Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский политехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
___________ _____________________
подпись инициалы, фамилия
«_____» ______________20_____г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.08 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ
09.02.07 Информационные системы и программирование
ОПОП-ППССЗ начала реализации 1 сентября 2019 года
г. Симферополь ‑ 2022
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящих в укрупненную группу направлений специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника и примерной основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.07 Информационные системы и программирование, разработанной Федеральным учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника (зарегистрирована в государственном реестре примерных основных образовательных программ под номером 09.02.07-170511 от 11.05.2017).
Организация-разработчик:
ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж».
Разработчики:
Бурова О.Н., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж».
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
цикловой методической комиссией
информационные системы и программирование
(протокол от «___»_________20____г. №___)
Председатель ЦМК ____________ Е.Л. Акимова
подпись
© О.Н. Бурова
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы проектирования баз данных
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы-программы подготовки специалистов среднего звена, разработанной в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы-программы подготовки специалистов среднего звена:
ОПЦ.00 Общепрофессиональный цикл
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проектировать реляционную базу данных;
- использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы теории баз данных;
- модели данных;
- особенности реляционной модели и проектирование баз данных;
- изобразительные средства, используемые в ER- моделировании;
- основы реляционной алгебры;
- принципы проектирования баз данных;
- обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
- средства проектирования структур баз данных;
- язык запросов SQL.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.
ПК 11.2. Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.
ПК 11.3. Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области.
ПК 11.4. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.
ПК 11.5. Администрировать базы данных.
ПК 11.6. Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Общий объем учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:
– во взаимодействии с преподавателем/мастером ПО 94 часа;
– самостоятельной учебной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
1. Общий объем учебной нагрузки (всего): |
110 |
1.1. во взаимодействии с преподавателем/мастером ПО, в том числе: |
94 |
лекции |
42 |
практические занятия |
46 |
лабораторные занятия |
- |
семинары |
- |
курсовое проектирование (работа над индивидуальным проектом) |
- |
консультации |
2 |
промежуточная аттестация: экзамен (4 семестр) |
4 4 |
1.2. Самостоятельная учебная работа обучающегося (всего), в том числе: |
16 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) |
- |
2.2. Тематический план учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных»
Наименование разделов и тем |
Тема и форма аудиторного занятия/тема самостоятельной работы обучающихся |
Задание для студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
3 семестр |
66 |
|
|||
Раздел 1. Основные понятия баз данных |
26 |
|
|||
Тема 1.1. Основные понятия баз данных |
Содержание учебного материала |
26 |
|
||
1. |
Основные понятия теории баз данных. |
О1, с.7-13 |
2 |
1 |
|
2. |
Пр. з. №1. Создание схемы базы данных «Колледж». |
О1, с. 16-21 |
2 |
1,2 |
|
3. |
Классификация баз данных. |
О1, с. 27-33 |
2 |
1 |
|
4. |
Основные понятия (тип данных, домен, отношение, кортеж, атрибут). |
О1, с. 13-16 |
2 |
1 |
|
5. |
Типы моделей данных. Реляционная модель данных. ЕR-модель. |
О1, с. 26-33 |
2 |
1 |
|
6. |
Пр. з. №2. Создание ЕR-модели и базы данных «Автомобили» с запросами. |
Выполнить СР №1 |
2 |
1,2 |
|
7. |
СР №1. Создать базу данных с предметной областью «Автомобили». |
2 |
2 |
||
8. |
Пр. з. №3. Преобразование реляционной модели в сущности и связи. |
Выполнить СР №2 |
2 |
1,2 |
|
9. |
