План – конспект урока по изобразительному искусству № 4
Число: ___________
Оценка: ___________
Подпись: ___________
Предмет: ИЗО
Класс: 3
УМК: Универсальный (УМК "Школа России")
Тема: Подводное царство. Техника граттаж.
Вид занятия: освоение художественной техники, графические упражнения, рисунок по заданной теме – тематическое рисование.
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить обучающихся с техникой граттаж, нарисовать подводный мир в изученной технике, развивать творческое воображение и эстетический вкус.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания обучающихся в области графики, изучить технологию выполнения
рисунка в технике граттаж;.
Развивающие:
- Развивать у обучающихся творческое мышление и фантазию, умение грамотно
пользоваться средствами художественной выразительности, способствовать развитию
навыков работы в технике граттаж.
- Развивать рефлексивные умения через
проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития
учащегося через представление собственных достижений на уроке;
- Зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев, графические навыки.
Воспитывающие:
- Содействовать воспитанию личности, приобщить к духовно-нравственным ценностям.
- Прививать у детей интерес к разнообразным техникам, любовь к природе.
Оборудование для учителя:
1. Подготовленные (загрунтованные) листы бумаги;
2. Презентация;
3. Компьютер, проектор;
4. Классная доска;
5. Деревянные палочки-зубочистки;
6. Газеты.
Оборудование для учащихся:
1. Подготовленные (загрунтованные) листы бумаги;
2. Обычные листы бумаги (черновики);
3. Деревянные палочки-зубочистки;
4. Газеты;
5. Салфетки;
6. Фартуки.
Ход урока
Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята, прошу приготовиться к уроку и занять свои места за партами. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной техникой, граттажем. Кто-нибудь уже знает, что это такое?
Изучение нового материала
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Основной принцип техники состоит не в нанесении красящих пигментов, а в их удалении с бумаги. Фон может быть любого цвета, главное, чтобы он был достаточно темным и белые линии на нем четко читались. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения.
Техника (расскажите, кто делал сам):
1.Берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков.
2.Затем широкой кистью наносим на поверхность слой туши или гуаши черного цвета.
3.Когда она высохнет, острым предметом (зубочисткой, пластиковой вилкой, спицей и др.) процарапываем изображение.
4.Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.
Чтобы облегчить удаление туши с поверхности бумаги или картона, его перед заливкой тушью покрывают слоем воска (парафина). Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности ее смешивают с мылом (мыльным раствором). Иногда бумагу предварительно тонируют красками.
Создание проблемной ситуации.
- Сегодня, как вы уже догадались, мы будем рисовать в этой технике подводный мир, но вначале послушайте сказку. Учитель рассказывает экологическую сказку и просит ответить на вопросы.
Экологическая сказка.
В теплом море жил морской конек. Он любил путешествовать. По пути он встретил морскую черепаху, осьминога, дельфина. Морские обитатели рассказали коньку о своих бедах.
Теплоход по морю плыл,
Вдаль туристов увозил.
На борту они гуляли
И отходы вниз кидали.
Баржа мимо проплывала,
Нефть по корпусу стекала.
Но люди там не понимали,
Что природу засоряли.
Много жителей морских
Так погибло из-за них.
- Опечалился морской конек, грустно стало ему, так как помочь своим друзья он не мог.
- Ребята, кто виноват в бедах морских жителей?
- Какие советы вы можете дать людям? (не засорять окружающую среду, любить и охранять природу)
Формулирование проблемы.
- Как мы можем помочь морскому коньку?
Выдвижение гипотез. Актуализация знаний.
- Может быть, у вас есть какие-то предположения?
Предполагают. (Оживить подводный мир, нарисовать его.) Перед тем, как приступим, давайте погрузимся в подводный мир и проведём физминутку.
Выражение решения проблемы.
Физминутка
К океану мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Тренировочное упражнение.
- Перед тем, как начать, нам нужно потренироваться, ведь итоговое изображение нельзя стирать ластиком. Приступим к тренировочному упражнению. Положите перед собой лист (черновик). Нарисуйте овал-это туловище рыбы. С правой стороны рисуем треугольник, это будет хвост. Плавными кривыми линиями соединяем хвост с туловищем. Сверху и снизу так же рисуем треугольники, меньшего размера, это будут плавники. Дорисовываем глаз и показываем кривой линией жабры. Дорисовываем губки рыбки. Покрываем тело рыбки чешуей - полуовалы. Изменим туловище или плавники - и получится другая рыба.
Применение знаний (продуктивные задания).
- Перед вами загрунтованные листы, карандашные эскизы и палочки для процарапывания. Аккуратно нажимая, процарапывайте палочкой по эскизу верхний слой грунта. Старайтесь не повредить при этом нижний слой и бумагу. Будьте аккуратны, не забывайте о технике безопасности. Приступайте к работе. (Комментарии по ходу выполнения работы, ответы на возникающие вопросы. Через 15 минут практической работы - физпауза.) Ребята, давайте немного отдохнем и проведём физминутку.
Физминутка
Как приятно в речке плавать (Плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд)
Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей.
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
И на травке отдыхаем. (Дети садятся за парты)
Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам вывесить работы на доску и оценить свою деятельность. Оценки «5» получили учащиеся, которые справились с композиционным решением и нашли оригинальные формы для выражения художественного образа. Оценки «4» получили учащиеся, которые не в полной мере отразили эмоциональное состояние сюжета.
Домашнее задание. Выполнить работу в технике граттаж на любую тему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.