Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Оценка 4.7

Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Оценка 4.7
Лекции +3
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
31.03.2017
Обобщение опыта по  теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене. Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной для любой страны. Для России она приобретает особую значимость, так как активное строительство нового демократического общества ведется в сложных социально-экономических и политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и вырабатываются новые политико-правовые нормы. Это процесс длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них, поэтому важно изучить возможности урочной и внеурочной работы в реализации целей и задач патриотического воспитания учащихся в деле формирования гражданской позиции личности школьника.
Опыт по обж.docx
Обобщение опыта по  теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника» Л.В.Храбрунова Учитель: физической культуры и  ОБЖ  МБОУ СОШ №5 п.Печенга Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников,  и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов,  вот одного  она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот,  кто пьет воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой. А.В.Суворов. Вопросы   патриотического   воспитания   учащихся   постоянно   находятся   в   центре внимания   общественности   и   государства.   Это   связано   с   приоритетным  значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления   гражданина   новой   России,   повышения   обороноспособности   и   престижа страны на международной арене. Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические   права   и   свободы,   является   весьма   важной   и   актуальной   для   любой страны. Для России она приобретает особую значимость, так как активное строительство нового   демократического   общества   ведется   в   сложных   социально­экономических   и политических условиях, когда меняются прежние отношения человека с государством и вырабатываются   новые   политико­правовые   нормы.   Это   процесс   длительный   и   весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по­ прежнему   является   одним   из   самых   действенных   из   них,   поэтому   важно   изучить возможности урочной и внеурочной работы в реализации целей и задач патриотического воспитания учащихся в деле формирования гражданской позиции личности школьника.  Новые   проблемы,   связанные   с  воспитанием   подрастающего  поколения, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной  жизни.   Являясь   одним   из   направлений  воспитания,  оно  выступает неотъемлемой   составной  частью  всей   деятельности   по   подготовке   подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. В то   же   время   патриотическое   воспитание   включает   комплекс   мер   духовного, идеологического,   социально­политического,   психолого­педагогического,   военно­тех­ нического и иного характера, реализация которых призвана способствовать формирова­ нию у молодых людей гражданской позиции.  Только  сформировав   личность  гражданина  и  патриота   России  с  присущими   ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения,   можно   рассчитывать   на   успешное   решение   более   конкретных   задач   по подготовке   к   реализации   функции   защиты   Отечества,   к   военной   или   альтернативной службе.  Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В Толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот — любитель   отечества,   ревнитель   о   благе   его,   отчизнолюб,   отечественник   или   отчизник». «Патриот — говорится в другом словаре, — человек, любящий свое отечество, преданный своему   народу,   готовый   на   жертвы   и   совершающий   подвиги   во   имя   интересов   своей родины». Более   четко   определено   моральное   содержание   этого   понятия   в   философском словаре.   «Патриотизм,   —   говорится   в   нем,   —   нравственный   и   политический   принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».      Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому   и   настоящему,     активный  труд  на   благо   Родины;   следование   и   умножение трудовых  традиций   народа;   бережное   отношение   к   историческим   памятникам   и   обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины,  готовность и умение защищать ее; воинскую храбрость,  мужество и самоотверженность; братство и дружба  народов; нетерпимость к расовой и национальной неприязни;   уважение   обычаев   и   культуры   других   стран  и   народов,   стремление   к сотрудничеству с ними.            Анализ древнерусской истории показал, что   в те времена эквивалент слову «патриотизм»   отсутствовал,   а   слово   «Родина»   не   употреблялось.   Это,   по­видимому, связано   с   княжескими   междоусобицами,   отсутствием   национального   единства.   