Цел и задачи:
• Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности».
• Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности..
• Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
• Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
• Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная проектно - исследовательская деятельность на уроке физики и во внеурочное время будет способствовать развитию творчества и познавательной активности, а также, в создании условий, способствующих повышению у учащихся мотивации к обучению путем их включения в проектно - исследовательскую деятельность.Обобщение опыта работы
обобщение опыта работы.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Табулгинская средняя общеобразовательная школа имени П. Д. Слюсарева»
Чистоозерного района Новосибирской области
Обобщение передового опыта
по теме:
«Организация
проектноисследовательской деятельности»
Автор:
Жарикова Светлана Семеновна,
учитель физики
высшей квалификационной категории
1 Ι
.Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Современное общество ставит перед людьми новые задачи. Им необходимо
овладеть новыми информационными технологиями. Успех достигается там, где активно
используются современные средства коммуникаций, информационные технологии и
сетевые приложения. Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно
познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является
развитие познания. Проектное мышление включает в себя все необходимые методы
познания, способствует формированию проектной культуры, обеспечивает объединение
различных областей знаний.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно
воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать
формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить
организация проектно – исследовательской деятельности школьников, в основе которых
лежит развитие познавательных и творческих навыков учащихся, умений самостоятельно
добывать информацию,
ориентироваться в информационном пространстве и
конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение
принимать субъективное решение.
Имею определенный опыт в организации проектно исследовательской
деятельности при обучении физики на уроках и во внеурочное время. На основе этого и
возникла идея проанализировать, как проектно исследовательская деятельность влияет на
развитие творчества и познавательной активности учащихся и на интерес к предмету.
Актуальность опыта
Актуальность опыта вижу в том, что выпускник современной школы нуждается в
формировании таких качеств личности, как способность к творческому мышлению,
исследовательских умений. Интенсивные изменения, происходящие в системе образования,
2 задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой
личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом
на всех ступенях ее развития. Развитие современного общества требует формирование
всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией.
Велика в этом плане роль знаний по физике. Эта наука даёт основополагающие знания о
закономерностях и особенностях природы, двигает вперёд научнотехническую
Разумеется, специалист должен быть грамотным, но помимо этого,
революцию.
современные успешные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные
качества, как активность, инициативность, коммуникативность.
В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться,
адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути
нестандартного разрешения ситуаций и проблем.
В настоящее время система образования, базируясь на личностноориентированной
концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где
обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Но
становление личности будет происходить успешно, если расширен круг общения, где есть
здоровое соперничество. Школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и
потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взяла этот
факт за основу и в результате педагогических поисков пришла к выводу, что технология
метода проектов – достаточно эффективна, как и внедрение, ИКТ (информационно
коммуникативных технологий) в учебный процесс позволяют формировать мотивации
учебнопознавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у
учащихся.
Учитывая все выше сказанное, поставлены следующие цели и задачи:
• Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Организация
проектноисследовательской деятельности»
• Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки
зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных
творческих навыков познания окружающей действительности.
3 • Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся,
которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
• Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно
познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
• Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:
Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать следующие
затруднения и проблемы в обучении:
низкая мотивация к обучению;
низкая познавательная активность;
недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по физике (слабая
практическая направленность образовательного процесса);
формирование механизма самореализации личности (что я буду представлять
как личность без знаний по физике?);
возможность интеграции знаний по предмету.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная
проектно исследовательская деятельность на уроке физики и во внеурочное время будет
способствовать развитию творчества и познавательной активности, а также, в создании
условий, способствующих повышению у учащихся мотивации к обучению путем их
включения в проектно исследовательскую деятельность.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы организационно – педагогических
условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков проектно
исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к
творческому решению познавательных задач. Использование ИКТ (информационно –
компьютерных технологий) на проекте по физике в среднем и старшем звене средней
школы с учениками разного уровня подготовкой и способностями, а также в использовании
проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к
4 урокам(презентации, доклады, бюллетени, сценарии могут и поделки и пр.). Этот
показатель можно использовать в попытке усовершенствования системы оценивания
проектной деятельности учащихся, т.е. результаты исследований становятся наглядным
пособием для обучения следующего поколения учеников.
Диапазон опыта
Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности на уроках физики и
во внеклассной работе в рамках элективных курсов по предмету.
Длительность работы над опытом
Свою работу по разрешению противоречия между необходимостью творчески
развитой личности, обладающей высоким уровнем мотивации познавательной деятельности
и недостаточными возможностями традиционного образовательного процесса, я разделила
на несколько этапов:
Ι
этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2015 – сентябрь 2016 года.
