Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тхоревская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Утверждено на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор школы:
Приказ № от «_» ___2016 г (Л.И.Свистунова.)
Согласовано: Приказ № от «__» _______ 2016 г.
Председатель профсоюзного
комитета ________(Кондратенко А.Ф.)
Образовательная программа
дополнительного образования детей
детское объединение
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
Педагог дополнительного образования Цымбал Д.А.
Возраст детей: 10-14 лет
Срок реализации – 3 года
с.Тхоревка,2016
I. Пояснительная записка.
Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области; природные условия и т.д. Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук – геологии, географии, истории, этнографии и др.
В процессе краеведческой работы учащиеся активно усваивают весь учебный материал, приобретают знания и навыки, необходимые в жизни, подготавливают себя к будущей практической деятельности.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит с хозяйственной и культурной жизнью своего края, воспитывает любовь к своей малой родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого.
Краеведение немыслимо без туризма, без походов и путешествий по своему краю. В любом походе прекрасно сочетаются элементы познания, активного отдыха на свежем воздухе, физического развития детей. Походная жизнь, преодоление естественных препятствий содействуют воспитанию коллективизма, дисциплины и взаимной выручки, выработке смелости, выносливости, находчивости, развивают инициативу.
Программа является авторской. Имеет краеведческую направленность. Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Цель программы заключается в гармоничном духовном развитии личности ребенка, в воспитании у детей патриотической любви к природе и родному краю, а так же в сборе краеведческого материала для школьного музея, выставок, мероприятий.
Задачи программы:
Обучающие
- обучать основным методам проведения исследовательской работы по изучению своей местности;
- формировать необходимые знания, умения и навыки;
- углубить и расширить знания о своем крае.
Воспитательные
- воспитывать трудолюбие, товарищеские взаимоотношения и взаимопомощь;
- способствовать формированию мировоззренческого мышления учащихся, расширению кругозора, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
Развивающие
- развивать образное и логическое мышление, творческие способности по сбору и систематизации краеведческого материала.
Данная программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 10 до 14 лет, так как в подростковом периоде дети особенно любознательны и нуждаются в применении знаний на практике. У них уже сформированы некоторые навыки, необходимые для изучения родного края. Это навыки коллективной работы, трудовые навыки, они более выносливы для длительных или дальних пеших экскурсий.
В соответствии с Концепцией образовательной деятельности и Уставом МОУ ДОД ЦРТДЮ программа рассчитана на три года обучения.
Количество воспитанников в группах I,II и III годов обучения – 12 -15 человек (2 год – 7-8 человек, 3 год – не менее 6 человек)
Набор детей в группу – свободный, состав в группе постоянный.
Периодичность занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю (2 часа + 1 час);
2 год обучения – 3 раза в неделю (2 часа + 1 час + 2 часа);
3 год обучения – 3 раза в неделю (2 часа + 2 часа + 2часа).
По форме организации и содержания педагогической деятельности программа является модульной. Она состоит из трех модулей:
- подготовительный (ознакомительный),
- базовый,
- углубленный.
I. Предполагает освоение детьми основ проведения исследовательской работы по изучению природы своего края: метеорологические наблюдения, изучение горных пород своей местности, водных объектов, растительности, почв, составление планов местности, охран природы, а так же уделяется внимание изучению историко-культурных традиций своего края.
II. Дает базовые знания и умения. Происходит расширение возможностей исследовательской работы: метеорологические и фенологические наблюдения, изучение изменений микроклимата, проведение анализа состава почв и вод своей местности, описание местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.
III. Углубленная совместная работа педагога и детей в одном из видов краеведения – историко-культурном: систематизация знаний, накопление навыков исследовательской, собирательской, оформительской деятельности.
