Образование без потерь для здоровья
Анализируя результаты ежегодной диспансеризации учащихся, мы выявили неутешительную картину, подтверждаемую, к сожалению, статистикой по стране: более половины заболеваний у школьников дидактогенного происхождения, и это уже индикатор состояния современной педагогики. Наша озабоченность ситуацией объясняется остротой проблемы, которая вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение: научить детей сохранять свое здоровье означает сегодня сохранить нацию. Поэтому главную задачу мы видим в том, чтобы создать условия, гарантирующие охрану и укреплении здоровья школьников, воспитать у них культуру здоровья, под которой понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Во внимание мы берем все: организацию и проведение урока и внеклассного мероприятия с учетом создания здоровьесберегающих условий и на основе использования здоровьесберегающих технологий, социально-педагогическое здоровье учащихся, здоровье учителя, благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе. По этим главным направлениям и выстраивалась наша работа. Выявленные пути и способы формирования культуры здоровья определили резервы и возможности совершенствования. Была разработана концепция, а на ее основе - школьная программа «Здоровье». Призыв к работе в рамках концепции не вызвал в педагогическом коллективе бурю восторга. Правда, все согласились с необходимостью ее внедрения. Но каждый как-то был не совсем уверен, что от него многое зависит, тем более, что учитель (а именно его обвиняют в том, что он своими непомерными требованиями ухудшает состояние школьников), школьная администрация чувствовали себя заложниками противоречивых ситуаций. С одной стороны, мы должны организовать не вредящий здоровью режим обучения, с другой – дать высокую планку обученности в соответствии с социальным запросом (профильное, углубленное обучение). С одной стороны, необходимо уменьшить учебные нагрузки сверх школьной программы, с другой – родители в такую школу ребенка не поведут (их привлекают дополнительные образовательные и развивающие услуги). Если в учебный план не включить весь спектр положенных учебных предметов, то будет нарушен Закон об образовании. Если ограничить набор контингента, чтобы учиться в одну смену, то будет нарушен главный принцип российского образования – доступность.
И таких проблем множество. Невозможность решить их в свое время привела к тому, что мы уже потеряли целое поколение сегодняшних родителей наших первоклассников. Вот стоят у школы мамы и папы и в ожидании своих детей курят одну за другой сигареты. Красивые, свободные, они даже не помышляют о том, какой пример подают своим чадам. Правда, после беседы о будущем малышей, воспитанных на примере вредных привычек, вроде бы соглашаются, но лишь меняют тактику поведения. Теперь эти милые дамы, подъехав к школе, не выходят из своих иномарок, а, открыв окно, курят на «своей территории». И никакой указ президента не может ограничить их действия, а учитель не в состоянии пробиться сквозь сложившийся стереотип.
Так можем ли мы, педагоги, переломить ситуацию? На наш взгляд, учительство – сила, причем ведущая, так как она влияет на будущее, формируя его сегодня. Осознав всем коллективом, что здоровьесбережение должно являться составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, мы рассматриваем «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы. Наш девиз: болезнь – категория медицинская, а здоровье – педагогическая.
С другой стороны, можно создать соответствующие санитарно-гигиеническим нормам условия учебного процесса, можно обеспечить медицинскую профилактику, но все это хорошо только тогда, когда ребенок сам включится в эту деятельность. А значит, первостепенной задачей необходимо считать формирование активной социально-деятельной позиции школьников. Поэтому все, что относится к школе – характер обучения, воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д., имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.
Реализуя на практике школьную программу, мы организовали работу начальной школы в режиме полного дня, внедрили в УВП всей школы базисный учебный план 2004 года, позволивший рациональнее распределить учебную нагрузку в условиях межклассной дифференциации, ввели предпрофильное и профильное обучение, где разумная организация учебного процесса особенно необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
С целью снижения риска ошибочного выбора образовательного маршрута и предоставления возможности более раннего самоопределения и выявления направленности личности с 2006 года в школе началась реализация эксперимента по осуществлению образовательного процесса начальной школы в режиме полного дня. Разработана система мер и последовательных действий, оформленных как направление в целевой программе «Здоровье». Все это позволило безболезненно перейти к работе по ФГОСам нового поколения.
