СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ № 1 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
В.И.ФОКИНА С. БОЛЬШАЯ ГЛУШИЦА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
БОЛЬШЕГЛУШИЦКИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»,
РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 1
-------------- Уколова С. М
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического направления
«Танцевальная азбука»
Разработчик: Никитченко Ирина Петровна
Краткая аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Танцевальная азбука» включает в себя четыре модуля. Программа направлена на овладение навыков хореографического искусства в области классического, народного и современного танцев. Данная программа разработана с учётом интереса целевой аудитории обучающихся 7-9 лет.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Танцевальная азбука» художественная.
Актуальность программы заключается в направленности на решение задач определённых в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., направленных на формирование гармоничной личности. Ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине. Общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Особое внимание необходимо уделять хореографическому искусству народностей, проживающих в Самарской области.
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
- Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844)
Новизна программы состоит в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного освоения материала.
Отличительной особенностью программы является применение конвергентного подхода. Обучение, включающее в себя элементы нескольких направленностей что позволяет взаимодействовать с объединениями других направленностей.
Педагогическая целесообразность заключается тем, что ориентирует обучающихся на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Педагог стимулирует интересы учащихся и развивает их практические навыки. Коллективные занятия развивают коммуникативные навыки и способность работать в команде, поддержание физического и психического здоровья обучающихся. Также педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка. Приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания. Выполнение разнообразных движений, укрепление мышц, понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений. В процессе обучения обучающимся представляется материал в различной форме словестный, показ (видео материалы, интернет ресурсы, карточки). Используются мультимедийные презентации.
Цель программы развитие творческого потенциала учащихся средствами хореографического искусства.
Задачи программы
Обучающие:
•обучить учащихся технике хореографического движения (физические данные: сила, выносливость, ловкость, гибкость, осанка, выворотность стопы, выразительность телодвижений и поз; музыкальная память: координация движений, музыкальный слух.
Развивающие:
• развитие положительной мотивации учащихся к обучению хореографии и успешному освоению программы на примерах высокохудожественных произведений;
• развитие «мышечного чувства»
• развитие музыкально-танцевальных способностей обучающихся потребности к творческому самовыражению.
Воспитательные:
•Воспитать трудолюбие
•Воспитать аккуратность
•Воспитать целеустремленность в достижении поставленной цели
•Воспитать толерантность и уважение к представителям народностей, проживающих в рядом.
Возраст обучающихся детей, участвующих в реализации программы: 7-9 лет
С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей,
даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. В результате реализации программы по обучению детей хореографии обучающиеся обретают в творческом коллективе и общественно значимой деятельности важные человеческие ценности и нравственные ориентиры. Занимаясь хореографией, подростки осознают себя частью различных социальных общностей (неформальной группы, творческого коллектива), делают выбор своего положения в этих общностях и усваивают способы его достижения. У них закладываются основы жизненных представлений и вкусов, рождаются привычка и любовь к творческому труду, стиль поведения и общения. Творческий коллектив и занятия хореографией становятся для подростков школой жизни.
Классификация:
• по признаку – общеразвивающая, специализированная
• по характеру деятельности – познавательная развивающая художественную одарённость;
• по возрастному принципу 7- 9 лет
• по срокам реализации – одногодичная
Форма обучения:
традиционное занятие;
комбинированное занятие;
практическое занятие;
праздник, конкурс, фестиваль;
репетиция;
концерт, открытый урок.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
-учебное занятие;
-открытое занятие;
-Групповое занятие (постановка танца на группу участников)
-групповая (Группа 12-15 человек. В случае набора детей 30 и более человек, группа делится на две занимающиеся по одной программе)
-Режим занятий три занятия по одному часу (1 час – 45 минут), возможно один день два часа с 10 минутной переменой и один день один час.
-Возможны дополнительные репетиции перед выступлением, и для подготовки к конкурсу.
Ожидаемые результаты
Личностные:
•Умение преодолевать трудности, участие в районных мероприятиях, в областных конкурсах.
•Умение и готовность к принятию ценностей здорового
образа жизни за счет знания основных гигиенических норм.
• Сформированность коммуникативной компетентности в
творческой и других видов деятельности;
Метапредметные:
Познавательные
- Выделять главное, выбирать наиболее эффективное решение
- Анализ информации
- Прогнозировать результат
Регулятивные
- Планировать своё время
- Понимать причину успеха
- Вносить изменения в свои действия
Коммуникативные
- Самоконтроль и взаимоконтроль в исполнении движений
- Формировать адекватную самооценку,
-Формировать творческий потенциал путем активизации воображения и фантазии.
Учебный план ДОП «Танцевальная азбука »
№ |
модули программы |
Год обучения |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
ритмика |
2 |
10 |
12 |
2 |
Классический партер |
6 |
28 |
34 |
3 |
Основы классического танца |
7 |
28 |
35 |
4 |
Танец |
3 |
22 |
25 |
|
Всего часов |
13 |
93 |
106 |
Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы
Для диагностики берутся следующие показатели:
1. ЗУН (Знания, умения, навыки) разученного материала- зачёт, незачёт.
2. Мотивация к знаниям – высокая, средняя, низкая
3. Участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах
№ |
Фамилия, имя |
ЗУН |
Участие в мероприятиях |
Мотивация к знаниям |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценивание обучающегося идёт по пятибалльной системе
1. Самостоятельно выполняет и отвечает – пять баллов
2. Выполняет движения и теорию с подсказки педагога – 4,3 балла в зависимости от помощи педагога.
3. Не выполняет задание с помощью педагога 2,1 балл.
Участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня добавляет баллы обучающимся.
1. Учрежденческое - 1 б
2. Районное - 2 б
3. Межрайонное - 3 б
4. Областное - 4 б
5. Всероссийское - 8 б
6. Международное - 10 б
Формы контроля качества образовательного процесса
- наблюдение
- выполнение творческих заданий
- беседа
1.Модуль: «Ритмика»
Цель модуля развитие восприятия детьми музыки через движения.
Задача:
Обучающие:
• овладение основами музыкальной грамоты;
• формирование пластических умений и слуховых навыков в
соответствии с программными требованиями;
Развивающие:
• развитие творческой самостоятельности посредством освоения
Музыкально-ритмической деятельности;
• развитие творческих способностей;
• развитие темпо - ритмической памяти учащихся;
Воспитательные:
• воспитание: моральных, волевых качеств личности - силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
Ожидаемые результаты:
Обучающийся должен знать:
• Понятия быстро, медленно
• Понятия громко, тихо
• Направления поворотов направо, налево
• Знать правила музыкально-танцевальных игр
Обучающийся должен уметь:
• Выполнять движения и комбинации музыкальных игр.
• Двигаться в соответствии со звучанием музыки
• Ориентироваться в пространстве класса
• Выполнять музыкально-танцевальные игры
Обучающийся должен приобрести навык
• Элементарной координации движений
• Работы в коллективе, в паре
Учебно – тематический план модуля «Ритмика»»
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
|
Ритм и движения |
1 |
5 |
6 |
Входящая диагностика, наблюдение |
|
Ритмические игры с предметами |
1 |
5 |
6 |
Входящая диагностика, наблюдение |
|
Всего |
2 |
10 |
12 |
|
7. Содержание изучаемого курса программы
Тема №1
Теория: Методика ритмической деятельности. Понятия ритм и движения:
Практика: Ритм и движения: Согласование движений с ритмическим рисунком музыки, согласование речи с шагами и движениями.
Тема №2
Теория: Методика выполнения ритмических игр с предметами.
Практика: Ритмические игры с предметами: Ритмические упражнения с ложками, мячами, кубиками, лентами, флажками, платочками, бубнами, 2.МОДУЛЬ: «КЛАССИЧЕСКИЙ ПАРТЕР»
Цель: Развитие физических данных обучающегося и исправление физических недостатков.
Задачи
Обучающие:
1. Общефизическое совершенствование.
2. Укрепление костно-мышечного аппарата учащихся
3. Знание истории и традиций классического танца.
4. Выполнение заданий модуля «Классический партер»
Развивающие:
1. Развитие силы мышц.
2. Развитие выворотности.
3. Развить выраженное желание творческого и духовного совершенствования;
Воспитательные:
1. воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;
2. Воспитывать чувство коллективизма;
3. Воспитывать навыки культурного общения в коллективе;
4. Воспитывать нравственные качества детей;
5. Воспитывать у детей уважение к хореографическому искусству;
ожидаемые предметные результаты
Обучающийся должен знать
• Методику исполнения движений в партере
• Методику исполнения растяжки
Обучающийся должен уметь
• Выполнять движения классического партера
Обучающийся должен иметь навык
• Координации движений
• Движенческой памяти
• техникой исполнения программных движений;
Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Упражнения на полу или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Классически партерный экзерсис способствует исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах, помогают выработать выворотность, развить гибкость, эластичность стоп и т.д.
Учебноно-тематический план по модулю «Классический партер»
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1 |
Упражнения на подвижность стоп |
1 |
3 |
4 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
2 |
Demi Plie |
1 |
5 |
6 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
3 |
Passe |
1 |
4 |
5 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
4 |
Battement tend |
1 |
5 |
6 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
5 |
Port de bras |
1 |
5 |
6 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
6 |
Растяжка |
1 |
6 |
7 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
|
ИТОГО: |
6 |
28 |
34 |
|
Содержание деятельности:
Тема №1 «Упражнения на подвижность стоп»
Теория: Методика исполнения движенй на подвижность стоп.