Реализацию данной программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:
- наглядность;
- последовательность;
- систематичность;
- вариативность форм работы;
- региональная и практическая направленность;
- личностно-ориентированный и творческий подходы.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Знать:
- историю краеведения в России;
- историко-культурные традиции своего края;
- технику безопасности во время полевых практических работ и походах;
- назначение различных приборов и оборудования для изучения природных компонентов;
- основные экскурсионные и туристические объекты своего края;
- фазы развития явлений природы, фенофазы у растений и животных;
- видовой состав растительности и животного мира своей местности;
- основные методы работы с топографической картой;
- структуру промышленного, сельскохозяйственного и транспортного предприятий;
- объекты изучения исторического краеведения, его особенности;
- основные археологические объекты края, правила и порядок работы археологов;
- памятники культуры Воронежской области и их особенности;
- деятелей истории и культуры, других знаменитых людей Воронежского края и Каменского района и чем они прославились;
- исторические события времен Великой Отечественной войны на территории края и района, земляков-героев.
Уметь:
- пользоваться приборами и оборудованием для полевых работ по метеорологии и гидрологии;
- изготавливать простейшее оборудование (лот-линь, нивелир и т.д.);
- оформлять этикетки, аннотации и паспорта к экспонатам музея;
- выполнять камеральные работы после выходов в поле;
- работать со справочной литературой;
- изготавливать простейшие коллекции и гербарии;
- составлять схемы и графики наблюдений за природой;
- формулировать и писать историческую справку об объектах природы и экономической деятельности;
- давать устную и письменную характеристику экономическому предприятию;
- проводить изыскательные работы не только в природе, но и в архивах, библиотеках;
- составлять паспорта объектов для школьного краеведческого уголка;
- вести простейшие археологические раскопки;
- составлять биографические справки знаменитых людей края;
- изготавливать макеты военных и других сооружений;
- записывать сведения со слов рассказчика; вести дневник, написать очерк, подготовить доклад на заданную тему; составить вопросник для беседы со знатоками исторических событий;
- проводить небольшие экскурсии по экспозициям в школьном краеведческом уголке.
На втором и третьем году с обучающимися проводятся индивидуально-групповые занятия – 54 и108 часов в год соответственно. Для проведения этих занятий основная группа делится на две-три подгруппы по 6-8 человек. Индивидуальная работа подразумевает более глубокое и детальное изучение тем курса, а так же подготовку индивидуальных творческих работ и исследований.
Индивидуальная работа проводится в несколько этапов:
1. Подготовка к исследованию:
- выбор темы, объекта, предмета исследования;
- формулировка целей и задач, выбор методов исследования;
- изучение различных источников информации по теме или предмету исследования.
2. Проведение исследования:
- посещение и изучение объекта или предмета;
- встреча с очевидцами событий и запись их воспоминаний;
- работа в архивах, музеях, библиотеках;
- систематизация накопленного материала.
3. Оформление исследовательской работы:
- выбор способа оформления: реферат, доклад, стенд или экспозиция в музее;
- для письменной работы составить композицию: введение, основная часть, заключение, список литературы, список приложений и иллюстраций (фотографических материалов), оформление титульного листа;
- для работы в виде стенда или экспозиции: выбор способов расположения объектов, элементов оформления, составление кратких подписей и описаний, закрепление всех элементов на стенде или экспозиции
4. Защита работы:
- сдача работы для получения отзывов и рецензий;
- подготовка автореферата для публичной защиты или текста для проведения экскурсии.
5. Публичное выступление, экскурсия по экспозиции.
Оценка результатов обучения детей
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся топографические диктанты, викторины и тестирования по темам:
1. Техника безопасности во время практических работ и походах.
2. Личная гигиена и оказание первой доврачебной помощи.
3. Назначение приборов и оборудования, единицы измерения.
4. Природа нашего края.
5. История нашего края.
Итоговый контроль
- изготовление коллекций и гербариев;
- написание аннотаций к экспонатам; рефератов, эссе по проведенным исследованиям;
- участие в школьных и районных мероприятиях по краеведению;
- промежуточное и итоговое тестирования.
