Пояснительная записка
Однажды газеты всего мира рассказали про девочку из Хиросимы. Она знала, что неизлечимо больна, но с каждым днем слабея, складывала и складывала бумажных журавликов, потому что верила: если сделает тысячу, может быть исполнится самое заветное еѐ желание... И со всех концов планеты полетели в Японию бумажные журавлики: чтобы помочь обреченной девочке, миллионы детей научились делать их, хотя это было совсем непросто... Наверное, тогда очень многие впервые узнали про оригами (в переводе на русский - "сложенная бумага"), о том, что в самой Японии - это целое искусство.
Оно уходит корнями в глубокую старину. Тысячу лет назад в Стране Восходящего Солнца это было не столько забавой и увлечением, сколько священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом многоликой и тысячерукой богини милосердия Каннон.
Со временем значение оригами стало более земным: радовать глаз и в будни, расцвечивая быт, и в праздники, украшая карнавальные шествия. А еще многие признавали, что это одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценивал искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Но познавательные способности оригами гораздо шире.
Не случайно в некоторых странах это занятие - такой же обязательный школьный предмет, как родная речь или математика.
Слухи об удивительном японском искусстве издавна проникали в Европу и Америку, но покорилось оно иностранцам лишь в нашем веке, когда клерк Акира Йошизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке - понятен и японцу, и американцу, и русскому.
О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги.
И в настоящее время освоение оригами широко представлено в дополнительном образовании.
Актуальность
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении программы, коррекция недостатков в физическом или психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Дополнительное образование дает ребенку большие возможности адаптации в окружающем мире, так как предлагает разнообразные виды деятельности. Все дети, в том числе имеющие проблемы со здоровьем, способны к какому-либо (и не одному) виду творчества.
Для детей с ограниченными возможностями это важно особо. Ведь эти дети обделены не только природой, а еще и обществом, от которого они изолированы. Необходимо помочь таким детям открыть и развить свои
потенциальные возможности и способности. Ведь радость творчества, открытие в себе способностей создавать прекрасное помогает этим детям легче переносить проблемы и трудности, помогает жить с радостным настроением. А также крайне важно то, что дети смогут увидеть, что их деятельность может быть востребованной.
Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством искусства оригами и методов соединения оригами с другими техниками работы с бумагой.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
личностные
- формирование любви к своей малой родине, краю, бережного отношения к природе;
- формирование патриотизма, уважения к государственным символам, защитникам Отечества, воинам посредством техники оригами;
- формирование внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли;
- развитие коммуникативных способностей личности;
- развитие самоуважения, умения видеть свои достоинства и недостатки;
- развитие терпения, усидчивости, упорства в достижении цели;
метапредметные
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
- развитие умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, умения доводить дело до конца;
- умения слушать и слышать педагога, сверстников;
- умение выступать перед аудиторией;
-развитие навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
-умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения поставленных задач;
-соблюдение норм речевого этикета;
-умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
- воспитание умения работать в группе, коллективе.
образовательные
- формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству и искусству посредством техники оригами;
- формирование интереса к истории, культуре других народов, толерантности;
- расширение и углубление знаний об основных геометрических понятиях, условных обозначениях и базовых формах оригами;
-формирование умений следовать устным и видео инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- развитие умений анализировать образец, анализировать свою работу, составлять композицию из готовых поделок;
- формирование умений складывания модулей;
- формирование умений красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить работу.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что этапы реализации программы, скорость реализации программы зависят от индивидуальных особенностей обучающихся и могут быть скорректированы в конце учебного года с перспективой обучения в следующем учебном году.
Объем и срок освоения программы: количество учебных часов по программе – 18, в том числе предусмотрено 3часа теоретических занятий и 15 часов практических занятий. Срок реализации программы – 18 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая и индивидуальная. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения программы обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Предметные результаты освоения программы с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи
Личностные результаты освоения программы ОВЗ (ЗПР):
1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты освоения программы:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Материально-техническое оснащение.
