.  Текст,   как   носитель   учебной   информации,   наиболее   часто   используется   в   учебных элементах. Обычно такие УЭ содержат указания: прочитай, выдели главное, составь конспект, пользуясь текстом, составь таблицу и т.д.    Пример: УЭ Цель: расширить знания по истории открытия и исследования Южной  Америки.  Задание: Прочти текст учебника на стр. 167­168.  Ответь на вопросы:  а)   Честь   открытия   Южной     Америки   принадлежит   Христофору   Колумбу,   почему материк  не назван его именем? б) Назови официальную дату открытия материка.  в) Экспедиции какого  учёного и путешественника были настоящим открытием Южной Америки для географической науки? г) Кто из русских исследователей изучал природу и население Южной Америки?  д) Какой учёный во время экспедиции на материк в 1932­1933 гг.                установил географические центры древних очагов земледелия и происхождения ряда культурных растений.       Картографический УЭ.  Карты, атласы, планы – компактные и вместе с тем ёмкие источники информации. С карты   можно   снять   отдельные   значения,   составить   описание   объекта,   дать характеристику.   Карты   незаменимы   при   сравнении   регионов,   так   как   позволяют целостно представить территорию или фактор, который картографируется. Учебные элементы содержат указания: определите, установите, измерьте, опишите и т.д.      Пример: УЭ. Цель: познакомиться с озёрами Африки, их своеобразием и неповторимостью.  Задание:   Используя   физическую   карту   Африки,   определи   какие   озёра   материка относятся к сточным, какие – к бессточным. На основе полученных данных в рабочей тетради составь схему ''Озёра Африки''.     Табличный УЭ.  Табличная   форма   размещения   информации   компактна   и   удобна.   При   работе   с табличными   УЭ   ученик   получает   установки:   определи,   сравни,   опиши   динамику изменения и т.д.     Пример: УЭ Цель: определить особенности естественного движения населения России.  Задание:   по   данным   таблицы   4   (стр.57)   определи,   как   изменяются     показатели рождаемости, смертности и естественного прироста в ряде регионов России (данные 2004г.)  Иллюстративный УЭ.    Пословица гласит: ''Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать''. Иллюстративный УЭ используется для того, чтобы составить образное представление об объекте или процессе. В связи с этим наиболее частым является указание к усвоению: опишите, рассмотрите и охарактеризуйте особенности и т.д.     Пример: УЭ   Цель:   изучить   особенности   природы   зоны   влажных   экваториальных   лесов   Южной Америки.  Задание: используя рисунок, определи, какие животные изображены на нём и как они приспособлены к условиям обитания.      Словесный УЭ.  Словесные методы основные в традиционном образовательном процессе. Так как новые технологии   строятся   на   отрицании   традиционного,   то   словесные   методы   часто   не находят   место   в   этих   новациях,   что   отрицательно   сказывается,   в   частности,   на модульном обучении. Малая эффективность  словесных  методов связана с тем, что мозг   человека   работает   в   4­5   раз   быстрее,   чем   самая   быстрая   речь;   поэтому слушающий время от времени отключается (начинает думать о чём­то своём). На слух улавливается 40­50 % информации. Чтобы повысить усвояемость учебного материала, педагоги часто повторяют, приучая тем самым учеников к невнимательности. Логики ребёнка такова: учитель важное ещё раз повторит. Таким образом, традиционная школа отучает детей слушать.  Модульное обучение, наоборот, приучает слышать, так как словесный УЭ имеет свои особенности:  Установка.   Зачем   даётся   информация?   Какое   задание   далее   на   основе   этой информации предстоит сделать?  Информация будет получена, но повторения не будет. Пример: УЭ   Цель: Познакомиться с жизнью и деятельностью Джеймса Кука.  Задание:   внимательно   прослушай   сообщение   твоего   товарища.   По   ходу   рассказа записывай в тетрадь географические названия, а затем нанеси их на контурную карту и начерти маршрут путешествий Джеймса Кука.       Компьютерный УЭ.  Если в обучении может быть использован компьютер, то лучше проводить полностью компьютеризированный урок. Модульная технология для этого подходит как нельзя лучше. В компьютер вводится учебная информация и руководство к овладению ею. Компьютеру   частично   передаются   функции   управления   познавательной деятельностью. В компьютер может быть занесён весь модуль или отдельные УЭ. Из­за отсутствия необходимого программного обеспечения, я использую компьютерные УЭ, в основном, для выходного контроля по теме модуля или целого тематического блока модулей.    Пример: УЭ   Цель: определить уровень усвоения темы.  Задание: выполни на выбор тест или кроссворд ''Внутренние воды Южной Америки''.   