Образно-эмоциональная основа преподавания музыкикак средство мотивации ученика на результативную учебную деятельность и личностного его развития
Оценка 4.6

Образно-эмоциональная основа преподавания музыкикак средство мотивации ученика на результативную учебную деятельность и личностного его развития

Оценка 4.6
docx
22.04.2022
Образно-эмоциональная основа преподавания музыкикак средство мотивации  ученика на результативную учебную деятельность и личностного его развития
Захарычева . Образно-эмоциональная основа преподавания музыки.docx

Захарычева И.В., учитель музыки

МОУ Тимирязевской СШ

Ульяновского района

Ульяновской области

 

Образно-эмоциональная основа преподавания музыки  как средство мотивации  ученика на результативную учебную деятельность и личностного его развития

Каждый из нас помнит уроки музыки, точнее, пения, потому что основная роль на них отводилась разучиванию песен. Времена изменились, как и меняется постепенно отношение к музыкальному образованию в школе. Сегодня я представляю опыт работы, который позволяет мне повышать интерес к предмету музыка и осуществлять развитие образно-эмоциональной и личностно-смысловой сфер учащихся.

Актуальность выбранной   темы   связываю прежде всего с  социальным заказом общества, отражённом в Федеральном государственном  образовательном стандарте  по   развитию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого. Мой педагогический опыт направлен на решение задач новой школы, выполнение требований новых образовательных стандартов, в рамках которого раскрываются способности каждого ученика, создаются условия личностного роста, подготовки к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Основная цель модернизации образования, выражающаяся в обновле-нии структуры и содержания образования, состоит в создании условий для более эффективного развития личности школьников, для увеличения возмож-ностей удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся. Личность наделяется не только социальными качествами, но и субъективными свойст-вами, приоритетным становится развитие индивидуально-личностных особенностей учащихся.

В то же время в реальной учебной практике мы наблюдаем нараста-ющее противоречие между содержанием, формами и методами процесса обучения и детскими личностными смыслами. Прочно утвердившаяся традиционная направленность системы школьного образования на учебный процесс, а не на ученика как субъекта этого процесса, порождает отчужденность отношений между учениками и учителями, недовольство друг другом, не способствует раскрытию личностного и творческого потенциала детей, не решает проблемы гуманизации образования и целостного развития личности школьника[5].

В таких условиях знания, полученные учащимися, пользуясь термино-логией В. П. Зинченко, являются «мертвыми» знаниями. По мнению исследо-вателя: «Живое знание отличается от мертвого…знания тем, что оно не мо-жет быть усвоено, оно должно быть построено. Построено так, как строится живой образ, живое слово, живое движение, живое, а не мертвое, механичес-кое действие. Полноценное развитие личности на основе принципа живого знания неуклонно нас приводит к необходимости учета в образовательном процессе всех особенностей психического развития учащихся, построения учебного процесса сообразно детской природе, в противном случае это при-ведет к торможению каких-либо психических процессов, к угасанию инди-видуальных способностей учащихся, к деформации личности ребенка [1].

В связи с этим традиционная школа не способна решить весь комплекс личностно-ориентированных задач, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании». Ориентация на человека и его потребности предопределяет необходимость перевода школы на парадигму личностно-ориентированного образования, которая возвращает образование к человеку как «субъекту жизни». Е. В. Бондаревская подчеркивает: «Отношение к ре-бенку как к человеку предполагает ценностное отношение к каждой детской личности, уважение ее самостоятельности, понимание того, что ребенок является субъектом собственной жизни, имеет собственную жизненную историю, собственное Я, свой внутренний мир, что ему свойственны страсти и переживания… что ребенку в любом возрасте свойственны честь и досто-инство, что он жаждет справедливости, нуждается в сострадании, общении, диалоге и поддержке, что он способен мыслить и творить, наделен свободой морального выбора, может совершать ошибки, но способен к их осознанию, покаянию и возрождению к лучшему» [8]

Следовательно, образование должно не только способствовать развитию мышления, которое является «когнитивной, неличностной чертой личности», но и помочь учащимся в их поиске и обретении собственных личностных смыслов. Через образование ребенок должен постичь цель своей жизни, осмыслить вечные человеческие ценности добра, любви, красоты, истины, познать собственное Я, найти себя как субъекта собственной жизни. Процесс обучения должен быть наполнен новым содержанием, дидактические принципы, формы и методы должны быть переосмыслены в связи со смыслообразующей и смыслотворческой ролью образования [2].

Между тем парадокс в школьном образовании заключается в расхожде-нии цели (всестороннее развитие личности) и  способов её достижения (до-минирование «левополушарной» стратегии, направленной на развитие логи-ческого мышления). В то время как целостное развитие личности в ходе обучения, раскрытие творческого потенциала школьников возможно при условии равной активизации как левополушарных компонентов мышления. Так и правополушарных способностей  (случайное осознавание, пространст-венные связи, цветовая чувствительность, пение, музыка, артистичность, чувства и эмоции) [13].

Решение указанных противоречий возможно, на мой взгляд, при условии целенаправленном использовании на уроках методов обучения на образно-эмоциональной основе. Наиболее приемлемыми для меня стали: метод эмоциональной драматургии, метод эмоционально-психологической установки, метод создания  художественного контекста, метод создания композиций.

 

Теоретические и методологические аспекты образно-эмоционального обучения учащихся

Мой педагогический опыт опирается на теоретические и методологические аспекты образно-эмоционального обучения учащихся, описанных в трудах Божович Лидии Ильиничны, Щукиной Галины Ивановны, Осадченко Натальи Геннадьевны, Фоменко Владимира Трофимовича, Абдуллина Эдуарда Борисовича  и. Кабалевского Дмитрия Борисовича. Мне близка ведущая идея существующей практики: реализация методов обучения на образно-эмоциональной основе позволяет повернуть учебный материал к ребенку личностно-значимой стороной, раскрыть перед ним интеллектуальный и духовный смысл содержания предметного материала.

 В основу моего опыта положены концептуальные положения унивесальности, интегративности, вариативности и диалогичности по Дмитрию Борисовичу  Кабалевскому. Новизна моего опыта заключается в разработке уроков с применением методов обучения на образно-эмоциональной основе для  начальной и средней школе. Я с уверенностью могу сказать об эффективности, результативности, успешности и значимости моего опыта.

Цель  моего педагогического опыта – это  формирование устойчи-вого интереса к предмету музыка и мотивация учащихся на более качествен-ный уровень учебной деятельности путём  эмоционального воздействия  на  учащихся в процессе  обучения; создание условий для повышения  личност-ной значимости процесса познания. Для реализации поставленной цели ре-шаю следующие задачи: - раскрываю способности каждого ученика; создаю условия обучения для каждого ученика на уровне его интересов, возможнос-тей, способностей; формирую положительную мотивацию обучающихся; развиваю творческую индивидуальность каждой личности.

Таким образом, ведущая педагогическая  идея  моего педагогического опыта  звучит следующим образом: « Создание  на уроке   с помощью  раз-личных дидактических средств эмоционального образа, обеспечивающего раскрытие  личностных смыслов учащихся и усиление личностной значимос-ти процесса познания»

«Погружение»ученика   в образный мир высоко - нравственного, духовного – совершенного классического искусства,  способствует  расширению и обогащению личного опыта ученика, развитию его образной памяти, накоплению эмоциональных реакций, связанных с проживанием   эмоциональных образов, и, как результат, обретение смысла своей деятельности [15].

Эмоциональный образ, созданный на уроке с помощью различных ди-дактических средств (художественных, музыкальных, литературных, когни-тивных, цветовых, символических), способствует раскрытию личностных смыслов учащихся, развитию образно-эмоциональной сферы школьников, мотивирует их на более качественный уровень учебной деятельности, позво-ляет организовать психологически сообразный детской природе процесс обу-чения, расширяя взаимодействие между учителем и учеником, усиливает смысловой резонанс между ними и создает условия для перехода на уровень эмпатии и диалога [10].

Полноценное развитие личности на основе принципа живого знания неуклонно нас приводит к необходимости учета в образовательном процессе всех особенностей психического развития учащихся, построения учебного процесса сообразно детской природе, в противном случае это приведет к тор-можению каких-либо психических процессов, к угасанию индивидуальных способностей учащихся, к деформации личности ребенка.

Важную роль в раскрытии личностных смыслов, как показывают ис-следования В. К. Вилюнаса, В. Т. Фоменко, И. В. Абакумовой, В. А. Шкура-това, В. В. Шогана, В. А. Скоробогатова, Л. И. Коноваловой играют эмоции и образы, присутствующие в структуре сознания любого человека. Образы, являясь одной из элементарных единиц всякого познания: обыденного и научного, чувственного и рационального, «пронизаны ощущениями и эмоциями, окутаны смыслами и переживаниями, что относит образ к сфере чувственности и пересечению витальных потребностей и познания. Чувственность, образное отражение мира – обязательное свойство Homo sapiens» [2]. На тесную связь образа и эмоций в структуре сознания указывают В. К. Вилюнас, К. Е. Изард, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин.

Поскольку познавательный образ является сложным процессом духов-ного овладения действительностью, а эмоции представляют собой одну из форм существования личностного смысла, их изучение совершенно необхо-димо для научно-обоснованной организации обучения и воспитания, наце-ленных на реализацию личностно-ориентированных задач [3]. Кроме того, эмо-циональная сфера человека с точки зрения синергетического подхода имеет не ярко выраженную структурную форму, смысловой хаос, обладает свойст-вами "нелинейности", "неустойчива и сильно неравновесна, открыта для раз-вития, посредством совместного творчества" [10]. Таким образом, включение образно-эмоциональных механизмов открытия личностных смыслов в учебный процесс создает условия для вывода детского сознания из образно-эмоционального хаоса в логические структуры, для развития смысловых структур учащихся, для реального гуманистического взаимодействия между учителем и учеником, для проявления их внутренних источников саморазвития и самоорганизации [13].

Вопросы обучения с опорой на образы и эмоции в педагогической науке поднимаются уже с 60-х годов XX века. Наиболее обстоятельно они были отражены в работах Г. И. Щукиной, В. Т. Фоменко, В. В. Шогана, И. В. Абакумовой, М. С. Атаманской, В. С. Ротенберга, С. М. Бондаренко, М. И. Мееровича, Л. И. Шрагиной.

Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РО ИПК и ПРО, отмечает: "В рамках гуманистической парадигмы учение должно быть не только умственным, но и эмоциональным процессом. В то время как на практике образно-эмоциональные методы обучения в педагогическом процессе представлены недостаточно, хаотично, фрагментарно, без опоры на научные основы. В свете личностно ориентиро-ванной концепции поворот к ребенку, его внутреннему миру требует изме-нения дидактических критериев предметного содержания, методов и форм обучения, включения целостных образно-эмоциональных методов познания в арсенал преподавателей различных предметов. [11].Интеграция указанных дидак-тических составляющих в единое образовательное пространство будет способствовать развитию личностно-смысловой сферы учащихся в познава-тельном процессе и более полно учитывать их интересы, склонности и спо-собности»
        Как видим, существуют убедительные причины определенным образом преобразовать учебный процесс в сторону повышенного внимания к эмоциональному образу, обладающему значительным смыслообразующим потенциалом. 
      В нашем понимании «Эмоциональный образ» предстает как феномен сознания, способствующий открытию человеком собственного личностного смысла в той или иной деятельности. Как показали экспериментальные исследования, эмоциональный образ может служить эффективным средством развития личности и индивидуальности учащихся

 Практические аспекты образно-эмоционального обучения учащихся

Обращение к эмоциональному образу способствует развитию воссозда-ющеего и творческого воображения, а также образного дивергентного мыш-ления, которое в отличие от левополушарного знакового мышления, одно-значно воспринимающего мир, преодолевает эту логическую категоричность и способствует творческому разрешению внутренних конфликтов, пережива-емых школьником. Направленный к индивидуальной образно - эмоциональ-ной сфере учащихся, учебный процесс заметно увеличивает ресурс смысло-

вого развития детей [6].
       Для преодоления различных ошибок в непосредственной педагогической практике по использованию образно-эмоциональных механизмов личностно-смыслового развития учащихся требуется разработка структур урока и созда-ние особого дидактического инструментария, оптимально сочетающего эмо-цииональные и рациональные элементы учебного процесса. 

Образно-эмоциональная основа, являясь исходным основанием для учебной деятельности, предполагает переход к принципам, содержанию, методам, формам организации обучения, дидактическим средствам, опира-ющимся на знания особенностей смыслообразования и формирования эмо-циональных образов в субъектном сознании; служит внутренней опорой для контроля предметных знаний, умений и навыков, оценки на диагностичес-кой основе результатов развития образно-эмоциональной и личностно-смыс-ловой сфер учащихся; позволяет регулировать образно-эмоциональный хаос сознания учеников, способствует открытию ими собственных личностных смыслов, определяет условия для создания свободной творческой атмосфе-ры в процессе урока, мотивирующей личность ученика на результативную учебную деятельность [11].

В основу построения уроков нами положены исходные логические структуры процесса обучения, разработанные В. Т. Фоменко . Каждая логическая структура состоит из нескольких психолого-дидактических ситуаций: введение теоретических знаний, организация исследовательской деятельности, образно-эмоциональная ситуация. Под психолого-дидак-тической ситуацией нами понимается совокупность дидактических, логичес-ких, психологических компонентов, посредством которых происходит рас-крытие содержания предметного материала. Образно-эмоциональная ситу-ация, представляющая собой комплекс дидактических и психологических компонентов, пронизанных образно-эмоциональным содержанием, актуализирует эмоциональные образы учащихся, способствует раскрытию их личностного смысла и побуждает к учебной деятельности [14].

Актуализация эмоционального образа на уроке может быть достигнута с помощью различных дидактических средств: художественных (образы скульптуры, живописи, архитектуры и др.); музыкальных (образы, созданные различными музыкальными произведениями); литературных (образы литера-турных персонажей); когнитивных (образы исторических, политических и научных деятелей, созданные путем знакомства с их биографией, изучением их трудов, деятельности и др.);цветовых (образы, созданные с помощью цветовых сочетаний);символических (графики, диаграммы, схемы, таблицы, рисунки-символы) образов; на основе информационных технологий (образы в виде графических изображений, анимированных рисунков, мультиме-дийных презентаций с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком).

Образно-эмоциональная педагогическая ситуация может быть создана в начале, в середине, в конце урока, пронизывать содержание теоретического материала и исследовательской деятельности учащихся. В любом случае образно-эмоциональная основа урока будет побуждать учащихся к поиску, делать изучаемый материал личностно значимым для них, а, следовательно, повышать качество образования школьников.

Применение Метода создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова) направлен на развитие ассоциативного восприятия и дивергентного мышления учеников через интеграцию различных видов искусств (комплексное воздействие искусств). Так, при изучении творчества Г.Свиридова после прослушивания "Романса" из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" ученикам предлагается : а) выбрать из работ художников Б.Кустодиева, А.Пластова, К.Васильева одну картину, созвучную художественному образу, настроению мелодии "Романса" "; б) подобрать эмоциональный аналог, найти стихотворение, эквивалентное художественным образам "Романса" Г.Свиридова, картины "Ожидание" К.Васильева из наследия А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Б.Л.Пастернака. В процессе анализа внешних и внутренних взаимосвязей произведений различных видов искусств у учащихся развивается способность к ассоциативному мышлению и формируется умение "делать перенос" эквивалентных художественных образов.

Суть метода  эмоционально-психологической установки заключа-ется в создании яркого образно-эмоционального момента в начале урока с целью активизации интереса аудитории к объекту изучения. Например, тема  «Образы борьбы и победы в искусстве» . Учащиеся рассматривают картину «Бетховен и Гёте». Внимание обращается на сюжет картины, фигуру композитора, затем,  происходит знакомство   с биографией Л.В.Бетховена.

Суть метода эмоциональной драматургии в том, что педагог выстра-ивает модель предстоящей деятельности аналогично художественному про-изведению, где содержание вкладывается в определённую форму, обозна-чаются кульминационные моменты и способы их создания. Это целостный художественно-педагогический процесс, в котором эмоции выступают од-новременно содержанием, формой и методом познания художественного смысла произведения.

Применение  метода «Образно-эмоционального «погружения» обучаю-щихся можно увидеть , например, на уроке «Что значит танцеваль-ность, песенность,  маршевость». С помощью картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», музыки  Р-Корсакова (  музыкальный фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»), стихов А. Пушкина  учащиеся погружаются в атмосферу сказки. После изучения нового материала, самостоятельно разрабатывают  сказочный образ в виде рисунка, рассказа, объясняя выбор средств выразительности.

Метод создания композиций (автор - Л. В. Горюнова) предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения.

