Проектная работа в младшей группе
Воспитатель: Вахитова И.Д.
Тема: «Моя семья – моя радость!».
Тип проекта: познавательно- творческий, групповой.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (c 10.01. 2017г. – 10.03.2017г.).
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному очень сложно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Актуальность:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Опрос среди детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – моя радость!», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Проблема:
В наше время в силу сильной загруженности родителей уделяется мало внимания совместной деятельности детей и родителей. Многие родители, в силу своей не заинтересованности, не просвещенности, не знают свои «корни». Забываются семейные традиции. А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций.
Недостаток знаний у детей о своей семье.
Утрата функции семьи и передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
Разобщенность между семьей и детским садом.
Цель проекта: Создание условий формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, создание благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Задачи проекта:
Формировать у детей представление о семье.
Формировать представление о родственных отношениях между близкими ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, дедушка, бабушка.
Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Предполагаемый результат проекта:
Владеть понятием «Семья».
Расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, профессиях родителей, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
Повысить педагогическую культуру родителей.
Гармонизация детско-родительских отношений.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Выставка фотографий «Моя семья – моё богатство!».
Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап (с 10 .01.2017г. – 31. 01.2017г.).
Введение в тему:
- Что дети знают о семье?
- что хотят узнать об этом?
- где можно найти материал по теме?
- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов бесед, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор дидактического материала, наглядных пособий (картины, иллюстрации); подбор настольно – печатных и дидактических игр.
- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
2. Содержание проекта (основной этап деятельностный) (с 01.02.2017 г. – 23.02.2017 г.).
Реализация проекта в организованной-образовательной деятельности через образовательные области:
Познавательное развитие |
Опрос детей: «Что я знаю о семье?». Рассматривания иллюстраций, фотографий на тему: «Моя семья». Проблемная ситуация: «Цыплёнок не знает кто его родители?». ООД «Моя семья». Цель: Создание условий для формирования у детей понятие «семья». (Приложение №1). Беседы: «Моя семья»; «Выходной день в моей семье»; «Как я помогаю дома»; «Кем работают твои родители?» (с использованием альбома); «Как мы отдыхаем?». Цель: Создание условий для закрепления первоначальных представлений о родственных отношениях в семье. Дидактические игры. «Сложи картинку»; «Кто главный?»; «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»; «Подбери слово»;«Кто, где живёт?»; «Маленькие помощники». Конструирование: «Домик для моей семьи»; «Гараж для машин»; «Мебель для моей семьи (стол и стул)». Цель:Создание условий дляразвитие у детей умения делать анализ образца-постройки, конструкторских навыков. |
|
Речевое развитие |
Игры на развитие речи. «Добавь словечко»; «Как зовут членов семьи»; «Послушай и отгадай»; «Исправь ошибки»; «Назови ласково»; «Кто, что делает»; «Один – много». Пальчиковые игры «Семья»; «Кто живёт у нас в квартире?»; «Как у бабушки Наташи»; «Есть у каждого свой дом»; «Наш дом»; «Домашние птицы и их детёныши»; «Цветочек для мамочки». Цель: Развитие у детей мелкой моторики пальцев, координации рук. Артикуляционная гимнастика«В гостях у бабушки с дедушкой» Цель:Развитие и укрепление у детей артикуляционного аппарата. Чтение художественной литературы: Стихи Чтение стихотворений, разучивание песен: «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто; «А что у вас» С. Михалков; «Посидим в тишине» Е. Благинина; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский. Пословицы, поговорки, загадки Сказки: Русская народная «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; Русская народная «Гуси-лебеди»; Русская народная «Волк и семеро козлят»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке»; Ю. Дмитриев «Синий шалашик»; Г. Цыферов «Надо подумать». Проза: Б. Житков «Как Саша маму напугал» Цель: Создание условий для воспитание у детей эмоционально-образного восприятия литературных произведений. Развитие умение оценивать поступки героев. Развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти, выразительность речи. |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Беседы по фотографиям: «Моя семья»; «Как я помогаю родителям»; «У меня есть брат (сестра); «Дом, в котором я живу»; «Праздники в моей семье»; «В нашей семье все трудятся»; «Любимые занятия членов нашей семьи»; «Как ты помогаешь маме?». Беседа по картинкам: «Где работает мама (папа)?»; «Что делать, если кто-то заболел?»; «Что такое хорошо и что такое плохо?». Дидактические игры: «Закончи предложение»; «Кто старше?»; «Кто младше?»; «Исправь Незнайку»; «Назови ласково»; «Один – много». Театрализация по сказкам: «Репка»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок». Сюжетно-ролевые игры: «Семья принимает гостей»; «Дочки – матери»; «Больница»; «Поездка на автобусе»; «Купание кукол»; «День рождение куклы»; «Гараж». Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевым играм, к труду взрослых разных профессий, оказание помощи в создании игровой обстановки. |
|
Художественно -эстетическое развитие |
ООД (Рисование):«Портрет семьи». Цель: Создание условий для развитие у детей умение передавать образы в рисунке доступными средствами; правильно держать карандаш, выбирать цвет самостоятельно; закреплять знания основных цветов. ООД (Аппликация): «Кораблик для моей семьи». Цель: Создание условий для формирования представлений детей о семье и её членах, закрепление навыков составления композиции из нескольких элементов разной формы Музыкальные игры: «Мамины помощники»; «Котята»; «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы). Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения; развитие навыков художественной передачи различных образов. |
|
Физическое развитие |
Физкультминутки: «Мы во двор пошли гулять»; «Семья»; «Зайка»; «Есть у каждого свой дом»; «Ладушки». Игровые упражнения: «На лужайке по утру»; «Семейная прогулка»; «Ручеёк»; «Капля раз, капля два…». Беседы-рассуждения: «Как вести себя на улице с членами семьи?»; «Что делать, если ты огорчил маму? ». Подвижные игры: «Гуси - гуси»; «Вокруг домика хожу»; «Птички в гнёздышках»; «Ровным кругом»; «В руки руль скорей бери и семью всю прокати»; «Мы отважные пилоты»; «По ровненькой дорожке»; «Парами на прогулку»; «Наседка и цыплята»;«Пройди – не упади». |
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании ребёнка».
«Родительские заповеди».
«Памятка о воспитании ребёнка».
«Требования взрослых к ребёнку».
«Детский уголок в квартире».
3. Заключительный этап (с 23. 02. 2017г. по 10. 03. 2017г.):
ИТОГИ ПРОЕКТА:
1. Выставки детских рисунков, работ по художественному творчеству (рисование, аппликация).
2.Выставка фотографий «Моя семья – моё богатство!».
3. Дети:
- После проведенной работы дети усвоили, что семья - это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры.
- Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.
- Активизировалась речевая активность детей (с использованием художественного слова и познавательных бесед);
- Овладели игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации («Больница», «Семья», «Магазин игрушек» и т.д.);
4. Педагоги:
- Создали условия для повышения для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
- Создали условия для повышения уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
- Создали условия для формирования доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства.
- Создали условия для обеспечения пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.
- Совместное создания педагогами и родителями позитивного психологического климата, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
5. Родители:
- Получили информацию: о возрастных особенностях детей 3- 4 лет;
о правах ребёнка в семье; об ошибках семейного воспитания.
- Приняли участие в организации выставки фотографий «Моя семья – моё богатство!».
- Повысили заинтересованность в дальнейшем развитии доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, увеличением родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей.
Список использованной литературы:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.: Линка- Пресс, 2007. 3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: - М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: - М.: Просвещение, 2001. 5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет».
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-8лет».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.