Для правильного суждения о нравственности масс следует принять во внимание, что при совместном пребывании индивидов массы у них отпадают все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются для свободного удовлетворения первичных позывов все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в отдельной особи, как, пережитки первобытных времен. Но под влиянием внушения массы способны на большое самоотречение, бескорыстие и преданность идеалу. В то время как у изолированного индивида едва ли не единственным побуждающим стимулом является личная польза, в массе этот стимул преобладает очень редко. Можно говорить о повышении нравственного уровня отдельного человека под воздействием массы. Хотя и интеллектуальные достижения массы всегда много ниже достижений отдельного человека, ее поведение может как немного превышать уровень индивида, так и намного ему уступать.[
Обобщенные оценки коллективной душевной жизни.
Для правильного суждения о нравственности масс следует принять во
внимание, что при совместном пребывании индивидов массы у них отпадают
все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются для свободного
удовлетворения первичных позывов все жестокие, грубые, разрушительные
инстинкты, дремлющие в отдельной особи, как, пережитки первобытных
времен. Но под влиянием внушения массы способны на большое
самоотречение, бескорыстие и преданность идеалу. В то время как у
изолированного индивида едва ли не единственным побуждающим стимулом
является личная польза, в массе этот стимул преобладает очень редко. Можно
говорить о повышении нравственного уровня отдельного человека под
воздействием массы. Хотя и интеллектуальные достижения массы всегда
много ниже достижений отдельного человека, ее поведение может как
немного превышать уровень индивида, так и намного ему уступать.[5]
Нравственный облик массы в иных случаях бывает выше, чем
нравственность составляющих ее индивидов, и такая совокупность людей
способна к высокому бескорыстию и преданности.[5]
«Личная выгода является едва ли не единственной побудительной
причиной у изолированного индивида, однако у массы она преобладает весьма
редко».[5] Так считает Ле Бон.
Другие заявляют, что, в сущности, общество является тем, что
предписывает человеку нормы его нравственности, отдельный же человек, как
правило, от этих высоких требований какимто образом отстает. Еще и
другое: при исключительных обстоятельствах в коллективности возникает
энтузиазм, благодаря которому совершены замечательные подвиги.[5]
Что касается интеллектуальных достижений, то все же продолжает
оставаться неоспоримым, что великие решения мыслительной работы,
чреватые последствиями открытия и разрешения проблем, возможны лишь
отдельному человеку, трудящемуся в уединении. Но и массовая душа
способна на гениальное духовное творчество, и это прежде всего доказывает
сам язык, а также народная песня, фольклор и другое. И, кроме того, остается
нерешенным, насколько мыслитель или поэт обязан стимулам, полученным им
от массы, среди которой он живет, и не является ли он, скорее, завершителем
душевной работы, в которой одновременно участвовали другие.[5]