Конспект урока. Интернет как глобальная информационная система
1. У: Здравствуйте ребята! В мире очень много информации, и ее непрерывный поток обогащает наш внутренний мир. Так давай те же не прекращать получать полезную информацию и наполнять себя истинными знаниями. Прочитаем высказывание, которое представлено на слайде (Слайд 1). О чем это высказывание? Как вы его понимаете? (Выражают свои мысли по поводу высказывания)
2. У: Теперь проверим домашнее задание. (Проверяют домашнее задание. Обсуждают, что получилось, а что нет).
Послушаем наших докладчиков. (Выходят ученики, подготовившие доклад).
(Слайд 2) Повторим основные моменты прошлого урока.
Что называют службами Интернета?
В чём различие между информационными и коммуникационными службами Интернета?
Назовите известные вам информационные службы Интернета и объясните их назначение.
Как устроен универсальный указатель ресурса в Интернете? Для чего он предназначен?
Что представляют собой социальные сети?
Что такое сетевой этикет? Каковые его основные правила?
3. У: Вернёмся к Интернету, о котором уже шла речь на предыдущих уроках. Сегодня, ребята, мы будем говорить об Интернете с точки зрения выполнения его главного назначения: быть глобальной информационной системой. Что значит слова «Глобальная»? Как вы его понимаете? Как интернет может быть глобальной информационной системой? Объясните. (Отвечают на вопросы, слушают друг друга. Выдвигают предположения о сегодняшней теме урока).
4. Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Огромное количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Какова тема нашего урока? Какова сегодняшняя цель и задачи? (формулируют тему урока, ставят цель, формулируют задачи).
(Слайд 3) Тема урока: Интернет как глобальная информационная система.
5. (Слайд 4) Напомним основные понятия, касающиеся Всемирной паутины.
Веб-страница может содержать текст, мультимедийные объекты (графическую, аудио- и видеоинформацию), гиперссылки на файлы или другие веб-страницы, а также всевозможные активные компоненты, например формы, позволяющие установить обратную связь между пользователем и веб-страницей посредством типовых элементов управления (текстовых полей, кнопок и т. п.).
Гиперссылка — некоторое ключевое слово или объект в документе, с которым связан переход к другому документу. Текст, в котором используются гиперссылки, называется гипертекстом.
Веб-сайт — группа веб-страниц, связанных единой темой, общим стилем оформления и взаимными гиперссылками.
Браузер (от англ. browse — просматривать) — специальная программа для просмотра веб-страниц.
(Слайд 5) Веб-страницы предназначены для воспроизведения на самых
разных экранах самых разных компьютеров. Поэтому они не имеют «жёсткого» форматирования. Оформление веб-страницы выполняется непосредственно во время её воспроизведения на компьютере клиента в соответствии с настройками используемого браузера.
HTML — один из так называемых «веб-стандартов» («стандартов Web»), по которым разрабатываются сайты во всём мире.
Ещё одним из таких стандартов является технология CSS (англ. Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей) — формальный язык описания внешнего вида документа, составленного с использованием языка разметки. Эта технология позволяет принципиально разделить содержание и представление документа:
• описание содержания и логической структуры веб-страницы
производится с помощью HTML или других языков разметки;
• описание внешнего вида веб-страницы производится с помощью CSS.
(Слайд 6) Веб-сайты и веб-страницы хранятся на так называемых вебсерверах — компьютерах, на которых установлено специальное программное обеспечение, обладающее соответствующим функционалом. Программа, позволяющая хранить и пересылать веб-страницы, также называется веб-сервером. Пользователи, имеющие доступ к сети, просматривают веб-документы при помощи программ-клиентов — веб-браузеров.
Взаимодействие клиент–сервер происходит по протоколу HTTP (англ. HyperText Transfer Protocol — протокол передачи гипертекста).
(Слайд 7) Запишем основные понятия, такие как:
Поисковая система – это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для поиска информации во Всемирной паутине.
Поисковая машина – программная часть поисковой системы; комплекс программ, предназначенный для поиска информации.
Поисковые системы располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи. Ежеминутно они обслуживают огромное количество поисковых запросов клиентов.
По принципу действия различают несколько типов поисковых систем, а именно:
• поисковые каталоги, управляемые человеком;
• системы, использующие поисковых роботов;
• гибридные поисковые системы.
(Слайд 8) Несмотря на общие принципы работы, поисковые системы различаются по таким характеристикам, как: язык запроса, зона поиска, глубина поиска внутри документа, метод упорядочивания информации и др. На данный момент самой популярной в мире поисковой системой является Google, а крупнейшей отечественной поисковой системой — Яндекс.