Практика:
1. Сокрашение и вытягивание стоп по VI позиции
2. Сокрашение и вытягивание стоп по I позиции
3. Сокрашение и вытягивание стоп по II не выворотной позиции
4. Сокрашение и вытягивание стоп по II выворотной позиции
5. Круговые движения стоп
Тема №2 « Demi Plie»
Теория: Методика исполнения движенй Demi Plie в партере.
Практика:
1. Demi Plie лёжа на спине
2. Demi Plie лёжа на животе
Тема №3 «Passe»
Теория: Методика исполнения движенй passe.
Практика:
1. Passe лёжа на спине.
2. Passe лёжа на животе
Тема №4 «Battement tendu»
Теория: Методика исполнения движенй Battement tendu.
Практика:
1. Battement tendu в сторону лёжа на животе в стороны
2. Battement tendu лёжа на спине в стороны.
Тема №5 «Port de bras»
Теория: Методика исполнения движенй Port de bras/
Практика:
1. Лёжа на спине наклоны в стороны руки в II позиции
2. Лёжа на спине наклоны в стороны руки в III позиции
3. Лёжа на спине наклоны в стороны руки в II позиции c одновременным отклонением ног в сторону наклона корпуса
4. Лёжа на спине наклоны в стороны руки в III позиции c одновременным отклонением ног в сторону наклона корпуса
5. Лёжа на животе наклоны в стороны руки в II позиции
6. Лёжа на животе наклоны в стороны руки в III позиции
7. Лёжа на животе наклоны в стороны руки в II позиции c одновременным отклонением ног в сторону наклона корпуса
8. Лёжа на животе наклоны в стороны руки в III позиции c одновременным отклонением ног в сторону наклона корпуса
9. Лёжа на животе, руки в II позиции подъём корпуса назад, до прямого угла в паре. (Один держит ноги, другой исполняет движения)
Тема №6 «Растяжка»
Методика исполнения движенй растяжка.
Практика:
1. Наклоны вперёд в положении сидя, ноги вместе.
2. Наклоны в бок в положении сидя ноги раскрыты в стороны.
3. Лягушка лёжа на спине
4. Лягушка лёжа на животе
5. Подъём ноги за пятку вперёд в положении сидя с вытянутым носком.
6. Подъём ноги за пятку вперёд в положении сидя с сокращением стопы.
7. Подъём ноги за пятку в сторону в положении сидя с вытянутым носком.
8. Подъём ноги за пятку в сторону в положении сидя с сокращением стопы
9. В положении сидя в положении «лягушка» впереди. Выпрямление ног с проездом вперёд, не отрывая рук, стопы укладываем в первую выворотную позицию.
модуль «Классический танец»
Цель: Совершенствование хореографических данных обучающегося
Цель: Формирование знаний и навыков в области классического танца.
Задачи
Обучающие:
1. Общефизическое совершенствование.
2. Укрепление костно-мышечного аппарата учащихся
3. Знание истории и традиций классического танца.
4. Выполнение заданий модуля «Классический танец
Развивающие:
1. Развитие движенческой памяти.
2. Умение преодолевать трудности.
3. Развить выраженное желание творческого и духовного совершенствования;
Воспитательные:
1. воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;
2. Воспитывать чувство коллективизма;
3. Воспитывать навыки культурного общения в коллективе;
4. Воспитывать нравственные качества детей;
5. Воспитывать у детей уважение к хореографическому искусству;
ожидаемые предметные результаты
Обучающийся должен знать
• Методику исполнения движений у станка
• Методику исполнения движений на середине
Обучающийся должен уметь
• Исполнять движения классического экзерсиса
Обучающийся должен иметь навык
• Координации движений
• Движенческой памяти
• техникой исполнения программных движений и прыжков;
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1 |
Понятия и термины. |
1 |
|
1 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
2 |
Постановка корпуса, Позиции ног, рук, положение головы |
1 |
6 |
7 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
3 |
Demi plie |
|
|
|
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
4 |
Движения группы battement tendu лицом к станку |
1 |
5 |
6 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
5 |
Passe par terre |
1 |
1 |
2 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
6 |
Движения группы ronds лицом к станку |
1 |
4 |
5 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
7 |
Прыжки |
1 |
6 |
7 |
Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности |
|
Всего |
7 |
28 |
35 |
|
Тема №1
Теория: Понятия: Позиции ног и рук, Demi plie, Battement tendu, Passe par terre, Temps leve sauté.
Тема №2
Теория: Методика постановка корпуса, позиции ног, рук, положение головы
Практика:
Постановка опорно - двигательного аппарата, I, II, III, V, VI позиции ног, позиции и положение рук ( Подготовительное положение, I ,II, III позиции рук.
Тема №3
Теория: Методика выполнения Demi Plie
Практика: Demi Plie: исполнение маленького приседания
Тема №4
Теория: Методика выполнения движений группы battement tendu.
