дневник практики/стажировки
по направлению подготовки
ТЬЮТОР.Тьюторское сопровождение в образовательных организациях
…………………… ,слушателя-практиканта курса профессиональной переподготовки «Тьютор. Тьюторское сопровождение в образовательных организациях», проходившего практику/стажировку в МБОУ «………….»
в период с 02.03.-06.03.2020г.
Руководитель
МБОУ «……..» _________/
1. Краткая характеристика организации, на базе которой проходит практика/стажировка: МБОУ «……»
количество учащихся - 420
педагогических работников - 30
режим работы - пятидневная рабочая неделя в одну смену
2.Цель стажировки заключается в отработке навыков деятельности тьютора в инклюзивной образовательной организации
Задачи стажировки:
– овладеть умением проводить эффективное тьюторское сопровождение учащихся в инклюзивной образовательной организации;
– закрепить умение работать в сфере тьюторского сопровождения учащихся разных нозологических групп;
– совершенствовать навыки практических действий в процессе тьюторского сопровождения учащихся в инклюзивном обучении образовательной организации;
– развивать способности к профилактике и разрешению сложных организационных, образовательных, психологических и эмоциональных ситуаций.
3. План стажировки
№ |
Планируемые формы работы |
Сроки проведения |
1 |
Ознакомление с документацией по проведению практики/стажировки |
25.02.2020г. |
2 |
Установление даты проведения практики/стажировки |
26.02.2020г. |
3 |
Изучение литературы по теме практики/стажировки |
27.02-28.02. 2020г. |
4 |
Подготовка плана проведения практики/стажировки |
28.02.2020г. |
5 |
Проведение практики/стажировки |
02.03-06.03-2020г. |
6 |
Подготовка отчета о прохождении практики/стажировки |
10.03-11.03. 2020г. |
4. Содержание стажировки (заполняется ежедневно)
Дата |
Вид деятельности |
Примечание |
02.03. |
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования (международные нормативно-правовые акты ООН и ЮНЕСКО, нормативно-правовые акты РФ) |
|
03.03 |
Знакомство с командой специалистов по сопровождению обучающихся с ОВЗ в школе, изучение задач каждого специалиста. Анализ заключений ПМПК обучающихся с ОВЗ; анализ условий школы с точки зрения удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. |
|
04.03 |
Знакомство с подопечным (ребенок с ОВЗ,) Посещение уроков, с целью осуществить индивидуализацию образовательного процесса ребенка с ОВЗ (математика) |
|
05.03 |
Посещение уроков, с целью осуществить индивидуализацию образовательного процесса ребенка с ОВЗ (чтение, письмо) |
|
06.03 |
Мероприятие «Уроки доброты. Взаимопомощь» (обучение взаимодействию). Анализ мероприятия. Подготовка к написанию отчета. |
|
|
|
|
5. Отчет .
Данный вид практики способствует формированию ключевых профессиональных компетенций тьютора. По итогам педагогической практики тьютор должен обладать следующими компетенциями:
1.Общекультурными компетенциям.
2.Общепрофессиональными компетенциями - способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; владением основами профессиональной этики и речевой культуры; готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.
3.Профессионально-прикладными компетенциями - педагогическая деятельность; готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.
Результаты обучения при прохождении педагогической практики соотносятся с трудовыми функциями, входящими в профессиональный стандарт педагога:
− разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
− формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся;
− формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
− реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
− определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации;
− поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
− владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
− объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
− понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);
− составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
− разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
− использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
− разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
− общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
− защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
− владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);
− нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи конвенция о правах ребенка;
− основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
На основе полученных сведений, знаний, навыков, умений в ходе посещения уроков происходило ознакомление с подопечным, определение его психологической характеристики, выявление трудностей в процессе социализации и обучения.
Действительно, проблемы социализации у подопечного есть, как и у большинства детей с ОВЗ. Для того чтобы облегчить процесс социализации детей с ОВЗ необходимо обеспечить их грамотную социальную реабилитацию. Социальная реабилитация детей с ОВЗ — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Эти дети образуют особую социально-демографическую группу, их объединяют общие запросы, потребности, интересы, реализация которых позволяет им наиболее полно интегрироваться в общественную жизнь. Основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке склонности к самостоятельной жизнедеятельности, способности к сопротивлению отрицательным влияниям среды, активизация его потенциала по борьбе с трудностями. Кроме того, социальная реабилитация должна быть направлена не только на детей с ОВЗ, но и на их окружение, так как часто такие дети испытывают трудности, потому что люди, которые находятся рядом с ними, не знают, как себя вести, как поступать в различных сложных ситуациях, которые нередко возникают.
Так, для того, чтобы, не мешая другим учащимся в классе, привлечь внимание учителя (что-то спросить, уточнить) был придуман сигнал – ребенок брал в руки поролоновый кубик красного цвета. Кубик достаточного размера, чтобы привлечь внимание учителя, поролоновый - не производит шум при падении. Кубик постоянно лежит у него на парте в картонной коробке соответствующего размера. Система сигналов заработала, поначалу подопечный брал кубик по малейшему поводу, со временем он научился разделять «проблемы» на те, с которыми сможет справиться сам, и на те, что требуют вмешательства учителя. Да и остальные дети в классе привыкли, что если у Кости кубик на парте - будет пауза, чтобы учитель уделил внимание особенному ученику.
Процесс социальной реабилитации направлен на формирование и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья
- способности и готовности взаимодействовать между собой, взаимодействовать со здоровыми сверстниками в условиях образовательной организации и за её пределами;
– способности и готовности запросить и оказать любой вид помощи (медицинской, психологической, по решению бытовых житейских задач) у взрослого человека или сверстниками (без учета ограничений жизнедеятельности).
Обучение взаимодействию осуществлялось по двум основных направлениям: открытое общение при включении всех участников в предметно-практическую и спортивную сферы жизнедеятельности, а также участие детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с их сверстниками без нарушений развития в специально спроектированных и организованных тренингах, дискуссиях, этических беседах.
Так во 2А классе с целью обучения взаимодействию было проведено мероприятие «Уроки доброты. Взаимопомощь». Мероприятие состояло из игры «Палочка-выручалочка», где дети, разбившись на группы, придумывают ситуацию, когда им нужна помощь и игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему.
Затем происходила беседа о взаимопомощи. Вопросы касались как каждого учащегося (его личного отношения, личных качеств), так окружения (семьи, друзей).
И в завершении мероприятия дети прослушали и обсудили сказку «Лесной мишка и проказница-мышка» и сделали творческое задание «Поможем другу».
Цель мероприятия – научить взаимодействию – достигнута. Дети с удовольствием обсуждали предложенную тему, помогали друг другу и в игре, и в творческом задании. Ребенок с ОВЗ тоже не остался без внимания: ему оказывали помочь, подсказывали, и он, в свою очередь взаимодействовал с другими детьми: принимал активное участие в обсуждении, работал в паре, не стеснялся попросить помощи и его не смущал как ранее тот факт, что он особенный ребенок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.