ΙΙ
этап – основной (формирующий) – октябрь 2016 – март 2017года.
ΙΙΙ
этап – заключительный (контрольно обобщающий) –март 2018 года.
Теоретическая база опыт
Для организации исследовательской деятельности я заимствовала элементы
личностноориентированных педагогических технологий, которые ориентированы на
обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они
способствуют организованному усвоению опыта творческой деятельности и применению
знаний.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начну с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно
исследовательская деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный
вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов,
чертежей), необходимых для создания какоголибо сооружения или изделия либо
предварительный текст какоголибо документа или, наконец, какойлибо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебнопознавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата
5 деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее
выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и
реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей
по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной
деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы,
изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и
практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий, собственные выводы.
Проектноисследовательская деятельность – деятельность по проектированию
собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора
методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка
реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является
организационной рамкой исследования.
В моем опыте проектноисследовательская деятельность– это образовательная
технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи
под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне
зависимости от области исследования).
Проектноисследовательская технология, как новая педагогическая личностно
ориентированная технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в
образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и
интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность,
доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность,
желание помочь другим.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской
деятельности учащихся позволило не столько учить, сколько помогать ребенку учиться,
направлять его познавательную деятельность.
6 В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая
что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью
образовательного процесса, то будут созданы условия для:
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более
качественному изучению физики как науки;
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков
логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
речевого развития учащихся,
совершенствования коммуникативной
компетенции в целом;
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности,
потребности в самообразовании;
изменения роли учителя в образовательной среде;
более результативного решения задач образования, развития и воспитания
личности учащегося.
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в
образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который
направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для
решения поставленной задачи недостаточно действовать по образцу, необходимо проявить
инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Работа по данному методу
является для учащихся новым видом учебнопознавательной деятельности, которая во
многом отличается от привычной «меловой технологии». Проект – это возможность делать
чтото интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно –
деятельностный подход в обучении. Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди
современных методов обучения.
Главное направление моей педагогической деятельности
разработка
эффективных способов организации проектноисследовательской деятельности в обучении
физики, приемлемых в нашем образовательном учреждении.
Использование проектной технологии позволяет раскрыться каждому школьнику,
создает условия для прочного усвоения знаний и развития мотивации к изучению предмета,
7 развивает творческие способности учащихся, умения самостоятельно приобретать новые
знания, работать с различными источниками информации, учит планировать,
организовывать и анализировать результаты исследовательской деятельности, а также учит
осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других учащихся.
Кроме того, широко использую обучение в сотрудничестве это совместное
исследование, в результате которого учащиеся работают вместе малыми группами, что
позволяет составить более полное представление о проблеме и направлении ее решения.
Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на
уроке, использованных в опыте, является постановка и решение проблемы. Проблема
сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный
практический или теоретический интерес. Решая проблему, учащиеся начинают мыслить
творчески.
ΙΙ
.Технология опыта
Целью опыта является сформировать у учащихся навыки проектно
исследовательской деятельности, которые активизируют познавательную деятельность и
позволят им решать творческие задания.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
организация образовательного процесса, позволяющего стимулирование интереса к
проектно исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
корректировка содержания образования;
использование элементов технологии проблемного обучения, технологии
проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве;
организация участия в школьной, районных конференциях, различного уровнях
конкурсах исследовательских работ;
вовлечение школьников в работу элективных курсов по физике.
Организация учебновоспитательного процесса
Для реализации поставленной цели и задач на своих уроках и вне уроков, использую
современные образовательные технологии:
проблемного обучения;
здоровьесберегающие;
информационно – коммуникационную и Интернет технологию;
8
игровые;
проектную технологию.
В своей работе использую технические средства кабинета физики (компьютер,
принтер, мультимедийный проектор, экран, интернет).
Уверена, что проектноисследовательская деятельность учащихся помогает
развитию важнейших компетенций для современной жизни:
способность делать выбор;
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
владеть устным и письменным обобщением.
В своей работе, для организации исследования учащихся, выделяю следующие
этапы:
1.Создание списка тем исследования.
2.Создание школьного ресурсного центра.
3.Уточнение целей и задач работ учащихся и учителя.
4.Определение объема и тематики теоретического материала.
5.Определение списка литературы при организации работы.
6.Определение методик исследования.
7.Определение прогнозируемых результатов исследования.
8.Подбор ролей определяющих схему взаимодействия учащихся при проведении
исследований.
9.Планирование хода выполнения работ и его этапов.
10.Планирование форм и порядка представление проектно – исследовательских
работ.
Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует
решению следующих задач:
принудительная активизация мышления, когда учащиеся вынуждены быть
активными, независимо от их желания;
осуществление непроизвольного стимулирования к познанию мира, себя в этом
мире;
достаточно устойчивой и длительной активности вовлечение в учебный процесс;
9 самостоятельности, творческой выработки решений;
повышение степени мотивации;
развитие важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в
дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на
практике;
приобщение учащихся к интеллектуально – творческой деятельности по
выдвижении и реализации в научных исследованиях творческих идей;
формирование навыков исследовательской работы для получения знаний при
подготовке научных работ и проектов;
расширению представления о способах получения информации;
развитию коммуникативных способностей, созданию условий для реализации среды
общения;
участие в проводимых в рамках школы, района олимпиадах и проектно –
исследовательских конференциях.
Используя метод проектов в течение нескольких лет, показало, как меняется
отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы.
Исследовательские умения: выявление проблемы, сбор информации, выделение
главного, анализ, обобщение, вырабатываются на долгосрочных проектах, носящие
исследовательский характер.
Виды проектов наиболее приемлемые при работе с учащимися
Виды
Особенности
Виды презентаций
Исследовательские
проекты
Включает обоснование
актуальности избранной темы,
(проектноисследовательские
конференция, отчет исследовательской
обозначение задач исследования,
обязательное выдвижение гипотезы
работы, и т.д.)
с последующей проверкой,
обсуждение полученных
результатов
Предполагает максимально
свободный и нетрадиционный
Творческие проекты
Творческие работы (сказки, стихи,
рисунки, самодельное оборудование
подход к оформлению результатов.
т.д.).
10 Информационные
проекты
Направлены на сбор информации о
какомлибо объекте, явлении с
Итогами такого проекта может быть
публикация в СМИ, в Интернете,
целью ее обобщения и
представления широкой аудитории.
создание информационной среды класса
и школы (энциклопедии, рекламный
Практико
ориентированные
Нацелены на социальные интересы
самих участников проекта или его
проекты
Минипроекты
заказчика. Цель такого проекта
заранее определена.
Укладываются в 12 урока
Краткосрочные
Укладываются в 46 уроков,
ролик, газета, журнал, книга, фильм).
(Игра, экскурсия, сценарий праздника,
дидактический материал и т.д.).
Вся работа над проектом проходит на
уроке, к концу урока готовый
результат.
Уроки используются для координации
проекты
осуществляется во внеклассной
работе или дома.
деятельности участников проекта,
основная работа по подбору.
Защита проектов в 9, 10,11 классах проходит на конференции проектных и
исследовательских работ, которая традиционно проводится в марте в нашей школе и
районе. Оцениваются:
чёткость формулировок;
результативность работы;
культура речи;
умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей.
Каждый докладчик сопровождает свою работу компьютерной презентацией.
Проекты
и исследовательские работы учащихся, выполняются под моим
руководством. За последние несколько лет подготовлены с учащимися ряд работ .
Работа над проектами такого уровня, как подготовка и выставление работ на
проектно – исследовательских конференциях вызывает достаточно серьезные трудности
1.Учитель крайне загружен: проведение учебных занятий в течение дня, классное
руководство, общественные поручения и дела, неожиданные незапланированные школьные
дела.
2.Ограниченное время учащихся: учеба в школе, подготовка домашнего задания,
посещение секций, кружков по интересам.
11 Широкие возможности для реализации исследовательской и проектной
деятельности школьников в рамках учебных занятий предоставляют элективные курсы. Но
и этого времени недостаточно, для кропотливой, серьезной работе над проектами.
3.Малочисленность учащихся
класса в сельской школе. Сложно подобрать
кандидатов для участия в проектно – исследовательских конференциях, ведь участник
должен иметь определенные способности и качества.
4.Плохая компьютерная грамотность
большинства школьников. Приходится
выбирать кандидатов из 910 классов, которые в достаточной мере владеют этими
навыками.
На уроках физики учащиеся выполняют следующие краткосрочные проекты:
составление паспорта физического явления;
написание опорного конспекта;
демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических
процессов;
написание сказок с физическими вопросами, рисунки к явлениям
проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике и решение
экспериментальных задач;
изготовление самодельных приборов;
создание компьютерных презентаций проектов .