Нормативную основу образовательной программы «Краеведение» составляют:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Приказ Минобрнауки России №06-1844 от 11.12.2006г. «Примерные требования к программам дополнительного образования».
4. Устав МКОУ «Тхоревская ООШ»
5. Положение о промежуточной аттестации обучающихся
II. Учебно-тематический план по годам обучения.
Основные задачи первого года обучения:
- ознакомление с историей развития краеведения в России, туристическими возможностями своего края; природоохранным законодательством;
- формирование навыков описания погоды, почв, вод, растительности и др., оформление результатов исследований;
- освоение топографической подготовки;
- приобретение детьми навыков работы со справочной литературой.
К концу Ι года обучения учащиеся должны знать:
- историю краеведения в России;
- историко-культурные традиции своего края;
- технику безопасности во время полевых практических работ и походах;
- назначение различных приборов и оборудования для изучения природных компонентов.
К концу Ι года обучения дети должны уметь:
- пользоваться приборами и оборудованием для полевых работ по метеорологии и гидрологии;
- изготавливать простейшее оборудование (лот-линь, нивелир и т.д.);
- оформлять этикетки, аннотации и паспорта к экспонатам музея;
- выполнять камеральные работы после выходов в поле;
- работать со справочной литературой;
- изготавливать простейшие коллекции и гербарии.
Учебно-тематический план Ι года обучения
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11.
12. 13. |
Ведение. Изучение родного края. Туристические возможности своего края. Охрана природы. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Почвы, растительный и животный мир своего края. Полезные ископаемые своего края. Топографическая подготовка. Историко-культурное наследие родного края. Работа в краеведческом музее. Организация, подготовка и проведение походов, путешествий Путешествие по родному краю. Заключительное занятие. |
3 3
8 10 10
10 8 12
14 12
7 10 1 |
2 3
4 2 2
2 2 2
4 2
2
1 |
1 -
4 8 8
8 6 10
10 10
5 10 - |
|
Итого: |
108 |
28 |
80 |
Основные задачи второго года обучения:
- ознакомление с туристическими возможностями своего края;
- формирование навыков описания промышленного, транспортного и сельскохозяйственного предприятия, оформление результатов исследований;
- обучение изготовлению простейшего оборудования для проведения исследований местности: нивелира, осадкомера и т.д.;
- приобретение детьми навыков работы со справочной литературой;
- привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- основные экскурсионные и туристические объекты своего края;
- фазы развития явлений природы, фенофазы у растений и животных;
- видовой состав растительности и животного мира своей местности;
- основные методы работы с топографической картой;
- структуру промышленного, сельскохозяйственного и транспортного предприятий.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- составлять схемы и графики наблюдений за природой;
- формулировать и писать историческую справку об объектах природы и экономической деятельности;
- давать устную и письменную характеристику экономическому предприятию;
- проводить изыскательные работы не только в природе, но и в архивах, библиотеках.
Учебно-тематический план ΙI года обучения
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
Экскурс. |
||
1.
2.
3.
4. 5.
6. 7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. |
Туристические возможности своего края. Вводное занятие. Подведение итогов летних путешествий, походов и экспедиций. Метеорологические и фенологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Почвы, растительность и животный мир. Полезные ископаемые. Топографическая подготовка краеведа. Изучение промышленного предприятия. Изучение сельскохозяйственного предприятия. Изучение транспортного предприятия. Работа в краеведческом музее, в архиве. Организация, подготовка и проведение походов и путешествий. Заключительное занятие. |
2
3
10 5
5 5
10
15
15
10
14
12 2 |
2
1
1 1
2 2
2
2
2
4
2 |
2
7 2
1 3
10
11
11
6
10
|
2 2
2
2
2
2
12 |
|
Итого: |
108 |
21 |
63 |
24 |
|
Факультатив «Народные промыслы родного края» |
18 |
|
|
|
|
Индивидуально-групповые занятия |
54 |
|
54 |
|
|
Всего: |
180 |
|
|
|
Учебно-тематический план факультатива
«Народные промыслы родного края»
Цель курса: активное освоение школьниками традиций народного искусства своего края, осознание своих национальных корней.
