ОБОЗНАЧЕНИЕ ФИГУР БУКВАМИ (с. 14)
Цели: познакомить учащихся с обозначением фигур буквами, научить правильно читать и записывать название фигур; продолжить работу над совершенствованием умений решать уравнения; закреплять умения решать задачи и примеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. На доске записаны три задания:
Уменьшить на 9 |
Увеличить на 8 |
Уменьшить на 6 |
24, 65, 18, 33 |
16, 45, 71, 52 |
40, 72, 54, 93 |
Учитель вызывает к доске трёх учеников. Выполняя задание, каждый из них записывает строкой ниже получаемые ответы.
Одновременно учитель проводит с классом счёт «цепочкой»:
5 + 8 – 9 + 6; 14 – 7 + 5 – 8 + 9; 12 – 9 + 8 – 5 + 4.
Затем отвечающие у доски объясняют, как выполняли задания, класс проверяет правильность ответов.
2. Вычислите. Разбейте выражения на две группы (примеры на сложение и примеры на вычитание):
23 + 15
47 – 14
38 – 23
33 + 14
15 + 23
47 – 33
38 – 15
14 + 33
III. Работа над новым материалом.
Учитель начинает объяснение нового материала с беседы:
– Ребята, мы с вами все имеем имена, благодаря которым мы можем назвать нужного нам человека. Так же и в математике: геометрические фигуры имеют свои имена. На одном и том же чертеже может быть начерчено несколько одинаковых фигур, и чтобы не было путаницы, они имеют свои обозначения.
После этого учащиеся открывают учебник на с. 14 и читают вводную статью.
Для закрепления полученных знаний под руководством учителя выполняются задания № 1, № 2, № 3.
После построения чертежа к заданию № 3 учитель спрашивает:
– Как можно узнать длину отрезка СВ, не измеряя его?
Учащиеся должны догадаться, что отрезки АС и СВ – это части отрезка АВ. Значит, если из длины отрезка АВ вычесть длину одной части, то получим длину другой части. Следовательно, 60 – 15 = 45.
Значит, длина отрезка СВ = 45 мм.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. В задании № 4 дети должны правильно поставить вопрос к задаче: «Сколько яблок упало с яблони?».
Учитель. Ребята, как вы думаете: задача простая или составная?
Дети. Составная.
Учитель. А почему вы так решили?
Дети. Потому что мы сразу не можем ответить на главный вопрос задачи.
Учитель. А почему?
Дети. Мы не знаем, сколько всего яблок висело.
Учитель. А это можно узнать?
Дети. Да. Сложением. Надо к 12 прибавить 8, а затем из полученной суммы вычесть 16.
1) 12 + 8 = 20 (яб.) – было
2) 20 – 16 = 4 (яб.)
О т в е т: 4 яблока упало.
2. Решение уравнений. Задание № 5 можно предложить учащимся решить самостоятельно или с комментированием. Это зависит от уровня подготовленности класса.
№ 5: 28 + а = 39
Учащиеся. Нам неизвестно второе слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
а = 39 – 28
а = 11
28 + 11 = 39
39 = 39
3. Для самостоятельной работы предложить учащимся решить примеры задания № 6.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы узнали, что геометрические фигуры обозначаются буквами; учились читать название фигур на чертеже; сами чертили отрезки и обозначали их буквами.
Учитель. Чем ещё занимались на уроке?
Дети. Мы ещё решали задачи, уравнения и примеры.
Домашнее задание: с. 14, № 6.
Задания, данные на с. 15–17, учитель использует по своему усмотрению. Часть из этих упражнений может быть выполнена устно, часть – с записью и преимущественно самостоятельно. Некоторые упражнения можно использовать на последующих уроках для устного выполнения самостоятельных и домашних работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.