Цел и задачи:
• Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности».
• Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности..
• Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
• Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
• Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная проектно - исследовательская деятельность на уроке физики и во внеурочное время будет способствовать развитию творчества и познавательной активности, а также, в создании условий, способствующих повышению у учащихся мотивации к обучению путем их включения в проектно - исследовательскую деятельность.Обобщение опыта работы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Табулгинская средняя общеобразовательная школа имени П. Д. Слюсарева»
Чистоозерного района Новосибирской области
Обобщение передового опыта
по теме:
«Организация
проектноисследовательской деятельности»
Автор:
Жарикова Светлана Семеновна,
учитель физики
высшей квалификационной категории
1Ι
.Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Современное общество ставит перед людьми новые задачи. Им необходимо
овладеть новыми информационными технологиями. Успех достигается там, где активно
используются современные средства коммуникаций, информационные технологии и
сетевые приложения. Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно
познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является
развитие познания. Проектное мышление включает в себя все необходимые методы
познания, способствует формированию проектной культуры, обеспечивает объединение
различных областей знаний.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно
воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать
формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить
организация проектно – исследовательской деятельности школьников, в основе которых
лежит развитие познавательных и творческих навыков учащихся, умений самостоятельно
добывать информацию,
ориентироваться в информационном пространстве и
конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение
принимать субъективное решение.
Имею определенный опыт в организации проектно исследовательской
деятельности при обучении физики на уроках и во внеурочное время. На основе этого и
возникла идея проанализировать, как проектно исследовательская деятельность влияет на
развитие творчества и познавательной активности учащихся и на интерес к предмету.
Актуальность опыта
Актуальность опыта вижу в том, что выпускник современной школы нуждается в
формировании таких качеств личности, как способность к творческому мышлению,
исследовательских умений. Интенсивные изменения, происходящие в системе образования,
2задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой
личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом
на всех ступенях ее развития. Развитие современного общества требует формирование
всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией.
Велика в этом плане роль знаний по физике. Эта наука даёт основополагающие знания о
закономерностях и особенностях природы, двигает вперёд научнотехническую
Разумеется, специалист должен быть грамотным, но помимо этого,
революцию.
современные успешные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные
качества, как активность, инициативность, коммуникативность.
В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться,
адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути
нестандартного разрешения ситуаций и проблем.
В настоящее время система образования, базируясь на личностноориентированной
концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где
обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Но
становление личности будет происходить успешно, если расширен круг общения, где есть
здоровое соперничество. Школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и
потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взяла этот
факт за основу и в результате педагогических поисков пришла к выводу, что технология
метода проектов – достаточно эффективна, как и внедрение, ИКТ (информационно
коммуникативных технологий) в учебный процесс позволяют формировать мотивации
учебнопознавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у
учащихся.
Учитывая все выше сказанное, поставлены следующие цели и задачи:
• Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Организация
проектноисследовательской деятельности»
• Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки
зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных
творческих навыков познания окружающей действительности.
3• Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся,
которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
• Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно
познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
• Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:
Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать следующие
затруднения и проблемы в обучении:
низкая мотивация к обучению;
низкая познавательная активность;
недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по физике (слабая
практическая направленность образовательного процесса);
формирование механизма самореализации личности (что я буду представлять
как личность без знаний по физике?);
возможность интеграции знаний по предмету.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная
проектно исследовательская деятельность на уроке физики и во внеурочное время будет
способствовать развитию творчества и познавательной активности, а также, в создании
условий, способствующих повышению у учащихся мотивации к обучению путем их
включения в проектно исследовательскую деятельность.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы организационно – педагогических
условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков проектно
исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к
творческому решению познавательных задач. Использование ИКТ (информационно –
компьютерных технологий) на проекте по физике в среднем и старшем звене средней
школы с учениками разного уровня подготовкой и способностями, а также в использовании
проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к
4урокам(презентации, доклады, бюллетени, сценарии могут и поделки и пр.). Этот
показатель можно использовать в попытке усовершенствования системы оценивания
проектной деятельности учащихся, т.е. результаты исследований становятся наглядным
пособием для обучения следующего поколения учеников.
Диапазон опыта
Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности на уроках физики и
во внеклассной работе в рамках элективных курсов по предмету.
Длительность работы над опытом
Свою работу по разрешению противоречия между необходимостью творчески
развитой личности, обладающей высоким уровнем мотивации познавательной деятельности
и недостаточными возможностями традиционного образовательного процесса, я разделила
на несколько этапов:
Ι
этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2015 – сентябрь 2016 года.
