В этой статье я обобщила опыт своей работы в последние годы. То поколение, с которым мы работаем в XXI веке требует от нас серьёзных нововведений. Перед нами стоит очень важная задача - подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся обществе, где процесс получения новых знаний идёт ускоренно.
Обобщение педагогического опыта..docx
Обобщение опыта по теме:
«Системнодеятельностный подход к организации образовательного
процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».
Живем в эпоху нанотехнологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
1.Информация об опыте.
1.1.Условия возникновения становления опыта.
Стандарт второго поколения – инновационное, требующее серьезных осмыслений
нововведения. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью
получения какогото нового более качественного результата. По сути дела произошла
революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был ориентирован на то, чтобы
давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со
стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или
иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен отвечать на
следующие четыре вопроса: Ради чего учить? Чему учить? Как учить?
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего
поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором
ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых
профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путём
представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе.
Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие
личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний,
важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания. В.А.Сухомлинский писал:
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти,
хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Это
заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.
Таким образом, на этом этапе моей педагогической работы возникли условия
становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность систремно
деятельностного подхода к организации образовательного процесса в условиях перехода на
новые ФГОС.
1.2.Актуальность опыта. Актуальность обобщения опыта работы по использованию системно
деятельностного подхода к организации образовательного процесса вытекает из
потребности совершенствования системы начального обучения, которая стимулируется
социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные,
творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому
что только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять
негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он
способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю не знаю,
умею не умею, владею не владею, а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю,
тренируюсь и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к
самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации,
умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Исходя из этого, иной становятся задачи учителя не поучить, а побудить, не
оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником
информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и
интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть
самоцелью. Знать еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики
знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем
порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не
сдвинуть, воду не открыть.
Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику
работы учителей начальных классов системнодеятельностного подхода обучения, когда
учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск,
создание и сотворение.
Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки
интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт
деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание
и успешно реализовать себя в жизни.
1.3. Цель и задачи обобщения опыта.
Целью обобщения опыта является
деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной,
формирование системы работы на основе предприимчивой, созидательной личности, обучение разным видам деятельности, создание
условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и
физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество
обученности.
Задачи:
изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие
реализации ФГОС;
увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в
традиционном подходе обучения;
создать рабочие программы по предметам курса начальной школы, в которых будут
выделены планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные)
изучить типологию уроков при системнодеятельностном подходе к обучению;
обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и
ключевых деятельностных компетенций;
повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня
измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;
включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
1.4. Длительность работы над опытом.
Работа проводилась в течение 4 лет.
I. этап 2010 – 2011 учебный год:
изучение литературы по теме опыта;
создание рабочих программ по предметам начальной школы
диагностика возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
диагностика уровня самостоятельности получения знаний в процессе обучения
младших школьников.
II. этап 2011 – 2012 учебный год:
разработка системы использования средств, форм и методов системно
деятельностного подхода обучения младших школьников;
применение системы использования деятельностного метода в образовательном
процессе;
изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.
III. этап 2012 – 2013 учебный год: опытная работа по внедрению форм и методов системнодеятельностного подхода к
организации образовательного процесса в традиционную образовательную систему «Школа
России»;
проведение в учебном процессе уроков нового типа, новой структуры;
изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.
IV. этап 20132014 учебный год:
диагностика уровня эффективности применения системнодеятельностного подхода
в обучении и воспитании;
обобщение опыта работы по теме самообразования;
распространение опыта: выступления на МО учителей школы, города, области;
разработка рекомендаций для учителей начальных классов по применению
деятельностного метода обучения в образовательном процессе младших школьников.
1.5. Степень новизны.
Сущность опыта заключается в создании педагогических условий для реализации
системнодеятельностного подхода в организации образовательного процесса младших
школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Представленный опыт является репродуктивнотворческим, так как основан на
творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической
литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных
положений технологии деятельностного метода обучения. Данный опыт можно обозначить
как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе
можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения федеральных
государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы
помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе системнодеятельностный
подход, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны,
полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои
дарования, это умелое, умное руководство.
