Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Так, в отличие от еще одного азиатского исполина - Индии, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского (составляющего основную массу населения в обеих странах). Неграмотными в Китае остаются лишь 15-17% взрослого населения (47% в Индии, 61% в Бангладеш, 59% в Пакистане, 27% в Иране, 17% в Турции, 15% в Индонезии). Еще лучше у КНР другой важный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе. В Китае указанный показатель составляет всего 4%. Этот же индикатор достигает 44% в Индии, 63% в Бангладеш, 61% в Пакистане, 10% в Иране, 8% в Турции, 4% в Индонезии.
Образование в Китае
Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если
сравнивать ее с зарубежными аналогами. Так, в отличие от еще одного
азиатского исполина Индии, Китай является страной с высоким и быстро
растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского
(составляющего основную массу населения в обеих странах). Неграмотными в
Китае остаются лишь 1517% взрослого населения (47% в Индии, 61% в
Бангладеш, 59% в Пакистане, 27% в Иране, 17% в Турции, 15% в Индонезии).
Еще лучше у КНР другой важный индикатор доля неграмотных женщин в
возрастной группе 1524 года. Он показывает эффективность борьбы с
неграмотностью за последние двадцать лет и косвенно свидетельствует о
положении женщин в семье и обществе. В Китае указанный показатель
составляет всего 4%. Этот же индикатор достигает 44% в Индии, 63% в
Бангладеш, 61% в Пакистане, 10% в Иране, 8% в Турции, 4% в Индонезии.
Система образования в КНР, как и везде, включает начальную и среднюю
школу, а также высшее и среднее специальное образование. В начальной
школе в Китае учится порядка 140 млн. человек, срок обучения шесть лет. В
1996 году в начальную школу в Китае поступило 98,8% детей 6летнего
возраста. В средней школе (разбитой на две ступени по три года)
насчитывается около 60 млн. учеников. В ВУЗах КНР обучается примерно 3
млн. студентов. Срок обучения 45 лет. Число ВУЗов и университетов
немногим более 1 тыс.
За последние двадцать лет ученые степени в стране получили свыше 300 тыс.
кандидатов и 20 тыс. докторов наук. Подготовку диссертаций ведут в
настоящее время 160 тыс. аспирантов.
Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения
базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу
студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и
имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны
(2,6). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Вопервых, в Китае
существует
профессиональнотехнических,
педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн. учащихся, срок
обучения 24 года), а также широко распространены разнообразные формы
продолжения общего образования и повышения профессиональной
квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн.
человек). Помимо этого существует и система профессиональной
переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных
предприятиях. Вовторых, огромную роль в повышении профессиональной
грамотности и технической квалификации населения играют средства
массовой информации, в том числе многочисленные образовательные
разветвленная
сетьпрограммы телевидения, ставшего в 90е годы общедоступным вслед за
практически полной электрификацией села.
За годы реформ 280 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, свыше
100 тыс. уже вернулись на родину. В некоторых регионах США и Австралии
местные жители уже шутят, что университет это место, где русские
преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские
студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и
сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как
математика, физика, биология. Обращает на себя внимание исключительно
широкая география зарубежного обучения: в настоящее время студентов из
КНР принимают свыше 100 стран.
В свою очередь, Китай активно привлекает иностранных специалистов и
преподавателей в университеты и технопарки. В стране в 2000 году
существовало свыше 120 зон развития и освоения новых технологий
(технопарков); старейший и крупнейший из них находится в Пекине. Систему
образования в Китае часто квалифицируют как "прагматическую",
"эгалитарную", "демократическую" к этим определениям стоит добавить
слово "селективная". Вероятность добраться до более высоких ступеней
образования для среднего китайца невелика : в результате эту возможность
реализуют, как правило, лишь самые способные ученики. Поступление же в
ВУЗ настоящий праздник для талантливого выпускника средней школы
высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают 200300
человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило,
пользуются различными льготами при продвижении по образовательной
"лестнице" к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий,
организаций и тому подобное. Платное образование пока еще не получило
слишком широкого внедрения, при этом в ВУЗы "платники" поступают на
общих основаниях. Чаще встречается оплата учебы предприятием, на
котором работал студент. Большинство же студентов получает высшее
образование бесплатно. Избирательность системы высшего образования
проявляется еще в одном пункте: ВУЗы страны разделены на несколько
иерархических категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на
выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно по всей
стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным
экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам категории (или
более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется).
Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа
образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое
положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны.
В 19971998 годах в КНР была в очередной раз существенно повышена
заработная плата преподавателей и научных сотрудников. Базовые оклады
профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа,
Нанкинский, Фуданьский, Чжуншаньский и др.) составляют теперь порядка500 долл. в месяц (против 250300 в других университетах и ВУЗах), педагоги
и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде
провинций лицам с научными степенями предоставляются различные
послабления при рождении второго ребенка. При этом, оценивая величину
зарплаты в КНР, следует учесть куда более низкий уровень цен на основные
потребительские товары и услуги в этой стране. Он, как минимум, втрое
ниже, чем в развитых странах.