Аудио­видео УЭ.  Кино и грамзаписи  давно используются в учебном процессе. В современной школе появилось   видео,   что   позволяет   использовать   в   процессе   урока   короткие   видео сюжеты.  Большая видео  информация  заложена  и   в компьютерах,  её   также  можно использовать на уроке в сочетании с компьютерными УЭ. Особенность применения кино­   и   звукозаписей   в   модульной   технологии   определяется   целеполаганием   и конкретикой.   Ученик перед просмотром или прослушиванием знакомится с целью и заданием, которое он должен выполнить.    Натурный УЭ.  Эти   учебные   элементы   предполагают   овладение   знаниями   в   процессе   экскурсий   и практических работ на местности, в ходе которых ученик знакомиться с природой или деятельностью человека.    Пример: УЭ   Цель: научиться определять левый и правый берега реки. Задание:   вспомни,   как   определяются   берега   реки   по   отношению   к   направлению течения. Определи левый и правый берега реки Песчаной. Сделай в тетради схему участка реки, стрелкой укажи направление течения и подпиши берега.     Смешанный УЭ.  Часто при создании учебных элементов используется не один, а несколько носителей информации, поэтому такой УЭ будет смешанным.     Пример: УЭ.  Цель: выявить основные черты строения земной коры и рельефа Африки.  Задания:  1. По   карте   ''Строение   земной   коры''   определи,   частью   какой   плиты   является Африканская платформа?  2. Прочти текст учебника на стр. 114­115 и проанализируй рис.51.  3. На физической карте материка найди основные формы рельефа Африки и нанеси их на контурную карту. Отметь высшую точку материка и  определи её координаты.                       Формы учебных элементов.  Противники модульной технологии часто обвиняют её в однообразии учебной  деятельности, что, как они утверждают, приводит к скуке и вызывает падение интереса к предмету, меж тем как широкий набор разных типов уроков позволяет разнообразить учебную деятельность и способствует повышению интереса к учению.  На самом деле в модульном обучении изначально заложено разнообразие, т.к. формы УЭ могут быть самыми разнообразными.    Академический УЭ.  Это наиболее распространённая форма УЭ, в которой ставятся познавательные цели, а в   инструкции   ученику   предлагается   решить   их,   используя   традиционные   методы самообучения. Все приведённые выше примеры – академические УЭ.    Игровой УЭ. В   основе   данного   типа   УЭ   лежит   моделирование   ситуации,   лишь   в   определённой степени связанной с реальностью. В ходе решения игровой ситуации для повышения эмоционального   фона   урока   учащиеся   могут   выполнять   ролевую   игровую деятельность.    Пример: УЭ   Цель: закрепить знания о рекреационных ресурсах России; научиться практическому применению знаний.  Задание:   представь,   что   ты   –   директор   туристической   фирмы,   занимающейся организацией   отдыха   иностранных   туристов.   Разработай   новый   туристический маршрут  по нашей стране (используй учебник, атлас, дополнительную литературу).  В   модульном   уроке   должны   сочетаться   академические   и   игровые   УЭ:   первые предпочтительны   для   изучения   нового   материала,   вторые   –   для   закрепления   и практического применения знаний и умений.        Формы работы с модулем.   Модульная технология настолько гибкая, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например коллективного самообучения (КСО). Инструкция модуля может предполагать:                                                                                                                              1. Индивидуальную самостоятельную работу ученика.                                                          2. Партнёрскую работу в парах.                                                                                                3. Работу в группе. Результативность опыта Итоги освоения модульной педагогической технологии – разумная интенсификация  учебного труда. Вместе с дифференциацией обучения и индивидуализацией учения она приводит к сокращению времени, необходимого для формирования минимального  уровня знаний и умений учащихся. Экономия времени позволяет сократить объем  часов для «прохождения» стандартной учебной программы по предмету. Другая  возможность, вытекающая из экономии времени, связана с включением в учебный план  материала повышенного уровня сложности без увеличения нагрузки школьников. В условиях сокращения часов снижена учебная нагрузка, экономится до 30% учебного  времени, повысилась успеваемость учащихся. Показатель качества знаний и процент успеваемости за последние три года доказывают эффективность применения блочно­модульной технологии в обучении географии. Так, количество   учащихся,   имеющих   итоговые   «4»   и   «5»,   увеличилось   на   2%   и   3% соответственно. Отстающих в обучении географии нет, поэтому процент успеваемости не снижается и составляет 100%, значительно вырос интерес  учащихся к предмету, об этом говорят результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.                 