Рабочая программа Основы проектирования баз данных
Оценка 4.6

Рабочая программа Основы проектирования баз данных

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
информатика
11 кл +1
07.02.2022
Рабочая программа Основы проектирования баз данных
Учебная программа
Рабочая Программа Базы данных 2021-22 9 класс.docx

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский политехнический колледж»

 

 

        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

___________  _____________________

            подпись                                инициалы, фамилия           

 

 «_____» ______________20_____г.

 

 

 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ

 

09.02.07 Информационные системы и программирование

 

ОПОП-ППССЗ начала реализации 1 сентября 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Симферополь ‑ 2022


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящих в укрупненную группу направлений специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника и примерной основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.07 Информационные системы и программирование, разработанной Федеральным учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника (зарегистрирована в государственном реестре примерных основных образовательных программ под номером 09.02.07-170511 от 11.05.2017).

 

 

Организация-разработчик:

ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж».

 

Разработчики:

Бурова О.Н., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж».

 

 

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

цикловой методической комиссией

информационные системы и программирование

 

(протокол от  «___»_________20____г.  №___)

Председатель ЦМК  ____________   Е.Л. Акимова

                                                                                   подпись                                                              

 

© О.Н. Бурова


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

        стр.

1.     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.     СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы проектирования баз данных

1.1.          Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы-программы подготовки специалистов среднего звена, разработанной в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

 

1.2.          Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы-программы подготовки специалистов среднего звена:

ОПЦ.00 Общепрофессиональный цикл

 

1.3.          Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-          проектировать реляционную базу данных;

-          использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-          основы теории баз данных;

-          модели данных;

-          особенности реляционной модели и проектирование баз данных;

-          изобразительные средства, используемые в ER- моделировании;

-          основы реляционной алгебры;

-          принципы проектирования баз данных;

-          обеспечение непротиворечивости и целостности данных;

-          средства проектирования структур баз данных;

-          язык запросов SQL.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.

ПК 11.2. Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.

ПК 11.3. Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области.

ПК 11.4. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.

ПК 11.5. Администрировать базы данных.

ПК 11.6. Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации.

        

1.4.                                   Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Общий объем учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:

     во взаимодействии с преподавателем/мастером ПО 94 часа;

     самостоятельной учебной работы обучающегося 16 часов.


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

1. Общий объем учебной нагрузки (всего):

110

1.1. во взаимодействии с преподавателем/мастером ПО,

        в том числе:

94

     лекции

42

     практические занятия

46

     лабораторные занятия

-

     семинары

-

     курсовое проектирование (работа над индивидуальным проектом)

-

     консультации

2

     промежуточная  аттестация:

экзамен (4 семестр)

4

4

        1.2. Самостоятельная учебная работа обучающегося (всего),

               в том числе:

16

   самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-


2.2. Тематический план учебной дисциплины  «Основы проектирования баз данных»

Наименование разделов и тем

Тема и форма аудиторного занятия/тема самостоятельной работы обучающихся

Задание для студентов

Объем

часов

Уровень освоения

3 семестр

66

 

Раздел 1. Основные понятия баз данных

26

 

 

Тема 1.1. Основные понятия баз данных

Содержание учебного материала

26

 

1.

Основные понятия теории баз данных.

О1, с.7-13

2

1

2.

Пр. з. №1. Создание схемы базы данных «Колледж».

О1, с. 16-21

2

1,2

3.

Классификация баз данных.

О1, с. 27-33

2

1

4.

Основные понятия (тип данных, домен, отношение, кортеж, атрибут).

О1, с. 13-16

2

1

5.

Типы моделей данных. Реляционная модель данных. ЕR-модель.

О1, с. 26-33

2

1

6.

Пр. з. №2. Создание ЕR-модели и базы данных «Автомобили» с запросами.

Выполнить СР №1

2

1,2

7.

СР №1. Создать базу данных с предметной областью «Автомобили».       

2

2

8.

Пр. з. №3. Преобразование реляционной модели в сущности и связи.

Выполнить СР №2

2

1,2

9.

СР №2. Создать базу данных с предметной областью «Школа».

2

2

10.

Системы управления базами данных. Основные функции.

О2, с.15-21

2

1

11.

Пр. з. № 4. Построение реляционной базы данных в MS Access.

О2, с. 39-43

2

1,2

12.

Пр. з. №5. Создание проекта базы данных. Редактирование и модификация  таблиц.

О1, с. 39-42

2

1,2

13.

Логическая и физическая независимость данных.

