Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
Оценка 4.7

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации
4 кл
10.05.2017
Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
ТЕМА: Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов. АКТУАЛЬНОСТЬ: развитие познавательной сферы школьника, формирование его умственных способностей. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: память, мышление, речь. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание и обучение личности ребенка, его способностей. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выработать систему развития речи, памяти и мышления – младших школьников, сделать свою работу на уроках и в воспитательных мероприятиях разнообразной; выявить и понять развивающие возможности отдельных речевых, логических упражнений по развитию мышления, памяти и речи учащихся. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: заниматься развитием мышления, памяти и речи учащихся – постоянно и целенаправленно. Планировать работу в своем классе с учетом его особенностей. НАУЧНАЯ ГИПОТИЗА: систематическая, планомерная работа по развитию речи, памяти и мышления личности ребенка обязательно даст положительные результаты, так как речевые, мыслительные умения и навыки развиваются, на мой взгляд, по закону геометрической прогрессии: малый успех приведет к большому; речь, память, мышление совершенствуются, обогащаются и развиваются.ТЕМА: Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов. АКТУАЛЬНОСТЬ: развитие познавательной сферы школьника, формирование его умственных способностей. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: память, мышление, речь. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание и обучение личности ребенка, его способностей. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выработать систему развития речи, памяти и мышления – младших школьников, сделать свою работу на уроках и в воспитательных мероприятиях разнообразной; выявить и понять развивающие возможности отдельных речевых, логических упражнений по развитию мышления, памяти и речи учащихся. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: заниматься развитием мышления, памяти и речи учащихся – постоянно и целенаправленно. Планировать работу в своем классе с учетом его особенностей. НАУЧНАЯ ГИПОТИЗА: систематическая, планомерная работа по развитию речи, памяти и мышления личности ребенка обязательно даст положительные результаты, так как речевые, мыслительные умения и навыки развиваются, на мой взгляд, по закону геометрической прогрессии: малый успех приведет к большому; речь, память, мышление совершенствуются, обогащаются и развиваются.
Обобщение опыта развитие речи и т.д..docx
МБОУ г.Астрахани «СОШ №12» учитель начальных классов Береснева Ирина Владимировна Обобщение опыта ТЕМА: Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов. АКТУАЛЬНОСТЬ: развитие познавательной сферы школьника, формирование его умственных способностей. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: память, мышление, речь. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание и обучение личности ребенка, его способностей. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выработать систему развития речи, памяти и мышления – младших  школьников, сделать свою работу на уроках и в воспитательных мероприятиях разнообразной;  выявить и понять развивающие возможности отдельных речевых, логических упражнений по  развитию мышления, памяти и речи учащихся. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: заниматься развитием мышления, памяти и речи учащихся –  постоянно и целенаправленно. Планировать работу в своем классе с учетом его особенностей. НАУЧНАЯ ГИПОТИЗА: систематическая, планомерная работа по развитию речи, памяти и  мышления личности ребенка обязательно даст положительные результаты, так как речевые,  мыслительные умения и навыки развиваются, на мой взгляд, по закону геометрической  прогрессии: малый успех приведет к большому; речь, память, мышление совершенствуются,  обогащаются и развиваются.                                                                            Интерес к учению появляется только тогда,                                                                           когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…                                                                                                                                В.А. Сухомлинский                                                                Почему одни люди решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая  жизненная задача ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда  принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться  жизненного успеха?        Мыслительные способности, как и всякие другие можно развивать, вырабатывая в себе  определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивая  необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы  добиться успеха в жизни.        В течении трёх лет работаю над проблемой развития речи, мышления и памяти. Почему именно над речью, памятью и мышлением?         