Обобщение опыта работы
Оценка 4.8

Обобщение опыта работы

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
физика
Взрослым
08.04.2018
Обобщение опыта работы
Цель и задачи: Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Формирование положительной мотивации к предмету через проектно- исследовательскую деятельность». • Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности. • Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся. • Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность. • Применять способы мотивирования учащихся к предмету.обобщение опыта работы
обобщение опыта работы.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение  «Табулгинская средняя общеобразовательная школа имени П. Д. Слюсарева» Чистоозерного района Новосибирской области Обобщение передового опыта по теме: «Формирование положительной мотивации к предмету через проектно­ исследовательскую деятельность»                                                                                            учитель физики                                                       высшей квалификационной категории    Жарикова Светлана Семеновна,                                                                                             1 2015 г Информационный лист  Распространение передового опыта: 1. Выступления   на   секции   РМО   учителей   физики   по   темам: «Методические   основы   написания   проектно   –   исследовательской работы»(2012г.);  «Исследовательские   работы   учащихся   в   урочной деятельности»   (2012г.);     «Формирование   исследовательских   навыков   на уроках» (2013г.). 2.   Всероссийский конкурс «Методическая система эффективного учителя» (2014г.). 3. Областной   конкурс   «Пединициатива   ­2013»,   номинация «Организация проектной и исследовательской деятельности». 4. Общероссийский   конкурс   «Через   тернии»,   номинация «Социальный проект» (2015г.). 5. Общероссийский конкурс «Лучшее из опыта работы», номинация «Программа работы учителя» (2015г.). 6. Обобщение   опыта   на   всероссийском   уровне   по   теме: «Использование   метода   проектов   по   развитию   познавательной активности учащихся» (2013г.). Тема передового опыта: «Формирование положительной мотивации к предмету через проектно­ исследовательскую деятельность» 2 Стаж педагогической работы ­ 32 года, в данной должности  32 года, в данном учреждении  32 года. Содержание Ι .Информация об опыте 1.Условия возникновения и становления опыта­­­­­­­­­­­­­­­ 5 2. Актуальность опыта­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­5­7 3. Ведущая педагогическая идея­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­8 4.Новизна опыта­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­8 5.Диапазон опыта.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­9 6. Длительность работы над опытом­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 9 7.Теоретическая база опыта­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­9­12 ΙΙ .Технология опыта 1. Цель­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­13 2. Задачи­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­13 3.Организация учебно­воспитательного процесса­­­­13 ­ 22 4.Результативность опыта­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­23 ­ 29 3 5.Заключение­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 30        III. Литература­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­31               Приложение­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­32 Ι . Информация об опыте                     Условия возникновения и становления опыта     Современное   общество   ставит   перед   людьми   новые   задачи.   Им необходимо   овладеть   новыми   информационными   технологиями.   Успех достигается   там,   где   активно   используются   современные   средства коммуникаций,   информационные   технологии   и   сетевые   приложения. Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является развитие познания. Проектное мышление включает в себя все необходимые методы   познания,   способствует   формированию   проектной   культуры, обеспечивает объединение различных областей знаний. В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно­воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного 4 принципа   может   выступить   организация   проектно   –   исследовательской деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных и творческих   навыков   учащихся, информацию,   умений   самостоятельно   добывать   ориентироваться   в   информационном   пространстве   и конструировать   свои   знания,   умение   видеть,   сформулировать   и   решить проблему, умение принимать субъективное решение.  Имею определенный опыт в организации проектно ­ исследовательской деятельности   при   обучении   физики   на   уроках   и   во   внеурочное   время.   