Материалы по образовательной практике «Публичное предъявление образовательных результатов в 7-х классах»
В материалы по описанию данной практики входят:
- Положение о публичном предъявлении образовательных результатов;
- Критерии защиты публичного предъявления обучающимся.
Положение о публичном предъявлении образовательных результатов.
1. Общие положения
Положение о публичном предъявлении образовательных результатов в 7-х классах разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (далее по тексту- ФГОС), Положением о системе оценивания, текущем контроле, формах и порядке проведения промежуточной аттестации.
Публичное предъявление образовательных результатов (далее по тексту – Публичная защита) является мониторинговым событием в подростковой школе.
2. Цели и задачи
Целями и задачами Публичной защиты являются:
-управление качеством образования;
-предъявление уровня сформированности учебных умений и ключевых компетентностей детскому, педагогическому и родительскому сообществу;
-повышение мотивации младших подростков к учебной деятельности через исследовательскую и проектную деятельность;
-создание ситуации, в которой проявляется адекватность выбора ребенком предметной области и формы защиты его образовательным возможностям и потребностям.
3. Порядок и сроки проведения Публичной защиты
3.1. Содержание Публичной защиты
Публичная защита представляет собой устную защиту работ обучающихся и направлено на выявление уровня сформированности ключевых компетентностей, общеучебных умений и навыков: умение сформулировать цель и задачи своей деятельности планировать результат, работать с разными источниками информации, правильно распределить свое время, обобщать и делать выводы, выступать перед большой аудиторией (риторические умения и преодоление страха), отвечать на вопросы, работать в виртуальной среде.
3.2. Формы Публичной защиты
Образовательные результаты обучающихся 7-х классов предъявляют в форме (одна на выбор в I / II полугодие учебного года)
· защиты исследовательской работы
· защиты проектной работы
В нашем понимании проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенного результата, создание уникального продукта. Основным критерием проекта является достижение заранее спланированного результата. Проектная работа подразумевает изначальное определение сроков выполнения, намеченного с учетом запланированных ресурсов и изначально продуманных требований к качеству конечного продукта. Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначальным результатом. Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях.
3.3. Типы исследовательских и проектных работ
Монопредметное исследование или проект – это работа, выполняемая по конкретному предмету, предполагающая привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования или проекта не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний обучающихся по конкретному предмету в школе. Целевое назначение монопредметного учебного исследования – это решение локальных предметных задач, реализуется под руководством учителя-предметника только по одному предмету.
Межпредметное исследования или проект – это работа, направленная на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамках отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний обучающихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям. Целевое назначение межпредметного учебного исследования или проекта – это решение локальных или глобальных межпредметных задач, реализуется под руководством педагогов одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное учебное исследование иногда называют интегрированным исследованием.
Надпредметное исследования – это исследование или проект, предполагающие совместную деятельность обучающихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для подростков проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие обучающегося с учителями различных образовательных областей. Целевое назначение надпредметного учебного исследования – это решение локальных задач общеучебного характера. Реализуется это учебное исследование под руководством педагогов, работающих в одной параллели классов. Надпредметные исследования имеют ряд преимуществ перед учебными монопредметными и межпредметными исследованиями:
- способствует фрагментарности знаний обучающихся и формированию общеучебных умений и навыков;
-на их освоение не требуется выделение дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание линейных курсов;
-процесс исследования способствует формированию одной общей команды обучающихся и учителей, объединенных одной целью.
Надпредметное исследование может рассматриваться как способ педагогической поддержки процесса самообразования обучающегося и расширения форм учета достижений обучающегося в образовательной деятельности. Надпредметное исследование может выступать средством интеграции школьного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности обучающегося.
Надпредметное исследование или проект считается работой более высокого уровня.
Внутри каждого типа работ может быть и другая градация:
· теоретическое исследование; в ходе данного исследования не предполагается проведение эксперимента;
· экспериментальная работа, в которой основу составляет эксперимент;
· теоретико-экспериментальная работа; это наиболее высокий уровень проведенного исследования.
В общем итоге для оценивания каждой работы необходимо учитывать уровень работы и тип работы. Оценка работ делается согласно разработанным критериям.
3.4. Требования к оформлению исследовательских работ.
Исследовательская работа должна состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения (по необходимости).
По числу исполнителей работы подразделяются на индивидуальные и групповые.
Титульный лист содержит атрибуты: название Школы; название и тип (исследовательская или проект) работы; населенный пункт; год выполнения работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, класс), куратор (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации (см. Приложение 1).
Содержание – она также не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. Здесь последовательно приводятся все заголовки разделов текста и указываются страницы, с которых эти разделы начинаются. В содержании все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими (см. Приложение 2).
Во введении обосновывается актуальность темы, степень новизны, указывается предмет и объект исследования, формулируется цель и задачи работы.
