Образовательная программа "Бумажная фантазия"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бумажная фантазия" предназначена для обучения детей младшего школьного возраста искусству оригами. Учебно-тематический план программы состоит из пяти разделов: вводное занятие, подготовка деталей, подготовка модулей, изготовление фигурок, итоговое занятие. Учебная нагрузка составляет 72 часа в год, по итогам реализации программы проводится выставка работ обучающихся.
Иконка файла материала Бумажная фантазия.docx
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      1. Основные характеристики программы:          1.1. Дополнительная общеобразовательная   программа «Бумажная фантазия» (далее ­ Программа)  реализуется в соответствии с  художественной  направленностью образования,   которая   является   важным   направлением   в   развитии   и   воспитании подрастающего   поколения   (Б.Н.   Неменский).   Являясь   наиболее   доступным   для   детей, прикладное   творчество   обладает   необходимой   эмоциональностью,   привлекательностью, эффективностью.   Программа   предполагает   развитие   у   детей   художественного   вкуса, изобразительных   и   художественно­конструкторских   способностей,   нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать   гармонию,   но   и   создавать   ее   в   любой   жизненной   ситуации,   в   любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия  позволяют детям удовлетворить   свои   познавательные   интересы,   расширить   информированность   в   данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность.             Физиологи   установили,   что   наши   пальцы   органически   связаны   с   мозговыми   и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает   функциональную   деятельность   мозга   и   других   органов.   Давно   известно   о взаимосвязи   развития   рук   и   интеллекта.   Даже   простейшие   ручные   работы   требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.     Занятие оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное   складывание,   надрезание,   склеивание,   а   также   развивает   у   детей способность   работать   руками,   приучает   к   точным   движениям   пальцев,   у   них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Создание   модулей   из   бумаги   повышает     концентрацию   внимания,   так   как   заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;    знакомит детей с основными   геометрическими   понятиями:   круг,   квадрат,   треугольник,   угол,   сторона, вершина   и   т.д.,   при   этом   происходит   обогащение   словаря   ребенка   специальными терминами;   развивается   пространственное   воображение.     Во   время   занятий   модульным оригами   ребёнок     учится   читать   чертежи,   по   которым   складываются   фигурки   и представлять по ним изделия в объеме, что помогает развитию чертежных навыков. У   обучающихся   активизируется   воображение и фантазия. Занятия   оригами     способствуют   созданию   игровых   ситуаций,   что   расширяет коммуникативные способности детей,     формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.      1.2. Актуальность программы.   развивается   художественный   вкус   и   творческие   способности,   В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.  Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству   из   бумаги   обуславливается   ещё   и   тем,   что   данный   материал   даёт   большой простор   творчеству.   Бумажный   лист   помогает   ребёнку   ощутить   себя   художником, 2дизайнером,   конструктором,   а   самое   главное   —   безгранично   творческим   человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена   большим   многообразием.   Цветная   и   белая,   бархатная   и   глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить                                                                                     елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.  Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага   —   приобретает   новое   современное   направление,   им   можно   работать   в   разных техниках.   Программа   «Бумажная   фантазия»   предлагает   развитие   ребенка   в   самых   различных направлениях: конструкторское мышление, художественно­эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.    Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.      1.3. Отличительные особенности программы  Большая   часть   Программы   обеспечена   авторским   дидактическим   материалом, представляющим   собой   полноценные   наглядно­схематические   пособия   по   основным разделам и темам. Учебные пособия по оригами составлялись в течение последних трёх лет;   их   написание   было   продиктовано   отсутствием   доступной,   грамотной,   наглядной, систематизированной информации по основам оригами, по определённым темам и схемам складывания наиболее распространенных классических моделей оригами. Дидактические пособия могут служить в качестве полноценного учебника по оригами, как   для   педагога,   так   и   для   самих   обучающихся.   Выполненные   на   компьютере, дидактические пособия могут быть перенесены на электронные носители или распечатаны в большом формате в качестве наглядных настенных пособий. Отличительной особенностью данной программы является её направленность, в первую очередь,   не   на   развитие   творческих   способностей   вообще,   а   на   исследовательскую мыслительную деятельность отдельно взятого индивида, но в достаточно большой группе единомышленников.      1.4. Педагогическая целесообразность. Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру   труда.   Но   оригами   также   воспитывает   и   корректирует   характер,   укрепляет волевые   качества.   Занятия   оригами   помогают   настроиться   на   положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально­интуитивные действия, производимые с бумагой,   позволяют   человеку   одновременно   складывать   руками   из   бумаги   «нечто»   и решать   проблемы   различного   характера,   находить   выход   из   создавшегося   положения, задействовав   разум.Специально   подобранные   темы   Программы   позволяют   в   процессе обучения основным навыкам и умениям работы с бумагой развивать эмоциональную сферу ребенка, эстетические навыки, экологические знания. Ориентированность   Программы   не   на   воспитание   «индивидуалистов»,   а   на   развитие индивидов, что возможно только в процессе коллективного общения, подвигают младших школьников   к   самоопределению,   самореализации;   к   необходимости   усваивать   нормы коллективного общения, находить своё место в системе коллективных отношений. 3Ориентированность   Программы   на   естественное   психофизиологическое   начало формирования логического мышления способствует развитию у детей младшего школьного возраста   продуктивной,   целенаправленной   деятельности,   подвигающей   к   саморазвитию (самостоятельности). Культурологический   подход   в   современном   образовании   предполагает   развитие   в подрастающем   поколении   таких   качеств,   которые   помогли   бы   ему   адаптироваться   в современном   обществе.   Но   не   просто   «найти   своё   место   в   жизни»,   а   приобрести нравственно­этические   нормы   поведения   и   общения,   основанные   на   национальном самосознании. Как ни странно может показаться на первый взгляд, но обучение древнему японскому искусству   складывания   бумаги   способствует   развитию   у   детей   младшего   школьного возраста высокой нравственности и гражданской позиции, становлению духовной личности с   чувством   глубокого   патриотизма.   Складывая   фигурки   оригами,   человек   мысленно вкладывает в неё все свои добрые намерения и пожелания: в младшем школьном возрасте   по отношению к близким людям и друзьям; затем   ко всему человечеству.       1.5. Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения   в   художественной   работе   собственных   неповторимых   черт,   своей индивидуальности.      1.6. Задачи: ­ формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с  помощью объемных форм; ­ совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при  работе с бумагой;  ­ развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству; ­ формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к  действительности ­ развивать мелкую моторику рук; ­ формировать коммуникативные навыки: умение работать в группе, в парах, слушать  других, считаться с чужим мнением и аргументированно отстаивать своё, организовывать  совместную работу на основе взаимопонимания и уважения, уметь обмениваться  информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.    ­ воспитывать аккуратность, прилежание в работе, самостоятельность, трудолюбие;      1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа ­ 7­10 лет.      1.8. Формы занятий:              В   процессе   занятий   используются   различные   формы   занятий:   традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы и др.    Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);   наглядный ( показ иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение) педагогом,   работа   по   образцу);   практический   (выполнение   работ   по   инструкционным картам,   схемам).   Методы,   в   основе   которых   лежит   уровень   деятельности   детей: объяснительно ­ иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный   (дети   воспроизводят   полученные   знания   и   освоенные   способы деятельности); частично – поисковый   (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной   задачи   совместно   с   педагогом);   исследовательский   (самостоятельная творческая работа).    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей   на   занятиях:   фронтальный     (одновременная   работа   со   всеми);   индивидуально   – фронтальный     (чередование   индивидуальных   и   фронтальных   форм   работы);   групповой (организация работы в группах); индивидуальный   (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем). 42. Объем программы:      2.1. Срок реализации программы – 1 год.      2.2. Учебная нагрузка ­ 72 часа в год (2 часа в неделю)       2.3 Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа (академический час­ 45 минут + перерыв 10 минут). Продолжительность занятия ­ 1 час 40 минут.      3. Результативность программы:      3.1. Планируемые результаты После завершения 1­го года обучения обучающиеся должны:  знать       правила по технике безопасности и личной гигиены  правила организации рабочего места   правила бережного использования бумаги  различные приемы работы с бумагой  основные геометрические понятия и базовые формы оригами уметь    анализировать информацию, полученную из разных источников следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий  создавать изделия и композиции  в технике оригами 5II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование разделов и тем Всего часов Теорети­ ческие занятия Практи­ ческие занятия Форма контроля 1. Вводное занятие.  