Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка……………………………………………….3
1.2 Цель и задачи………………………………………………………….6
1.3 Планируемые результаты освоения программы…………………...8
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Условия реализации программы……………………………………27
2.2 Формы предоставления результатов диагностики………………...29
Список литературы………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………...31
1.1Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
· Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
· Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
· Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
· СанПин 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
· Устав муниципального учреждения дополнительного образования Новоспасского Центра детского творчества, утвержденный постановлением администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 445 от 15.06.2020 года;
· Положение о работе детских объединений в учреждении дополнительного образования Новоспасский Центр детского творчества, утверждено приказом №6-од-а от 25.01.2016;
· Положение о приеме и отчислении обучающихся муниципального учреждения дополнительного образования Новоспасский Центр детского творчества утверждено приказом №6-од-а от 25.01.2016
Уровень освоения программы - стартовый.
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.
Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.
Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования. Специфика учреждений дополнительного образования позволяет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественных способностей детей. Программа «Сказка в красках» имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Программа рассчитана на один год обучения. Занимаются дети 5-8 лет.
Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения, составляет 15 человек.
В основе обучения лежат групповые занятия. Обучению отведено 144 учебных часа в году. Каждая группа занимается два раза в неделю по 2 часа.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры; рисование на заданные темы по памяти и по представлению; декоративное рисование; аппликация из бумаги, природного материала; лепка из пластилина и глины; флористика; беседы об изобразительном искусстве; посещение выставок; подготовка к выставкам.
Задания по этим видам занятий тесно связаны и чередуются в логической последовательности в соответствии с содержанием тем.
Основная цель образовательного процесса – развитие творческого потенциала ребенка.
Актуальность программы в том, что она позволяет удовлетворить естественный интерес детей к искусству. В период кризисного развития современного общества проблема воспитания духовности подрастающего поколения является одной из актуальных. Духовная культура ребенка это процесс и результат приобщения личности к духовному опыту человечества, включая совокупность занятий и творческих достижений культуры (когнитивный компонент), общения и отношения человека к себе, другим людям и окружающему миру (коммуникативный компонент) и опыт самореализации личности в творческой деятельности (практический компонент).
Развитие духовной культуры происходит в ходе погружения ребенка в творческую деятельность. Особым потенциалом обладает художественно-эстетическая деятельность. Программа «Сказка в красках» направлена не только на художественное развитие изобразительных способностей ребенка, но и на воспитание духовности, чувства прекрасного, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Все это формирует духовно богатую, гармонически развитую личность. Актуальность программы и в том, что она востребована педагогами, работающими в этом направлении.
Дополнительность программы
На занятиях в системе дополнительного образования дети расширяют и углубляют полученные на уроках ИЗО общеобразовательной школы. Если на уроках в общеобразовательных учреждениях, ставится задача приобщения учащихся к изобразительному искусству, то на занятиях в дополнительном образовании основной задачей является развитие творческого потенциала ребенка через его самовыражение.
Новизна программы
Программа «Сказка в красках» имеет принципиальное отличие от типовых программ по целям, содержанию и технологии организации образовательной деятельности. Программа «Сказка в красках» ориентирована на:
• активизацию познавательной деятельности ребенка в приобщении их к духовному опыту человечества, что развивает осознание жизненных смыслов;
• формирование духовно ориентированного общения и отношений школьника, что создает атмосферу самопознание себя и окружающего мира через свое творчество;
Концепция программы
Концепция программы « Сказка в красках» опирается на ведущие педагогические стратегии XXI века: педагогике любви, эвристике, личностно ориентированном подходе развития школьника.
1.2 Цель программы: развитие художественно-творческих способностей и интереса обучающихся к изобразительному искусству. Формирование и развитие художественной культуры через познание творчества.
Задачи:
Обучающие
• обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков.
Развивающие
• развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка.
Воспитывающие
• воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
Поставленные цель и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, оформительская деятельность.
Программа «Сказка в красках» состоит из двух модулей:
Модуль №1 – срок реализации сентябрь – декабрь.
Модуль№2 – срок реализации январь – май.
Принципы программы
Учет возрастных и индивидуальных особенностей
В связи с возрастными особенностями воспитанников 5-8 лет, а именно: отсутствие устойчивого внимания, быстрая утомляемость - время проведения занятий не должно превышать 30 минут. Обязательны физминутки. В связи с тем, что дети все разные (по типу высшей нервной деятельности, характеру), подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.
Принцип наглядности
Данный принцип один из основных дидактических принципов, требующий опоры на зрительное восприятие изучаемого материала.
Обучение по программе обеспечивается дидактически наглядным материалом: иллюстрации, схемы, детские работы прошлых лет. Этот принцип реализуется также в следующих формах работы с воспитанниками: экскурсии на природу, выставки в музее.
