Обработка графической информации Программа элективного курса по информатике для 9 класса
Оценка 4.9

Обработка графической информации Программа элективного курса по информатике для 9 класса

Оценка 4.9
docx
07.01.2021
Обработка графической информации Программа элективного курса по информатике для 9 класса
elkursgimp.docx

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Школа бизнеса и предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка графической информации

Программа элективного курса по информатике для 9 класса

 

 

 

 

Разработала: Куимова О.Б. учитель информатики, первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

Пермь

2020


Пояснительная записка

 

 

Одна из задач современной школы – разностороннее развитие детей, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

В рамках школьной программы компьютерной графике практически не уделяется времени. Только на уровне знакомства. Поэтому возникает необходимость разработки элективного курса изучения обработки графической информации.

Невозможно  охватить  всю  предметную   область   компьютерной   графики  в рамках одного курса, поэтому изучение сведено к  рассмотрению  вопросов работы с редактором  растровой  графики,  при   этом   основной   акцент   сделан   на  технологию  создания  иллюстраций  и   полиграфической   продукции (открытки, реклама и др.)

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – анализировать информацию, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать в иную форму.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний в области графического дизайна. Кроме того, приобретенные знания и навыки должны стать хорошим фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства.


 

 

Цель:

 

 

Предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации, используя практическое освоение принципов работы растрового графического редактора GIMP.

 

 

 

 

Задачи:

-         познакомить с основными возможностями редактирования и обработки изображения в GIMP;

-         развить практические навыки по использованию приложения GIMP;

-         научить эстетическому оформлению используя современные информационные технологии;

-         помочь учащимся определиться с профилем обучения в 10 классе.

 

 

 

Методы обучения.

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной, индивидуальной работы по практической обработке графической информации.

Конкретная программная среда рассматривается с позиции приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием на основе моделирования объектов, процессов, информационных продуктов.

Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в приложении GIMP. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности.


 

 

Планируемый результат.

 

 

Результатом деятельности учащихся являются проекты коллажей, фотомонтажей. А также учащиеся смогут определиться с профилем обучения в 10 классе.

Новый пакет знаний будет использоваться ребятами для создания ярких сообщений, реклам, «живых» объявлений и многого другого. Данная работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета.

 

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

·        назначение и основные возможности приложения GIMP;

·        основные элементы интерфейса, назначение панелей;

·           возможность работы со слоями, текстом;

·        наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением;

·        способы ретуширования изображений различными инструментами

·        назначение инструментов рисования

 

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

·        настраивать интерфейс программы

·        выделять области изображения, применяя различные инструменты;

·        создавать многослойные документы и управлять слоями;

·        рисовать, используя инструменты рисования;

·        ретушировать изображения;

·        осуществлять цветовую и тоновую коррекцию;

·        применять фильтры.


Тематическое планирование

 

 

 

Тема занятия

кол-во

часов

1.

Представление о GIMP

1

2.

Ввод изображения

1

3.

Выделение областей изображения

2

4.

Коррекция изображения

2

5.

Ретушь фотографий

3

6.

Рисование и раскрашивание

3

7.

Основы работы со слоями

3

8.

Маски и каналы

1

9.

Текст

1

10.

Выполнение творческой работы

1

 

Представление о GIMP (1 ч)

Область использования приложения. Особенности меню. Панель инструментов. Настройка панелей. Масштабирование документа.

Учащиеся должны знать:

-         назначение и функциональные возможности GIMP;

-         объекты и инструменты GIMP;

-         технологию настройки дополнительных панелей;

 

 

учащиеся должны уметь:

-         запускать приложение GIMP;

-         настраивать панели инструментов

-         увеличивать/ уменьшать изображения.


Ввод изображения (1 ч)

Сканирование изображения. Ввод изображения с цифрового фотоаппарата. Кадрирование изображения. Предварительная обработка изображения. Практическая работа №1 «Ввод изображения в память компьютера».

Учащиеся должны знать:

-         технологию сканирования изображения;

-         технологию ввода изображения с цифрового фотоаппарата;

-         технологию кадрирования изображения;

 

 

учащиеся должны уметь:

-         вводить изображение с помощью сканера;

-         передавать изображения с цифрового фотоаппарата в память компьютера;

-         кадрировать изображение;

-         преобразовывать изображения из одного формата в другой.

 

 

Выделение областей (2 ч)

Практика по созданию выделений. Дублирование, перемещение содержимого выделения. Выделение инструментом Волшебная палочка. Выделение инструментом Лассо. Трансформирование выделения. Комбинирование инструментов выделения. Стирание изображения внутри выделения. Практическая работа №2 «Создание виньетки».

Учащиеся должны знать:

-         правила выделения фрагментов изображения;

-         технологию работы с выделенной областью;

 

учащиеся должны уметь:

-         выделять части изображения с помощью различных инструментов;

-         перемещать рамку выделения;

-         отменять выделение;

-         перемещать и дублировать выделение;


-         добавлять в выделения новые области и вычитать их из выделений;

-         трансформировать выделение;

-         стирать внутри выделения.

