Обобщение опыта работы по
теме: «Ситуация успеха, как основной метод в формировании самооценки младших школьников в условиях ФГОС».
Дарья Владимировна Карасёва
Классный руководитель 2 «А» класса
БОУ «Тарская средняя
общеобразовательная школа № 4»
Тара
2015 г.
Введение.
Успех в учении – единственный
источник внутренних сил,
рождающий энергию для
преодоления трудностей,
желания учиться.
В.А.Сухомлинский.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, в семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться и развиваться.
Именно в этот период жизни младшего школьника продолжает формироваться его представление о самом себе, своих возможностях, своих качествах и своём месте среди других людей – его самооценка.
Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.
Описание педагогического опыта.
Важно помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.
Поэтому в качестве объекта выступает организация ситуации успеха в педагогическом процессе, влияющей на формирование адекватной самооценки и повышение познавательного интереса обучающихся.
Проблема состоит в необходимости формирования у детей начальных классов адекватной самооценки, от этого зависит его дальнейшее обучение в школе и самоопределение в жизни.
Актуальность заключается в том, что самооценка связана с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества. И особенно важно формирование адекватной самооценки для детей.
Цель: создать условия для формирования, развития и коррекции самооценки, обучающихся посредством применения ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности.
Эта цель предполагает формирование позитивного отношения к учёбе, выработку у детей навыков поведения в семье, школе, социуме. Учит управлять своим настроением и отношениями с людьми; видеть, оценивать свои достижения.
Задачи:
1. Объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью. Составить план самокоррекции и реализовать его.
2. Повысить квалификацию по вопросам образовательных технологий в системе ФГОС, направленных на развитие адекватной самооценки обучающихся.
3. Целенаправленно использовать образовательные технологии в ходе учебных занятий и внеклассной работы. Отслеживать результаты как через наблюдения, так и с помощью авторских методик.
4. Содействовать формированию в своём классе оптимальной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий направленных на формирование адекватной самооценки обучающихся.
Методологической основой опыта работы являются труды Амонашвили Ш.А., Андрущенко Т.Ю., Зинько Е.В., Лисина М.И., Липкина А.И., Сергеева Е.В., Тихомирова Е.И., Фридмани Л.П. и других педагогов, изучающих различные аспекты формирования самооценки ребёнка в начальной школе.
Результативность опыта.
В качестве подтверждения актуальности выбранной темы мною были проведены первичные и промежуточные диагностики самооценки обучающихся в детском коллективе по методике «Лесенка» (автор В.Г. Щур), а так же диагностика эмоциональной самооценки по методике А.В. Захарова.
Первичная диагностика показала следующие результаты:
· методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)
Класс, тип диагностики |
Всего учеников |
Самооценка в детском коллективе |
||||
Завышенная (1 ступень) |
Адекватная (2, 3 ступень) |
Заниженная (3-4 ступень) |
Низкая (5,6 ступень) |
Резко заниженная (7 ступень) школьная дезадаптация |
||
1 класс, первичная |
28-100 % |
1 чел.– 3,6 % |
24 чел.- 86 % |
3 чел. – 10,8 % |
0 |
0 |
2 класс, промежуточная |
28-100 % |
1 чел.- 3,6 % |
26 чел.-93,6 % |
1 чел. – 3,6 % |
0 |
0 |
· методика определения эмоциональной самооценки (автор А.В. Захаров)
Класс, тип диагностики |
Всего учеников |
Эмоциональная самооценка |
||
Завышенная (1 – 2 круг) |
Нормальная (3-4 круг) |
Заниженная (5-8 круг) |
||
1 класс, первичная |
28-100 % |
2 чел. - 7,2 % |
23 чел. – 83 % |
3 чел – 7,2 % |
2 класс, промежуточная |
28-100 % |
1чел - 3,6 % |
27 чел. – 97,2 % |
0 |
Эффективность повышения самооценки и успешности младших школьников зависит от методологических подходов.
В своей работе использую следующие подходы:
· Комплексность
· Системность
· Динамичность
Придерживаюсь следующих принципов:
1. Принцип последовательности.
2. Принцип соответствия содержания возрастным особенностям учащихся.
3. Приоритет активных методов обучения.
Для достижения положительных результатов в работе использую следующие приёмы:
· Похвала
· Коллективная похвала
· Прием "Эврика"
· Задания разной сложности
· Самостоятельный выбор задания
· Рефлексия на уроках
· Портфолио
· Обучение самовнушени
Заключение.
Ситуацию успеха ожидают все учащиеся на уроке, им всем хочется получить одобрительную оценку. Эмоциональный положительный настрой, комфортность на уроке благотворно влияют на успешное обучение. Но неудачи не исключены, особенно в первом классе. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.
Также эффективному развитию адекватной самооценки у детей с заниженной самооценкой способствует постоянное использование рефлексии на уроках.
Огромную помощь в создании ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях оказывает ведение портфолио каждым учеником. Он является большим стимулом в формировании жизненных идеалов, стимулировании стремления к самосовершенствованию.
Развитие самооценки потребует дополнительных усилий, но вскоре Мы увидим, как дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.