Задачи курса:
- формирование понимания особенностей декоративно-прикладного искусства своего края;
- осмысление учащимися (слушателями) места декоративно прикладного творчества в жизни каждого человека и общества в целом;
- осознание влияния, которое оказывает народное искусство на элементы быта современного человека;
- углубление и развитие особых качеств - творческого воображения, восприятия, которые могут стать определяющими в жизни;
- активизация познавательного интереса к культуре своего народа.
Итоговый контроль: собранный каждым учащимся материал по искусству, выполненная декоративная работа.
№ |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Виды занятий |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Декоративно-прикладное искусство Воронежской губернии: связь времен. |
1 |
|
|
2 |
Гончарный промысел в нашем крае. |
2 |
|
|
3 |
Художественная металлообработка, обработка дерева, изделия из камня. |
2 |
|
|
4 |
Воронежские шали и платки. Вышивка и кружева. |
2 |
|
|
5 |
Узорное ткачество. Ковроделие. Плетение из лозы и соломки. |
2 |
|
|
6 |
Народный костюм. Народные игрушки |
4 |
|
|
7 |
Оформление альбома по народному искусству своего края. |
2 |
|
|
8 |
Экскурсия |
3 |
|
|
|
Итого: |
18 |
|
|
Основные задачи третьего года обучения:
- ознакомление с историческими основами краеведения;
- формирование навыков описания памятника культуры, ведения дневника историко-краеведческих наблюдений, оформление результатов исследований;
- развитие способностей проведения опроса среди жителей села, составления опросного листа;
- привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
- объекты изучения исторического краеведения, его особенности;
- основные археологические объекты края, правила и порядок работы археологов;
- памятники культуры Воронежской области и их особенности;
- деятелей истории и культуры, других знаменитых людей Воронежского края и Каменского района и чем они прославились;
- исторические события времен Великой Отечественной войны на территории края и района, земляков-героев.
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
- составлять паспорта объектов для школьного краеведческого уголка;
- вести простейшие археологические раскопки;
- составлять биографические справки знаменитых людей края;
- изготавливать макеты военных и других сооружений;
- записывать сведения со слов рассказчика; вести дневник, написать очерк, подготовить доклад на заданную тему; составить вопросник для беседы со знатоками исторических событий;
- проводить небольшие экскурсии по экспозициям в школьном краеведческом уголке.
Учебно-тематический план III года обучения
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
Экскурс. |
||
1. 2. 3.
4. 5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|
Вводное занятие. Историческое краеведение. Изучение археологического наследия Памятники культуры. Писатели и другие деятели культуры и наш край. Писатели и другие выдающиеся люди Каменского района. Военно-патриотическая работа. Навыки историко-краеведческой деятельности. Организация и проведение путешествия. Ведение дневника историко-краеведческих наблюдений. Подведение итогов путешествия. Работа в краеведческом уголке. Итоговое занятие. |
2 4
12 12
10
10
20
12
10
14 2 |
2 2
2 2
2
2
4
3
1
2 |
2
8 10
6
6
14
9
14 |
2
2
2
2
9
|
|
Итого: |
108 |
22 |
69 |
17 |
|
Индивидуально-групповые занятия |
108 |
|
108 |
|
|
Всего: |
216 |
16 |
183 |
17 |
III. Содержание программы
Содержание разделов и тем Ι года обучения
1. Вводное занятие.
История краеведения в России. Ознакомление с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
2. Изучение родного края.
Территория и границы родного края. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития. Села и происхождение их названий. Использование краеведческого материала на уроках и в жизни школы.
3. Туристические возможности своего края. Охрана природы.