О1, с. 21 – 25

2

1

Раздел 2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей

32

 

Тема 2.1.

Взаимосвязи в моделях и основы реляционной алгебры.

Содержание учебного материала

16

 

14.

Реляционная алгебра

О2, с. 44-52

2

1

15.

Общая интерпретация реляционных отношений.

О1, с. 48-49

2

1

16.

Пр. з. №6. Редактирование, добавление и удаление записей в таблице.

Д1, с. 24-26

2

1,2

17.

Пр. з. №7. Создание форм и отчетов.

Выполнить СР №3

2

1,2

18.

СР №3.  В существующую базу данных «Школа» добавить формы и отчет.

2

2

19.

Особенности теоретико-множественных операций реляционной алгебры.

О1, с.49-58

2

1

20.

Пр. з. № 8. Создание ключевых полей. Индексирование.

О1, с. 58-62

2

1,2

21.

Пр. з. № 9. Проведение сортировки и фильтрации данных.

Д1, с. 43-45

2

1,2

Тема 2.2.

Основные этапы создания реляционной модели.

Содержание учебного материала

16

 

22.

Связывание таблиц. Понятие ссылочной целостности.

О1, с. 62-66

2

1

23.

Принципы поддержки целостности в реляционной базе данных.

О1, с. 66-69

2

1,2

24.

Пр. з . № 10. Установление и удаление связей между таблицами.

Выполнить СР №4

2

1,2

25.

СР №4. Создать базу данных «Кинофильмы», добавить запросы, формы, отчет.           

2

2

26.

Пр. з. №  11. Создание запросов с несколькими условиями выборки.

О1, с. 69-72

2

1,2

27.

Пр. з. № 12. Создание макросов.

Выполнить СР №5

2

1,2

28.

СР. №5. Создать базу данных «Аэропорт», добавить запросы, формы, отчет. Создать макросы.

2

2

29.

Пр. з. № 13. Создание макросов и операции с формами.

О2, с. 111-115

2

1,2

Раздел 3. Этапы проектирования баз данных

20

 

Тема 3.1. Этапы проектирования баз данных

 

Содержание учебного материала

8

 

30.

Основные этапы проектирования баз данных.

О1, с. 72-76

2

1

31.

Пр. з. № 14. Проектирование схемы базы данных.

О1, с. 76-78

2

1,2

32.

Логическое проектирование и физическая модель баз данных.

О1, с. 91-97

2

1

33.

Проектирование базы данных используя принцип нормализации.

 О1, с. 97-106

2

1,2

4 семестр

44

 

Тема 3.2. Этапы разработки баз данных

 

Содержание учебного материала

12

 

34.

Концептуальное моделирование.

О1, с. 78-91

2

1

35.

Автоматизированные средства проектирования баз данных.

О1, с. 106-111

2

1

36.

Классификация CASE-технологий.

О1, с. 111-113

2

1

37.

Пр. з. №15. Проектирование базы данных «Банк» используя сложные запросы.

О2, с. 100-103

2

1,2

38.

Пр. з. №16. Проектирование базы данных «Больница» используя сложные запросы

Выполнить СР № 6

2

1,2

39.

СР №6. Создать базу данных «IT-фирма» используя сложные запросы

2

2

Раздел 4. Проектирование структур баз данных

8

 

 

Тема 4.1.

Проектирование структур баз данных

Содержание учебного материала

8

 

40.

Средства проектирования структур баз данных.

Д1, с. 106-108

2

1

41.

Пр. з. № 17. Проектирование структуры базы данных.

Выполнить СР № 7

2

1,2

42.

СР №7. Создать базу данных «Магазин канцтоваров» используя структуры.

2

2

43.

Пр. з. № 18. Продолжение проектирования структуры базы данных.

Д1, с. 108

2

1,2

Раздел 5. Организация запросов SQL

18

 

 

 

 

Тема 5.1

Организация запросов SQL

Содержание учебного материала

18

 

44.

История развития SQL.

О1, с. 143-149

2

1

45.

Пр. з. № 19. Создание простых запросов SQL.

О1, с. 157-162

2

1,2

46.

Основы языка запросов SQL. Выражения в SQL.

О1, с. 149-157

2

1

47.

Пр. з. № 20. Создание сложных запросов SQL.

О1, с. 163-171

2

1,2

48.

Пр. з. № 21. Сортировка и группировка данных в SQL.

О1, с. 171-173

2

1

49.

Архитектура «файл-сервер» и «клиент-сервер».

О1, с. 121-128

2

1

50.

Пр. з. № 22. Создание пользовательского интерфейса при помощи SQL.

