Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации
4 кл
10.05.2017
ТЕМА: Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов.
АКТУАЛЬНОСТЬ: развитие познавательной сферы школьника, формирование его умственных способностей.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: память, мышление, речь.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание и обучение личности ребенка, его способностей.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выработать систему развития речи, памяти и мышления – младших школьников, сделать свою работу на уроках и в воспитательных мероприятиях разнообразной; выявить и понять развивающие возможности отдельных речевых, логических упражнений по развитию мышления, памяти и речи учащихся.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: заниматься развитием мышления, памяти и речи учащихся – постоянно и целенаправленно. Планировать работу в своем классе с учетом его особенностей.
НАУЧНАЯ ГИПОТИЗА: систематическая, планомерная работа по развитию речи, памяти и мышления личности ребенка обязательно даст положительные результаты, так как речевые, мыслительные умения и навыки развиваются, на мой взгляд, по закону геометрической прогрессии: малый успех приведет к большому; речь, память, мышление совершенствуются, обогащаются и развиваются.ТЕМА: Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов.
АКТУАЛЬНОСТЬ: развитие познавательной сферы школьника, формирование его умственных способностей.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: память, мышление, речь.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание и обучение личности ребенка, его способностей.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выработать систему развития речи, памяти и мышления – младших школьников, сделать свою работу на уроках и в воспитательных мероприятиях разнообразной; выявить и понять развивающие возможности отдельных речевых, логических упражнений по развитию мышления, памяти и речи учащихся.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: заниматься развитием мышления, памяти и речи учащихся – постоянно и целенаправленно. Планировать работу в своем классе с учетом его особенностей.
НАУЧНАЯ ГИПОТИЗА: систематическая, планомерная работа по развитию речи, памяти и мышления личности ребенка обязательно даст положительные результаты, так как речевые, мыслительные умения и навыки развиваются, на мой взгляд, по закону геометрической прогрессии: малый успех приведет к большому; речь, память, мышление совершенствуются, обогащаются и развиваются.
Обобщение опыта развитие речи и т.д..docx
МБОУ г.Астрахани «СОШ №12»
учитель начальных классов
Береснева Ирина Владимировна
Обобщение опыта
ТЕМА: Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов.
АКТУАЛЬНОСТЬ: развитие познавательной сферы школьника, формирование его умственных
способностей.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: память, мышление, речь.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание и обучение личности ребенка, его способностей.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выработать систему развития речи, памяти и мышления – младших
школьников, сделать свою работу на уроках и в воспитательных мероприятиях разнообразной;
выявить и понять развивающие возможности отдельных речевых, логических упражнений по
развитию мышления, памяти и речи учащихся.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: заниматься развитием мышления, памяти и речи учащихся –
постоянно и целенаправленно. Планировать работу в своем классе с учетом его особенностей.
НАУЧНАЯ ГИПОТИЗА: систематическая, планомерная работа по развитию речи, памяти и
мышления личности ребенка обязательно даст положительные результаты, так как речевые,
мыслительные умения и навыки развиваются, на мой взгляд, по закону геометрической
прогрессии: малый успех приведет к большому; речь, память, мышление совершенствуются,
обогащаются и развиваются.
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…
В.А. Сухомлинский
Почему одни люди решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая
жизненная задача ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда
принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться
жизненного успеха?
Мыслительные способности, как и всякие другие можно развивать, вырабатывая в себе
определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивая
необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы
добиться успеха в жизни.
В течении трёх лет работаю над проблемой развития речи, мышления и памяти.
Почему именно над речью, памятью и мышлением?
Современная система образования характеризуется многообразием научно
методологических концепций, программ и методов обучения, всё это не меняет общего
положения, что ученик должен обладать определённым потенциалом, необходимым для
1 усвоения учебного материала. Усвоение знаний обеспечивается такими психическими
процессами, как восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление.
Если взять один вид умственной деятельности – речь, то без памяти её будет невозможно
развить, а память без мысли – это пустота т.е. «Пустая голова не мыслит». Все виды
умственной деятельности память, мышление и речь взаимосвязаны.
