Образ Чичикова.Урок литературы в 9 классе.
Оценка 4.8

Образ Чичикова.Урок литературы в 9 классе.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
30.12.2021
Образ Чичикова.Урок литературы в 9 классе.
Образ Чичикова.9 класс
Образ Чичикова.Урок в 9 кл..doc

 

9 класс.

Образ Чичикова. Анализ XI главы.

Задачи: проследить по тексту этапы формирования характера Павла Чичикова; установить, какими он видит людей и события; продолжить работу над художественными особенностями поэмы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Тип и методы урока.  Сообщение новых знаний путем аналитического разбора художественного произведения.

Слово учителя, беседа с элементами дискуссии, выборочное комментированное чтение, устное рисование, словарная работа.

Оборудование:   средство раскрытия образа:

I.Деталь.

портрет

одежда

     II. Манеры, речь.

     III. Биография.

происхождение

начало жизни

наставления отца

учеба в училище

служба

«Говорящая фамилия».

   Кроссворд, иллюстрации к поэме «Мертвые души» Боклевского,  лексическое значение слова незаурядность.

 

План урока.

I.Оргмомент.

II. Мотивация. Кроссворд.

III. Тема урока, задачи.

Беседа по вопросам.

Сообщение учащегося.

Беседа с элементами дискуссии.

Итоги урока.

Организация Д/з.

Ход урока.

I. Оргмомент.

 

II. Мотивация. Кроссворд.

- Догадайтесь: о ком идет речь?

Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. (Собакевич).

6. Как звали детей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс).

… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка).

…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…(Манилов).

Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос  показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)

Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).

 

 

с

о

б

а

к

е

в

и

Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

л

к

И

д

 

 

 

 

 

 

 

к

о

р

о

б

о

Ч

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

а

н

И

л

о

в

 

 

 

 

 

 

 

п

л

ю

ш

К

и

н

 

 

 

 

 

 

ф

е

м

и

с

т

О

к

л

ю

с

 

 

 

 

н

о

з

д

р

е

В

 

 

 

 

 

 

 

III. Итак, запишите тему урока и эпиграф.

Сформулируйте задачи урока. (Проследить по тексту этапы формирования характера Павла Чичикова).

По ходу урока составьте цитатную характеристику образа Чичикова по плану.

IV.Беседа по вопросам:

Почему Гоголь, знакомя нас с героем в I  главе, биографию его дает только в XI?

Т.к. прошлое героя не связано с сюжетом.

Какова роль XI главы в композиции поэмы? (XI глава – последняя в поэме, и именно в ней дана биография героя. Сюжет заканчивается в X главе решением Чичикова бежать из губернского города).

! Биография Чичикова важна для мотивировки его поступков и черт характера. Знакомясь с ней, мы понимаем причины его поступков и  суть его взглядов на жизнь.

Что особенного было замечено в лице Чичикова при его рождении? (Он не походил ни на отца, ни на мать. Незаурядност натуры очевидна).

Определите лексическое значение слова незаурядный?

Необычный, выделяющийся среди других.

Каким предстал перед нами Чичиков в I главе?

А вот каким увидел Чичикова поэт Павел Антокольский.

Павел Антокольский. Гражданин Чичиков.

Нос шишкой, бритый подбородок.

Жилет в цветах, двубортный фрак -

Что может означать его имя -  Павел?

V. Сообщение учащегося.

 Согласно новозаветному преданию, апостол Павел был одним из самых ревностных гонителей Христа, а потом стал не менее ревностным его приверженцем. В «Страшной мести» колдун-отец, умоляя дочь о спасении его души, напоминает ей о Павле: «Слышала ли ты про апостола Павла, какой был он грешный человек, но после покаялся и стал святым». Эта же перспектива, по Гоголю, ожидала и Чичикова.

Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создается эффект подпрыгивания, пощелкивания.

VI. Беседа с элементами дискуссии.

 Когда в человеке зарождается святость?

В детстве.

- Каким было детство нашего героя?

