Конспект занятия для учащихся 3 класса по теме : «Образование сложных слов»
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Тема урока: «Образование сложных слов»
Цель: изучить способ образования сложных слов при помощи соединительных гласных О и Е.
Задачи:
· образовательная: повторить написание словарных слов на буквы К и Л, актуализировать знания по фразеологизмам, изучить способ образования сложных слов при помощи соединительных гласных О и Е;
· развивающая: учить учащихся анализировать, сравнивать и обобщать, способствовать развитию речи, познавательного интереса, внимания;
· воспитательная: воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
УУД:
· личностные: интерес к русскому языку;
· регулятивные: принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности;
· коммуникативные: активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
· познавательные: осуществления поиска текстового материала, осуществлять запись указанной учителем информации, анализ и выделение существенных и несущественных признаков.
Планируемые результаты:
· предметные: находить в словах два корня и соединительную гласную (морфемика), объяснять правописание соединительных гласных о, е в сложных словах (орфография);
· личностные: развитие интереса к познанию русского языка;
· метапредметные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать полученную информацию, активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач.
Основные понятия: сложное слово, соединительная гласная, основа, корень, фразеологизмы, словарные слова.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ход урока
Этап урока/время |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.Организационный момент (1 минута) |
Проверка готовности учащихся к уроку. |
Готовятся к уроку. |
2. Чистописание (5 минут) |
1. Повторение фразеологизмов, которые были на прошлом уроке.
2. Запись новых фразеологизмов на доске, объяснение их значений (при необходимости), обращение к истории происхождения: Прометеев огонь (неугасающее стремление к достижению высоких, благородных целей), проходить красной нитью (быть главной мыслью, идеей), проще пареной репы (о несложном деле). |
Перечисляют фразеологизмы, поясняют их значение. Записывают фразеологизмы в тетрадь, объясняют (по возможности) их значение, указывают части речи. |
3. Словарно-орфографическая работа (7 минут) |
Проверка написания детьми словарных слов на букву К и Л. |
Записывают словарные слова, делят на слоги, ставят ударение, выделяют буквы, которые надо запомнить: космос, космонавт, костер, костюм, котлета, легко, леечка, лестница, литература. |
4. Изучение нового материала (15 минут) |
- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам нужно вставить слово в фрагмент известной сказки Корнея Ивановича Чуковского «Муха – Цокотуха».
- Кто может выйти и на доске записать это слово? - Как вы думаете, от каких слов оно образовано? - Давайте попробуем выделить в нем корень или корни. - Итак, ребята, как вы видите, в слове «самовар» два корня, именно поэтому оно является сложным. - Значит, какую тему мы будем изучать с вами сегодня? Для того чтобы лучше разобраться в том, что такое сложные слова и как они образуются, давайте выполним следующее упражнение:
Итак, какие же буквы могут стоять между основами? Давайте проверим наши предположения, прочитав правило:
|
Вставляют слово.
Пишет слово.
Называют.
Выделяют.
- Сложные слова.
Выполняют упражнение.
- О и Е.
Читают правило.
|
5. Закрепление нового материала (10 минут) |
|
Выполняют упражнение в тетради и по цепочке комментируют его. |
6. Контроль полученных знаний (3 минуты) |
- Запишите одним словом, помните, что соединительные гласные только О и Е: 1. Кто ловит птиц? 2. Кто варит сталь? 3. Кто разводит пчел? 4. Приспособление для ловли мышей. 5. Кто рубит лес? |
Птицелов. Сталевар. Пчеловод. Мышеловка. Лесоруб. |
7. Подведение итогов/рефлекция (2 минуты) |
- С какими словами мы познакомились на сегодняшнем уроке? - Как они образуются? - Какие вы знаете соединительные гласные? - Входят ли соединительные гласные в состав основы? - Все ли вам было сегодня понятно? |
Отвечают на вопросы. |
8. Домашнее задание (2 минуты)
|
Упр. 173, 174 (с. 93), выучить правило.
|
Записывают в дневник домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.