ВАЩЕНКО ОЛЬГА ИВАНОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ДЕФЕКТОЛОГ
ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ
МБОУ СОШ 27 а. НОВАЯ АДЫГЕЯ
Образование в условиях глобальных социальных перемен: выводы и решения
Введение
Основные реформы образования в России происходят на фоне резких изменений в жизни общества. В последнее время одним из ведущих направлений социальной политики нашей страны является осуществление поддержки и создание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями и инвалидов. В 2016 году Минобрнауки опубликовал приказ об инклюзивном образовании, который дал родителям детей с особенностями развития или инвалидностью право выбора — отдавать своего ребенка в коррекционную школу или общеобразовательную. Тема инклюзивного обучения является достаточно актуальной, ведь хотя право на совместное обучение детей с нормальным развитием и с особенностями закреплено законом, по-прежнему популярен стереотип о том, что особенные ученики не должны посещать общеобразовательную школу, потому что будут отставать от своих одноклассников или перетягивать на себя внимание учителей.
Задачами проводимого исследования являются:
- исследовать понятие инклюзивного обучения, выявить его достоинства и недостатки;
- выявить основные принципы, на которых строится инклюзивное образование;
- определить, какими знаниями и навыками должен обладать учитель, чтобы в его классе инклюзивное обучение успешно реализовывалось, какую подготовительную работу необходимо провести перед тем, как в класс будет внедрен ребенок с ограниченными возможностями;
- сформировать требования к уроку при инклюзивном обучении;
- сформировать основные принципы проведения урока при инклюзивном обучении.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе применения теоретического метода (анализ, обобщение, построение гипотез), эмпирического метода (наблюдение), экспериментального метода.
Основная часть
Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую и школьные праздники.
Можно выделить следующие преимущества инклюзивного обучения:
- дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, ребята быстро привыкают к кому, что все люди разные;
- школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.
Однако, инклюзивное обучение имеет и ряд проблем:
- школа по месту жительства не имеет права отказать ребенку в обучении, но при этом для ребенка должны быть организованы специальные условия, создание которых для школы может стать определенной проблемой, которую она не в состоянии решить самостоятельно;
- учитель, работающий с классом, в котором есть ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, должен пройти специальную подготовку;
- родители ребенка с ОВЗ не всегда учитывают его индивидуальные особенности, они хотят, чтобы их ребенок был «как все». Также родители нормальных детей не всегда готовы к тому, чтобы в их классе учился школьник с ОВЗ. Все это влечет за собой конфликты и психологические травмы[2].
Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации проводил исследование об инклюзивном образовании, где говорилось, что практически все родители — и детей с особенностями развития, и без них — хотели бы, чтобы их дети учились вместе. Вместе с тем опросы показывают, что только треть граждан (32%) считают обычный учебный класс оптимальным для детей с ДЦП. В случае ребенка с синдромом Дауна или аутизмом за обычный класс выступают только 7% респондентов, с нарушениями слуха или зрения — 6% респондентов, а в случае проблем умственного развития — 4%[3].
Самим детям все равно, как выглядит их одноклассник, какими приспособлениями пользуется, они его рассматривают совершенно по другим параметрам. Все стереотипы, которые появляются у детей — это стереотипы взрослых. Если не обсуждать с детьми толерантность, то годам к 13 у них складывается стереотипное отношение к людям с инвалидностью, которое навеяно извне.
Инлюкзивное образование строится на следующих принципах:
- ценность человека не зависит от его особенностей и достижений;
- каждый человек способен думать и чувствовать;
- каждый человек имеет право на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся прогресс заключается в достижении того, что они могут делать, а не того, что они делать не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека[4].
Класс и учитель должны быть готовы к приходу ребенка с ограниченными возможностями. Прежде всего, учитель должен знать следующие три вещи:
1. Если у ребенка существуют проблемы с поведением, значит, не удовлетворены его базовые потребности. При некоторых особенностях здоровья ребенок не может спокойно сидеть и слушать учителя, он может вести себя слишком агрессивно или громко, стучать по столу или стулу, ходить по классу, выкрикивать какие-то фразы. В этом случае не удовлетворены его базовые потребности, такие как безопасность на эмоциональном и физическом уровне, потребность быть замеченным и ценным, быть эффективным. Без закрытия этих потребностей для любого человека невозможно гармоничное развитие.