СР №2. Создать базу данных с предметной областью «Школа». |
2 |
2 |
||
10. |
Системы управления базами данных. Основные функции. |
О2, с.15-21 |
2 |
1 |
|
11. |
Пр. з. № 4. Построение реляционной базы данных в MS Access. |
О2, с. 39-43 |
2 |
1,2 |
|
12. |
Пр. з. №5. Создание проекта базы данных. Редактирование и модификация таблиц. |
О1, с. 39-42 |
2 |
1,2 |
|
13. |
Логическая и физическая независимость данных. |
О1, с. 21 – 25 |
2 |
1 |
|
Раздел 2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей |
32 |
|
|||
Тема 2.1. Взаимосвязи в моделях и основы реляционной алгебры. |
Содержание учебного материала |
16 |
|
||
14. |
Реляционная алгебра |
О2, с. 44-52 |
2 |
1 |
|
15. |
Общая интерпретация реляционных отношений. |
О1, с. 48-49 |
2 |
1 |
|
16. |
Пр. з. №6. Редактирование, добавление и удаление записей в таблице. |
Д1, с. 24-26 |
2 |
1,2 |
|
17. |
Пр. з. №7. Создание форм и отчетов. |
Выполнить СР №3 |
2 |
1,2 |
|
18. |
СР №3. В существующую базу данных «Школа» добавить формы и отчет. |
2 |
2 |
||
19. |
Особенности теоретико-множественных операций реляционной алгебры. |
О1, с.49-58 |
2 |
1 |
|
20. |
Пр. з. № 8. Создание ключевых полей. Индексирование. |
О1, с. 58-62 |
2 |
1,2 |
|
21. |
Пр. з. № 9. Проведение сортировки и фильтрации данных. |
Д1, с. 43-45 |
2 |
1,2 |
|
Тема 2.2. Основные этапы создания реляционной модели. |
Содержание учебного материала |
16 |
|
||
22. |
Связывание таблиц. Понятие ссылочной целостности. |
О1, с. 62-66 |
2 |
1 |
|
23. |
Принципы поддержки целостности в реляционной базе данных. |
О1, с. 66-69 |
2 |
1,2 |
|
24. |
Пр. з . № 10. Установление и удаление связей между таблицами. |
Выполнить СР №4 |
2 |
1,2 |
|
25. |
СР №4. Создать базу данных «Кинофильмы», добавить запросы, формы, отчет. |
2 |
2 |
||
26. |
Пр. з. № 11. Создание запросов с несколькими условиями выборки. |
О1, с. 69-72 |
2 |
1,2 |
|
27. |
Пр. з. № 12. Создание макросов. |
Выполнить СР №5 |
2 |
1,2 |
|
28. |
СР. №5. Создать базу данных «Аэропорт», добавить запросы, формы, отчет. Создать макросы. |
2 |
2 |
||
29. |
Пр. з. № 13. Создание макросов и операции с формами. |
О2, с. 111-115 |
2 |
1,2 |
|
Раздел 3. Этапы проектирования баз данных |
20 |
|
|||
Тема 3.1. Этапы проектирования баз данных
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
||
30. |
Основные этапы проектирования баз данных. |
О1, с. 72-76 |
2 |
1 |
|
31. |
Пр. з. № 14. Проектирование схемы базы данных. |
О1, с. 76-78 |
2 |
1,2 |
|
32. |
Логическое проектирование и физическая модель баз данных. |
О1, с. 91-97 |
2 |
1 |
|
33. |
Проектирование базы данных используя принцип нормализации. |
О1, с. 97-106 |
2 |
1,2 |
|
4 семестр |
44 |
|
|||
Тема 3.2. Этапы разработки баз данных
|
Содержание учебного материала |
12 |
|
||
34. |
Концептуальное моделирование. |
О1, с. 78-91 |
2 |
1 |
|
35. |
Автоматизированные средства проектирования баз данных. |
О1, с. 106-111 |
2 |
1 |
|
36. |
Классификация CASE-технологий. |
О1, с. 111-113 |
2 |
1 |
|
37. |
Пр. з. №15. Проектирование базы данных «Банк» используя сложные запросы. |
О2, с. 100-103 |
2 |
1,2 |
|
38. |
Пр. з. №16. Проектирование базы данных «Больница» используя сложные запросы |
Выполнить СР № 6 |
2 |
1,2 |
|
39. |
СР №6. Создать базу данных «IT-фирма» используя сложные запросы |
2 |
2 |
||
Раздел 4. Проектирование структур баз данных |
8 |
|
|||
Тема 4.1. Проектирование структур баз данных |
Содержание учебного материала |
8 |
|
||
40. |
Средства проектирования структур баз данных. |
Д1, с. 106-108 |
2 |
1 |
|
41. |
Пр. з. № 17. Проектирование структуры базы данных. |
Выполнить СР № 7 |
2 |
1,2 |
|
42. |
СР №7. Создать базу данных «Магазин канцтоваров» используя структуры. |
2 |
2 |
||
43. |
Пр. з. № 18. Продолжение проектирования структуры базы данных. |
Д1, с. 108 |
2 |
1,2 |
|
Раздел 5. Организация запросов SQL |
18 |
|
|||
Тема 5.1 Организация запросов SQL |
Содержание учебного материала |
18 |
|
||
44. |
История развития SQL. |
О1, с. 143-149 |
2 |
1 |
|
45. |
Пр. з. № 19. Создание простых запросов SQL. |
О1, с. 157-162 |
2 |
1,2 |
|
46. |
Основы языка запросов SQL. Выражения в SQL. |
О1, с. 149-157 |
2 |
1 |
|
47. |
Пр. з. № 20. Создание сложных запросов SQL. |
О1, с. 163-171 |
2 |
1,2 |
|
48. |
Пр. з. № 21. Сортировка и группировка данных в SQL. |
О1, с. 171-173 |
2 |
1 |
|
49. |
Архитектура «файл-сервер» и «клиент-сервер». |
О1, с. 121-128 |
2 |
1 |
|
50. |