На основе   этого   и   возникла   идея   проанализировать,   как   проектно   ­ исследовательская   деятельность   влияет   на   развитие   творчества   и познавательной активности учащихся и на  интерес к предмету. Актуальность опыта Актуальность опыта вижу в том, что выпускник современной школы нуждается в формировании таких качеств личности, как способность к твор­ ческому   мышлению,   исследовательских   умений.   Интенсивные   изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют   требования   к   развитию   творческой   личности   в   современных условиях.   Творческая   личность   становится   признанной   обществом   на   всех   Развитие   современного   общества   требует ступенях   ее   развития. формирование   всесторонней   интеллектуальной   личности,   обладающей активной жизненной позицией. Велика в этом плане роль знаний по физике. Эта наука даёт основополагающие знания о закономерностях и особенностях   Разумеется, природы,   двигает   вперёд   научно­техническую   революцию. специалист должен быть грамотным, но помимо этого, современные успешные 5 организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникативность. В   общеобразовательной   школе   востребованы   творческие   ученики, умеющие   учиться,   адаптироваться   к   постоянно   меняющимся   жизненным ситуациям,   способные   искать   пути   нестандартного   разрешения   ситуаций   и проблем. В   настоящее   время   система   образования,   базируясь   на   личностно­ ориентированной концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Но становление личности будет происходить успешно,   если   расширен   круг   общения,   где   есть   здоровое   соперничество. Школа   и   учитель   должны   отвечать   интересам,   влечениям   и   потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами.   Я взяла этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришла к выводу, что технология метода проектов – достаточно эффективна, как и внедрение, ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в учебный процесс позволяют формировать   мотивации   учебно­познавательной   деятельности   и   успешно развивать творческие способности у учащихся. Учитывая все выше сказанное, поставлены следующие цели и задачи: •         Теоретически   обосновать   и   систематизировать   опыт   по   теме: «Формирование   положительной   мотивации   к   предмету   через проектно­ исследовательскую деятельность». •         Проанализировать   эффективность   использования   средств обучения   с   точки   зрения   развития   интереса   к   предмету   и   формирования 6 прочных   самостоятельных   творческих   навыков   познания   окружающей действительности. •         Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся. •         Воспитывать   чувства   самосозидания,   самоуважения,   умения самостоятельно   познавать   действительность, любознательность, активность.   развивать   в   себе •        Применять способы мотивирования учащихся к предмету. Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте: Применение технологии метода проектов позволяет успешно  решать следующие затруднения и проблемы в обучении:    низкая мотивация к обучению; низкая познавательная активность; недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по физике (слабая практическая направленность образовательного процесса);  формирование   механизма   самореализации   личности   (что   я будупредставлять как личность без знаний по физике?);  возможность интеграции знаний по предмету. Ведущая педагогическая идея Ведущая   педагогическая   идеязаключается   в   том,   что   правильно организованная проектно ­ исследовательская деятельность на уроке физики и   во   внеурочное   время   будет   способствовать   развитию   творчества   и познавательной   активности,  а   также,   в   создании   условий,   способствующих повышению   у   учащихся   мотивации   к   обучению   путем   их   включения   в проектно ­ исследовательскую деятельность. 7 Новизна опыта       Новизна   опыта   состоит   в   создании   системы   организационно   – педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков проектно­исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе   способности   к   творческому   решению   познавательных   задач. Использование   ИКТ   (информационно   –   компьютерных   технологий)   на проекте по физике в среднем и старшем звене средней школы с учениками разного   уровня   подготовкой   и   способностями,   а   также   в   использовании проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал   к   урокам   (презентации,   доклады,   бюллетени,   сценарии   могут   и поделки   и   пр.).   Этот   показатель   можно   использовать   в   попытке усовершенствования системы оценивания проектной деятельности учащихся, т.