Физико-географическая и экономическая характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи. Рекомендуемые маршруты походов. Справочники, путеводители, пособия и другая литература по родному краю. Охрана природы. Борьба с вредителями леса, браконьерством, посадка зеленых насаждений, охрана водоемов. Пропаганда охраны природы.
Практические занятия. Работа со справочными материалами по физико-географической характеристике района проживания.
4. Метеорологические наблюдения.
Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство. Термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер. Теплые и холодные воздушные массы. Атмосферный фронт. Атмосферное давление. Облака и другие атмосферные явления. Микроклимат. Фиксация наблюдений. Метеорологическая служба.
Практические занятия. Метеорологические наблюдения по приборам. Изучение метеорологических приборов и работа с ними. Вычерчивание графиков и схем температуры, давления, облачности и влажности. Составление розы ветров данной местности. Ведение дневника наблюдений.
5. Гидрологические наблюдения.
Гидрологическое обследование района. Искусственные водоемы. Грунтовые и подземные воды своего района. Охрана вод. Сведения об использовании рек, озер, прудов в хозяйстве края.
Практические занятия. Изготовление лот-линя и поплавков. Измерение ширины и глубины пруда. Определение свойств воды. Родники, колодцы.
6. Почвы, растительный и животный мир своего края.
Природная зона. Типы почв. Видовой состав растительности и животных. Коллекционирование растений.
Практические занятия. Провести разрез почвы на глубине 1 м, определить структуру. Сбор гербария местных растений. Учет состава животного мира района. Экскурсия в лесничество.
7. Полезные ископаемые своего края.
Геологическое строение местности. Магматические и метаморфические горные породы. Структурные признаки. Руды черных и цветных металлов (ознакомительно). Неметаллические полезные ископаемые. Сбор минералов. Использование полезных ископаемых в хозяйстве.
Практические занятия. Практические работы с коллекциями полезных ископаемых. Экскурсии на ближайший карьер. Определение структуры горных пород. Составление коллекций по группам.
8. Топографическая подготовка.
Виды карт: топографические, географические, туристические. План, схема местности. Масштабы (численный, линейный). Основные обозначения, способы изображения рельефа. Компас. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, часам и местным признакам. Азимут и движение по азимуту.
Практические занятия. Чтение топографических и географических карт. Составление плана местности. Составление схемы маршрута. Устройство компаса. Нахождение азимута на местности и движение по азимуту.
9. Историко-культурное наследие родного края.
Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Охрана памятников истории и культуры. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Народные таланты нашего края: сказители, авторы и исполнители песен, инструментальные и танцевальные ансамбли; художники по керамике, мастера художественной росписи и т.д. Творческая самобытность , традиции и новаторство их мастерства, влияние жизни и природы родного края на их творчество.
Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами (курганы). Выявление памятников культуры, архитектурных ансамблей, их фотографирование и зарисовка. Собирание сведений о народных умельцах родного края. Собирание образцов народного художественного творчества (зарисовка или фотографирование предметов домашнего быта, одежды, вышивок, рукоделий, изделий из дерева, глины, игрушек и т.д.).
10. Работа в краеведческом музее.
Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Этикетаж. Аннотации. Паспорта к экспонатам. Оформление текста. Путеводители и каталоги.
Практическая работа. Изготовление этикеток. Составление аннотаций. Экскурсия в музей.
11. Организация, подготовка и проведение походов, путешествий.
Определение цели и района похода, путешествия. Комплектование групп и распределение обязанностей. Разработка маршрута, составление его схемы и графика движения. Схема похода, путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака. Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Режим дня. Организация биваков. Костры, приготовление пищи на костре. Сушка одежды и обуви. Возможные естественные препятствия и способы их преодоления. Обеспечение безопасности в походе, путешествии. Личная гигиена туриста. Самоконтроль в походе, путешествии. Первая доврачебная помощь в походе, путешествии. Состав медицинской аптечки.
12. Путешествие по родному краю.