Тем   не менее, во многих произведениях   Древней Руси явно слышатся патриотические мотивы: гордость   за   свою   землю,   восхищение   её   красотой   и   величием,   осуждение   пагубных раздоров.  Условия   для   формирования   общерусского   патриотического   сознания   возникли лишь с образованием Российского государства в конце  XV  века. Бурные события начала XVII  века   («Смутное   время»)   нашли   отражение   в   исследованиях     В.И.   Даля,   Н.М. Карамзина, В.В. Максимова и   обозначили контуры понятия  «патриотизм», близкие   к современному пониманию.  В годы правления Петра I патриотизм принял характер государственной идеологии, а главным девизом россиян становится девиз: «Бог, Царь, Отечество!».  В   основу   системы   воспитания   защитников   России   было   положено   требование воспитывать в воинах преданность Отечеству. Крупнейшие военные деятели России А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.А. Драгомиров утверждали, что патриотическая работа должна вестись   с   опорой   на   историю,   воинские   традиции   и   ритуалы,     использование   военной символики, материального и морального стимулирования. Большое значение они придавали личному примеру командиров.           Дальнейший   анализ   взглядов   историков,   философов,   литераторов   относительно сущности   данного   понятия   показывает,   что   понимание   патриотизма   многовариантно   и неоднозначно. Центральным вопросом русской мысли является отношение к государству. Разными были идеалы государственности, по­разному осмысливались сущность верховной власти, ее взаимоотношения с Церковью, духовной иерархией и проблеме отношения ко всему   этому   человека.   Одним   из   первых   в   России   обратил   внимание   общества   на воспитание гражданственности и патриотизма Михаил Васильевич Ломоносов. Он впервые ставит целью воспитания подготовку «истинных сынов Отечества».  Именно   в   это   время   сформировалось   два   основных   взгляда   на   патриотическое воспитание.   В   первом   варианте   его   можно   обозначить   как   военно­патриотическое,   во втором   –   как   гражданско­патриотическое.   И   если   первый   вариант   концентрируется   в лозунге   «…не   щадя   живота   своего»,   то   второй   –   в   идее   определения   своего   места   в развитии страны. По сути, отношение того или иного молодого человека к патриотизму как определенному мировоззрению всегда зависело от того, какого мнения он придерживается относительно того, в каком направлении должна развиваться Россия. В   то   же   время   мировой   опыт   показывает,   что   наиболее   адекватным   школьным реалиям и современному этапу развития общества является гражданско­патриотический вариант организации патриотического воспитания, означающий открытость, ориентацию на диалог, а не на простую передачу знаний. Содержательные компоненты патриотического  воспитания           В   содержании   патриотического   воспитания   можно   выделить   такие компоненты, как: культурно­исторический, военно­исторический, духовно­нравственный, идеологический,  правовой, психологический,  физический и некоторые др. Культурно­исторический компонент содержания патриотического воспитания, в час­ тности, включает:        * ознакомление с переломными моментами нашей  истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший  самоотверженность,   стойкость,   героизм,  описанные  в  трудах  видных историков;     * понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитание   чувства   любви  к   ней,   гордости   за   русский  народ,   его   патриотизм, проявлявшийся в годы суровых испытаний;      * воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам,   к   таланту   русского   народа   и   его   созидательному   труду,   искусству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации. Военно­исторический компонент  содержания патриотического  воспитания  вклю­ чает, прежде всего, изучение основных этапов защиты Отечества. Духовно­нравственный  компонент   способствует   возрождению  и  развитию истинных  духовно­нравственных ценностей, которые составляют  сущность  русского народа,   развитию   лучших   качеств:     кол­ лективизма, жизнестойкости, готовности к самопожертвованию, преодолению трудностей и испытаний, особенно во имя Отечества, Православия.  трудолюбия,     бескорыстия,   милосердия,  Идеологический   компонент   предусматривает  противодействие   попыткам дискредитации,  девальвации   патриотической   идеи   в   обществе   и   средствах   массовой информации,  Правовой   компонент   предусматривает   знание   Конституции   Российской Федерации,   федеральных   законов   и   других   нормативных  правовых   актов   Российской Федерации в области национальной безопасности. Психологический компонент заключается в изучении межличностных отношений для психологической совместимости, в воспитании у будущих воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным действиям, взаимовыручки и взаимопомощи.         Физический компонент рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств   укрепления   здоровья,   поддержания   высокой   работоспособности   человека, воспитания патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины.  