Пр. з. № 22. Создание пользовательского интерфейса при помощи SQL. |
Выполнить СР №8 |
2 |
1,2 |
|
|
51. |
СР № 8. Создать базу данных «Оптовый склад» при помощи SQL-запросов. |
2 |
2 |
|
|
52. |
Пр. з. № 23. Создание вложенных запросов при помощи SQL. |
О1, с. 173-182 |
2 |
1,2 |
Промежуточная аттестация |
53. |
Консультация |
2 |
1 |
|
54. |
Экзамен |
4 |
3 |
||
Всего: |
110 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Программирования и баз данных»:
Оборудование лаборатории:
- автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;
- автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб) или аналоги;
- сервер в лаборатории (8-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц, оперативная память объемом не менее 16 Гб, жесткие диски общим объемом не менее 1 Тб, программное обеспечение: WindowsServer 2012 или более новая версия) или выделение аналогичного по характеристикам виртуального сервера из общей фермы серверов;
- проектор и экран;
- маркерная доска.
Программное обеспечение:
- EclipseIDEforJavaEEDevelopers,
- .NETFrameworkJDK 8,
- MicrosoftSQLServerExpressEdition,
- MicrosoftVisioProfessional,
- MicrosoftVisualStudio,
- MySQLInstallerforWindows,
- NetBeans,
- SQLServerManagementStudio,
- MicrosoftSQLServerJavaConnector,
- AndroidStudio,
- IntelliJIDEA.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Федорова, Г.Н. Основы проектирования баз данных: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / Г.Н. Федорова. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 224 с.
2. Федорова, Г.Н. Разработка, администрирование и защита баз данных: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Н. Федорова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 288 с.
Дополнительные источники:
1. Федорова Г.Н. «Разработка и администрирование баз данных». Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
2. Макарова Н.В. «Основы программирования». Учебник с практикумом: учебник / коллектив авторов; под ред. проф. Н.В. Макаровой. – Москва: КНОРУС, 2017. – 452 с. – (Среднее профессиональное образование).
Интернет-ресурсы:
1. http://koi.tspu.ru/inf_syst_shem.htm, Портал: Модель сущность-связь.
2. http://koi.tspu.ru/inf_syst_shem.htm, Портал: Информационные системы.
3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/596785, Портал: Распределенные базы данных.
4. http://www.bseu.by/it/tohod/lekcii8_5.htm, Портал лекций: Системы обработки распределенных баз данных.
Заведующая библиотекой _____________ Е.В. Ващенко
подпись инициалы, фамилия
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тестировании.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
уметь |
|
|
проектировать реляционную базу данных |
правильно определять условия приложимости того или иного теоретического аспекта при проектировании и разработке реляционной базы данных |
Оценка результатов деятельности обучающегося при: - выполнении и защите результатов выполнения практических и самостоятельных работ; - выполнении экзаменационных заданий. |
использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных. |
составлять корректные запросы и схемы проектирования баз данных; анализировать полученные результаты запросов |
|
знать |
|
|
- основы теории баз данных; - модели данных |
эффективно находить верные методы разработки реляционной модели, знать основные принципы проектирования и разработки базы данных |
Оценка результатов деятельности обучающегося при: - изучении теоретических аспектов и закреплении полученной информации на практике; - выполнении экзаменационных заданий. |
- особенности реляционной модели и проектирование баз данных; - изобразительные средства, используемые в ER- моделировании |
знать методы разработки ER- моделей; применять полученные знания проектирования и разработки базы данных на практике |
|
- основы реляционной алгебры; - принципы проектирования баз данных |
знать основные операции реляционной алгебры и уметь их применять на практике; проектировать |
|
- обеспечение непротиворечивости и целостности данных; - средства проектирования структур баз данных |
составлять корректные схемы при проектировании баз данных, соблюдая принципы обеспечения целостности; правильно применять средства проектирования структур баз данных |
|
язык запросов SQL |
знать основные выражения языка SQL, корректно создавать sql-запросы. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.