В первом классе адаптационный период идет практически две четверти. Количество обучающихся в классе не превышает вместимости общеобразовательного учреждения, наполняемость классов не превышает 25 человек. Первые две недели в первом классе проводится по три урока, а на протяжении первой и второй четверти уроки проводятся по 35 минут, далее идет динамическая пауза, которая продолжается уроком на природе. Проводится не более 4 уроков в день. Занятия по основным предметам проводятся на 2-3 уроках. В первом и втором классах введена безотметочная система обучения, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраивает детей. Постоянно контролируется посадка детей, обращается внимание на положение ног и спины относительно стула, головы и рук относительно парты.
С ребятами работает психолог, который помимо первичной диагностики учащихся проводит индивидуальные и совместные занятия и тренинги для расслабления и снятия усталости после учебного дня, развивающие игры. В начальной школе часто проходят лекции медиков по профилактике различных заболеваний и, в частности, о том, как правильно ухаживать за зубами. Постоянно проводятся классные часы и беседы о здоровом образе жизни, подвижные игры на переменах. Спортивный час проводится также в группах полного дня, помимо обязательной прогулки на свежем воздухе независимо от времени года. Довольно часто в школе проводятся дни здоровья, где организуются спортивные командные соревнования. Уроки физкультуры проходят не только в спортивном зале, нои на улице. С большим удовольствием ребята посещают спортивные секции. В дополнение к вышеперечисленным занятиям проводятся уроки ритмики, которые благотворновлияют на психологическое эмоциональное и физическое развитие школьника.
Эти условия обеспечили индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в педагогическом процессе с учетом его возрастных и психических возможностей и уровня развития, внедрение режима полного дня в течение 5 лет дало определенные положительные результаты. Сформировано единство образовательного, развивающего, воспитательного и оздоровительного процессов на основе интеграции основного и дополнительного образования школьников в учебное и внеучебное время. Ребята находятся в школе с утра до вечера, но совершенно не устают и не ощущают перегрузки. Сократился до минимума период адаптации первоклассников. Мотивация к учению у детей в течение учебного года стабильно высокая, чего не удавалось достичь в обычных условиях. Уровень тревожности понизился. Укрепилось здоровье детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий. Пропуски по болезни сократились на 20%, за 5 лет учебы не приобретено ни одного хронического заболевания. Успешно решается проблема безнадзорности и беспризорности за счет профилактики правонарушений и обеспечения полноты занятости ребенка в течение всего дня. Полноценное пребывание ребенка в школе в течение дня создало условия для личностного роста каждого учащегося, формирования общей культуры, овладения навыками рациональной организации учебной и внеучебной деятельности, организации содержательного досуга, повышения мотивации личности к творчеству, стремлению к непрерывному образованию. Раннее выявление природных наклонностей ребенка позволило диагностировать и осуществлять раннюю профилизацию уже в начальной школе. А уровень удовлетворенности родителей питанием, занятостью детей, образовательными услугами начальной школы, реализуемыми в рамках работы в режиме полного дня, вырос с 72% до 89%.
Работая в рамках программы, обобщая и распространяя методический опыт, мы провели теоретические семинары для учителей школы и города, разработали систему мониторинга процесса внедрения технологий в учебно-воспитательный процесс. Методическое объединение классных руководителей в сотрудничестве со специалистами службы социально-психологического сопровождения УВП и медиками школы подготовили цикл лекций, бесед и консультаций в рамках родительского всеобуча по направлению «Здоровый ребенок – здоровое общество», где рассматриваются понятия физического, психического и духовного здоровья и их взаимосвязь, атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка, влияние на его здоровье негативной теле- и видеоинформации, основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей, раскрываются основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
Параллельно с этим педагоги разработали и защитили проекты в рамках концепции, позволившие успешнее внедрить здоровьсберегающие технологии в УВП:
-основные формы организации физического воспитания и охраны здоровья обучающихся в условиях модернизации образования;
-здоровьесберегающие технологии в преподавании математики;
-здоровьесберегающие технологии на уроках физики;
-роль классного руководителя и учителя-предметника в сохранении здоровья учащихся;
-совместная работа школы и родителей по оздоровлению детей;
-двигательный режим и его значение для повышения работоспособности учащегося;
-здоровьсберегающая организация учебной деятельности на уроке в начальной школе;
-тема «Здоровье» на уроках гуманитарного цикла.
