Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика +1
Взрослым
05.02.2017
Урок-исследование, в основу которого положены приёмы модульной технологии и развивающего обучения, позволяет формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. Урок-исследование позволяет формировать и развивать у учащихся универсальные учебные действия. Ребёнок участвует в учебном процессе в качестве субъекта обучения.
Реализация системно-деятельностного подхода.docx
Реализация системнодеятельностного подхода
через исследовательскую работу
на уроках математики в начальной школе
Шаповалова Л.Б.
Терешонок Е.В.
Я слышу я забываю, я вижу я запоминаю, я делаю я усваиваю.
Китайская мудрость
Современное общество через систему образования, где школа является
основным звеном, выдвигает всё новые требования к личности. Одним из таких
требований является способность мыслить и действовать творчески, так как
обществу нужны специалисты с глубокими, широкими и мобильными знаниями,
способные к решению постоянно обновляющихся и усложняющихся задач.
Поэтому главной задачей всего учебного процесса является формирование
активной позиции в познании, и на первое место выдвигается проблема
самостоятельного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций,
включая умение учиться.
В связи с этим в основе Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения лежит системнодеятельностный подход, который
предполагает:
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной
результат образования;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы начального общего образования, что и создаёт
основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний,
умений, компетенций, видов и способов деятельности [4].
При системнодеятельностном подходе системообразующим элементом
учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения
занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и
условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет
взаимодействие учителя и ученика [2].
Каждый педагог должен иметь представление о конечном результате своей
деятельности, о том, как он может достичь данных результатов. А значит перед
каждым учителем стоит задача: найти эффективную технологию обучения, при
которой в корне меняется деятельность ученика и деятельность педагога в
учебном процессе.
Урокисследование, в основу которого положены приёмы модульной
технологии[3] и развивающего обучения[1], позволяет формировать у учащихся
умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. Урокисследование
1 позволяет формировать и развивать у учащихся универсальные учебные
действия. Ребёнок участвует в учебном процессе в качестве субъекта обучения.
На протяжении всего урока помощник учителя перед работой по каждому
модулю знакомит учащихся с его целью, т.е. осуществляется переход от общей
формулировки цели к её конкретизации: что узнают, чему научатся на каждом
этапемодуле, а также показывает каждому ребёнку, зачем и для чего ему это
нужно. В конце каждого модуля проводится небольшой контроль именно по
данному этапу модуля. На таких уроках используются различные виды
деятельности обучающихся и применяются индивидуальные, коллективные,
групповые (создаются микрогруппы по 4–6 человек) формы работы, а также
работа в парах.
Группы могут быть с одинаковым или смешанным составом по успеваемости.
Они знакомятся с заданием, обсуждают, намечают пути их выполнения.
Групповые занятия увеличивают продуктивность познавательной деятельности
учащихся и повышают качество их знаний, способствуют развитию
межличностных отношений и формированию нравственных мотивов учения. В
каждой группе есть спикер, который отвечает за работу своей группы.
Образуются также группы «аналитиков» или «наблюдателей». Они анализируют
правильность выполнения задания и могут оценивать работу учащихся и групп.
При парной работе состав пар определяет учитель, учитывая симпатии или
работоспособность учащихся. Пары могут меняться. Цель парной работы
заключается в помощи сильного слабым или взаимопомощи, например, при
взаимной проверке самостоятельных работ.
На урокеисследовании
применяются различные виды проверки: самопроверка по эталону – готовому
образцу – ответу, взаимопроверку и разные виды контроля: само и
взаимооценку, что развивает такое качество творческой личности как умение
самоконтролировать свою деятельность, а также формирует у учащихся
критическое отношение к получаемому результату. Эффективными являются
отметкиподкрепления, то есть стимулы, предъявляемые после конкретной
деятельности ученика и вызывающие у него положительную мотивацию на
учебную деятельность. Использовать можно два варианта оценивания: первый –
балльный (за выполнение каждого задания), второй – рейтинговый, который
подсчитывается в конце урока. У каждого школьника
на столе находится «Карта успеха»
Работа с ней проводится в игровой форме. Дети
при оценивании результатов своей деятельности пользуются разноцветными
кружками, соответствующими определенной отметке. На доске висит памятка,
в которой находится соответствующий цветовой указатель уровня отметок.