е. результаты исследований становятся наглядным пособием для обучения следующего поколения учеников. Диапазон опыта Диапазон   опыта   охватывает   организацию   учебной   деятельности   на уроках   физики   и   во   внеклассной   работе   в   рамках   элективных   курсов   по предмету. Длительность работы над опытом Свою   работу   по   разрешению   противоречия   между   необходимостью творчески   развитой   личности,   обладающей   высоким   уровнем   мотивации познавательной   деятельности   и   недостаточными   возможностями традиционного образовательного процесса, я разделила на несколько этапов: Ι  этап – начальный (констатирующий) –  сентябрь 2012 – сентябрь 2013 года. ΙΙ  этап – основной (формирующий) – октябрь 2013 – март 2015 года. 8 этап – заключительный (контрольно ­ обобщающий) – апрель 2015 ΙΙΙ года. Теоретическая база опыта Для   организации   исследовательской   деятельности   заимствовала элементы   личностно­ориентированных   педагогических   технологий,  которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они способствуют организованному усвоению опыта творческой деятельности и применению знаний. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной? Начну с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно­исследовательская деятельность. Проект  – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов   (расчётов,   чертежей),   необходимых   для   создания   какого­либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого­либо документа или, наконец, какой­либо замысел или план. Проектная   деятельность   учащихся  –   совместная   учебно­ познавательная,   творческая   или   игровая   деятельность   учащихся,   имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение   общего   результата   деятельности.   Непременным   условием проектной   деятельности   является   наличие   заранее   выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности. Исследование  –   извлечь   нечто   «из   следа»,   т.е.   восстановить   некий порядок   вещей   по   косвенным   признакам,   отпечаткам   общего   закона   в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. 9 Исследовательская   деятельность   учащихся  –   деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:   постановка   проблемы,   изучение   теории,   посвящённой   данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Проектно­исследовательская   деятельность  –   деятельность   по проектированию   собственного   исследования,   предполагающая   выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение   ожидаемых   результатов,   оценка   реализуемости   исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. В   моем   опыте   проектно­исследовательская   деятельность–   это   предполагающая   решение   учащимися образовательная   технология, исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).      Проектно­исследовательская технология, как новая педагогическая личностно­ориентированная   технология,   отражает   основные   принципы гуманистического   подхода   в   образовании.   Она   обеспечивает   не   только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие   обучающихся,   их   самостоятельность,   доброжелательность   по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.  10 Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности   учащихся   позволило   не   столько   учить,   сколько   помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.  В   своей   деятельности   ведущую   роль   отвожу проектной   технологии, предполагая   что,   если   метод   проектов   применять   спланированной   и постоянной   составляющей   частью   образовательного процесса,   то   будут созданы условия для:  формирования   и   развития   внутренней   мотивации   учащихся   к более качественному изучению физики как науки;  повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;  речевого   развития   учащихся,   совершенствования коммуникативной компетенции в целом;  развития индивидуальных   особенностей   учащихся,   их самостоятельности, потребности в самообразовании;   изменения роли учителя в образовательной среде; более   результативного   решения   задач   образования,   развития   и воспитания личности учащегося. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном   процессе.   Этот   метод   делает   ученика   не   объектом,   на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения,   поскольку   для   решения   поставленной   задачи   недостаточно действовать по образцу, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и   применении   новых   знаний.   Работа   по   данному   методу   является   для учащихся  новым  видом  учебно­познавательной       деятельности, которая  во многом   отличается   от   привычной   «меловой   технологии».   Проект   –   это 11 возможность делать что­то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя,   попробовать   свои   силы,   приложить   свои   знания,   принести   пользу   и показать   публично   достигнутый   результат.   Метод   проектов   называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно – деятельностный подход в обучении.  Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди современных методов обучения.  