Принцип доступности
Данный принцип требует тщательного отбора изучаемого материала согласно возрастным и индивидуальным возможностям детей. Обучение по программе ведется на доступном для понимания уровне, способствует повышению интереса и желания учиться и получать новые знания.
Принцип единства обучения и воспитания
Процесс обучения основам изобразительного творчества требует внимания, сосредоточенности и погружения в образ, что дает положительные результаты в области накопления знаний, умений, навыков для дальнейшего развития ребенка. Программа учит видеть прекрасное вокруг себя, бережно относиться к природе, ценить красоту.
Принцип систематичности и последовательности
В программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего, поднимает ребенка на более высокий уровень.
Принцип свободы выбора
Свобода выбора реализуется в самостоятельности воспитанника при разработке той или иной темы, цветового решения, композиционного построения, в выборе материала. Педагог обязательно предлагает несколько возможных вариантов на выбор.
Принцип самореализации
Создание творческих условий, способствующих появлению нравственных, духовных и творческих качеств личности, раскрытию его способностей. Педагог дополнительного образования способен вывести ребенка на результат через показ вариантов, в процессе которого демонстрируется привлекательность материалов (краски, уголь, тушь, цветные карандаши),техник, разнообразие приемов. В результате ребенок делает свой индивидуальный выбор, близкий только ему.
Принцип эмоциональной отзывчивости
Данный принцип предполагает подбор содержания материала с условием раскрытия понятия красоты и эмоционального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности.
Методы и формы занятий по программе «Сказка в красках»
Занятия по программе включают теоретические, практические, экскурсионные, контрольные часы.
Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративного материала.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы в различных техниках и с различными материалами.
В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям в музей, на выставки, а также на природу, где воспитанники познают окружающий мир, красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы (деревьев, цветов, трав, животных и насекомых), рисунки камней, красоту неба, особенности времен года и т.д.
Контроль знаний и умений осуществляется в виде выставок творческих работ, тестовых заданий, решение кроссвордов, а также участие в конкурсах разного уровня.
1.3 Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения учащиеся должны знать:
- названия цветов;
- элементарные правила смешения цветов.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш; свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений; узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина) и аппликации.
СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Название модуля
|
теория |
прак-тика |
конт-роль |
всего |
1 |
Модуль 1 |
17 |
44 |
7 |
68 |
2 |
Модуль 2 |
17 |
45 |
10 |
76 |
|
ИТОГО: |
40 |
94 |
10 |
144 |
Модуль 1
Учебный план
Срок реализации: сентябрь- декабрь
№ |
Название раздела |
Количество часов |
|||
теория |
практика |
контроль |
всего |
||
1 |
Введение |
2 |
|
|
2 |
2 |
Учусь быть художником |
2 |
7 |
1 |
10 |
3 |
О чем говорит искусство? |
4 |
10 |
2 |
16 |
4 |
Как говорит искусство? |
3 |
11 |
2 |
16 |
5 |
Изображаем, украшаем, строим |
4 |
10 |
2 |
16 |
6 |
Оформительская деятельность |
2 |
6 |
|
8 |
Итого: |
17 |
44 |
7 |
68 |
Календарно-учебный график
сентябрь- декабрь
№ |
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Дата планируемая |
Дата фактическая |
1 |
Введение |
|
2 |
Теория |
|
|
|
2 |
Учусь быть художником |
|
10 |
|
|
|
|
|
Природа и художник
|
Рисование деревьев и кустов цветными карандашами Рисование осенних листьев акварельными красками Рисование осеннего пейзажа
|
2 2
2
2 2 |
Теория Практика |
Творческое задание Выставка работ |
|
|
3 |
О чем говорит искусство? |
|
16 |
|
|
|
|
|
Рисование на темы: «Цвет и настроение» |
Рисование на тему: «Солнечный замок» (работа теплыми цветами). Рисование на тему: «Хмурый вечер» (работа ахроматическими цветами)
|
2 2
2 2 |
Теория Практика |
Творческое задание Выставка работ
Конкурс |
|
|
|
Иллюстрирован ие русских народных сказок |
Иллюстрирование сказки «Репка». Иллюстрирование Любимой сказки (по выбору) (контроль)
|
2 2
2 2 |
Теория Практика |
Творческое задание Конкурс |
|
|
4 |
Как говорит искусство? |
|
16 |
|
|
|
|
|
Что выражает цвет? |
Цветовой круг. Выполнение упражнений. Работа гуашевыми красками. «Волшебная белая краска». Выполнение упражнений с использованием белой гуаши. «Волшебная черная краска». Выполнение упражнений. «Холодные и теплые цвета» (работа акварельными красками в технике «по сырому»). «Золотые рыбки» (контроль). Экскурсия.
