МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 «ШКОЛА БУДУЩЕГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрена
Методический совет
Протокол № 1 от 29.08.2016 г.
|
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ Т.А.Волобуева 29.08.2016 г. |
Утверждаю Директор МБОУ «ЯСШ №2 «Школа будущего» МО ГО Ялта РК _________И.Л. Хохликова Приказ № _313____ От __31.08.2016_ г.
|
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«Подготовка к ГИА ( в формате ГВЭ) по русскому языку»
Педагог дополнительного образования: учитель русского языка
Перекопская Лидия Ивановна
Возраст обучающихся: 9 класс
Ялта, 2016 г.
«Подготовка к ГВЭ»
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ
Задачи курса:
· совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;
· способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы;
· воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.
В ходе занятий учащиеся должны:
· овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
· научиться грамотно писать полные и сжатые изложения художественного и публицистического стиля;
· владеть формами обработки информации исходного текста;
· работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
· четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
· самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
· систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
Курс, являясь предметно ориентированным, даёт возможность учащимся получить практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
На занятиях используются следующие виды работ:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их
анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Написание изложений и сочинений.
Учащиеся должны уметь:
· понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
· понимать основную мысль прослушанного текста;
· понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
· подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
· интерпретировать информацию звучащего текста;
· точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
· определять средства связи предложений в тексте;
· проводить звукобуквенный анализ слова;
· определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
· проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
· определять основные способы образования слов;
· определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
· определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
· находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
· применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
· создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
· выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
· последовательно излагать собственные мысли;
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
· использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
· оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Элементы содержания |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Введение.Структура экзаменационной работы. |
|
|
Особенности проведения ГВЭ по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
2 |
Сжатое изложение. |
|
|
Содержательные и языковые способы сокращения текста. Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
|
3 |
Микротемы исходного текста |
|
|
|
4 |
Сжатое изложение. |
|
|
|
5 |
Абзацное членение текста. |
|
|
|
6 |
Сжатое изложение. |
|
|
|
7 |
Структурные особенности сжатого изложения. |
|
|
|
8 |
Сжатое изложение. |
|
|
|
9 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. |
|
|
|
10 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. |
|
|
|
11 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. |
|
|
|
12 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. |
|
|
|
13 |
Практическая работа. Написание изложения. |
|
|
|
14 |
Практическая работа. Написание изложения. |
|
|
|
15 |
Сжатое изложение. |
|
|
|
16 |
Редактирование текста. |
|
|
|
17 |
Сочинение-рассуждение. |
|
|
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения.Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса. |
18 |
Алгоритм написания сочинения. |
|
|
|
19 |
Сочинение-рассуждение. |
|
|
|
20 |
Тезис. |
|
|
|
21 |
Сочинение-рассуждение. |
|
|
|
22 |
Аргументы. |
|
|
|
23 |
Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. |
|
|
|
24 |
Написание сочинения. |
|
|
|
25 |
Текст как речевое произведение. |
|
|
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. |
26 |
Стили речи. |
|
|
|
27 28 |
Смысловая и композиционная целостность текста. |
|
|
|
29 30 |
Текст. Средства выразительности |
|
|
|
31 32 33 |
Практическая работа. Написание изложения и сочинения-рассуждения. |
|
|
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. |
34 |
Итоговый урок |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.