Еще одна особенность КНР значительное преобладание в программах
ВУЗовского образования естественнотехнических и прикладных дисциплин
(порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22%
в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за
исключением, быть может, социологов) относительно малая часть
студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими
соседями.
Как поддержание сложившихся пропорций между
образовательными учреждениями различного уровня и профиля, так и
содержание программ обучения находятся в КНР под строгим
государственным контролем. Некоторые усматривают в этом нежелание
руководства сильно увеличивать прослойку молодых горожан с
гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу социально
политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно
столкнулись с этой проблемой, в том числе изза перепроизводства когдато
модных специальностей: экономистов, юристов, журналистов и тому
подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются
без работы, пополняя ряды активных городских низов и провоцируя
молодежные и студенческие беспорядки.
поддержание
существующей структуры ВУЗовских курсов в Китае может быть
продиктовано и обыкновенными соображениями экономии.
В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и
профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. Законы Китая
дают право на получение образования каждому человеку, в том числе
представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам.
Система образования в Китае включает в себя базисное образование
(дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально
техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.
Китайское правительство придает важное значение распространению
базисного образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об
обязательном образовании" в большинстве районов страны было введено
обязательное начальное обучение. В крупных городах и некоторых
экономически развитых районах вводится обязательное среднее образование
первой ступени.
По всей стране в начальную школу поступают 97,7 процента детей школьного
возраста, из которых 98,1 процента могут ее окончить. Приблизительно 73
процента подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1
Впрочем,процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Свыше
половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в
детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих
другие нарушения развития.
Общий уровень развития образования в Китае остается сравнительно
отсталым изза многочисленности населения и неравномерности
экономического и культурного развития разных районов страны. Лишь 10
процентов китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти
систематическое профессиональнотехническое обучение на этапе средней
школы второй ступени. Ежегодно 12,5 миллиона выпускников начальной
школы и первой ступени средней школы не имеют возможности учиться
дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого
профессиональнотехнического обучения и подготовки. По данным всеобщей
переписи населения 1990 года, относительно низкий процент китайцев имеют
среднее специальное образование, окончившие вузы с полной и сокращенной
программой составляют 1,87 процента, выпускники средних специальных
учебных заведений 2,07 процента, а люди с образованием средней школы
первой ступени и ниже 87,06 процента.
Негосударственные образовательные учреждения в Китае
Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае – это
учебные заведения, созданные на средства отдельных граждан либо
предприятий, общественных организаций, выступающих в качестве
учредителей, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы
населения (в частности, родителей учеников).
Как показали исследования западных специалистов, участие государства в
частном образовании в странах Восточной Азии варьируется от полного
самоустранения до усиленного контроля и субсидирования. Что касается
Китая, то его современную политику в отношении НОУ сформировали
следующие факторы:
1) традиционно патерналистская роль государства, находящегося в рамках
конфуцианской цивилизации. Внутри этой контролируемой центром системы
действует мощный частный сектор, доля которого в последние годы растет;
2) сформированная в прошлом позиция чисто политической, но не
финансовой поддержки НОУ;
3) идеологический поворот от тоталитаризма к официально объявленной
правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая
подразумевает активное привлечение общественности к управлению и
финансированию образования.
Образовательные организации, созданные общественными силами, их
преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и
государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные
негосударственные школы Китая. Поиному обстоит дело с вузами: из 1200
всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.создавая ей хорошую рекламу.
Главной чертой курса правительства в отношении НОУ является то, что,
гарантируя им политическую поддержку, руководство КНР не обещало
прямых финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции послужили
трудности переходного периода и осознание нереальности бюджетной
поддержки НОУ. По предложенной схеме государство брало на себя не более
трети расходов, связанных со строительством школьных зданий и закупкой
мебели и оборудования, полностью оставив на своем бюджете зарплату
преподавателей (при этом следует учесть, что значительная часть учителей в
Китае числилась в народных школах и их труд оплачивали сами школы).
В “Положениях...” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве
цели создания и функционирования НОУ, т.е. китайские частные школы не
имеют права свободно распоряжаться денежным остатком. Среди
учредителей НОУ в Китае 80–90х гг. частных лиц было немного. Немалую
долю среди основателей НОУ составили общественные организации и научные
ассоциации. Организованные частными предпринимателями или компаниями
школы носили их имена и названия, что повышало социальный престиж
компании,
Среди основателей
негосударственных школ в Китае сегодня немало и зарубежных китайцев,
которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы.
Но есть и реальные государственные привилегии, которые стимулируют
интересы всех, кто занимается созданием частных учебных заведений в Китае,
– это предоставляемые правительством КНР не на словах, а на деле налоговые
льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных участков. Действует и
дополнительный стимул:
пришкольные коллективные предприятия
пользуются системой льгот, которая включает, в частности, “бессрочное
освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий,
учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех
налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот
почему фирмам и предприятиям выгодно открывать при школах на их
территории свои филиалы.
