Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.
Оценка 4.6

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика +1
Взрослым
21.06.2017
Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.
Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1 - 4 классов составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.). Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Занимательная математика 1-4 кл.docx
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска  ============   «Средняя общеобразовательная школа № 49»  =========                 «Согласовано»  Руководитель МО начальных      классов                 ______________  «Проверено» Заместитель директора       ___________    «Утверждаю» Директор БОУ города Омска    «Средняя общеобразовательная  школа №49» _______________    «   »  __________года                       «   »  сентября _____ года «   »  сентября  ___________ года                                                                                                                                                                                                           Образовательная программа курса «Занимательная математика» на 201… – 201…. учебный год 1 ­ 4 классы Учитель:  Злобина Наталия Александровна Пояснительная записка.                                                 Статус документа.          Программа      курса   «Занимательная       математика»      составлена     на основе     программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата   педагогических наук, старшего   научного   сотрудника   ИСМО   РАО.   (Сборник   программ   внеурочной деятельности: 1­4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.)                                         Общая характеристика курса.                  Реализация   задачи   воспитания   любознательного,   активно         и заинтересованно   познающего   мир   младшего   школьника,   обучение   решению математических   задач   творческого   и     поискового           характера         будет проходить         более       успешно,       если     урочная       деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей   «Занимательная  математика»,  расширяющий  математический  кругозор и     учащихся,   способствующий   формированию   познавательных универсальных учебных действий.    эрудицию           Предлагаемый       курс   предназначен      для    развития    математических способностей учащихся,     для   формирования       элементов     логической     и алгоритмической       грамотности,  коммуникативных       умений     младших школьников      с  применением       коллективных      форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного     поиска,     предоставление     возможности     сделать     собственное «открытие», знакомство   с   оригинальными   путями   рассуждений,   овладение элементарными       навыками     исследовательской       деятельности       позволят обучающимся     реализовать     свои     возможности, приобрести уверенность в своих силах.          Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса   к   предмету,       развитию       наблюдательности,       геометрической 2 зоркости,   умения   анализировать, догадываться,      рассуждать,     доказывать, умения     решать     учебную     задачу    творчески.   Содержание  может  быть  использовано  для  показа  учащимся  возможностей применения   тех   знаний   и   умений,   которыми   они   овладевают   на   уроках математики.           Программа      предусматривает       включение     задач    и   заданий, трудность    которых  определяется  не  столько  математическим  содержанием, сколько     новизной     и     необычностью     математической       ситуации.       Это способствует     появлению     желания     отказаться       от     образца,     проявить самостоятельность,   формированию   умений   работать   в   условиях   поиска, развитию  сообразительности, любознательности.                 В   процессе   выполнения   заданий   дети   учатся   видеть   сходства   и различия,     замечать     изменения,     выявлять     причины     и     характер     этих изменений,  на  этой  основе  формулировать  выводы.  Совместное  с  учителем движение     от     вопроса     к     ответу     –     это     возможность     научить   ученика рассуждать,   сомневаться,   задумываться,   стараться   и   самому   найти   выход   – ответ.                 Курс     «Занимательная             математика»         учитывает         возрастные особенности           младших   школьников     и     поэтому             предусматривает организацию     подвижной     деятельности     учащихся,     которая     не     мешает умственной   работе.   С   этой   целью   включены   подвижные   математические игры.   Предусмотрена   последовательная   смена   одним   учеником   «центров» деятельности     в     течение   одного   занятия.   