Образование в Китае

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Так, в отличие от еще одного азиатского исполина - Индии, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского (составляющего основную массу населения в обеих странах). Неграмотными в Китае остаются лишь 15-17% взрослого населения (47% в Индии, 61% в Бангладеш, 59% в Пакистане, 27% в Иране, 17% в Турции, 15% в Индонезии). Еще лучше у КНР другой важный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе. В Китае указанный показатель составляет всего 4%. Этот же индикатор достигает 44% в Индии, 63% в Бангладеш, 61% в Пакистане, 10% в Иране, 8% в Турции, 4% в Индонезии.
Иконка файла материала Образование в Китае.doc
Образование в Китае Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать   ее   с   зарубежными   аналогами.   Так,   в   отличие   от   еще   одного азиатского исполина ­ Индии, Китай является страной с высоким и быстро растущим   уровнем   грамотности   населения,   в   том   числе   крестьянского (составляющего основную массу населения в обеих странах). Неграмотными в Китае   остаются   лишь   15­17%   взрослого   населения   (47%   в   Индии,   61%   в Бангладеш, 59% в Пакистане, 27% в Иране, 17% в Турции, 15% в Индонезии). Еще лучше у КНР другой важный индикатор ­ доля неграмотных женщин в возрастной   группе   15­24   года.   Он   показывает   эффективность   борьбы   с неграмотностью   за   последние   двадцать   лет   и   косвенно   свидетельствует   о положении   женщин   в   семье   и   обществе.   В   Китае   указанный   показатель составляет   всего   4%.   Этот   же   индикатор   достигает   44%   в   Индии,   63%   в Бангладеш, 61% в Пакистане, 10% в Иране, 8% в Турции, 4% в Индонезии.  Система образования  в КНР,  как  и  везде, включает  начальную  и  среднюю школу,   а   также   высшее   и   среднее   специальное   образование.   В   начальной школе в Китае учится порядка 140 млн. человек, срок обучения ­ шесть лет. В 1996   году   в   начальную   школу   в   Китае   поступило   98,8%   детей   6­летнего возраста.   В   средней   школе   (разбитой   на   две   ступени   по   три   года) насчитывается около 60 млн. учеников. В ВУЗах КНР обучается примерно 3 млн.   студентов.   Срок   обучения   ­   4­5   лет.   Число   ВУЗов   и   университетов немногим более 1 тыс. За последние двадцать лет ученые степени в стране получили свыше 300 тыс. кандидатов   и   20   тыс.   докторов   наук.   Подготовку   диссертаций   ведут   в настоящее время 160 тыс. аспирантов. Превосходя   большинство   азиатских   стран   по   широте   охвата   населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов.   Отчасти   этим   объясняется   сравнительно   невысокая   (хотя   и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6).     Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во­первых, в Китае существует профессионально­технических, педагогических   и   медицинских   училищ   (свыше   4   млн.   учащихся,   срок обучения ­ 2­4 года), а также широко распространены разнообразные формы продолжения   общего   образования   и   повышения   профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн. человек).   Помимо   этого   существует   и   система   профессиональной переподготовки   для   лиц,   потерявших   работу   на   государственных предприятиях.   Во­вторых,   огромную   роль   в   повышении   профессиональной грамотности   и   технической   квалификации   населения   играют   средства массовой   информации,   в   том   числе   многочисленные   образовательные разветвленная     сетьпрограммы   телевидения,   ставшего   в   90­е   годы   общедоступным   ­   вслед   за практически полной электрификацией села. За годы реформ 280 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, свыше 100 тыс. уже вернулись на родину. В некоторых регионах США и Австралии местные   жители   уже   шутят,   что   университет   ­   это   место,   где   русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты   неизменно   привлекают   внимание   своей   прилежностью   и сравнительно   высокой   базовой   подготовкой   по   таким   предметам,   как математика, физика, биология. Обращает на себя внимание исключительно широкая география зарубежного обучения: в настоящее время студентов из КНР принимают свыше 100 стран. В   свою   очередь,   Китай   активно   привлекает   иностранных   специалистов   и преподавателей   в   университеты   и   технопарки.   В   стране   в   2000   году существовало   свыше   120   зон   развития   и   освоения   новых   технологий (технопарков); старейший и крупнейший из них находится в Пекине. Систему образования   в   Китае   часто   квалифицируют   как   "прагматическую", "эгалитарную",   "демократическую"   к   этим   определениям   стоит   добавить слово   "селективная".   Вероятность   добраться   до   более   высоких   ступеней образования для среднего китайца невелика : в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь самые способные ученики. Поступление же в ВУЗ   ­   настоящий   праздник   для   талантливого   выпускника   средней   школы высшей   ступени:   конкурсы   в   отдельные   университеты   достигают   200­300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются   различными   льготами   при   продвижении   по   образовательной "лестнице" ­ к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и тому подобное. Платное образование пока еще не получило слишком широкого внедрения, при этом в ВУЗы "платники" поступают на общих   основаниях.   