1.6. Предполагаемые результаты
1. Повышение качества успеваемости по предметам (повышение среднего балла по
предмету; отсутствие неуспевающих).
2. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся
участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности. 3. Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием
современных образовательных технологий.
4. Доклады, выступления, публикации на школьном, муниципальном и федеральном
уровне.
5. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
6. Создание личного сайтапортфолио.
2. Системнодеятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие
Стандарта второго поколения в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр
давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам поновому
выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе
диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно
понять: ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
2.1. Ради чего учить?
В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых
установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и
обеспечить инновационный путь развития страны…». Эта стратегия государства и
заложена она в Федеральных образовательных стандартах. Итак, социальный заказ получен.
Нам же предстояло не только досконально разобраться в научной основе Федерального
государственного стандарта, изучить все имеющиеся на тот момент немногочисленные
практики, но и разработать ключевой документ, определяющий образовательную политику
нашего учреждения (Основную образовательную программу начального общего
образовании нашего учреждения)
Образовательная программа начальной школы Гимназии является долгосрочной
(рассчитана на 4 года) и является концептуальным, управленческим и организационно
педагогическим механизмом, создающим в Гимназии такое образовательное пространство,
которое обеспечивает формирование системы универсальных учебных действий,
готовность к познанию и освоению окружающего мира, личностное развитие и воспитание,
укрепление физического и духовного здоровья младших школьников. Хочу остановиться на проблемах, с которыми мы столкнулись при разработке
основной образовательной программы:
1.Разработка подпрограмм (по формированию УУД, духовнонравственного развития и
воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и другие),
являющихся составной частью образовательной программы, осуществлялась рабочими
группами на основе Примерной основной образовательной программы. К сожалению,
представленные в этой книге программы не связаны между собой, объемны и
декларативны. Многие формулировки и положения повторяются из программы в
программу. Она не является моделью, которая бы стала действенным помощником для
написания образовательным учреждением собственной программы.
2. Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке такой программы.
3. Напряженные условия труда у разработчиков программы, в первую очередь, связанные с
огромными временными затратами.
2.2. Чему учить?
Раньше учителя в своей преподавательской деятельности отвечали на очень важный
вопрос: что ученики должны знать (запомнить, воспроизвести). Этот, так называемый
«знаниевый» компонент, который обеспечивал и продолжает обеспечивать обязательное
освоение учащимися ЗУНов по всем предметам начальной школы и формирование у
младших школьников опорной системы знаний, обеспечивающей возможность продолжения
образования в основной школе.
Сейчас в каждую рабочую программу заложены планируемые результаты:
предметные: метопредметные и личностные.
Но и здесь мы столкнулись с рядом проблем: как наряду с предметными результатами
оценить метопредметные, как выявить личностный рост каждого ученика. Приходилось
искать и использовать для этих целей различные методики диагностики личностных,
метопредметных результатов. (Приложение). В этой работе мне активно помогал
школьный психолог – Демьянченко И.В., которая систематически проводила
анкетирование учащихся с целью выявления мотивационных предпочтений в учебной
деятельности, степень удовлетворенности школьниками условиями жизни коллектива
отношение к внеурочной деятельности. Были проведены: диагностика
учащихся,
мотивационной сферы школьников, диагностика сформированности универсальных
учебных действий. На основе результатов диагностик и сравнение результатов экспериментального класса и контрольного класса были сделаны выводы о высоких
результатах сформированности УУД в экспериментальном классе. Психологом были даны
рекомендации учителям по активизации формирования УУД. (Приложение)
Для выявления метопредметных результатов учащимся были предложены в конце 1 класса
и 2 раза в год в последующих классах, комплексные контрольные работы.
(Приложение).Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не
выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем
того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика и что нужно
сжделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.
Для выявления личностного роста школьников, ведутся Личные портфолио.
Начиная с 1 класса, учащиеся заполняют странички «О себе» «О своей семье», «Какой я» и
др.
