портрет
Портрет - отдельное художественное произведение, изображающее конкретного человека или группу людей. В портрете художник:
- передает индивидуальное сходство;
- раскрывает внутренний мир и характер изображаемого человека;
- выявляет в облике модели типические черты эпохи и социальной среды.
автопортрет
Автопортрет выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов.
Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.
З. Серебрякова
автопортрет
Рафаэль
автопортрет
парсуна
От лат.Persona - лицо
Парсуна - в восточнославянской культуре - произведение портретной живописи 16-17 веков, сочетающее приемы иконописи с реалистически образной трактовкой. Обычно парсуна выполнялась в технике яичной темперы.
Парадный портрет
Портрет, посвященный общественному деятелю. В нем художник старался показать заслуги изображаемого человека, его роль и место в обществе. Для этого используются различные атрибуты: ордена, драгоценности, богатство одежды и интерьера, величие позы и жестов. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.
ИНТИМНЫЙ (КАМЕРНЫЙ)
Интимный портрет - камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или оплечное изображение изображаемого человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.
Костюмированный портрет
Костюмированный портрет , в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова "в виде" или "в образе".
« Екатерина II в виде Минервы»
Истории возникновения портрета
Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Необходимость "дублирования" модели (портрет как двойник её в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека.
В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.
Портреты отличались идеализацией образа, т. е. изображались в расцвете лет, в атлетической форме, их лица были прекрасны и величественны.
Портрет Гомера
Лисипп
Александр Македонский
Развитие древнеримского портрета связало с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримского портрета - чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начал.
Октавиан Август
Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность.
С полотен художников Возрождения на нас смотрят лица: восхитительно красивые и не очень привлекательные, немного загадочные.
( Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан)
Леонардо да Винчи
Джоконда
Рафаэль Санти
Мадонна Конестабиле
В XVII веке европейские живописцы создали галерею замечательных образов простых людей. Открыли в них величайшие богатство доброты и целостности.
(Рембрандт, Ван Дейк, Веласкес)
Веласкес
Инфанта Маргарита
Рембрандт
Автопортрет с Саскией
В России усиленный интерес к портрету проявляется в XVII в. в связи с экономическим, политическим и культурным ростом страны. Широкое распространение получает парсуна.
В XVIII в. происходит интенсивное развитие светского русского портрета (полотна И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. П. Антропова, И. П. Аргунова, И. Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями современного мирового портрета (живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульптурные работы Ф. И. Шубина, гравюры Е. П. Чемесова).
В XX веке портрет сочетает реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные деформации моделей.
(П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М Врубель, П, Корин в России)
Альтман
Портрет а. Ахматовой
М. А. Врубель
Демон сидящий
Пикассо
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.