Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"
Оценка 4.9

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Оценка 4.9
Лекции +2
docx
классное руководство
Взрослым
21.04.2017
Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"
Обобщение по теме "Современные образовательные технологии" содержит материал по теории воспитания и Очевидна новая функция образования: через образование мы должны привести человека к самообразованию, саморазвитию. В связи с этим возникает актуальная необходимость перехода от адаптивно-дисциплинарной, репродуктивной модели образования к модели рождения (построения) и развития образа мира, новых миров; перехода от миров информационных к мирам чувственным.Очевидна новая функция образования: через образование мы должны привести человека к самообразованию, саморазвитию.
Работа Лисник Л.В. Соременные воспитательные технологии.docx
Лисник Л.В. Преподаватель   КГАПОУ «Добрянский   гуманитарно­ технологический техникум им. П. И. Сюзева» Название технологии: Технология педагогической поддержки ребенка в воспитании (по О.С. Газману) Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока   лет   назад   в   США.   В   основе   педагогической   технологии   лежит   идея   полной правляемости   учебно­воспитательным   процессом,   его   проектирование   и   возможность анализа путём поэтапного воспроизведения. Педагогический   процесс   на   основе   педагогических   технологий   должен   Овладение   педагогическими гарантировать   достижение   поставленных   целей. технологиями,   умение   самостоятельно   разрабатывать   конкретные   воспитательные   и образовательные   технологии   позволяет   педагогу   наилучшим   образом   осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела. Педагогические   технологии –   это   сложные   системы   приёмов   и   методик, объединенных   приоритетными   общеобразовательными   целями,   концептуально взаимосвязанными   между   собой   задачами   и   содержанием,   формами   и   методами организации учебно­воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся. Воспитательные   технологии  –   это   система   научно   обоснованных   приемов   и методик, способствующих  установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: • Диагностирование • Целеполагание • Проектирование • Конструирование • Организационно – деятельностный компонент • Контрольно – управленческий компонент • Содержательный компонент Особенностью   последних   десятилетий   двадцатого   века   является   рост   много   ­   и разнообразия   педагогических   систем,   теорий,   концепций,   ориентированных   на саморазвитие   личности   ребенка   и   педагога,   на   различные   способы   поддержки   его проявления. Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит   смена   ведущих   педагогических   концепций,   или   осуществляется   их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации. Гуманизм в образова­ нии ­ прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней   и   внешней   свободы.   Достойной   гуманизма   задачей   образования   становится познание   себя,   своего   "Я",   своих   притязаний   и   возможностей   для   самоопределения   и лучшей реализации своих сил. Исходя из этого, мы рассматриваем образование личности как расширение ее творческих возможностей;   раскрытие   ее   потенциала;   наработку   возможностей   выбора   в неопределенных   ситуациях   в   сочетании   с   познавательной   мотивацией;   выработку (изменение, утверждение, совершенствование) отношения к самому себе, к окружающему миру,   к   соответствующей   деятельности.   Мы   склонны   к   трактовке   образования   как формирования образа Я личности, образа Я других, образа государства и планеты, образа профессии. Очевидна новая функция образования: через образование мы должны привести человека   к   самообразованию,   саморазвитию.   В   связи   с   этим   возникает   актуальная необходимость   перехода   от   адаптивно­дисциплинарной,   репродуктивной   модели образования   к   модели   рождения   (построения)   и   развития   образа   мира,   новых   миров; перехода от миров информационных к мирам чувственным. Утверждая гуманистические ценности образования, подчеркнем следующее: в какой бы виде они ни существовали у конкретной личности, есть общее качество ­ следование им не   может   быть   созерцательно­декларативным,   а требует   активности,   личностного утверждения в жизни. Полноценное взаимодействие ребенка с педагогом, обретение им своего взгляда, стиля   отношений,   своих   смыслов   и   целей   деятельности   возможны   прежде   всего   в организованном детском коллективе. Он выступает одним из решающих педагогических условий дальнейшего саморазвития ребенка, так как является общностью, где происходит самостановление его субъективности и предстает как коллективное "Я", инициирующее и стимулирующее такое саморазвитие. Адекватные   механизмы   реализации   поворота   к   личности   ребенка   не   могут   быть найдены,   пока   педагог   работает   только   в   традиционной   образовательной   парадигме "посредника", обеспечивающего передачу от взрослых к детям некоего социального опыта норм поведения и деятельности. Можно предположить более продуктивным иной подход, при котором педагог является не только и не столько посредником в передаче опыта, сколько "доверенным лицом" воспитанника, облегчающим становление его субъектности, ответственным   за   реализацию   его   самоопределения.   