В портфолио можно отследить и личные предметные достижения. В него включён и раздел
личных достижений во внеурочной деятельности. Большая помощь учащимся в начальных
классах по оформлению портфолио отводится родителям и учителю. В 4 классе учащиеся
ведут свой личный портфолио уже с большей долей самостоятельности.(Приложение)
2.3. Как учить?
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно
добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного
предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и
навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и
методов обучения, обновление содержания образования.
Перед начальным образованием ставятся новые цели. Широко известна аксиома: «
Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет
учиться, мы научим их всему». По данным психологов, среди поступающих в школу уже
50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом
полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%. Нужно заметить, что ребята не просто не хотят
учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в большинстве
общеобразовательных учреждениях. Отсюда вытекают требования к процессу обучения:
научить учиться, т.е овладеть универсальными учебными действиями. Результаты исследований молодых людей, окончивших школу, показали, что только
10 % опрошенных правильно ответили на поставленные вопросы, т.е. школа учит успешно
только 1 из 10 учащихся. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только
10 % того, что он читает. 20% того, что он слышит, 30% того, что видит. 50% запоминает
из того, что видит и слышит, просматривая фильмы, на выставках и экскурсиях. 70%
запоминает из того, что говорит, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и
участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и
прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Значит,
только 10% людей способны учится с книгой, для них приемлемы методы в традиционной
школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, а по другому: своими
действиями, делами, становятся активными участниками образовательного процесса.
Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий,
идей, мыслей.
Компетентностноориентированный подход к обучению реализуется средствами
современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых
при переходе на новые стандарты нам нужно было четко определить. Впервые в стандарте
прописаны базовые образовательные технологии системнодеятельностного подхода:
Обучение на основе «учебных ситуаций». Образовательная задача состоит в
организации условий, провоцирующих детское воздействие.
(Основные приёмы, методы: проблемный диалог, создание проблемной ситуации,
продуктивные задания, групповая работа и т.д)(Приложение)
Проектная деятельность. Замысел реализация продукт
В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой
лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать
творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение
детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов(Приложение)
Уровневая дифференциация.Дифференциация требований к уровню освоения, явное
выделение базового и повышенного уровней.
Считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах
урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных
различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно
организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35 минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал
знакомиться с буквами только в школе.
Информационные и коммуникативные технологии
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий
является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления
образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в
начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению
качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью
современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на
уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших
школьников; повышению уровню комфортности обучения, повышению активности и
инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления;
формированию информационнокоммуникационной компетенции; приобщение школьников
к достижениям информационного общества, приобретению навыков работы на компьютере
учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности; развитию уучащихся
навыков исследовательской деятельности, творческих способностей.
Важен и выбор учебников. Кафедра начального обучения Гимназии приняла решение
работать по учебнометодическому комплекту "Школа России". Учебники комплекта
рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в
Федеральный перечень учебников. Эффективное применение современных педагогических
технологий и профессиональное мастерство учителя подтверждается результатами
интегрированной проверочной работы, проведенной в 1ом классе в конце учебного года и
последующих классах. Высокий и повышенный уровни читательской компетенции показали
92% учащихся; по математике – 89%, по русскому языку – 81%, по окружающему миру –
95%.(Приложение)
Проблемы, с которыми столкнулись:
1.
Содержание существующих учебников и примерных учебных программ во многом
пока дублируют содержание Стандарта 2004 года, поэтому учителям приходилось
соотносить их содержание с требованиями к результатам реализации основной
образовательной программы, указанных в новых стандартах. 2.
На сегодняшний день недостаточно контрольноизмерительных материалов,
предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы при разработке системы оценки
результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.
3. Урок основная форма организации образовательного процесса
Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового
материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования
изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе
информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного
сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Построение урока в логике системнодеятельностного подхода значительно отличается от
классического представления о типологии и структуре урока.