Передвижение   по   классу   в   ходе выполнения   математических   заданий     на   листах   бумаги,   расположенных   на стенах   классной   комнаты   и   др.     Во   время   занятий   важно   поддерживать прямое    общение     между    детьми    (возможность     подходить    друг   к другу,  переговариваться,      обмениваться      мыслями).     При   организации занятий    целесообразно использовать   принцип   игр  «Ручеёк»,   «Пересадки», принцип  свободного  перемещения  по  классу,   работу   в   парах   постоянного и   сменного   состава,   работу   в   группах.   Некоторые  математические  игры и     задания     могут     принимать     форму     состязаний,     соревнований     между командами.          Содержание   курса     отвечает   требованию   к   организации   внеурочной деятельности:     соответствует   курсу   «Математика»,   не   требует   от   учащихся дополнительных математических знаний.  Тематика  задач  и  заданий  отражает 3 реальные     познавательные     интересы     детей,      содержит           полезную         и любопытную      информацию,      интересные      математические      факты,   способные дать простор воображению.          Ценностными ориентирами содержания курса являются:   формирование   умения   рассуждать   как   компонента   логической грамотности;   освоение эвристических приемов рассуждений;   формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,  анализом ситуации, сопоставлением данных;   развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;   формирование способностей  наблюдать, сравнивать,  обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;   формирование   пространственных   представлений   и   пространственного воображения;   привлечение   учащихся   к   обмену   информацией   в   ходе   свободного общения  на занятиях.                                      Место курса в учебном плане.          Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1­4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.  В 1 классе всего 33 часа в год. Во 2­4 классах всего 34 часа в год. Содержание программы.          Числа. Арифметические действия. Величины.         Названия  и  последовательность  чисел  от  1  до  20.  Подсчёт  числа  точек на  верхних гранях выпавших кубиков.          Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.          Сложение и вычитание чисел в пределах 100.          Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.          Числовые   головоломки:   соединение   чисел   знаками   действия   так, чтобы   в   ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.           Восстановление      примеров:     поиск    цифры,     которая     скрыта. Последовательноевыполнение   арифметических   действий:   отгадывание задуманных чисел.  4 Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)          Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.          Числа­великаны (миллион и др.)           Числовой  палиндром:  число,  которое  читается  одинаково  слева  направо и  справа налево.          Поиск и чтение слов, связанных с математикой.          Занимательные задания с римскими цифрами.          Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.     Форма организации занятий.   «Лучший     «Русское     лодочник»,           Математические игры.          «Веселый счёт» –  игра­соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья   сумма   больше?»,     лото», «Математическое     домино»,     «Не     собьюсь!»,     «Задумай   число»,   «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».         Игры  «Волшебная  палочка»,  «Лучший  счётчик»,  «Не  подведи  друга», «День    и  ночь»,  «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»         Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».               Игры   с набором   «Карточки­считалочки» (сорбонки) –   двусторонние карточки:  на  одной  стороне – задание, на другой – ответ.         Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах  10; 20; 100», «Умножение», «Деление».         Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по  темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.                Игры   «Крестики­нолики»,   «Крестики­нолики   на   бесконечной   доске», Морской бой» и др.,  конструкторы     «Часы»,    «Весы»    из   электронного учебного    пособия    «Математика     и конструирование».         Мир занимательных задач.          Задачи,   допускающие      несколько   способов    решения.    Задачи   с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.         Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.         Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.               Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).            Выбор  необходимой  информации,  содержащейся  в  тексте  задачи,  на рисунке  или  в таблице, для ответа на заданные вопросы.  5 Старинные     задачи.   Логические    задачи.    Задачи   на   переливание. Составление аналогичных задач и заданий.          