В   такой   ситуации   необходима профессиональная идеология и специальная подготовка, без которых невозможно верное восприятие происходящего, определение перспектив и путей их достижения, в единстве с более   органичным   профессиональным   самочувствием,   самосознанием,   саморазвитием педагога. Главная трудность, встречающаяся на пути включения в содержание образования процессов   поддержки   саморазвития   в   том,   что   этому   процессу   мешает   непонимание педагогами гуманистической специфики педагогической работы с категорией "само" (са­ мореализация,   их   профессиональная   самопознание   и   др.),   самоопределение, неподготовленность. Данная специфика состоит в том, что процессы становления индиви­ дуальности   инициируются   и   во   многом   регулируются   внутренними   механизмами,   а   не только внешними нормативами. Поэтому педагогические технологии, ориентированные на реализацию гуманистических идей саморазвития, не могут строиться только на методах воздействия,  связанных с понятиями "управление",  "руководство". Адекватным нашему представлению о содержании и стиле педагогического влияния на ребенка в процессе его саморазвития является понятие "педагогическая поддержка саморазвития ребенка". Рассмотрим проблему создания и применения в образовательной практике подхода к педагогической поддержке саморазвития субъективности ребенка в детском коллективе. При   его   создании   нужно   учесть,   что   каждый   ребенок   развивается   в   определенной социокультурной среде, что может помогать или препятствовать его развитию.  Задача   педагога   ­   создать   такие   условия,   такое   образовательное,   развивающее пространство,   которое   предоставило   бы   воспитаннику   максимальные   возможности   для раскрытия сущностных сил, самореализации. Только при таком условии развивающаяся личность   сможет   проявить   свою   творческую   активность.   Именно   саморазвитие   как общественно­культурная, духовная ценность определяет ту программу действия взрослого, с которой он и входит в со­бытийную общность, в детский коллектив. Взрослый входит в со­бытие   как живой носитель существующей возрастной стратификации, символизации мира   и   его   духовных   смыслов,   которые   оказываются   для   него   особой   матрицей   тех действий, с помощью которых он и самоопределяется в со­бытии. Осуществить подход к педагогической поддержке саморазвития ребенка возможно только   в   гуманистической   парадигме   образования.   Взрослый   не   может   прожить   жизнь “вместо ребенка”, поэтому интенсивная динамика его субъектного становления должна восприниматься взрослым как объективная данность и как особый предмет педагогической деятельности,   где   педагог,   не   тормозя   активности   и   самостоятельности   ребенка   и дополняя,   и   приумножая   его   усилия,   способен   придать   им   особую   духовную   и образовательную ценность. Обратимся к историческому педагогическому опыту, рассмотрим, как решались задачи педагогического   влияния   на   саморазвитие   индивидуальности   ребенка   в   различных педагогических   системах   прошлого   и   настоящего,   проследим   истоки   появления педагогической   поддержки.   Идея   о   необходимости   оказания   индивидуальной   помощи, индивидуального   педагогического   внимания   в   процессе   воспитания   имеет   давнюю историю.   Ее   истоки,   как   и   истоки   очень   многих   современных   идей   о   воспитании   и развитии,   уже   можно   обнаружить   в   трудах   античных   мыслителей   при   проведении соответственного анализа. В педагогике идея необходимости оказания индивидуальной помощи имплицитно   с   момента   формулирования   принципа   по   меньшей   мере, присутствует, природосообразности   воспитания.   Более   явно   она   просматривается   даже   не   столько   у автора этого принципа ­ Я. А.Коменского, сколько у другого известного педагога ­ И. Г.Песталоцци   (он   специально   обращал   внимание   на   необходимость   оказания   помощи   в избавлении человека от животных страхов). Позднее идея помощи человеку в процессе воспитания в большей или меньшей степени присутствовала и раскрывалась в различных педагогических учениях (в педагогической антпропологии К. Д.Ушинского, в немецкой педагогике личности, у Ф..Фребеля и М. Монтессори, у К. Лесгафта, П. Каптерева и др.). В то   же   время,   имеющиеся   данные   не   позволяют   сделать   вывод   о   том,   что   она реализовывалась   в   практике   воспитания   (кроме   ряда   исключений,   самые   известные   из которых в нашем веке, очевидно, Я. Корчак и С. Френе). Родоначальник системы "свободного воспитания" Ж­Ж. Руссо отдавал приоритет развитию   чувственных   способностей   в   младшем   школьном   возрасте.   По   его   мнению, педагог должен не навязывать свою волю ребенку, а создавать условия для его развития, организовать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет органично накапливать  жизненный  опыт,  реализовывать  свои  природные  задатки.  И. Г.Песталоцци считал главной целью обучения развитие нравственности и разума у детей. Для него смысл воспитания   ­   в   помощи   человеку,   развивающемуся,   овладевающему   культурой, движущемуся   к   совершенному   состоянию,   то   есть,   по   сути,   это   содействие саморазвитию  заложенных в человеке природой  сил и способностей.  "Лучшее,   что можно   сделать   для   людей,   это   научить   их   самим   себе   помогать",   ­   говорил   великий педагог. Дальнейшее   развитие   и   практическую   реализацию   идеи   свободного   воспитания получили в педагогических взглядах и учебных заведениях Д. Дьюи, Л. Н.Толстого, С. Френэ,   М.  Монтессори,   Р.   Штайнера   и   др.  Л.   Н.Толстой   отмечал,   что  ребенок   живет, каждая сторона его существа стремится к развитию, перегоняя одна другую, и большей частью   самое   движение   вперед   этих   сторон   его   существа   мы   принимаем   за   цель   и содействуем только развитию, а не гармонии развития. В этом Л. Н.Толстой видит вечную ошибку   всех   педагогических   теорий.   По   его   мнению,   в   школе   не   должно   быть запланированных заранее, заданных программ, учебных планов, методов, средств без учета интересов и желаний детей, их родителей и наличия соответствующих педагогов, любящих и хорошо знающих свой предмет. Д. Дьюи прежде всего уделял внимание социальной адаптации учеников, считая, что жизнь на первом месте, а обучение только при содействии этой жизни и для нее. С. Френе ратовал  за "духовное  обогащение". Он считал необходимым дать ребенку  возможность свободно   развивать   самого   себя   в   условиях   не   традиционного   учебного   класса,   а организованной   среды.   Обучение   должно   быть   основано   на   всестороннем   познании   и переживании   среды   и   одновременно   на   преобразовании   ­   по   мере   сил   и   возможностей ребенка. М. Монтессори полагала, что развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в   свободе   и   самопроизвольности.   Суть   воспитания   ­   в   организации   среды,   наиболее соответствующей   его   потребностям.   Ее   метод   ­   в   "принуждении"   ребенка   к самовоспитанию,   самообучению,   саморазвитию;   в   воспитании   как   активном   содействии нормальному развитию жизни в ребенке. Вальдорфская школа (в соответствии с идеями Р. Штайнера) до 7 лет отдает предпочтение подражанию, а с 7 до 14 лет в воспитании делает акцент на способности детей следовать авторитету. Приоритетным является духовное и психическое развитие. Определяющим в данный   период   является   духовно­образное   воздействие   на   детей.   Приоритет   отдается духовности,   социальной   адаптации,   а   в   психической   сфере   ­   чувств,   интуиции, воображения, творческих способностей. Итог ­ свободные школы основываются не только на образованности, интеллектуальных умениях и логическом мышлении учащихся, а на развитии чувственно­образного мышления, социальной адаптированности учащихся. Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная   технология   информативной   или   развивающей,   традиционной   или личностно   –   ориентированной,   продуктивной   или   малоэффективной.   В   основном эффективность   воспитательной   технологии   зависит   от   того,   насколько   концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности. Содержанием воспитательных технологий являются:  Научно обоснованные социализированные требования  Передача социального опыта  Постановка цели и анализ сложившейся ситуации  Социализированная оценка ученика  Организация творческого дела  Создание ситуации успеха Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии   является   возможность   воспроизведения   воспитательной   цепочки   и   её пошаговый анализ.  Гуманистические принципы О.С. Газмана: ­ Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.  ­ Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка. ­ Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.  ­ Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.  ­Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.  ­   Дети   —   носители   грядущей   культуры.   Соизмеряй   свою   культуру   с   культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.  ­ Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.  ­ Доверяя — не проверяй!  ­ Признавай право на ошибку и не суди за нее.  ­ Умей признать свою ошибку. ­ Защищая ребенка, учи его защищаться.  О.С.Газман о педагогической поддержке  • ...Позиция  поддержки — это восстановление взрослым человеческих отношений с ребёнком  • «Послание» поддержки выглядит примерно так: «Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь»  • Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь   детям   в   решении   их   индивидуальных   проблем,   связанных   с   физическим   и психическим   здоровьем,   социальным   и   экономическим   положением,   успешным продвижением   в   обучении,   в   принятии   школьных   правил;   с   эффективной   деловой   и межличностной   коммуникацией;   с   жизненным,   профессиональным,   этическим   выбором (самоопределением)  Педагогическая поддержка  • процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Смысл социально­педагогической деятельности состоит не только в   том,   чтобы   помочь   учащемуся   устранить   имеющиеся   препятствия,   но   в   том,   чтобы помочь овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.  