|
2 2
2
2
2 2
2 2 |
Теория Практика |
Творческое задание Выставка работ
|
|
|
5 |
Изображаем, украшаем, строим |
|
16 |
|
|
|
|
|
Лепка |
Лепка (лимон) Лепка (яблоко) Лепка (птица) композиции (контроль) |
2 2 2 |
Теория Практика |
Творческое задание |
|
|
|
Аппликация |
Аппликация на тему» «Осенний листопад». Аппликация на тему: «Зимнее кружево». Аппликация на тему: «Мой любимый цветок» (контроль)
|
2 2
2 2
2 |
Теория Практика |
Творческое задание |
|
|
6 |
Оформительская деятельность |
|
8 |
|
|
|
|
|
Поздравительные открытки |
Изготовление поздравительной открытки Изготовление праздничной стенгазеты.
|
2
2 |
Теория Практика |
Творческое задание |
|
|
|
Паспарту для рисунка, аппликации, фотографии |
Изготовление паспарту для рисунков. Изготовление паспарту для фотографий
|
2
2 |
Теория Практика |
Выставки работ |
|
|
Итого |
|
68 |
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1. Введение (2 час)
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием курса обучения подготовительного уровня;
- вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством.
Содержание: ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
2. Учусь быть художником (10 часов)
Цель: воспитывать интерес к искусству, расширять представления об окружающем мире.
Задачи:
- учить анализировать и передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- учить приемам работы акварельными, гуашевыми красками, карандашом;
Содержание занятий предполагает рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально (в профиль). Передача в рисунках формы, очертаний и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Программой рекомендуются графические и живописные упражнения, которые проводятся на разных этапах занятия и особенно часто в начале его, перед выполнением основного учебного задания. Каждое упражнение по содержанию тесно связано с основным заданием занятия.
• Природа и художник (10 часов)
Теория
Беседа об истории развития рисунка у разных народов. Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка, с показом диафильма, диапозитивов, репродукций. Рекомендуются беседы с учащимися, на которых они знакомятся с произведениями изобразительного искусства. Беседы педагог проводит в начале и в конце занятия в течение 8-10 минут. В одной беседе показываются, как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации).
Беседа о красоте родной природы:
- «Золотые краски осени»
- «Красота лесной природы».
Практика
- рисование осеннего пейзажа;
- рисование деревьев и кустов;
Экскурсии
Экскурсия в березовую рощу.
3. О чем говорит искусство? (16 часов)
Задачи:
- учить умению передавать смысловую связь между предметами;
- учить учащихся передавать свое отношение к сюжету художественно-выразительными средствами;
- развивать творческое воображение учащихся.
Содержание занятий предполагает рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.
· Рисование на темы «Цвет и настроение»(8 часов)
Теория
Беседа о том, как художники при помощи красок и цвета передают настроение в своих произведениях. Беседы на темы «Мой город зимой», «Новогодний праздник», «Любимые игрушки»,
Практика
- рисование на темы: «Новогодняя елка», «Сказочный дворец», « «В цирке», «Веселое солнце» и др.;
Контроль
Рисование на тему: «В цирке»
· Иллюстрирование русских народных сказок (8 часов)
Теория
Беседа о знаменитых иллюстраторах литературных произведений.
Практика
Иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и др.
Контроль
Рисование на тему: «Иллюстрация к любимой сказке».
4. Как говорит искусство? (16 часов)
Задачи:
- развивать цветовое восприятие, творческое воображение, чувство ритма;
- научить детей грамотно пользоваться цветовым кругом, использовать в работе ахроматические и хроматические цвета.
· Что выражает цвет?
Содержание занятий предусматривает работу с гуашевыми и акварельными красками, изучение цветового круга, выполнение упражнений по смешиванию цветов.
Теория
Ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы гуашью. Разъясняется различие приемов работы гуашью и акварелью. Знакомимся с понятиями – цветовой круг, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные цвета.
Практика
Ø «Цветовой круг»
Выполнение упражнения: при помощи смешивания основных цветов (красного, синего, желтого), получаем составные цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). В игровой форме закрепляются навыки работы с цветами цветового круга. Рисование декоративных платков.
Ø «Волшебная белая краска»
Выполнение упражнения: смешивая яркие цвета с белой краской, делаем цветовую растяжку.
Ø «Волшебная черная краска»
Выполнение упражнения: делаем цветовую растяжку, добавляя в яркие цвета черную краску. Изображаем замок с кирпичными стенами. Цвет каждого кирпичика получаем из смешения какого-то цвета с черной краской.
Ø «Холодные и теплые цвета»
Рисуем замок снежной королевы, используя при этом только холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый). Рисуем дворец солнца, работая теплыми цветами (желтый, оранжевый, красный, коричневый)
Экскурсия
Экскурсия в осенний парк.