Дети с ОВЗ очень быстро теряют чувство комфорта. Слишком большое и сложное задание, громкие звуки, активная среда могут стать для них сигналом отсутствия безопасности, что вызывает у ребенка защитную реакцию, проявляющуюся в агрессивном поведении.
Если ребенка не замечают и не ценят, то учиться ему будет сложно, он будет чувствовать себя одиноким и брошенным и привлекать к себе внимание с помощью плохого поведения.
Если перед ребенком ставить задачи, которые не соответствуют его возможностям и уровню развития, то не реализуется его потребность с собственной эффективности, не ощущает себя компетентным, разуверяется в своих способностях, ведет себя плохо.
2. Существуют критерии готовности ребенка к обучению в группе. Данные критерии должны выполняться, чтобы ученик мог войти в класс и выстроить отношения с одноклассниками и учителем. Среди таких критериев можно назвать способности удерживать внимание, переключать его с одного объекта или процесса на другой, выдерживать активную среду группы.
Например, ребенку с расстройством аутистического спектра сложно привыкнуть к окружающей его активности, они привыкли видеть опору в спокойствии и предсказуемости. В окружении других детей, особенно на переменах, когда вокруг поднимается шум, такому ребенку становится тяжело и могут начаться поведенческие проблемы.
Для того, чтобы вышеперечисленные критерии выполнялись, перед началом обучения в школе ребенок должен пройти подготовительный этап, когда с ним работают такие специалисты как дефектолог, нейропсихолог, данный этап достаточно длительный, но он необходим.
3. Для вхождения некоторых детей в класс нужен сопровождающий. Необходимость сопровождающего указывается в заключении ПМПК. Сопровождающий может управлять вниманием ребенка, следить за его эмоциями, успокаивать[5].
Также, перед тем, как ребенок с ОВЗ придет в класс, учителю необходимо сделать следующее:
1. Провести беседу в семье ребенка, понять, готов ли данный ребенок к обучению, определить критерии его готовности, выяснить с каким специалистами занимался или продолжает заниматься ребенок. В данной беседе необходимо учесть все требования ПМПК, обсудить их с родителями ученика. Необходимо определить место, где ученик будет сидеть. Если ребенок нуждается в сопровождающем, то ему также необходимо определить место таким образом, чтобы он не мешал другим детям, но при этом находился в непосредственной близости от своего подопечного.
2. Провести беседу с родителями других детей. Очень часто именно родители других детей, узнав, что в класс приходит особенный ребенок, начинают переживать, что он может оказать на их детей негативное воздействие. Здесь очень важно, чтобы родители смогли проговорить свои страхи, а учитель смог развеять их и убедить, что ситуация находится под контролем, озвучить, какие действия будут предприниматься если ребенок начнет агрессивно себя вести или что-то пойдет не так. Именно от работы учителя с родителями остальных детей будет зависеть, примут ли в классе данного ребенка. Сами дети обычно не воспринимают ребенка с ОВЗ как кого-то особенного, они лишь понимают, что его возможности в чем-то ограничены и стараются ему помогать. Но через своих родителей они могут транслировать негативное отношение и даже буллинг.
3. Поговорить с другими учениками в классе. Дети не понимают, кто к ним придет и как нужно будет себя вести с новым учеником. У кого-то это может вызывать любопытство, а у кого-то страх. В этой беседе важно, чтобы каждый ребенок получил ответы на все свои вопросы, иначе в дальнейшем он может задать эти вопросы своим родителям, что-то обсудить с друзьями, сформировать неправильную модель поведения.
4. Необходимо познакомить родителей ребенка с ОВЗ с родителями других учеников. Родители особенных детей привыкли к непониманию и критическим взглядам, им достаточно сложно входить в социум. Они не должны чувствовать себя отдельно от коллектива, их нужно привлекать к организации внеклассных мероприятий, где и особенный ребенок максимально возможно должен принимать участие[5].
Необходимо сделать так, чтобы все необходимые условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались.
