Образовательная программа «Народные ремесла»
Возраст учащихся: 8-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
Стремление к красоте присуще каждому человеку. Окружая себя вещами, мы стараемся, чтобы они были не только практичными, но и красивыми. И эту красоту можно сотворить своими руками.
Рукоделие является одним из старейших видов деятельности человека. Оно веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Не потеряло рукоделие своей актуальности и в современном мире. Макраме, бисероплетение, вязание, фриволите, вышивка – все это огромное поле для творчества.
Декоративно-прикладное искусство развивает наблюдательность, фантазию, воспитывает любовь к труду, зовет в творческий поиск, в мир природы, мир красоты и большого искусства.
Декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью детского художественного воспитания. Оно способствует формированию эстетического вкуса, чувства гармонии, аккуратности, бережливости.
Освоив азы декоративно-прикладного творчества, ребенок может самостоятельно создавать произведения, несущие в жизнь подлинную красоту. Возможно, для кого-то это увлечение станет первым шагом на пути к большому профессиональному творчеству.
Программа позволяет ребенку овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народной культуре, художественному творчеству.
Основа программы – это обращение к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, передача социально-культурного опыта, патриотическое и нравственное воспитание через изучение декоративно-прикладных ремесел.
На протяжении всего процесса обучения учащиеся посещают выставки, театры, музеи, ходят на экскурсии, участвуют в конкурсах, выставках, ярмарках, благотворительных мероприятиях, для них проводятся конкурсы, викторины, игровые программы, организуются праздники, дни именинников, встречи с интересными людьми.
По целевому назначению программа является общекультурной, поскольку она обеспечивает разностороннее развитие учащихся и формирование творческих и практических знаний, умений, навыков.
Программа базируется на следующих основных принципах обучения и воспитания:
- систематичность и последовательность;
- сознательность и активность;
- доступность;
- наглядность;
- связь теории с практикой;
- преемственность;
- дифференциация;
- природосообразность;
- гуманность.
При разработке программы были использованы следующие подходы к организации учебно-воспитательного процесса в объединении:
- личностно-ориентированный подход;
- деятельностный подход;
- вариативно-программный подход;
- компетентностный подход.
Основная цель: развитие творческой личности, формирование трудовых навыков средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и углублять знания о декоративно-прикладном искусстве Беларуси, об истории нашей республики, обычаях и обрядах белорусов;
- познакомить с разнообразными технологическими приемами;
- познакомить с редкими видами рукоделия;
- закрепить знания о материаловедении и работе с кожей, бисером, тканью и другими материалами;
- научить самостоятельно разрабатывать узоры и схемы;
- обучить кружковцев методике работы по творческим проектам.
Воспитательные:
- формировать нравственно-волевую мотивацию;
- воспитывать национальное самосознание и гражданскую позицию кружковцев, формировать чувство любви к Родине и гордости за свою страну;
- воспитывать инициативу, ответственность, постоянное стремление к новым знаниям, к результативной деятельности;
- воспитывать чувство цельности и гармонии, формировать художественную культуру;
- воспитывать культуру труда;
- воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- развивать творческие способности кружковцев;
- развивать эстетический вкус в процессе творческого освоения разных форм декоративно-прикладного искусства;
- развивать творческие способности кружковцев, стимулировать самореализацию детей через развитие и формирование художественного вкуса, через возможность видеть, творить и понимать прекрасное в окружающей действительности.
Технологические условия реализации программы
Учебный кабинет должен быть оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями пожарной безопасности. Обязательно наличие аптечки.
Занятия следует проводить в светлом, удобном, хорошо освещенном и проветренном помещении. Рабочие места организованы так, чтобы учащиеся сидели, не стесняя друг друга. Необходимо следить за осанкой детей. Кроме рабочих столов в кабинете необходимо иметь шкафы и кладовые для хранения инструментов и материалов. Большое значение придается его художественному оформлению.