В большинстве поисковых систем реализовано три основных типа поиска:
1) поиск по любому из слов — результатом является огромный список всех страниц, содержащих хотя бы одно из ключевых слов; применяется, когда пользователь не уверен в ключевых словах;
2) поиск по всем словам — в этом режиме формируется список всех страниц, содержащих все ключевые слова в любом порядке;
3) поиск точно по фразе — в результате составляется список всех страниц, содержащих фразу, точно совпадающую с ключевой (знаки препинания игнорируются).
(Слайд 9) Чтобы поиск стал более продуктивным, во всех поисковых системах предусмотрены специальные языки формирования запросов со своим синтаксисом. Эти языки во многом похожи. Выяснить особенности определённого языка можно с помощью справочной системы, входящей в состав поисковой машины.
(Слайд 10) Чтобы поиск стал более продуктивным, во всех поисковых системах предусмотрены специальные языки формирования запросов со своим синтаксисом. Эти языки во многом похожи. Выяснить особенности определённого языка можно с помощью справочной системы, входящей в состав поисковой машины.
(Слайд 11) Как бы точно ни был составлен пользователем запрос к информационной системе, только малая часть из полученных по этому запросу документов будет релевантной, т. е. соответствующей зафиксированной в запросе информационной потребности.
Полнота поиска — это отношение числа выданных релевантных документов к общему числу релевантных документов, имеющихся в базе данных поисковой системы. В идеале это число должно равняться 1; на практике может достигать значений 0,7–0,9. Точность поиска — это отношение числа выданных релевантных документов к общему числу документов, выданных системой по данному запросу. Значение этого параметра колеблется от 0,1 до 1.
Полнота и точность определяют качество или эффективность поиска.
(Слайд 11) Что касается достоверности информации, представленной на веб-ресурсах, то проверенные данные публикуют официальные сайты государственных, коммерческих, научных и других структур, являющиеся первоисточниками информации. Ответственность за любую опубликованную ими информацию несут ресурсы, имеющие свидетельство о регистрации средства массовой информации.
6. (Слайд 12) Теперь перейдем к решению задач.
7. Физ-минутка (Слайд 14)
8. (Слайд 15) Самостоятельная работа. Ответы
1 вариант |
2 вариант |
1. Какой из способов подключения к Интернет обеспечивает наибольшие возможности для доступа к информационным ресурсам?
2. Модем - это...
3. Модем, передающий информацию со скоростью 28 800 бит/с, может передать две страницы текста (3 600 байт) в течение...
4. Электронная почта (e-mail) позволяет передавать...
5 Какой протокол является базовым в Интернет?
6. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет...
7. Гиперссылки на web - странице могут обеспечить переход...
8. Задан адрес электронной почты в сети Internet: user_name@int.glasnet.ru. Каково имя владельца электронного адреса?
9.Браузеры (например, Microsoft Internet Explorer) являются...
10 Web-страницы имеют формат (расширение)...
|
2. Количество пользователей Интернет во всем мире составляет примерно ...
3. В качестве гипертекстовых ссылок можно использовать ...
4. Web-страница - это ... 1. документ, в котором хранится информация сервера 2. документ, в котором хранится вся информация по сети 3. документ, в котором хранится информация пользователя 4. сводка меню программных продуктов 5. Адресация - это ...
6. Скорость передачи информации по магистральной оптоволоконной линии обычно составляет не меньше, чем ...
7. Какой из адресов соответствует домену второго уровня?
8. Компьютерные телекоммуникации - это ...
9. Домен - это ...
10. Задан адрес электронной почты в сети Интернет: user_name@mtu-net.ru Каково имя компьютера, на котором хранится почта?
|
Ответы
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
I В |
a |
d |
c |
c |
d |
a |
d |
b |
d |
b |
II В |
d |
d |
d |
a |
b |
d |
a |
c |
b |
a |
9. 9. Подведем итоги. Что мы сегодня узнали? Давайте повторим основные моменты темы. (Слайд 16).
1. Что представляет собой веб-страница с точки зрения пользователя и с точки зрения её разработчика?
2. В чём, по вашему мнению, состоит одно из основных отличий веб-страницы от обычного текстового документа?
3. Что такое поисковая система? Что такое поисковая машина?
4. Какие типы поисковых систем можно выделить в зависимости от принципа их действия?
5. Зная, что такое точность информации, дайте определение парному понятию «информационный шум».
6. Зная, что такое полнота информации, дайте определение парному понятию «потери информации».
7. В чём суть основных способов проверки достоверности информации, найденной в сети Интернет?
10. У: На слайде записаны незаконченные фразы (Слайд 17). Продолжите их.
Сегодня я вспомнил…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
11. Домашнее задание. (Слайд 18) §16 (с. 216-227)-изучить; задания: 10,11,18.
Всем спасибо за урок. Можете быть свободны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.