Таким образом, важными условиями для организации инклюзивного обучения являются:
- установка положительного психологического климата в классе;
- установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
Урок, на котором присутствует ребенок с ОВЗ, должен отвечать следующим требованиям:
- воздействие должно происходить на все органы чувств;
- на уроке должны чередоваться разнообразные виды деятельности;
- должен максимально использоваться опыт ребенка;
- на уроке должны быть созданы комфортные для всех условия;
- ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
- задания для ребенка должны выдаваться малыми дозами и быть адаптированы для его восприятия;
- учитель должен быть другом;
- на уроках должны присутствовать игровые мотивы;
- каждый ученик должен испытывать чувство самодостаточности и уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Наиболее проблемным моментом в образовании на данный момент являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), в ситуации, когда родители не видят, или не хотят видеть, что у ребенка имеются проблемы.
Как правило, после поступления ребенка в 1 класс именно педагог, работающий с ребенком, обращает внимание на неполадки в детском развитии. Именно учитель пытается направить семью к специалистам, или же самостоятельно справиться с трудностями, если это в его силах. Как уже было сказано выше, для работы с детьми с ОВЗ педагог должен иметь специальную подготовку. Кроме того, таким детям нужна дополнительная помощь дефектологов, психологов, логопедов, которую школа чаще всего предоставляет только после заключения ПМПК. Очень часто возникает ситуация, когда родители утверждают, что с ребенком все в порядке, отказываются куда-либо обращаться, обвиняют педагогов в предвзятом отношении к ребенку. Конечно, родители прекрасно видят, что у ребенка имеются проблемы, но далеко не все хотят эти проблемы замечать, причин для такого поведения может быть несколько:
- родители догадываются о трудностях, но не имеют достаточно знаний для того, чтобы обратить на эти трудности пристальное внимание;
- кто-то предпочитает не обращать внимания на проблему, из-за нежелания признать самому себе, что проблема есть и ей нужно заниматься;
- родители не верят в существование проблемы, пытаются найти доказательства ее незначительности;
- родители не хотят прикладывать никаких усилий в надежде, что проблема решится сама собой[1].
Задача учителя и администрации школы в данном случае достаточно сложна, но она решаема и, прежде всего направлена на интересы самого ребенка. Здесь необходимо показать родителям, что обращение к специалистам, прохождение ПМПК, обучение по специальной программе позволят как ребенку, так и самим родителям оптимизировать процесс образования и в конечном итоге получить аттестат об основном общем образовании и после 9 класса пойти учиться на выбранную специальность. Родители жалуются, что они учат с ребенком уроки по несколько часов, но при этом нет знаний, ребенок плохо запоминает материал, получает плохие оценки. На основании опыта работы с детьми с ЗПР можно выделить основные признаки, по которым необходимо рекомендовать родителям обратиться к специалистам:
- неустойчивость внимания;
- медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость;
- отсутствие живости и яркости эмоций;
- низкая заинтересованность в оценке их деятельности;
- игры отличаются монотонностью и однообразием[1].
Чаще всего такие дети к 7 годам еще не готовы к обучению, они не в состоянии просидеть весь урок, не воспринимают информацию, не выполняют задания, начинают его выполнять, но очень быстро бросают, отвлекаются на что-то. В результате всего этого ребенок попадает в категорию стабильно неуспевающих учеников, что еще больше травмирует его психику и вызывает негативное отношение к обучению. Но дети с ЗПР обучаемы, необходимо учитывать их особенности, что невозможно сделать по обычной программе обучения.
Если у ребенка выявляются особенности развития, которые подтверждаются ПМПК и квалифицируются как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, которая учитывает его трудности. Адаптированная образовательная программа (АООП) в своей основе должна учитывать клиническую сущность имеющихся у ребенка нарушений. АООП для детей с ЗПР имеет два варианта. По 1-му варианту ребенок получает образование, которое полностью к моменту завершения обучения соответствует образованию его сверстников, находится в той же среде и проходит обучение в те же сроки. Ребенок обучается по общему учебному плану, а его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы, которая формируется консилиумом образовательной организации.
При обучении по 2-му варианту, ребенок получает образование в пролонгированные сроки, уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включаются курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные в ФГОС и АООП. Также, помимо академических достижений, необходимо обратить внимание на формирование сферы жизненной компетенции. Данный вариант предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах, что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.
