Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Оценка 4.7
Лекции +3
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
31.03.2017
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.
Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной для любой страны. Для России она приобретает особую значимость, так как активное строительство нового демократического общества ведется в сложных социально-экономических и политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и вырабатываются новые политико-правовые нормы. Это процесс длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них, поэтому важно изучить возможности урочной и внеурочной работы в реализации целей и задач патриотического воспитания учащихся в деле формирования гражданской позиции личности школьника.
Опыт по обж.docx
Обобщение опыта по теме самообразования:
«Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования
гражданской позиции личности школьника»
Л.В.Храбрунова
Учитель: физической культуры и ОБЖ
МБОУ СОШ №5 п.Печенга
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников,
и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов,
вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот,
кто пьет воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
А.В.Суворов.
Вопросы патриотического воспитания учащихся постоянно находятся в центре
внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением
проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для
становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа
страны на международной арене.
Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать
демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной для любой
страны. Для России она приобретает особую значимость, так как активное строительство
нового демократического общества ведется в сложных социальноэкономических и
политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и
вырабатываются новые политикоправовые нормы. Это процесс длительный и весьма
сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по
прежнему является одним из самых действенных из них, поэтому важно изучить
возможности урочной и внеурочной работы в реализации целей и задач патриотического
воспитания учащихся в деле формирования гражданской позиции личности школьника.
Новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения,
обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в
общественной жизни. Являясь одним из направлений воспитания, оно выступает
неотъемлемой составной частью всей деятельности по подготовке подрастающего
поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. В
то же время патриотическое воспитание включает комплекс мер духовного,
идеологического, социальнополитического, психологопедагогического, военнотех
нического и иного характера, реализация которых призвана способствовать формирова
нию у молодых людей гражданской позиции.
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему
ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и
поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по
подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной или альтернативной
службе.
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789—1793
гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в
противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
В Толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот —
любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
«Патриот — говорится в другом словаре, — человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей
родины».
Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском
словаре. «Патриотизм, — говорится в нем, — нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему,
гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому
прошлому и настоящему, активный труд на благо Родины; следование и умножение
трудовых традиций народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям
родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и
достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинскую храбрость, мужество и
самоотверженность; братство и дружба народов; нетерпимость к расовой и национальной
неприязни; уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к
сотрудничеству с ними.
Анализ древнерусской истории показал, что в те времена эквивалент слову
«патриотизм» отсутствовал, а слово «Родина» не употреблялось. Это, повидимому,
связано с княжескими междоусобицами, отсутствием национального единства. Тем не
менее, во многих произведениях Древней Руси явно слышатся патриотические мотивы:
гордость за свою землю, восхищение её красотой и величием, осуждение пагубных
раздоров.
Условия для формирования общерусского патриотического сознания возникли
лишь с образованием Российского государства в конце XV века. Бурные события начала
XVII века («Смутное время») нашли отражение в исследованиях В.И. Даля, Н.М.
Карамзина, В.В. Максимова и обозначили контуры понятия «патриотизм», близкие к
современному пониманию.
В годы правления Петра I патриотизм принял характер государственной идеологии,
а главным девизом россиян становится девиз: «Бог, Царь, Отечество!».
В основу системы воспитания защитников России было положено требование
воспитывать в воинах преданность Отечеству. Крупнейшие военные деятели России А.В.
Суворов, М.И. Кутузов, М.А. Драгомиров утверждали, что патриотическая работа должна
вестись с опорой на историю, воинские традиции и ритуалы, использование военной
символики, материального и морального стимулирования. Большое значение они придавали
личному примеру командиров.
Дальнейший анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно
сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и
неоднозначно. Центральным вопросом русской мысли является отношение к государству.
Разными были идеалы государственности, поразному осмысливались сущность верховной
власти, ее взаимоотношения с Церковью, духовной иерархией и проблеме отношения ко
всему этому человека. Одним из первых в России обратил внимание общества на
воспитание гражданственности и патриотизма Михаил Васильевич Ломоносов. Он впервые
ставит целью воспитания подготовку «истинных сынов Отечества».
Именно в это время сформировалось два основных взгляда на патриотическое
воспитание. В первом варианте его можно обозначить как военнопатриотическое, во
втором – как гражданскопатриотическое. И если первый вариант концентрируется в
лозунге «…не щадя живота своего», то второй – в идее определения своего места в
развитии страны. По сути, отношение того или иного молодого человека к патриотизму как
определенному мировоззрению всегда зависело от того, какого мнения он придерживается
относительно того, в каком направлении должна развиваться Россия.
В то же время мировой опыт показывает, что наиболее адекватным школьным
реалиям и современному этапу развития общества является гражданскопатриотический вариант организации патриотического воспитания, означающий открытость, ориентацию на
диалог, а не на простую передачу знаний.
Содержательные компоненты патриотического воспитания
В содержании патриотического воспитания можно выделить такие
компоненты, как:
культурноисторический,
военноисторический,
духовнонравственный,
идеологический,
правовой,
психологический,
физический и некоторые др.
