Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"
Оценка 4.6

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл—4 кл
15.06.2017
Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. В статье рассказала о своем опыте работы над словарными словами.Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. В статье рассказала о своем опыте работы над словарными словами.
Работа над словарными словами.docx
Обобщение опыта: «Работа над словарными словами». Учитель начальных классов  МБОУ СШ №9 Им.И.Ф.Учаева  Трошина И.А. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное  изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Навыки написания  словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их  активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно­ орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших  школьников. Дети быстро устают от монотонного повторения словарных слов, как  неохотно заглядывают   в словарь учебника.    эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным,  познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей  перед написанием словарного диктанта. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную,  Словарно­орфографическая работа – это совокупность  систематически  проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических,  грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка. Чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была  эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые  являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания  словарных слов. Вот некоторые приёмы, используемые мной в работе над словарными словами. Сначала необходимо со словарным словом познакомиться.  Со 2 полугодия 1 класса заводим картинные словарики, в которых записываем  словарные слова и рисуем к ним картинку. Так дети быстрее запоминают слово, т.к. они  его представляют зрительно. Далее подключаю этимологическую справку и продолжаю  работать в словаре, связывая с ассоциативным образом. Дело в том, что мышление  учащихся начальных классов носит наглядно­образный характер, т.е. оно опирается на  конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно  преобладает и образный тип памяти. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом  психологической особенности мышления младшего школьника, надо " оживить " букву,  создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова  связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании  данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:  установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо  запомнить;  заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;  яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает  определенные эмоции;      образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше  механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным  словом каким­то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую  сомнений букву.  Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих  правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является  этимологический, или   этимологическая справка.   первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова.  Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его  Нередко обращение к истории позволяет мотивировать его современное написание.  Опора на зрительные образы, двигательные анализаторы. Букву, которую надо  Например, МАЛИНА – в основу названия положен признак плода, состоящий из малых  частей. Слово малина образовано от слова малый, маленький.    запомнить, выделяем и превращаем в предмет, связанный со смысловым запоминанием  слова. Ассоциация по картинки:  Учитель  стоит и напоминает букву И, а ученик сидит за партой и напоминает букву е. Опоры на слуховые анализаторы.  «Слова­помощники», но не родственные. Пенал. Открыли пенал, а там ­ пена. Ужин. Ужинали ужи.  Космос. В космос построили мост. Ассоциация по смежности и сходству: м... л... ко Молоко везут круглые колеса.  м...л...т...к Он забивает круглые гвозди,  п... суда Это круглая тарелка, блюдце, сковородка. Большую помощь могут оказать рисунки, схемы. Дети очень живо реагируют на такую  наглядность, пытаются сами нарисовать рисунок или схему к слову.  Орех (внутри буквы о, или вместо неё рисуем орешек)­ орех круглой формы, поэтому  пишется О.  РАкета (внутри буквы а, или вместо неё рисуем ракету)­ ракета в виде буквы А, поэтому  пишется с А.  ЯгОда (внутри буквы о, или вместо неё рисуем ягодку)­ ягодка круглая, как буковка О.  ЯблОко (внутри буквы о, или вместо неё рисуем яблочко)­ и т.д.  букву Ё можно превратить в ёжика: шёл Шёл ёжик, чёрный Шёл чёрный ёжик, жёлтый Шёл жёлтый ёжик. Например работа над словом медведь. МЕДВЕДЬ пишется с безударной Е в корне слова.  ­ Как вы думаете, почему это животное так называется?  Сообщается этимологическая справка:  Медведь – крупное хищное животное с большим, грузным, покрытым шерстью телом и  короткими лапами.  Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где мед можно найти в лесу. При изучении слов корова и собака я спрашиваю у детей  Медведь –мёд, ведающий – знающий, где есть мёд.  