Чаще   встречается   оплата   учебы   предприятием,   на котором   работал   студент.   Большинство   же   студентов   получает   высшее образование   бесплатно.   Избирательность   системы   высшего   образования проявляется   еще   в   одном   пункте:   ВУЗы   страны   разделены   на   несколько иерархических   категорий.   В   зависимости   от   числа   баллов,   полученных   на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам категории (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется). Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны. В   1997­1998   годах   в   КНР   была   в   очередной   раз   существенно   повышена заработная   плата   преподавателей   и  научных   сотрудников.   Базовые   оклады профессоров   девяти   ведущих   университетов   страны   (Пекинский,   Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншаньский и др.) составляют теперь порядка500 долл. в месяц (против 250­300 в других университетах и ВУЗах), педагоги и   научные   работники   имеют   льготы   при   приобретении   жилья,   в   ряде провинций   лицам   с   научными   степенями   предоставляются   различные послабления при рождении второго ребенка. При этом, оценивая величину зарплаты в КНР, следует учесть куда более низкий уровень цен на основные потребительские   товары   и   услуги   в   этой   стране.   Он,   как   минимум,  втрое ниже, чем в развитых странах. Еще   одна   особенность   КНР   ­   значительное   преобладание   в   программах ВУЗовского образования естественно­технических и прикладных дисциплин (порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением,   быть   может,   социологов)   ­   относительно   малая   часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями.   Как   поддержание   сложившихся   пропорций   между образовательными   учреждениями   различного   уровня   и   профиля,   так   и содержание   программ   обучения   находятся   в   КНР   под   строгим государственным   контролем.   Некоторые   усматривают   в   этом   нежелание руководства   сильно   увеличивать   прослойку   молодых   горожан   с гуманитарным   образованием,   нередко   представляющих   угрозу   социально­ политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой, в том числе из­за перепроизводства когда­то модных   специальностей:   экономистов,   юристов,   журналистов   и   тому подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются без   работы,   пополняя   ряды   активных   городских   низов   и   провоцируя молодежные   и   студенческие   беспорядки.   поддержание существующей   структуры   ВУЗовских   курсов   в   Китае   может   быть продиктовано и обыкновенными соображениями экономии. В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. Законы Китая дают   право   на   получение   образования   каждому   человеку,   в   том   числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Система   образования   в   Китае   включает   в   себя   базисное   образование (дошкольное,   общее   начальное   и   среднее),   среднее   профессионально­ техническое, общее высшее образование и образование для взрослых. Китайское   правительство   придает   важное   значение   распространению базисного образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном   образовании"   в   большинстве   районов   страны   было   введено обязательное   начальное   обучение.   В   крупных   городах   и   некоторых экономически развитых районах вводится обязательное среднее образование первой ступени. По всей стране в начальную школу поступают 97,7 процента детей школьного возраста, из которых 98,1 процента могут ее окончить. Приблизительно 73 процента   подростков   поступают   в   среднюю   школу   первой   ступени,   а  44,1   Впрочем,процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Свыше половины   детей   с   трудностями   в   развитии   могут   получить   образование   в детских   садах   и   школах   для   глухонемых,   слабоумных   и   детей,   имеющих другие нарушения развития. Общий   уровень   развития   образования   в   Китае   остается   сравнительно отсталым   из­за   многочисленности   населения   и   неравномерности экономического   и   культурного   развития   разных   районов   страны.   Лишь   10 процентов китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое   профессионально­техническое   обучение   на   этапе   средней школы   второй   ступени.   Ежегодно   12,5   миллиона   выпускников   начальной школы   и   первой   ступени   средней   школы   не   имеют   возможности   учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально­технического обучения и подготовки. По данным всеобщей переписи населения 1990 года, относительно низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование, окончившие вузы с полной и сокращенной программой   составляют   1,87   процента,   выпускники   средних   специальных учебных заведений ­ 2,07 процента, а люди с образованием средней школы первой ступени и ниже ­ 87,06 процента. Негосударственные образовательные учреждения в Китае Негосударственные   образовательные   учреждения   (НОУ)   в   Китае   –   это учебные   заведения,   созданные   на   средства   отдельных   граждан   либо предприятий,   общественных   организаций,   выступающих   в   качестве учредителей, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников).  Как   показали   исследования   западных   специалистов,   участие   государства   в частном   образовании   в   странах   Восточной   Азии   варьируется   от   полного самоустранения   до   усиленного   контроля   и   субсидирования.   