Проблемы и перспективы.  Модульная   технология   предполагает   коренную   перестройку   учебного   процесса.   И поэтому   необходима,   во­первых,   разработка   модульных   программ;   во­вторых, разработка новых учебных пособий, в­третьих, разработка методических инструкций для учащихся.  Современные учебники усложняют подготовку инструкций для выполнения модулей. В идеальном пособии должен быть пронумерован каждый абзац. Тогда можно просто указать,   например:   ''Прочти   6­7   абзацы,   стр.94''.   Учебники   могут   быть   лишены методического аппарата, который должен быть издан отдельной инструкцией.  Это   огромная   работа,   но   зато   впоследствии   снижаются   затраты   на   подготовку конкретных занятий и высвобождается время учителя для творческой методической работы. Это  перспективы, а реальность – отдельные модульные уроки или отдельные темы, короткие модульные программы.   .  Заключение.  Я считаю, что основными преимуществами модульной системы обучения являются  изменение форм общения учителя с учащимися и самостоятельность учащихся в  достижении целей обучения. Учитель общается с учащимися, как посредством  модулей, так и непосредственно – с каждым индивидуально. В модуле учитель  формулирует для учащихся дидактическую цель, даёт письменно советы: как  рациональнее действовать, где найти нужный материал. Важно и то, что ученик может  в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и  заданиям. Во время самостоятельной работы с модулем учащиеся учатся  целеполаганию, планированию, контролю, организации и оценке своей деятельности.  Каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и  умениях. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом  деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно­познавательной       деятельностью учащихся через модули. Отношения учителя и учащихся становятся  более паритетными.     Однако никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причём в модульном обучении управление, осуществляемое учителем, сочетается с управлением учением со стороны самих школьников, что, по моему мнению, очень важно. Все виды контроля   позволяют   не   только   выявить   пробелы   в   усвоении   знаний   с   целью   их немедленного   устранения,   но   также   при   хороших   знаниях   и   умениях   углубить   и закрепить материал по теме.  Для   успешной   работы   учащихся   с   модулем   учебное   содержание   должно   быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Учитель через модуль должен беседовать с учащимися, вызывать каждого на рассуждение, поиск, догадку,   подбадривать,   ориентировать   на   успех.   Ученикам   нравятся   модули   с занимательными  вопросами,  тестами,  схемами и таблицами,  обсуждение  и анализ  в группе  визуальных  заданий,  возможность  проконтролировать   товарища   и объяснить ему материал, если возникли трудности.  Модули помогают также решить проблему дифференциации учебного процесса, т.к. в модуль   можно   включить   учебные   элементы,   соответствующие   обязательному минимуму   знаний   (учебной   программе)   и   дополнительные   –   углубленного   и творческого   уровня.   Здесь   есть   также   возможность   осуществлять   проблемное обучение.  Модуль даёт возможность учащимся для повторения основного содержания темы через учебный элемент – резюме. Лучше всего обобщение делать в форме сравнительных таблиц, графиков, диаграмм, тестов, что в географии сделать несложно.  Наблюдения   и   результаты   работы   показывают,   что   для   учащихся   главное   то,   что каждый работает самостоятельно, в своём темпе. При этом есть возможность получить консультацию   учителя,   использовать   помощь   товарищей,   можно   всё   время   себя контролировать,   знать,   сколько   ещё   необходимо   усилий   для   достижения   конечной цели. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание, имеют возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. Данная система  обучения гарантирует  каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у модульного обучения и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм.  Важно   также   и   то,   что   принципиально   меняется   роль   учителя,   который   теперь готовится не кому, как лучше провести объяснение материала, а как лучше управлять деятельностью учеников.  Важным   условием   перехода   на   модульное   обучение   я   считаю   уровень   готовности школьников   к   самостоятельной   учебно­познавательной   деятельности.   