Нестандартные       задачи.    Использование      знаково­символических средств     для  моделирования ситуаций, описанных в задачах.         Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.               Задачи   и   задания   по   проверке   готовых   решений,   в   том   числе   и неверных.  Анализ  и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.                Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи:   СМЕХ   +   ГРОМ   =   ГРЕМИ   и   др.   Обоснование   выполняемых   и   выполненных действий.         Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».         Воспроизведение  способа  решения  задачи.  Выбор  наиболее  эффективных способов решения.         Геометрическая мозаика.          Пространственные      представления.    Понятия    «влево»,   «вправо», «вверх»,   «вниз».   Маршрут   передвижения.   Точка   начала   движения;   число,   стрелка   1→ ↓ 1 ,     указывающие   направление движения. Проведение линии по заданному маршруту   (алгоритму):   путешествие     точки   (на   листе   в   клетку).   Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.               Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и  несколько осей симметрии.         Расположение  деталей  фигуры  в  исходной  конструкции  (треугольники, таны,  уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей  в  соответствии  с  заданным  контуром конструкции.  Поиск  нескольких  возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.         Разрезание  и  составление  фигур.  Деление  заданной  фигуры  на  равные по   площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих  геометрическую наблюдательность.               Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление (вычерчивание)   орнамента   с   использованием   циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу).         Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.   Создание   объёмных   фигур   из   разверток:   цилиндр,   призма шестиугольная, призма треугольная,     куб, конус, четырёхугольная пирамида, 6 октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)         Работа с конструкторами.         Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.         Танграм: древняя китайская головоломка.  «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор.   ЛЕГО­конструкторы.       Набор     «Геометрические       тела».     Конструкторы «Танграм»,   «Спички», «Полимино»,       «Кубики»,     «Паркеты       и   мозаики», «Монтажник»,       «Строитель»       и   др.   из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование».                         Планируемые результаты изучения курса.         В  результате  освоения  программы  курса  «Занимательная  математика» формируются   следующие  универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:         Личностные результаты:   Развитие     любознательности,     сообразительности      при     выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.   Развитие      внимательности,      настойчивости,     целеустремленности, умения преодолевать   трудности   –       качеств     весьма     важных     в практической   деятельности  любого человека.   Воспитание чувства справедливости, ответственности.   Развитие           самостоятельности           суждений,         независимости         и нестандартности мышления.         Метапредметные результаты:   Сравнивать   разные   приемы   действий,   выбирать   удобные   способы   для выполнения конкретного задания.   Моделировать     в  процессе  совместного  обсуждения  алгоритм  решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.   Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.   Анализировать правила игры.    Действовать в соответствии с заданными правилами.  7  Включаться в групповую работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных   вопросов,   высказывать собственное мнение и аргументировать его.   Выполнять   пробное   учебное   действие,   фиксировать   индивидуальное затруднение в пробном действии.   Аргументировать           свою     позицию     в     коммуникации,     учитывать разные   мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.  Сопоставлять полученный результат с заданным условием.   Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.   Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).   Искать и выбирать   необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.   Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.   Использовать   соответствующие   знаково­символические   средств   для моделирования ситуации.   Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.   Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.   Воспроизводить способ решения задачи.   Сопоставлять полученный результат с заданным условием.   Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.   Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.   Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).  Участвовать  в  учебном  диалоге,  оценивать  процесс  поиска  и  результат решения задачи.   Конструировать несложные задачи.   Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».   Ориентироваться  на  точку       начала  движения,  на  числа  и  стрелки → ↓ 1   1   и  др., указывающие направление движения.   Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).   Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.   Анализировать             расположение     деталей     (танов,     треугольников, уголков,  спичек)  в исходной конструкции.   Составлять   фигуры   из   частей.   Определять   место   заданной   детали   в конструкции.   Выявлять       закономерности     в   расположении     деталей;    составлять детали    в соответствии с заданным контуром конструкции.  8  Сопоставлять    полученный    (промежуточный,     итоговый)   результат с  заданным  условием.   Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.   Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.   Моделировать   объёмные   фигуры   из   различных   материалов   (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.   Осуществлять        развернутые     действия   контроля    и  самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.  Предметные  результаты  отражены     в  содержании  программы  (раздел «Основное содержание»)  Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы.   Материалы для учителя:   Гороховская   Г.Г.   Решение   нестандартных   задач   —   средство   развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.   Гурин Ю.В., Жакова О.В.   Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.   Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.   Игры   со   спичками:   Задачи   и   развлечения   /   сост. А.Т.   Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.   Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.  Сухин   И.Г. 800   новых   логических   и   математических   головоломок. — СПб. : Союз, 2001.   Сухин   И.Г. Судоку   и   суперсудоку   на   шестнадцати   клетках   для детей. — М. : АСТ, 2006.   Труднев     В.П.   Внеклассная         работа   по   математике       в   начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.   Я  познаю  мир:  Математика:  Детская  энциклопедия/Авт.­сост.  А.  П. Савин   и   др.   –   М.: Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2004  9 Материалы для учащихся:   Кочурова     Е.  Э.   Я   учусь   считать:   1   класс:   рабочая    тетрадь    для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана­Граф   Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: комплект рабочих тетрадей для 2­ 4 классов.– М.:  Вентана­Граф   Рудницкая   В.   Н.       Математика:   дидактические   материалы.   В   2   ч.: комплект  рабочих тетрадей для 1­4 классов. – М.: Вентана­Граф  Специфическое сопровождение (оборудование):   Кубики (игральные) с точками и цифрами.   Комплекты карточек с числами.   «Математический веер» с цифрами и знаками.   Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).   Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).   Математический набор «Карточки­считалочки» (сорбонки).   Измерительные приборы: весы, часы.   Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.   Набор «Геометрические тела».   Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение и вычитание    в пределах 10, 20, 100», «Умножение и деление».   Демонстрационные таблицы для начальной школы «Математика»  Электронно­программное обеспечение:   Электронное издание. Математика и конструирование. – М.: ООО ДОС Калуга, 2006                            Интернет­ресурсы   http://www.vneuroka.ru/mathematics.php    —   образовательные     проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.   http://konkurs­kenguru.ru    —   российская   страница   международного математического конкурса «Кенгуру».   http://4stupeni.ru/stady  — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.   http://www.develop­kinder.com    —   «Сократ»   —   развивающие   игры   и конкурсы.   http://puzzle­ru.blogspot.com  —       головоломки,         загадки,       задачи   и задачки, фокусы, ребусы. 10 Способы определения результативности:  ­ участие в математических конкурсах; ­   выход   за   пределы   аудитории   (организация   мест   демонстрации   успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях); ­ портфель достижений школьника. ­ В конце учебного года каждый ребенок получает  свидетельство:  об успешном окончании кружка  (при  условии  участия   обучающегося  в 2­3 различных конкурсах); ­  об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий). Данное свидетельство помещается в портфолио  обучающегося.  № п/п 1. 2. 3. 4. Календарно­тематическое планирование. 1 класс. Тема занятия Содержание  Дата занятия По Факт   плану Математика   –   это интересно.  Танграм:   древняя китайская головоломка.  