Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
география
Взрослым
07.04.2019
Деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего родо философия образования говой школы, которая дает возможность учителю творить, исследовать , обучать и обучаться в содружестве с учащимися. Поэтому поставила перед собой цель: применять в обучении учащихся сочетание различных видов творческих, эвристических, проблемно-поисковых , проектных заданий и осуществлять компетентностное развитие личности учащегося.
обобщение опыта Катозовой Г.В. (1).docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА МАКЕЕВКИ
Реализация
деятельностного подхода
на уроках географии
описание опыта работы
Учитель Катозова Галина
Валентиновна
2019
1 учета объектов перспективного педагогического опыта
КАРТОЧКА
Информация об авторе
Катозова
Фамилия
Галина
Имя
Отчество
Валентиновна
21.03.1960
Год рождения
Образование
высшее
учитель географии средней школы
Специальность
по диплому
Педагогический
стаж
Должность
Стаж в
должности
Звания, награды
учитель географии
30 лет
39 лет
«учитель методист»
Информация об опыте
Тема
Реализация деятельностного подхода на уроках географии
Цель
Краткое
содержание
Форма
обобщения
Одобрено (кем,
когда)
Место
сохранения
Рекомендации по
распространению
Применять сочетание различных видов творческих,
эвристических, проблемнопоисковых, проектных заданий на
уроках географии и осуществлять компетентностное развитие
личности учащегося
Деятельностный подход в образовании это не совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это своего
рода философия образования новой школы, которая дает
возможность учителю творить, исследовать, обучать и
обучаться в содружестве с учащимися
Описание опыта
Методическим советом методического центра управления
образования администрации города Макеевки
(протокол № 1 (45 ) от 19.02.2019
Методический центр управления образования администрации
города Макеевки ,
МОУ «Средняя щкола №2 города Макеевки»
Среди учителей географии Республики,
презентации на городских методических мероприятиях
выступления
2 в системе
последипломного
образования
Обоснование актуальности опыта
«Великая цель образования – это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Результаты проводимых за последние десятилетия международных
сравнительных исследований заставляют насторожиться. Школьники многих
стран хорошо выполняют задания репродуктивного характера. Однако их
результаты ниже при выполнении заданий на примере знаний в практических,
жизненных ситуациях; ситуациях, содержание которых представлено в необычной,
нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных,
сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Значит,
вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным в данное время.
Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их
применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать,
интерпретировать, или создавать новую. Таким образом, желая сместить акцент в
образовании с усвоения фактов (результат – знания), приходим к осознанию
необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности
учащихся (результат – умения). Конструктивно выполнять эти задачи на уроках
географии помогает деятельностный подход.
В процессе работы над педагогической проблемой определила следующие
задачи:
1. Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков географии с
использованием деятельностного подхода.
2. Изучить психологопедагогическую литературу по внедрению системно
деятельностного подхода.
3. Подобрать оптимальные приемы и методы для применения в процессе
обучения.
4. Апробировать сочетание различных видов творческих, эвристических,
проблемнопоисковых, проектных заданий на уроках географии и
определить их потенциал для развития разносторонней личности, способной
3 реализовать свой творческий потенциал, как в собственных интересах, так и
в интересах общества.
Теоретическая база работы по теме
который всегда был системным.
В основе реализации ГОС лежит системно деятельностный подход,
использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду,
необходимую для формирования современного выпускника.
Понятие системнодеятельностного подхода было введено в 1985 г. как
особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях
классиков педагогической науки таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др., и
деятельностный,
Его разрабатывали
Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно
деятельностный подход их объединил. Целенаправленную деятельность учащихся
по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей
среде естественной или искуственной характеризуют А.В. Хуторский и Г.К.
По мнению Н.Г. Алексеева проблемнодеятельностный характер
Селевко.
обучения
состоит в организации различных видов учебнопознавательной
деятельности учащихся.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика
и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает
знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной
на «открытие нового знания».
Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения
географического понятия «азимут» не поможет найти дорогу в незнакомой
местности, если при изучении географии в школе не были сформированы
практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана,
компаса, местных признаков и т.д. Теоретические знания без умений применять их
на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся.
Поэтому сегодня важно не столько дать учащимся как можно больший багаж
знаний, сколько обеспечить общекультурное, личностное и познавательное
развитие, вооружить таким важным навыком, как умение учиться.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом
преподавании обеспечивается следующей системой дидактических
принципов:
4 обществе,
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в
готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует
в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию
его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями
и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом
возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного
системного представления о мире (природе,
самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить
ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него
уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его
усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта
знаний).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6)
предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
Принцип вариативности
Основной из главных задач учителя географии является организация учебной
деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в
осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью
овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,
необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их
познавательную деятельность.
Разбиение учебного процесса на уроках разных типов в соответствии с
ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо
обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении
технологии
организации
должен
обеспечиваться
сохраняться деятельностный
соответствующая ему система дидактических принципов как основа для
построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
разных
обучения и
типов
уроков
метод
5 Технология деятельностного метода предполагает следующую
последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном
действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового
знания).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Значимость работы по проблеме исследования о влиянии деятельностного
подхода в обучении географии исходит из положения о том, что психологические
способности человека есть результат преобразования внешней предметной во
внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
По мнению К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились
самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал
для него материал». Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного
типа, в основе которого заложен принцип деятельностного подхода. Учитель
призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть
вдохновителем учащихся.
Технологичность опыта
Особое внимание уделяю этапу мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности, который предполагает осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организую
положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
актуализирую требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»); устанавливаю тематические рамки («могу»).
При подготовке к урокам работаю над созданием проблемной ситуации для
формулирования учащимися самостоятельно учебной проблемы (цели урока) .
Использую такие приемы : кластер, корзина идей, перепутанные логические
цепочки и другие. Использую возможности географической карты. Например, в
6 классе использую стихотворный ряд.
Ее с собой берет геолог,
6 Турист, водитель, археолог.
Тему урока учащиеся формулирует самостоятельно, а учитель мотивирует их
действия: «Действительно, карта может рассказать о многом. Перед нами
физическая карта мира. О чём мы можем узнать, глядя на неё? Великий географ
ХХ столетия Н.Н. Баранский назвал карту – альфой и омегой географии. В чем
смысл этого выражения мы с вами попытаемся ответить после изучения нового
материала. А сейчас отправляемся в «Картографию» страну изучения карт
Земли. Как вы думаете, что появилось раньше: карта или письменность?»
В 7 классе при изучении материка Африка использую видеоряд. «Объясните, с
чем у вас ассоциируется Африка. Что вы представляете в первую очередь, когда
кто – то произносит «Африка»?
осмысливать,
Формирую развитие
интереса к предмету
На различных этапах уроков географии используются приёмы технологии
развития критического мышления («чтение с пометками», «мудрые совы», «верно,
неверно, спорно», «толстые, тонкие вопросы»), цель которых — научить ученика
самостоятельно мыслить,
структурировать и передавать
информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Критическое мышление позволяет активизировать интеллектуальную и
эмоциональную деятельность, вовлечь в процесс обучения личностное начало
ребенка, побуждает детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа.
через педагогическое
сопровождение творческой деятельности учся.
Предлагаю необычные
оригинальные задания и задачи. При этом использую дифференцированный и
индивидуальный подходы. Предлагаю различные варианты творческих домашних
заданий: кроссворды, минисочинения, эссе, краткое интересное опережающее
сообщение.
Осмысление учебного материала будет только в том случае, если у
учащегося есть определённый набор представлений, фактов, данных и т.д. Учить и
развивать одарённых детей необходимо на уроке, так как именно здесь идёт
формирование интереса к предмету через творческую деятельность.