Не   во   всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учителя   начальной   школы   большое   внимание   уделяли   формированию   навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. Некоторые  учащиеся просто не успевают выполнить все задания из­за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому я работаю с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах я использую элементы   модульной   технологии   при   изучении   отдельных   тем   школьного   курса, наиболее   простых   и   интересных   учащимся,   формируя   у   них   тем   самым   навыки самостоятельной работы. Применение   технологии   модульного   обучения   позволяет   формировать  ключевые компетенции учащихся: ­информационную культуру, умение ориентироваться в потоке информации, критически её оценивать, систематизировать, обобщать. ­ способность к самообучению, саморазвитию. ­компетентность в принятии решений. ­коммуникативные компетентности. ­рефлексивные качества личности. Применение   модульной   технологии   на   уроках   географии   помогает   добиваться поставленной цели, создаёт творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки   взаимоконтроля   и   самоконтроля,   готовит   к   практической   трудовой деятельности учащихся.  Использование модульной технологии в обучении географии позволило мне достичь определённых результатов: ­модульное обучение активизировало мыслительную деятельность учащихся; ­у   большинства   учащихся   сформировалась   положительная   мотивация   к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии; ­возросла   эффективность   развития   интеллектуальных   и   творческих способностей учащихся.    Адресная направленность Модульные уроки разработаны мною по различным темам, апробированы и успешно  применяются при обучении географии в 6­11 классах.                                                                                             Литература 1.Греханкина Л.Ф., Добрякова З.Ф. «Блочно­модульное изучение курса «География  материков и океанов»// География в школе – 1999г., №4 2. Кутейников С.Е. «Модульные блок­циклы в преподавании географии»// География в школе – 2000 г., №5 3.Савина Н.Г. «Применение дидактических технологий в преподавании курса  географии» ­ Брянск, 2000г. 4. Финаров Д.П. «Методика обучения географии в школе» ­ М­АСТ, «Астрель», 2007г 5. Юцявичене П.А. «Теория и практика модульного обучения» ­ Каунас, 1989г. 6. Яковлева З.Л. «Использование модулей в курсе географии X класса»// География в  школе – 2001 г, №2 Приложение    Литосфера Цели: дать знания уч­ся об основных формах рельефа Земли, о видах движения земной коры, своеобразии рельефа. Формировать умения различать по внешним признакам  осадочные и магматические породы, показывать и определять по  карте  географическое положение гор и равнин, их высоту над уровнем моря. Формировать  мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры и рельефа. Литосфера М 1 – Внутреннее строение Земли. Литосфера. М 2 – Породы, слагающие земную кору. М 3 – Движения земной коры. М 1 – Внутреннее строение Земли. Литосфера. Цель: дать уч­ся первоначальное представление о внутреннем строении земного  шара, строении земной коры и её мощности в различных участках. Изучение земных  глубин. Источники знаний                                          Текст учебника стр.46 Рисунок [внутреннее  строение земли] 30 УЭ УЭ 1 УЭ  2 Ход урока                 Содержание работы Установочная консультация В процессе работы над УЭ вы должны получить  представление о внешних оболочках Земли, её  внутреннем строении и строении литосферы.               Ваша цель: выяснить внешние оболочки Земли и её  внутреннее строение                                                        Задания: читая текст учебника выпишите в тетрадь  названия внешних оболочек Земли и внутреннее  строение, оформите это в виде таблицы:                       Внутреннее строение  Внешние оболочки  земли Земли 1…….                               1……                                2…….                               2……                                3…… 3…….                               Физическое состояние частей внутреннего строения  Земли а) земная кора…. б) мантия……. в) ядро….. Расскажите товарищу по парте о состоянии  внутренних частей Земли УЭ  3 Ваша цель: узнать, что такое литосфера, её строение  Задание: внимательно слушая объяснение учителя  схематично изобразить строение литосферы в  тетради, как показано на рис.1, подписать слои. Объяснение учителя        рисунок в тетради Рис.1                                                                           перерисовать с инстр.     Методы изучения земного шара                                      Контроль: Описать земную кору по плану: 1. Название оболочки 2. Чем сложена 3. Примерная толщина:                                            Океаническая земная кора (1 вариант) Материковая земная кора (2 вариант) Д.