Сегодня каждый учитель должен уметь сделать электронную презентацию
электронный проект урока или к уроку. Использовать чужую, хотя и интересную, и
качественную презентацию не всегда эффективно. Такие презентации, как показывает
опыт, вызывают у учащихся интерес, но неустойчивый, особенно если они только чисто
информативного характера. Настоящая презентация должна быть «живой», «рабочей». Она
должна быть не только по конкретной теме урока, но и для конкретного урока, а это значит
учитывать:
1) не только возрастные особенности учащихся, но и уровень их развития (в связи с
этим иногда сложно бывает использовать готовые электронные учебники);
2) материальнотехническую базу кабинета;
3) используемый УМК;
4) индивидуальность учителя;
5) ИКТ компетентности, как учащихся, так и педагога.
12 Иногда более простая, в техническом исполнении, но «рабочая» в содержательном
плане презентация дает лучший эффект, чем «суперпрезентация», скаченная из Интернета.
В своей педагогической деятельности занимаюсь созданием электронных проектов
– презентаций, которые успешно принимали участия в различных конкурсах .
Организация обучающихся для проектной и исследовательской деятельности
остаётся одной из ведущих в преподавании физики. За последние годы можно отметить
положительные моменты в этом направлении: исследовательские работы учащихся
отличаются выдвижением гипотез, чёткой постановкой целей и задач исследования,
пониманием исследовательских методов, формулировкой выводов, видением перспектив
работы, правильным оформлением.
Применяю демонстрации различных опытов с применением самодельных приборов и
устройств, изготовленных руками учеников. Изготовление прибора требует определенных
навыков и творческого подхода: вид материала, форма, размеры, назначение, принцип
действия всѐ это ученик обдумывает, осмысливает, проектирует, и только после этого
может воплотить идею в реальность. Таким образом, перед детьми встают проблемы,
которые им предстоит решить до демонстрации эксперимента или опыта. При таком
подходе к изучению физики убеждаюсь, что многие учащиеся осознают логику поиска
новых для них знаний и овладевают отдельными теоретическими методами познания,
приобретают практические навыки проектноисследовательской деятельности и умение
находить выход из проблемной ситуации. Немаловажно и то, что они чувствуют себя
главными действующими лицами на уроке и получают удовольствие от самого процесса
исследования. Знания становятся более прочными, а самое главное – формируется интерес
к изучению предмету.
Развитие навыков исследовательского поведения у учащихся продолжаю в процессе занятий
на элективных курсах предпрофильного и профильного обучения (таблица №1).
Элективный курс даёт возможность:
разнообразить форму работы;
разнообразить методы, которые направлены не только на усвоение
знаний (здесь это не главное), но на развитие познавательных интересов, творческих способностей,
общей культуры;
обеспечить более глубокую, широкую, разнообразную практическую
деятельность (наблюдение, проведение экспериментов, опытов и т.д.);
13
воспитывают дух сотрудничества.
Результативность опыта
Использование в своей работе проектно – исследовательской деятельности
позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету.
В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и
знания на других предметов.
Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует
развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает
становлению таких черт характера,
целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.
как ответственность,
любознательность,
Проектно – исследовательская деятельность помогает мне создавать творческую,
доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения,
проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его
самореализации.
Уровень развития метода проектов зависит от интеллектуальных усилий трёх
взаимодействующих сторон: учащихся с незаглубленной познавательной активностью,
учителей, постоянно работающих в поиске и взращивании одарённости, и администрации,
желающей, чтобы всё это процветало. При благоприятном соединении всех этих
составляющих можно воспитывать плеяды творческих специалистов, учёных, певцов и
художников.
Заключение
Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда учитель
совершенствует инновационные приемы,
сформированности познавательной компетентности учащихся.
обеспечивающие высокий уровень
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. С
педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально
новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое
ценное исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого
14 мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным
приобретением ребёнка.
Когда я вижу, как ребята радуются своим открытиям, как гордятся своими
успехами, понимаю, что работа проделана с пользой.
Если учащийся с учителем будет заниматься проектной и исследовательской
деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более
приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, быстрее
адаптироваться к окружающим условия.
Адресная направленность опыта:
для учителей Данная проектно –
исследовательская деятельность помогает преодолеть однообразие и монотонность
процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися,
дает учащимся возможность самовыражения
ΙΙΙ Литература
.
1.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности. – М.,
2001.
2.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. –
М.,2001.
3. Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников как
модель педагогической технологии//Народное образование. – 1999. №10.
4.Харитонов Н.П. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.
5.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения. //Народное образование. – 1999. №10.
6.Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова, Т.В.Воронова. Рабочая тетрадь по физике. 9 кл. М.
«Просвещение».2003.
7.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии
обучения.//Директор школы, № 6, 1995.
8.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
//Народное образование, № 7, 2000, с 151157.
9.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М.: 2003, с. 96.
15 10.Полат Е.С. Как рождается проект. М.,2003, с. 29.
16
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.