Финансовые и юридические формы создания НОУ в Китае представляют
собой пять основных моделей:
1) создание школы при поддержке правительства, т.е. на начальном этапе
последнее оказывает материальнотехническую помощь до тех пор, пока
школа сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели – неполная
средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на
пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования
государственной средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем
рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней,
чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой
учредители арендовали помещение, а также помогло им с инвентарем и
педагогами.2) самостоятельное создание школ одним гражданином или группой лиц
(часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);
3) создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо
организациями,
становящимися соучредителями НОУ совместно с
государственным предприятием либо учреждением.
4) акционерная форма;
5) совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.
Наиболее распространены в Китае 90х гг. первые три формы.
Структура первоначального капитала учредителей могла включать
собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой
(акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных
лиц.
Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на
развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные
заведения составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную
сумму. Объяснялось это не только вышеперечисленными престижем и
налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по
льготных ценам, филиалы предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от
связей с частным капиталом в лице родителей учеников. Школы, созданные
коллективным либо частными предприятиями, постепенно превращались
вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в
Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия
маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней, которые могли внести на
паях несколько человек.
Экономический эффект частного сектора в образовании КНР проявился
достаточно ярко. Как и задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу
государства и уже к середине 90х гг. аккумулировали значительное
количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн.
долл.).Тем не менее китайские власти на различных уровнях в 90е гг. с
сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В
частности, из всех источников финансирования гарантированным оставался,
пожалуй, единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в
настоящее время для большинства китайских НОУ и основным источником
покрытия текущих расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных
заведений в Китае – интернатного типа, то в оплату входит и проживание
учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов
взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.
Взносы в НОУ зависят от множества факторов и резко колеблются по
провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от
успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим.
Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это
делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают
следующие трудности:1) несформированность базового образовательного рынка,
столь
необходимого для полного раскрытия роли рыночных отношений в
оптимизации распределения образовательных ресурсов. Он должен включать
рынок капитала, помещений, оборудования, учителей (как часть рынка
рабочей силы). Препятствуют его созданию прежде всего официальные
образовательные структуры и чиновники, которые предпочитают привычное
административное распределение ресурсов, а не их свободное перемещение,
опасаясь негативного влияния этого процесса на государственные учебные
заведения. Отсутствие образовательного рынка одна из причин того, что
большинство НОУ в Китае арендуют помещения и оборудование, что, в свою
очередь, не стимулирует учредителей делать вложения в основной капитал;
2) серьезные проблемы накопления капитала; поэтому сейчас в Китае
раздаются призывы стимулировать банки к выдаче НОУ ссуд, а правительству
предлагается оказывать помощь учащимся через систему поощрительных
стипендий, субсидий специального назначения и студенческих займов;
3) отсутствие специальных фондов (в отличие, например от Японии)
содействия развитию НОУ (при том, что действуют многочисленные фонды
поддержки государственных учебных заведений);
4) преграды на пути повышения эффективности НОУ за счет так называемой
экономии на масштабах.
Большинство частных и “народных” школ в Китае невелико по размерам,
численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных
школ, не уступающих государственным или даже превосходящих их по
численности учащихся ( 500 1000 и более учеников) и территории, мало не
более 10% всех НОУ.
Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах
страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются
“образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние
школы первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской
местности сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.
Анализ социального состава учащихся элитных частных школ Китая
показывает, что они возникли прежде всего в ответ на дифференцированный
спрос, рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого
ранга, соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ
имеют классы малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение
английского языка с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он
изучается с III класса и в меньшем объеме), овладение компьютером,
эстетическое воспитание (в основном музыкальное), развитие индивидуальных
способностей и т.п. Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с
различными уклонами (художественных, спортивных), экспериментальных и
дополнительных учебных заведений, способствовало созданию широкой сети
неформального образования.В целом НОУ должны строго следовать учебным программам, разработанным
Государственным комитетом по образованию и соответствующими
ведомствами на уровне провинций, автономных районов и городов
центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность
повышать качество обучения за счет включения различных дополнительных
курсов с учетом индивидуальных потребностей учащихся и рыночного спроса.
В случае проведения эксперимента разрешается самостоятельно определять
также и учебную программу, но непременным условием являются
консультации со специалистами из административных органов образования.
Негосударственным вузам предоставлено право самим выбирать учебные
пособия и определять набор специальностей. Их учебные программы могут
быть ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью
заполнить пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.
Появление НОУ дало возможность резко повысить эффективность
использования людских, финансовых и материальных ресурсов – в них
работают вышедшие на пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно
увязывается с нагрузкой и квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные
компьютерные классы, лингафонные кабинеты, лаборатории, оборудование
которых, в отличие от большинства государственных школ, используется и в
вечернее, и в каникулярное время.
С другой стороны – указанные особенности НОУ вызывают тревогу властей в
том смысле, что потенциально они могут способствовать элитарности
выпускников, превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в
данном обществе идей и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных
частных школ и вузов Китая на подготовку выпускников к продолжению
обучения за рубежом влечет за собой “утечку мозгов”.
Показателем эффективности работы учебных заведений является
востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников
очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их
теоретическая подготовка и практические навыки не уступали уровню
выпускников государственных вузов.