Решение   нестандартных   задач.   Игра   «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части;   без   заданного   разбиения.   Проверка выполненной работы.  Путешествие точки. Построение   рисунка   (на   листе   в   клетку)   в соответствии с заданной последовательностью шагов   (по   алгоритму).   Проверка   работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.   Подсчёт   числа   точек   на   верхних   гранях выпавших   кубиков   (у   каждого   два   кубика). Взаимный контроль.  Игры с кубиками.  11 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19.   без   заданного     масштабе. Танграм: древняя  китайская  головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграма.  Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично  заданным разбиением на части; разбиения.   представленной   в Составлениекартинки, уменьшенном   Проверка выполненной работы.  Шкала   линейки.   Сведения   из   истории Волшебная линейка.  математики: история возникновения линейки. Праздник числа 10.  Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».   Восстановление   примеров:   поиск цифры, которая скрыта. Составление   многоугольников   с   заданным разбиением   на   части;   с   частично   заданным разбиением на части; без заданного разбиения.   многоугольников, Составление   представленных     в     уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.  Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4× 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.   Подсчёт   числа   точек   на   верхних   гранях выпавших   кубиков   (у   каждого   два   кубика). Взаимный контроль. Знакомство   с   деталями   конструктора, схемами­инструкциями   и   алгоритмами построения   конструкций.   Выполнение постройки по собственному замыслу Игра­соревнование «Веселый счёт» ЛЕГО­ конструкторы.  Игры с кубиками.            Весёлая геометрия.  Решение             задач,       формирующих Математические игры.  «Спичечный» конструктор. Задачи­смекалки.  Прятки фигурами.    с Математические игры.  геометрическую       наблюдательность.  Построение   «математических»   пирамид: «Сложение   в   пределах   10»,   «Вычитание   в пределах 10». Построение   конструкции   по   заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в   соответствии   с   условиями.   Проверка выполненной работы. Задачи   с   некорректными   данными.   Задачи, допускающие несколько способов решения Поиск   заданных   фигур   в   фигурах   сложной конфигурации.   Работа   с   таблицей   «Поиск треугольников в заданной фигуре» Построение   «математических»   пирамид: «Сложение   в   пределах   10»,   «Сложение       в пределах     20»,     «Вычитание     в     пределах 12 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Числовые головоломки.  Математическая карусель.  Уголки.  Игра в магазин.  Монеты.  Конструирование  фигур из деталей  танграма.  Игры с кубиками.  Математическое  путешествие.  Математические  игры.  Секреты задач.  Математическая  карусель.  Числовые  головоломки.  Математические  игры.  Математические  10»,   «Вычитание в пределах 20». Решение и составление ребусов, содержащих числа.   Заполнение   числового   кроссворда (судоку).    в   «центрах»   деятельности: Работа конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.  Сложение и вычитание в пределах 20.     без         масштабе.   заданного   Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным   разбиением   на части;     разбиения.   представленных   в Составление   фигур, уменьшенном   Проверка выполненной работы. Сложение   и   вычитание   в   пределах   20. Подсчёт   числа   точек   на   верхних   гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. Сложение   и   вычитание   в   пределах   20. Вычисления   в   группах.   Первый   ученик   из числа   вычитает   3;   второй   —   прибавляет   2, третий — вычитает     3,   а   четвёртый     — прибавляет         5.     Ответы         к     четырём раундам  записываются в таблицу.     1­й раунд: 10 – 3 = 7   7 +2 = 9    9 – 3 = 6                        6 + 5 = 11      2­й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,  «Гонки с зонтиками». Решение   задач   разными   способами.   Решение нестандартных задач Работа   в   «центрах»   деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Решение и составление ребусов, содержащих числа.   Заполнение   числового   кроссворда (судоку) Построение   «математических»   пирамид: «Сложение   в   пределах   20»,     «Вычитание   в пределах 20». 13 игры. 2 класс. № п/п Дата занятия По Факт Тема занятия Содержание  плану 1. 2. 3. Удивительная  снежинка.  Крестики­нолики. Математические  игры.   узоры. Геометрические   Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия». Игра   «Крестики­нолики»   и   конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика   и   конструирование».   Игры «Волшебная   палочка»,   «Лучший   лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).  