Обращение. Открытый урок. 5 класс

  • docx
  • 08.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Петрова А Обращение.docx

Петрова А.А

 

Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: Обращение
Цели урока:
личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с
обращениями;
регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические).
ХОД УРОКА
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель этапа:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие. Пожелание хорошей, интересной работы на уроке для получения новых знаний.
1) Словарная работа.
Здра..ствуйте, пожалу..ста, (до)св..дания, сп..сибо, бл..г..д..рю, изв..ните, пр..стите.
(Работа с орф., запись в тетр.)
- Что можно сказать об этих словах? (Слова вежливости)
- В каких речевых ситуациях их можно встретить?
(Проверка д.з. Чтение предложений)
- Спасибо. А теперь посмотрите, пожалуйста, на мои предложения. Что особенного вы сможете заметить в них?
1) Спасибо, ребята.
2) Ребята, благодарю вас за старание при выполнении домашнего задания.

3) Ребята слышат слова благодарности.
4) Пожалуйста, ребята, будьте внимательны на уроке.
- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему "Обращение".
- А теперь подумаем, какие задачи поставим перед собой для работы на уроке.
2.Актуализация знаний.
Цель этапа:
повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Давайте составим кластер, который поможет нам в работе по теме.
- Вспомним, что мы знаем об обращении с начальных классов. (Ответы уч-ся)
- Проверим себя, для этого обратимся к учебнику.(Параграф 42, стр. 98-101)//////
Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в справочниках обучающихся:
- Что же такое обращение?
3. Формирование новых знаний.
Задание классу:
1. Внимательно посмотрите инсценирование отрывка из русской народной сказки "Лисичка со скалочкой" и постарайтесь услышать
обращения (упр.213). Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?
2. Найдите предложения с обращениями и прочитайте их с правильной интонацией. (1, 2, 3, 4, 6)
1) Здравствуй гостья-зима!(И.Никитин). 2) Что ты клонишь над водами ива макушку свою?(Ф.Тютчев). 3) Сыпь ты черёмуха снегом. 4)
Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу! (С.Есенин). 5) Серёжа мечтает стать космонавтом. 6) Сергей пригласи малышей за стол.7) Ты
сходишь в магазин?

Обращение

 

Слово (или сочетание слов),
которое произносится со
звательной интонацией

Называет того, к кому
обращаются с речью

Выделяется запятыми (или
восклицательным знаком в
начале предложения)


- Докажите, что в других предложениях нет обращения. (5 - подлежащее, 7 - мест ТЫ не называет того, к кому обращ с речью )
(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки обращения - кластер)
Цель этапа: алгоритм правильного действия.
Проблемное задание.
- К нам на урок снова пришёл Незнайка. Как вы объясните, что ему делать, чтобы найти в тексте или предложении обращения?
Составим алгоритм:
(Записывают в справочники)
Обучающиеся дают алгоритм действия:
1. Помню: обращение - это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью, и произносится со звательной
интонацией.
2. Обращение выражено существительным в И.п., но не выполняет роли подлежащего.
3. Обращение обозначается знаками выделения.
Физкультминутка.
4. Первичное закрепление изученного.
Цель этапа:
выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
1. Укажите предложения с обращениями. Составьте схемы.
1) Здравствуй,
зеркальце, скажи, да всю правду доложи. 2) Что, Соколко, что с тобою? (А.Пушкин.) 3) Алёша, который накануне этому
радовался, теперь закрыл глаза...(А.Погорельский.) 4) Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя. (М.Лермонтов.) 5) Герасим
неподвижно стоял на пороге. 6) Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне... 7) Кажется, ему Татьяна нравится? (И.Тургенев.)
(1,2,6)
2. Упр. 217 (подл и обр)
3. Cинтаксический конструктор. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1) Ребята готовили домашнее задание. 2) Старшие помогают младшим овладеть знаниями. 3) Дети любят родные места.
Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.
Проверяются работы обучающихся.
5. Этап самостоятельной работы.

Цель этапа: закрепление алгоритма действий
- Мы «добыли» необходимые знания и теперь сможем справиться с самостоятельной работой.
Задания трёх уровней.
1 уровень «красные»
Укажите предложения с обращениями
1) Здравствуй,
зеркальце, скажи, да всю правду доложи. 2) Что, Соколко, что с тобою? (А.Пушкин.) 3) Алёша, который накануне этому
радовался, теперь закрыл глаза...(А.Погорельский.) 4) Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя. (М.Лермонтов.) 5) Герасим
неподвижно стоял на пороге. 6) Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне... 7) Кажется, ему Татьяна нравится? (И.Тургенев.)
(1,2,6)
2 уровень «жёлтые».
Расставьте знаки препинания (повторить правила оформления диалога)
1) Солнце солнце ты откуда?
Я из зорьки золотой!
Дождик дождик ты откуда?
Я из тучи грозовой!
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней стороны!
Мы три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны! (О.Высоцкая)
2)Что сынок не спится? 3)Молодец Данила не подвёл! 4)Андрей не выдал друга.
3 уровень «зелёные»

1.Тест № 9. «Русский язык 5 кл. Тесты часть 1» М.П.Книгина – Саратов: Лицей, 2013.
Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: 3 уровень проверяет работу 2, 2 – работу 1, учитель – работу 3.
6. Этап включения нового УУД в систему
1. Графический диктант.
- Бабочка-красавица кушайте варенье!
- Дорогие гости помогите!
- Приходите тараканы я вас чаем угощу.
- Отчего же плачешь глупый ты медведь?
( Обратить внимание на роль интонации обращения).
2. Синтаксический разбор предложения с обращением (4)
( Обратить внимание, обращение может быть выражено сочетанием слов, а не одним словом).
3. Речевая ситуация:
Упр. 218
Ученики объясняют разницу в ситуациях.
Подбирают свои примеры. (если не получается сходу, предложить подумать дома.)
7. Домашнее задание.
- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.
Домашнее задание трёх уровней.
1 уровень:
Упр. 215 (зн преп, схемы)
2 уровень:
Упр. 219 или 220 (конструирование предл с обр в различных речевых ситуациях)
3 уровень:
С помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства - испуг, упрёк, радость, злость, недовольство и т.д. Часто по обращению
становятся понятными отношения между говорящими. Приведите примеры таких обращений из литературных произведений (из басен
Крылова, из сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", из русской народной сказки "Морозко" и др.)
8.Этап рефлексии
Цель этапа:
осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

- По какой теме работали?
- Какие задачи ставили?
- Решили ли поставленные задачи?
- Какие трудности испытали?
- Что интересного узнали?
- Довольны ли вы своей работой?
Благодарю за работу!