Где, как не на уроке, одарённые дети могут отличиться от других учащихся,
способностью придумывать чтото новое, необычное; быстрее и оригинальнее
других решать поставленные задачи. Конечно же, они требуют к себе огромного
внимания, и не обходится без индивидуальных дополнительных занятий во
внеурочное время в виде спецкурса.
Одним из самых надежных и традиционно проверенных способов мотивации
творческой деятельности являются познавательные задачи (задачапрогноз,
задачапротиворечие, задачаразмышление).
Немаловажную роль играет организация деятельности учащихся, ее
характер, смена видов и форм с целью усвоения основного материала на учебном
занятии. Применяю различные формы и методы организации и осуществления
7 учебной деятельности: заочные путешествия, интеллектуальные игры и конкурсы,
конференции, учебные дискуссии, семинары, исследовательскую деятельность,
работу с учебной литературой, экскурсии, походы.
Умение применять приобретенные знания на практике важный показатель
того, что ученики сознательно усвоили материал. В школьном курсе «География» в
разных разделах учащиеся знакомятся с формулами. Если есть формулы, значит, в
наличии задачи, для решения которых они используются. В составе творческой
группы учителей города разработала разноуровневые географические задачи по
всем темам курсов для учащихся 611 классов с алгоритмом их решения. Эти
задачи имеют еще и познавательный характер.
Например, в разделе «Австралия» вызывает особый интерес у учащихся решение
задач на определение расстояния между городами Перт (32* ю.ш., 116*в.д.) и
Канберра (32* ю.ш., 150* в.д.) в градусах и километрах, не используя масштаб, а
только картографическую сетку. Длина дуги 1* параллели 32* – 94,6км.
Умения и навыки учащихся в применении изученных формул, выведенных на
основе географических закономерностей, формирую, например, при решении
задач на определение температуры воздуха на вершине горы Консуэло (1219м),
если температура воздуха у подножья +8*.
Анализ проверочных и контрольных работ учащихся показал положительную
динамику качества знаний которое выразилось в повышении уровня знаний
теоретического материала, полученные на уроках на 12% в курсе 7 классов;
в формировании навыков самостоятельной работы на 7%;
в умении выявлять учащимися географические закономерности на 5%.
Разработала алгоритм решения задач для работы со слабоуспевающими
учащимися.
Основной задачей Государственного образовательного стандарта является
закрепление практических знаний и умений учащихся в учебновоспитательном
процессе.
Деятельностный подход позволяет повысить результативность управленческой
деятельности учителя, реализации практической части программы по географии.
Практические работы помогают овладеть учся овладеть такими умениями и
навыками, как
чтение анализ карт, графических (таблицы) и статистических материалов;
умение самим составлять диаграммы, картосхемы, моделировать карты нового
содержания;
умение составлять географические описания, характеристики, давать оценку
географическим явлениям и процессам.
Практические работы на географическом материале развивают и
общеучебные умения – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать
выводы, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать
информацию, представлять результаты работы в различных формах.
8 Самое главное при выполнении практической работы учащиеся учатся
применять полученные знания в жизни, отрабатывают различные способы
получения важной информации. Эти навыки смогут пригодиться им в будущем.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для перехода обучающихся к
творчеству, поисковоисполнительской активности. Чтобы создать такие условия
на уроке, учитель должен подойти к проведению практических работ творчески,
используя весь арсенал методической литературы по этому вопросу и собственных
наработок.
Разработала методический инструментарий по проведению практических работ
по курсу «Географии материков и океанов». Многолетний опыт работы помог
создать свою методическую копилку, которая отразилась в пособии для учащихся
7 классов, что позволяет экономить время, выполнять работу в полном объеме,
использовать необходимый понятийный материал, задания для экспрессопросов,
необходимую дополнительную информацию. В практическую часть программы по
географии включены исследовательские проекты. Разработала дорожную карту по
подготовке и проведению исследовательских проектов по курсу «География
материков и океанов».