Числа   от   1   до   100.   Игра   «Русское   лото». Построение   математических     пирамид: «Сложение   и   вычитание   в   пределах   20 (с   переходом через разряд)».   14 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Прятки с  фигурами. Секреты задач. «Спичечный»  конструктор. Геометрический  калейдоскоп. Числовые  головоломки. «Шаг в будущее» Геометрия вокруг  нас. Путешествие  точки. «Шаг в будущее»   многоугольников   из Поиск   заданных   фигур   в   фигурах   сложной конфигурации.  Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Решение нестандартных и занимательных  задач. Задачи в стихах. Построение   конструкции   по   заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в   соответствии   с   условиями.   Проверка выполненной работы.  Конструирование заданных элементов. Танграм.  Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.  Решение и составление ребусов, содержащих числа.   Заполнение   числового   кроссворда (судоку).  Конструкторы:   «Спички»,   «Полимино»   из электронного учебного пособия «Математика и   конструирование».   Игры:   «Волшебная палочка»,   «Лучший   лодочник»,   «Чья   сумма больше?».  Решение геометрическую наблюдательность. Построение геометрической фигуры (на листе в   клетку)   в   соответствии         с     заданной последовательностью               шагов       (по алгоритму).  Проверка   работы.   Построение   собственного рисунка и описание его шагов.  Конструкторы:     «Кубики»,     «Паркеты     и мозаики»,       «Весы»       из       электронного учебного       пособия       «Математика       и конструирование».     Игры:   «Волшебная палочка»,     «Лучший         лодочник»,     «Чья сумма   больше?», «Гонки с зонтиками» и др. формирующих     задач,   Тайны окружности. Окружность.   Радиус   (центр)   окружности. Распознавание   (нахождение)   окружности   на орнаменте. (вычерчивание) орнамента   с   использованием   циркуля   (по образцу, по собственному замыслу). Вычисления   в   группах.   Первый   ученик   из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий   —   вычитает   16,   а   четвёртый   — прибавляет 15.  Математическое  путешествие.   Составление   15 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. «Новогодний  серпантин» Математические  игры. «Часы нас будят по утрам…» Геометрический  калейдоскоп. Головоломки. Секреты задач. «Что скрывает  сорока?» Интеллектуальная  разминка. Дважды два –  четыре. Дважды два –  четыре. Ответы к пяти раундам записываются.   1­й раунд: 34 – 14 = 20   20 + 18 = 38 38 – 16 = 22   22 + 15 = 37  Работа   в   «центрах»   деятельности: конструкторы,   электронные   математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Построение   математических   пирамид: «Сложение   в   пределах   100»,   «Вычитание   в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». Определение времени по часам с точностью до   часа.   Часовой   циферблат   с   подвижными стрелками.   Конструктор   «Часы»   из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Задания на разрезание и составление фигур.          и       составление       проверить, закодированных   некорректными   Расшифровка слов. Восстановление   примеров:   объяснить,   какая цифра   скрыта;   перевернув карточку. Задачи     с     лишними     или     недостающими либо     данными. Нестандартные задачи.  Решение     ребусов, содержащих   числа:   ви3на,   100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.  Работа   в   «центрах»   деятельности: конструкторы,   электронные   математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.  Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая   таблица   умножения».   Игра «Математическое   домино».   Математические   «Деление». пирамиды: Математический «Карточки­ считалочки»           (сорбонки):         карточки двусторонние:     на  одной   стороне    —  задание, на другой — ответ.  Игры   с   кубиками   (у   каждого   два   кубика). Запись   результатов   умножения   чисел   (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков.   «Умножение», набор       16 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34.           № п/п 1. 2. 3. Взаимный   контроль.   Игра   «Не   собьюсь». Задания   по   теме   «Табличное   умножение   и деление   чисел»   из   электронного   учебного пособия «Математика и конструирование».  Сбор информации и выпуск математической  газеты (работа в группах). Работа   в   «центрах»   деятельности: конструкторы,   электронные   математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.  Прямоугольник.   Задания   на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.  Задачи,   имеющие   несколько   решений. Нестандартные   задачи.   Задачи   и   задания, допускающие   нестандартные   решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое,   уменьшаемое   и   др.   (ходом шахматного коня).  Решение   олимпиадных   задач   (подготовка   к международному конкурсу «Кенгуру»).    