Обособленные обстоятельства

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 26.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обособленные обстоятельства.ppt

Обособленные обстоятельства. 8 класс учебник под редакцией Р. Н. Бунеева

учитель русского языка и литературы Малачиев Малачи Мирзаевич
МОУ «Игалинская средняя общеобразовательная школа»
с.Игали

1. Какой второстепенный член предложения называется обстоятельством?
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией и точкой (тире, точка, тире).

2. Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства?

3. Какие виды обстоятельств вам известны?

Повторим

Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:
1)наречием.
Дворник встает рано;
2)деепричастием или деепричастным оборотом.

Он бежал не оглядываясь.
Мужики, увидев помещика, сняли шапки;
3)инфинитивом
Все отправились на улицу (зачем?) расчищать снег;
4)существительным
Я приехал в столицу (зачем?) на экскурсию. .

Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли , длинным треугольником летели, утопая в небе, журавли.
Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли
утопая в небе едложенявляются деепричастные обороты?

Выделите смысловые отрезки.

Каким членами предложения являются деепричастные обороты?

Как по - другому можно назвать эти смысловые отрезки?

Обособленными обстоятельствами.


Смысловые отрезки:
облокотившись на перила

притянув к себе ветку сирени
являются деепричастными оборотами и выделяются на письме с двух сторон.
Такие смысловые отрезки называются обособленными обстоятельствами.

Он сидел против меня,/ облокотившись на перила,/ и,/ притянув к себе ветку сирени/, обрывал с неё листья.

Обособляются смысловые отрезки , выраженные деепричастием.
Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом .

Зашевелились северные тучи и,/ хмурясь/, заволокли небо.

Подул ветерок, /прошумев в прибрежных камышах/, и снова затих.

Теоретический материал

Если обособленные обстоятельства являются однородными и выражены деепричастными оборотами, запятая ставится в соответствии с правилами , общими для всех однородных членов предложения.

/Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны/, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

Если деепричастный оборот относится к одному из однородных сказуемых, соединённых союзом, запятая ставится после этого союза.

Ростов принял шутку за оскорбление и, /вспыхнув/, наговорил офицеру неприятных вещей.

Всегда обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или двумя одиночными деепричастиями, связанными союзом.

/Ворча и оглядываясь/, Каштанка вошла в комнату.
Каштанка, /ворча и оглядываясь/, вошла в комнату.

Со словами голова. рукава, руки вспомните фразеологизмы

сломя голову
спустя рукава
не покладая рук
Какими словами можно заменить эти обороты?
Быстро
Плохо
Хорошо
Не обособляются фразеологические обороты, если они близки к наречиям.

Они работали засучив рукава.



От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются.
Он стоял молча.
Авилов нехотя добрался до ворот.

Обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно;

Обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки

Выделяются на письме

1) Он примчался сюда не переводя духа.
2) Глубокой ночью, прогрохотав на стрелках, поезд подкатил к селу.
3) Сорока вспорхнула и, распустив хвост, полетела прочь.
4) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки.

  1. Выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.

1) Залаяв_ кинулась прочь_ целая свора собак.
2) Обняв руками колени _ и _ положив на них подбородок _ она смотрела на реку.
3) Он стоял возле нее и глядел _ разинув рот.
4) Вспыхнув _ она отвернулась и вышла из комнаты,
5) Так и жила она без любви _ только надеясь на нее.

2. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами.

1) Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы.
2) Медвежата согрелись и уснули, а, проснувшись, стали выть.
3) Она слушала его затаив дыхание.
4) Ребята носились вокруг, сломя голову.
5) Дядя Яков настраивал гитару, а настроив, начинал играть.

3. Выпишите номера предложений, в которых правильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

1) Пошучивая и хохоча от души они прошли все расстояние незаметно.
2) С утра до поздней ночи работал Федор не покладая рук.
3) Подруга обернувшись остановилась.
4) Спустя три часа его повели на допрос.
5) Они шли, не торопясь.

4. Выпишите номера предложений, в которых неправильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

1) Речка, вследствие таяния снегов, вышла из берегов.
2) Охота в заповедниках согласно принятому постановлению запрещена.
3) Несмотря на отступление у бойцов было бодрое настроение.
4) Он мчался, высунув язык.
5) Несмотря на холод в хате, Галя стояла босая.

Выпишите номера предложений, в которых неправильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах.