Образование множественного числа существительных в английском и русском языках
Храброва Елизавета
Панова Ольга
Что такое имя существительное и категория числа имён существительных?
Имя существительное (или просто существительное) — самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?» или «что?».
Категория числа имен существительных – лексико-грамматическая словоизменительная категория, находящая свое выражение в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа.
Существительные
исчисляемые (countable)
неисчисляемые (uncountable)
Единственное число (singular)
Множественное число (plural)
Только одна форма
Эти существительные имеют только форму множественного числа:
Заимствованные существительные, которые оканчиваются на -о, -а, -и, -у, никогда не изменяются.
Английский язык
присоединения окончания -s (-es) к существительному в единственном числе:
Основной способ образования множественного числа
a pen — pens
a book — books
a box — boxes
Произношение
После звонких согласных звуков или гласных-s звучит как /z/:
•houses / haʊzəz/, hands /hændz/, keys /kiːz/
После глухих согласных звуков -s звучит как /s/:
•boats / bəʊts /, cats / kæts /, rivers / rɪv.ərs /
Особенности присоединения окончания -s (-es)
Если существительное оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -z, -x, то прибавляется окончание -es:
a bus — buses
a glass — glasses
a bush — bushes
a bench — benches
a match — matches
a fox — foxes
Существительные, оканчивающиеся на -y
Если существительное оканчивается на согласную + y, то -y меняется на i, и прибавляется -es:
a baby — babies
a story — stories
a city — cities
Если существительное оканчивается на гласную + y, то просто прибавляется окончание -s:
a toy — toys
a tray — trays
a monkey — monkeys
Существительные, оканчивающиеся на –f, -fe
Если существительное оканчивается на -f или -fe, то -f меняется на -v, и прибавляется -es:
a leaf — leaves
a thief — thieves
a wife — wives
a knife — knives
Но в некоторых случаях к существительным, оканчивающимся на -f, просто прибавляется окончание -s:
a roof — roofs
a cliff — cliffs
a chief — chiefs
a dwarf — dwarfs (гном — гномы)
Но! Принимают оба окончания:
Scarf – scarfs/scarves
Существительные, оканчивающиеся на -о
Если существительное оканчивается на -o, то прибавляется окончание -es:
a tomato — tomatoes
a hero — heroes
a cargo — cargoes
В некоторых случаях прибавляется окончание –s:
a photo — photos
a kilo — kilos
a piano — pianos
a radio — radios
a video — videos
a studio — studios
Принимают оба окончания -s или –es (форма с -es употребляется чаще):
a mosquito — mosquitoes / mosquitos
a tornado — tornadoes / tornados
a volcano — volcanoes / volcanos
a zero — zeroes / zeros
Особые формы множественного числа существительных
a man [mæn]- men
a woman [ˈwʊmən] — women [ˈwɪmɪn]
a child [tʃaɪld] — children [ˈtʃɪl.drən]
a tooth [tuːθ] — teeth [tiːθ]
a foot [fʊt ]- feet [fiːt]
a mouse [maʊs] — mice [maɪs]
a goose [ɡuːs] — geese [ɡiːs]
an ox [ɒks] — oxen [ˈɒksn]
Существительные, у которых форма множественного числа совпадает с формой единственного
one deer — two deer
one fish — two fish
one sheep — two sheep
one series — two series
one species — two species
one aircraft — two aircraft
one spacecraft — two spacecraft
one moose — two moose
one means — two means
Множественное число существительных латинского и греческого происхождения
a datum — data
a criterion — criteria
a genius* — genii / geniuses
a formula* — formulae / formulas
a cactus* — cactii / cactuses
a memorandum* — memoranda / memorandums (записка — записки)
a phenomenon — phenomena
a bacterium — bacteria
a curriculum — curricula
an analysis — analyses
a basis — bases
a crisis — crises
a thesis — theses
a hypothesis — hypotheses
a parenthesis — parentheses (скобка — скобки)
*Данные существительные во множественном числе также могут иметь окончание -(e)s.
Множественное число составных существительных
Присоединения окончания -s (-es) к последнему (наиболее значимому) элементу слова
a greenhouse — greenhouses
a car park — car parks
a table lamp — table lamps
a footstep — footsteps
a brain-teaser — brain-teasers
a shopkeeper — shopkeepers
a toothbrush — toothbrushes
Если второе слово образует множественное число другим способом, то придерживаемся именно этого способа. Первое слово остается в единственном числе, а второе (более значимое по смыслу) — принимает форму множественного числа
a schoolchild — schoolchildren
a postman — postmen
Но: если первым элементом составного существительного являются слова man или woman, то оба элемента принимают форму множественного числа
a manservant — menservants
a woman-doctor — women-doctors
Множественное число составных существительных
Некоторые сложные существительные, состоящие из существительного и какого-либо слова другой части речи (например, прилагательного или предлога), образуют форму множественного числа следующим способом: множественную форму принимает главное слово, то есть существительное. Другое слово остается в единственном числе.
a passer-by — passers-by
a looker-on — lookers-on
Множественное число составных существительных
В «in-law» существительных, а также в таких, как editor-in-chief, commander-in-chief, только главное существительное принимает форму множественного числа.
a mother-in-law — mothers-in-law
a son-in-law — sons-in-law
an editor-in-chief — editors-in-chief
Множественное число составных существительных
Если же в составе сложного существительного нет существительных вообще, то окончание множественного числа присоединяется к последнему слову:
a forget-me-not — forget-me-nots (незабудка — незабудки)
a merry-go-round – merry-go-rounds (карусель – карусели)
a grown-up – grown-ups
Итоги
Русский и английский используют единственное и множественное число для обозначения количества предметов.