- Занятия проводятся в кабинете.
Мебель для занятий – стол с гладкой поверхностью, верно подобранные стулья для правильной осанки.
- Канцелярские принадлежности: ножницы, линейка, карандаши, ластик, фломастеры, кисточки для клея и красок, клей ПВА, клей силикатный, клей- карандаш.
Дидактическое обеспечение
- книги, журналы;
-дидактические материалы (иллюстрации, фотографии, художественные альбомы репродукций)
- раздаточные материалы (трафареты, схемы заданий)
Методическое обеспечение программы
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
-единства обучения, развития и воспитания;
-последовательности: от простого к сложному;
-систематичности;
-активности;
-наглядности;
-интеграции;
-прочности;
-связи теории с практикой.
- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный, проектный) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная.
- формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита мини проектов, практическое занятие, презентация, экскурсия.
- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, игровые технологии, обеспечивающие целостность педагогического процесса и единства обучения, воспитания и развития обучающихся, а также способствующие реализации компетентностного, системно - деятельностного, интегративно - технологического подходов.
- алгоритм учебного занятия:
Подготовительный этап - организационный момент. Подготовка обучающихся к работе на занятии. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка (творческого, практического задания).
Основной этап - подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. Практическая работа.
Итоговый этап - подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать. Мобилизация детей на самооценку. Рефлексия.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Виды контроля предметных (программных) знаний, умений и навыков обучающихся:
- начальный контроль - в начале освоения программы с 5 по 10 сентября;
- промежуточная аттестация - с 17 декабря по 23 декабря;
- итоговая аттестация - в конце освоения программы с 20 апреля по26 апреля.
Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков обучающихся проводится в следующих формах:
-контрольное занятие;
-практическая работа.
Методы контроля:
-опрос, тестирование, наблюдение.
Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального и итогового контроля, данные заносятся в соответствующие ведомости.
Контроль ОУУиН осуществляется по следующим критериям:
организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
Мониторинг личностной и поведенческой сферы обучающихся проводится два раза в год: в начале и по окончанию изучения программы. Для проведения мониторинга применяется диагностический инструментарий. На основе данных мониторинга на каждого обучающегося составляется индивидуальная карта учета результатов обучения и динамики личностного развития в процессе освоения образовательной программы.
Критерии оценки результатов освоения программы
1) начальный контроль:
-знание простейших навыков вырезания по линии симметрии;
-умения пользоваться шаблонами, трафаретами;
-навыки изготовления несложных изделий из ткани.
2)контрольный срез:
-знание последовательности изготовления изделий по схеме, по образцу;
-умение пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности;
-умение подбирать гармоничные цвета и оттенки;
3)итоговая аттестация:
-знание терминологии основных ручных швов;
-умение аккуратно и точно выполнять работу;
-умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога;
Учебно-тематический план (18 часов обучения)
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
||
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
|
||
Раздел 1. Азбука мастерства (2 часа) |
|
||||||
2 |
Фантазии из бумаги. |
1 |
|
1 |
|
||
3 |
Сказочка про ножницы. Безопасные приемы работы. |
1 |
1 |
|
|
||
Раздел 2. Чудеса оригами (10 часов) |
|
||||||
4 |
Чудесный квадрат. |
1 |
|
1 |
|
||
5 |
Бабочка. Техника выполнения. |
1 |
|
1 |
|
||
6 |
Гирлянда из бабочек. Коллективная работа. |
1 |
|
1 |
|
||
7 |
Ёлка. Способы складывания. |
1 |
|
1 |
|
||
8 |
Петушок. Техника выполнения. |
1 |
|
1 |
|
||
9 |
«Птичий двор».Сюжетная композиция. |
1 |
|
1 |
|
||
1 |
Щенок. Техника выполнения. |
1 |
|
1 |
|
||
1 |
«Домашние питомцы». Сюжетная композиция. |
1 |
|
1 |
|
||
1 |
Тюльпан. Техника выполнения. |
1 |
|
1 |
|
||
1 |
Поздравительная открытка. Сюжетная композиция. |
1 |
|
1 |
|
||
Раздел 3. Модульное оригами (5часов) |
|
||||||
1 |
Модульное оригами. Немного из истории. |
1 |
1 |
|
|
||
|
Модуль №1. Технология изготовления. |
1 |
|
1 |
|
||
1 |
Фоторамка. |
1 |
|
1 |
|
||
1 |
Модуль №2. Технология изготовления. |
1 |
|
1 |
|
||
1 |
Полярная звезда. |
1 |
|
1 |
|
|
1 |
|
ВСЕГО: |
18 |
3 |
15 |
|
Содержание программы.