При работе с ребенком с ЗПР педагогу нужно понимать, что, прежде всего его необходимо научить учиться, сформировать у ребенка осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, развить ценностно-смысловую сферу личности на основании общепринятых человеческих принципов нравственности. Ребенок находится в обычном учебном классе, он должен взаимодействовать с другими детьми, не мешать образовательному процессу, быть максимально вовлеченным в него. Без создания благоприятной психологической атмосферы в классе добиться эффективности учебного процесса как со стороны ребенка с ЗПР, так и со стороны обычных детей невозможно. Именно поэтому ребенок с ЗПР может выполнять самостоятельные задания, но при выполнении общих заданий для всех учеников, с которыми он может справиться, он должен привлекаться к работе в коллективе. Дети с ЗПР подвержены резким эмоциональным всплескам, которые происходят при выведении их из зоны комфорта. Данное проявление эмоций негативно сказывается на взаимоотношениях в коллективе, а причиной может стать сложное задание, непонимание, эмоциональная усталость, снижение чувства собственной значимости. Такой ребенок находится под постоянным вниманием учителя, но при этом, как уже было сказано ранее, педагог должен уделять равномерное внимание всем детям, находящемся на уроке.
Несмотря на разработанные стандарты, работа с каждым ребенком с ЗПР требует индивидуального подхода, основанного на его личностных особенностях.
Все задания, которые требуют логического мышления, ребенком с ЗПР выполняются значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. Например, при выполнении задания на группировку предметов по группам, такой ребенок не сможет назвать эту группу соответствующим понятием, назвать принцип, по которому он объединил предметы. Поэтому для работы в классе ребенку будет достаточно правильно объединить предметы при выполнении общего задания, а вот спрашивать характеристику группы учитель уже будет у нормально развивающихся детей. С одной стороны, ребенок работает вместе с классом, с другой, выполняет только свою часть задания. Здесь необходимо помнить, что для ребенка с ЗПР важно, чтобы каждое его действие было оценено посторонним человеком, чаще всего такие дети не в состоянии делать самооценку. Но при этом, отрицательная оценка может вызвать негативную реакцию. При неправильном выполнении задания, ребенку необходимо дать время, чтобы он смог сам исправить свою ошибку.
Выполнение таких заданий как «4-й лишний» у детей с ЗПР часто вызывают затруднения. Но при этом, если увеличить количество карточек до 5 или 6, ребенок справляется с заданием. Подобные задания ребенок также может выполнять вместе с классом, только учитель выдает ему дополнительные карточки. Достаточным условием для выполнения заданий такого рода для ребенка с ЗПР является определение лишнего предмета, в то время как нормально развивающиеся дети должны объяснить по какому признаку был выделен тот или иной предмет.
Школьники с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой, при смене заданий им необходимы организационные моменты, часто они не могут немедленно включиться в работу. Поэтому если учитель спрашивает на уроке такого ребенка, от него нельзя ждать немедленного ответа. Можно задать ему вопрос, предложить подумать, спросить пока другого ученика, а затем вернуться к нему. Если ребенок выполняет задание, то его нельзя отвлекать, давать ему дополнительные инструкции, так как у таких детей очень снижен процесс переключения. Оценивать у ребенка необходимо правильность и тщательность выполнения даже самых простых заданий. При постановке задачи учитель должен произносить максимально короткие и простые фразы.
Вследствие высокой утомляемости в течение урока ребенку необходимо давать кратковременные паузы для отдыха. Например, пока класс выполняет задание, предложить ребенку упражнения для развития мелкой моторики и координации движений – поочередно перебирать пальцы рук, сжимая и разжимая их в колечко, последовательно менять положение руки на плоскости стола – кулак, ребро, ладонь, положить обе руки на стол, одну ладонью вверх, другую ладонью вниз, менять положение рук. Также для отдыха можно предложить раскрасить картинку, причем картинки можно подобрать с образовательным направлением, например, раскрашивая пример «1+2=3» ребенок визуально запоминает информацию.