Современная система образования характеризуется многообразием научно­ методологических концепций, программ и методов обучения, всё это не меняет общего  положения, что ученик должен обладать определённым потенциалом, необходимым для  1 усвоения учебного материала. Усвоение знаний обеспечивается такими психическими  процессами, как восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление.          Если взять один вид умственной деятельности – речь, то без памяти её будет невозможно  развить, а память без мысли – это пустота т.е. «Пустая голова не мыслит». Все виды  умственной деятельности ­ память, мышление и речь взаимосвязаны.                          С поступлением ребёнка в школу начинается перестройка всех познавательных  процессов. В связи с этим проблема управления познавательной деятельностью и  целенаправленного формирования мышления в младшем школьном возрасте является  актуальной проблемой. Система знаний, усвоенных человеком в течении его жизни, является  результатом работы его мышления. Их качество тем выше, чем лучше сформировано его  мышление.          Решая задачу развития детей, обращаю внимание на формирование и развитие   наглядно­ образного и логического мышления. Уроки математики, русского языка, чтения, познания  мира способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности,  строгой последовательности рассуждения и его доказательности. Дают предпосылки для  развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и  правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников  способностей делать самостоятельно выводы, осуществляется на различных этапах обучения:   на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приёмов,  при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а так же  при выполнении логических заданий и упражнений. Развитие логического мышления учащихся  на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество  обучения.          Начинаю обучение логическим действиям с формирования соответствующих  элементарных умений, постепенно усложняя задания.   1. Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше? 2. Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее  однозначное? 3. Прочти ребусы: ВИ 3 НА,   100 Л,   ПРО 100 Р 4. Отгадай загадки: Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.                               Лепит домик под окном из травы и глины? 5. Найди закономерности: А;  Б;  Г;  Е;  Й;  …                                          35;  30;  37;  32;  39;  … 6. Что лишнее:  АПЕЛЬСИН,  КАПУСТА,  ЯБЛОКО,  ЛИМОН                        ГУСЬ,  ОСЁЛ,  КУРИЦА,  ИНДЮК                        МАЛЕНЬКИЙ, САД, ТАРЕЛКА, СТОЛ         При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей,  формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной  деятельности. Дети постоянно занимаются анализом, сравнением,  обобщением. При этом  обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребёнка:  внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности.   2 Личность, её отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют  благодаря памяти. Увеличившийся поток информации, рост темпа жизни, расширение  человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры приводят к  увеличению объёма знаний, необходимых для успешной деятельности человека. Развивать и  совершенствовать память так же важно, как учить счету, чтению и письму. При наличии  развитой памяти мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, учебная  деятельность более эффективная, действия выполняются аккуратно и четко. Для развития памяти детей младшего школьного возраста применяю на уроках различные  упражнения: 1. Письмо по памяти с выполнением различных заданий:  Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд.­ Записать по памяти,  найти и обозначить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.  Через поле и л…сок под…ётся  г…лосок,  Он б…жит по пр…водам – скажешь здесь, а слышно там. – Вставь пропущенные  буквы, объясни, запиши по памяти. 2. Посмотри, запомни, воспроизведи:   2;  10;  5;  8;  1;  9;  …  328;  Т;  283;  Ю;  671;  Д;  …  Внимательно прослушайте стихотворение (или предложение), выпишите только  существительные (ли другие части речи) .  Запишите те слова, которые запомнили: МЕСЯЦ, ДЕРЕВО, ПРЫГАТЬ, КУКЛА,  МАГАЗИН, ЛОПОТА,УЧЕНИК,…  ­Какое слово лишнее? Почему? Составьте с ним предложение, разберите слово по  составу.   Пересказ текстов.  Заучивание правил, стихотворений.  Зарисовка словарных слов и т.д.            В ходе развития ребёнка ведущим средством общения и развития мышления является  речь. Речь – это многоуровневый разносторонний процесс, состоящий из различных  компонентов, взаимовлияющих друг на друга. Важнейшим источником для речевых  упражнений является сама жизнь – всё то, что окружает детей, их собственный опыт. А в  опыте школьников особенно ценна его целенаправленная организация на уроках. Материал,  собранный в наблюдениях служит и для словарных упражнений и для составления  предложений, и для устных рассказов, и для письменных сочинений, и для разнообразных  бесед. Конечно, значительное место в речевых упражнениях занимает и книжный материал.  