Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бумажная фантазия" предназначена для обучения детей младшего школьного возраста искусству оригами. Учебно-тематический план программы состоит из пяти разделов: вводное занятие, подготовка деталей, подготовка модулей, изготовление фигурок, итоговое занятие. Учебная нагрузка составляет 72 часа в год, по итогам реализации программы проводится выставка работ обучающихся.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная фантазия»
(далее Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью
образования, которая является важным направлением в развитии и воспитании
подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей,
прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью,
эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса,
изобразительных и художественноконструкторских способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только
чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой
деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия позволяют детям
удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной
образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять
совместную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и
внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма,
повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о
взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют
постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более
способствует совершенствованию мозга.
Занятие оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание,
многократное складывание, надрезание, склеивание, а также развивает у детей
способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них
совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Создание модулей из бумаги повышает концентрацию внимания, так как заставляет
сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить
последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; знакомит детей с
основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона,
вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными
терминами; развивается пространственное воображение. Во время занятий модульным
оригами ребёнок
учится читать чертежи, по которым складываются фигурки и
представлять по ним изделия в объеме, что помогает развитию чертежных навыков.
У обучающихся
активизируется воображение и фантазия.
Занятия оригами
способствуют созданию игровых ситуаций, что расширяет
коммуникативные способности детей, формирует культуру труда, учит аккуратности,
умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.2. Актуальность программы.
развивается художественный вкус и творческие способности,
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей
актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко
используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага
остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать
неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к
творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой
простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником,
2дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе
представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая,
папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно
украсить елку, сложить головоломку,
смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что
интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он
самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал —
бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных
техниках.
Программа «Бумажная фантазия» предлагает развитие ребенка в самых различных
направлениях: конструкторское мышление, художественноэстетический вкус, образное и
пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать
себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится
стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость
сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
1.3. Отличительные особенности программы
Большая часть Программы обеспечена авторским дидактическим материалом,
представляющим собой полноценные наглядносхематические пособия по основным
разделам и темам. Учебные пособия по оригами составлялись в течение последних трёх
лет; их написание было продиктовано отсутствием доступной, грамотной, наглядной,
систематизированной информации по основам оригами, по определённым темам и схемам
складывания наиболее распространенных классических моделей оригами.
Дидактические пособия могут служить в качестве полноценного учебника по оригами,
как для педагога, так и для самих обучающихся. Выполненные на компьютере,
дидактические пособия могут быть перенесены на электронные носители или распечатаны
в большом формате в качестве наглядных настенных пособий.
Отличительной особенностью данной программы является её направленность, в первую
очередь, не на развитие творческих способностей вообще, а на исследовательскую
мыслительную деятельность отдельно взятого индивида, но в достаточно большой группе
единомышленников.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда,
культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет
волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное,
жизнеутверждающее мировоззрение. Рациональноинтуитивные действия, производимые с
бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и
решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения,
задействовав разум.Специально подобранные темы Программы позволяют в процессе
обучения основным навыкам и умениям работы с бумагой развивать эмоциональную сферу
ребенка, эстетические навыки, экологические знания.
Ориентированность Программы не на воспитание «индивидуалистов», а на развитие
индивидов, что возможно только в процессе коллективного общения, подвигают младших
школьников к самоопределению, самореализации; к необходимости усваивать нормы
коллективного общения, находить своё место в системе коллективных отношений.
3Ориентированность Программы на естественное психофизиологическое начало
формирования логического мышления способствует развитию у детей младшего школьного
возраста продуктивной, целенаправленной деятельности, подвигающей к саморазвитию
(самостоятельности).
Культурологический подход в современном образовании предполагает развитие в
подрастающем поколении таких качеств, которые помогли бы ему адаптироваться в
современном обществе. Но не просто «найти своё место в жизни», а приобрести
нравственноэтические нормы поведения и общения, основанные на национальном
самосознании.
Как ни странно может показаться на первый взгляд, но обучение древнему японскому
искусству складывания бумаги способствует развитию у детей младшего школьного
возраста высокой нравственности и гражданской позиции, становлению духовной личности
с чувством глубокого патриотизма. Складывая фигурки оригами, человек мысленно
вкладывает в неё все свои добрые намерения и пожелания: в младшем школьном возрасте
по отношению к близким людям и друзьям; затем ко всему человечеству.
1.5. Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве,
воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей
индивидуальности.
1.6. Задачи:
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при
работе с бумагой;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к
действительности
развивать мелкую моторику рук;
формировать коммуникативные навыки: умение работать в группе, в парах, слушать
других, считаться с чужим мнением и аргументированно отстаивать своё, организовывать
совместную работу на основе взаимопонимания и уважения, уметь обмениваться
информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
воспитывать аккуратность, прилежание в работе, самостоятельность, трудолюбие;
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа 710 лет.