 Необходимо отметить, что методы обучения на образно-эмоциональной основе я применяю и за рамками учебного процесса. Мною разработана  авторская программа внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов «Гусельки». Образно-эмоциональная основа занятий  побуждает  обучающихся к творчеству, поиску, делая изучаемый материал личностно-значимым для них.

 Используемый метод «столкновения эмоциональных образов» основан на предъявлении обучающимся уже готовых эмоциональных образов, на основе которых школьники создают  свой эмоциональный образ, используя различные дидактические средства. Например, на занятии, посвящённом «Масленнице»,  идёт знакомство детей с  репродукциями  картин Бориса Кустодиева, с музыкой П. Чайковского «Февраль. Масле-ница»,    с календарными масленичными песнями, хороводами и играми. Затем, ученики создают собственный эмоциональный образ  в виде рисунка. Это вызывает обязательно эмоциональное отношение к объекту, стимулирует проявление воображения, способности переносить свойства одного объекта на другой, воспринимать правильно все оттенки и нюансы, и при этом одно-временно осознавать внутреннее содержание образа через мыслительную деятельность. Это и есть творчество, так необходимое сегодня нашим уче-ниикам, творчество, которое закладывает основы для их всестороннего развития и становления как личности.

Важно отметить, что методы обучения на образно-эмоциональной осно-ве  применимы ко всем учебным дисциплинам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов. Это доказывает метапредметность данных методов обучения.

         Очень важны в становлении и развитии образно-эмоциональных основ межпредметные связи. На уроках музыки я осуществляю их с такими пред-метами как литература, история, география, изобразительное искусство. При изучении темы «Конфликт как основа драматургии» школьники  слушают  симфонию № 7 «Ленинградская» и  проводят параллель между историчес-ким, художественным, литературным и музыкальным образами.

В результате реализации данного педагогического опыта  удалось дос-тигнуть определённого уровня  развития    творческих способностей уча-щихся. Диагностика уровня развития   образно-эмоциональной сферы и мо-тивация к учению учащихся проводилась совместно с педагогом-психоло-гом в начале и в конце учебного года. Судя по результатам, наблюдается положительная динамика в развитии  образно-эмоциональной сферы личности учащихся и мотивации к учению

Кроме того, учащиеся успешно осваивают материал предмета музыка. За 3 года в 3-8 классах абсолютная успеваемость составляет 100% .Ученики показывают высокие результаты в участии Всероссийских конкурсов, где необходимо применять предметные и метапредметные знания, а так же творческое мышление. Всё это указывает   на оптимальность и эффектив-ность  используемых методов обучения    на образно-эмоциональной основе.

Подводя итог вышесказанному, хочу сделать вывод: в ходе моей работы доказана эффективность и целесообразность введения в практику преподавания музыки методов обучения на образно-эмоциональной основе. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом. В ближайшей перспективе планирую разработать интегрированные уроки для начальной школы в рамках ФГОС, основанные на методах обучения на образно-эмоциональной основе.

Совершенно ясно, что образование должно не только способствовать развитию мышления, но и помочь обучающимся в их поиске и обретении собственных личностных смыслов. Для целостного, гармоничного развития личности  ребенка требуется обращение к его образно-эмоциональной сфере сознания. Учение должно быть не только умственным, но и эмоциональным процессом. Вот почему я считаю так важно применять  методы обучения на образно-эмоциональной основе.

 

Заключение

Технология обучения на образно-эмоциональной основе включает следующие этапы процесса предъявление учащимся образа (художествен-ного, литературного, музыкального, когнитивного и др) посредством образ-но-эмоциональной психолого-дидактической ситуации, введение теоретичес-ких знаний, представленных в схематических образах, создание проблемной ситуации с использованием эмоциональных образов и постановка проблемы, организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на анализ и взаимодействие этих образов, обсуждение результатов деятельности учащихся и создание ими собственных образов [11].

