Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа бизнеса и предпринимательства»
Обработка графической информации
Программа элективного курса по информатике для 9 класса
Разработала: Куимова О.Б. учитель информатики, первой квалификационной категории
Пермь
2020
Пояснительная записка
Одна из задач современной школы – разностороннее развитие детей, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.
В рамках школьной программы компьютерной графике практически не уделяется времени. Только на уровне знакомства. Поэтому возникает необходимость разработки элективного курса изучения обработки графической информации.
Невозможно охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редактором растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания иллюстраций и полиграфической продукции (открытки, реклама и др.)
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – анализировать информацию, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать в иную форму.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний в области графического дизайна. Кроме того, приобретенные знания и навыки должны стать хорошим фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства.
Цель:
Предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации, используя практическое освоение принципов работы растрового графического редактора GIMP.
Задачи:
- познакомить с основными возможностями редактирования и обработки изображения в GIMP;
- развить практические навыки по использованию приложения GIMP;
- научить эстетическому оформлению используя современные информационные технологии;
- помочь учащимся определиться с профилем обучения в 10 классе.
Методы обучения.
Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной, индивидуальной работы по практической обработке графической информации.
Конкретная программная среда рассматривается с позиции приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием на основе моделирования объектов, процессов, информационных продуктов.
Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в приложении GIMP. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности.
Планируемый результат.
Результатом деятельности учащихся являются проекты коллажей, фотомонтажей. А также учащиеся смогут определиться с профилем обучения в 10 классе.
Новый пакет знаний будет использоваться ребятами для создания ярких сообщений, реклам, «живых» объявлений и многого другого. Данная работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
· назначение и основные возможности приложения GIMP;
· основные элементы интерфейса, назначение панелей;
· возможность работы со слоями, текстом;
· наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением;
· способы ретуширования изображений различными инструментами
· назначение инструментов рисования
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
· настраивать интерфейс программы
· выделять области изображения, применяя различные инструменты;
· создавать многослойные документы и управлять слоями;
· рисовать, используя инструменты рисования;
· ретушировать изображения;
· осуществлять цветовую и тоновую коррекцию;
· применять фильтры.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
кол-во часов |
1. |
Представление о GIMP |
1 |
2. |
Ввод изображения |
1 |
3. |
Выделение областей изображения |
2 |
4. |
Коррекция изображения |
2 |
5. |
Ретушь фотографий |
3 |
6. |
Рисование и раскрашивание |
3 |
7. |
Основы работы со слоями |
3 |
8. |
Маски и каналы |
1 |
9. |
Текст |
1 |
10. |
Выполнение творческой работы |
1 |
Представление о GIMP (1 ч)
Область использования приложения. Особенности меню. Панель инструментов. Настройка панелей. Масштабирование документа.
Учащиеся должны знать:
- назначение и функциональные возможности GIMP;
- объекты и инструменты GIMP;
- технологию настройки дополнительных панелей;
учащиеся должны уметь:
- запускать приложение GIMP;
- настраивать панели инструментов
- увеличивать/ уменьшать изображения.
Ввод изображения (1 ч)
Сканирование изображения. Ввод изображения с цифрового фотоаппарата. Кадрирование изображения. Предварительная обработка изображения. Практическая работа №1 «Ввод изображения в память компьютера».
Учащиеся должны знать:
- технологию сканирования изображения;
- технологию ввода изображения с цифрового фотоаппарата;
- технологию кадрирования изображения;
учащиеся должны уметь:
- вводить изображение с помощью сканера;
- передавать изображения с цифрового фотоаппарата в память компьютера;
- кадрировать изображение;
- преобразовывать изображения из одного формата в другой.
Выделение областей (2 ч)
Практика по созданию выделений. Дублирование, перемещение содержимого выделения. Выделение инструментом Волшебная палочка. Выделение инструментом Лассо. Трансформирование выделения. Комбинирование инструментов выделения. Стирание изображения внутри выделения. Практическая работа №2 «Создание виньетки».