Главное   направление   моей   педагогической   деятельности   ­ разработка эффективных способов организации проектно­исследовательской деятельности   в   обучении   физики,   приемлемых   в   нашем   образовательном учреждении. Использование   проектной   технологии   позволяет   раскрыться   каждому школьнику,   создает   условия   для   прочного   усвоения   знаний   и   развития мотивации   к   изучению   предмета,   развивает   творческие   способности учащихся,   умения   самостоятельно   приобретать   новые   знания,   работать   с различными источниками информации, учит планировать, организовывать и анализировать   результаты   исследовательской   деятельности,   а   также   учит осуществлять   рефлексию   своей   деятельности   и   деятельности   других учащихся.       Кроме   того,   широко   использую   обучение   в   сотрудничестве   ­   это совместное исследование, в результате которого учащиеся работают вместе малыми   группами,  что   позволяет   составить   более  полное   представление   о проблеме и направлении ее решения. Одним   из   составляющих   элементов   организации   познавательной деятельность   на   уроке,   использованных   в   опыте,   является   постановка   и решение   проблемы.   Проблема   ­   сложная   познавательная   задача,   решение которой   представляет   существенный   практический   или   теоретический интерес. Решая проблему, учащиеся начинают мыслить творчески. 12 ΙΙ .Технология опыта Целью  опыта является сформировать у учащихся навыки проектно ­ исследовательской   деятельности,   которые   активизируют   познавательную деятельность и позволят им решать творческие задания. Достижение   планируемых   результатов   предполагает   решение следующих задач: ­   организация   образовательного   процесса,   позволяющего стимулирование интереса к проектно ­ исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям; ­ корректировка содержания образования; ­   использование   элементов   технологии   проблемного   обучения, технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве; ­ организация участия в школьной, районных конференциях, различного уровнях конкурсах исследовательских работ;  ­ вовлечение школьников в работу элективных курсов по физике. Организация учебно­воспитательного процесса Для   реализации   поставленной   цели   и   задач   на   своих   уроках   и   вне уроков,   использую современные образовательные технологии:      проблемного обучения; здоровьесберегающие; информационно – коммуникационную и Интернет ­ технологию; игровые; проектную технологию.     В   своей   работе   использую   технические   средства   кабинета   физики (компьютер,  принтер, мультимедийный проектор, экран,  интернет). 13 Уверена,   что   проектно­исследовательская   деятельность   учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни:  ­способность делать выбор;  ­брать на себя ответственность; ­участвовать в совместном принятии решения;  ­владеть устным и письменным обобщением. В   своей   работе,   для   организации   исследования   учащихся,   выделяю следующие этапы: 1.Создание списка тем исследования. 2.Создание школьного ресурсного центра. 3.Уточнение целей и задач работ учащихся и учителя. 4.Определение объема и тематики теоретического материала. 5.Определение списка литературы при организации работы. 6.Определение методик исследования. 7.Определение прогнозируемых результатов исследования. 8.Подбор   ролей   определяющих   схему   взаимодействия   учащихся   при проведении исследований. 9.Планирование хода выполнения работ и его этапов. 10.Планирование   форм   и   порядка   представление   проектно   – исследовательских работ. Приобщение   учащихся   к   проведению   различного   вида   исследований способствует решению следующих задач: ­принудительная   активизация   мышления,   когда   учащиеся   вынуждены быть активными, независимо от их желания; ­осуществление   непроизвольного   стимулирования   к   познанию   мира, себя в этом мире; 14 ­достаточно устойчивой и длительной активности вовлечение в учебный процесс; ­самостоятельности, творческой выработки решений; ­повышение степени мотивации; ­развитие важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и   в   дальнейшем   его   активность   в   постоянном   овладении   знаниями   и применении их на практике; ­ приобщение учащихся к интеллектуально – творческой деятельности по выдвижении и реализации в научных исследованиях творческих идей; ­формирование   навыков   исследовательской   работы   для   получения знаний при подготовке научных работ и проектов; ­расширению представления о способах получения информации; ­развитию   коммуникативных   способностей,   созданию   условий   для реализации среды общения; ­участие в проводимых в рамках школы, района олимпиадах и проектно – исследовательских конференциях.   Используя метод проектов в течение нескольких лет, показало, как меняется отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы. Исследовательские   умения:   выявление   проблемы,   сбор   информации, выделение   главного,   анализ,   обобщение,   вырабатываются   на   долгосрочных проектах, носящие исследовательский характер.      Виды проектов наиболее приемлемые при работе с учащимися Виды Особенности  Исследовательские проекты Включает обоснование  актуальности избранной темы,  Виды презентаций (проектно­исследовательские  конференция, отчет  обозначение задач  исследовательской работы, и т.