Возможно вариативное расположение этапов обобщенной процедуры в зависимости от конкретных задач урока преобразование теоретического предметного содержания в образное, перевод образного материала в теоретический, представление теоретического материала и организация исследовательской деятельности учащихся в образно-эмоциональном контексте.
      Философские, психологические, педагогические теории свидетельствуют о важности образно-эмоциональной составляющей познания процесса в целом и учебного познания в частности.  Ее роль убедительно выводима, например, из теории асимметрии полушарий головного мозга.  Действующее же обучение обращено, прежде всего, к когнитивно-логической сфере учащихся.  Оно направлено не только формирование академической успешности, но и развитие образно-эмоциональной и личностно-смысловой сфер учащихся В рамках этого процесса развивается воссоздающее и творческое воображение учащихся, их творческие способности, повышается уровень креативности школьников, обеспечивается высокая положительная эмоциональная активность и экспрессивность учеников. [10].  Развитие смысловых структур выражается в выработанной потребности у учащихся переживать успех на виду у сверстников, в стремлении устанавливать, сохранять и совершенствовать социальные контакты, позитивно воспринимать людей, вести себя независимо, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, в наличии у большинства учащихся собственной жизненной концепции, целостной системы личностно-смысловых установок [7].

Образно-эмоциональная составляющая образовательного процесса является показателем её позитивного влияния на личностно-смысловое развитие учащихся. Эмоциональные образы, их определённая и значительная группа являются носителями личностных смыслов, благодаря чему они в состоянии и выполнять функцию ценностной ориентации учащихся. Такие образы называются смыслообразами [13]. Насыщение программного материала разнообразными яркими животрепещущими образами, взятыми из литературы, искусства, истории, природы, повседневной жизни, пробуждающими эмоциональный отклик учащихся при совпадении содержания с их потребностями, позволяет актуализировать эмоциональные образы школьников, а создание психолого-дидактического механизма регулирования ими дает возможность открытия личностного смысла самими учениками [15]. Осознание смысла своей учебной деятельности делает ее более притягательной для ребенка, позволяет повысить качество его знаний и тем самым сделать более эффективным образовательный процесс. Исходным основанием для организации подобной учебной деятельности служит образно-эмоциональная основа процесса обучения, предполагающая переход к принципам, содержанию, методам, формам организации обучения, дидактическим средствам, опирающимся на знания особенностей смыслообразования и формирования эмоциональных образов в субъектном сознании; служащая внутренней опорой для контроля предметных знаний, умений и навыков, оценки на диагностической основе результатов развития образно-эмоциональной и личностно-смысловой сфер учащихся; позволяющая регулировать образно-эмоциональный хаос сознания учеников; способствующая открытию ими собственных личностных смыслов; мотивирующая личность ученика на результативную учебную деятельность. [13]. 

Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе, способствующего развитию образно-эмоциональной и личностно-смысловой сфер учащихся, возможно путем:

1.Реализации модели построения процесса обучения на образно-эмо-циональной основе, переосмысления с позиций образно-эмоционального развития дидактических принципов, методов, содержания.

2. Введения ученика в процесс активного творческого преобразования теоретического и образного учебного материала;

3.Систематической работы учителя по обеспечению модели построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе для максимально эффективной реализации данной модели в учебном процессе.[11].

 Предлагаемая модель обеспечивает учителю возможность преодолеть дидактические стереотипы педагогического мышления, выйти на новые типологии уроков как унифицированные системы операционализации учебного процесса.

Практические рекомендации: модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе может быть экстраполирована в разные контексты многомерной педагогической действительности (дошкольное образование, клубная деятельность в системе дополнительного образования).

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе.– Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1989. .

2.      Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход).- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, унта, 2010.

3.     Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение в школе.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4.     Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Мн.: Университетское, 2000.

5.     Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности  // Вопросы психологии. – 1979. – №4.

6.     Басин Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. №2.

7.     Божович Л.И. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. – 1972. –  №41

8.     Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов-на-Дону: PI НУ, 2000.

9.      Выготский Л.С.Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2003.

10. Леонтьев А.Н. Психология образа  // Вестник Моск. ун-та. – сер. 14. – Психология. – 1979. – № 2.

11. Осадченко Н.Г., Фоменко В.Т. Модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. обл. ИПК и ПРО, 2013.

12. Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2010.

13. Тищенко Н Г Виды связи образно-эмоционального и теоретического содержания в процессе обучения // Практические советы учителю 2006 №1.

14. Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. – Ростов н/Д: Изд-во  Рост. ун-та,2009.

