"Образ мира в культуре Средневековья"
Оценка 4.8

"Образ мира в культуре Средневековья"

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
МХК
10 кл—11 кл +1
01.05.2020
"Образ мира в культуре Средневековья"
Презентация содержит материал по культуре Европы Средних веков. Дается периодизация развития культуры этого времени. Рассматривается специфика материальной культуры Средневековья, понимание экономической деятельности, сословный характер, специфика прав и обязанностей каждого сословия. Дается краткая характеристика европейского искусства Средневековья.
культура Средневековья.ppt

Образ мира в культуре Средневековья

Образ мира в культуре Средневековья

Образ мира в культуре Средневековья

Периодизация культуры Средневековья

Периодизация культуры Средневековья

Периодизация культуры Средневековья

Средние века - это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско – классической, античной культуры, а конец – с ее возрождением в Новое время.
Историческое время средневековья охватывает с V по ХVI век, соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В это время складывается совершенно новый тип отношения человека с миром, т. е. формируется новый образ мира.

Карта Средневековой Европы

Карта Средневековой Европы

Карта Средневековой Европы

Периодизация Средневековье условно делится на три основных периода:

Периодизация Средневековье условно делится на три основных периода:

Периодизация


Средневековье условно делится на три основных периода:
Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков).
Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков).
Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).

В основе культуры средних веков лежит взаимодействие двух начал: культуры «варварских» народов

В основе культуры средних веков лежит взаимодействие двух начал: культуры «варварских» народов

В основе культуры средних веков лежит взаимодействие двух начал: культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи. Ее целостность обеспечили:


1) экономической базой стала феодальная форма собственности, которая основывалась на личной о поземельной зависимости крестьян от вассалов – землевладельцев, присваивающих их труд;

2) структура средневекового общества строилась по сословно – иерархическому принципу, отличавшаяся сословной замкнутостью и отношением вассального служения сюзерену;

3) средневековая культура развивалась в процессе постоянных войн, которые несли голод, разрушение, смерть и трагическое ощущение человеческой жизни;

4) духовная атмосфера средневековой культуры опиралась на сложный синтез традиций античности, духовной культуры варваров и христианства.

Материальная основа культуры средних веков обеспечивалась феодальными отношениями, главной особенностью которых были 1

Материальная основа культуры средних веков обеспечивалась феодальными отношениями, главной особенностью которых были 1

Материальная основа культуры средних веков обеспечивалась феодальными отношениями, главной особенностью которых были

1. условность собственности на землю; феодал «держал» феод – землю с крестьянами на правах владения, которое получал от вышестоящего феодала (сеньора), который в свою очередь тоже состоял в прямой зависимости от феодала, занимающего более высокую ступень в политической иерархии.
2. личное и экономическое подчинение крестьян «держателям» земли. Основными формами такой зависимости были патронат и крепостное право.
3. взаимные обязательства сеньора и вассала, жесткое единство прав и обязанностей.

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

Формирование культуры средневековья происходило в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья и неразвитости товарно–денежных отношений

Формирование культуры средневековья происходило в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья и неразвитости товарно–денежных отношений

Формирование культуры средневековья происходило в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья и неразвитости товарно–денежных отношений. По мере исторического развития социальной основой культуры средневековья становится городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля и денежное хозяйство.

Экономическая деятельность понималась человеком этого времени следующим образом

Экономическая деятельность понималась человеком этого времени следующим образом

Экономическая деятельность понималась человеком этого времени следующим образом. Материальное богатство необходимо, поскольку без него люди не могут существовать и помогать друг другу.

Но оно вторично, поскольку существует для человека, а не человек для богатства. Поэтому на каждом шагу существовали запреты, предупреждения, ограничения, которые не позволяли экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.

Человеку было позволено стремиться к богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его положению. Но стремление к большему считалось уже не предприимчивостью, а жадностью, которая являлась смертным грехом.

Человек должен быть уверен в том, что занимается делом ради всеобщей пользы и прибыли, которые он получает, не превышают справедливой оплаты труда

Человек должен быть уверен в том, что занимается делом ради всеобщей пользы и прибыли, которые он получает, не превышают справедливой оплаты труда

Человек должен быть уверен в том, что занимается делом ради всеобщей пользы и прибыли, которые он получает, не превышают справедливой оплаты труда. Частная собственность необходима в этом несовершенном мире, потому что когда добро принадлежит отдельным людям, а не всем вместе, люди больше работают и меньше спорят. Честная собственность – это уступка человеческой слабости, сама по себе она не желательна. Имущество есть некое бремя, им необходимо делиться с нуждающимся.