д.) 15 исследования, обязательное  выдвижение гипотезы с  последующей проверкой,  обсуждение полученных  результатов Предполагает максимально  свободный и нетрадиционный  подход к оформлению  результатов. Направлены на сбор  информации о каком­либо   Творческие  проекты  Информационные  проекты Творческие работы (сказки,  стихи, рисунки, самодельное  оборудование т.д.). Итогами такого проекта может  быть публикация в СМИ, в  объекте, явлении с целью ее  обобщения и представления  Интернете, создание  информационной среды класса и  широкой аудитории.  Практико­                Нацелены на социальные  школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга,  фильм). (Игра, экскурсия, сценарий  ориентированные  проекты интересы самих участников  проекта или его заказчика.  праздника, дидактический  материал и т.д.). Цель такого проекта заранее  определена.  Укладываются в 1­2 урока  Мини­проекты  Краткосрочные  Укладываются в 4­6 уроков, Вся работа над проектом  проходит на уроке, к концу урока  готовый результат. Уроки используются для  проекты осуществляется во  внеклассной работе или дома. координации деятельности  участников проекта, основная  16 работа по подбору.    Защита   проектов   в   9,   10,11   классах   проходит   на   конференции проектных   и  исследовательских   работ,  которая   традиционно   проводится   в марте в нашей школе и районе. Оцениваются:  ­чёткость формулировок; ­результативность работы; ­культура речи;  ­умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Каждый   докладчик   сопровождает   свою   работу   компьютерной презентацией.   Проекты     и   исследовательские   работы   учащихся,   выполняются   под моим руководством. За последние несколько лет подготовлены   с учащимися ряд работ (приложение№1). Работа над проектами   такого уровня, как подготовка и выставление работ на проектно – исследовательских конференциях вызывает  достаточно серьезные трудности 1.Учитель крайне загружен: проведение  учебных занятий в течение дня, классное   руководство,   общественные   поручения   и   дела,   неожиданные незапланированные  школьные дела. 2.Ограниченное время учащихся: учеба в школе, подготовка домашнего задания, посещение секций, кружков по интересам. Широкие возможности для реализации исследовательской и проектной деятельности   школьников   в   рамках   учебных   занятий   предоставляют элективные   курсы.   Но   и   этого   времени   недостаточно,   для   кропотливой, серьезной работе над проектами. 17 3.Малочисленность   учащихся     класса   в   сельской   школе.   Сложно подобрать   кандидатов   для   участия   в   проектно   –   исследовательских конференциях,  ведь   участник   должен     иметь   определенные   способности   и качества. 4.Плохая   компьютерная   грамотность     большинства   школьников. Приходится  выбирать   кандидатов   из  9­10  классов,  которые   в  достаточной мере владеют этими навыками. На   уроках   физики   учащиеся   выполняют   следующие   краткосрочные проекты: ­ составление паспорта физического явления; ­ написание опорного конспекта; ­демонстрация   физического   фокуса   с   обязательным   описанием физических процессов; ­написание   сказок   с   физическими   вопросами,   рисунки   к   явлениям (приложение№2); ­проведение   лабораторных   работ,   которые   не   описаны   в   учебнике   и решение экспериментальных задач; ­изготовление самодельных приборов (приложение№3); ­создание компьютерных презентаций ­  проектов (приложение№4). Сегодня   каждый   учитель   должен   уметь   сделать   электронную презентацию ­ электронный проект урока или к уроку. Использовать чужую, хотя и интересную, и качественную презентацию не всегда эффективно. Такие презентации,   как   показывает   опыт,   вызывают   у   учащихся   интерес,   но неустойчивый, особенно если они только чисто информативного характера. Настоящая презентация должна быть «живой», «рабочей». Она должна быть не только по конкретной теме урока, но и для конкретного урока, а это значит учитывать: 18 1) не только возрастные особенности учащихся, но и уровень их развития (в   связи   с   этим   иногда   сложно   бывает   использовать   готовые электронные учебники); 2) материально­техническую базу кабинета; 3) используемый УМК;  4) индивидуальность учителя; 5) ИКТ компетентности, как учащихся, так и педагога.   Иногда   более   простая,   в   техническом   исполнении,   но   «рабочая»   в содержательном   плане   презентация   дает   лучший   эффект, «суперпрезентация», скаченная из Интернета.    чем В   своей   педагогической   деятельности   занимаюсь   созданием электронных проектов – презентаций, которые успешно принимали участия в различных конкурсах (приложение№5). Организация   обучающихся   для   проектной   и   исследовательской деятельности   остаётся   одной   из   ведущих   в   преподавании   физики.   