Учащиеся должны знать:
- правила выделения фрагментов изображения;
- технологию работы с выделенной областью;
учащиеся должны уметь:
- выделять части изображения с помощью различных инструментов;
- перемещать рамку выделения;
- отменять выделение;
- перемещать и дублировать выделение;
- добавлять в выделения новые области и вычитать их из выделений;
- трансформировать выделение;
- стирать внутри выделения.
Коррекция изображения (2 ч)
Автоматическая и ручная тоновая коррекция, контраста и яркости, света и тени. Коррекция отдельных участков.
Учащиеся должны знать:
- основы коррекции тона;
- основы коррекции цвета;
учащиеся должны уметь:
- выполнять ручную и автоматическую коррекцию тона, контраста и яркости, света и тени;
- выполнять коррекцию отдельных участков изображения.
Ретушь фотографий (3ч)
Увеличение резкости. Устранение дефектов изображений (пятен, царапин, трещин). Устранение эффекта «красных глаз». Практическая работа №3
«Устранение дефектов старой фотографии».
Учащиеся должны знать:
- технологию увеличения резкости;
- технологию удаления различных дефектов (пятна, царапины, трещины);
учащиеся должны уметь:
- устранять различные дефекты изображений;
- устранять эффект красных глаз.
Рисование и раскрашивание (3ч)
Инструменты свободного рисования. Выбор основного и фонового цветов.
Размер и параметры инструментов рисования. Создание изображений
инструментами рисования. Закраска областей. Создание градиентных переходов.
Раскрашивание черно-белых фотографий. Практическая работа №4
«Раскрашивание черно-белой фотографии».
Учащиеся должны знать:
- правила выбора основного и фонового цветов;
- технологию создания изображения с помощью инструментов рисования;
- технологию градиентной заливки;
- технологию раскрашивания черно-белых фотографий;
учащиеся должны уметь:
- изменять основной и фоновый цвета;
- настраивать размеры нового изображения;
- создавать рисунки с помощью инструментов рисования;
- создавать градиентные переходы;
- раскрашивать черно-белые фотографии.
Основы работы со слоями (3ч)
Палитра слои. Копирование слоя. Параметры слоя. Особенности работы с
многослойными изображением. Коллаж. Фотомонтаж. Практическая работа №5
«Создание коллажа. Создание фотомонтажа».
Учащиеся должны знать:
- особенности работы со слоями;
- технологию работы с буфером обмена;
учащиеся должны уметь:
- преобразовывать фоновый слой в обычный и наоборот;
- пользоваться буфером обмена;
- создавать коллаж;
- создавать фотомонтаж.
Маски каналы (1ч)
Быстрая маска. Редактирование маски. Использование каналов. Маски слоя.
Учащиеся должны знать:
- технологию создания быстрой маски;
- технологию редактирования маски;
- технологию работы с каналами;
учащиеся должны уметь:
- создавать быструю маску;
- редактировать маску;
- использовать каналы;
- выполнять операции с маской слоя.
Текст (1ч)
Работа с текстом в GIMP (ввод, редактирование форматирование символов и абзацев). Преобразование текста в фигуру. Использование различных эффектов.
Учащиеся должны знать:
- технологию ввода текста;
- технологию изменения формы текста;
- технологию применения эффектов для текста;
учащиеся должны уметь:
- вводить текст;
- изменять форму текста;
- применять различные эффекты для текста.
Выполнение творческой работы (1ч)
Рабочий вариант учебной программы
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Задачи |
Понятийный аппарат |
Планируемый результат |
Формы и методы |
Диагностика |
||
Т |
П |
К |
|||||||
1 |
Представлен ие о GIMP. |
1 |
|
|
Ознакомить с |
- компьютерная графика; |
З - назначение и функциональные возможности графического редактора Gimp; У - запускать приложение; - настраивать панели. |
Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный. |
|
2 |
Ввод изображения |
0,5 |
0,5 |
|
Научить вводить изображения в память компьютера |
- сканирование; - кадрирование; - масштабирова ние. |
З - правила ввода изображений; У - сканировать и сохранять изображение. |
Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный.