На урокеисследовании дети включаются в поиск под руководством учителя.
Они исследуют учебную проблему, для
которой нет готовых средств решения.
Обучающиеся учатся мыслить продуктивно,
5 3
4 2
Цветовой указатель уровня отметок
2 результат мышления оказывается творческим, так как он получается не
простыми логическими действиями по алгоритму, а с помощью выдвижения и
обсуждения гипотез через побуждающий или подводящий диалог. На уроках
применяются элементы уровневой дифференциации, так как на этапе
итогового контроля проводится проверка знаний учащихся, построенная на
заданиях трех уровней сложности. Каждое задание имеет свое условное
обозначение: сложный уровень,
средний уровень, легкий уровень.
На уроках широко применяются методы развивающего обучения:
проблемный, логический, исследовательский.
Методы развития исследовательских умений и навыков
Название
метода
Проблем
ный
Исследо
вательское
умение
Умение
видеть
проблему
Описание
метода
Создание
проблем
ной
ситуации:
ясно или
смутно
осознан
ное
школь
ником
затрудне
ние
Учебная деятельность
. Знакомство с темой урока и
постановка проблемы.
Итак, вы знаете, что такое
периметр фигуры, знаете, как он
находится.
А возникало ли у вас когданибудь
желание узнать, как называется
пространство внутри фигуры?
Возникало.
Может ктото уже знает, как
называется пространство внутри
фигуры?
Площадь.
это
пространство называется площадью.
как
Дети,
называется
нашего
сегодняшнего урока?
Площадь фигуры.
Правильно, тема урока «Площадь
фигуры. Меры площади».
Как вы думаете, а можно ли
измерить площадь, и если можно, то
как это сделать?
кто догадался,
тема
Молодцы!
Правильно,
Показатели
развития
творческого
потенциала
Внимание.
3 Исследо
ватель
ский
Выдвиже
ние
гипотезы
Решение
гипотезы.
Логичес
кий
Обоснован
ие
гипотезы
Организац
ия
исследова
тельской
деятельно
сти по
решению
проблемы
Анализ,
сравнение
доказател
ьство,
обоб
щение,
вывод.
Оригиналь
ность
мышления
Гибкость
мышления
Выдвижение гипотез:
Выложить пространство внутри
прямоугольника квадратами:
в 3 клетки;
в 2 клетки;
в 1 клетку.
3) Практическая работа.
Сейчас будет работа в группах:
1, 3 группы – используют квадраты
со стороной 3 клетки;
4, 6 группы – используют квадраты
со стороной 1 клетка.
2, 5 группы – используют квадраты
со стороной 2 клетки
Обоснование гипотез.
Представители групп, познакомьте,
пожалуйста, с итогами работы
вашей группы.
1, 3 группы – квадраты в 3 клетки
слишком большие ими неудобно
измерять;
2, 5 группы – квадраты со стороной
в 2 клетки удобны для измерения
площади прямоугольника.
4, 6 группы – квадраты со стороной
в 1 клетку очень маленькие, ими
неудобно измерять.
Группа аналитиков, сделайте
вывод о проделанной работе.
Вывод: 1. Площадь фигуры можно
измерить;
2. Для измерения площади фигуры
удобна мерка – квадрат со
стороной в 2 клетки.
Структура урокаисследования очень близка к модели урока с позиции
системнодеятельностного подхода, в которой есть следующие моменты:
мотивация, актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного
поля, постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы),
закрепление во внешней речи (с монологическим и диалогическим оформлением
решения), самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и
взаимооценкой; включение в систему знаний и повторение (неоднократность
познавательных действий, практическое закрепление опыта), рефлексия.
4 №
модуля
0.
Название
модуля
Организацион
ный.
Подготовка к
работе
на
уроке.
Универсальные
учебные действия
Личностные
Самоопределение
(внутренняя позиция
школьника;
самоуважение
самооценка)
и
с
с
Управление
обучением
Работа
сигнальным
кругом
Структура урока – исследования
Содержание деятельности
(учебный материал
указанием задания)
Проверить готовность
детей к уроку.