Бремя труда разделялось неравномерно между различными классами в социальной иерархии, существовала достаточно жесткая эксплуатация

Бремя труда разделялось неравномерно между различными классами в социальной иерархии, существовала достаточно жесткая эксплуатация

Бремя труда разделялось неравномерно между различными классами в социальной иерархии, существовала достаточно жесткая эксплуатация. Сам труд не был абстрактным. Производили не какие угодно товары, а только те, в которых была острая необходимость. В это время не существовало никакого стимула работать больше, чем это было необходимо для поддержания своего традиционного жизненного уровня.

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

Для любой социальной группы существовали естественные ограничения: сколько благ потребляет человек, столько и должно быть произведено

Для любой социальной группы существовали естественные ограничения: сколько благ потребляет человек, столько и должно быть произведено

Для любой социальной группы существовали естественные ограничения: сколько благ потребляет человек, столько и должно быть произведено.

Для дворянства это выражалось в идее «достойного содержания», соответствующего положению в обществе. Оно и определяло меру хозяйственной активности.

Вести жизнь сеньора – означало жить «полной чашей» и «давать жить многим», одновременно презирая деньги, существовавшие для того, чтобы их тратить.

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

Для массы простого народа было принято просто приводить доходы в соответствие с потребностями

Для массы простого народа было принято просто приводить доходы в соответствие с потребностями

Для массы простого народа было принято просто приводить доходы в соответствие с потребностями. Приоритет потребления здесь выражается идеей «пропитания».

У крестьян и ремесленников идея пропитания понималась по - разному. Для крестьянина достаточными являлись размеры его владения, для ремесленника достаток определялся возможностями сбыта изделий.

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

Важной особенностью культуры средневековья и его хозяйства является сам характер труда

Важной особенностью культуры средневековья и его хозяйства является сам характер труда

Важной особенностью культуры средневековья и его хозяйства является сам характер труда. И для крестьян, и для ремесленников труд оставался «одиноким творчеством». Люди жили в своих творениях как художники, вкладывали в них душу, ручались за них честью. Работа приносила определенное удовлетворение труженикам как реализация их творческих возможностей. Но большинство работало потому, что необходимо было кормить себя и семью. Они работали только потому, что им приходилось работать. Идеология пропитания рождала весьма ограниченную мотивацию труда. Это противоречие проявлялось в низких темпах развития хозяйственной деятельности, в ее неторопливости, в отсутствии большой любви к хозяйственности, косвенным подтверждением чему являются многочисленные средневековые праздники.

Если в культуре античности успешно развивались теоретические знания, то

Если в культуре античности успешно развивались теоретические знания, то

Если в культуре античности успешно развивались теоретические знания, то Средневековье открыло простор для широкого применения машин и технических изобретений. В античности главным источником энергии была мускульная сила рабов. С отменой рабства в эпоху феодализма встал вопрос о новом источнике энергии. Поэтому в это время стали использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, затем появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли способствовали строительство каналов и использование шлюзов с воротами.

Социальная структура средневекового общества

Социальная структура средневекового общества

Социальная структура средневекового общества

Социальная культура средневековья Западной Европы характеризуется идеалами сословной иерархии т служения.
Иерархическая вертикаль опиралась на социальные отношения сеньора и вассала, которые выстраивались на основе договоров, семейных связей, преданности и покровительства. Во многом это было обусловлено христианством, которое освятило структуру феодального общества.
Все теологические и политические рассуждения пронизаны идеей сословного разделения. Понятию «сословие» придавали особый смысл, ибо за ним стоит мысль о богоустановленном порядке.

В средневековой картине мира центральное место занимают социальные группы, которые представляли собой отражение

В средневековой картине мира центральное место занимают социальные группы, которые представляли собой отражение

В средневековой картине мира центральное место занимают социальные группы, которые представляли собой отражение Небесного Престола, где ангельские существа составляли иерархию из «девяти чинов ангельских», сгруппированных в триаду.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы , таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина:

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина:

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина:

В низшую иерархию входят три чина:

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения.

Над всеми девятью чинами поставлен

Над всеми девятью чинами поставлен

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил

Им и соответствовал земной распорядок из трех главных сословий феодального общества: духовенство, рыцарство, народ

Им и соответствовал земной распорядок из трех главных сословий феодального общества: духовенство, рыцарство, народ


Им и соответствовал земной распорядок из трех главных сословий феодального общества: духовенство, рыцарство, народ.

За каждым из сословий средневековое сознание признавало не только полезную для общества функцию, но и священную обязанность.

Духовенство –высшее сословие Заботы о духовной жизни являлись уделом духовенства

Духовенство –высшее сословие Заботы о духовной жизни являлись уделом духовенства

Духовенство –высшее сословие

Заботы о духовной жизни являлись уделом духовенства. Оно и было первым и высшим сословием.
Духовенство делилось на белое – клир (священнослужители деятели церкви) и черное – монашество.
В ведении духовенства находились «дела небесные», забота о вере и духовной жизни. Именно оно, особенно монашество, с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности.
Духовенство не было по своему составу однородным в понимании христианства, это проявилось в организации монашеских орденов.