как в русском, так и в английском, все существительные подразделяются на два вида: исчисляемые (countable) и неисчисляемые (uncountable).
В обоих языках исчисляемые существительные имеют единственную и множественную формы.
в системе английского имени существительного форма множественного числа образуется по агглютинативному принципу (за исключением немногочисленной группы существительных, образующих форму множественного числа с помощью внутренней флексии).
В русском языке форма множественного числа образуется по флективному принципу.
Упражнение 1. Поставьте существительное во множественное число
Пример: Комната – комнаты
Пол – пол_
Стена – стен_
Дверь – двер_
Окно – окн_
Таракан – таракан_
Картина – картин_
Лампа – ламп_
Торшер – торшер_
Коврик – коврик_
Кресло – кресл_
Диван – диван_
Подушка – подушк_
Стол – стол_
Телевизор – телевизор_
Упражнение 2. Напишите формы множественного числа:
брат-братья | имя-имена | дом-дома |
мать-матери | отец-отцы | ребёнок-.......................... |
Упражнение 3. Образуйте множественное число.
Модель: большой дом – большие дома
Новый учебник, хорошая комната, большое окно, интересный фильм, синяя ручка, трудное упражнение, красный карандаш, старое здание, русская песня, старший брат, иностранный язык.
Упражнение 5. В приведенных ниже предложениях какие несклоняемые слова являются единственными, а какие множественными? Как вы это поняли? Есть ли двусмысленные?
1. Вот моё фо́то.
2. Вот на́ши фо́то.
3. Где но́вые кафе́?
4. Вот её пальто́.
5. Здесь о́чень хоро́шее кафе́.
6. Каки́е интере́сные эссе́!
Упражнение 1. Поставьте существительные во множественное число
A
door →
lesson →
plate →
story →
half →
play →
box →
B
child →
man →
woman →
foot →
tooth →
mouse →
potato →
life →
lady →
wolf →
photo →
glass →
match →
person →
businessman →
fish →
ox →
sheep →
Упражнение 2. Образуйте множественное число для существительных с определенными окончаниями.
А) СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА –Y.
Вставьте следующие слова во множественном числе в следующие предложения.
Story, city, country, dictionary, key, party, tray
1. The students in my class come from many ... of our republic.
2. My money and my ... are in my pocket.
3. By the end of the term we’ll have to read a few ... by S. Maugham.
4. I like going to ... because I enjoy socializing with people.
5. People carry their food on ... at a cafeteria.
6. We always look up words in ... when we write essays.
7. Sportsmen from different ... of the world take part in the Olympic Games.
B) СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА –F/ FE.
Knife, life, thief, roof, loaf, cliff, wolf
1. Please put the forks, … and spoons on the table.
2. Packs of ... hunting nearby caused so much fear that nobody went to the forest mushrooming.
3. We all have some problems in our ...
4. All the houses were covered with tiled ...
5. The ... were caught and arrested.
6. We could see the white ... of Great Britain in the distance.
7. The kitchen bread-bin contained three ... of sliced white bread and two buns.
Упражнение 2. Образуйте множественное число для существительных с определенными окончаниями.
Упражнение 2. Образуйте множественное число для существительных с определенными окончаниями.
C) СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА -s, -ss, -sh, -ch, -x, -o
Dish, glass, match, potato, bush, tax, bus, tomato, photo
1. Bob drinks eight... of water every day.
2. Can you take a few ... of me and Rachel?
3. Please put the ... and the silverware on the table.
4. All citizens pay money to the government every year. They pay their ...
5. I can see trees and ... outside the window.
6. I want to light the candles. I need some ...
7. When I make salad, I use lettuce and ...
8. Sometimes Sue has a hamburger and French-fried ... for dinner.
9. Are there any ... from here to the town center?
Упражнение 3. Найдите 6 ошибок в образовании множественного числа существительных, заканчивающихся на –O.
Photoes, dodoes, zeroes, tomatoes, Negroes, potatos, kiloes, buffaloes, videos, pianoes, mosquitoes, stereoes, radios, studios, echos, heroes.
Упражнение 4. Образуйте множественное число
А) Заимствованных существительных
Phenomenon, crisis, stimulus, index, antenna, formula, datum, nucleus, criterion, analysis, apparatus, basis, appendix, tableau, radius, miasma, hypothesis, axis, genus, vertebra.
В) Сложных существительных
Boy-messenger, sister-in-law, text-book, pocket-knife, statesman, fellow-worker, merry-go-round, man-servant, hotel-keeper, forget-me-not, lady-bird, woman-doctor, looker-on, editor-in-chief, passer-by, commander-in-chief, handful.
Упражнение 5. Напишите перевод слов в скобках, используйте единственное или множественное число.
1. (Дети) should not forget to brush their (зубы) twice a day.
2. How many (вулканов) are still active in Japan?
3. (Моя свекровь) always got along with her three (невестками).
4. Look! How beautiful the (ландыши) are!
5. On your way home buy some (картофеля) and (помидоров) and pick up the (фотографии) from the photographer’s.
6. The job of (пожарных) is quite dangerous.
7. (Почтальоны) deliver mail early in the morning.
8. They sailed from India with (грузами) of (шелка, чая и табака разных сортов).
9. Laura has always given me good (советы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.