Трехдневный поход по родному краю.
13. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы объединения за год. Тестирование.
Содержание разделов и тем II года обучения
1. Туристические возможности своего края.
Выбор района похода, путешествия. Определение экскурсионных объектов. Охрана природы. Законы об охране природы. Участие в организации охраны природных объектов.
2. Подведение итогов летних путешествий, походов и экспедиций.
Изготовление наглядных пособий для школьного краеведческого уголка и предметных кабинетов. Составление паспорта маршрута. Выставка лучших работ.
Практические занятия. Составление отчетов о путешествии, походе, экспедиции. Паспортизация маршрутов. Изготовление наглядных пособий для школьного краеведческого уголка и предметных кабинетов. Оформление отчетной выставки. Выступление с отчетом о работе в школе, ЦРТДиЮ…
3. Метеорологические и фенологические наблюдения.
Строение атмосферы. Атмосферное давление. Средние суточные, месячные и годовые температуры. Ветер. Осадки. Воздушные массы. Погода. Климат. Приборы для метеонаблюдений. Фенологические наблюдения: фазы развития явлений природы, фенофазы у растений и у животных. Прогноз погоды по местным признакам.
Практические занятия. Измерение давления, количества осадков. Составление графиков температуры, диаграмм облачности и осадков. Фенологические наблюдения за определенными растениями и животными.
4. Гидрологические наблюдения.
Гидрологическая сеть района. Паспортизация источников,
водоемов, колодцев. Изучение закона об охране вод.
Практические занятия. Составление схемы гидрологической сети района. Определение свойств воды и дебита источника. Паспортизация колодцев и источников пресной воды.
5. Почвы, растительность и животный мир.
Рельеф своей местности. Почвы. Видовой состав растительности. Степень использования земель. Животный мир своего района. Охрана природных ландшафтов района.
Практические занятия. Сбор образцов растений, составление гербариев. Регистрация животных. Участие в лесопосадках.
6. Полезные ископаемые.
Основные методы поисков: метод геологической съемки; метод прослеживания обломков; шлаковый метод. Сбор и перевозка материалов. Использование полезных ископаемых в хозяйстве своего района.
Практические занятия. Изучение различных пород по течению рек, ручьев. Сбор образцов.
7. Топографическая подготовка краеведа.
Масштаб. Измерение и построение линий на плане. Измерение площадей на плане. Обозначение точек и линий на местности. Масштаб шагов. Определение расстояний на глаз. Топографическая съемка. Глазомерная съемка. Инструменты для глазомерной съемки. Планшет. Трехгранная линейка. Измеритель (циркуль). Азимут и движение по азимуту. Определение направления географического меридиана по солнцу. Составление плана замкнутого многогранника (полигона). Составление схем маршрутов.
8. Изучение промышленного предприятия
(ОАО «Евдаковский масложировой комбинат»)
Исторические и географические условия возникновения предприятия в данной местности. Экономический район, в который входит предприятие. Структура (цех и отделы, их производственные связи), расход сырья, воды, топлива, энергии на единицу готовой продукции. Перспективы развития производства. Передовики производства. Ветераны труда.
Практические занятия. Составление исторической справки о предприятии. Изучение производства и составление экономико-географической характеристики предприятия.
Экскурсия с целью изучения производства и встреча с работниками предприятия.
9. Изучение сельскохозяйственного предприятия
(ЗАО «Тимирязево»).
История становления хозяйства. Специализация производства. Энерговооруженность. Машинно-тракторный парк. Организация сбыта продукции. Ветераны и передовики сельскохозяйственного производства.
Практические занятия. Составление истории развития хозяйства. Составление диаграмм урожайности сельскохозяйственных культур. Посильное участие в работе на полях и на фермах.
Экскурсия с целью изучения производства. Встречи с ветеранами и передовиками производства.
10. Изучение транспортного предприятия
(«Каменский транспортник»).