За последние   годы   можно   отметить   положительные   моменты   в   этом направлении: исследовательские работы учащихся отличаются выдвижением гипотез,   чёткой   постановкой   целей   и   задач   исследования,   пониманием исследовательских методов, формулировкой выводов, видением перспектив работы, правильным оформлением. Применяю   демонстрации   различных   опытов   с   применением самодельных   приборов   и   устройств,   изготовленных   руками   учеников. Изготовление прибора требует определенных навыков и творческого подхода: вид   материала,   форма,   размеры,   назначение,   принцип   действия   ­   всѐ  это ученик обдумывает, осмысливает, проектирует, и только после этого может воплотить идею в реальность. Таким образом, перед детьми встают проблемы, которые им предстоит решить до демонстрации эксперимента или опыта. При 19 таком подходе к изучению физики убеждаюсь, что многие учащиеся осознают логику   поиска   новых   для   них   знаний   и   овладевают   отдельными теоретическими   методами   познания,   приобретают   практические   навыки проектно­исследовательской   деятельности   и   умение   находить   выход   из проблемной ситуации. Немаловажно и то, что они чувствуют себя главными действующими лицами на уроке и получают удовольствие от самого процесса исследования.   Знания   становятся   более   прочными,   а   самое   главное   – формируется интерес к изучению предмету. Кроме того, провожу исследования с   учащимися на уроках физики с компьютерным оборудованием L­микро (приложение№6).   Данное   оборудование   ­   это   учебное   оборудование   для   проведения демонстрационных   экспериментов   и   лабораторных   работ   по   физике, разработанные   на   основе   современных   технологий.   Комплекты лабораторного   оборудования   L­микро   базируются   на   использовании компьютера в сочетании с различными датчиками для измерения физических величин и для обработки данных. Ученический эксперимент, организованный с   помощью   оборудования   L­микро,   не   только   способствует   уверенному усвоению   учебного   материала   школьной   программы,   но   и   развивает способности   самостоятельно   проводить   все   более   сложные   и   интересные опыты.  Я убедилась, что данные компьютерные лаборатории позволяют:  проводить натурный эксперимент в реальном масштабе времени;  использовать   традиционное   метрологическое   оборудование, имеющееся в наличии любой физической лаборатории;  автоматизировать   процесс   сбора,   обработки   и   преобразования физической информации при осуществлении натурного эксперимента; 20  обеспечить   визуализацию   и  сохранение   полученных   результатов эксперимента в виде графических зависимостей и таблиц характеристических точек на жестких и/или гибких магнитных дисках;  произвести анализ полученных экспериментальных зависимостей путем   их   сравнения   как   друг   с   другом,   так   и   с   теоретической,   которую возможно построить.      Приведу   пример   организации   использования   метода   проектов   с применением оборудования L­ микро по созданию мини – проектов на уроке в 9 классе по теме «Электрические явления». Класс делится на три группы по3­ 4 человека. У каждой группы свой проект.  Например: проект «Освещение» Конструкторское задание 1 Составьте проект электрической схемы освещения помещения.  Подберите необходимое оборудование. Схема должна обеспечивать  выполнение следующих условий: осуществление освещения тремя лампами накаливания с  свечение лампы накаливания при перегорании или  автоматическое отключение цепи от источника тока при  отдельным выключателем; выключении одной из них; коротком замыкании;      2 напряжение источника тока 3В; сопротивление каждой лампы 12 Ом. Инженерное задание. Для электрической схемы  рассчитайте силу тока и напряжение на отдельных участках цепи.  Укажите, какой предохранитель надо взять. 3  Практическое задание. Соберите электрическую цепь по  разработанной схеме. Измерьте силу тока и напряжение на  потребителях. Сравните их с расчетными. На схеме штриховой линией  покажите, как вы подключали амперметр и вольтметр. 21 Рассматриваемые проекты – это модели реальных электрических цепей. Учащиеся   выполняют   свой   проект   парами.   Конструкторское   задание обсуждается   и   выполняется   совместно.   Далее   рекомендуется,   следующее деление   один   из   учеников   выполняет   практическое   задание,   а   другой   ­ инженерное   задание.   Каждый   выполняет   свою   часть   задания,   а   вывод обсуждается   вместе.   В   конце   урока   учащиеся   защищают   свои   проекты   у доски,   тем   самым   осуществляется   контроль   правильности   выполнения задания. Таким образом, использование компьютерных лабораторий в процессе обучения физике позволяет говорить о качественно новом этапе в развитии натурного   эксперимента,   что   обеспечивает,   в   отличие   от   компьютерного моделирования,   развитие   исследовательских   способностей   обучаемых. Развитие навыков исследовательского поведения у учащихся продолжаю в процессе занятий на элективных курсах     предпрофильного   и   профильного   обучения (таблица №1). Таблица №1 Класс 11 2012 /2013уч.