Сущность урока в процессе обучения – коллективноиндивидуальное взаимодействие
учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний,
умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а
также совершенствование педагогического мастерства учителя
3.1 Современные типы уроков
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин
затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов
действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной
деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно
методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм
учебной деятельности. 4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению
контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и
алгоритмов.
3.2.Методические рекомендации по организации урока в рамках системно
деятельностного подхода
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не
должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность
технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных
типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться
соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения
структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать
свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе.Учитель владеет технологией диалога, обучает
учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную
формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит
специальное формирование контрольнооценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для
этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через
отношения, совместную деятельность и т.д.) 4. Внеурочная деятельность учащихся.
Современный образовательный процесс ориентирован на использование младшими
школьниками полученных знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях. Вот почему
сегодня педагоги ставят новый вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять
(добывать, оценивать) приобретенные знания.
Набор компетентностей, которые могут пригодиться в жизни, достаточно широк.
Перед нами встала необходимость отбора так называемых ключевых компетентностей.
Начальная школа берёт ответственность за формирование ключевых компетенций
обучающихся и педагогов в следующих сферах:
самостоятельной познавательной деятельности;
поиска и анализа информации;
гражданскообщественной сфере;
в сфере социальнокультурной и профессиональной деятельности;
в сфере здоровья и здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на
уроках, в практической и творческой деятельности детей.
Режим работы
учащихсяорганизован так, что после учебных занятий дети обедают и перемещаются в
образовательные (спортивные) учреждения города (ДДЮТ – в 1 классе, библиотека
Куваева, Областной краеведческий музей, спортивный комплекс «Энергия»). Таким
образом, происходит смена видов деятельности. Это в какойто мере смягчает вопрос о
перегрузке учащихся. Нами была разработана модель организации внеурочной
деятельности школьников. Мы постарались учесть запросы детей и их родителей.
5.Работа с родителями
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются
:участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии
образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации
в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта
Российской Федерации и др.
Психологопедагогические условия реализации образовательной программы должны
обеспечивать формирование и развитие психологопедагогической компетентности
родительской общественности посредством различных форм просвещения и
консультирования.
Ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание
атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации
совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений
содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.
Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно
выделить следующие:
1) повышение психологопедагогических знаний родителей (лекции, семинары,
индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс (родительские собрания,
совместные творческие дела, помощь в укреплении материальнотехнической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов
духовнонравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад
семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного
уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного
руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается
ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не
родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается
взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера,
взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:
1. Психологопедагогическое просвещение родителей через родительские собрания
и консультации.
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется по
педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с
родителями. Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на
следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической
культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Основные направления сотрудничества учителя с родителями:
стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа,
анкетирование,
Диагностика
информационную,
прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.
Цель диагностики:
1. Определить уровень развития ребенка.
тестирование).
выполняет
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или
худшую сторону.
3. Проанализировать полученную информацию.
4. Установить причины изменений.
5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Я предлагаю родителям анкету, данные которой помогают получить первую
информацию о педагогическом просвещении родителей, и в дальнейшем спланировать
консультации с родителями, тематические собрания, индивидуальные беседы с учениками.
После первого года обучения я предлагаю родителям проверить свою педагогическую
культуру с помощью другого тестирования «Мы – родители».
психолого – педагогическое просвещение родителей ;
Формы работы: родительские конференции, всеобуч, индивидуальные и тематические
консультации, родительские собрания, дискуссии, круглый стол, презентация семьи,
презентация творческих проектов, устный журнал, работа с родителями детей группы
риска, решение психологопедагогических задач, день открытых дверей, психологические
игры, тренинги для родителей.
Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей:
1. Психология младшего школьника.
2. Особенности адаптации ребенка к школе. 3.Значение режима дня в жизни школьника.
4. Взаимоотношения взрослых в семье пример подражания для маленьких.
5. Права и обязанности ребенка в семье.
6. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
7. О стилях семейного воспитания.
8. О роли семьи в трудовом воспитании.