Квадрат. В царстве  смекалки. Интеллектуальная  разминка. Составь квадрат. Мир  занимательных  задач. Математические  фокусы. Математическая  эстафета. 3 класс. Тема занятия Содержание  Дата занятия По Факт плану Интеллектуальная  разминка. «Числовой»  конструктор. Геометрия вокруг    задач   олимпиадных Решение международного конкурса «Кенгуру».  Числа   от   1   до   1000.   Составление трёхзначных   чисел   с   помощью   комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.  Конструирование   многоугольников   из 17 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. нас. Волшебные  переливания. В царстве смекалки. «Шаг в будущее» «Спичечный»  конструктор. Числовые  головоломки. Интеллектуальная  разминка. Математические  фокусы. Математические  игры. Секреты чисел. Математическая  копилка. Математическое  путешествие. одинаковых треугольников. Задачи на переливание.       на     (работа учебного   «Морской     Решение   нестандартных   задач   (на «отношения»).   Сбор   информации   и   выпуск математической газеты (работа в группах).  Игры:   «Крестики­нолики   на   бесконечной доске»,     бой»   и   др., конструкторы   «Монтажник»,   «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного   пособия «Математика и конструирование». Построение   конструкции   по   заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в   соответствии   с   условием.   Проверка выполненной работы.  Решение и составление ребусов, содержащих числа.   Заполнение   числового   кроссворда (судоку).  Работа   в   «центрах»   деятельности: конструкторы, электронные математические игры   компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Порядок   выполнения   действий   в   числовых выражениях   (без   скобок,   со   скобками). Соедините   числа   1   1   1   1   1   1   знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.  Построение   математических   пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах   1000»,   «Умножение»,   «Деление». Игры:   «Волшебная   палочка»,   «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).  Числовой   палиндром   —   число,   которое читается одинаково слева направо   и   справа налево.     Числовые     головоломки:     запись числа     (30)   тремя   одинаковыми цифрами.  Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.  Вычисления   в   группах:   первый   ученик   из числа   вычитает   140;   второй   —   прибавляет     24     18 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет   150.   Решения   и   ответы   к   пяти раундам записываются. Взаимный контроль.      1­й раунд: 640 – 140 = 500     500 + 180 = 680    680 – 160 = 520     520 + + 150= 670  Единица   длины   километр.   Составление карты   путешествия:   на   определённом транспорте     по   выбранному         маршруту, например   «Золотое  кольцо» России, города­герои и др.  Решение и составление ребусов, содержащих числа.   Заполнение   числового   кроссворда (судоку).  Выбери маршрут. Числовые  головоломки. В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической  18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Мир занимательных задач. Геометрический  калейдоскоп. Интеллектуальная  разминка. Разверни листок. От секунды до  столетия. Числовые  головоломки. танграма:   без (работа газеты (работа в группах). Задачи           со     многими         возможными решениями.         Задачи     с   недостающими данными,          с     избыточным           составом условия.   Задачи   на доказательство:   найти цифровое     значение     букв     в     условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Конструирование   многоугольников   из заданных   элементов.   Конструирование   из   разбиения деталей   изображения   на   части;   заданного   в уменьшенном масштабе.  Работа   в   «центрах»   деятельности: конструкторы, электронные математические игры   компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.  Задачи   и   пространственных представлений.   Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.  Одна   секунда   в   жизни   класса.   Цена   одной минуты.  Что  происходит за  одну минуту  в городе   (стране,   мире).   Сбор   информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один   час,   за   день,   за   сутки?   Составление различных   задач,   используя   данные   о возрасте своих родственников.  Решение и составление ребусов, содержащих числа.   Заполнение   числового   кроссворда (какуро).  задания   на   развитие   на   19 29. 30. 31. 32. 33. 34.          № п/п Дата занятия Факт По плану 1. 2. 3. Конкурс смекалки. Задачи   в   стихах.   Задачи­шутки.   Задачи­ смекалки.     Математические  фокусы. Это было в старину. Старинные   русские   меры   длины   и   массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.  Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»      Алгоритм   умножения   (деления) трёхзначного   числа   на   однозначное   число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Составление           сборника     занимательных заданий.   