Что   касается Китая,   то   его   современную   политику   в   отношении   НОУ   сформировали следующие факторы: 1) традиционно патерналистская роль государства, находящегося в рамках конфуцианской цивилизации. Внутри этой контролируемой центром системы действует мощный частный сектор, доля которого в последние годы растет; 2)   сформированная   в   прошлом   позиция   чисто   политической,   но   не финансовой поддержки НОУ; 3)   идеологический   поворот   от   тоталитаризма   к   официально   объявленной правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая подразумевает   активное   привлечение   общественности   к   управлению   и финансированию образования. Образовательные   организации,   созданные   общественными   силами,   их преподаватели  и учащиеся  пользуются теми же законными  правами, что и государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По­иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.создавая   ей   хорошую   рекламу. Главной   чертой   курса   правительства   в   отношении   НОУ   является   то,   что, гарантируя   им   политическую   поддержку,   руководство   КНР   не   обещало прямых финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции послужили трудности   переходного   периода   и   осознание   нереальности   бюджетной поддержки НОУ. По предложенной схеме государство брало на себя не более трети расходов, связанных со строительством школьных зданий и закупкой мебели   и   оборудования,   полностью   оставив   на   своем   бюджете   зарплату преподавателей (при этом следует учесть, что значительная часть учителей в Китае числилась в народных школах и их труд оплачивали сами школы). В “Положениях...” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ, т.е. китайские частные школы не имеют   права   свободно   распоряжаться   денежным   остатком.   Среди учредителей НОУ в Китае 80–90­х гг. частных лиц было немного. Немалую долю среди основателей НОУ составили общественные организации и научные ассоциации. Организованные частными предпринимателями или компаниями школы   носили   их   имена   и   названия,   что   повышало   социальный   престиж компании,   Среди   основателей негосударственных   школ   в   Китае   сегодня   немало   и   зарубежных   китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы. Но   есть   и   реальные   государственные   привилегии,   которые   стимулируют интересы всех, кто занимается созданием частных учебных заведений в Китае, – это предоставляемые правительством КНР не на словах, а на деле налоговые льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный   стимул:   пришкольные   коллективные   предприятия пользуются   системой   льгот,   которая   включает,   в   частности,   “бессрочное освобождение   от   подоходного   и   некоторых   других   налогов   предприятий, учрежденных   средними   учебными   заведениями,   и   бессрочную   отмену   всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот почему   фирмам   и   предприятиям   выгодно   открывать   при   школах   на   их территории свои филиалы. Финансовые   и   юридические   формы   создания   НОУ   в   Китае   представляют собой пять основных моделей: 1)   создание   школы   при   поддержке   правительства,   т.е.   на   начальном   этапе последнее   оказывает   материально­техническую   помощь   до   тех   пор,   пока школа сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели – неполная средняя   школа   Юйин   в   г.   Нашсине,   созданная   Ассоциацией   вышедших   на пенсию   педагогов.   Они   арендовали   помещение   и   часть   оборудования государственной средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители   арендовали   помещение,   а   также   помогло   им   с   инвентарем   и педагогами.2)   самостоятельное   создание   школ   одним   гражданином   или   группой   лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений); 3)   создание   школ   за   счет   вкладывания   капитала   отдельными   лицами   либо организациями,   становящимися   соучредителями   НОУ   совместно   с государственным предприятием либо учреждением.  4) акционерная форма; 5) совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами. Наиболее распространены в Китае 90­х гг. первые три формы.  Структура   первоначального   капитала   учредителей   могла   включать собственные   средства   владельцев,   привлеченный   капитал   в   паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.  Все   имущество   и   доходы   разрешалось   использовать   исключительно   на развитие   школы.   Инвестиции   предприятий   в   отдельных   элитные   учебные заведения   составляли   в   период   возрождения   НОУ   весьма   внушительную сумму.   Объяснялось   это   не   только   вышеперечисленными   престижем   и налоговыми   льготами,   возможностью   создавать   на   земле,   покупаемой   по льготных ценам, филиалы предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным   либо   частными   предприятиями,   постепенно   превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае   были   основаны   на   таком   прочном   фундаменте.   Для   открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек. Экономический   эффект   частного   сектора   в   образовании   КНР   проявился достаточно   ярко.   Как   и   задумывалось,   НОУ   облегчили   финансовую   ношу государства   и   уже   к   середине   90­х   гг.   аккумулировали   значительное количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн. долл.).