Практика: Движения группы battement tendu: Battement tendu лицом к станку в I позиции в сторону, Battement tendu лицом к станку в I позиции вперёд и назад
Тема №5
Теория: Методика выполнения движения Passe par terre
Практика: Passe par terre: Методика исполнения Движения Passe par terre
Тема №6
Теория: Методика выполнения движения группы ronds.
Практика: Движения группы ronds лицом к станку: Методика исполнения движения Demi rond de jambe par terre en dehors et en de dans лицом к станку.
Тема №7
Теория:Прыжки: Методика исполнения движения группы прыжки:
Практика: Прыжки по VI позиции на месте и в повороте, с продвижением вперёд. Temps leve sauté по I, II позициям.
Учебно – тематический план модуля «Танец»»
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1 |
Движения и комбинации детского танца. |
1 |
6 |
7 |
Участие в концертах,конкурсах. |
2 |
Движения и комбинации народного танца |
1 |
7 |
8 |
Участие в концертах,конкурсах. |
3 |
Ввод исполнителей в программные танцы коллектива, постановки новых номеров |
1 |
9 |
10 |
Участие в концертах,конкурсах. |
|
Всего |
3 |
22 |
25 |
|
Цель: Формирование умения правильно и выразительно исполнять танцевальные композиции и упражнения
Задачи:
Обучающие:
1. Общефизическое совершенствование.
2.
3. Выполнение заданий модуля «Танец»
Развивающие:
1. Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать
навыки творческого самовыражения;
2. Умение преодолевать трудности.
3. Развить выраженное желание творческого и духовного
совершенствования;
Воспитательные:
1. воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;
2. Воспитывать чувство коллективизма;
3. Воспитывать навыки культурного общения в коллективе;
4. Воспитывать нравственные качества детей;
5. Воспитывать у детей уважение к зрителю;
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать
• Методику исполнения комбинаций детских танцев репертуара коллектива
• Методику исполнения народных движений
• Методику исполнения движений народного танца репертуара коллектива
Обучающийся должен уметь
• Исполнять детские танцы репертуара коллектива
• Исполнять движения народного танца
• Исполнять народные танцы репертуара коллектива
Обучающийся должен иметь навык
· Координации движений
· Движенческой памяти
· техникой исполнения программных движений и комбинаций;
· Эмоционального исполнения танца
Модуль «Танец»
Тема №1
Теория: Методика исполнения движений детского танца репертуара коллектива «Веселина»
Практика: Движения и комбинации детского танца: Движения «Лягушачий джаз», « Прогулка», «Модницы»
Тема №2 Движения и комбинации народного танца:
Теория исполнения движений: Хороводный шаг на п/п, переменный шаг, ковырялочка с притопом и с поворотом, Работа с платком.
Практика: Хороводный шаг на п/п, переменный шаг, ковырялочка с притопом и с поворотом, Работа с платком.
Тема №3
Теория: Теория исполнения движений танцев из репертуара коллектива.
Практика: Ввод исполнителей в программные танцы коллектива, постановки новых номеров: Ввод исполнителей в Репертуар коллектива – «По малину», «Хоровод», «В роще», «Во саду ли», «Вейся капустка»
Обеспечение программы
Методическое обеспечение: Для реализации данной программы необходим педагог со средне - специальным или высшим образованием в области хореографии.
• Помещение (балетный зал не менее 56 кв.м. половое покрытие деревянное).
· Помещение для хранения костюмов и реквизита.
• Музыкальное сопровождение – аккомпанемент баян, фортепиано.
• Использование аудио и видео аппаратуры.
• Коврики для занятий на полу.
Информационное обеспечение:
• Шумовые инструменты для ритмических упражнений (ложки, трещетки, бубны.)
• Демонстрационные материалы: схемы позиций ног, рук, рисунки народных костюмов.
Кадровое обеспечение:
Концертмейстер - аккомпанемент баян, фортепиано.
Важным является:
• Планирование и анализ педагогической деятельности.
• Совершенствование профессионального мастерства.
• Организация и проведение открытых занятий для коллег и родителей.
• Разработка методических пособий
• Участие в концертах, фестивалях, конкурсах
Литература
1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании»;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 -1 «О защите прав потребителей»;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
6. Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251- 03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;
7.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. 1-3 года обучения. Л-1983г.
8.Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л- 1980г.
9.Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л - 1986г.
10.Барышникова Т. Азбука хореографии. СПб.: РЕСПЕКС, ЛЮКСИ, 1996г. 11. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности -М.,2010.
13. Ветлугина Н.А Музыкальное развитие ребенка. - М. Просвещение, 2009.
14. Лисицкая Т Пластика, ритм. - М.: Физкультура и спорт, 2011.
15. Фильденкрайз М. Осознавание через движение. - М., 2010.
16. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.