Пример дорожной карты исследовательского проекта «Взаимодействие
Мирового океана, атмосферы и суши, следствия их взаимодействия»
Цель исследования: развивать знания о Мировом океане; формировать умения
использовать источники географических знаний для отбора информации о
взаимодействии Мирового океана, атмосферы и суши, обобщать и представлять
эту информацию; развивать географическое мышление.
Исследование — это сложный, но очень важный и интересный путь познания.
Выполнив исследовательскую работу в виде сообщения, презентации, сочинения
(эссе), минипроекта, вы продемонстрируете не только ее результаты, но и такие
свои качества, как работоспособность, упорство в достижении цели, умение
преодолевать трудности; приобретете опыт работы с географической
информацией. Еще более важно то, что, выполнив работу, вы получите моральное
удовлетворение, то есть вам это будет приятно — ведь вы достигли цели, проявив
волю и настойчивость.
Вопросы для подготовки к исследованию:
1.Значение Мирового океана в жизни Земли и человека.
2. Богатства и разнообразие ресурсов Мирового океана, их практическое
использование.
3. Основные виды отрицательного воздействия на природу Мирового океана,
«симптомы смертельной болезни».
4. Главные направления охраны и рационального использования морской среды.
9 Расшифруйте афоризмы:
«Морская вода – жидкая руда»
«Гольфстрим – водяное отопление Европы»
«Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан» .
Докажите это с помощью своих примеров, что Мировой океан – это
действительно настоящий кладезь жизненно важных для человечества продуктов.
Заполните таблицу «Ресурсы Мирового океана»
Биологические
Минеральные
Энергетические
Выделите источники и каналы загрязнения.
Наземные
атмосферные
Морские
нефтяными углеводородами
промышленными отходами
с/х отходами
радиоактивное загрязнение
тепловое загрязнение
чрезмерный улов рыбных ресурсов
10 туризм
Составить схему:
Основные загрязнители водных
систем
Влияние на здоровье человека
Океан очень красив и заманчив, в нем обитает множество различных видов рыб и
не только, также океан помогает нашей Земле в выработке кислорода и играет
важную роль в ее климате. Но люди, относительно недавно, детально занялись его
изучением, и были удивлены результатами...
Вывод: огромный Мировой океан изучен совсем немного и нам предстоит его
изучать все более углубленно. И кто знает, какие нас ждут открытия в будущем...
Это большая загадка, которая понемногу приоткрывается перед человечеством
благодаря исследованиям.
Предметные результаты освоения учебного предмета «география» должны
быть ориентированы на овладение географическим мышлением для определения
географических аспектов природных, социальных и экологических процессов. В
прошлом учебном году в школе было проведено выступление экологической
агитбригады, проведено «Экодефиле». В работу были вовлечены учащиеся, их
родители, классные руководители во время подготовки и презентации
экокостюмов.
Итак, деятельностный подход в образовании это не совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия
образования новой школы, которая дает возможность учителю творить,
исследовать, обучать и обучаться в содружестве с учащимися.
Собственное педагогическое исследование по выше обозначенной теме
показывает, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у
учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство
обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 67
классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве
образования, в этот период формируются базовые знания по предмету.
Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала,
11 что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление
источников, причинноследственных связей, осознанием интереса к предмету,
Учебные
достижения
Качество
Знаний
учащихся
Результаты
ГИА
20142015
20152016
20162017
20172018
20182019
7кл.72%
8кл.69%
8кл.74%
9кл.76%
6кл.76%
6Б –72%
7кл.71%
9кл.68%
10кл.75%
10кл.66%
11кл.72%
6кл.76%
7кл.72,5%
8кл.74%
9кл.69%
10кл.64%
11кл.57%
9кл.89%
10кл.78%
достигают только 22 % учащихся. Размышляя о том, какое место занимает наш
предмет в системе школьных наук, я сделала вывод (согласно проведённой
анкете), что 78 % учащиеся 69 классов считают географию предметом не столь
важным. Анкетирование обучающихся показало, что учащиеся географию по
степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди
школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы.
Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и
подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в
современном мире географические знания необходимы каждому человеку,
особенно желающему быть успешным и считающему себя культурным.
Раздвигаются границы территорий, велико взаимовлияние экономических
отношений между странами, общее участие всего человечества в решении
глобальных проблем. Учащиеся любого возраста должны вовлекаться в них,
продумывать их и разрабатывать пути решения.
Результаты педагогической деятельности
проводила по следующим критериям:
Результативность собственного исследования педагогического опыта
диагностика уровня умственного развития обучающихся;
участие в олимпиадах различного уровня;
12 участие в конкурсах, конференциях.
М.К.Акимова,
Е.М.Борисова,
В.Г.Зархин,
Для диагностики умственного развития обучающихся мной использовала
школьный тест умственного развития (ШТУР), авторами которого являются
К.М.Гуревич,
В.Т.Козлова,
Г.П.Логинова. Результаты показали, что преобладает относительно высокий
уровень умственного развития (7080 баллов). Это подтверждается результатами
учебных достижений учся по предмету.
Участие обучающихся в предметных олимпиадах – Воробьев Илья – ученик
7 класса , 3 место в городском этапе Республиканской олимпиады по географии,
ежегодно учащиеся 68 классов принимают участие в международных олимпиадах
по предмету «Старт», «Лига эрудитов» (результаты – Дипломы I, II, III степени,
сертификаты).
Участие
учащихся школы в городском этапе областной учебно
познавательной игры «Экологический брейнринг», в Городском фестивале
интеллектуальных идей «Город моей мечты»,
II Городской конференции
творческих работ по краеведению, Республиканской акции «Свое сердце отдаю
Донбассу», участие в IV Республиканской научнопрактической конференции
учащейся молодежи «Молодежь в управлении и экономике», участие в
Краеведческой викторине учащейся молодежи «Вокруг света», которую проводит
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко».
Новизна и практическая значимость данного исследования состоит в поисках
наиболее конструктивных путей реализации на практике Государственного
образовательного стандарта: развитие личности в системе образования
обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий,
выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Подтверждение данного утверждения нахожу в словах В.П. Вахтерова: «Образован
не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания».
Преимущества системнодеятельностного подхода в преподавании географии:
изменяется характер обучения от заучивания понятий к познанию;
сокращается время, необходимое для изучения материала;
развивается мотивационноценностная сфера личности;
реализуются развивающие цели урока.
Перспективы дальнейшей работы по проблеме
Вижу перспективы работы по проблеме в следующих направлениях:
создание и внедрение научнометодического сопровождения системно
деятельностного подхода в географическом образовании;
13 поиск круга социальных партнеров;
пополнение кейса учебнометодического обеспечения деяятельностного
подхода в обучении географии;
выступленияпрезентации на городских педагогических мероприятиях.
Библиографический список:
1. Аксенова Н. И. Системнодеятельностный подход как основа формирования
метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика
образования в современном мире: материалы международной научной
конференции (г. СанктПетербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С.
140142.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: учебникМ.:Издательство МГУ, 1990367с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская И.А и др. /Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для
учителя/ под ред. А.Г.Асмолова М.: Просвещение, 2008151 с.
4. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.:
Педагогика Пресс, 1999 536 с.
14 5. Гальперин П.Я. / Лекции по психологии : учебное пособие / П. Я. Гальперин
М.: КДУ, 2007 400 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. М.:
Педагогика, 1986. 240 с.
7. М.А. Кубышева «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП,
Москва 2005
8. . Л.Г. Петерсон. «Деятельностный метод обучения», ACADEMIA АПК и
ППРО, Москва 2007.
9. И.С. Якиманская "Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние»
формы" // Директор школы № 3, 1995.
10.Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.
15 16
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Обобщение опыта работы учителя географии по теме "Реализация деятельностного подхода на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.