Тем   не   менее   китайские   власти   на   различных   уровнях   в   90­е   гг.   с сожалением   констатировали   и   немалые   финансовые   трудности   НОУ.   В частности, из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй, единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия   текущих   расходов.   Поскольку   90%   негосударственных   учебных заведений в Китае – интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся.   Общая   сумма   платы   за   обучение   состоит   из   нескольких   видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.  Взносы   в   НОУ   зависят   от   множества   факторов   и   резко   колеблются   по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается   раз   в   семестр.   В   настоящее   время   китайские   НОУ   переживают следующие трудности:1)   несформированность   базового   образовательного   рынка,   столь необходимого   для   полного   раскрытия   роли   рыночных   отношений   в оптимизации распределения образовательных ресурсов. Он должен включать рынок   капитала,   помещений,   оборудования,   учителей   (как   часть   рынка рабочей   силы).   Препятствуют   его   созданию   прежде   всего   официальные образовательные структуры и чиновники, которые предпочитают привычное административное распределение ресурсов, а не их свободное перемещение, опасаясь   негативного   влияния   этого  процесса   на  государственные   учебные заведения.  Отсутствие образовательного  рынка  ­ одна  из  причин  того, что большинство НОУ в Китае арендуют помещения и оборудование, что, в свою очередь, не стимулирует учредителей делать вложения в основной капитал;  2)   серьезные   проблемы   накопления   капитала;   поэтому   сейчас   в   Китае раздаются призывы стимулировать банки к выдаче НОУ ссуд, а правительству предлагается   оказывать   помощь   учащимся   через   систему   поощрительных стипендий, субсидий специального назначения и студенческих займов; 3)   отсутствие   специальных   фондов   (в   отличие,   например   от   Японии) содействия развитию НОУ (при том, что действуют многочисленные фонды поддержки государственных учебных заведений); 4) преграды на пути повышения эффективности НОУ за счет так называемой экономии на масштабах. Большинство   частных   и   “народных”   школ   в   Китае   невелико   по   размерам, численность   учащихся   в   них   колеблется   от  100   до   200  человек.   Крупных школ,   не   уступающих   государственным   или   даже   превосходящих   их   по численности учащихся ( 500 ­ 1000 и более учеников) и территории, мало ­ не более 10% всех НОУ. Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах страны   обычно   представлены   все   ступени   НОУ   (Именно   здесь   создаются “образовательные  империи”), в  средних  и небольших  преобладают  средние школы   первой   ступени,   а   в   уездных   и   поселковых   центрах   и   в   сельской местности сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.  Анализ   социального   состава   учащихся   элитных   частных   школ   Китая показывает, что они возникли прежде всего в ответ на дифференцированный спрос, рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга, соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается   с   III   класса   и   в   меньшем   объеме),   овладение   компьютером, эстетическое воспитание (в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п. Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами (художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.В целом НОУ должны строго следовать учебным программам, разработанным Государственным   комитетом   по   образованию   и   соответствующими ведомствами   на   уровне   провинций,   автономных   районов   и   городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента разрешается самостоятельно определять также   и   учебную   программу,   но   непременным   условием   являются консультации со специалистами из административных органов образования. Негосударственным   вузам   предоставлено   право   самим   выбирать   учебные пособия и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть   ориентированы   на   насущные   нужды   местной   экономики   с   целью заполнить пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями. Появление   НОУ   дало   возможность   резко   повысить   эффективность использования   людских,   финансовых   и   материальных   ресурсов   –   в   них работают   вышедшие   на   пенсию   опытные   учителя,   оплата   их   труда   тесно увязывается с нагрузкой и квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные   классы,   лингафонные   кабинеты,   лаборатории,   оборудование которых, в отличие от большинства государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время. С другой стороны – указанные особенности НОУ вызывают тревогу властей в том   смысле,   что   потенциально   они   могут   способствовать   элитарности выпускников,   превращению   их   в   оппозиционеров   или   носителей   чуждых   в данном обществе идей и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных   школ   и   вузов   Китая   на   подготовку   выпускников   к   продолжению обучения за рубежом влечет за собой “утечку мозгов”. Показателем   эффективности   работы   учебных   заведений   является востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников­ очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их теоретическая   подготовка   и   практические   навыки   не   уступали   уровню выпускников государственных вузов.