1.8. Формы занятий:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы и др. Методы, в
основе которых лежит способ организации занятий: словесный (устное изложение, беседа,
рассказ, лекция и т.д.); наглядный ( показ иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение)
педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным
картам, схемам). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности); частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательский (самостоятельная
творческая работа). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
детей на занятиях: фронтальный (одновременная работа со всеми); индивидуально –
фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); групповой
(организация работы в группах); индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий,
решение проблем).
42. Объем программы:
2.1. Срок реализации программы – 1 год.
2.2. Учебная нагрузка 72 часа в год (2 часа в неделю)
2.3 Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа (академический час 45
минут + перерыв 10 минут). Продолжительность занятия 1 час 40 минут.
3. Результативность программы:
3.1. Планируемые результаты
После завершения 1го года обучения обучающиеся должны:
знать
правила по технике безопасности и личной гигиены
правила организации рабочего места
правила бережного использования бумаги
различные приемы работы с бумагой
основные геометрические понятия и базовые формы оригами
уметь
анализировать информацию, полученную из разных источников
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий
создавать изделия и композиции в технике оригами
5II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Теорети
ческие
занятия
Практи
ческие
занятия
Форма
контроля
1. Вводное занятие.
2 Подготовка
деталей.
3 Подготовка
модулей
4 Изготовление
фигурок
5 Итоговое занятие
Итого
2
12
14
42
2
72
1
2
2
6
-
11
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Анализ и оценка
работ
Анализ
1
14
6
38
2
61
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Тема 1 Вводное занятие.
Теоретическое занятие. Оригами – это самобытное японское искусство создание
различных модулей путём сгибания бумаги. Развитие оригами от глубокой древности до
наших дней. Знакомство с техникой безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практическое занятие. Показ готовых работ. Работа с интернет источниками.
Тема 2 Подготовка деталей.
Теоретические занятия. Выбор бумаги (офисная, блоки для записи, бумага для оригами,
цветная бумага для детского творчества, журнальная бумага). Размеры бумаги для деталей.
Инструменты и дополнительные материалы (клей, линейка, краски, нитки, бисер, пайетки,
бусины, шарики для пинпонга)
Практические занятия. Правильная разметка, чертёж и вырезание деталей. Подготовка
деталей для фигурок «Мини лебедь», «Белый лебедь», «Птенчик»,«Жарптица», «Жар
6птица с большим хвостом» ,«Зайчик», «Зайкамодница», «Совёнок», «Пингвин», ваза
«Ананас».
Тема 3 Подготовка модулей.
Теоретические занятия . Модули оригами. Разновидность модулей (треугольный модуль.
«кусудамы», «супершар», «трилистник»). Технология сборки модулей.
Практические занятия. Подготовка и сборка модулей для фигурок «Мини лебедь»,
«Белый лебедь», «Птенчик»,«Жарптица», «Жарптица с большим хвостом» ,«Зайчик»,
«Зайкамодница», «Совёнок», «Пингвин», ваза «Ананас».
Тема 4 Изготовление фигурок.
Теоретические занятия. Изготовление фигурок. Способы выполнения из бумаги
различных животных и других фигурок. Все изделия делаются на основе заготовки
округлой формы. Оформление фигурок с использованием дополнительных материалов.
Практические занятия. Изготовление фигурок «Мини лебедь», «Белый лебедь»,
«Птенчик»,«Жарптица», «Жарптица с большим хвостом» ,«Зайчик», «Зайкамодница»,
«Совёнок», «Пингвин», ваза «Ананас». Оформление фигурок с использованием
дополнительных материалов.
Тема 5 Итоговое занятие.
Практическое занятие
Итоговая выставка работ обучающихся. Итоговая аттестация.
7III. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Методическое обеспечение программы:
Обобщённой, отсроченной во времени по проверке результативности, целью данной
программы, учитывающей все, взаимосвязанные между собой, аспекты деятельности –
обучающей, воспитывающей, развивающей, можно назвать такую цель: посредством
занятий оригами способствовать формированию личности, адаптированной к условиям
современности.
Как может показаться, на первый взгляд, высокопарным определение цели программы,
так и не может ни одна дополнительная образовательная программа для детей младшего
школьного возраста так естественно не заявить о своей первоочередной цели.
В младшем школьном возрасте происходит становление личности, самоопределения,
осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку
самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что
ты значим в социуме – это основная задача всех педагогов и воспитателей, а не каждого в
отдельности.
Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия по
складыванию бумаги. Именно, таят; они сокрыты, возможно, не поддаются текущим,
осязаемым методам диагностики результативности и эффективности проводимых занятий.
Хотя, в принципе, без учёта психофизиологических особенностей обучающихся, можно
оценивать работы детей даже по пятибалльной системе – оригами, подчиняясь
математическим законам, очень конкретно и единообразно в своем классическом начале.