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

Орден Бенедиктинский выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богатству, высоко ценил физический труд

Орден Бенедиктинский выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богатству, высоко ценил физический труд

Орден Бенедиктинский

выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богатству, высоко ценил физический труд.

Орден Святого Доминика Главной целью

Орден Святого Доминика Главной целью

Орден Святого Доминика

Главной целью Доминиканского ордена являлась борьба с еретиками.

Францисканский орден нищенствующих монахов призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность

Францисканский орден нищенствующих монахов призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность

Францисканский орден нищенствующих монахов

призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность. Он видел идеал полной бедности и беззаботности в жизни птиц.

Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом в форме рыцарства

Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом в форме рыцарства

Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом в форме рыцарства.

В ведении аристократии находились «дела земные», прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочению мира. Культура этого слоя тесно связана с христианством, но все же значительно и существенно отличается от культуры духовенства.
Возвышение государственности было необходимо не только светской власти, но и церкви как доказательство реальности мощи христианства по строительству Града Божьего на земле. Главным орудием возвышения церкви стало рыцарство. А ярким примером притязаний церкви стали крестовые походы, попытка мечом объединить и расширить христианский мир под властью папства.

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

Кодекс рыцаря Священной обязанностью рыцарства в реальной жизни стало поддержание церкви, защита веры, упрочение мира, защита народа от насилия и т

Кодекс рыцаря Священной обязанностью рыцарства в реальной жизни стало поддержание церкви, защита веры, упрочение мира, защита народа от насилия и т

Кодекс рыцаря

Священной обязанностью рыцарства в реальной жизни стало поддержание церкви, защита веры, упрочение мира, защита народа от насилия и т. п. Политическое господство рыцарства было обусловлено единством прав на землю и светской власти.
Для этого сословия характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигу, благородство, верность Богу, своему сеньору, Прекрасной даме.
Все это касалось отношений с благородными людьми, но не с народом. Во многом идеал рыцаря далек от христианского образца человека, но он преломлял христианские добродетели в соответствии с условиями жизни рыцарства.

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия.

Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от культуры высших кругов. В этой культуре дольше всего сохранялись элементы язычества и идолопоклонничества.
Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок, довольно часто смешивая «человеческое» и «божественное». Простой народ создал особую смеховую культуру, своеобразие которой ярко проявилось во время народных праздников, карнавалов. Священной обязанностью народа был труд, возделывание земли, обеспечение жизни себе и другим.

Таким образом, христианский образец человека трансформировался в сословные идеалы, которые так или иначе учитывал реальные возможности сословного человека.

Европейское искусство Средневековья

Европейское искусство Средневековья

Европейское искусство Средневековья

В период средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Сильную роль в этом играла церковь. Она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальной культуры; это находило выражение в особенности архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнамента, сочетания цветовой гаммы и пр.
В архитектуре Византии преобладал тип крестово- купольного храма. Стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией.

София Константинопольская

София Константинопольская

София Константинопольская

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

Романский Стиль Для Западной

Романский Стиль Для Западной

Романский Стиль

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер.
При Карле Великом во Франции было развернуто грандиозное строительство. По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была несовершенна, и большинство зданий, построенных из дерева, погибло. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света.
С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко использовали камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые, мощные стены с немногочисленными и узкими окнами.

Романский стиль Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы

Романский стиль Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы

Романский стиль

Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Главным его типом является тип базилики. Суровость и мощь романских храмов были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, оконные и дверные проемы очень узкие. В очертаниях форм проебладают простые верктикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные арки.

Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику. В плане это латинский крест. Наружный вид романского храма суров прост и ясен.

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела

Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела

Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковная по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу.

Готика Первые соборы, построенные в готическом стиле в

Готика Первые соборы, построенные в готическом стиле в

Готика

Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируется 2-ой половиной 12в. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. В них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами.

Готика Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля

Готика Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля

Готика

Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх и городскте посройки.
В замысле городского, а не монастырского собора проявились и новые идеи католической церкви, возросшее самосознание горожан, новые преставления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим устремлением души к небу.

Основные черты Готического собора

Основные черты Готического собора

Основные черты Готического собора

Готический собор по сравнению с романским новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе.

Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, провезенные сетью выступающих ребер, выложенных из камня, арки стрельчатой формы определяющие во многом внутренний и внешний облик соборы.

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

"Образ мира в культуре Средневековья"

Скульптура готических соборов

Скульптура готических соборов

Скульптура готических соборов

Зрелая Готика Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь

Зрелая Готика Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь

Зрелая Готика

Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь.
Реймский собор - место коронования французских королей одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры.

Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему : во первых на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям…

Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему : во первых на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям…

Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему :

во первых на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира,
религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности.
Одновременно усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя не сразу, начинает занимать сюжет, во вторых- появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует также.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020