З. Ответить на вопрос: Как и зачем изучают  земную кору?                                              М 2 – Породы, слагающие земную кору. Цель: сформировать у учащихся понятия о магматических, осадочных,  метаморфических горных породах. Способы образования осадочных пород  обломочного органического, химического, а также метаморфических пород. Ход урока УЭ                         Содержание работы УЭ0         УЭ1 УЭ2 УЭ3 Цель: проверить степень усвоения материала о внутреннем  строении Земли. 1. Каково внутреннее строение Земли? 2. Что называется литосферой? Какова её мощность под  океанами, равнинными и горными участками суши? 3. Для чего учёные изучают внутреннее строение земного  шара?                                                    Ваша цель: обратить  внимание на разнообразие горных пород.   Задание: прочитайте текст учебника «Разнообразие горных пород  и минералов». Обратите внимание на происхождение горных  пород.          В тетради начертите таблицу:      Магматич. Обломочн. Органич. Химич. Метаморфические  Ваша цель: читая текст учебника «магматические горные породы»  усвоить: а) что такое магма   б) какие породы называются магматическими? в) от чего зависит строение магматических пород? г) заполните первую графу таблицы примерами магматических  пород. Ваша цель: читая текст выяснить: чем отличается образование  осадочных пород т магматических ­ группы осадочных пород ­ заполни таблицу (обломочные, органические, химические  породы)    Источники знаний Параграф 17, пункт1 Учебник  параграф  17, п.2,  стр.50 Учебник  параграф  17, п.3,  стр.50 Образцы  горных  пород Объясн.      учителя УЭ4 УЭ5 УЭ6 Демонстрация горных пород. Учитель показывает образцы горных  пород, а ваша цель обратить внимание на их внешний вид и  запомнить как выглядят горные породы ( по строению, плотности,  твёрдости и весу) разного происхождения.    Внимательно слушая объяснение, заполните последнюю графу  таблицы и запомните, как образуются метаморфические горные  породы.    Ваша цель: учитель называет, показывая образцы горных пород, а  вы напишите их в соответствующую строку, в тетрадь как  показано: Магматические Осадочные: Обломочные Органические Химические Метаморфические Проверить тетрадь товарища и поставить оценку: 5 – 0 ошибок 4 – 1­2 ошибки 3 – 3­4 ошибки Д.З.если вы хорошо справились с последним УЭ – отдохните, если  же нет, прочтите ещё раз параграф 17.                                              М 3 – Движения земной коры. Цель: сформировать у учащихся представление о залегании горных пород, о  медленных колебаниях земной коры, «землетрясениях». Сила землетрясений.                  Новые понятия: сейсмические области, сейсмограф, эпицентр, очаг землетрясения. Ход урока УЭ УЭ1 УЭ2 УЭ3          Содержание работы Ваша цель: во время объяснения учителя представить  себе формы залегания горных пород и причины  движения земной коры. Задание: в тетради записать заголовок УЭ – «Формы  залегания горных пород» и во время объяснения  изобразить в тетради: Складчатое залегание, складчато­глыбовое, глыбовое. Ваша цель: получить представление о медленных  колебаниях суши. Показать на настенной карте: а) районы, испытывающие медленное поднятие б) районы, испытывающие опускание земной коры Ответить на вопрос: «Как можно узнать о медленных  колебательных движениях земной коры вдали от  моря?» Ваша цель: представить себе каким грозным явлением  Источники знаний объяснение учебник параграф  18, стр.53 учебник параграф  18, п.4»медленные  вертикальные  движения» учебник, таблица, УЭ4 бывают землетрясения, какие беды они приносят  людям. Цель: выяснить причины землетрясений, познакомиться с понятиями: эпицентр, очаг землетрясения,  сейсмические области. Задания: внимательно слушая рассказ учителя будьте  готовы ответить на вопросы: 1. Причины землетрясений 2. Уметь показать на рисунке очаг, эпицентр  землетрясения и дать им определение 3. Прибор, записывающий малейшие сотрясения  земной коры называется ….? 4. По тексту учебника познакомиться со шкалой  рисунок 37 объяснение учителя,  рисунок учебника  38, настенные  таблицы стр.56 измерения силы землетрясения и заполнить  таблицу:               землетрясения в баллах              показатели 1­2 7­8 3­4 5­6 9­ 10 11­ 12 Изменения   на земной  поверхности Работа с контурными картами. Цель: развивать навыки работы с контурной картой и  знать сейсмические области Задание: под руководством учителя условным знаком  (найти его на карте) показать районы землетрясений на  нашей планете. Д.З. Ответить на ? после параграфа 18  Контурные карты

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»

Обобщение опыта по теме «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся через модульную технологию на уроках географии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019