С учащимися регулярно должен проводиться инструктаж по технике безопасности, по правилам дорожного движения, по противопожарной безопасности.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по этой программе, должен иметь высшее образование, владеть различными техниками декоративно-прикладного творчества, изучать литературу по педагогике, психологии и профилю работы объединения, посещать профильные выставки, семинары, иметь творческий подход к организации и проведению занятий.
Материально-техническое обеспечение
Инструменты:
- швейная машина, оверлок, гладильная доска, утюг, статоскопы;
- вязальные крючки и спицы;
- ножницы;
- пяльцы, иглы, наперстки, булавки;
- сантиметровая лента;
- челноки, отвертки, молоток;
- шнуры и веревки, тесьма;
- прибор для выжигания;
- паяльник, шило, пинцет, проволока, беккер;
- кусачки, плоскогубцы, круглогубцы;
- магнитофон;
- диапроектор;
- магнитная доска.
Материалы:
- пенопласт, вата, поролон;
- ткань (хлопчатобумажная, синтетическая, шелк, лен, мешковина и др.);
- канва, ткань для вышивания;
- ватин, синтепон, флизелин;
- пряжа, разнообразные нитки различных цветов и размеров (мулине, ирис, нитки катушечные и др.);
- бисер, стеклярус, рубка, бусины;
- канцтовары (краски, кисти, карандаш и калька, копировальная и миллиметровая бумага, картон и др.);
- клей ПВА, клей «Момент»;
- рамки, вазы, корзинки, тарелки, кашпо для оформления работ;
- материал для украшения и оформления (ленты, кружево, перья, ракушки, камни и др).
Для проведения занятий должны быть подготовлены наглядные пособия, образцы, дидактический, раздаточный и методический материал, мини-библиотека с литературой по профилю работы объединения.
Тематическое планирование является примерным. Руководитель может варьировать количество часов и последовательность прохождения тем.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
|
Вводное занятие |
2 |
2 |
– |
1. |
Основы цветоведения, композиции, формообразования |
2 |
2 |
– |
2. |
Материаловедение. Общие сведения о тканях |
2 |
1 |
1 |
3. |
Виды ручных работ |
2 |
1 |
1 |
4. |
Лоскутная мозаика |
26 |
2 |
24 |
5. |
Бисероплетение |
36 |
4 |
32 |
7. |
Сувениры |
36 |
2 |
34 |
8. |
Декоративное панно. Творческая работа |
36 |
4 |
32 |
9. |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
|
Итого |
144 |
18 |
126 |
Содержание программы
Вводное занятие
План работы объединения. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Правила техники безопасности. Литература. Организационные вопросы. Обмен творческими идеями.
Тема 1. Основы цветоведения, композиции, формообразования
Цветоведение как область науки. Цветовой круг. Холодные и теплые цвета. Цветовой контраст. Значение цвета в работе. Основные законы композиции. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, симметрия в композиции, пропорциональность, масштабность. Знакомство с понятием «форма», с основными существующими в природе формами (круг, прямоугольник, треугольник), из которых исходит человек при создании своих произведений.
Тема 2. Материаловедение. Общие сведения о тканях
Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве тканей. Виды тканей. Способы определения состава тканей.
Практическая работа. Определение состава ткани, лицевой и изнаночной стороны, основных и уточных нитей. Определение вида ткани по образцам.
Тема 3. Виды ручных работ
Правила выполнения ручных работ. Правила техники безопасности при работе с инструментами и швейным оборудованием.
Практическая работа. Выполнение образцов швов.
Тема 4. Лоскутная мозаика
Виды лоскутной техники. Традиционные узоры лоскутной мозаики. Технология выполнения лоскутной техники. Рекомендации по подбору ткани, раскрою, отделке и технологии выполнения. Оценка качества работы.
Практическая работа. Выбор изделия. Подбор ткани и материала, их подготовка к работе. Изготовление шаблонов и выкройки. Раскрой изделия. Изготовление изделия из лоскутов (прихватка, грелка, сумочка и др.). Оформление работы. Влажно-тепловая обработка.
Тема 6. Бисероплетение
Цветы, деревья, бансаи из бисера. Способы скручивания веточек. Основные приемы вышивки бисером. Объемное плетение. Многониточное плетение. Изделия повышенной сложности. Оформление готовых работ.