Контроль
Самостоятельное составление декоративной композиции («Сказочные букеты» в холодных тонах, «Золотые рыбки» в теплых тонах, «Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками» и др.).
5. Изображаем, украшаем, строим (16 часов)
Задачи:
- учить детей различать пропорции и пластику формы;
- учить простейшим приемам и навыкам лепки;
- развивать зрительную память, глазомер, творческое воображение;
- воспитать у детей представление о прекрасном, как о совершенстве, гармоничности, целесообразности, завершенности предметов и явлений действительности.
Содержание занятий предусматривает лепку листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению; знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. Процесс обучения лепке начинается с выполнения простейших упражнений - раскатывания на ладони и между пальцами глиняных (пластилиновых) шариков, цилиндров, колесиков.
· Лепка (6 часов)
Теория
Беседа о красоте природных форм. Знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.
Практика
Лепка простых по форме листьев деревьев (березы, дуба, липы и др.), фруктов (яблока, груши, лимона) и овощей.
· Аппликация(10 часов)
Содержание занятий по аппликации предусматривает наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги; знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликаций.
Занятия по аппликации рекомендуется проводить в игровой форме, когда учащиеся соревнуются на лучшее составление узоров из готовых элементов геометрических и растительных форм.
Теория
Беседы с учащимися о красоте окружающего мира, об украшениях созданных природой и человеком (для чего человек создает украшения; какие бывают украшения; «язык» украшений). Показ слайдов, видеофильма, демонстрация образцов украшений. Обращается внимание учащихся на широкое использование геометрических форм в жизни и в искусстве, особенно в декоративно-прикладном.
Практика
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги; составление аппликации из цветной бумаги и картона. Особое внимание уделяется приемам работы ножницами, клеем. Педагог предварительно показывает сочетание элементов узора на различном фоне и в разных композициях. Подчеркивается роль ритма и симметрии в чередовании треугольников и кругов. составление сюжетной композиции. Внимание детей обращается на красочное, гармоничное сочетание цветовых элементов композиции, гибкость, изящество стебля, листьев, бутона цветка. Педагог показывает приемы контрастного и приглушенного сочетания цветка и фона аппликации. Анализируя форму, очертания, цветовую окраску различных цветов, педагог стремится пробудить фантазию детей, их зрительные представления, художественный вкус. Аппликация на тему: «Осенний листопад», «Сказочные снежинки».
Контроль
Составление сюжетной аппликации на тему: «Мой любимый цветок».
6. Оформительская деятельность (8 часов)
Задачи:
- учить правилам оформления выставочных работ;
- развивать эстетический и художественный вкус учащихся;
- формировать у учащихся практические навыки оформительской деятельности.
Содержание занятий по оформительской деятельности предусматривает обучение учащихся декоративному оформлению различных предметов, оформлению своих рисунков и декоративных работ к выставкам.
• Поздравительные открытки (4часа)
Теория
История возникновения поздравительной открытки.
Практика
Изготовление поздравительной открытки в различных техниках.
· Паспарту для рисунка, аппликации, фотографии (4 часа)
Теория
Правила оформления выставочных работ
Практика
Изготовление паспарту для фотографий, аппликаций и рисунков.
Модуль 2
Учебный план
Срок реализации: январь - май
№ |
Название раздела |
Количество часов |
|||
теория |
практика |
контроль |
всего |
||
1 |
Учусь быть художником |
4 |
6 |
|
10 |
2 |
О чем говорит искусство? |
4 |
12 |
2 |
18 |
3 |
Как говорит искусство? |
6 |
12 |
2 |
20 |
4 |
Изображаем, украшаем, строим |
4 |
12 |
2 |
18 |
5 |
Оформительская деятельность |
2 |
4 |
2 |
8 |
6 |
Итоговые занятия |
|
|
2 |
2 |
Итого: |
17 |
45 |
10 |
76 |
Календарно-учебный график
январь - май
№ |
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Дата планируемая |
Дата фактическая |
1 |
Учусь быть художником |
|
10 |
|
|
|
|
|
Природа и художник
|
Рисование зимнего пейзажа Рисование весеннего пейзажа (контроль) |
2
2 |
Теория Практика |
Творческое задание Выставка работ |
|
|
|
Графические и живописные упражнения |
Графические упражнения (линия) Живописные упражнения (пятно, акварель). Живописные упражнения (мазок, гуашь). Графические упражнения (характер линий) |
2
2
2 |
Теория Практика |
Творческое задание |
|
|
3 |
О чем говорит искусство? |
|
18 |
|
|
|
|
|
Рисование на темы: «Цвет и настроение» |
Экскурсия в зоомагазин (набросок понрав. питомца простыми карандашами). Рисование на тему: «Наши друзья - животные» (работа пастелью) Рисование на свободную тему (контроль) |
2
2 2
2 2 |
Теория Практика |
Творческое задание Выставка работ |
|
|
|
Иллюстрирован ие русских народных сказок |
Иллюстрирование сказки «Морозко» (работа на формате А2) Обсуждение характера сказочных героев. Рисование портрета любимого сказочного героя (по выбору) |
2 2
2 2 |
Теория Практика |
Творческое задание |
|
|
4 |
Как говорит искусство? |
|
20 |
|
|
|
|
|
Ритм и движение пятен |
Белые птицы. Цветной фон. Птицы летят спокойно. Птицы летят тревожно. Птицы с шумом разлетаются.
