Урок "Движение воздуха. Ветер"
Оценка 4.6

Урок "Движение воздуха. Ветер"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
6 кл
11.12.2018
Урок "Движение воздуха. Ветер"
Урок- знакомство с понятием "ветер", причинами его возникновения. Какую роль играет ветер в природе и для человека. Ученики знакомятся с прибором флюгером, шкалой Бофорта, сезонными и суточными ветрами- муссонами, бризами, пассатами, смерчем. Интересно знакомство с различными названиями, которые давали ветру разные народы. Учащимся предлагается проанализировать некоторые выражения о ветре в поговорках. Урок сопровождается стихотворениями о ветре.
Урок по теме Движение воздуха. Ветер..doc
6 класс. Урок по теме «Движение воздуха. Ветер». Цель: познакомить учащихся с понятием «ветер», причинами его возникновения, ролью ветра,  познакомить с местными ветрами. Ход урока.  Активизация опорных знаний: давление, единицы измерения давления; изменение с высотой;  анероид. Урок начинается с демонстрации опыта: свеча, полоски папиросной бумаги держим над ней; они поднимаются. Учащиеся указывают причину: теплый воздух (как более легкий) устремляется  вверх, захватывая полоски бумаги. Учитель. Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении  воздуха. Источником нагревания воздуха в нашем опыте было пламя свечи. А от чего нагревается воздух  атмосферы? Почему он перемещается? Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что  в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом. Вы уже знаете, что теплый воздух более легкий, и он поднимается вверх, а более холодный воздух соседних областей  перемещается на его место. Движение воздуха является причиной образования какого­то  процесса. Попробуем отгадать загадку: Хоть бескрылый, а летает, Безголосый, а свистит. Хоть безрукий, но, бывает, Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде, Миг­ и нет его нигде.     (Ветер). Ветер­ это перемещение воздуха из областей высокого давления в области низкого давления  относительно земной поверхности. Белым­ бело на свете белом, Льдом звонким скованы пруды. В саду наигрывает ветер,  Как музыкант, на все лады.  (И. Осмухина) Зачем нам нужен ветер:  ­ Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А.С.Пушкин подмтил: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море… Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе снег и дождь были бы только над водной поверхностью. Взгляни на небосвод­ Повсюду облака плывут, Послушные ветрам, и Громоздят они причудливые формы.    (В Гюго) Ветер, ветер, не свисти, Тучей снежной налети. Все деревья запуши, Все кусты запороши. Ветер веет, веет, веет, Теплым снегом сеет, сеет.     (Л. Квитко) ­ Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из  населенных пунктов. ­ Вырабатывает электроэнергию. Полярники используют ветряные двигатели для получения  света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин; ­ Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в виде башен или  истуканов; ­ Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников, деревьев, споры грибов; ­ Древние люди поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер. Стали ловить его  широкими полотнищами­ парусами, научились строить корабли­ парусники. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах…   (А.С.Пушкин) На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Отдыхающих  привлекает березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, растущие на берегу озера,  имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого  ансамбля­ ветер. Велико эстетическое значение ветра. Одно удовольствие ощущать ласковость и нежность  прикосновений легкого ветерка. «Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час  от часу становился сильнее. Облачко превратилось в тучку, которая тяжело поднималась, росла  и постепенно облегла все небо. Пошел мелкий снег. И вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл,  сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось с черным морем. Все исчезло. «Ну,  барин,­ закричал ямщик,­ беда: буран!» ­ так описывает ветер А.С.Пушкин в «Капитанской  дочке». Как вы думаете, где ветры сильнее, у поверхности земли или на высоте? (на высоте, они  постоянны и дуют со скоростью 20­ 25 м/сек. Ветер характеризуют по следующим показателям: направлению, скорости и силе. Направление  ветра­ это то направление, откуда дует втер ( западные ветры дуют с запада, восточные­ с  востока). Существуют главные направления ветра (север, юг, запад, восток) и промежуточные  (северо­ восток, юго­ запад, северо­ запад,  юго­ восток). Скорость ветра измеряется в м/сек,  км/час, а сила ветра­ по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для  всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12­балльная, а в Америке­ 17­балльная.  Балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Название штиль тихий ветер легкий ветер слабый ветер умеренный ветер свежий ветер сильный ветер крепкий ветер очень крепкий ветер шторм Скорость, м/сек 0 – 0,2 0,3 ­ 1,5 1,6 ­ 3,3 3,4 ­ 5,4 5,5 ­ 7,9 8,0 ­ 10,0 10,1 ­ 13,8 13,9 ­ 17,1 17,2 ­ 20,7 20,8 ­ 24,4 10 11 12 сильный шторм жестокий шторм ураган 24,5 – 28,4 28,5 – 32,6 33 На метеорологических станциях направление и скорость ветра измеряют флюгером, который  устанавливают на высоте 10 метров. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на  вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряют по отклонению второй  пластинки от отвесного положения. (демонстрация прибора). Самое ветреное место на Земле в Антарктиде. Постоянные ветры над поверхностью Земли: в полярных областях преобладают восточные; в  умеренных – западные ветры; в экваториальном поясе – пассаты (устойчивые ветры со  скоростью 5­6 м/сек). Сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу,  называется муссоном. Суточные ветры­ бризы. Это ветер с силой до 4 баллов на побережьях  больших водоемов, озер, больших рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два  раза в сутки. Он хорошо выражен в теплое время года, когда контраст температуры (вода –  суша) наибольший. Ветер самум – властелин пустынь, несущий раскаленный песок,  заставляющий лечь людей и верблюдов. Сильные ветры возникают при формировании циклона. Самая ненастная погода бывает при  тропических циклонах. Они формируются над морем, но могут в дальнейшем двигаться над  сушей. Часто эти ветры наблюдаются в трех районах Земли: в Карибском море и южной части  Северной Атлантики. Здесь они называются ураганами. В Индийском океане они известны как  циклоны, австралийцы зовут их «вили­ вили», а японцы­ тайфунами. Проходя над сушей, тропические циклоны оставляют за собой огромные разрушения. Некоторые виды тропической древесной растительности приспособились к ним: имеют особые досковидные корни, которые делают их устойчивыми к ураганам. Максимальной скорости ветры достигают в смерчах (торнадо). Этот вертикальный вихрь живет  недолго (от считанных минут до нескольких часов). Проносится он со скоростью  60 км/час, а вращается­ 600­ 1200 км/час. В мае 1931г. в американском штате Миннесота смерч  вырвал из курьерского поезда вагон весом 65 тонн и отбросил его на несколько метров,  опрокинув набок. В 1904г. московский смерч перенес 6­летнего мальчика Петю Селезнева по  воздуху от Мытищ до Сокольников, где его нашли на следующий день, ошеломленного, ничего  не понимающего, но живого. Смерчи были зарегистрированы в 1945, 1951, 1984, 1986, 1987гг. Сильный весенний ветер северо­ западного или северо­ восточного направления называется  ветробоем или листобоем, потому что он срывает с деревьев листву. Рассердился, дунул ветер с высоты И рывком он с дуба сдул все его листы.    ( Н. Матвеева). Тот, кто летал на самолете, замечал, что из точки А в точку Б мы прилетали за один час, а  обратно­ за 1 час 20 мин. Ветер бывает попутный и встречный. И путь наш не кончается,  Простор родной широк,  И гонит, гонит лодочку Попутный ветерок.      (М. Матусовский). В разных местах жители давали свои названия местным ветрам: «женатый»­ на озере Селигер  (стихает на ночь); «плакун»­ западный ветер в Архангельском поморье (часто  сопровождающийся дождем); «мужичий»­ северный ветер на Дону; «бабий»­ слабый камчатский ветер ( сопровождается ясной тихой погодой, благоприятный для сушки белья; «на»­ штиль на  Гавайских островах; «доктор»­ не резкий, освежающий ветер (так назвали его англичане); «кошачьи лапки»­ мягкие удары воздуха по песчаной или водной поверхности; «гнилой»­ в юго­  западной части Волги (часто приносит плохую погоду). А что означают выражения: «держать нос по ветру»; «ищи ветра в поле»; «бросать слова на  ветер»; « в голове ветер гуляет»; «ехать с ветерком»? А какие ветры нашего края вы знаете? ( «верховик», «баргузин», «сарма»).­ доклады детей. Как будто с яблонь облетая, последний падает снежок, И ветер, щеки надувая, трубит в серебряный рожок. И чутко ловит вся округа маститых елей разговор О том, что ветер это с юга сзывает птиц на первый сбор.

Урок "Движение воздуха. Ветер"

Урок "Движение воздуха. Ветер"

Урок "Движение воздуха. Ветер"

Урок "Движение воздуха. Ветер"

Урок "Движение воздуха. Ветер"

Урок "Движение воздуха. Ветер"

Урок "Движение воздуха. Ветер"

Урок "Движение воздуха. Ветер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2018