15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. – М.: Педагогика, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Захарычева И.В., учитель музыки

Захарычева И.В., учитель музыки

В то же время в реальной учебной практике мы наблюдаем нараста-ющее противоречие между содержанием, формами и методами процесса обучения и детскими личностными смыслами

В то же время в реальной учебной практике мы наблюдаем нараста-ющее противоречие между содержанием, формами и методами процесса обучения и детскими личностными смыслами

Следовательно, образование должно не только способствовать развитию мышления, которое является «когнитивной, неличностной чертой личности», но и помочь учащимся в их поиске и обретении собственных личностных…

Следовательно, образование должно не только способствовать развитию мышления, которое является «когнитивной, неличностной чертой личности», но и помочь учащимся в их поиске и обретении собственных личностных…

Теоретические и методологические аспекты образно-эмоционального обучения учащихся

Теоретические и методологические аспекты образно-эмоционального обучения учащихся

Погружение»ученика в образный мир высоко - нравственного, духовного – совершенного классического искусства, способствует расширению и обогащению личного опыта ученика, развитию его образной памяти, накоплению эмоциональных…

Погружение»ученика в образный мир высоко - нравственного, духовного – совершенного классического искусства, способствует расширению и обогащению личного опыта ученика, развитию его образной памяти, накоплению эмоциональных…

Чувственность, образное отражение мира – обязательное свойство

Чувственность, образное отражение мира – обязательное свойство

В свете личностно ориентиро-ванной концепции поворот к ребенку, его внутреннему миру требует изме-нения дидактических критериев предметного содержания, методов и форм обучения, включения целостных образно-эмоциональных методов…

В свете личностно ориентиро-ванной концепции поворот к ребенку, его внутреннему миру требует изме-нения дидактических критериев предметного содержания, методов и форм обучения, включения целостных образно-эмоциональных методов…

Образно-эмоциональная основа, являясь исходным основанием для учебной деятельности, предполагает переход к принципам, содержанию, методам, формам организации обучения, дидактическим средствам, опира-ющимся на знания особенностей смыслообразования и…

Образно-эмоциональная основа, являясь исходным основанием для учебной деятельности, предполагает переход к принципам, содержанию, методам, формам организации обучения, дидактическим средствам, опира-ющимся на знания особенностей смыслообразования и…

Образно-эмоциональная педагогическая ситуация может быть создана в начале, в середине, в конце урока, пронизывать содержание теоретического материала и исследовательской деятельности учащихся

Образно-эмоциональная педагогическая ситуация может быть создана в начале, в середине, в конце урока, пронизывать содержание теоретического материала и исследовательской деятельности учащихся

Суть метода эмоционально-психологической установки заключа-ется в создании яркого образно-эмоционального момента в начале урока с целью активизации интереса аудитории к объекту изучения

Суть метода эмоционально-психологической установки заключа-ется в создании яркого образно-эмоционального момента в начале урока с целью активизации интереса аудитории к объекту изучения

Используемый метод «столкновения эмоциональных образов» основан на предъявлении обучающимся уже готовых эмоциональных образов, на основе которых школьники создают свой эмоциональный образ, используя различные дидактические средства

Используемый метод «столкновения эмоциональных образов» основан на предъявлении обучающимся уже готовых эмоциональных образов, на основе которых школьники создают свой эмоциональный образ, используя различные дидактические средства

Судя по результатам, наблюдается п оложительная динамика в развитии образно-эмоциональной сферы личности учащихся и мотивации к учению

Судя по результатам, наблюдается п оложительная динамика в развитии образно-эмоциональной сферы личности учащихся и мотивации к учению

Возможно вариативное расположение этапов обобщенной процедуры в зависимости от конкретных задач урока преобразование теоретического предметного содержания в образное, перевод образного материала в теоретический, представление теоретического…

Возможно вариативное расположение этапов обобщенной процедуры в зависимости от конкретных задач урока преобразование теоретического предметного содержания в образное, перевод образного материала в теоретический, представление теоретического…

Образно-эмоциональная составляющая образовательного процесса является показателем её позитивного влияния на личностно-смысловое развитие учащихся

Образно-эмоциональная составляющая образовательного процесса является показателем её позитивного влияния на личностно-смысловое развитие учащихся

Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе, способствующего развитию образно-эмоциональной и личностно-смысловой сфер учащихся, возможно путем: 1

Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе, способствующего развитию образно-эмоциональной и личностно-смысловой сфер учащихся, возможно путем: 1

Литература 1. Абакумова

Литература 1. Абакумова

Тищенко Н Г Виды связи образно-эмоционального и теоретического содержания в процессе обучения //

Тищенко Н Г Виды связи образно-эмоционального и теоретического содержания в процессе обучения //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022