В основной части работы может быть теоретическая часть и практическая (экспериментальная). В теоретической части обосновываются все термины, понятия, затрагиваемые в данной работе, и раскрывается история и степень изученности данного вопроса. Практическая часть – собственное исследование, описание эксперимента.
В заключении приводятся выводы, к которым пришел автор данной работы в процессе изучения вопроса и проведения исследования.
Список литературы в алфавитном порядке включает в себя все источники, в том числе и интернет-ресурсы, к которым обращался автор в процессе работы.
3.5. Требования к оформлению проектных работ.
Проектная работа должна состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части, списка литературы (по необходимости), приложений (по необходимости).
По числу исполнителей работы подразделяются на индивидуальные и групповые.
Титульный лист содержит следующие атрибуты: название Школы; название и тип (исследовательская или проект) работы, населенный пункт; год выполнения работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, класс), кураторе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации (см. Приложения 1).
Содержание – это вторая страница работы. Она также нумеруется, но учитывается в общей нумерации. Здесь последовательно приводятся все заголовки разделов текста и указываются страницы, с которых эти разделы начинаются. В содержании все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими (см. Приложение 2).
В введении описывается проблематика, подтолкнувшая к созданию данного проекта. Актуальность и новизна проектной идеи в целом. Описываются цели и задачи проекта.
В основной части приводится описание проекта в целом (целевая группа, на которую ориентирован проект, ресурсы для реализации проекта дефициты, практические мероприятия проекта, бюджет с комментариями, ожидаемые результаты, риски).
Список литературы в алфавитном порядке включает в себя все источники, в том числе и интернет ресурсы, к которым обращался автор в процессе работы.
3.6. Общие правила к оформлению работ.
Текст работы набирается в Word. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12, заголовки – 14, курсив «жирный». Поле страницы: верхнее и нижнее – 1 см; левое – 3 см, правое – 1 см; отступ красной строки – 1,25 см. В тексте документа не допускается применять сокращение слов.
Объем работы 10-25 листов печатного текста формата А4, не включая приложений. Страницы работы должны быть пронумерованы в правом нижнем углу, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Каждый новый раздел работы (содержание, введение, глава, заключение, список литературы, приложения) должны начинаться с новой страницы. В конце заголовка точка не ставится. Подчеркивание в заголовках недопустимо. Параграфы продолжают текст после 2 строк пробела.
Таблицы, графики, иллюстрации, введенные в текст работы, должны быть подписаны (Таблица 1, Рис. 1) и озаглавлены (Рис. 1. График зависимости пульса от силы звука).
Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.
Работа распечатывается и сдается в папке-скоросшивателе жюри (экспертной комиссии) в день защиты.
3.7. Требования к защите работ.
На устную защиту (доклад) отводится 6-7 минут. В докладе должна быть отражена суть выполненной работы, прежде всего то, что сделал непосредственно сам обучающийся. Выступление сопровождается презентацией, выполненной в программе PowerPoint.
Примерная структура доклада и бюджет времени должны быть следующими:
1) тема работы, её актуальность, основные понятия работы (0,5-1 мин);
2) краткий анализ существующих методов решения данной проблемы с указанием преимуществ и недостатков, а также с учетом отечественного и зарубежного опыта. Обоснование выбранного пути решений этой проблемы (0,5-1 мин);
3) подчеркнуть самостоятельное творчество обучающегося, суть выполненной работы, новизны (4 мин);
4) заключение и выводы о проделанной работе, перспективы по теме работы (0,5-1 мин).
После доклада члены жюри (эксперты) задают обучающемуся вопросы, на которые он должен ответить (разрешаются вопросы со стороны присутствующих на защите). Вопросы затрагивают как содержание работы, так и в целом подготовку защищающегося. До, во время и после выступления могут возникнуть вопросы на форуме группы Vk.com. По окончании доклада обучающийся обязан ответить на все виртуальные вопросы и комментарии (не позднее 2-х дней защиты).
Результаты защиты оглашаются через несколько дней общем сборе параллели.
3.8. Требования к оформлению презентаций
Презентация – мультимедийный инструмента, используемый для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Презентация призвана проиллюстрировать работу выступающего и не должна дублировать доклад.
Оформление фона должно тематически совпадать с содержанием презентации или быть нейтральным.
Титульный лист презентации должен содержать название работы и сведение об авторе.
Все слайды должны быть выполнены в едином стиле.
Если фон слайда содержит рисунки – текстовая и графическая информация слайда не должна размещаться поверх этих рисунков.
Текстовая информация:
· размер шрифта: 32-54 пункта (заголовок), 28-36 пунктов (обычный текст);
· для фона и текста необходимо выбрать контрастные цветовые сочетания;
· не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
· тип шрифта для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana);
· курсив, «жирный» шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Правила общей композиции:
· дизайн должен быть простым, а текст – коротким;
· анимация используется только при необходимости отдельно ввести объект или часть текста, избегайте неуместной и излишней анимации;
· не пишите текст доклада целиком на кадре;
· не используйте подчеркивание для выделения текста (подчеркивание автоматически ставится на гиперссылке);
· не увлекайтесь клипартами, которые входят в Office;
· размещайте не более 5 объектов на одном слайде, оптимально – 3 объекта.