Практическая работа. Выполнение объемных жгутов, шариков, кубиков. Практическое применение выполненных образцов. Зарисовка эскизов и мотивов узора, подбор цветовой гаммы для вышивки. Подбор ткани для вышивки в зависимости от размера бисерин. Определение средних линий узора. Выполнение панно, композиций. Выполнение деревьев из бисера. Работа над изделиями повышенной сложности. Фантазийное плетение. Творческая работа.
Тема 7. Сувениры
Изделия малых размеров. Миниатюры. Цветосочетание. Изучение готовых изделий. Рекомендации по технологии изготовления. Оплетение объемных вещей нитками, шнурами, бисером.
Практическая работа. Выполнение выкроек. Изготовление шкатулок, ваз, обложек для книг, закладок, открыток и др. Работа над миниатюрой. Разработка сюжета миниатюры. Оплетение шара, вазочки и других предметов. Эксклюзивная авторская работа.
Тема 8. Декоративное панно. Творческая работа
Выбор темы. Подготовительная и основная работа. Изучение методической литературы. Просмотр готовых изделий. Рекомендации по подбору материала, технологий выполнения.
Практическая работа. Поиск идеи (темы работы, сюжета). Зарисовка эскизов. Нанесение рисунка на основу. Выполнение панно. Оформление выставки творческих работ. Участие в конкурсах и выставках.
Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения. Оформление выставки работ, организация персональных выставок учащихся. Поощрение лучших ребят.
Экскурсии, массовые мероприятия
Проведение экскурсий, посещение музеев, выставок. Организация персональных выставок. Участие в массовых мероприятиях.
Прогноз результативности
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
- основы материаловедения и цветоведения;
- основы работы с кожей, бисером, тканью;
- основные виды декоративно-прикладного искусства, уметь различать их;
- материалы современных изделий декоративно-прикладного искусства;
- этапы выполнения декоративных панно;
уметь:
- выполнять разнообразные художественные творческие работы из кожи, цветов, ткани, бисера и других материалов;
- применять на практике известные технологии, работать с инструментом;
- соблюдать единство содержания и оформления, видеть композицию и цветовое решение;
- воплощать свои идеи, анализировать и оценивать деятельность коллектива.
Методические условия реализации программы
Учебный процесс кружка основан на использовании личностно-ориентированного подхода: обучение строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. Важным условием обеспечения высокой результативности обучения и воспитания является применение методов, способствующих повышению мотивации учащихся. Это создание «ситуации успеха», оптимистичность и позитивность оценивания, личностная значимость и увлекательность деятельности, возможность для каждого кружковца проявить и реализовать свои способности. Для создания комфортного микроклимата используются полилог и диалог.
С целью формирования у кружковцев определенных личностных качеств используются следующие методы воспитания:
- метод положительного примера;
- метод поощрения;
- метод убеждения;
- метод приучения;
- метод контроля.
Специфика содержания программы предполагает, что основной формой организации педагогического процесса является практическое занятие. На занятиях предполагается использование репродуктивных и продуктивных методов организации деятельности кружковцев.
Объяснение нового материала происходит на основе следующих методов:
- объяснительно-иллюстративного;
- инструктивно-репродуктивного;
- проблемного;
- частично-поискового;
- исследовательского.
Соблюдение принципа наглядности – одно из важнейших условий эффективности занятий по данной программе. Практическое ознакомление с приемами художественной обработки изделий подкрепляется демонстрацией наглядного материала – произведений народного искусства, лучших образцов детских работ.
Программа включает много самостоятельных заданий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. В зависимости от возрастного состава и способностей ребят распределяется сложность заданий, но требования к качеству выполняемой работы для всех одинаковы.
Для овладения культурой делового и дружеского общения со сверстниками, поддержания духа коллективизма и товарищества, развития добросовестного отношения к общественно полезному труду, кружковцы выполняют коллективные работы для оформления кабинета, сувениры на благотворительные мероприятия, принимают участие в ярмарках, фестивалях, конкурсах.