2 Подготовка  деталей.   3 Подготовка  модулей 4 Изготовление  фигурок 5 Итоговое занятие Итого 2 12 14 42 2 72 1 2 2 6 - 11 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Анализ и оценка  работ Анализ  1 14 6 38 2 61 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ Тема 1  Вводное занятие. Теоретическое занятие. Оригами – это самобытное японское искусство создание  различных модулей путём сгибания бумаги. Развитие оригами от глубокой древности до  наших дней. Знакомство с техникой безопасности при работе с ножницами и клеем. Практическое занятие. Показ  готовых работ. Работа с интернет источниками. Тема 2  Подготовка деталей.  Теоретические занятия.  Выбор бумаги (офисная, блоки для записи, бумага для оригами,  цветная бумага для детского творчества, журнальная бумага). Размеры бумаги для деталей. Инструменты и дополнительные материалы (клей, линейка, краски, нитки, бисер, пайетки,  бусины, шарики для пин­понга)  Практические занятия. Правильная разметка, чертёж и вырезание деталей. Подготовка  деталей для фигурок «Мини лебедь», «Белый лебедь», «Птенчик»,«Жар­птица»,  «Жар­ 6птица с большим хвостом» ,«Зайчик», «Зайка­модница»,  «Совёнок», «Пингвин», ваза  «Ананас». Тема 3  Подготовка модулей. Теоретические занятия . Модули оригами. Разновидность модулей (треугольный модуль.  «кусудамы», «супершар», «трилистник»).  Технология сборки модулей. Практические занятия.  Подготовка и сборка модулей для фигурок «Мини лебедь»,  «Белый лебедь», «Птенчик»,«Жар­птица»,  «Жар­птица с большим хвостом» ,«Зайчик»,  «Зайка­модница»,  «Совёнок», «Пингвин», ваза «Ананас». Тема 4  Изготовление фигурок. Теоретические занятия. Изготовление фигурок.  Способы выполнения из бумаги  различных животных и других  фигурок. Все изделия делаются на основе заготовки  округлой формы. Оформление фигурок с использованием дополнительных материалов. Практические занятия.  Изготовление фигурок «Мини лебедь», «Белый лебедь»,  «Птенчик»,«Жар­птица»,  «Жар­птица с большим хвостом» ,«Зайчик», «Зайка­модница»,   «Совёнок», «Пингвин», ваза «Ананас». Оформление фигурок с использованием  дополнительных материалов. Тема 5 Итоговое занятие. Практическое занятие Итоговая выставка работ обучающихся. Итоговая аттестация. 7III.  ОРГАНИЗАЦИОННО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ       1.  Методическое обеспечение программы:   Обобщённой, отсроченной во времени по проверке результативности, целью данной программы,   учитывающей   все,   взаимосвязанные   между   собой,   аспекты   деятельности   – обучающей,   воспитывающей,   развивающей,   можно   назвать   такую   цель:   посредством занятий   оригами   способствовать   формированию   личности,   адаптированной   к   условиям современности. Как может показаться, на первый взгляд, высокопарным определение цели программы, так и не может ни одна дополнительная образовательная программа для детей младшего школьного возраста так естественно не заявить о своей первоочередной цели. В   младшем   школьном   возрасте   происходит   становление   личности,   самоопределения, осознания   своего   собственного   «Я».   Не   упустить   эту   возможность,   помочь   ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная задача всех педагогов и воспитателей, а не каждого в отдельности. Большие   возможности   по  всестороннему   развитию   личности   таят   в   себе   занятия   по складыванию   бумаги.   Именно,   таят;   они   сокрыты,   возможно,   не   поддаются   текущим, осязаемым методам диагностики результативности и эффективности проводимых занятий. Хотя, в принципе, без учёта психофизиологических  особенностей обучающихся, можно оценивать   работы   детей   даже   по   пятибалльной   системе   –   оригами,   подчиняясь математическим законам, очень конкретно и единообразно в своем классическом начале. Но   как   оценить   затраченное   на   изготовление   игрушки   время,   упорную,   настойчивую совместную   работу   пальцев   и   мысли,   радость   и   удовлетворение   при   виде   готовой, сложенной своими руками игрушки?   составляющих ее обеспечения:  1. Общие требования к обстановке в кабинете:   ­   оформление   кабинета   должно   соответствовать   содержанию   программы,   постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;  ­ чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета; ­ фузкультпаузы.  2. Организационное обеспечение:  ­ кабинет, содержащий ученические столы;              Данная   программа   может   быть   реализована   при   взаимодействии   следующих 8­ стол педагога;  ­ доска;  ­ выставочный комплекс; 3. Кадровое обеспечение.  Педагог, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:  ­ умение вызвать интерес к себе и преподаваемому  ­ умение создавать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников  ­ умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников;   ­постоянное   самосовершенствование   педагогического   мастерства   и   повышение   уровня квалификации по специальности.  4. Методическое обеспечение программы:   ­   методические   разработки   и   планы­конспекты   занятий,   методические   указания   и рекомендации к проведению занятий; ­ дидактические материалы;  ­зрительный ряд (видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы, слайды);   ­ литературный ряд (стихи, легенды, высказывания; ­ музыкальный ряд: аудиокассеты и диски с подбором мелодии соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы) Для   успешной   реализации   программы   предлагается   непрерывное   и   систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.  