 

Коррекция изображения (2 ч)

Автоматическая и ручная тоновая коррекция, контраста и яркости, света и тени. Коррекция отдельных участков.

Учащиеся должны знать:

-         основы коррекции тона;

-         основы коррекции цвета;

 

 

учащиеся должны уметь:

-         выполнять ручную и автоматическую коррекцию тона, контраста и яркости, света и тени;

-         выполнять коррекцию отдельных участков изображения.

 

 

Ретушь фотографий (3ч)

Увеличение резкости. Устранение дефектов изображений (пятен, царапин, трещин). Устранение эффекта «красных глаз». Практическая работа №3

«Устранение дефектов старой фотографии».

Учащиеся должны знать:

-         технологию увеличения резкости;

-         технологию удаления различных дефектов (пятна, царапины, трещины);

учащиеся должны уметь:

-         устранять различные дефекты изображений;

-         устранять эффект красных глаз.

 

 

Рисование и раскрашивание (3ч)

Инструменты свободного рисования. Выбор основного и фонового цветов.

Размер и параметры инструментов рисования. Создание изображений

инструментами рисования. Закраска областей. Создание градиентных переходов.


Раскрашивание черно-белых фотографий. Практическая работа №4

«Раскрашивание черно-белой фотографии».

Учащиеся должны знать:

-         правила выбора основного и фонового цветов;

-         технологию создания изображения с помощью инструментов рисования;

-         технологию градиентной заливки;

-         технологию раскрашивания черно-белых фотографий;

учащиеся должны уметь:

-         изменять основной и фоновый цвета;

-         настраивать размеры нового изображения;

-         создавать рисунки с помощью инструментов рисования;

-         создавать градиентные переходы;

-         раскрашивать черно-белые фотографии.

 

 

Основы работы со слоями (3ч)

Палитра слои. Копирование слоя. Параметры слоя. Особенности работы с

многослойными изображением. Коллаж. Фотомонтаж. Практическая работа №5

«Создание коллажа. Создание фотомонтажа».

 

 

Учащиеся должны знать:

-         особенности работы со слоями;

-         технологию работы с буфером обмена;

учащиеся должны уметь:

-         преобразовывать фоновый слой в обычный и наоборот;

-         пользоваться буфером обмена;

-         создавать коллаж;

-         создавать фотомонтаж.

 

 

Маски каналы (1ч)

Быстрая маска. Редактирование маски. Использование каналов. Маски слоя.

Учащиеся должны знать:


-         технологию создания быстрой маски;

-         технологию редактирования маски;

-         технологию работы с каналами;

учащиеся должны уметь:

-         создавать быструю маску;

-         редактировать маску;

-         использовать каналы;

-         выполнять операции с маской слоя.

 

 

Текст (1ч)

Работа с текстом в GIMP (ввод, редактирование форматирование символов и абзацев). Преобразование текста в фигуру. Использование различных эффектов.

Учащиеся должны знать:

-         технологию ввода текста;

-         технологию изменения формы текста;

-         технологию применения эффектов для текста;

учащиеся должны уметь:

-         вводить текст;

-         изменять форму текста;

-         применять различные эффекты для текста.

 

 

Выполнение творческой работы (1ч)


Рабочий вариант учебной программы

 

№ п/п

Тема

Количество

часов

Задачи

Понятийный аппарат

Планируемый результат

Формы и методы

Диагностика

Т

П

К

1

Представлен ие о GIMP.

1

 

 

Ознакомить с

-     компьютерная графика;

З

-         назначение и функциональные возможности графического

редактора Gimp;

У

-         запускать приложение;

-         настраивать панели.

Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный.

 

2

Ввод

изображения

0,5

0,5

 

Научить вводить изображения в память компьютера

-          сканирование;

-          кадрирование;

-          масштабирова ние.

З

-         правила ввода изображений;

У

-         сканировать и сохранять изображение.

Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный.

 

Практическая работа №1.

Выполнение практическо й работы

3

Выделение областей изображения

1

1

 

Научить выделять фрагменты

изображений различными способами

-     лассо;

-     волшебная палочка;

-     выделение области по цвету.

З

-         правила выделения фрагментов изображения;

-         технологию работы с выделенной областью

У

-         выделять части изображения с помощью различных

инструментов;

-        перемещать рамку выделения;

-        отменять выделение;

-         перемещать и дублировать выделение;

-         добавлять в выделения новые области и вычитать их из

выделений;

-        трансформировать выделение;

-        стирать внутри выделения.

Объяснительно- иллюстративный.

 

 

Практическая работа №2.

Выполнение практическо й работы


№ п/п

Тема

Количество часов

Задачи

Понятийный аппарат

Планируемый результат

Формы и методы

Диагностика

Т

П

К

4

Коррекция изображени я

1

1

 

Научить выполнять ручную и тоновую коррекцию, коррекцию отдельных участков

-          автоматическа я и ручная тоновая коррекция;

-          контрастность и яркость, свет и тени.