Цель педагогической поддержки   •   Становление   в   сознании   ребенка   представления   о   том,   что   для   обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.  Формы педагогической деятельности  •   Защита   •   Помощь   •   Педагогическое   сопровождение   •   Педагогическая   поддержка Алгоритм   поддержки  в воспитании I. Этапы совместной деятельности педагога с ребенком:   •   1.   Диагностический.   Предполагает   обнаружение   проблем   ребенка,   осознание   им значимости, желание их разрешить.  • 2.  Поисковый. Совместный с ребенком поиск причин и способов разрешения.  •   3.   Проектировочный.   Построение   договорных   отношений   между   педагогом   и ребенком с целью продвижения к решению проблемы. • 4. Деятельностный. Взаимодополняющая деятельность педагога и ребенка. В основном действует   сам   ребенок.   То,   что   он   не   может   (например,   поговорить   с   учителем предметником   или   родителем),   восполняется   педагогом   и   его   коллегами:   психологом, врачом, социальным педагогом.  •   5.   Рефлексивный.   Анализ   совместной   деятельности   по   разрешению   проблемы. Обсуждение полученных результатов.  II. Самовоспитание  Основные   принципы   обеспечения   социально­педагогической   поддержки  (Т.   В. Анохина):  • согласие ребенка на помощь;  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;  • вера в эти возможности;  • ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности;  • совместность, сотрудничество, содействие;  • конфиденциальность (анонимность);  • доброжелательность и безоценочность;  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;  • реализация принципа «Не навреди»;  • рефлексивно­аналитический подход к процессу и результату.  Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке  • Педагогическое наблюдение   Размышления в парах и малых группах  • «Ты ­ высказывание» и «Я ­ высказывание»  •  Активное слушание  •  Проговаривание  • Управление системой педагогической поддержки ­ целенаправленная деятельность по   организации   таких   взаимосвязей   и   взаимоотношений   между   педагогами,   которые являются   достаточными   для   оказания   необходимой,   адекватной   поддержки   ребенку, столкнувшемуся   с   проблемами   самоопределения   и   самореализации.   Такая   поддержка укрепляет в ребенке веру в себя, помогает оценить и проявлять свои способности, увидеть вокруг себя взрослых людей, действительно заинтересованных в его судьбе. Описание оценочного материала Для детей младшего Критерии для оказания поддержки Результат возраста Основной метод: создание среды и возможности подражать Для детей младшего школьного возраста Участие в мероприятиях, проявление личностных качеств,  активное овладение знаниями. Для детей среднего школьного возраста Участие в мероприятиях, проявление личностных качеств,  ответственное овладение знаниями, проявление интереса к профессиональной деятельности Для детей старшего школьного возраста Участие в мероприятиях, проявление личностных качеств,  ответственное овладение знаниями, профессиональное самоопределение Отсутствие навыков самообслуживания и самоопределения. Наличие  желания самообслуживанию  и практического опыта в самообслуживании и самоопределении: выбор игрушек, самостоятельное одевание, выбор  партнеров по игре. Мотивация к учебной Наличие мотивации для деятельности,  адаптация в новой среде: умение работать в коллективе, сосредотачиваться на изучаемом материале, умение вести диалог Мотивация к учебной деятельности,  адаптация в обществе: проявление устойчивого интереса к определенным темам и  предметам, овладение элементами рефлексии, самостоятельного определения алгоритма действий в стандартных ситуациях. Мотивация к учебной деятельности,  проявление гражданских качеств,  социальное самоопределение, профессиональное самоопределение получения знаний, развитие навыков адаптации в новой среде: умение вступать в беседу, слушать и проявлять эмоции, умение работать в паре, в коллективе. Мотивация к учебной деятельности,  адаптация в обществе: проявления интереса к своим успехам и соотношение требований и возможностей, рефлексия собственных успехов и неуспехов,  устойчивый алгоритм действий в стандартных учебных и жизненных ситуациях. Мотивация к учебной деятельности: выбор изучаемых предметов, определение уровня изучения учебных дисциплин,  выбор профессии или специальности, выбор гражданских позиции в социуме. 1. Возрастная группа:   для детей любого возраста 2. Алгоритм   реализации   (целеполагание,   подготовительный   этап,   этап реализации, этап осмысления) 3. Описание оценочного материала

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"

Обобщение по теме "Современные образовательные технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017