Обобщение опыта по теме инновационные учителя математики
Оценка 4.8

Обобщение опыта по теме инновационные учителя математики

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
математика
Взрослым
05.02.2017
Обобщение опыта по теме инновационные  учителя математики
Хочу начать свое выступление со слов выдающегося бразильского поэта П. Коэльо: «Есть только один путь постижения – действовать». Эти слова считаю своим профессиональным кредо. Современные ФГОСы ориентируют педагога на инновационные технологии, потому что они формируют самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций, добывая самостоятельно логическим путем новые знания.
инновационные технологии доклад.docx
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Людмила Аркадьевна. Я  работаю в Одинцовской школе №1, учителем математики.  Хочу начать свое выступление со слов выдающегося бразильского поэта П. Коэльо: «Есть только один путь постижения – действовать». Эти слова  считаю своим профессиональным кредо. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди,  которые могут самостоятельно принимать ответственные решения,  прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству,  мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу  страны.  Новый ФГОС ставит перед российской системой целый ряд принципиально  новых проблем, обусловленных политическими, социально­ экономическими,  мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить  необходимость повышения качества и доступного образования. Современные ФГОСы ориентируют педагога на инновационные технологии,  потому что они формируют самостоятельность мышления, заставляет  мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности,  определенные алгоритмы действий и мыслительных операций, добывая  самостоятельно логическим путем новые знания. Я хотела бы остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности ­это технология модерации, которая позволяет значительно  повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации  всех участников образовательного процесса, активизации познавательной  деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами  обучения, воспитания и развития. Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять,  регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые  разработана в 60­е ­ 70­е годы прошлого века в Германии. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного  процесса. От каждого из нас в равной мере зависит успех обучения. Ученик  перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в  образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся  самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести  ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе  урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный  процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на  протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Технологию модерации можно сравнить с путеводной нитью в море  разнообразных образовательных процессов. Использование модерации  позволяет упорядочить протекание всех этих процессов и, тем самым,  обеспечить эффективное управление ими. Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием  и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу  технологии положены следующие ключевые принципы: Принципы модерации: ­ структурированность (все содержание урока рационально делится на четко  определенные части); ­ систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока); ­ комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы  нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся); ­ прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем  участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и  итоговые результаты). Структурированность образовательного процесса обеспечивается  разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части),  каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Фазы (этапы) модерации: ­ инициация (начало урока, знакомство); ­ вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока); ­ формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); ­ интерактивная лекция (передача и объяснение информации); ­ проработка содержания темы (групповая работа обучающихся); ­ подведение итогов (рефлексия, оценка урока); ­ эмоциональная разрядка (разминки). Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия.  Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают  целостность и системность образовательного процесса, придают законченный  вид уроку. Достижение эффективности и качества образовательного процесса при  использовании технологии модерации, получение запланированных  результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся. «Процессы модерации»  Интеракция      Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного  процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно  рассчитывать на успех в обучении, педагог на этапе планирования урока  должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной  интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо  сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная  работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться  различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая  группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс,  ученик – малая группа, ученик – класс. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по  предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного  распределения обучающихся по степени их подготовки. Для формирования мини­команд можно использовать различные методы:  самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например,  можно объединить рядом сидящих учеников либо попросить ребят  рассчитаться на первый­второй­третий­четвертый и затем сформировать  группы по номерам. Недостаточно просто организовать работу в группах, усилия и мастерство  педагога должны быть направлены на построение эффективного  взаимодействия обучающихся. Эту цель организации взаимодействия  (интеракции) участников образовательного процесса надо ставить при  планировании урока и непосредственно в процессе его осуществления. Коммуникация Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.  Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией,  знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые  передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении.  Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и  полилог), использование различных каналов и форм коммуникации,  использование методов стимулирования коммуникативного процесса ­ все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия. Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный  обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо  обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы  коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и  восприятия информации всеми участниками процесса, продумать  нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а  также серьезных искажений при передаче информации. Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет  организован процесс передачи, получения и переработки информации, во  многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Коммуникации  пронизывают весь образовательный процесс и охватывают каждого его  участника. Визуализация Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность,  который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход  образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты,  необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс –  визуализацию. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть  данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают  информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть  воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать  демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала  обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность  многократного обращения к представленной информации, возможность  сравнения с предыдущей и последующей информацией. Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет  материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают  приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Имея визуализированный ход  образовательного процесса учителю очень легко подводить промежуточные и  итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый  материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит  повышенную выживаемость знаний. Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты  самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения  результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих  способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие  положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное  закрепление новых знаний и умений! Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем  обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в  простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе  представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно,  как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что  позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости  коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и  обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что  новый материал правильно понят и усвоен. Мотивация Использование модерации само по себе уже приводит к повышению  мотивированности обучающихся. Признание равноправной роли ученика в  образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал.  Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная  самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже  возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным  мотивирующим влиянием. Работа в команде – еще один мощный  мотивирующий фактор. Таким образом, использование модерации уже само  по себе приводит к повышению мотивированности обучающихся, устойчивой активизации познавательных мотивов, сохранении живого интереса к  обучению на протяжении всего учебного года. Модерация – эффективная образовательная технология Занимаясь тщательным планированием процесса обучения, а затем  осуществляя задуманное на практике, у каждого из нас внутри сидит  главный вопрос – а совпадает ли реальность с планами? Особенно в тех  случаях, когда успех реализации плана зависит, в том числе, от других  людей. Можно ли обеспечить эффективный контроль и оценку  происходящего? Отвечаем – «Да!», и для этого не требуются проводить  каких­то сложных мероприятий. Мониторинг образовательного процесса Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку  получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а  также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов  образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по  ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить  мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой  динамики. Мониторинг образовательного процесса. Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина –  реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход  к использованию модерации, активных методов обучения может на первых  порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока.  Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но  при потере контроля может привести к невыполнению плана урока.  Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время  выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем,  чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить  достижение целей всего урока. Для этого, особенно на первых порах внедрения новой технологии, педагог  может вести специальный журнал, с помощью которого можно сверять  запланированные показатели с реальным состоянием дел. Любая  осмысленная работа должна завершаться понятным конкретным  результатом. Мониторинг групповой динамики. Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий.  Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа  обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую  динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку  командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу. Что еще важно учитывать при мониторинге групповой динамики? Надо  внимательно следить за тем, чтобы часто возникающее соревнование между участниками команды не вызывало негативных эффектов, а, наоборот,  повышало продуктивность работы группы за счет мобилизации усилий  соревнующихся. Вовремя сказанные нужные слова учителя, уместная  корректная штука помогут создать позитивный микроклимат в группе и  обеспечить эффективность ее работы. Однако не стоит вмешиваться  больше, чем это необходимо, доверяя ученикам и повышая их  самостоятельность и ответственность. Рефлексия Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей,  критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения,  а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в  процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе  этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного  образования. Достижение обучающимся необходимого уровня понимания нового  материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ  ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при  пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения  предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить  заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания. Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение  обратной связи всеми участниками образовательного процесса. Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для  обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть  вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения,  увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада  мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа,  как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его  результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к  следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь. Таким образом, возможности модерации огромны, так как благодаря ей  центральное место в системе «учитель – ученик» занимает обучающийся, а  учитель управляет его учением –мотивирует, организовывает,  консультирует, контролирует. Технология модерации позволяет качественно изменить процесс обучения,  повысить уровень преподавания и уровень обученности.

Обобщение опыта по теме инновационные учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные  учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные  учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные  учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные  учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные  учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные  учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные учителя математики

Обобщение опыта по теме инновационные  учителя математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017