Практическая работа №1. |
Выполнение практическо й работы |
3 |
Выделение областей изображения |
1 |
1 |
|
Научить выделять фрагменты изображений различными способами |
- лассо; - волшебная палочка; - выделение области по цвету. |
З - правила выделения фрагментов изображения; - технологию работы с выделенной областью У - выделять части изображения с помощью различных инструментов; - перемещать рамку выделения; - отменять выделение; - перемещать и дублировать выделение; - добавлять в выделения новые области и вычитать их из выделений; - трансформировать выделение; - стирать внутри выделения. |
Объяснительно- иллюстративный.
Практическая работа №2. |
Выполнение практическо й работы |
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Задачи |
Понятийный аппарат |
Планируемый результат |
Формы и методы |
Диагностика |
||
Т |
П |
К |
|||||||
4 |
Коррекция изображени я |
1 |
1 |
|
Научить выполнять ручную и тоновую коррекцию, коррекцию отдельных участков |
- автоматическа я и ручная тоновая коррекция; - контрастность и яркость, свет и тени. |
З - основы коррекции тона; - основы коррекции цвета; У - выполнять ручную и автоматическую коррекцию тона, контраста и яркости, света и тени; - выполнять коррекцию отдельных участков изображения. |
Объяснительно- иллюстративный. |
Выполнение практически х заданий |
5 |
Ретушь фотографий |
1 |
2 |
|
Научить увеличивать резкость, устранять дефекты изображений (пятен, царапин, трещин), устранять эффект «красных глаз». |
- ретушировани е; - дефекты изображения. |
З - технологию увеличения резкости; - технологию удаления различных дефектов (пятна, царапины, трещины); У - устранять различные дефекты изображений; - устранять эффект красных глаз |
Объяснительно- иллюстративный.
Практическая Работа № 3. |
Выполнение практическо й работы |
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Задачи |
Понятийный аппарат |
Планируемый результат |
Формы и методы |
Диагностика |
||
Т |
П |
К |
|||||||
6 |
Рисование и раскрашива ние |
1 |
2 |
|
Научить задавать параметры изображения, создавать изображения с помощью инструментов рисования, закрашивать области созданными градиентами, раскрашивать черно-белые изображения |
- свободное рисование; - градиент; |
З - технологию создания изображения; - технологию градиентной заливки; - технологию раскрашивания черно-белых фотографий У - устранять различные дефекты изображений; - изменять основной и фоновый цвета; - настраивать размеры нового изображения; - создавать рисунки с помощью инструментов рисования; - создавать градиентные переходы; - раскрашивать черно-белые фотографии. |
Объяснительно- иллюстративный.
Практическая работа № 4. |
Выполнение практическо й работы |
7 |
Основы работы со слоями |
1 |
2 |
|
Научить работать с многослойным документом, создавать коллажи, фотомонтажи |
- палитра слои - многослойный документ; - коллаж; - фотомонтаж. |
З - особенности работы со слоями; - технологию работы с буфером обмен; У - преобразовывать фоновый слой в обычный и наоборот; - пользоваться буфером обмена; - создавать коллаж; - создавать фотомонтаж. |
Объяснительно- иллюстративный.
Практическая Работа №5. |
Выполнение практическо й работы |
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Задачи |
Понятийный аппарат |
Планируемый результат |
Формы и методы |
Диагностика |
||
Т |
П |
К |
|||||||
8 |
Маски и каналы |
0,5 |
0,5 |
|
Научить работать с маской |
- маска - быстрая маска - маски слоя |
З - технологию создания быстрой маски; - технологию редактирования маски; - технологию работы с каналами; У - создавать быструю маску; - редактировать маску; - использовать каналы; - выполнять операции с маской слоя. |
Объяснительно- иллюстративный. |
|
9 |
Текст |
1 |
|
|
|
- управляющая кнопка; - гиперссылка. |
З - технологию ввода текста; - технологию изменения формы текста; - технологию применения эффектов для текста; У - вводить текст; - изменять форму текста; - применять различные эффекты для текста. |
Объяснительно- иллюстративный. |
Выполнение практически х заданий |
10 |
Выполнен ие творческой работы |
|
1 |
|
Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда |
|
У - эстетическое оформление творческой работы |
Практическая работа №6(индивидуальна я форма) |
Выполнение практическо й работы |
14
Используемая литература:
1. Графический редактор GIMP: первые шаги / И. Хахаев
2. Электронный учебник http://www.gimpinfo.ru/faq/
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.