С поступлением ребёнка в школу начинается перестройка всех познавательных
процессов. В связи с этим проблема управления познавательной деятельностью и
целенаправленного формирования мышления в младшем школьном возрасте является
актуальной проблемой. Система знаний, усвоенных человеком в течении его жизни, является
результатом работы его мышления. Их качество тем выше, чем лучше сформировано его
мышление.
Решая задачу развития детей, обращаю внимание на формирование и развитие наглядно
образного и логического мышления. Уроки математики, русского языка, чтения, познания
мира способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности,
строгой последовательности рассуждения и его доказательности. Дают предпосылки для
развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и
правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников
способностей делать самостоятельно выводы, осуществляется на различных этапах обучения:
на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приёмов,
при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а так же
при выполнении логических заданий и упражнений. Развитие логического мышления учащихся
на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество
обучения.
Начинаю обучение логическим действиям с формирования соответствующих
элементарных умений, постепенно усложняя задания.
1. Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?
2. Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее
однозначное?
3. Прочти ребусы: ВИ 3 НА, 100 Л, ПРО 100 Р
4. Отгадай загадки: Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины?
5. Найди закономерности: А; Б; Г; Е; Й; …
35; 30; 37; 32; 39; …
6. Что лишнее: АПЕЛЬСИН, КАПУСТА, ЯБЛОКО, ЛИМОН
ГУСЬ, ОСЁЛ, КУРИЦА, ИНДЮК
МАЛЕНЬКИЙ, САД, ТАРЕЛКА, СТОЛ
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей,
формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной
деятельности. Дети постоянно занимаются анализом, сравнением, обобщением. При этом
обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребёнка:
внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности.
2 Личность, её отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют
благодаря памяти. Увеличившийся поток информации, рост темпа жизни, расширение
человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры приводят к
увеличению объёма знаний, необходимых для успешной деятельности человека. Развивать и
совершенствовать память так же важно, как учить счету, чтению и письму. При наличии
развитой памяти мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, учебная
деятельность более эффективная, действия выполняются аккуратно и четко.
Для развития памяти детей младшего школьного возраста применяю на уроках различные
упражнения:
1. Письмо по памяти с выполнением различных заданий:
Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд. Записать по памяти,
найти и обозначить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Через поле и л…сок под…ётся г…лосок,
Он б…жит по пр…водам – скажешь здесь, а слышно там. – Вставь пропущенные
буквы, объясни, запиши по памяти.
2. Посмотри, запомни, воспроизведи:
2; 10; 5; 8; 1; 9; …
328; Т; 283; Ю; 671; Д; …
Внимательно прослушайте стихотворение (или предложение), выпишите только
существительные (ли другие части речи) .
Запишите те слова, которые запомнили:
МЕСЯЦ, ДЕРЕВО, ПРЫГАТЬ, КУКЛА, МАГАЗИН, ЛОПОТА,УЧЕНИК,…
Какое слово лишнее? Почему? Составьте с ним предложение, разберите слово по
составу.
Пересказ текстов.
Заучивание правил, стихотворений.
Зарисовка словарных слов и т.д.
В ходе развития ребёнка ведущим средством общения и развития мышления является
речь. Речь – это многоуровневый разносторонний процесс, состоящий из различных
компонентов, взаимовлияющих друг на друга. Важнейшим источником для речевых
упражнений является сама жизнь – всё то, что окружает детей, их собственный опыт. А в
опыте школьников особенно ценна его целенаправленная организация на уроках. Материал,
собранный в наблюдениях служит и для словарных упражнений и для составления
предложений, и для устных рассказов, и для письменных сочинений, и для разнообразных
бесед. Конечно, значительное место в речевых упражнениях занимает и книжный материал.
Его анализ развивает мышление учащихся, обогащает их речь.
Выбирая речевые упражнения, я ориентируюсь на определенные формы умственной работы, на
анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение признаков, особенно существенных, на
обобщение, на решение мыслительных задач, на выявление причинноследственных связей, на
сравнение и противопоставление.
3 На уроках русского языка.
Работая над частями речи.
Мы все знаем, что дети любят сказки и быстрее их запоминают.
При запоминании пройденного материала, имя существительное как часть речи.
Читаю им сказку.
Сказка об имени существительном
Дошли до королевы Морфологии слухи о том, что господа имена существительные
мужского, среднего и женского рода хотят объединить свои рода. Только не могут
решить какому роду отдать предпочтение.