Особый интерес представляет деятельность в этом направлении самих учащихся. Президентом школьной республики «Спектр» было учреждено министерство здравоохранения, основным направлением работы которого стала популяризация здорового образа жизни под лозунгом «Образование без потерь для здоровья». Членами министерства разработан функционал, включивший:
-участие в работе экологического научного общества учащихся;
-помощь в организации и проведении экологического
месячника;
-посадка деревьев, разбивка цветников;
-организация и помощь в проведении экологических викторин, игр и бесед по классам;
-помощь в организации и проведении спортивных соревнований, эстафет, лыжных походов, веселых стартов;
-беседы по оздоровлению на классных часах;
-антинаркотическая и антиалкогольная пропаганда среди учащихся;
-проведение ежедневной утренней гимнастики;
-помощь в проведении Дней здоровья (школьных и городских);
-организация оздоровительных походов и прогулок;
-помощь в проведении подвижных игр на переменах;
-организация традиционной распродажи подержанного спортинвентаря и снаряжения;
-выступления агитбригады «В здоровом теле – здоровый дух»;
-конкурс плакатов «Нет наркомании!»;
-конкурс агитлистков «Мы за здоровый образ жизни»;
-конкурс творческих работ «Здоровье нации в наших руках»;
-общешкольный конкурс «Самый здоровый класс»;
-выпуски телевизионных школьных новостей по теме здоровья;
-экскурсия на городскую выставку восковых фигур «Нет наркотикам!»;
-встреча со студентами медицинского училища г. Серпухова;
-диспуты на темы «Здоровье и сквернословие», «Компьютер и здоровье»;
-в связи с созданием школьных СМИ, одним из которых является телевидение, проведен конкурс антиникотиновой рекламы, конкурс на лучший созданный видеофильм.
В результате такой заинтересованной деятельности самих учащихся здоровье как ценностная категория, которая стояла у наших учащихся на 9 месте, для многих обрело большую значимость и стало приоритетным.
Формирование у учащихся ответственности за свое здоровье – важный воспитательный процесс, реализуемый психолого-педагогическими методами. Осуществляем мы его в конструктивном взаимодействии с самыми разными организациями, учреждениями и предприятиями. Прежде всего с медицинскими. Обратимся к медико-педагогической деятельности в рамках школьной концепции. Например, мероприятие по вакцинации наш коллектив обеспечил психолого-педагогическим сопровождением не самых любимых детьми процедур, работая над предварительной сформированностью у детей необходимой установки – мобилизации чувства ответственности человека за свое здоровье, воспитание постоянной потребности заботиться о нем.
Убедили! Теперь встает новый вопрос о том, как грамотно это делать, так как заниматься укреплением здоровья негодными средствами – себе дороже. Чего стоит, например, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! Лучше не делать никак, чем делать неправильно. А как правильно? И здесь эстафета передается от воспитательных программ к учебным. Научить молодого человека современным системам и методам охраны и укрепления здоровья – задача школы. Главная часть нашей концепции посвящена именно этому. Она выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым и отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики – «не навреди».
Говоря о внутришкольных факторах, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся, главной своей задачей мы считаем обеспечение таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Первыми нашими шагами в этом направлении были следующие: полы коридоров расписаны увлекательными подвижными играми в скакалки; на стендах – детские ладошки, тянущиеся к солнцу, воздушные шарики, взлетающие ввысь. Все это привлекает малышей, и они, подпрыгивая, стремятся достать наиболее удаленные, и тем самым избавляются от гиподинамии, вызванной долгим сиденьем на уроках. А красочные ростомеры на стенах служат корректировкой осанки. Кто из малышей равнодушно пройдет мимо, не прислонившись, не измерив свой рост? А цветовая гамма еще и подскажет, а не вырос ли ты из своей парты, не мала ли она тебе? Ведь цвета на ростомере соответствуют маркировке мебели в классе.
Первоклассники заводят вместе с родителями дневники здоровья. Детям это нравится, они с радостью работают с ними, фиксирую малейшие изменения в росте, увлечения спортом, участие в школьных Днях здоровья, личные достижения в чем-то. Пишут о своих кумирах-спортсменах, вклеивают фотографии, вписывают стихи, рисуют картинки, отражающие досуг, учитывают динамику физического роста и совершенствования. Работа с дневником здоровья способствует развитию процессов самонаблюдения, самоанализа для коррекции собственного образа жизни, на всех этапах является строителем своего здоровья сам ученик.
