Обратимые и необратимые процессы. Энтропия. План урока

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обратимые и необратимые процессы. Энтропия. План урока.docx

Раздел долгосрочного плана:

10.2.С Основы термодинамики

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Обратимые и необратимые процессы. Энтропия. Второй закон термодинамики

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

10.3.3.3 - описывать цикл Карно для идеального теплового двигателя

Цели урока

- Определение понятия обратимости и необратимости процессов.

- Определение понятия энтропии.

- Формулировка второго закона термодинамики.

Критерии оценивания

Учащийся:

- описывает  обратимые и необратимые процессы;

- приводит примеры обратимых и необратимых процессов;

- объясняет физический смысл энтропии;

- формулирует второй закон термодинамики.

Языковые цели

 

Учащиеся могут:

Объяснять понятия обратимого и необратимого процесса, приводить примеры процессов, объяснять физический смысл энтропии, формулировать второй закон термодинамики.

Лексика и терминология, специфичная для предмета: обратимый процесс, необратимый процесс, энтропия, второй закон термодинамики.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Примером обратимого процесса может быть… Необратимый процесс – это…Одна из формулировок второго закона термодинамики гласит:… Это значит…

Привитие ценностей

Сотрудничество:

- Взаимодействие учащихся друг с другом  и с учителем осуществляется на протяжении всех этапов урока.

-  Учитель и ученики совместно достигают цели урока и обсуждают результаты взаимодействия.

Открытость

- Учитель представляет одинаковый доступ к получению информации.

- Учитель конструктивно отвечает на вопросы,  сформулированные  учащимися.

Межпредметные связи

 

Навыки использования ИКТ

Использование онлайн ресурсов

Предварительные знания

 

Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики (10 класс)

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

0-10 мин

 

Приветствие.

Работа в парах. Ученикам предлагается разделить предложения на две группы:

- Незатухающие колебания, которые совершает в вакууме тело, подвешенное на абсолютно упругой пружине.

- Адиабатическое расширение или сжатие идеального газа в полной теплоизолированной системе.

- Процесс возникновения тепла при трении.

- Передача энергии от более нагретого тела менее нагретому.

- Расширение газа в пустоту.

- Расширение газа в сосуде без трения.

- Рассеяние энергии в окружающую среду в виде теплового движения.

 

В случае затруднения в качестве поддержки учитель предлагает определения обратимых и необратимых процессов.

 

Самооценивание. Ученики сверяют ответы с образцом на слайде.

 

Объявление темы урока, цели обучения.

Совместное определение целей урока. Обсуждение критериев оценивания.

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Середина урока

11-25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26-30 мин

 

 

 

 

 

 

 

31-38 мин

 

Работа в группах.

1. Ученики изучают страницы 2-4 предложенного ресурса и отвечают на вопросы:

- Что такое обратимые процессы?

- Что такое необратимые процессы?

- Определение энтропии.

 

В процессе изучения выполняют упражнения на указанных страницах.

 

 

2. Используя интернет ресурсы, ученики записывают две любые формулировки второго закона термодинамики (Клаузиуса, Томсона, Больцмана) и объясняют их.

 

Дескрипторы:

- записывает определение обратимого процесса;

- приводит пример обратимого процесса;

-  записывает определение необратимого процесса;

- приводит пример необратимого процесса;

- записывает определение и формулу энтропии;

- объясняет физический смысл энтропии;

- записывает две формулировки второго закона термодинамики;

- интерпретирует формулировки закона.

 

Работа в парах. Ученики разных групп объединяются в пары и обмениваются информацией. Задают по два вопроса друг другу для проверки понимания темы.

 

Взаимооценивание. Ученики оценивают ответы друг друга согласно дескрипторам.

 

Самостоятельная работа. Ученики  выполняют задания онлайн теста с целью проверки уровня усвоения материала по теме «Второй закон термодинамики».

Ученики должны ответить на 7 вопросов теста.

 

Самооценивание.  Учащиеся онлайн проверяют ответы, анализируют их, исправляют ошибки.

 

Приложение 2

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/molekulyarnaya-fizika/termodinamika/lesson/vtoroi-zakon-termodinamiki

 

Интернет ресурсы

 

Слайд 5, 6, 7

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://videouroki.net/tests/4210859/

 

 

Конец урока

39-40 мин

 

Рефлексия «Лестница знаний».

Первая ступень: испытываю затруднения;

Вторая ступень: усвоил новые знания, но затрудняюсь применять их;

Третья ступень: усвоил новые знания и научился применять их на практике

 

Домашнее задание:

- повторить теоретический материал § 5.6, 5.10 (стр166);

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Все учащиеся будут изучать и объяснять новый материал. 

Большинство учащихся смогут правильно ответить на вопросы теста. 

Поддержка учителя осуществляется на протяжении всего урока.

Взаимооценивание на этапе изучения нового материала;

Самооценивание на этапе закрепления (онлайн тест)

Соблюдение техники безопасности на уроках физики.

 

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:   

2:  

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:   

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 


 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru