Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Оценка 4.7

Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «КРАЕВЕДЕНИЕ»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
история +1
5 кл—11 кл +1
10.02.2017
Образовательная программа  дополнительного образования детей  детское объединение  «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Образовательная программа дополнительного образования детей по «КРАЕВЕДЕНИЮ" рассчитана на обучение и воспитание детей от 10 до 14 лет, так как в подростковом периоде дети особенно любознательны и нуждаются в применении знаний на практике. У них уже сформированы некоторые навыки, необходимые для изучения родного края. Это навыки коллективной работы, трудовые навыки, они более выносливы для длительных или дальних пеших экскурсий, рассчитана на 3 года обучения. Имеет краеведческую направленность. Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков.
Образовательная программа по краеведению.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тхоревская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области

 

 

Утверждено на заседании                                                                      Утверждаю:

педагогического совета                                                             Директор школы:

Приказ №     от «_» ___2016 г                                                                          (Л.И.Свистунова.)      

Согласовано:                                                                    Приказ №      от «__» _______ 2016 г.

Председатель профсоюзного

комитета ________(Кондратенко А.Ф.)

 

 

Образовательная программа

 дополнительного образования детей

детское объединение

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

 

Педагог дополнительного образования  Цымбал Д.А.

 

 

                                 Возраст детей: 10-14 лет

                                   Срок реализации – 3 года

 

 

 

 

с.Тхоревка,2016

                                                                                                            I.            Пояснительная записка.

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области; природные условия и т.д.  Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук – геологии, географии, истории, этнографии и др.

В процессе краеведческой работы учащиеся активно усваивают весь учебный материал, приобретают знания и навыки, необходимые в жизни, подготавливают себя к будущей практической деятельности.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит с хозяйственной и культурной жизнью своего края, воспитывает любовь к своей малой родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого.

Краеведение немыслимо без туризма, без походов и путешествий по своему краю.  В любом походе прекрасно сочетаются элементы познания, активного отдыха на  свежем воздухе, физического развития детей. Походная жизнь, преодоление естественных препятствий содействуют воспитанию коллективизма, дисциплины и взаимной выручки, выработке смелости, выносливости, находчивости, развивают инициативу.

Программа является авторской. Имеет краеведческую направленность. Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

          Цель программы заключается в гармоничном духовном развитии личности ребенка, в воспитании у детей патриотической любви к природе и родному краю, а так же в сборе краеведческого материала для школьного музея, выставок, мероприятий.

Задачи программы:

Обучающие

- обучать основным методам проведения исследовательской работы по изучению своей местности;

- формировать необходимые знания, умения и навыки;

- углубить и расширить знания о своем крае.

Воспитательные

- воспитывать трудолюбие, товарищеские взаимоотношения и взаимопомощь;

 - способствовать формированию мировоззренческого мышления учащихся,  расширению кругозора, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

Развивающие

- развивать образное и логическое мышление, творческие способности по сбору и систематизации краеведческого материала.

        Данная программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 10 до 14 лет, так как в подростковом периоде дети особенно любознательны и нуждаются в применении знаний на практике. У них уже сформированы некоторые навыки, необходимые для изучения родного края. Это навыки коллективной работы, трудовые навыки, они более выносливы для длительных или дальних пеших экскурсий.

В соответствии с Концепцией образовательной деятельности и Уставом МОУ ДОД  ЦРТДЮ программа рассчитана на три года обучения.

Количество воспитанников в группах I,II и III годов обучения – 12 -15 человек (2 год – 7-8 человек, 3 год – не менее 6 человек)

Набор детей в группу – свободный, состав в группе постоянный.

Периодичность занятий:

1 год обучения – 2 раза в неделю (2 часа + 1 час);

2 год обучения – 3 раза в неделю (2 часа + 1 час + 2 часа);

3 год обучения – 3 раза в неделю (2 часа + 2 часа + 2часа).

По форме организации и содержания педагогической деятельности программа является модульной. Она состоит из трех модулей:

- подготовительный (ознакомительный),

- базовый,

- углубленный.

I. Предполагает освоение детьми основ проведения исследовательской работы по изучению природы своего края: метеорологические наблюдения, изучение горных пород своей местности, водных объектов, растительности, почв, составление планов местности, охран природы, а так же уделяется внимание изучению историко-культурных традиций своего края.

II. Дает базовые знания и умения. Происходит расширение возможностей исследовательской работы:  метеорологические и фенологические наблюдения, изучение изменений микроклимата, проведение анализа состава почв и вод своей местности, описание местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. 

III. Углубленная совместная работа педагога и детей в одном из видов краеведения – историко-культурном: систематизация знаний, накопление навыков исследовательской, собирательской, оформительской деятельности.

Реализацию данной программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:

- наглядность;

- последовательность;

- систематичность;

- вариативность форм работы;

- региональная и практическая направленность;

- личностно-ориентированный и творческий подходы.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Знать:

- историю краеведения в России;

- историко-культурные традиции своего края;

- технику безопасности во время полевых практических работ и походах;

- назначение различных приборов и оборудования для изучения природных компонентов;

- основные экскурсионные и туристические объекты своего края;

- фазы развития явлений природы, фенофазы у растений и животных;

- видовой состав растительности и животного мира своей местности;

- основные методы работы с топографической картой;

- структуру промышленного, сельскохозяйственного и транспортного предприятий;

- объекты изучения исторического краеведения, его особенности;

- основные археологические объекты края, правила и порядок работы археологов;

- памятники культуры Воронежской области и их особенности;

- деятелей истории и культуры, других знаменитых людей Воронежского края и Каменского района и чем они прославились;

- исторические события времен Великой Отечественной войны на территории края и района, земляков-героев.

Уметь:

- пользоваться приборами и оборудованием для полевых работ по метеорологии и гидрологии;

- изготавливать простейшее оборудование (лот-линь, нивелир и т.д.);

- оформлять этикетки, аннотации и паспорта к экспонатам музея;

- выполнять камеральные работы после выходов в поле;

- работать со справочной литературой;

- изготавливать простейшие коллекции и гербарии;

- составлять схемы и графики наблюдений за природой;

- формулировать и писать историческую справку об объектах природы и экономической деятельности;

- давать устную и письменную характеристику экономическому предприятию;

- проводить изыскательные работы не только в природе, но и в архивах, библиотеках;

- составлять паспорта объектов для школьного краеведческого уголка;

- вести простейшие археологические раскопки;

- составлять биографические справки знаменитых людей края;

- изготавливать макеты военных и других сооружений;

- записывать сведения со слов рассказчика; вести дневник, написать очерк, подготовить доклад на заданную тему; составить вопросник для беседы со знатоками исторических событий;

- проводить небольшие экскурсии по экспозициям в школьном краеведческом уголке.

        На втором и третьем году с обучающимися проводятся индивидуально-групповые занятия – 54  и108 часов в год соответственно. Для проведения этих занятий основная группа делится на две-три подгруппы по 6-8 человек. Индивидуальная работа подразумевает более глубокое и детальное изучение тем курса, а так же подготовку индивидуальных творческих работ и исследований.

       Индивидуальная работа проводится в несколько этапов:

1.   Подготовка к исследованию:

- выбор темы, объекта, предмета исследования;

- формулировка целей и задач, выбор методов исследования;

- изучение различных источников информации по теме или предмету исследования.

2.     Проведение исследования:

- посещение и изучение объекта или предмета;

- встреча с очевидцами событий и запись их воспоминаний;

- работа в архивах, музеях, библиотеках;

- систематизация накопленного материала.

3.   Оформление исследовательской работы:

- выбор способа оформления: реферат, доклад, стенд или экспозиция в музее;

- для письменной работы составить композицию: введение, основная часть, заключение, список литературы, список приложений и иллюстраций (фотографических материалов), оформление титульного листа;

- для работы в виде стенда или экспозиции: выбор способов расположения объектов, элементов оформления, составление кратких подписей и описаний, закрепление всех элементов на стенде или экспозиции

4.   Защита работы:

- сдача работы для получения отзывов и рецензий;

- подготовка автореферата для публичной защиты или текста для проведения экскурсии.

5.   Публичное выступление, экскурсия по экспозиции.

Оценка результатов обучения детей

         В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся топографические диктанты, викторины и тестирования по темам:

1.   Техника безопасности во время практических работ и походах.

2.   Личная гигиена и оказание первой доврачебной помощи.

3.   Назначение приборов и оборудования, единицы измерения.

4.   Природа нашего края.

5.   История нашего края.

Итоговый контроль

- изготовление коллекций и гербариев;

- написание аннотаций к экспонатам; рефератов, эссе по проведенным исследованиям;

- участие в школьных и районных мероприятиях по краеведению;

- промежуточное и итоговое тестирования.

 

Нормативную основу образовательной программы «Краеведение» составляют:

1.     Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).

2.     Конвенция  о правах ребенка.

3.     Приказ Минобрнауки России №06-1844 от 11.12.2006г. «Примерные требования к программам дополнительного образования».

4.     Устав МКОУ «Тхоревская ООШ»

5.     Положение о промежуточной аттестации обучающихся

 

                                             II.            Учебно-тематический план по годам обучения.

Основные задачи первого года обучения:

- ознакомление с историей развития краеведения в России, туристическими возможностями своего края; природоохранным законодательством;

- формирование навыков описания погоды, почв, вод, растительности и др., оформление результатов исследований;

- освоение топографической  подготовки;

- приобретение детьми навыков работы со справочной литературой.

К концу Ι года обучения учащиеся должны знать:

- историю краеведения в России;

- историко-культурные традиции своего края;

- технику безопасности во время полевых практических работ и походах;

- назначение различных приборов и оборудования для изучения природных компонентов.

К концу Ι года обучения дети должны уметь:

- пользоваться приборами и оборудованием для полевых работ по метеорологии и гидрологии;

- изготавливать простейшее оборудование (лот-линь, нивелир и т.д.);

- оформлять этикетки, аннотации и паспорта к экспонатам музея;

- выполнять камеральные работы после выходов в поле;

- работать со справочной литературой;

- изготавливать простейшие коллекции и гербарии.

 

Учебно-тематический план Ι года обучения

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

 

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

 

10.

11.

 

12.

13.

Ведение.

Изучение родного края.

Туристические возможности своего края. Охрана  природы.

Метеорологические наблюдения.

Гидрологические наблюдения.

Почвы, растительный и животный мир своего края.

Полезные ископаемые своего края.

Топографическая подготовка.

Историко-культурное наследие родного края.

Работа в краеведческом музее.

Организация, подготовка и проведение походов, путешествий

Путешествие по родному краю.

Заключительное занятие.

3

3

 

8

10

10

 

10

8

12

 

14

12

 

7

10

1

2

3

 

4

2

2

 

2

2

2

 

4

2

 

2

 

1

1

-

 

4

8

8

 

8

6

10

 

10

10

 

5

10

-

 

Итого:

108

28

80

 

 

Основные задачи второго года обучения:

- ознакомление с туристическими возможностями своего края;

- формирование навыков описания промышленного, транспортного и сельскохозяйственного предприятия,  оформление результатов исследований;

-  обучение  изготовлению простейшего оборудования для проведения исследований местности: нивелира, осадкомера и т.д.;

- приобретение детьми навыков работы со справочной литературой;

- привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия.

К концу второго года обучения дети должны знать:

- основные экскурсионные и туристические объекты своего края;

- фазы развития явлений природы, фенофазы у растений и животных;

- видовой состав растительности и животного мира своей местности;

- основные методы работы с топографической картой;

- структуру промышленного, сельскохозяйственного и транспортного предприятий.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

- составлять схемы и графики наблюдений за природой;

- формулировать и писать историческую справку об объектах природы и экономической деятельности;

- давать устную и письменную характеристику экономическому предприятию;

- проводить изыскательные работы не только в природе, но и в архивах, библиотеках.

Учебно-тематический план ΙI года обучения

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Экскурс.

1.

 

2.

 

 

3.

 

4.

5.

 

6.

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

 

13.

Туристические возможности своего края. Вводное занятие.

 Подведение итогов летних путешествий, походов и экспедиций.

Метеорологические и фенологические наблюдения.

Гидрологические наблюдения.

Почвы, растительность и животный мир.

Полезные ископаемые.

Топографическая подготовка краеведа.

Изучение промышленного предприятия.

Изучение сельскохозяйственного предприятия.

Изучение транспортного предприятия.

Работа в краеведческом музее, в архиве.

Организация, подготовка и проведение походов и путешествий.

Заключительное занятие.

 

2

 

 

3

 

10

5

 

5

5

 

10

 

15

 

15

 

10

 

14

 

 

12

2

 

2

 

 

1

 

1

1

 

2

2

 

 

 

2

 

2

 

2

 

4

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

7

2

 

1

3

 

10

 

11

 

11

 

6

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

2

 

 

 

 

2

 

2

 

2

 

 

 

 

12

 

Итого:

108

21

63

24

 

Факультатив

«Народные промыслы родного края»

 

 

18

 

 

 

 

Индивидуально-групповые занятия

54

 

54

 

 

Всего:

180

 

 

 

 

Учебно-тематический  план факультатива

 «Народные промыслы родного края»

        Цель курса: активное освоение школьниками традиций народного искусства своего края, осознание своих национальных корней.

         Задачи курса:

-         формирование понимания особенностей декоративно-прикладного искусства своего края;

-         осмысление учащимися (слушателями) места декоративно прикладного творчества в жизни каждого человека и общества в целом;

-         осознание влияния, которое оказывает народное искусство на элементы быта современного человека;

-         углубление и развитие особых качеств - творческого воображения, восприятия, которые могут стать определяющими в жизни;

-         активизация познавательного интереса к культуре своего народа.

            Итоговый контроль:  собранный каждым учащимся материал по искусству, выполненная декоративная работа.

                                          

Темы занятий

Кол-во часов

Виды занятий

Теория

Практика

1

Декоративно-прикладное искусство Воронежской губернии: связь времен.

1

 

 

2

Гончарный промысел в нашем крае.

2

 

 

3

Художественная металлообработка, обработка дерева, изделия из камня.

2

 

 

4

Воронежские шали и платки. Вышивка и кружева.

2

 

 

5

Узорное ткачество. Ковроделие. Плетение из лозы и соломки.

2

 

 

6

Народный костюм. Народные игрушки

4

 

 

7

Оформление альбома по народному искусству своего края.

2

 

 

8

Экскурсия

3

 

 

 

Итого:

18

 

 

 

 

 

Основные задачи третьего года обучения:

- ознакомление с историческими основами краеведения;

- формирование навыков описания памятника культуры, ведения дневника историко-краеведческих наблюдений,  оформление результатов исследований;

-  развитие способностей проведения опроса среди жителей села, составления опросного листа;

- привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия.

 

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

- объекты изучения исторического краеведения, его особенности;

- основные археологические объекты края, правила и порядок работы археологов;

- памятники культуры Воронежской области и их особенности;

- деятелей истории и культуры, других знаменитых людей Воронежского края и Каменского района и чем они прославились;

- исторические события времен Великой Отечественной войны на территории края и района, земляков-героев.

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

- составлять паспорта объектов для школьного краеведческого уголка;

- вести простейшие археологические раскопки;

- составлять биографические справки знаменитых людей края;

- изготавливать макеты военных и других сооружений;

- записывать сведения со слов рассказчика; вести дневник, написать очерк, подготовить доклад на заданную тему; составить вопросник для беседы со знатоками исторических событий;

- проводить небольшие экскурсии по экспозициям в школьном краеведческом уголке.

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план III года обучения

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Экскурс.

1.

2.

3.

 

4.

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

 

 

10.

 

 

11.

 

Вводное занятие.

 Историческое краеведение.

Изучение археологического наследия

Памятники культуры.

Писатели и другие деятели культуры и наш край.

Писатели и другие выдающиеся люди Каменского района.

Военно-патриотическая работа.

Навыки историко-краеведческой деятельности.

Организация и проведение путешествия. Ведение дневника историко-краеведческих наблюдений.

Подведение итогов путешествия. Работа в краеведческом уголке.

Итоговое  занятие.

2

4

 

12

12

 

10

 

10

 

20

 

12

 

 

 

10

 

 

14

2

2

2

 

2

2

 

2

 

2

 

4

 

3

 

 

 

1

 

 

 

2

 

2

 

8

10

 

6

 

6

 

14

 

9

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

2

 

 

2

 

2

 

2

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

108

22

69

17

 

Индивидуально-групповые занятия

108

 

108

 

 

Всего:

216

16

183

17

 

 

                                                                                                    III.            Содержание программы

 

Содержание разделов и тем Ι года обучения

1.     Вводное занятие.

История краеведения в России. Ознакомление с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

2.     Изучение родного края.

Территория и границы родного края. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития. Села и происхождение их названий. Использование краеведческого материала на уроках и в жизни школы.

3.     Туристические возможности своего края. Охрана природы.

Физико-географическая и экономическая характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи. Рекомендуемые маршруты походов. Справочники, путеводители, пособия и другая литература по родному краю. Охрана природы. Борьба с вредителями леса, браконьерством, посадка зеленых насаждений, охрана водоемов. Пропаганда охраны природы.

Практические занятия. Работа со справочными материалами по физико-географической характеристике района проживания.

4.     Метеорологические наблюдения.

Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство. Термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер. Теплые и холодные воздушные массы. Атмосферный фронт. Атмосферное давление. Облака и другие атмосферные явления. Микроклимат. Фиксация наблюдений. Метеорологическая служба.

Практические занятия. Метеорологические наблюдения по приборам. Изучение метеорологических приборов и работа с ними. Вычерчивание графиков и схем температуры, давления, облачности и влажности. Составление розы ветров данной местности. Ведение дневника наблюдений.

5.     Гидрологические наблюдения.

Гидрологическое обследование района. Искусственные водоемы. Грунтовые и подземные воды своего района. Охрана вод. Сведения об использовании рек, озер, прудов в хозяйстве края.

Практические занятия. Изготовление лот-линя и поплавков. Измерение ширины и глубины пруда. Определение свойств воды. Родники, колодцы.

6.     Почвы, растительный и животный мир своего края.

Природная зона. Типы почв. Видовой состав растительности и животных. Коллекционирование растений.

Практические занятия. Провести разрез почвы на глубине 1 м, определить структуру. Сбор гербария местных растений. Учет состава животного мира района. Экскурсия в лесничество.

7.     Полезные ископаемые своего края.

Геологическое строение местности. Магматические и метаморфические горные породы. Структурные признаки. Руды черных и цветных металлов (ознакомительно).  Неметаллические полезные ископаемые. Сбор минералов. Использование полезных ископаемых в хозяйстве.

Практические занятия. Практические работы с коллекциями полезных ископаемых. Экскурсии на ближайший карьер. Определение структуры горных пород. Составление коллекций по группам.

8.     Топографическая подготовка.

Виды карт: топографические, географические, туристические. План, схема местности. Масштабы (численный, линейный). Основные обозначения, способы изображения рельефа. Компас. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, часам и местным признакам. Азимут и движение по азимуту.

Практические занятия. Чтение топографических и географических карт. Составление плана местности. Составление схемы маршрута. Устройство компаса. Нахождение азимута на местности и движение по азимуту.

9.     Историко-культурное наследие родного края.

Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Охрана памятников истории и культуры. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Народные таланты нашего края: сказители, авторы и исполнители песен, инструментальные и танцевальные ансамбли; художники по керамике, мастера художественной росписи и т.д. Творческая  самобытность , традиции и новаторство их мастерства, влияние жизни и природы родного края на их творчество.

Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами (курганы). Выявление памятников культуры, архитектурных ансамблей, их фотографирование и зарисовка. Собирание сведений о народных умельцах родного края. Собирание образцов народного художественного творчества (зарисовка или фотографирование предметов домашнего быта, одежды, вышивок, рукоделий, изделий из дерева, глины, игрушек и т.д.).

10. Работа в краеведческом музее.

Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Этикетаж. Аннотации. Паспорта к экспонатам. Оформление текста. Путеводители и каталоги.

Практическая работа. Изготовление этикеток. Составление аннотаций. Экскурсия в музей.

11. Организация, подготовка и проведение походов, путешествий.

Определение цели и района похода, путешествия. Комплектование групп и распределение обязанностей. Разработка маршрута, составление его схемы и графика движения. Схема похода, путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака. Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Режим дня. Организация биваков. Костры, приготовление пищи на костре. Сушка одежды и обуви. Возможные естественные препятствия и способы их преодоления. Обеспечение безопасности в походе, путешествии. Личная гигиена туриста.  Самоконтроль в походе, путешествии. Первая доврачебная помощь в походе, путешествии. Состав медицинской аптечки.

12. Путешествие по родному краю.

Трехдневный поход по родному краю.

13. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы объединения за год. Тестирование.

 

Содержание разделов и тем II года обучения

1.     Туристические возможности своего края.

Выбор района похода, путешествия. Определение экскурсионных объектов. Охрана природы. Законы об охране природы. Участие в организации охраны природных объектов.

2.     Подведение итогов летних путешествий, походов и экспедиций.

Изготовление наглядных пособий для школьного краеведческого уголка и предметных кабинетов. Составление паспорта маршрута. Выставка лучших работ.

Практические занятия. Составление отчетов о путешествии, походе, экспедиции. Паспортизация маршрутов. Изготовление наглядных пособий для школьного краеведческого уголка и предметных кабинетов. Оформление отчетной выставки. Выступление с отчетом о работе в школе, ЦРТДиЮ…

3.     Метеорологические и фенологические наблюдения.

Строение атмосферы. Атмосферное давление. Средние суточные, месячные и годовые температуры. Ветер. Осадки. Воздушные массы. Погода. Климат. Приборы для метеонаблюдений. Фенологические наблюдения: фазы развития явлений природы, фенофазы у растений и у животных. Прогноз погоды по местным признакам.

                  Практические занятия. Измерение давления, количества осадков. Составление графиков температуры, диаграмм облачности и осадков. Фенологические наблюдения за определенными растениями и животными.

4.     Гидрологические наблюдения.

                         Гидрологическая сеть района. Паспортизация источников,

     водоемов, колодцев. Изучение закона об охране вод.

Практические занятия. Составление схемы гидрологической сети района. Определение свойств воды и дебита источника. Паспортизация колодцев и источников пресной воды.

5.     Почвы, растительность и животный мир.

Рельеф своей местности. Почвы. Видовой состав растительности. Степень использования земель. Животный мир своего района. Охрана природных ландшафтов района.

                 Практические занятия. Сбор образцов растений, составление гербариев. Регистрация животных. Участие в лесопосадках.

6.     Полезные ископаемые.

Основные методы поисков: метод геологической съемки; метод прослеживания обломков; шлаковый метод. Сбор и перевозка материалов. Использование полезных ископаемых в хозяйстве своего района.

Практические занятия. Изучение различных пород по течению рек, ручьев. Сбор образцов.

7.     Топографическая подготовка краеведа.

Масштаб. Измерение и построение линий на плане. Измерение площадей на плане. Обозначение точек и линий на местности. Масштаб шагов. Определение расстояний на глаз. Топографическая съемка. Глазомерная съемка. Инструменты для глазомерной съемки. Планшет. Трехгранная линейка. Измеритель (циркуль). Азимут и движение по азимуту. Определение направления географического меридиана по солнцу. Составление плана замкнутого многогранника (полигона). Составление схем маршрутов.

8.     Изучение промышленного предприятия

(ОАО «Евдаковский масложировой комбинат»)

Исторические и географические условия возникновения предприятия в данной местности. Экономический район, в который входит предприятие. Структура (цех и отделы, их производственные связи), расход сырья, воды, топлива, энергии на единицу готовой продукции. Перспективы развития производства. Передовики производства. Ветераны труда.

Практические занятия. Составление исторической справки о предприятии. Изучение производства и составление экономико-географической характеристики предприятия.

Экскурсия с целью изучения производства и встреча с работниками предприятия.

9.     Изучение сельскохозяйственного предприятия

(ЗАО «Тимирязево»).

                  История становления хозяйства. Специализация производства. Энерговооруженность. Машинно-тракторный парк. Организация сбыта продукции. Ветераны и передовики сельскохозяйственного производства.

Практические занятия. Составление истории развития хозяйства. Составление диаграмм урожайности сельскохозяйственных культур. Посильное участие в работе на полях и на фермах.

Экскурсия с целью изучения производства. Встречи с ветеранами и передовиками производства.

10. Изучение транспортного предприятия

(«Каменский транспортник»).

Историко-географический обзор предприятия. Вид транспортного предприятия. Состав и направление грузо- или пассажиропотоков. Перспективы развития. Ветераны и передовики производства.

Практические занятия. Составление истории развития предприятия. Определение экономической эффективности предприятия.

Экскурсия с целью изучения предприятия. Встречи с передовиками и ветеранами транспортного предприятия.

11. Работа в краеведческом музее (школьном уголке), в архиве.

Копирование документов. Переписка с организациями и учреждениями

12. Организация, подготовка и проведение походов и путешествий.

Определение цели и района похода, путешествия. Выбор краеведческого задания. Распределение обязанностей. Гигиена туриста. Самоконтроль и первая помощь в походе, путешествии. Составление календарного плана похода, путешествия. Оформление походных документов.

13. Заключительное занятие.

Подготовка итогового вечера. Организация выставки. Тестирование.

 

Содержание разделов и тем III года обучения

1.     Вводное занятие.

Задачи и содержание работы на год. Организация занятий. Значение работы.

2.     Историческое краеведение.

Особенности исторического краеведения. Объекты изучения.  Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия. Фонды и экспозиции школьного краеведческого уголка – источники изучения родного края. Изучение фондов. Определение направлений будущей работы.

3.     Изучение археологического наследия.

Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты, их выявление, изучение, охрана. Правила и порядок работы археологов.

Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами. Участие в археологических раскопках. Описание, фотографирование и зарисовка найденных предметов.

4.     Памятники культуры.

Памятники культуры и их значение: научное, историческое, художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края: Хреновской конезавод,  замок принцессы Ольденбургской (Рамонь), музей-усадьба Веневитинова, Успенская церковь 1694-1702гг, Арсенал 1696г и т.д.  История развития архитектуры применительно к нашему краю. Архитектор и строитель в наши дни (знакомство с сооружениями каменского архитектора Климова). Охрана памятников культуры.

Практические занятия. Выявление памятников культуры, архитектуры, их фотографирование, зарисовка.