3.9. Порядок проведения Публичной защиты.
Обучающийся 7 класса обязан определиться с формой предъявления образовательных результатов не позднее первой недели ноября и первой недели апреля.
Выбор (форма работы и тема) фиксируется классным руководителем и заносится в соответствующую таблицу, после чего работу закрепляют за куратором. В качестве куратора обучающийся может выбрать не только педагога Школы, но и привлечь эксперта извне, например родителя. Закрепление за кураторами происходит не позднее второй учебной недели ноября и апреля.
В течение второй четверти и четвертой четверти обучающийся работает самостоятельно, с куратором на спецкурсе (по расписанию) и педагогами Школы по необходимости. За неделю до защиты куратор дает последние рекомендации.
Публичная защита проходит первую учебную неделю января и вторую неделю мая. Семиклассники за один день до защиты могут публиковать текст своего доклада (прикрепить саму работу и презентацию в качестве вложений) в группе Vk. com.
Новость о предстоящем событии публикуется на сайте Школы, в группе Vk.com. Рассылается пресс-релиз мероприятия. Приглашаются родители семиклассников и все заинтересованные в данном событии.
Обучающиеся не менее чем за один день узнают, в какой кабинет они распределены. Выступающий обязан сохранить свою презентацию на рабочем столе ПК в кабинете за 1 день до Публичной защиты в специальную папку. Бумажный вариант работы приносится непосредственно на защиту и передается жюри (экспертной комиссии).
Если обучающийся не может лично присутствовать на Публичной защите работы, то он обязан заблаговременно сделать видеозапись своей защиты и предоставить её организаторам не позднее, чем за 2 дня до события. Видеозапись размещается в группе Vk.com., члены жюри обязаны её просмотреть и задать к ней вопросы на форуме в группе Vk.com.
Итоги Публичного предъявления образовательных результатов подводятся в течение двух дней после защиты.
3.10. Состав жюри (экспертной комиссии).
На Публичной защите исследовательских и проектных работ в состав жюри (экспертной комиссии) входят: педагоги Школы, приглашенные специалисты (преподаватели ВУЗов), родители, общественные деятели, администрация Школы.
Жюри (экспертная комиссия) назначаются приказом директора за неделю до Публичного предъявления образовательных результатов.
4. Система оценивания.
Исследовательские и проектные работы оцениваются в баллах отдельно по каждому критерию, баллы суммируются:
- требования к оформлению работ (исследование/проект);
- общие требования к оформлению работ;
- текстовая информация в оформлении презентации;
- правила общей композиции в презентации;
- наличие выставленных материалов на форуме «Школы Хогвартс»;
- ораторское искусство;
- внешний вид;
- личностные умения.
По итогам защиты работ определяются Победители, Лауреаты и Участники, согласно набранным баллам.
Если исследование затрагивало предметную область, то члены экспертной комиссии рекомендуют учителю-предметнику повысить балл годовой отметки по данному предмету.
5. Подведение итогов и награждение.
Результаты обсуждаются на педагогическом консилиуме в конце января и в конце мая, также принимается решение о повышении годовых отметок обучающимся, показавшим достаточно высокие знания и умения по предмету. Решение педагогического консилиума доводится до сведения обучающихся на общем собрании параллели. Там же вручаются дипломы Победителям и Лауреатам и сертификаты Участникам.
Критерии защиты публичного предъявления обучающимся
ФИ ученика_____________________________________________________________________________________________
Класс_____________ Школа_______________________________________________________________________________
Факультет__________________________________ Научный руководитель________________________________________
Оформление печатного варианта |
ИКТ-компетентность |
Защита исследования/проекта |
Личностные умения |
||||
Требования к оформлению работ (исследование/проект) |
Общие требования к оформлению работ |
Текстовая информация в оформлении презентации |
Правила общей композиции в презентации |
Наличие выставленных материалов на форуме «Школы Хогвартс» |
Ораторское искусство |
Внешний вид |
-способность к само оцениванию, -учебно-познавательный интерес к материалу, -выраженное устойчивое учебно-познавательное умение к материалу, -сотрудничество со взрослыми |
-титульный лист, -содержание, -введение, -основная часть, -заключение, -список литературы, -приложение (при необходимости) |
-объем работы, -шрифт, -поля, -нумерация, -таблицы/графики/ иллюстрации (подписаны) |
-текст работы, -презентация работы, -ответы на вопросы форума, -эпизодичность |
-манера выступления, -соблюдение регламента (6-7 мин), -содержание выступления |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Член комиссии: ФИО/подпись____________________________________________________ Дата_____________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.