|
2
2
2
2 |
Теория Практика |
Творческое задание |
|
|
|
Характер линий |
Весенние ручьи (пастель, мелки). Весенние ручьи (тушь). Ветви березы, дуба, сосны (тонированная бумага, тушь) Рисование на тему «Волшебный лес» (контроль) |
2
2
2 2
2 2 |
Теория Практика |
Творческое задание Конкурс |
|
|
5 |
Изображаем, украшаем, строим |
|
18 |
|
|
|
|
|
Лепка |
Лепка (птица) Лепка (собака) Лепка (домик) Лепка (дерево) Составление сюжетной композиции. Коллективная работа (контроль) |
2
2
2 |
Теория Практика |
Творческое задание |
|
|
|
Архитектоника |
Знакомство с пропорциями. Симметрия архитектурных строений. Изготовление из бумаги и картона сказочного города (коллективная работа)
|
2
2
2
|
Теория Практика |
Творческое задание Выставка |
|
|
|
Аппликация |
Аппликация на тему: «Зимнее кружево». Аппликация на тему: «Ночной город» (контроль)
|
2 2 2 |
Теория Практика |
Творческое задание Выставка |
|
|
6 |
Оформительская деятельность |
|
8 |
|
|
|
|
|
Поздравительные открытки |
Изготовление праздничной стенгазеты. Изготовление поздравительной открытки |
2
2 |
Теория Практика |
Творческое задание |
|
|
|
Паспарту для рисунка, аппликации, фотографии |
Изготовление паспарту для рисунков. Изготовление паспарту для аппликации |
2
2 |
Теория Практика |
Выставки работ |
|
|
7 |
Итоговое занятие |
Итоговое занятие |
2 |
|
|
|
|
Итого |
|
76 |
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1. Учусь быть художником (10 часов)
Цель: воспитывать интерес к искусству, расширять представления об окружающем мире.
Задачи:
- учить анализировать и передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- учить изображать симметричную форму предметов, применяя среднюю линию как вспомогательную;
- учить приемам работы акварельными, гуашевыми красками, карандашом;
- учить элементарным правилам композиции при рисовании с натуры;
- формировать у учащихся навыки рисования по памяти и по представлению.
Содержание занятий предполагает рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально (в профиль). Передача в рисунках формы, очертаний и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Программой рекомендуются графические и живописные упражнения, которые проводятся на разных этапах занятия и особенно часто в начале его, перед выполнением основного учебного задания. Каждое упражнение по содержанию тесно связано с основным заданием занятия.
• Природа и художник (4 часа)
Теория
Беседа об истории развития рисунка у разных народов. Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка, с показом диафильма, диапозитивов, репродукций. Рекомендуются беседы с учащимися, на которых они знакомятся с произведениями изобразительного искусства. Беседы педагог проводит в начале и в конце занятия в течение 8-10 минут. В одной беседе показываются, как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации).
Беседа о красоте родной природы:
- «Зима - красавица».
Практика
- рисование зимнего пейзажа
- рисование эскизов для весеннего пейзажа
Экскурсии
Экскурсия в краеведческий музей
• Графические и живописные упражнения (6 часов)
Теория
Понятие о симметрии, средства изображения предметов с помощью линий, мазков, пятен.
Практика
- провести на листе бумаги (расположенном горизонтально) ряд горизонтальных линий на одинаковом расстоянии друг от друга;
- провести на листе бумаги (расположенном вертикально) ряд вертикальных линий на одинаковом расстоянии друг от друга;
- ровно залить одним тоном (любого цвета) поверхность прямоугольника, нарисованного во весь лист бумаги, не выходя за его пределы (упражнение выполняется акварельными красками).
- изобразить море при помощи мазков и пятен разного цвета.
2. О чем говорит искусство? (18 часов)
Задачи:
- учить умению передавать смысловую связь между предметами;
- учить учащихся передавать свое отношение к сюжету художественно-выразительными средствами;
- развивать творческое воображение учащихся.
Содержание занятий предполагает рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.
· Рисование на темы «Цвет и настроение»(10 часов)
Теория
Беседа о том, как художники при помощи красок и цвета передают настроение в своих произведениях. Беседы на темы «Стихия в природе», «Сопереживание», «Любимые игрушки».