ΙΙ
этап – основной (формирующий) – октябрь 2016 – март 2017года.
ΙΙΙ
этап – заключительный (контрольно обобщающий) –март 2018 года.
Теоретическая база опыт
Для организации исследовательской деятельности я заимствовала элементы
личностноориентированных педагогических технологий, которые ориентированы на
обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они
способствуют организованному усвоению опыта творческой деятельности и применению
знаний.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начну с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно
исследовательская деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный
вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов,
чертежей), необходимых для создания какоголибо сооружения или изделия либо
предварительный текст какоголибо документа или, наконец, какойлибо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебнопознавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата
5деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее
выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и
реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей
по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной
деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы,
изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и
практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий, собственные выводы.
Проектноисследовательская деятельность – деятельность по проектированию
собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора
методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка
реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является
организационной рамкой исследования.
В моем опыте проектноисследовательская деятельность– это образовательная
технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи
под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне
зависимости от области исследования).
Проектноисследовательская технология, как новая педагогическая личностно
ориентированная технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в
образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и
интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность,
доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность,
желание помочь другим.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской
деятельности учащихся позволило не столько учить, сколько помогать ребенку учиться,
направлять его познавательную деятельность.
6В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая
что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью
образовательного процесса, то будут созданы условия для:
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более
качественному изучению физики как науки;
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков
логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
речевого развития учащихся,
совершенствования коммуникативной
компетенции в целом;
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности,
потребности в самообразовании;
изменения роли учителя в образовательной среде;
более результативного решения задач образования, развития и воспитания
личности учащегося.
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в
образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который
направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для
решения поставленной задачи недостаточно действовать по образцу, необходимо проявить
инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Работа по данному методу
является для учащихся новым видом учебнопознавательной деятельности, которая во
многом отличается от привычной «меловой технологии». Проект – это возможность делать
чтото интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно –
деятельностный подход в обучении. Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди
современных методов обучения.
Главное направление моей педагогической деятельности
разработка
эффективных способов организации проектноисследовательской деятельности в обучении
физики, приемлемых в нашем образовательном учреждении.
Использование проектной технологии позволяет раскрыться каждому школьнику,
создает условия для прочного усвоения знаний и развития мотивации к изучению предмета,
7развивает творческие способности учащихся, умения самостоятельно приобретать новые
знания, работать с различными источниками информации, учит планировать,
организовывать и анализировать результаты исследовательской деятельности, а также учит
осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других учащихся.
Кроме того, широко использую обучение в сотрудничестве это совместное
исследование, в результате которого учащиеся работают вместе малыми группами, что
позволяет составить более полное представление о проблеме и направлении ее решения.
Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на
уроке, использованных в опыте, является постановка и решение проблемы. Проблема
сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный
практический или теоретический интерес. Решая проблему, учащиеся начинают мыслить
творчески.
ΙΙ
.Технология опыта
Целью опыта является сформировать у учащихся навыки проектно
исследовательской деятельности, которые активизируют познавательную деятельность и
позволят им решать творческие задания.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
организация образовательного процесса, позволяющего стимулирование интереса к
проектно исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
корректировка содержания образования;
использование элементов технологии проблемного обучения, технологии
проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве;
организация участия в школьной, районных конференциях, различного уровнях
конкурсах исследовательских работ;
вовлечение школьников в работу элективных курсов по физике.
Организация учебновоспитательного процесса
Для реализации поставленной цели и задач на своих уроках и вне уроков, использую
современные образовательные технологии:
проблемного обучения;
здоровьесберегающие;
информационно – коммуникационную и Интернет технологию;
8
игровые;
проектную технологию.
В своей работе использую технические средства кабинета физики (компьютер,
принтер, мультимедийный проектор, экран, интернет).
Уверена, что проектноисследовательская деятельность учащихся помогает
развитию важнейших компетенций для современной жизни:
способность делать выбор;
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
владеть устным и письменным обобщением.
В своей работе, для организации исследования учащихся, выделяю следующие
этапы:
1.Создание списка тем исследования.
2.Создание школьного ресурсного центра.
3.Уточнение целей и задач работ учащихся и учителя.
4.Определение объема и тематики теоретического материала.
5.Определение списка литературы при организации работы.
6.Определение методик исследования.
7.Определение прогнозируемых результатов исследования.
8.Подбор ролей определяющих схему взаимодействия учащихся при проведении
исследований.
9.Планирование хода выполнения работ и его этапов.
10.Планирование форм и порядка представление проектно – исследовательских
работ.
Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует
решению следующих задач:
принудительная активизация мышления, когда учащиеся вынуждены быть
активными, независимо от их желания;
осуществление непроизвольного стимулирования к познанию мира, себя в этом
мире;
достаточно устойчивой и длительной активности вовлечение в учебный процесс;
9самостоятельности, творческой выработки решений;
повышение степени мотивации;
развитие важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в
дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на
практике;
приобщение учащихся к интеллектуально – творческой деятельности по
выдвижении и реализации в научных исследованиях творческих идей;
формирование навыков исследовательской работы для получения знаний при
подготовке научных работ и проектов;
расширению представления о способах получения информации;
развитию коммуникативных способностей, созданию условий для реализации среды
общения;
участие в проводимых в рамках школы, района олимпиадах и проектно –
исследовательских конференциях.
Используя метод проектов в течение нескольких лет, показало, как меняется
отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы.
Исследовательские умения: выявление проблемы, сбор информации, выделение
главного, анализ, обобщение, вырабатываются на долгосрочных проектах, носящие
исследовательский характер.
Виды проектов наиболее приемлемые при работе с учащимися
Виды
Особенности
Виды презентаций
Исследовательские
проекты
Включает обоснование
актуальности избранной темы,
(проектноисследовательские
конференция, отчет исследовательской
обозначение задач исследования,
обязательное выдвижение гипотезы
работы, и т.д.)
с последующей проверкой,
обсуждение полученных
результатов
Предполагает максимально
свободный и нетрадиционный
Творческие проекты
Творческие работы (сказки, стихи,
рисунки, самодельное оборудование
подход к оформлению результатов.
т.д.).
10Информационные
проекты
Направлены на сбор информации о
какомлибо объекте, явлении с
Итогами такого проекта может быть
публикация в СМИ, в Интернете,
целью ее обобщения и
представления широкой аудитории.
создание информационной среды класса
и школы (энциклопедии, рекламный
Практико
ориентированные
Нацелены на социальные интересы
самих участников проекта или его
проекты
Минипроекты
заказчика. Цель такого проекта
заранее определена.
Укладываются в 12 урока
Краткосрочные
Укладываются в 46 уроков,
ролик, газета, журнал, книга, фильм).
(Игра, экскурсия, сценарий праздника,
дидактический материал и т.д.).
Вся работа над проектом проходит на
уроке, к концу урока готовый
результат.
Уроки используются для координации
проекты
осуществляется во внеклассной
работе или дома.
деятельности участников проекта,
основная работа по подбору.
Защита проектов в 9, 10,11 классах проходит на конференции проектных и
исследовательских работ, которая традиционно проводится в марте в нашей школе и
районе. Оцениваются:
чёткость формулировок;
результативность работы;
культура речи;
умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей.
Каждый докладчик сопровождает свою работу компьютерной презентацией.
Проекты
и исследовательские работы учащихся, выполняются под моим
руководством. За последние несколько лет подготовлены с учащимися ряд работ .
Работа над проектами такого уровня, как подготовка и выставление работ на
проектно – исследовательских конференциях вызывает достаточно серьезные трудности
1.Учитель крайне загружен: проведение учебных занятий в течение дня, классное
руководство, общественные поручения и дела, неожиданные незапланированные школьные
дела.
2.Ограниченное время учащихся: учеба в школе, подготовка домашнего задания,
посещение секций, кружков по интересам.
11Широкие возможности для реализации исследовательской и проектной
деятельности школьников в рамках учебных занятий предоставляют элективные курсы. Но
и этого времени недостаточно, для кропотливой, серьезной работе над проектами.
3.Малочисленность учащихся
класса в сельской школе. Сложно подобрать
кандидатов для участия в проектно – исследовательских конференциях, ведь участник
должен иметь определенные способности и качества.
4.Плохая компьютерная грамотность
большинства школьников. Приходится
выбирать кандидатов из 910 классов, которые в достаточной мере владеют этими
навыками.
На уроках физики учащиеся выполняют следующие краткосрочные проекты:
составление паспорта физического явления;
написание опорного конспекта;
демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических
процессов;
написание сказок с физическими вопросами, рисунки к явлениям
проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике и решение
экспериментальных задач;
изготовление самодельных приборов;
создание компьютерных презентаций проектов .
Сегодня каждый учитель должен уметь сделать электронную презентацию
электронный проект урока или к уроку. Использовать чужую, хотя и интересную, и
качественную презентацию не всегда эффективно. Такие презентации, как показывает
опыт, вызывают у учащихся интерес, но неустойчивый, особенно если они только чисто
информативного характера. Настоящая презентация должна быть «живой», «рабочей». Она
должна быть не только по конкретной теме урока, но и для конкретного урока, а это значит
учитывать:
1) не только возрастные особенности учащихся, но и уровень их развития (в связи с
этим иногда сложно бывает использовать готовые электронные учебники);
2) материальнотехническую базу кабинета;
3) используемый УМК;
4) индивидуальность учителя;
5) ИКТ компетентности, как учащихся, так и педагога.