Использование разных источников информации   (детские   познавательные журналы, книги и др.).  Итоговое открытый занятие интеллектуальный   марафон.   Подготовка   к международному конкурсу «Кенгуру». Энциклопедия  математических  развлечений. Математический  лабиринт.   —     4 класс.  Тема занятия Содержание  Интеллектуальная  разминка.  Числа­великаны. Мир занимательных  задач.     задач олимпиадных Решение международного конкурса «Кенгуру».  Как велик миллион? Что такое гугол?  Задачи         со   многими         возможными решениями.     Задачи    с  недостающими данными, с избыточным составом условия. 20 Кто что увидит? Римские цифры. Числовые  головоломки. Секреты задач. В царстве смекалки. Математический  марафон. «Спичечный»  конструктор. Выбери маршрут. Интеллектуальная  разминка. Математические  фокусы. Занимательное  моделирование.  4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.     и                 в   информации задания   на   развитие Задачи   на   доказательство:     найти цифровое    значение    букв  в  условной записи:  СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.  Задачи   и   пространственных представлений. Занимательные   задания   с   римскими цифрами. Решение   и   составление   ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).  Задачи     повышенной   стихах   сложности:         «Начнём         с     хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).  Сбор выпуск математической газеты (работа в группах). Решение   задач   международного   конкурса «Кенгуру». Построение   конструкции   по   заданному образцу.   Перекладывание   нескольких спичек   в   соответствии   с   условиями. Проверка выполненной работы.  Единица   длины   километр.   Составление карты   путешествия:   на   определённом транспорте   по   выбранному   маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.  Работа   в   «центрах»   деятельности: электронные конструкторы, математические   игры   (работа   на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.    конус, Объёмные   фигуры:   цилиндр, пирамида,   Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки.   Создание   объёмных   фигур   из развёрток: призма шестиугольная,   призма   треугольная,   куб,   четырёхугольная   пирамида, конус, октаэдр,   усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).   параллелепипед, цилиндр,   шар, куб.           21 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Математическая  копилка. Какие слова спрятаны в таблице?   «Математика – наш  друг!» Решай, отгадывай,  считай. В царстве смекалки. Числовые  головоломки. Мир занимательных  задач. Математические  фокусы. Интеллектуальная  разминка. Блиц­турнир по  решению задач. Математическая  копилка.   Составление   сборника   числового материала,   взятого   из   жизни   (газеты, детские журналы), для составления задач.  Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198   в   рабочей   тетради   «Дружим   с математикой» 4 класс.)  Задачи,   решаемые   перебором   различных вариантов.   «Открытые»   задачи   и   задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи   и   задания   по   проверке   готовых решений, в том числе неверных.  Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. Сбор           информации               и     выпуск математической             газеты     (работа в группах).  Решение   и   составление   ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).  Задачи   со   многими   возможными решениями.   Запись   решения   в   виде таблицы.       Задачи       с       недостающими данными,       с       избыточным       составом условия.       Задачи       на   доказательство: найти     цифровое       значение       букв в условной записи. Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное   число»,   «Отгадай   число   и месяц рождения» и др.  Работа   в   «центрах»   деятельности: конструкторы, электронные (работа   на математические   игры   компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.  Решение логических, нестандартных задач. Решение   задач,   имеющих   несколько решений.  Математика в спорте. Создание сборника числового   материала   для   составления задач.      22 32. 33. 34.           Геометрические  фигуры вокруг нас. Математический  лабиринт. Математический  праздник. Поиск   квадратов   в  прямоугольнике   2  ×5 см (на клетчатой части листа).  Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую   фигуру?   (Работа   с набором «Танграм».)  Интеллектуальный  марафон.   Подготовка к  международному   конкурсу «Кенгуру».  Задачи­шутки.   Занимательные   вопросы   и задачи­смекалки.   Задачи   в   стихах.   Игра «Задумай число».  23

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.

Образовательная программа курса «Занимательная математика» для 1-4 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017