Обязательным условием реализации целевого назначения программы является диагностика личностного развития кружковцев. Для этого используется вводный, текущий и итоговый контроль, который осуществляется при помощи следующих методов:
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- тестирование;
- сравнение и анализ выполненных индивидуальных и групповых творческих заданий.
Определенное количество часов отводится на посещение музеев и выставок декоративно-прикладного искусства. Это помогает закрепить знания и умения, развить кругозор и художественный вкус, способствует развитию творческих возможностей детей.
С целью обеспечения безопасной жизнедеятельности кружковцев и воспитания культуры здорового образа жизни используются здоровьесберегающие технологии:
- медико-гигиенические – соблюдение температурного режима, режима проветривания;
- экологические – экскурсии и экологические тропы, экологические конкурсы, игры-путешествия, беседы;
- защитно-профилактические – соблюдение основных гигиенических правил и норм к оборудованию, оснащению учебного кабинета функциональными столами, лампами дневного света в соответствии с нормативными документами;
- компенсаторно-нейтрализующие – эмоциональные разминки, оздоровительные паузы, физкультминутки, гимнастика для глаз;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности – знание инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, обеспечение грамотного поведения детей в различных жизненных ситуациях.
Результаты работы в течение года подводятся на итоговом занятии. Формы проведения итогового занятия:
- выставка работ, выполненных за год;
- проведение экскурсии для родителей и друзей;
- викторина по теоретическим вопросам;
- коллективное творческое дело;
- торжественное подведение итогов, награждение, сладкий стол.
Занятия в кружке организуют свободное время школьников, приучают их к терпению, усидчивости, формируют интерес к различным видам деятельности. Групповая работа способствует выработке правил поведения в коллективе, дает необходимый опыт общественного поведения. Все применяемые на занятиях кружка методы и формы организации учебно-воспитательного процесса ведут к формированию нравственной и творческой личности, обладающей широким кругозором, теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.
Литература, используемая педагогом
1. Сахута, Я. Белорусское декоративно-прикладное искусство. – Мн.: «Беларусь», 1995.
2. Луканский, Э.П. Первый шаг в творчество. – Мн.: «Полымя», 1985.
3. Максимова, М.В, Кузьмина, М.А. Незабытые ремесла. – Мн.: «Полымя», 1993.
4. Моисеенко, Ю.Е., Бичуковы Е.В. и Т.В. Волшебный стежок. – Мн.: «Полымя», 2000.
Литература, рекомендуемая учащимся
1. Соколовская, М.М. Макраме. – М.: «Цитадель», 1998.
2. Кузьмина, М. Макраме. – М.: «Алтай», 1994.
3. Соколовская, М.М. Знакомьтесь с макраме. – М.: «Просвещение», 1990.
4. Петрунькина, А. Фенечки из бисера. – С-Пб.: «Кристалл», 1998.
5. Молотобарова, О.С. Изготовление сувениров-игрушек. – М.: «Просвещение», 1990.
6. Сидорович, Ю., Соколова, Ю. Мягкая игрушка. – С-Пб.: «Литера», 1998.
7. Терешкович, С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: «Просвещение», 1992.
8. Максимова, М.В. Азбука вязания. – Ташкент, «Мехнат», 1993.
9. Дирвянскене, Я. Декоративное вязание. – М.: «Культура и традиции», 1993.
10. Смотрова, Н.А. Выжигание по ткани. – С-Пб., 1999.
11. Сысоева, И.А. Учимся шить – Мн.: «Народная асвета», 1988.
12. Павловская, Л. Искусство вышивки. – «Прана», 1992.
13. Курбатская, Н. Фриволите. – М.: «Культура и традиции», 1999.
14. Пудова, В., Лежнева, Л. Игрушки из природных материалов. – М.: «Махаон», 1999.
15. Евстратова, Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, перьев, раковин. – М.: «Культура и традиции», 1997.
16. Маракаев, О. Первый букет. – Ярославль: «Академия развития», 1999.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.