5.     Писатели и другие деятели культуры и наш край.

Пребывание писателей, художников, композиторов, артистов и других деятелей культуры в нашем крае. Воронежский край – родина деятелей культуры: А.В.Кольцова, И.С.Никитина, С.Я.Маршака, И.А.Бунина, А.П.Платонова, А.Л.Дурова, Н.Н.Ге, И.Н.Крамского, М.Е.Пятницкого и др. Памятные места, связанные с ними.

               Практические занятия. Знакомство с литературно-памятными местами города Воронежа и области. Составление картотеки писателей и других деятелей культуры, связанных с краем.

6.     Писатели и выдающиеся люди Каменского района.

               Практические занятия. Наш район в литературном и других видах творчества. История создания и деятельность поэтического клуба «Родничок», фестиваля «Воронцовая Русь».

Экскурсия в сектор краеведения районной библиотеки.

7.     Военно-патриотическая работа.

Борьба жителей края против иноземных захватчиков. Край в Гражданской и Великой Отечественной войне. Знатные земляки – герои войны: кавалеры Ордена Славы, Герой Советского Союза В.П.Захарченко. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

Практические занятия. Знакомство с местами героических сражений в годы войны. Фотографирование, зарисовка этих мест. Изготовление макетов землянок и других сооружений времен последней войны. Уход за памятниками и могилами воинов.

8.     Навыки историко-краеведческой деятельности.

Точность и историческая достоверность записей. Фиксирование исторических событий. Беседы с очевидцами и запись их воспоминаний.

               Практические занятия. Работа в фондах, архивах (архив ЕЖК), библиотеках. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Составление вопросника для записи воспоминаний.

9.     Организация и проведение путешествия. Ведение дневника историко-краеведческих наблюдений.

Определение цели и района путешествия. Комплектование групп и распределение обязанностей. Повторение основных навыков, необходимых в походе. Запись воспоминаний. Ведение специального дневника.

10. Подведение итогов путешествия. Работа в краеведческом уголке.

Оформление практических работ. Составление и оформление фотоальбома. Проверка фактов и дат. Консультация со специалистами. Изготовление стендов, экспонатов для школьного краеведческого уголка.

11. Итоговое занятие.

Итоговая выставка, экскурсия для школьников и родителей, вечер.

 

 

                                                             IV.            Методическое обеспечение программы

Методы и приемы работы.

1.     Лекции, теоретические занятия, просмотр слайдов, видеофильмов о Воронежском крае, чтение отрывков из литературных произведений и прослушивание музыки, стихов и песен наших земляков.

2.     Практические занятия по метеорологии, гидрографии, почвоведению, оформительскому искусству и т.д.

3.     Туристические походы однодневные и многодневные.

Средства работы

1.     Компьютер и аудиоаппаратура.

2.     Раздаточный материал (коллекции полезных ископаемых, гербарии, условные знаки карт, топографические карты и т.д.).

3.     Приборы и оборудование (термометры, барометр, осадкомер, флюгер и т.д.).

4.     Туристическое снаряжение общего назначения (палатки, рюкзаки, веревки и т.д.).

 

                                                                                                                   V.            Список литературы

Литература для педагога дополнительного образования

1.     Аббасов А.М. Загадки и тайны Воронежского края/ А.М.Аббасов, В.С.Остапенко.  - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство,1992. – 159 с.: ил.

2.     Амелькин А.О. Дни воинской славы России/ А.О.Амелькин. – Центр духовного возрождения Черноземного края. – Воронеж, 2005. – 112 с.

3.     Болдырева А. Татарино: люди и судьбы/А.Болдырева, Ю.Кургузов, А.Свиридов, В.Хрипунов. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. – 287 с.: ил.

4.     Болдырев Г.П., Волкова И.С. Полевая практика по топографии: Учебно-методическое пособие для студентов естественно-географического факультета. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. – 32 с.

5.     Зиньковская И.В. История отечественной этнографии (1845-1945)/И.В.Зиньковская: учеб.пособие. – Воронеж, 2003. – 152 с.

6.     Топонимические предания Воронежской области/ сост.Орлова Е.А./под ред Т.Ф.Пуховой. – Воронеж, 2004. – Вып.2. – 128 с.

7.     Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии/ П.Д.Пономарев. – Воронеж: центрально-Черноземное книжное издательство, 1994. – 370 с.

8.      Сафин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе/ А.З.Сафин. – Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. 127 с.

9.     Ахтырцев Б.П. Почвенный покров Среднерусского Черноземья/ Б.П.Ахтырцев, А.Б.Ахтырцев. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1993. – 154 с.