Историко-географический обзор предприятия. Вид транспортного предприятия. Состав и направление грузо- или пассажиропотоков. Перспективы развития. Ветераны и передовики производства.
Практические занятия. Составление истории развития предприятия. Определение экономической эффективности предприятия.
Экскурсия с целью изучения предприятия. Встречи с передовиками и ветеранами транспортного предприятия.
11. Работа в краеведческом музее (школьном уголке), в архиве.
Копирование документов. Переписка с организациями и учреждениями
12. Организация, подготовка и проведение походов и путешествий.
Определение цели и района похода, путешествия. Выбор краеведческого задания. Распределение обязанностей. Гигиена туриста. Самоконтроль и первая помощь в походе, путешествии. Составление календарного плана похода, путешествия. Оформление походных документов.
13. Заключительное занятие.
Подготовка итогового вечера. Организация выставки. Тестирование.
Содержание разделов и тем III года обучения
1. Вводное занятие.
Задачи и содержание работы на год. Организация занятий. Значение работы.
2. Историческое краеведение.
Особенности исторического краеведения. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия. Фонды и экспозиции школьного краеведческого уголка – источники изучения родного края. Изучение фондов. Определение направлений будущей работы.
3. Изучение археологического наследия.
Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты, их выявление, изучение, охрана. Правила и порядок работы археологов.
Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами. Участие в археологических раскопках. Описание, фотографирование и зарисовка найденных предметов.
4. Памятники культуры.
Памятники культуры и их значение: научное, историческое, художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края: Хреновской конезавод, замок принцессы Ольденбургской (Рамонь), музей-усадьба Веневитинова, Успенская церковь 1694-1702гг, Арсенал 1696г и т.д. История развития архитектуры применительно к нашему краю. Архитектор и строитель в наши дни (знакомство с сооружениями каменского архитектора Климова). Охрана памятников культуры.
Практические занятия. Выявление памятников культуры, архитектуры, их фотографирование, зарисовка.
5. Писатели и другие деятели культуры и наш край.
Пребывание писателей, художников, композиторов, артистов и других деятелей культуры в нашем крае. Воронежский край – родина деятелей культуры: А.В.Кольцова, И.С.Никитина, С.Я.Маршака, И.А.Бунина, А.П.Платонова, А.Л.Дурова, Н.Н.Ге, И.Н.Крамского, М.Е.Пятницкого и др. Памятные места, связанные с ними.
Практические занятия. Знакомство с литературно-памятными местами города Воронежа и области. Составление картотеки писателей и других деятелей культуры, связанных с краем.
6. Писатели и выдающиеся люди Каменского района.
Практические занятия. Наш район в литературном и других видах творчества. История создания и деятельность поэтического клуба «Родничок», фестиваля «Воронцовая Русь».
Экскурсия в сектор краеведения районной библиотеки.
7. Военно-патриотическая работа.
Борьба жителей края против иноземных захватчиков. Край в Гражданской и Великой Отечественной войне. Знатные земляки – герои войны: кавалеры Ордена Славы, Герой Советского Союза В.П.Захарченко. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.
Практические занятия. Знакомство с местами героических сражений в годы войны. Фотографирование, зарисовка этих мест. Изготовление макетов землянок и других сооружений времен последней войны. Уход за памятниками и могилами воинов.
8. Навыки историко-краеведческой деятельности.
Точность и историческая достоверность записей. Фиксирование исторических событий. Беседы с очевидцами и запись их воспоминаний.
Практические занятия. Работа в фондах, архивах (архив ЕЖК), библиотеках. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Составление вопросника для записи воспоминаний.
9. Организация и проведение путешествия. Ведение дневника историко-краеведческих наблюдений.
Определение цели и района путешествия. Комплектование групп и распределение обязанностей. Повторение основных навыков, необходимых в походе. Запись воспоминаний. Ведение специального дневника.
10. Подведение итогов путешествия. Работа в краеведческом уголке.