У детей с ЗПР часто не поставлена речь, очень снижен словарный запас, они испытывают сложности при составлении предложений. При выполнении подобных упражнений, когда предложение можно составить из трех слов, ребенок может быть включен в общую работу, ему можно предложить выполнить задание вместе со всеми, если он справиться – похвалить, если нет – дать время еще подумать. При переходе к выполнению упражнения с большим количеством слов, ребенок получает карточку с индивидуальным заданием на составление предложения опять их трех слов.
В процессе обучения сложность заданий для такого ребенка постепенно увеличивается и он все больше заданий начинает выполнять совместно с другими детьми. При условии грамотной и сбалансированной работы учителя, родителей и других специалистов ребенок с ЗПР постепенно выравнивается, он все меньше отличается от детей с нормальным развитием. Конечно, уровень его способности к обучению средний, но он умеет учиться, понимает степень своей ответственности, способен продолжить свое обучение в учреждениях среднего профессионального образования. А за счет того, что он обучался вместе с другими детьми в обычном образовательном классе, он имеет достаточно высокий уровень социализации, умеет общаться, не чувствует себя особенным, у него сформированы общепринятые человеческие нормы и принципы и поэтому такой ребенок в дальнейшем может стать полноценным членом нашего общества. Именно поэтому учителю необходимо обращать особое внимание на такого ребенка, вести работу с его родителями, проводить мероприятия для внедрения такого ребенка в образовательную среду и создания благоприятного микроклимата в классе, где обучается особенный ребенок.
Заключение
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Несмотря на то, что право на совместное обучение детей с нормальным развитием и с особенностями закреплено на законодательном уровне, по прежнему вопрос инклюзивного обучения вызывает опасение как у родителей нормально развивающихся детей, так и у родителей особенных детей, а также и у самих учителей. Данный вид обучения имеет ряд преимуществ, таких как социализация детей, развитие взаимопомощи и эмпатии, так и недостатков – не все школы оказываются готовы принимать детей с ОВЗ, нет специального оборудования, в штате отсутствуют специалисты, учителя не прошли специальную подготовку по работе с детьми с ОВЗ, родители нормально развивающихся детей настроены резко отрицательно, транслируют данное негативное отношение и на своих детей, которые в свою очередь не принимают ребенка с ОВЗ в коллективе.
Для работы в инклюзивном классе учитель должен пройти специальную подготовку, должен знать особенности ребенка, выстраивать модель обучения, опираясь на эти особенности, уметь выстраивать благоприятную психологическую атмосферу в классе, вести образовательный процесс с учетом того, что в классе находятся дети с различным уровнем развития и все они должны быть задействованы в работе.
Помимо непосредственной работы с детьми на педагога возлагается ответственность и работы с родителями. Если со стороны родителей детей с нормальным развитием необходимо преодолеть негатив, решить вопросы и развеять опасения, связанные с нахождением особенного ребенка в классе, то с родителями детей с ОВЗ работы гораздо больше - их необходимо учить выполнять домашние задания с ребенком, преодолевать страхи, что ребенка не примут в коллективе, привлекать к участию во внешкольных мероприятиях, находиться в постоянном контакте и обсуждать малейшие изменения в поведении и действиях ребенка, кроме того, существует еще проблема того, что родители не видят или не хотят видеть того, что их ребенок особенный и нуждается в специальном построении образовательного процесса.
Успешное внедрение ребенка с ОВЗ в общий образовательный процесс позволяет ему получить более качественное образование, чем в коррекционном классе, на домашнем обучении, такой ребенок более социализирован. Таким образом, инклюзивное обучение может помочь ребенку с ОВЗ стать полноценным членом общества.
Список литературы
1. БабкинаН.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие/ Н.В. Бабкина. -М.: Владос, 2018. –145 с. -(Специальное и инклюзивное образование)
2. Годовникова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учеб. пособие для вузов /Л.В. Годовникова. -2-е изд.-М.: Юрайт, 2020.-218с.
3. Основы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. реком./ сост. М.А. Нугайбекова. –М.,Берлин:Директ-Медиа, 2020. –141 с.
4. Подольская О.А. Теория и практика инклюзивного образования: учеб. пособие/ О.А. Подольская, И.В. Яковлева. –М.,Берлин: Директ-Медиа, 2018.-202 с.
5. Пузанов Б.П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие / Б.П. Пузанов. -М.: Владос, 2017. -89 с. -(Специальное инклюзивное образование)
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.