Урок русского языка в 7 классе № 22
Тема: Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени
Цель
познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, с правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Планируемые результаты
Личностные УУД:
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Метапредметные УУД: формулируют познавательные цели, объясняют языковые явления, ставят учебные задачи, проводят контроль своих действий; сотрудничают в сборе информации, оценивают действия друг друга.
Предметные УУД: знать, что такое причастие, знать разряды причастий, уметь образовывать причастия настоящего и прошедшего времени
ХОД УРОКА
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний
Словарный диктант на правописание чередующихся гласных в корнях (взаимопроверка)
Прибирать стол, переберу книги, сочетать цвета, разжигать костер, блестеть ярко, удирать со всех ног, застелю кровать, отпереть замок, составить словосочетание, зажечь лампаду, блистать на балу
Блиц-опрос:
-что такое причастие? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
-от какой части речи образовано причастие?
-перечислите суффиксы причастий
-что такое ПО? Определяемое слово?
-расскажите о знаках препинания при ПО
- На какие 2 вида делятся причастия?
3. Целеполагание
Найдите причастие.
Что вы можете о нём сказать?
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец
-это действительное причастие прошедшего времени
-А с помощью чего оно образуется? (суф. ш)
-значит, тема нашего урока «Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени»
Цель нашего урока – узнать, как и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени, научиться правильно писать данные причастия.
4. Формирование новых знаний
Причастия могут быть настоящего и прошедшего времени. Причастий будущего времени не бывает. Причастия настоящего и прошедшего времени различают суффиксами.
Просмотр и анализ схемы
При создании действительного причастия настоящего времени за основу берется глагол настоящего времени, к нему добавляется суффикс.
Если глагол относится к 1 спряжению – суффиксом будет ущ, ющ; если глагол принадлежит ко 2 спряжению – суффикс ащ, ящ.
При создании действительного причастия прошедшего времени за основу берется глагол прошедшего времени, к нему добавляется суффикс вш либо ш.
5. Первичное закрепление
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий
1 ряд
Та..щий на солнце снег
Весело щебеч..щими птицами
2 ряд
Шепч..щие на ветру деревья
Вер..щий людям
3 ряд
Зна..щий правду
Люб..щий спорт
Задание 2: работа у доски с проговариванием
Образуйте действительные причастия прошедшего времени (1-й ученик) и настоящего времени (2-й ученик). Какая гласная пишется перед суффиксом причастия?-----выделить суффиксы
Скакать
Надеть
Строить
Посеять
Нырнуть
Пробыть
Задание 3:
Работа с текстом.
Учащиеся получают текст для анализа, выполняют следующие задания
1. Определить тему и идею текста.
2. Найти в тексте причастные обороты, выделить их, обозначить определяемое слово.
3. Найти в тексте действительные причастия настоящего и будущего времени, выписать их, разобрать по составу
Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок суши, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.
В начале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившегося сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона.
Задание 4.
Работа с учебником. Упр.88
6. Итог урока. Рефлексия
- От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?
- От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?
- От глаголов какого вида нельзя образовать действительные причастия настоящего времени?
- От каких глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени?
-Назовите суффиксы действительных причастий прошедшего времени.
- От чего зависит написание гласной перед суффиксом -л- в действительных причастиях прошедшего времени?
Домашнее задание: пар.13, упр.93
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.