Большое значение придаю презентации семей «Давайте познакомимся». Родители вместе с
детьми готовят выставки поделок и семейных коллажей, конкурсы и музыкальные
номера. Целью такой презентации является формирование нравственной культуры детей и
родителей, а также создание условий на дальнейшую совместную деятельность.
Провожу нестандартные родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем
педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций. Необходимо не
только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как
предупредить подобные ситуации.
2.
Следующее направление работы с родителями – вовлечение их в учебно
воспитательный процесс.
Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции
милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты
совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного
дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
Разделы Портфолио:
«Моя семья» (фотография членов семьи, краткая информация о каждом члене
семьи, девиз семьи, семейное древо).
«Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда,
хобби).
«Папа, мама, я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах, об экскурсиях,
о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).
«Страницы выходного дня» (это своего рода план путешествий, семейных выходов,
мероприятий)
«Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с
родителями, а некоторые ребята даже описывали неудачные мероприятия. Это
позволяло родителям планировать следующий выходной день, учитывая ошибки
предыдущего).
«Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В конце учебного года проводим Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяем лучшие
находки, интересные проекты, дела, высказываем рекомендации для участников проекта,
которые приступят к его реализации в следующем году. 3.
Третьим направлением является: участие родителей в управлении учебно
воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом
и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично
заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению
авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и
востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более
тесного сотрудничества с родителями.
Анализ комплексной итоговой проверочной работы показал, что результаты
учащихся:
достигли базового уровня подготовки (получили от 11 до 22 баллов в
основной части) – 21 человека 100 %
Максимальное колво баллов в основной части получили 6 человек (28,5 %)
достигли повышенного уровня подготовки (получили за основную часть –
от 11 и более баллов, а за дополнительную часть – 5 и более баллов) – 16
человек – 76,1%
РУССКИЙ ЯЗЫК . ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
В ходе работы проверенасформированность умений базового уровня:
Умение правильно, без ошибок, пропусков, искажения букв
списывать предложения – 71,4%
находить в тексте части речи – 100 %
умение выделять грамматическую основу в предложении – 95,2%
умение находить и выделять корень и приставку вслове – 80,9 %
умение видеть и выделять орфограмму в слове – 82,5 %
находить ответы на вопросы в тексте – 85,7%
Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать
основную мысль абзаца 95,2%
Первичное умение интерпретировать информацию, устанавливать связи,
невысказанные в тексте напрямую – 80,9%
В ходе работы проверенасформированность умений повышенного уровня:
объяснение значение слова, выбрав для толкования два слова разных частей речи – 56,5% МАТЕМАТИКА И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
В ходе работы проверенасформированность умений базового уровня:
Умение работать с картой полушарий: узнавать по контурной карте географические
объекты – 100 %
сформированность вычислительных навыков – 76,1%
умение читать число и соотносить его с указанной датой – 95,2%
умение записывать разрядный состав числа – 90,4%
Умение решать составную текстовую задачу – 95,2%
В ходе работы проверенасформированность умений повышенного уровня:
умение работать с картой полушарий – 90,4 %
умение составлять математическую задачу по заданным требованиям и решать её – 85,7%
Содержание:
1. Информация об опыте …………………………………..…………...............
1.1. Тема опыта, Условия возникновения, становления опыт. ……………………….
1.2. Актуальность опыта ………………………………………………………..............
1.3. Цель и задачи ……………………… …………………………………….................
1.4. Длительность работы над опытом …………………………………………………
1.5. Степень новизны ………………………………………………………………….. .
1.6. Предполагаемые результаты ……………………………………………………….
2. Системнодеятельностный подход – методологическая основа ФГОС
2.1.Чему учить? (обновление содержания) .................................................................
2.2.Ради чего учить? (ценности)………………………………………………………
2.3. Как учить? (средства)………………………………………..……………………
3. Урок – основная форма организации образовательного процесса
3.1. Современные типы уроков ………………………………………………………….
3.2. Методические рекомендации по организации уроков в рамках СДП …………..
4.Внеурочная деятельность …………………………………………………….
5. Работа с родителями …………………………………………………
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.