Введение.
Раздел 1. Азбука мастерства.
Теория. Мир вокруг нас. Мир предметов. Что значит «творить»? Кто такой «мастер»? Природные материалы. Свойства материалов (гибкость, пластичность, прочность, мягкость, гладкость и др.). Полезные советы. Предметы из бумаги (стаканчик, пилотка, конверт). Рисунки-аппликации (отрывная, разрезная). Ножницы портного, парикмахера, садовника, маникюрши. Почему ножницы разные? Для чего нужен футляр? Полезные советы.
Раздел 2. Чудеса оригами
Теория. Знакомство с древнейшим искусством складывания поделок из бумаги. Как правильно расшифровывать условные обозначения на схемах? Что такое базовая форма «воздушный змей», «конверт», «двойной квадрат», «двойной треугольник»?
Практика. Упражнения по отработке основных элементов складывания, базовых форм («воздушный змей», «конверт», «двойной квадрат», «двойной треугольник» и др.)
Упражнение по складыванию бумаги со словесными комментариями и наводящими вопросами: где диагональ? как сложить пополам? Использование условных обозначений.
На основе базовой формы научиться складывать различные изделия (бабочка, ёлка, петушок, птичий двор, щенок, домашние питомцы, тюльпан).
Раздел 3. Модульное оригами.
Теория. Немного из истории. Модульное оригами – часть культуры китайской аристократии. «Искусство самураев» - искусство сворачивания тайных писем. Модуль – элемент модульного оригами. Целое и части. Изделие и его детали. Способы соединения. Что такое объемные модели?
Практика. Упражнение по изготовлению модуля №1, №2.
Закрепление модулей по кругу. Изготовление фоторамки, полярной звезды.
Нормативное обеспечение
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 – ФЗ
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 г., № 33660).
4. Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества»
5. Положение об адаптированной дополнительной образовательной программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества»
Список использованной литературы
1. Голованов. В. Становление и развитие региональной системы
дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. Серия: Педагогика дополнительного образования детей / Отв. редактор: Горячев Ю. А. М.: Центр «Школьная книга», 2001, 224 с. Сборник авторских программ дополнительного образования детей/ Сост. А. Г. Лазарева. - Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа, 2002, 312с.
2.Комарова Т.С. Детское художественное творчество М, Мозаика- синтез,2005
3. «Крюковские ведомости» №14 (65) 19 июля 2003 г Лилов А. Природа художественного творчества М., 1981
4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших школьников М.,Мозаика-синтез,2004
5. «Оригами и педагогика» Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. СПб,1996
1. Афонькин С.Ю.АфонькинаЕ.Ю. Уроки оригами в школе и дома. М., Аким2002
2. Геронимус Т. Учебный комплект для начальной школы . Урок труда.М.. АСТ-ПРЕСС,2000
3. Долженко Г. 100 оригами. Ярославль,2000
4. Мейстер А.Г. Бумажная пластика. М., Астрель,2001
5. периодические журналы «Идеи для детского творчества»
6. периодические журналы «Сделай сам».
7. Сержантова Т.Б. Оригами. Новые модели. М., Айрис-пресс,2004
8. Рузина М.С. Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., Дельта 1997г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.