Выполнить СР №8

2

1,2

 

51.

СР № 8. Создать базу данных «Оптовый склад» при помощи SQL-запросов.

2

2

 

52.

Пр. з. № 23. Создание вложенных запросов при помощи SQL.

О1, с. 173-182

2

1,2

Промежуточная аттестация

53.

Консультация

2

1

54.

Экзамен

4

3

Всего:

110

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);                             

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Программирования и баз данных»:

Оборудование лаборатории:

-       автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;

-       автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;

-       сервер в лаборатории (8-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц, оперативная память объемом не менее 16 Гб, жесткие диски общим объемом не менее 1 Тб, программное обеспечение: WindowsServer 2012 или более новая версия) или выделение аналогичного по характеристикам виртуального сервера из общей фермы серверов;

-       проектор и экран;

-       маркерная доска.

Программное обеспечение:

-       EclipseIDEforJavaEEDevelopers,

-       .NETFrameworkJDK 8,

-       MicrosoftSQLServerExpressEdition,

-       MicrosoftVisioProfessional,

-       MicrosoftVisualStudio,

-       MySQLInstallerforWindows,

-       NetBeans,

-       SQLServerManagementStudio,

-       MicrosoftSQLServerJavaConnector,

-       AndroidStudio,

-       IntelliJIDEA.

 


 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

                         

Основные источники:

1.     Федорова, Г.Н. Основы проектирования баз данных: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / Г.Н. Федорова. – 4-е изд., перераб. – М.:  Издательский центр «Академия», 2020. – 224 с.

2.     Федорова, Г.Н. Разработка, администрирование и защита баз данных: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Н. Федорова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 288 с.

                                                   

 Дополнительные источники: 

1.        Федорова Г.Н. «Разработка и администрирование баз данных». Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.

2.        Макарова Н.В. «Основы программирования». Учебник с практикумом: учебник / коллектив авторов; под ред. проф. Н.В. Макаровой. – Москва: КНОРУС, 2017. – 452 с. – (Среднее профессиональное образование).

 

 Интернет-ресурсы:

1.        http://koi.tspu.ru/inf_syst_shem.htm, Портал: Модель сущность-связь.

2.        http://koi.tspu.ru/inf_syst_shem.htm, Портал: Информационные системы.

3.        https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/596785, Портал: Распределенные базы данных.

4.        http://www.bseu.by/it/tohod/lekcii8_5.htm, Портал лекций: Системы обработки распределенных баз данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующая библиотекой                        _____________      Е.В. Ващенко

                                                                       подпись                                инициалы, фамилия

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тестировании.

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

уметь

 

 

проектировать реляционную базу данных

правильно определять условия приложимости того или иного теоретического аспекта при проектировании и разработке реляционной базы данных

Оценка результатов деятельности обучающегося при:

- выполнении и защите результатов выполнения практических и самостоятельных работ;

- выполнении экзаменационных заданий.

использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.

составлять корректные запросы и схемы проектирования баз данных;  анализировать полученные результаты запросов

знать

 

 

-                   основы теории баз данных;

-                   модели данных

эффективно находить верные методы разработки реляционной модели, знать основные принципы проектирования и разработки базы данных

Оценка результатов деятельности обучающегося при:

- изучении теоретических аспектов и закреплении полученной информации на практике;

- выполнении экзаменационных заданий.

-     особенности реляционной модели и проектирование баз данных;

-     изобразительные средства, используемые в ER- моделировании

знать методы разработки ER- моделей;  применять полученные знания проектирования и разработки базы данных на практике

-     основы реляционной алгебры;

-     принципы проектирования баз данных

знать основные операции реляционной алгебры и уметь их применять на практике; проектировать

-     обеспечение непротиворечивости и целостности данных;

-     средства проектирования структур баз данных

составлять корректные схемы при проектировании баз данных, соблюдая принципы обеспечения целостности; правильно применять средства проектирования структур баз данных

язык запросов SQL

знать основные выражения языка SQL, корректно создавать sql-запросы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования, науки и молодежи

Министерство образования, науки и молодежи

П рограмма учебной дисциплины разработана на основе

П рограмма учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных»

Тематический план учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных»

Раздел 2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей 32

Раздел 2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей 32

Тема 3.2. Этапы разработки баз данных

Тема 3.2. Этапы разработки баз данных

Всего: 110

Всего: 110

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Информационное обеспечение обучения

Информационное обеспечение обучения

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

SQL знать основные выражения языка

SQL знать основные выражения языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022