Культурноисторический компонент содержания патриотического воспитания, в час
тности, включает:
* ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными
событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения,
проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, описанные в трудах видных
историков;
* понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России,
воспитание чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм,
проявлявшийся в годы суровых испытаний;
* воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим
предкам, к таланту русского народа и его созидательному труду, искусству,
являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации.
Военноисторический компонент содержания патриотического воспитания вклю
чает, прежде всего, изучение основных этапов защиты Отечества.
Духовнонравственный компонент способствует возрождению и развитию
истинных духовнонравственных ценностей, которые составляют сущность русского
народа, развитию лучших качеств:
кол
лективизма, жизнестойкости, готовности к самопожертвованию, преодолению трудностей и
испытаний, особенно во имя Отечества, Православия.
трудолюбия, бескорыстия, милосердия,
Идеологический компонент предусматривает
противодействие попыткам
дискредитации, девальвации патриотической идеи в обществе и средствах массовой
информации,
Правовой компонент предусматривает знание Конституции Российской
Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской
Федерации в области национальной безопасности.
Психологический компонент заключается в изучении межличностных отношений
для психологической совместимости, в воспитании у будущих воинов чувства симпатии,
доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным действиям, взаимовыручки и
взаимопомощи.
Физический компонент рассматривает физическую культуру и спорт как одно из
средств укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека,
воспитания патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины.
В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка
инновационных методик в патриотическом воспитании,
реализация которых
способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности
с подрастающим поколением.
В целом анализ структуры и содержания системы патриотического воспитания
учащихся на уроках ОБЖ позволил уточнить организационнопедагогические условия их
реализации в контексте именно современных моделей патриотического воспитания учащихся.
В своей работе использую педагогические технологии:
технология развития критического мышления,
учебной деловой игры,
проблемного обучения,
педагогических мастерских,
информационные технологии.
Использую в качестве вспомогательных средств Интернет, компьютеры для
реализации школьной проектной деятельности, которая включала в себя сбор и анализ
исторических материалов, работу с домашними архивами, а также для подготовки
тематических уроков, школьных и внешкольных мероприятий.
Как и нравственность в целом патриотизм носит деятельный характер. Поэтому и
воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и
практической деятельности школьников.
Обучение и разнообразные формы внеклассной работы создают в школе множество
эмоциональных ситуаций, возбуждающих у учащихся патриотические и интернационалистские
переживания, побуждающие их к раздумьям о Родине, ее прошлом и настоящем, о значении
дружбы народов и сотрудничества с другими странами.
В школе проводится ряд мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию
молодёжи.
1. Общешкольные (примерные) собрания с повесткой дня:
Роль ОБЖ в укреплении общешкольной дисциплины и организованности учащихся
Священный долг каждого гражданина Отчизну защищать
2 Педсоветы: (вопросы)
1. Межпредметные связи ОБЖ с другими предметами.
2. Военнопатриотическое воспитание учащихся через уроки (истории, литературы,
физики, математики, биологии, физкультуры и т.д.) и внеурочную работу по ОБЖ.
3. Организация и проведение военноспортивных игр и соревнований допризывной
молодёжи, учебнополевые сборы, соревнований в рамках «Школы безопасности».
4. Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
5. Военная профориентация:
а) встречи с воинами разных родов войск и видов ВС РФ;
б) встречи с выпускниками школы — курсантами военноучебных заведений;
в) переписка с выпускниками школы, проходящими службу в воинских частях и
военных учебных заведениях;
г) беседы о военной профессии:
«Сегодня ученик завтра солдат»,
«Офицер профессия героическая»;
консультации),
д) индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные училища (беседы,
е) оформление стенда для поступающих в военные заведения.
6. Проведение вечеров и праздников:
вечер, посвященный «Дню защитников Отечества»;
праздник, посвященный «Дню Победы»;
7. Месячник военно – патриотического воспитания:
а) проведение бесед, посвященных «Дню защитников Отечества»;
б) проведение соревнований между классами;
в) проведение смотров строя и песни;
г) проведение конкурсов на лучший рассказ, рисунок, стихотворение по военной
тематике, на лучший «Боевой листок»;
д) выставка рисунков и фотографии, открыток, значков, на которых отображена история Вооруженных сил РФ;
е) проведение диспутов («Героями не рождаются героями становятся»);
ж) конкурс военной песни (вечер «Песня в военной шинели»);
з) военноспортивные соревнования «А нука, парни!», «А нука, девушки!»;
и) оформление специальных стендов о Вооруженных силах РФ.
8. Постоянная забота учащихся об инвалидах, ветеранах войны, семьях погибших
воинов.
19. Оформление в каждом классе уголков «Вооруженные силы РФ ».
Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического
воспитания сделано еще не всё. Школа испытывает недостаток в методическом
обеспечении. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на
решение всего комплекса проблем патриотического воспитания и об актуальности этой
работы.
Система военнопатриотического воспитания требует от преподавателей ОБЖ
постоянного внимания и совершенствования. Чтобы добиться в этом деле наибольшей
эффективности, нужно систематически анализировать результаты проводимой работы,
изучать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников, применять новые
педагогические технологии в обучении и воспитании.
Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.