При этом учитель остается все же ключевой фигурой, на него направлены все школьные мероприятия безопасности. Мудрость управления, создание внутренней мотивации учителя на сбережение здоровья каждого ребенка, стимулирование технологий, не изнуряющих подростка и вдохновляющих его, - вот резерв борьбы с перегрузками, который задействует наш коллектив. И теперь при аттестации учителя мы учитываем также здоровьесберегающую направленность его работы. Здоровый учитель, бодрый, веселый, дружелюбный, без признаков ипохондрии – не это ли мечта каждой семьи, доверяющей свое ненаглядное чадо в полное распоряжение казенного учреждения.
Что же касается перегрузки, то зависимость между утомляемостью и протяженностью учебного дня очевидна для всех. В существующих ныне условиях мы, особенно в 4 четверти, стараемся снять утомляемость с помощью двигательного компонента. В начальной школе проще: между парами уроков – музыка в движениях. Прогулки на свежем воздухе с подвижными играми. Некоторые уроки по расписанию проводятся в зимнем саду: природоведение, чтение и даже математика. Перед предпоследним и последним уроками, когда нет прогулки, класс танцует вместе с учителем, дублируя его движения под любимые мелодии.
Перегрузка бывает не только от количества часов, но и от качества обучения. Дети устают, когда для них сидение за партами лишено смысла, когда их деятельность неинтересна и рутинна, когда она связана с психологическими стрессами из-за напряженной обстановки в школе. Для снижения этого риска нами разработана и внедрена концепция психолого-педагогического и социально-правового сопровождения учащихся на всех направлениях и этапах обучения. И результатом работы школьных психологов, логопеда, социального педагога, профориентатора, инспектора по защите прав участников образовательного процесса становится маленькое «чудо», когда к старшей школе «рассасываются» классы, набранные как коррекционные, и не потому, что дети уходят, а потому, что переходят в обыкновенные или даже профильные классы.
В школе у нас немало многодетных семей. В них замечательные дети, рвущиеся к образованию. И как хорошо, что есть возможность обеспечить им бесплатное и хорошее питание. В конце учебного года мы традиционно благодарим родителей и поздравляем семьи, в которых дети не болеют. Награждаем также и учителей, работающих без больничных листов.
Есть еще один существенный негативный фактор. Совершенно очевидно, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, как считают психоневрологи, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Влияет и характер взаимоотношений учителя и ученика. Точнее, на какой основе они строятся: авторитарности или сотрудничества. Авторитарный режим сам по себе утомителен для ребенка, так как держит его в состоянии стресса. Никакая учеба в голову не пойдет, когда мысли только об одном: как бы с наименьшими потерями дождаться конца урока. И наоборот, взаимопонимание развивает познавательную мотивацию.
Влияет и эмоциональный климат урока, во многом зависящий от психологической грамотности учителя. Что ему стоит улыбнуться, проявить свое чувство юмора в подходящей форме. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Но совершенно неуместны на уроке так называемые примитивно-злобные шутки, наносящие непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту детей, травмирующие психику, подрывающие здоровье. Поэтому, идя на урок, мы оцениваем его с позиции сохранения здоровья учителя и ученика. А школьный психолог проводит для учителей специальные тренинги, собеседования, консультации, дает рекомендации об обучении на курсах по данной проблеме. Так большую помощь учителям школы оказали занятия на курсах «Педагогическая имиджелогия», проведенных Учебно-методическим центром г. Серпухова.
Так или иначе, но учитель должен сделать урок «теплым, живым», комфортным. И вот ученики пишут под музыку природы: звуки дождя, летнего леса, пение птиц, журчание ручейка. На уроках труда в слесарной мастерской часто звучит музыка, исполняемая учителем. Использование разноцветных карточек, запись ребристой, а не гладкой авторучкой, чтобы, когда пальцы устанут, покатать ее между ладонями, физкультурные минутки, релаксационные паузы, тренинги, разнообразие форм и методов работы на уроке, организованные прогулки, подвижные перемены – многое мы уже знаем и используем для снижения «цены» обучения. Вполне возможно в течение 3-5 минут обучать детей стоя. Перемена позы дает ученику отдых. Ведя урок, учитель может перемещаться в разных концах класса, а ученики вынуждены поворачиваться вслед за ним, вращать головой, глазами, всем телом. В урок успешно вписывается работа со зрительным тренажером. И многое другое. Из всех этих элементов учитель возьмет для себя ровно столько, сколько нужно. При этом необходимо помнить, что завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь.