пусть все слова – предметы будут моего рода, заговорил господин Имя
существительное мужского рода. Все равно все школьники приписывают мне слова –
предметы и женского, и среднего рода.
Нет уж! возразила госпожа Имя существительное женского рода.
Мне давно ученики 2 б класса приписывают слова плащ, меч, мяч, дописывая после
шипящих Ь знак.
Не бывать этому! – решила госпожа Морфология. Приставлюка я к словам –
предметам местоимения: мой, моя, моё. Пусть заботятся о чистоте всех трех родов
Имени существительного.
Даю различные задания, упражнения, игры. Например, игра «Поле Чудес».
В первом классе отгадываем слова, на что похожа буква.
Во втором классе усложняется работа отгадывания слов с пропущенными буквами и т.д.
При работе над глаголом даю детям задания, где развивается мышление, память и
воспроизводится речь.
Игра «Собери шары».
Задание: собери шары со словами в 2 корзины.
В одну корзину со словами, отвечающими на вопрос что?, а в другую остальные.
На какой вопрос отвечают слова из второй корзины?
К каждому слову, отвечающему на вопрос что?, подберите пару. Здесь идет работа, где дети
выделяют однокоренные слова. Дети учатся подбирать и находить новые, а также вставляю
словаловушки.
Упражнение по развитию памяти и внимания на уроках математики
Начинаю работу от простого к сложному.
Игра «Кто самый внимательный».
Игра заключается в следующем: выставляются предметные картинки, детям предлагаю
закрыть глаза. Меняю местами картинки.
Что изменилось?
Как назвать одним словом (учебные вещи, различные предметы и т.д.)?
Какой предмет будет лишний и почему?
4 Даются задания такого характера: заполни пустое окошечко. Дети вставляют пропущенные
цифры, учатся решать уравнения.
Особое место в развитии умственной деятельности на уроках чтения и окружающего
мира занимает индивидуальная работа по карточкам. На этих уроках учу наблюдать за
явлениями природы, слушать пение птиц, чувствовать запахи цветов, ароматы леса, различать
цвет и указывать его оттенки, замечать и выделять различные особенности того или иного
животного. Воспитывать у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять,
воспринимать мир вокруг нас – это главный путь, который обеспечит основу для развития
мышления, речи и памяти, даст материал для различных упражнений и для составления
предложений, для рассказов и сочинений.
При изучении раздела сезонные изменения в живой и неживой природе выполняют такие
задания: с приходом замы, что произошло в не живой природе?(нарисовать и сочинить
стихотворение или подобрать к теме)
При работе над темой дикие и домашние животные даю творческие задания: описать
любимое животное.
При заучивании стихотворений применяю свою выработанную уже годами методику.
Даю задание закрыть глаза и опустить голову на парту «ночь», читаю стихотворение с разной
интонацией голоса, дети повторяют про себя, и в течение 10 минут дети уже открыв глаза
«день» , смогут повторить заученное стихотворение. При пересказе произведений применяю
метод моделирования. Например: При работе над сказкой «Три дочери» использую символы
для обозначения героев сказки и с детьми выстраиваем модель с помощью которой дети легко
пересказывают ее.
Когда дети путем моделирования пересказывают сказку она долго остается в их памяти,
при этом они включают свою речь, нагляднообразное и действенное мышление.
Основная задача учителя – создание на уроке атмосферы взаимопонимания, уважения,
успеха, радости общения. \на интересном уроке работает каждый и работают все.
Содержательной стороной такого урока является совместный поиск истинного научного
знания. С позиции этого знания ученики учатся объяснять факты, явления, закономерности, и
развивают тем самым свои способности: речь, мышление, память.
Литература
1. Практикум по общей психологии. А. Алексеев.
2. Педагогика. И. Харламов.
3. Диагностика психологического развития и контроля. И. А. Бабанский.
4. Речь младших школьников и пути её развития. М. Львов.
5 5. Повторение и учет знаний по русскому языку. Ф. Костенко.
6. Азбука нравственного воспитания. И. Каиров.
7. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. А.
Бондаренко
6
Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
Обобщение опыта: "Развитие речи, мышления и памяти у учащихся начальных классов."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.