г 2013 /2014уч.г 2014 /2015уч.г ЭК «Методы  решения   физических  задач» ЭК «Астрономия» 10 Проектно –  Проектно –  Проектно –  исследовательская   деятельность исследовательская   деятельность исследовательская   деятельность ЭК «Практикум по  ЭК «Физика в вашем  ЭК «Физика в вашем  решению физических  задач» ЭК «Ты и  физика» доме» доме» ЭК «Физика и опыт» Элективный курс даёт возможность:  9 8 22 ­ разнообразить форму работы; ­ разнообразить методы, которые направлены не только на усвоение знаний (здесь это не главное), но на развитие познавательных интересов, творческих способностей,  общей культуры; ­ обеспечить   более   глубокую,   широкую,   разнообразную практическую  деятельность   (наблюдение,   проведение   экспериментов, опытов и т.д.); ­ воспитывают дух сотрудничества. Результативность опыта Использование   в   своей   работе   проектно   –   исследовательской деятельности позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания на других предметов. Деятельностная   основа   обучения,   каковой   является   метод   проектов, способствует   развитию   интеллектуальных,   коммуникативных   и   творческих умений,   а   также   помогает   становлению   таких   черт   характера,   как ответственность,   любознательность,   целеустремленность,   настойчивость, толерантность, умение работать в команде. Проектно   –   исследовательская   деятельность   помогает   мне   создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои   силы.   Без   сомнения,   проекты   являются   одним   из   способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации. Уровень развития метода проектов зависит от интеллектуальных усилий трёх взаимодействующих сторон: учащихся с незаглубленной познавательной активностью,   учителей,   постоянно   работающих   в   поиске   и   взращивании 23 одарённости, и  администрации, желающей,  чтобы  всё  это  процветало. При благоприятном   соединении   всех   этих   составляющих   можно   воспитывать плеяды творческих специалистов, учёных, певцов и художников.  Результативность  участия учащихся в проектно – исследовательских конференциях за 2012­2015 года Тема проекта Качества жизни  школьников Авторы Калимулин А. Лузкарева Д. Влияние  Иванова Е. Уровень Районный,  конференция  исследовательских и  проектных работ Школьный, конференция  исследовательских и  проектных работ электромагнитного  излучения на  человека Выращивание  водорастворимых  кристаллов Калейдоскоп Иванова Е. Районный,  конференция  Столяренко Г. Лукашов А. Самусенко Е. исследовательских и  проектных работ Районный, конференция  исследовательских и  проектных работ  Всероссийский конкурс  проектно –  исследовательских работ  Результат Диплом  Диплом Диплом  1 степени Грамота 4 место  Диплом  лауреата 24 Физика в нашем доме Группа  учащихся  9 класса «Грани науки» Общероссийский конкурс  «Через тернии» Диплом  1 степени        Обмен опытом по использованию метода проектов в своей работе   Тема выступления, работы Мультимедийная защита   проектно –  исследовательских работ Методические основы  написания проектно –  Место  и год выступления, Педсовет, 2012г. Форма участия Доклад +  презентация Уровень Школьный РМО  учителей физики,  Доклад +  презентация Районный  исследовательской работы Исследовательские работы  учащихся в урочной  2012г. РМО учителей  физики,  2012г. Мастер – класс Районный  деятельности Формирование  исследовательских навыков на уроках Рекомендации  по работы  над проектом 2013г.   Организация проектной и  РМО учителей  физики , 2013г. Доклад +  презентация Районный Семинар для  учителей района  Конкурс  Доклад +  презентация Статья с  Районный Областной  «Пединициатива»    исследовательской  деятельности 2013г. Творческий дистанционный ЦПТ   приложениями Эссе Всероссийский с  25 конкурс Эссе  «Новаторство» Использование метода  проектов по  развитию  познавательной активности  учащихся им.К.Д.Ушинского  2013г.  ЦПТ   им.К.Д.Ушинского  2013г. международным  участием Всероссийский Статья с  приложениями Проектно­ модульное  построение учебного  процесса как способа  реализации системно –  деятельного подхода  Проектно­ исследовательская  деятельность, как средство  развития познавательной  активности обучающихся Мотивация  учения  и  РМО учителей  физики,  2014г. Доклад +  Районный презентация МО учителей,   2014г.     Доклад +  Межшкольный презентация Интернет­портал  Статья с  Всероссийский формирование  познавательного  интереса   pedakademy.ru,  2014г.  