12Иногда более простая, в техническом исполнении, но «рабочая» в содержательном
плане презентация дает лучший эффект, чем «суперпрезентация», скаченная из Интернета.
В своей педагогической деятельности занимаюсь созданием электронных проектов
– презентаций, которые успешно принимали участия в различных конкурсах .
Организация обучающихся для проектной и исследовательской деятельности
остаётся одной из ведущих в преподавании физики. За последние годы можно отметить
положительные моменты в этом направлении: исследовательские работы учащихся
отличаются выдвижением гипотез, чёткой постановкой целей и задач исследования,
пониманием исследовательских методов, формулировкой выводов, видением перспектив
работы, правильным оформлением.
Применяю демонстрации различных опытов с применением самодельных приборов и
устройств, изготовленных руками учеников. Изготовление прибора требует определенных
навыков и творческого подхода: вид материала, форма, размеры, назначение, принцип
действия всѐ это ученик обдумывает, осмысливает, проектирует, и только после этого
может воплотить идею в реальность. Таким образом, перед детьми встают проблемы,
которые им предстоит решить до демонстрации эксперимента или опыта. При таком
подходе к изучению физики убеждаюсь, что многие учащиеся осознают логику поиска
новых для них знаний и овладевают отдельными теоретическими методами познания,
приобретают практические навыки проектноисследовательской деятельности и умение
находить выход из проблемной ситуации. Немаловажно и то, что они чувствуют себя
главными действующими лицами на уроке и получают удовольствие от самого процесса
исследования. Знания становятся более прочными, а самое главное – формируется интерес
к изучению предмету.
Развитие навыков исследовательского поведения у учащихся продолжаю в процессе занятий
на элективных курсах предпрофильного и профильного обучения (таблица №1).
Элективный курс даёт возможность:
разнообразить форму работы;
разнообразить методы, которые направлены не только на усвоение
знаний (здесь это не главное), но на развитие познавательных интересов, творческих способностей,
общей культуры;
обеспечить более глубокую, широкую, разнообразную практическую
деятельность (наблюдение, проведение экспериментов, опытов и т.д.);
13
воспитывают дух сотрудничества.
Результативность опыта
Использование в своей работе проектно – исследовательской деятельности
позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету.
В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и
знания на других предметов.
Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует
развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает
становлению таких черт характера,
целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.
как ответственность,
любознательность,
Проектно – исследовательская деятельность помогает мне создавать творческую,
доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения,
проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его
самореализации.
Уровень развития метода проектов зависит от интеллектуальных усилий трёх
взаимодействующих сторон: учащихся с незаглубленной познавательной активностью,
учителей, постоянно работающих в поиске и взращивании одарённости, и администрации,
желающей, чтобы всё это процветало. При благоприятном соединении всех этих
составляющих можно воспитывать плеяды творческих специалистов, учёных, певцов и
художников.
Заключение
Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда учитель
совершенствует инновационные приемы,
сформированности познавательной компетентности учащихся.
обеспечивающие высокий уровень
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. С
педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально
новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое
ценное исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого
14мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным
приобретением ребёнка.
Когда я вижу, как ребята радуются своим открытиям, как гордятся своими
успехами, понимаю, что работа проделана с пользой.
Если учащийся с учителем будет заниматься проектной и исследовательской
деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более
приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, быстрее
адаптироваться к окружающим условия.
Адресная направленность опыта:
для учителей Данная проектно –
исследовательская деятельность помогает преодолеть однообразие и монотонность
процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися,
дает учащимся возможность самовыражения
ΙΙΙ Литература
.
1.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности. – М.,
2001.
2.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. –
М.,2001.
3. Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьников как
модель педагогической технологии//Народное образование. – 1999. №10.
4.Харитонов Н.П. Развитие исследовательской деятельности. – М., 2001.
5.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения. //Народное образование. – 1999. №10.
6.Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова, Т.В.Воронова. Рабочая тетрадь по физике. 9 кл. М.
«Просвещение».2003.
7.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии
обучения.//Директор школы, № 6, 1995.
8.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
//Народное образование, № 7, 2000, с 151157.
9.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М.: 2003, с. 96.
1510.Полат Е.С. Как рождается проект. М.,2003, с. 29.
16