10.  Кирпиченко В.В. Почвенные исследования к-за им.Тимирязева / В.В.Кирпиченко, И.П.Ловецкий. – Воронеж, 1967. – 59 с.

 

Литература для детей и родителей

1.     Амелькин А.О. Дни воинской славы России/ А.О.Амелькин. – Центр духовного возрождения Черноземного края. – Воронеж, 2005. – 112 с.

2.     Болдырева А. Татарино: люди и судьбы/А.Болдырева, Ю.Кургузов, А.Свиридов, В.Хрипунов. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. – 287 с.: ил.

3.     Топонимические предания Воронежской области/ сост.Орлова Е.А./под ред Т.Ф.Пуховой. – Воронеж, 2004. – Вып.2. – 128 с.

4.     Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии/ П.Д.Пономарев. – Воронеж: центрально-Черноземное книжное издательство, 1994. – 370 с.

5.     Воронежский краеведческий сборник: История культуры края / Сост. А.И.Гайворонский. Воронеж, 1985.

6.     Королькова А.И. Сказки / А.И. Королькова. Воронеж, 1982.

7.     Миловский А.С. Скачи,добрый единорог: Очерки / А.С.Миловский. М., 1983.

8.     Воронежские потешки. Буклет.

9.     Дом вечных истин. Буклет.

10. Рукотворная красота. Буклет.

11. Светоносные знаки. Буклет.

12. Атлас Воронежской области.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тхоревская основная общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тхоревская основная общеобразовательная школа»

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Воспитательные - воспитывать трудолюбие, товарищеские взаимоотношения и взаимопомощь; - способствовать формированию мировоззренческого мышления учащихся, расширению кругозора, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

Воспитательные - воспитывать трудолюбие, товарищеские взаимоотношения и взаимопомощь; - способствовать формированию мировоззренческого мышления учащихся, расширению кругозора, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

II. Дает базовые знания и умения

II. Дает базовые знания и умения

Воронежского края и Каменского района и чем они прославились; - исторические события времен

Воронежского края и Каменского района и чем они прославились; - исторические события времен

Оформление исследовательской работы: - выбор способа оформления: реферат, доклад, стенд или экспозиция в музее; - для письменной работы составить композицию: введение, основная часть, заключение, список…

Оформление исследовательской работы: - выбор способа оформления: реферат, доклад, стенд или экспозиция в музее; - для письменной работы составить композицию: введение, основная часть, заключение, список…

Нормативную основу образовательной программы «Краеведение» составляют: 1

Нормативную основу образовательной программы «Краеведение» составляют: 1

Разделы Количество часов

Разделы Количество часов

К концу второго года обучения дети должны уметь: - составлять схемы и графики наблюдений за природой; - формулировать и писать историческую справку об объектах природы…

К концу второго года обучения дети должны уметь: - составлять схемы и графики наблюдений за природой; - формулировать и писать историческую справку об объектах природы…

Факультатив «Народные промыслы родного края» 18

Факультатив «Народные промыслы родного края» 18

Основные задачи третьего года обучения: - ознакомление с историческими основами краеведения; - формирование навыков описания памятника культуры, ведения дневника историко-краеведческих наблюдений, оформление результатов исследований; -…

Основные задачи третьего года обучения: - ознакомление с историческими основами краеведения; - формирование навыков описания памятника культуры, ведения дневника историко-краеведческих наблюдений, оформление результатов исследований; -…

Вводное занятие. Историческое краеведение

Вводное занятие. Историческое краеведение

Физико-географическая и экономическая характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение

Физико-географическая и экономическая характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение

Геологическое строение местности

Геологическое строение местности

Практическая работа. Изготовление этикеток

Практическая работа. Изготовление этикеток

Строение атмосферы. Атмосферное давление

Строение атмосферы. Атмосферное давление

Изучение промышленного предприятия (ОАО «Евдаковский масложировой комбинат»)

Изучение промышленного предприятия (ОАО «Евдаковский масложировой комбинат»)

Копирование документов. Переписка с организациями и учреждениями 1

Копирование документов. Переписка с организациями и учреждениями 1

Архитектор и строитель в наши дни (знакомство с сооружениями каменского архитектора

Архитектор и строитель в наши дни (знакомство с сооружениями каменского архитектора

Организация и проведение путешествия

Организация и проведение путешествия

I. Список литературы

I. Список литературы

Болдырева А. Татарино: люди и судьбы/А

Болдырева А. Татарино: люди и судьбы/А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017