Составляются словосочетания и предложения: лежебока медведь; косолапый медведь;  медведь живет в лесу. Медведь любит мед.   ­ Какие это животные, дикие или домашние?  ­ Каких ещё домашних животных вы знаете? (лошадь, конь, кот, кошка, овца, коза и т.д.). ­ ­ Посмотрите все слова пишутся с буквой О в первом слоге. Как вы думаете почему?   ­ У них есть ДОМ. Слово ДОМ пишется с буквой О, значит и названия домашних животных пишется с буквой О ­ корова и собака   Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических  ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью  другого слова в предложении или фразе.  Например: УЛИЦА. Я вышел на уЛИЦу и увидел много знакомых ЛИЦ. МЕБЕЛЬ. МебЕЛь из ЕЛи. ПАЛЬТО. ПАльто  носит  ПАпа Дети с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, загадки. Разнообразие  видов работы делает урок интересным, позволяет переключать внимание с одного вида  работы на другой, урок проходит быстро. Таким образом, в формировании  орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями есть  активная учебная работа учащихся.  Не менее интересно и разнообразно продолжается работа над уже изученными  словами.  Например:  По опорному слову предлагаю вспомнить весь набор словарных слов или, получив  слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние,  написать буквы  этого слова в алфавитном порядке.   Пишу на доске словарные слова 7­10. Дети читают, запоминают. Закрываю доску –  пишут по памяти сколько запомнили и проверяют как написали. Лучше оценка тому, кто  больше слов запомнил и правильно написал. Развивается память и орфографическая  зоркость. Очень ребятам нравится ещё такая работа. Записан текст или группа словарных  слов со специально допущенными ошибками, которые детям нужно исправить, написав  слова правильно. А при работе коллективной дети все вместе исправляют ошибки в словах, доказывая, почему надо писать эту букву. Широко использую  творческий диктант, в котором нужно заменить развернутое  понятие – одним словом. Например, дерево с белой корой – береза. А во время диктанта –  загадки  отгадки – словарные слова дети записывают в тетрадь. Проводя картинный  диктант, показываю картинку, а дети записывают словарное слово. В плане активизации словаря  также использую дидактические игры. Игра. «Новые слова». Дополнить данный слог до какого­нибудь слова или,   используя буквы слова, составить другие слова. Например, КА­  кастрюля, каникулы, картофель и т.д.  ВЕЛОСИПЕД: село, весло, дело и т.п.. Игра «Шифровка». Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо  вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное  слово. Например: КПСТ (КАПУСТА), КРНДШ (КАРАНДАШ), ВРБЙ (ВОРОБЕЙ), МСКВ  (МОСКВА), РБТ (РОБОТ), ГРЙ (ГЕРОЙ), БРГ (БЕРЕГ), ЧНК (УЧЕНИК). Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким­то общим признаком.  Например: Живые существа:      КРВ      (КОРОВА) ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК) СБК      (СОБАКА) ВРН      (ВОРОНА) Игра «Кто быстрее?» К данным словам подберите противоположное по значению:  город ­ деревня, женщина ­ мужчина, здоровый ­ больной, здравствуй ­ до свидания,     мороз ­ жара, пришел ­ ушел, рассвет ­ закат, родина ­ чужбина, спасибо ­ пожалуйста,  устный ­ письменный, хорошо ­ плохо, чёрный – белый Игра «Кто больше?»   Кто больше вспомнит пословиц, в которых встречаются слова из словаря.  Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5­7 раз в разнообразных  вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным  материалом и безошибочно применяет в практике. Результатом применения данных методов являются качественные изменения,  происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в  письменных работах), обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с  буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из­за нее не будет разочарований,  неудач, слез. Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность  значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с  обучением с помощью традиционных приемов. При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми  написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных  программой, но и многих других.  Список литературы  1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего  школьника. ­ М., 1990.  1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. ­ М., 1989.  2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. ­ М., 1989.  3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. ­ М., 1993.   4. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. ­ М., 1989.  5. Карупе А Я. Обучение детей в школе. ­ М., 1994.  6. Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1­2 классы. М., 2008.  7. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. ­ М., 1983. 8. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. ­ М., 1983.  9. Журналы «Начальная школа»

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему "Работа над словарными словами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017