Создать
положительный
психологический
настрой детей на
предстоящую
учебную
деятельность.
Учащиеся
показывают
сигналами
эмоциональный
настрой и готовность
к уроку.
свой
Метапредметные
Регулятивные
управление своей
деятельностью
инициативность и
самостоятельность
пошаговый контроль
Познавательные
общеучебные
Коммуникативные
речевая
деяттельность
1.
2.
Разминка.
Включить логические
упражнения
и
задания,
способствующие с
первых минут урока
включить учащихся в
активную учебную
деятельность,
что
сохранит
деловитость до конца
урока.
Актуализация
и коррекция
опорных
знаний.
Включить материал,
на
нацеленный
повторение
и
закрепление важных
элементов
знаний,
необходимых для
восприятия
и
усвоения
нового
материала. Разминка
может быть тесно
связана с данным
модулем.
с
в
1.Работа с табли
цей
2.Работа
сигнальным
кругом:
да зелёный
нет – синий
3.Работа
тетрадях
4.Выполним
самопроверку по
эталону.
5.Работа
«Картой успеха».
Работа с таблицей.
с
Работа
заданиями
в
конвер
тах№1,№2.
с
Работа в тетрадях
Взаимопроверка
Работа с «Картой
успеха»
Метапредметные
Регулятивные
Контроль
коррекция
Познавательные
Использование
знаково
символических
средств
Коммуникативные
речевая
деятельность
и
–
5
Восприятие и Создать проблемную Работай в группе Метапредметные 3.
первичное
осознание
нового
материала.
Итоговый
контроль.
Рефлексия
деятельности.
4.
5.
ситуацию и процесс
исследования
в
следующей
последовательности:
и
1.Осознание
постановка проблемы
2.Решение проблемы:
выдвижение
гипотез;
работа;
обоснование гипотез
3.Вывод
практическая
Включить материал
для
итоговой
проверки по всему
уроку.
Предусмотреть
задания трех уровней
сложности. Задания
проверить
только
учителю.
итог
Подвести
урока.
Выяснить у детей, где
им могут пригодиться
полученные знания.
Выставить
рейтинговую
отметку.
Проверить
эмоциональный фон
класса.
Соблюдай
правила работы в
группе
Работает группа
аналитиков
Работай
конвертом №3
Работай
учебником
Работай в тетради
с
с
с
Работай
конвертом №4
лёгкое задание
задание
средней сложности
трудное
задание
Сдай задание на
проверку учителю
Работай с «Картой
успеха»
Работай
сигнальным
кругом.
с
Регулятивные
планировать своё
действие в связи с
поставленной
задачей
самооценка
Познавательные
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных связей
Коммуникативные
навыки
сотрудничества
речевая
деятельность
Регулятивные
итоговый контроль;
самостоятельность
при
дифференцирован
ного задания;
Личностные
границы
собственного знания
и незнания.
Метапредметные
Регулятивные
адекватно
воспринимать оценку
учителя
Познавательные
осуществлять
генерализацию
Коммуникативные
эмпатия
выборе
На уроке – исследовании учащиеся овладевают универсальными учебными
действиями,
что создаёт под руководством учителя возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетентностей,
включая организацию усвоения умения учиться. Урокисследование реализует
требование Стандарта:
обеспечение равных возможностей получения качественного начального
общего образования;
6 разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей
каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности[4].
Системнодеятельностный подход в обучении направлен на создание условий
для развития социально активной, профессионально компетентной и
саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов.
Литература
1. Антонов, В.Д. Развитие творческой активности учащихся при работе над
2.
математическим текстом. 1980, №3, с. 710
Далингер В.А., Федеральный государственный образовательный стандарт
нового поколения и системнодеятельностный подход в обучении
математике. Фундаментальные исследования №6, 2012г.
3. Жанпеисова, М.М. Технология модульного обучения / М.М. Жанпеисова,
Актюбинск: УО. – 1998. 105 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, М.: Просвещение, 2010, 31с.
7
Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе
Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе
Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе
Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе
Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе
Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе
Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.