Но как оценить затраченное на изготовление игрушки время, упорную, настойчивую
совместную работу пальцев и мысли, радость и удовлетворение при виде готовой,
сложенной своими руками игрушки?
составляющих ее обеспечения:
1. Общие требования к обстановке в кабинете:
оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы, постоянно
обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;
чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета;
фузкультпаузы.
2. Организационное обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы;
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих
8 стол педагога;
доска;
выставочный комплекс;
3. Кадровое обеспечение.
Педагог, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и
профессиональными качествами:
умение вызвать интерес к себе и преподаваемому
умение создавать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников
умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников;
постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня
квалификации по специальности.
4. Методическое обеспечение программы:
методические разработки и планыконспекты занятий, методические указания и
рекомендации к проведению занятий;
дидактические материалы;
зрительный ряд (видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы,
слайды);
литературный ряд (стихи, легенды, высказывания; музыкальный ряд: аудиокассеты и
диски с подбором мелодии соответствующих темам занятий и способствующих созданию и
поддержанию спокойной творческой атмосферы)
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое
отслеживание результатов деятельности ребенка.
Таблица 2
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2
балла; низкий (Н) — 1 балл.
Параметры
Образовательные результаты Освоение детьми содержания образования:
Критерии
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету. Детские
практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого
интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки,
конкурсы их масштаб).
5. Развитие общих познавательных способностей
(сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).
1. Культура поведения ребенка.
2. Характер отношений в коллективе.
1. Забота о здоровье.
Эффективность
воспитательных воздействий
Социальнопедагогические
результаты
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно
использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Средний (2 балла):
имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать
инструменты. Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение
использовать инструменты. 2. Глубина и широта знаний по предмету Высокий (3 балла):
имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями
9(название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические
обороты, пользуется дополнительным материалом. Средний (2 балла): имеет неполные
знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует
дополнительную литературу. Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса,
знает отдельные определения. 3. Позиция активности и устойчивого интереса к
деятельности Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к
самостоятельной творческой активности. Средний (2 балла): проявляет интерес к
деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на
определенные темы или на определенных этапах работы. Низкий (1 балл): присутствует на
занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям
педагога. 4. Разнообразие творческих достижений Высокий (3 балла): регулярно принимает
участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города. Средний (2 балла): участвует в
выставках внутри кружка, учреждения. Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах,
соревнованиях, выставках внутри кружка. 5. Развитие познавательных способностей:
воображения, памяти, речи, сенсомоторики Высокий (3 балла): точность, полнота
восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник
обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные
вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание. Средний (2
балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая
моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает
ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать
внимание. Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика
рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Культурологический подход в современном образовании предполагает развитие в
подрастающем поколении таких качеств, которые помогли бы ему адаптироваться в
современном обществе. Но не просто «найти своё место в жизни», а приобрести
нравственноэтические нормы поведения и общения, основанные на национальном
самосознании.
Как ни странно может показаться на первый взгляд, но обучение древнему японскому
искусству складывания бумаги способствует развитию у детей младшего школьного
возраста высокой нравственности и гражданской позиции, становлению духовной личности
с чувством глубокого патриотизма. Складывая фигурки оригами, человек мысленно
вкладывает в неё все свои добрые намерения и пожелания: в младшем школьном возрасте
по отношению к близким людям и друзьям; затем ко всему человечеству.
2. Условия реализации программы
Материальнотехническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения,
рабочих мест, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе
обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная доска.
В качестве дидактического материала необходимо иметь:
1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
7. Психологопедагогическая литература.
103. Список литературы
Литература для педагога
1. Т. Сержантова «365 моделей оригами». М.: «АйрисПресс. Рольф.» 99г.
2. С.Соколова «Оригами игрушки из бумаги». М.: «Махаон». 99г.
3. Б. Богатова «Чудесные поделки из бумаги». М.: «Просвещение». 91г.
4. М.Стейнбек «Смастерим из бумаги». Таллинн «Валгус».88г.
5. И.Черныш «Удивительная бумага».. М.: «АСТПресс».98г.
6. Афонькины «Оригами на праздничном столе». М.: «Аким».98г.
7. Афонькины «Оригами для знатоков: драконы, динозавры». СПб. «Кристалл»99г.
8. Журавлева А.П., Болотова Л.А. Начальное техническое моделирование/ – М.:
Просвещение, 1982.
Литература для детей
1. Аланина А. Ножницыхудожницы: аппликация из бумаги/ – М.: Просвещение, 1971. – 230
с.
2. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы/ – М.: Лист, 1998. – 192 с.
3. Журавлева А.П. Что нам стоит дом построить/ – М.: Патриот, 1990. – 222 с.
4. Сержантова Т.Б «Оригами для всей семьи»,. – М.: Айриспрес, 2004 г. 192 с.
11