Его анализ развивает мышление учащихся, обогащает их речь. Выбирая речевые упражнения, я ориентируюсь на определенные формы умственной работы, на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение признаков, особенно существенных, на  обобщение, на решение мыслительных задач, на выявление причинно­следственных связей, на  сравнение и противопоставление. 3 На уроках русского языка. Работая над частями речи. Мы все знаем, что дети любят сказки и быстрее их запоминают. При запоминании пройденного материала, имя существительное как часть речи. Читаю им сказку. Сказка об имени существительном Дошли до королевы Морфологии слухи о том, что господа имена существительные  мужского, среднего и женского рода хотят объединить свои рода. Только не могут  решить какому роду отдать предпочтение.  ­ пусть все слова – предметы будут моего рода, ­ заговорил господин Имя  существительное мужского рода. Все равно все школьники приписывают мне слова –  предметы и женского, и среднего рода. ­ Нет уж!­ возразила госпожа Имя существительное женского рода. Мне давно ученики 2 б класса приписывают слова плащ, меч, мяч, дописывая после  шипящих Ь знак. ­ Не бывать этому! – решила госпожа Морфология. Приставлю­ка я к словам –  предметам местоимения: мой, моя, моё. Пусть заботятся о чистоте всех трех родов  Имени существительного. Даю различные задания, упражнения, игры. Например, игра «Поле Чудес». В первом классе отгадываем слова, на что похожа буква. Во втором классе усложняется работа отгадывания слов с пропущенными буквами и т.д. При работе над глаголом даю детям задания, где развивается мышление, память и  воспроизводится речь. Игра «Собери шары». Задание: собери шары со словами в 2 корзины. В одну корзину со словами, отвечающими на вопрос что?, а в другую остальные. На какой вопрос отвечают слова из второй корзины? К каждому слову, отвечающему на вопрос что?, подберите пару. Здесь идет работа, где дети  выделяют однокоренные слова. Дети учатся подбирать и находить новые, а также вставляю  слова­ловушки. Упражнение по развитию памяти и внимания на уроках математики Начинаю работу от простого к сложному. Игра «Кто самый внимательный». Игра заключается в следующем: выставляются предметные картинки, детям предлагаю  закрыть глаза. Меняю местами картинки. Что изменилось? Как назвать одним словом (учебные вещи, различные предметы и т.д.)? Какой предмет будет лишний и почему? 4 Даются задания такого характера: заполни пустое окошечко. Дети вставляют пропущенные  цифры, учатся решать уравнения.          Особое место в развитии умственной деятельности на уроках чтения и окружающего  мира занимает индивидуальная работа по карточкам. На этих уроках учу наблюдать за  явлениями природы, слушать пение птиц, чувствовать запахи цветов, ароматы леса, различать  цвет и указывать его оттенки, замечать и выделять различные особенности того или иного  животного. Воспитывать у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять,  воспринимать мир вокруг нас – это главный путь, который обеспечит основу для развития  мышления, речи и памяти, даст материал для различных упражнений и для составления  предложений, для рассказов и сочинений.           При изучении раздела сезонные изменения в живой и неживой природе выполняют такие  задания: с приходом замы, что произошло в не живой природе?(нарисовать и сочинить  стихотворение или подобрать к теме)            При работе над темой дикие и домашние животные даю творческие задания: описать  любимое животное.           При заучивании стихотворений применяю свою выработанную уже годами методику.  Даю задание закрыть глаза и опустить голову на парту­ «ночь», читаю стихотворение с разной  интонацией голоса, дети повторяют про себя, и в течение 10 минут дети уже открыв глаза­  «день» , смогут повторить заученное стихотворение. При пересказе произведений применяю  метод моделирования. Например: При работе над сказкой «Три дочери» использую символы  для обозначения героев сказки и с детьми выстраиваем модель с помощью которой дети легко  пересказывают ее.            Когда дети путем моделирования пересказывают сказку она долго остается в их памяти,  при этом они включают свою речь, наглядно­образное и действенное мышление.          Основная задача учителя – создание на уроке атмосферы взаимопонимания, уважения,  успеха, радости общения. \на интересном уроке работает каждый и работают все.  Содержательной стороной такого урока является совместный поиск истинного научного  знания. С позиции этого знания ученики учатся объяснять факты, явления, закономерности, и  развивают тем самым свои способности: речь, мышление, память. Литература 1. Практикум по общей психологии. А. Алексеев. 2. Педагогика. И. Харламов. 3. Диагностика психологического развития и контроля. И. А. Бабанский.          4. Речь младших школьников и пути её развития. М. Львов. 5 5. Повторение и учет знаний по русскому языку. Ф. Костенко. 6. Азбука нравственного воспитания. И. Каиров. 7. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников.          А.  Бондаренко 6

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."

Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017