З

-        основы коррекции тона;

-        основы коррекции цвета;

У

-        выполнять ручную и

автоматическую коррекцию тона, контраста и яркости, света и тени;

-        выполнять коррекцию

отдельных участков изображения.

Объяснительно- иллюстративный.

Выполнение практически х заданий

5

Ретушь фотографий

1

2

 

Научить

увеличивать резкость,

устранять дефекты

изображений (пятен, царапин, трещин),

устранять эффект

«красных глаз».

-          ретушировани е;

-          дефекты изображения.

З

-       технологию увеличения резкости;

-       технологию удаления различных дефектов (пятна, царапины, трещины);

У

-       устранять различные дефекты изображений;

-       устранять эффект красных глаз

Объяснительно- иллюстративный.

 

 

Практическая Работа № 3.

Выполнение практическо й работы


№ п/п

Тема

Количество часов

Задачи

Понятийный аппарат

Планируемый результат

Формы и методы

Диагностика

Т

П

К

6

Рисование и раскрашива ние

1

2

 

Научить задавать параметры

изображения, создавать изображения с помощью инструментов рисования, закрашивать области

созданными градиентами, раскрашивать черно-белые изображения

-          свободное рисование;

-          градиент;

З

-       технологию создания изображения;

-       технологию градиентной заливки;

-       технологию раскрашивания черно-белых фотографий

У

-       устранять различные дефекты изображений;

-       изменять основной и фоновый цвета;

-       настраивать размеры нового изображения;

-       создавать рисунки с помощью инструментов рисования;

-       создавать градиентные переходы;

-       раскрашивать черно-белые фотографии.

Объяснительно- иллюстративный.

 

 

Практическая работа № 4.

Выполнение практическо й работы

7

Основы работы со слоями

1

2

 

Научить работать с

многослойным документом,

создавать коллажи,

фотомонтажи

-          палитра слои

-          многослойный документ;

-          коллаж;

-          фотомонтаж.

З

-        особенности работы со слоями;

-         технологию работы с буфером обмен;

У

-         преобразовывать фоновый слой в обычный и наоборот;

-        пользоваться буфером обмена;

-        создавать коллаж;

-        создавать фотомонтаж.

Объяснительно- иллюстративный.

 

 

Практическая Работа №5.

Выполнение практическо й работы


№ п/п

Тема

Количество часов

Задачи

Понятийный аппарат

Планируемый результат

Формы и методы

Диагностика

Т

П

К

8

Маски и каналы

0,5

0,5

 

Научить работать с маской

-          маска

-          быстрая маска

-          маски слоя

З

-         технологию создания быстрой маски;

-         технологию редактирования маски;

-        технологию работы с каналами;

У

-        создавать быструю маску;

-        редактировать маску;

-        использовать каналы;

-         выполнять операции с маской слоя.

Объяснительно- иллюстративный.

 

9

Текст

1

 

 

 

-          управляющая кнопка;

-          гиперссылка.

З

-        технологию ввода текста;

-         технологию изменения формы текста;

-         технологию применения эффектов для текста;

У

-        вводить текст;

-        изменять форму текста;

-         применять различные эффекты для текста.

Объяснительно- иллюстративный.

Выполнение практически х заданий

10

Выполнен ие творческой

работы

 

1

 

Воспитание чувства

ответственности за результаты

своего труда

 

У

-         эстетическое оформление творческой работы

Практическая работа

№6(индивидуальна я форма)

Выполнение практическо й работы


14

Используемая литература:

1.    Графический редактор GIMP: первые шаги / И. Хахаев

2.    Электронный учебник http://www.gimpinfo.ru/faq/


 

3.    Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа бизнеса и предпринимательства»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа бизнеса и предпринимательства»

Пояснительная записка Одна из задач современной школы – разностороннее развитие детей, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные…

Пояснительная записка Одна из задач современной школы – разностороннее развитие детей, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные…

Цель: Предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации, используя практическое освоение принципов работы растрового графического редактора

Цель: Предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации, используя практическое освоение принципов работы растрового графического редактора

Планируемый результат. Результатом деятельности учащихся являются проекты коллажей, фотомонтажей

Планируемый результат. Результатом деятельности учащихся являются проекты коллажей, фотомонтажей

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Ввод изображения (1 ч) Сканирование изображения

Ввод изображения (1 ч) Сканирование изображения

Коррекция изображения (2 ч)

Коррекция изображения (2 ч)

Раскрашивание черно-белых фотографий

Раскрашивание черно-белых фотографий

Текст (1ч) Работа с текстом в

Текст (1ч) Работа с текстом в

Рабочий вариант учебной программы № п/п

Рабочий вариант учебной программы № п/п

Тема Количество часов

Тема Количество часов

Тема Количество часов

Тема Количество часов

Тема Количество часов

Тема Количество часов

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2021