приложениями к  физике Самореализация учителя  через стремление к  достижениям Социальный проект  «Физика в нашем  доме»  Индивидуальная  Педсовет    2014г. Доклад +  Школьный презентация ИМЦ МАУНЕД  Проект с  Общероссийский «Магистр», 2015г. учащимися ИМЦ МАУНЕД  Программа  Общероссийский 26 исследовательская  деятельность «Магистр»,  работы (2015г.) Результативность моего участия по распространению опыта за 2013­2015 года Название конкурса, Номинация  Уровень  Результат  год участия Конкурс  «Пединициатива», 2013г. Творческий  дистанционный конкурс  Эссе «Новаторство»,   2013г. Конкурс «Методическая система эффективного  учителя»,  2014г. Конкурс  «Через  тернии»,  2015г. Конкурс «Лучшее из  опыта работы»,  2015г. Организация  проектной  и  исследовательской  деятельности Эссе Конкурс  для  учителей Областной  Диплом лауреата Всероссийский с  международным  участием Диплом участника  Всероссийский Диплом лауреата Социальный проект Общероссийский Программа работы  учителя Общероссийский Диплом 1 степени Сертификат Результаты участия в различных конкурсах  моих электронных презентаций – проектов за 2013­2015 года Название конкурса Номинация  Общероссийский конкурс  «Педагогические идеи и  Презентация к  уроку Год участия 2013 Результат  Диплом 2 степени 27 технологии на уроках  естественно – научного цикла  с применением ИКТ» Районный конкурс  «Медиаресурс  21 века» Всероссийский  педагогический конкурс Общероссийский конкурс  «Я познаю современный мир.  Лучший урок 1 полугодия   2013­2014 уч.г» Всероссийский конкурс  педагогического мастерства Всероссийский  дистанционный конкурс с  международным участием Мультимедийный   методический  продукт Презентация к  уроку Презентация к  уроку Моя лучшая  презентация Лучшая  презентация к уроку 2013 2014 2014 2014 2014 Диплом участника Диплом участника Диплом 2 степени Диплом 1 степени Сертификат  Результаты работы учащихся  по созданию проектных работ Работа   по   созданию   самодельных   приборов   (фото)   в   сочетании   с учебными занятиями на уроках помогает школьникам приобрести глубокие прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки;   воспитывает   трудолюбие,   дисциплинированность,   культуру   труда, умения   работать   в   коллективе.   Занимаясь   техническим   творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им социальный выбор профессии и последующее овладение специальностью. Фотографии некоторых самодельных приборов, созданных учащимися 28 Модель фонтана              Модель электродвигателя    Модель электронасоса Модель самодвижущей     Модель электроскопа              Калейдоскоп тележки    Модель  эл.звонка                 Набор  пласмассовой  посуды Заключение Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда   учитель   совершенствует   инновационные   приемы,   обеспечивающие высокий   уровень   сформированности   познавательной   компетентности учащихся.  Каждому   педагогу   известно,   что   дети   уже   по   природе   своей   – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование   принципиально   новую   информацию   или   начинающий исследователь   открывает   уже   известное.   Здесь   самое   ценное   ­ исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. 29 Когда  я вижу,  как ребята  радуются своим  открытиям,  как  гордятся своими успехами, понимаю, что работа проделана с пользой. Если   учащийся   с   учителем   будет   заниматься   проектной   и исследовательской деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность,   ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,   совместно работать   с   различными   людьми,   быстрее   адаптироваться   к   окружающим условия.  Адресная   направленность   опыта:  для   учителей   физики,   особенно работающих   в   малокомплектных   школах.   Данная   проектно   – исследовательская   деятельность   помогает   преодолеть   однообразие   и монотонность   процесса   обучения,   помогает   наладить   совершенно   иные взаимоотношения с учащимися, дает учащимся возможность самовыражения ΙΙΙ Литература .  1.Алексеев   Н.Г.,   Леонтович   А.В.   Развитие   исследовательской деятельности. – М., 2001. 2.Леонтович   А.В.   Проектирование   исследовательской   деятельности учащихся. – М.,2001. 3.   Леонтович   А.В.   Учебно   –   исследовательская   деятельность школьников как модель педагогической технологии//Народное образование. – 1999. ­ №10. 4.Харитонов   Н.П.   Развитие   исследовательской   деятельности.   –   М., 2001. 5.Обухов   А.С.   Исследовательская   деятельность   как   способ формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999. ­ №10. 30 6.Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова, Т.В.Воронова. Рабочая тетрадь по  физике. 9 кл.­ М. «Просвещение».2003. 7.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной  технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. 8.Новикова Т. Проектные   технологии   на уроках   и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151­157. 9.Леонтович   А.В.   Исследовательская   деятельность   учащихся.   ­   М.: 2003, с. 96. 10.Полат Е.С. Как рождается проект. ­ М.,2003, с. 29. Приложение 1.Приложение №1. Проектные работы. 2. Приложение  №2. Мини­проекты. 3. Приложение №3. Фото самодельных приборов. 4.Приложение №4. Компьютерные презентации (проекты учащихся). 5. Приложение №5. Мои компьютерные презентации. 6. Приложение №6. Исследования, проводимые учащимися. 7. Приложение №7. Дипломы, сертификаты. 31

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018