В   настоящее   время   большое   значение   приобретают   поиск   и   разработка инновационных   методик   в   патриотическом   воспитании,   реализация   которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.  В   целом   анализ   структуры   и   содержания   системы   патриотического   воспитания учащихся на уроках ОБЖ позволил уточнить организационно­педагогические условия их реализации   в   контексте   именно   современных   моделей   патриотического   воспитания учащихся. В своей работе использую педагогические  технологии:     технология развития критического мышления,  учебной деловой игры, проблемного обучения, педагогических мастерских,  информационные технологии.  Использую   в   качестве   вспомогательных   средств   Интернет,   компьютеры   для реализации школьной проектной деятельности, которая включала в себя сбор и анализ исторических   материалов,   работу   с   домашними   архивами,   а   также   для   подготовки тематических уроков, школьных и внешкольных мероприятий.        Как и нравственность в целом патриотизм  носит деятельный характер. Поэтому и воспитание   осуществляется   в   процессе   организации   разнообразной  познавательной   и практической деятельности школьников. Обучение и разнообразные формы внеклассной работы создают в школе множество эмоциональных ситуаций, возбуждающих у учащихся патриотические и интернационалистские переживания, побуждающие их к раздумьям о Родине, ее прошлом и настоящем, о значении дружбы народов и сотрудничества с другими странами.  В школе проводится ряд мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию молодёжи.  1. Общешкольные (примерные) собрания с повесткой дня: ­ Роль ОБЖ в укреплении общешкольной дисциплины и организованности учащихся  ­ Священный долг каждого гражданина ­ Отчизну защищать 2 Педсоветы: (вопросы) 1. Межпредметные связи ОБЖ с другими предметами. 2. Военно­патриотическое воспитание учащихся через уроки (истории, литературы, физики, математики, биологии, физкультуры и т.д.) и внеурочную работу по ОБЖ. 3. Организация и проведение военно­спортивных игр  и соревнований допризывной молодёжи, учебно­полевые сборы, соревнований в рамках «Школы безопасности». 4. Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. 5. Военная профориентация: а) встречи с воинами разных родов войск и видов ВС РФ; б) встречи с выпускниками школы — курсантами военно­учебных заведений; в)   переписка   с   выпускниками   школы,   проходящими   службу   в   воинских   частях   и военных учебных заведениях; г) беседы о военной профессии: ­ «Сегодня ученик ­ завтра солдат», ­ «Офицер ­ профессия героическая»; консультации), д) индивидуальная работа с кандидатами для поступления в военные училища (беседы, е) оформление стенда для поступающих в военные заведения. 6. Проведение вечеров и праздников: ­ вечер, посвященный «Дню защитников Отечества»; ­ праздник, посвященный «Дню Победы»; 7. Месячник военно – патриотического воспитания: а) проведение бесед, посвященных «Дню защитников Отечества»; б) проведение соревнований между классами; в) проведение смотров строя и песни; г) проведение конкурсов на лучший рассказ,  рисунок, стихотворение по военной тематике, на лучший «Боевой листок»; д)  выставка  рисунков   и   фотографии,  открыток,   значков,   на   которых   отображена история Вооруженных сил РФ; е) проведение диспутов  («Героями не рождаются ­ героями становятся»); ж) конкурс военной песни (вечер «Песня в военной шинели»); з) военно­спортивные соревнования «А ну­ка, парни!», «А ну­ка, девушки!»; и) оформление специальных стендов о Вооруженных силах РФ. 8. Постоянная забота учащихся об инвалидах, ветеранах войны, семьях погибших воинов. 19. Оформление в каждом классе уголков «Вооруженные силы РФ ».                Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания   сделано   еще   не   всё.  Школа  испытывает   недостаток   в   методическом обеспечении. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания и об актуальности  этой работы. Система   военно­патриотического   воспитания   требует   от   преподавателей  ОБЖ постоянного  внимания  и   совершенствования.  Чтобы  добиться   в   этом   деле   наибольшей эффективности,  нужно   систематически   анализировать   результаты  проводимой   работы, изучать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников, применять новые педагогические технологии в обучении и воспитании.

Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Обобщение опыта по  теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Обобщение опыта по  теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Обобщение опыта по  теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Обобщение опыта по  теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Обобщение опыта по теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»

Обобщение опыта по  теме самообразования: «Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017