Оформление практических работ. Составление и оформление фотоальбома. Проверка фактов и дат. Консультация со специалистами. Изготовление стендов, экспонатов для школьного краеведческого уголка.
11. Итоговое занятие.
Итоговая выставка, экскурсия для школьников и родителей, вечер.
IV. Методическое обеспечение программы
Методы и приемы работы.
1. Лекции, теоретические занятия, просмотр слайдов, видеофильмов о Воронежском крае, чтение отрывков из литературных произведений и прослушивание музыки, стихов и песен наших земляков.
2. Практические занятия по метеорологии, гидрографии, почвоведению, оформительскому искусству и т.д.
3. Туристические походы однодневные и многодневные.
Средства работы
1. Компьютер и аудиоаппаратура.
2. Раздаточный материал (коллекции полезных ископаемых, гербарии, условные знаки карт, топографические карты и т.д.).
3. Приборы и оборудование (термометры, барометр, осадкомер, флюгер и т.д.).
4. Туристическое снаряжение общего назначения (палатки, рюкзаки, веревки и т.д.).
V. Список литературы
Литература для педагога дополнительного образования
1. Аббасов А.М. Загадки и тайны Воронежского края/ А.М.Аббасов, В.С.Остапенко. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство,1992. – 159 с.: ил.
2. Амелькин А.О. Дни воинской славы России/ А.О.Амелькин. – Центр духовного возрождения Черноземного края. – Воронеж, 2005. – 112 с.
3. Болдырева А. Татарино: люди и судьбы/А.Болдырева, Ю.Кургузов, А.Свиридов, В.Хрипунов. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. – 287 с.: ил.
4. Болдырев Г.П., Волкова И.С. Полевая практика по топографии: Учебно-методическое пособие для студентов естественно-географического факультета. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. – 32 с.
5. Зиньковская И.В. История отечественной этнографии (1845-1945)/И.В.Зиньковская: учеб.пособие. – Воронеж, 2003. – 152 с.
6. Топонимические предания Воронежской области/ сост.Орлова Е.А./под ред Т.Ф.Пуховой. – Воронеж, 2004. – Вып.2. – 128 с.
7. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии/ П.Д.Пономарев. – Воронеж: центрально-Черноземное книжное издательство, 1994. – 370 с.
8. Сафин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе/ А.З.Сафин. – Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. 127 с.
9. Ахтырцев Б.П. Почвенный покров Среднерусского Черноземья/ Б.П.Ахтырцев, А.Б.Ахтырцев. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1993. – 154 с.
10. Кирпиченко В.В. Почвенные исследования к-за им.Тимирязева / В.В.Кирпиченко, И.П.Ловецкий. – Воронеж, 1967. – 59 с.
Литература для детей и родителей
1. Амелькин А.О. Дни воинской славы России/ А.О.Амелькин. – Центр духовного возрождения Черноземного края. – Воронеж, 2005. – 112 с.
2. Болдырева А. Татарино: люди и судьбы/А.Болдырева, Ю.Кургузов, А.Свиридов, В.Хрипунов. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. – 287 с.: ил.
3. Топонимические предания Воронежской области/ сост.Орлова Е.А./под ред Т.Ф.Пуховой. – Воронеж, 2004. – Вып.2. – 128 с.
4. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии/ П.Д.Пономарев. – Воронеж: центрально-Черноземное книжное издательство, 1994. – 370 с.
5. Воронежский краеведческий сборник: История культуры края / Сост. А.И.Гайворонский. Воронеж, 1985.
6. Королькова А.И. Сказки / А.И. Королькова. Воронеж, 1982.
7. Миловский А.С. Скачи,добрый единорог: Очерки / А.С.Миловский. М., 1983.
8. Воронежские потешки. Буклет.
9. Дом вечных истин. Буклет.
10. Рукотворная красота. Буклет.
11. Светоносные знаки. Буклет.
12. Атлас Воронежской области.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.