Молчаливые наши друзья и помощники в решении проблемы здоровья – растения. Они дарят нам ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. Кроме этого они создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. В школьных помещениях мы специально содержим и выращиваем хлорофитум, розмарин, аспарагус, аглаонем, мирт, хвойные и другие. Подбор растений определяется двумя требованиями: запах растений не должен быть сильным и присутствие их не должно вызывать аллергических реакций у учащихся. У нас нет ни одного кабинета без цветов, цветы есть даже в столовой и во всех коридорах, в рекреациях оформлены 2 зимних сада.
Учитывается и видеоэкологическая составляющая школьной среды: многообразие форм, разнообразие цветовой гаммы, комбинации различных геометрических фигур, очертаний способствуют повышению работоспособности, настроения, оптимистических ожиданий.
Серьезное отношение к здоровью детей у нас традиционно, и начало ему положили уроки физкультуры, которые наши учителя проводят на высоком методическом уровне. Большие проблемы вызывала лыжная подготовка – попросили о помощи шефов, завод «Металлист», и 25 пар новых лыж позволили успешнее организовать занятия. С целью популяризации спорта среди учащихся каждый год проводятся родительские собрания, на которых учителя рассказывают, как построена школьная программа по физической культуре, дети демонстрируют упражнения на всех снарядах и сами комментируют их воздействие на детский организм. С помощью учащихся старших классов обустроен тренажерный зал, в рекреациях установлены теннисные столы, и на переменах учащиеся проводят дружеские турниры. Ежегодно организуются ярмарки-распродажи спортивной формы, лыж, ботинок, креплений, из которых дети быстро вырастают. Для физического совершенствования в школе работают свыше 20 спортивных секций и кружков.
И хотя здоровье самих учителей сегодня оставляет желать лучшего, а надежд на то, что государство и его медицина могут помочь в его сохранении, не так уж и много, все же наши педагоги тоже учатся быть здоровыми: раз в неделю занимаются танцами с хореографом, раз – ОФП, раз – аэробикой. Надо сказать, что последние годы учительские спортивные команды успешно выступают в городских соревнованиях по теннису, волейболу и плаванию. Многие классные руководители каждую весну и осень отправляются со своими классами в турпоходы. Более 60% учителей работают в течение года без больничных листов.
Учитывая значимость вопроса сохранения здоровья, мы включили этот раздел как один из приоритетных в Программу развития школы и для успешного решения поставленных задач использовали все возможности микрорайона и города. Весь педагогический коллектив поставлен на обслуживание МСЧ № 8 г. Серпухова, оборудованной самой современной медицинской техникой, и может воспользоваться услугами высококвалифицированных специалистов. В рамках реализации городской программы учителя и сотрудники школы ежегодно обследуются специалистами МУЗ ЦРБ. В сотрудничестве с психологами МДЦ «Юность» педагоги работают по формированию и укреплению психологического климата в классных коллективах. Сотрудничая с ДДиЮ и спортивным комплексом «Тайфун», нам удалось значительно пополнить материальную базу для оздоровительной и спортивной деятельности. На средства учредителя, муниципалитета г. Серпухова, силами СПТП «Союз» реконструирован школьный спортивный зал и оснащен новейшим оборудованием. Сооружено ограждение школы, построена площадка для стритбола. Благодаря усилиям Главы города сооружена и введена в действие спортивная площадка.
В результате внедрения в практику работы школы концепции по созданию здоровьесбергающей среды снизился уровень заболеваемости среди учащихся. Увеличилось количество детей, придерживающихся здорового образа жизни, снизились показатели неврологической патологии на 20%, повысилось качество подготовки по физической культуре, увеличился процент детей, посещающих спортивные кружки и секции. В школе созданы условия для получения качественного образования детьми с проблемами в состоянии здоровья:
-надомное обучение с режимом занятий по выбору родителей и детей;
-на уроках ФЗК – внедрение модульного курса воспитания детей и подростков по вопросам здоровья и профилактики здорового образа жизни;
-щадящий режим на итоговой аттестации по показанию медицинских работников;
Таким образом, реализация мер по сохранению здоровья учащихся в целом позволила снизить коэффициент пропусков занятий учащимися по болезни до 0,8 человекодней, достичь 100% уровня усвоения знаний всеми учащимися школы и обеспечить резерв сил для углубленного профильного обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.