Практика
- рисование на темы: «Праздничный салют», «Сказочный дворец», «Как я помогаю маме», «Пейзаж с радугой», «Наши друзья – животные» и др.;
Контроль
Рисование на свободную тему.
· Иллюстрирование русских народных сказок (8 часов)
Теория
Беседа о знаменитых иллюстраторах литературных произведений. Обсуждение характера положительных и отрицательных героев.
Практика
Иллюстрирование русских народных сказок «Снегурочка», « Морозко», «Гуси-лебеди» и др.
Контроль
Рисование на тему «Портрет любимого сказочного героя».
3. Как говорит искусство? (20 часов)
Задачи:
- развивать цветовое восприятие, творческое воображение, чувство ритма;
- научить детей грамотно пользоваться цветовым кругом, использовать в работе ахроматические и хроматические цвета.
· Ритм и движение пятен (8 часов)
Содержание занятий предусматривает выполнение упражнений на чувство движения и ритма, с использованием белой и цветной бумаги.
Теория
Беседы с учащимися о ритме форм и пятен, встречающихся в природе.
Практика
Вырезаем из белой бумаги птичек, на цветном фоне составляем из них композиции:
1) птицы летят спокойно; 2) птицы летят тревожно; 3) птицы с шумом разлетаются.
· Характер линий (12 часов)
Содержание занятий предусматривает работу пастелью, мелками, тушью и гуашевыми красками.
Теория
Беседы с учащимися о ритме и характере линий, встречающихся в природе.
Практика
- рисуем весенние ручьи (материал: бумага, пастель или мелки);
- изображаем весенние ветки, разные по характеру, - березы, дуба, сосны (материал: бумага, тушь).
Контроль
Рисование на тему «Волшебный лес». Работа тушью, углем, сангиной (по выбору).
4. Изображаем, украшаем, строим (18 часов)
Задачи:
- учить детей различать пропорции и пластику формы;
- учить простейшим приемам и навыкам лепки;
- развивать зрительную память, глазомер, творческое воображение;
- воспитать у детей представление о прекрасном, как о совершенстве, гармоничности, целесообразности, завершенности предметов и явлений действительности.
Содержание занятий первого года обучения предусматривает лепку листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению; знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. Процесс обучения лепке начинается с выполнения простейших упражнений - раскатывания на ладони и между пальцами глиняных (пластилиновых) шариков, цилиндров, колесиков.
· Лепка (6 часов)
Теория
Беседы с учащимися о деревянной скульптуре богородских мастеров на сказочные мотивы.
Практика
Лепка птиц и животных (курицы, вороны, собаки и др.) из глины и пластилина.
Контроль
Выполнение композиции на тему «Домик в деревне».
· Архитектоника (6 часов)
Теория
Знакомство с пропорциями и симметрии архитектурных строений
Практика
Изготовление из бумаги сказочного города (коллективная работа).
· Аппликация(6часов)
Содержание занятий по аппликации предусматривает наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги; знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликаций.
Занятия по аппликации рекомендуется проводить в игровой форме, когда учащиеся соревнуются на лучшее составление узоров из готовых элементов геометрических и растительных форм.
Теория
Беседы с учащимися о красоте окружающего мира, об украшениях созданных природой и человеком (для чего человек создает украшения; какие бывают украшения; «язык» украшений). Показ слайдов, видеофильма, демонстрация образцов украшений. Обращается внимание учащихся на широкое использование геометрических форм в жизни и в искусстве, особенно в декоративно-прикладном.
Практика
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги; составление аппликации из цветной бумаги и картона. Особое внимание уделяется приемам работы ножницами, клеем. Педагог предварительно показывает сочетание элементов узора на различном фоне и в разных композициях. Подчеркивается роль ритма и симметрии в чередовании треугольников и кругов. составление сюжетной композиции. Внимание детей обращается на красочное, гармоничное сочетание цветовых элементов композиции, гибкость, изящество стебля, листьев, бутона цветка. Педагог показывает приемы контрастного и приглушенного сочетания цветка и фона аппликации. Анализируя форму, очертания, цветовую окраску различных цветов, педагог стремится пробудить фантазию детей, их зрительные представления, художественный вкус. Аппликация на тему: «Любимый питомец», «Весенний дождик».
Контроль
Составление сюжетной аппликации на тему: «Ночной город».
5. Оформительская деятельность (8 часов)
Задачи:
- учить правилам оформления выставочных работ;
- развивать эстетический и художественный вкус учащихся;
- формировать у учащихся практические навыки оформительской деятельности.
Содержание занятий по оформительской деятельности предусматривает обучение учащихся декоративному оформлению различных предметов, оформлению своих рисунков и декоративных работ к выставкам.