Таблица 2  Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2  балла; низкий (Н) — 1 балл.   Параметры Образовательные результаты Освоение детьми содержания образования: Критерии  1. Разнообразие умений и навыков. 2.   Глубина   и   широта   знаний   по   предмету.   Детские практические и творческие достижения.  3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.  4.   Разнообразие   творческих   достижений   (выставки, конкурсы их масштаб).   5.   Развитие   общих   познавательных   способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание). 1. Культура поведения ребенка.  2. Характер отношений в коллективе. 1. Забота о здоровье. Эффективность  воспитательных воздействий Социально­педагогические результаты Мониторинг образовательных результатов  1. Разнообразие умений и навыков   Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать   инструменты   (ножницы,   линейка,   карандаш,   ластик).   Средний   (2   балла): имеет   отдельные   технические   умения   и   навыки,   умеет   правильно   использовать инструменты.   Низкий   (1   балл):   имеет   слабые   технические   навыки,   отсутствует   умение использовать инструменты. 2. Глубина и широта знаний по предмету Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями 9(название   геометрических   фигур,   определения…)   свободно   использует   технические обороты,   пользуется   дополнительным   материалом.   Средний   (2   балла):   имеет   неполные знания   по   содержанию   курса,   оперирует   специальными   терминами,   не   использует дополнительную литературу. Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает   отдельные   определения.   3.   Позиция   активности   и   устойчивого   интереса   к деятельности Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной   творческой   активности.   Средний   (2   балла):   проявляет   интерес   к деятельности,   настойчив   в   достижении   цели,   проявляет   активность   только   на определенные темы или на определенных этапах работы. Низкий (1 балл): присутствует на занятиях,   не   активен,   выполняет   задания   только   по   четким   инструкциям,   указаниям педагога. 4. Разнообразие творческих достижений Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города. Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения. Низкий (1 балл): редко участвует  в конкурсах, соревнованиях,   выставках   внутри   кружка.   5.   Развитие   познавательных   способностей: воображения,   памяти,   речи,   сенсомоторики   Высокий   (3   балла):   точность,   полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание. Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы   на   вопрос,   но   не   может   оформить   мысль,   не   всегда   может   сконцентрировать внимание. Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное. Культурологический   подход   в   современном   образовании   предполагает   развитие   в подрастающем   поколении   таких   качеств,   которые   помогли   бы   ему   адаптироваться   в современном   обществе.   Но   не   просто   «найти   своё   место   в   жизни»,   а   приобрести нравственно­этические   нормы   поведения   и   общения,   основанные   на   национальном самосознании. Как ни странно может показаться на первый взгляд, но обучение древнему японскому искусству   складывания   бумаги   способствует   развитию   у   детей   младшего   школьного возраста высокой нравственности и гражданской позиции, становлению духовной личности с   чувством   глубокого   патриотизма.   Складывая   фигурки   оригами,   человек   мысленно вкладывает в неё все свои добрые намерения и пожелания: в младшем школьном возрасте   по отношению к близким людям и друзьям; затем   ко всему человечеству.       2. Условия реализации программы  Материально­техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения,           рабочих мест, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе           обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная доска. В качестве дидактического материала необходимо иметь: 1. Наглядные пособия, схемы, чертежи. 2. Тематические образцы изделий. 3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров. 4. Детская литература с иллюстрациями художников. 5. Фотографии диких и домашних животных. 6. Литература по искусству. 7. Психолого­педагогическая литература. 103.  Список литературы Литература для педагога 1. Т. Сержантова «365 моделей оригами». М.: «Айрис­Пресс. Рольф.» 99г. 2. С.Соколова «Оригами игрушки из бумаги». М.: «Махаон». 99г. 3. Б. Богатова «Чудесные поделки из бумаги». М.: «Просвещение». 91г. 4. М.Стейнбек «Смастерим из бумаги». Таллинн «Валгус».88г. 5. И.Черныш «Удивительная бумага».. М.: «АСТ­Пресс».98г. 6. Афонькины «Оригами на праздничном столе». М.: «Аким».98г.                7.  Афонькины «Оригами для знатоков: драконы, динозавры». С­Пб. «Кристалл»99г. 8. Журавлева А.П., Болотова Л.А. Начальное техническое моделирование/ – М.:  Просвещение, 1982.  Литература для детей 1. Аланина А. Ножницы­художницы: аппликация из бумаги/ – М.: Просвещение, 1971. – 230 с.  2. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы/ – М.: Лист, 1998. – 192 с.  3. Журавлева А.П. Что нам стоит дом построить/ – М.: Патриот, 1990. – 222 с.  4. Сержантова Т.Б «Оригами для всей семьи»,. – М.: Айрис­прес, 2004 г. 192 с. 11