Ни друга, ни товарища в детстве, не было радости, беспечность и веселье наказывались суровым отцом. О детстве у героя осталась «бледная память», а ведь воспоминания детства могут стать для человека критерием оценки жизни, залогом душевной открытости. В этом детстве нет образа матери  - еще одно суровое и много объясняющее обстоятельство

Покажите, что переезд в город для Павлуши был испытанием его гордости.

Какие наставления давал ему отец? Прочтите.

Как вы думаете, почему отец давал Павлуше такие наставления?

Видимо, отец был человеком уязвленным, несчастным.

Какие особенные качества характера, несвойственные ребенку, проявил Павлуша?

«Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем».

Как называет автор первые предприятия  Чичикова?

Павел занимался спекуляциями – продавал булки дороже, чем покупал.

 Какие черты открылись в Чичикове во взаимоотношениях с учителем?

Каковы причины, побудившие Чичикова отказать в помощи учителю?

ВЫВОД: Из детства  Павлуша вынес только «обольщение богатством», которое тянет душу вниз, заполняет ее расчетливостью, хитростью

П. А.: …Осколок вымершей породы.

Случаем вылезший дурак.

Иль тертый жулик, с кем не мешкай:

Как пить дать: попадешь в беду.

С двояковогнутой усмешкой

Подметки срежет на ходу.

- Согласны ли вы с мнением поэта, что Чичиков – «осколок вымершей породы»?

Почему, несмотря на похвальные аттестаты, Чичиков определился на «ничтожное место» в казенной палате?

Гоголь подчеркивает, что устраивается герой в этой жизни сам, без чьей-либо помощи.

Что необыкновенного было в отношении Чичикова к службе в казенной палате?

Самоотвержение, терпение и ограничение нужд, притом оставаясь человеком приятным в манерах и одежде.

Какие качества Чичикова проявились в отношении его к начальнику казенной палаты?

П. А. : …Кем бы он ни был – жив, обтерся,

И все такой же: тих и жмот.

Сверкает сединою ворса

И сильным мира руки жмет.

Почему дальнейшее продвижение Чичикова пошло быстрее?

У него оказалось все, что нужно для этого мира – приятность в обращении и поступках, бойкость в делах.

В чем сказалась «прямо русская изобретательность» Чичикова на «хлебном месте»?

Как отнесся Чичиков к первому своему поражению?

Почему его привлекала служба на таможне?

Как в своих интересах Чичиков использовал новую должность?

П. А.: Не от казенных пирогов ли

Жирея так, что нету глаз,

В глубоких недрах госторговли

Сия зараза завелась?

Какой свинцовый дождь заляпал,

Каких толкучек барахло?

Каких свидетелей, как кляпом,

Молчать об этом обрекло?

Словарь живого обихода

Мы в три погибели согнем,

Заставим уголовный кодекс

Подумать заново о нем!

 - Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются?

ВЫВОД: Неукротимая энергия приобретателя оборачивается утратой  нравственных понятий, всего человеческого. Цель Чичикова – благополучие. Средство достижения – деньги. Но свое благополучие Чичиков строит на чужих бедах, обмане, предательстве. Преступая нормы христианской морали, создавая для себя особую шкалу ценностей, он становится на путь деградации, нравственного обнищания.

- Какое обстоятельство навело Чичикова  на мысль об обогащении через «мертвые души»?

П. А.: Мы выследим его наглейший,

Его отчаяннейший шаг, когда мурлыча под нос «Гейшу»,

Горд,  как раджа  иль падишах.

Он свежевыбрит и опрыскан

И, встретив друга - подлеца,

Хвалясь пред ним столь малым риском,

Меняет все – вплоть до лица.

 

VII. Итоги урока.

Прочтите ваш цитатный план.

Что вам наиболее всего запомнилось в стихотворении П. Антокольского?

 

Организация домашнего задания.

Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления. Какую художественную функцию они выполняют.

 

 


Образ Чичикова. Анализ XI главы

Образ Чичикова. Анализ XI главы

Ч а л к

Ч а л к

Как называет автор первые предприятия

Как называет автор первые предприятия

Он свежевыбрит и опрыскан И, встретив друга - подлеца,

Он свежевыбрит и опрыскан И, встретив друга - подлеца,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2021