• Поздравительные открытки (4 часа)
Теория
История возникновения поздравительной открытки.
Практика
Изготовление поздравительной открытки в различных техниках.
· Паспарту для рисунка, аппликации, фотографии (4 часа)
Теория
Правила оформления выставочных работ
Практика
Изготовление паспарту для фотографий, аппликаций и рисунков.
6. Итоговые занятия (2 часа)
Задачи:
- закрепить знания и умения, учащихся по курсу обучения;
- выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.
Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.
При оценке практической работы учащихся по теме, за полугодие и год, а также при оценке отдельных рисунков, педагогу необходимо руководствоваться критериями, определяющими степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Общие требования к обстановке в аудитории
Оформление кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями. Чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет, содержащий мольберты и стулья на 1-15 человек.
Стол педагога – 1.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования.
Методическое обеспечение программы
· методические разработки и планы,
· конспекты занятий,
· методические указания и рекомендации к практическим занятиям,
· развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические игры;
· дидактические материалы.
В основу всех форм занятий заложены общие характеристики: - каждое занятие имеет задачу, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
Учебно-методическое обеспечение:
Для проведения занятий по определенным темам даются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для практических занятий обучающимся требуются:
- бумага формат А2, А3, А4
- гуашевые, акриловые и акварельные краски
- наборы простых и цветных карандашей
- палитры
-цветной картон и бумага
-клей
- емкости для воды
- набор необходимых кистей и тд.
2.2 Формы представления результатов диагностики
Диагностическая карта (приложение 1)
Когнитивный блок диагностической карты позволяет отследить динамику уровня знаний,
умений и навыков на стартовом, текущем и итоговом этапах обучения в творческой мастерской.
Знания, умения и навыки отслеживаются по следующим методикам:
- тестовые знания, определяющие уровень знаний по технике безопасности, правилам поведения при пожаре, правилам поведения при теракте, правилам безопасного использования инструментов и правилам безопасного поведении на занятиях.
- тестовые знания, фронтальный опрос, задания по карточкам, интеллектуальные игры, определяющие уровень знаний по основам цветоведения: «основные и составные цвета», «хроматические и ахроматические», «теплые и холодные цвета», «цветовой круг»; игровые упражнения «изобрази животное пантомимой»; практические задания «набери карандаши одного
Список литературы
Для педагога
1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989
2. Алехин Д. «Изобразительное искусство», Изд. «Просвещение», 1984 г., Москва
3. БарчомЕнё «Анатомия для художников», Изд. «Эксмо», 2002г., Москва.
4. Беда Г. «Основы изобразительной грамоты», Изд. «Просвещзение», 1989 г., Москва
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. –М., 1967
6. Гагарин Б. Г. Основы бумагопластики. – С,1990
7. Грек В. А.Рисую штрихом. – Екатеринбург, 1992
8. Касминская В. Б. , Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 1987
9. Журавлев О. «Архитектура советской России», «Строиздат», 1987 г., Москва.
10. Кочарова Н. «Рисунок и живопись», Изд. «Астрель», 2003 г., Москва.
11. Ли Н. «Основы академического рисунка», Изд. «Эксмо», 2004 г., Москва.
12. Никитин Е. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Изд. «Просвещение», 1990 г., Москва.
13. Николаидис К. «Естественный путь к рисованию», Изд. «Попурри», 2003 г., Минск.
14. Ккоротеева Е. И. Искусство и ты. – М., 2002
15. Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь. – М. 2004
16. Рубина И. «Искусство в школе», Изд. «Просвещение», 1964 г., Москва.
17. Смит С. «Рисунок. Полный курс», Изд. «Астрель», 2003 г., Москва.
18. Терентьев А. «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства», Изд. «Просвещение», 1988 г.
19. Хворостов О. «Декоративно-прикладное искусство в школе», Изд. «Просвещение», 1988 г., Москва.
20. Эдвардс Б. «Откройте в себе художника», Изд. «Попурри», 2003 г., Минск.
Интернет-ресурсы
1. Уроки и туториалыhttps://vk.com/lessons_and_tutorials
2. Просто рисуй https://www.youtube.com/channel/UCHARwC81uxOT1xuq7rS0W2A
3. Граффити. Мастер-классы https://www.youtube.com/channel/UCv9PT6BYPZFs0byL2u_Cafg/videos
4. Энциклопедия искусства http://www.artprojekt.ru/
Для обучающихся
1. Блейк В. «Как начать рисовать», Изд. «Попурри», 2002 г., Минск.
2. Дауден Д. «Рисуем воду акварелью», Изд. «Кристина», 2004 г., Москва.
3. Кандинский В. «Точка и линия на плоскости», Изд. «Азбука – классика», 2004 г., Санкт-Петербург.
4. Крошо Э. «Как рисовать. Акварель», Изд. «Астрель», 2002 г., Москва.
5. Ли Н. «Основы академического рисунка», Изд. «Эксмо», 2004 г., Москва.
6. Льюис Д. «Карандаш. Техника Исполнения», Изд. «Попурри», 2004 г., Минск.
7. Максимов А. «Как рисовать пастелью», Изд. «Астрель», 2004 г., Москва.
8. Пауэлл У. «Рисуем пейзаж», Изд. «Астрель», 2004 г., Москва.
9. Смит А. «Энциклопедия рисования», Изд. «Росмен», 2002 г., Москва.
10. Смит С. «Рисунок. Полный курс», Изд. «Астрель», 2003 г., Москва.
11. Школа рисования «Портрет», Изд. «Попурри», 2003 г., Минск.
12. Хамм Д. «Как рисовать голову и фигуру человека», Изд. «Попурри», 2003 г., Минск.
Хансен Д. «Цветы в акварели», Изд. «Астрель», 2004 г., Москва
Приложение №2
Тест по технике безопасности и материально-техническим средствам изодеятельности
1.Если загорелась проводка, что нужно сделать в первую очередь, чтобы остановить пламя?
а) залить водой;
б) махать тряпкой;
в) выдернуть шнур из сети.
2.При очаге возгорания позвонить:
а) 01; в)02; в)03.
3.При пожаре в помещении нужно(выбери нужные):
а) бежать, всех расталкивая;
б) слушать команду взрослого,
в) организованно без спешки выходить в безопасное место.
4. Как правильно организовать свое рабочее место перед началом занятия?
а) разложить все, что принесли;
б) разложить только необходимые для данного занятия вещи.
5. Как правильно подать ножницы соседу?
а ) кольцами вперед;
б) острием вперед;
в) положить на стол;
г) бросить.
6. Где хранить булавки, иглы?
а) на тряпочке;
б) на кофточке;
в) в игольнице;
г) в кармане.
7. При сильном порезе, что нужно сделать в первую очередь?
а) плакать и кричать;
б) перевязать всю рану;
в) перевязать сверху раны для остановки кровотечения;
г) поднять раненую конечность вверх;
д) позвонить по телефону 03;
е) позвать взрослых на помощь.
8.Если толкать друг друга, что может произойти?
а) получишь сдачи;
б) разобьешь стекло;
в) стукнешься об угол стола, парты, стула;
г) весело поиграешь.
Приложение №3
Жанры искусства
(вопрос-ответ)
1. К какому жанру относится картина с изображением природы? (Пейзаж)
2. К какому жанру относятся картины, изображающие вещи, предметы, фрукты, вазы с цветами? (Натюрморт)
3. Как называется жанр живописи, изображающий труд людей, семью, праздник, школьную жизнь? (Бытовой)
4. Какой жанр знакомит нас с персонажами старинных сказок и былин? (Сказочно-былинный)
5. К какому жанру относится рисование человека? (Портрет)
6. К какому жанру относится изображение животных? (Анималистический)
7. Картины, рассказывающие про жизнь человека в разные века и времена? (Исторический)
8. Картины, изображающие военные события и сражения? (Батальный)
9. Художники, изображающие в картинах морские пейзажи, называются. (Маринисты)
10. К какому жанру относятся изображения заводов и фабрик. (Индустриальный)
11.Если на картине изображен сюжет из Библии. (Библейский)
Приложение№4
Тест «25 картинок»
(автор Истомина)
Цель: определение зрительной памяти у воспитанников.
Задание: ребенку показывают поочередно 25 картинок с изображением каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время экспозиции каждой картинки – 3 секунды. Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.
Высокий уровень – 17 – 18 картинок.
Средний уровень -16 картинок.
Низкий уровень – 10 картинок.
Исследование, проводимое по данной методике, показало, что на начало учебного года результаты тестирования соответствовали среднему уровню, а в конце – высокому.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия изодеятельностью способствуют повышению уровня зрительной памяти у воспитанников.
Приложение №1
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Возраст |
Знания, умения, навыки, предусмотренные программой |
|
|||||||||||||||||
Знания тех. безопасности |
Основы цветоведения |
Жанры ИЗО |
Знания прав. композиции
|
Последова- тельность вы- полнения |
Технические средства |
|
|||||||||||||||
С |
Т |
И |
С |
Т |
И |
С |
Т |
И |
С |
Т |
И |
С |
Т |
И |
С |
Т |
И |
итог |
|||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
9 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта
Условные обозначения:
С, Т, И - виды диагностики по срокам (стартовая - октябрь, текущая - декабрь, итоговая - март).
Отличное усвоение -
хорошее -
удовлетворительное -
слабое(недостаточное) -
полное отсутствие -
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.