Новизна обучающей программы в том, что здесь соединяются развитие физических качеств с элементами акробатики в одном тренировочном процессе. Занятия проводятся для всех групп детей, вне зависимости от антропометрических данных, которые предъявляются к детям, занимающихся в спортивных секциях.
Отличие программы в том, что все физические качества развиваются в комплексе. Спортивная акробатика, развивает и вовлекает школьников в занятия. Совершенствуются навыки, полученные на уроках физической культуры в школе.
Материал подается в игровой форме, также проводятся занятия и с музыкальным сопровождением. В отличие от спортивных школ, в группах общей физической подготовке предусмотрен перерыв на летние каникулы.
Возраст занимающихся по ОФП старше от 7 лет и старше, чем в спортивных школах.
Образовательная программа
«Общая физическая подготовка с элементами акробатики»
Срок реализации – 4 года
Возраст детей 711 лет
Пояснительная записка
За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями,
ростом социальной напряжённости и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни
старшего и подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность детей на уроках физической культуры в школах делает
дополнительные занятия в секциях, кружках и студиях просто необходимыми. Система дополнительного образования детей,
получившая широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и духовнонравственное воспитание детей. Поэтому
комфортные условия ребёнка в семье, в учебном заведении, в группе неформального общения важно для социальной защищённости детей,
формирования здорового образа жизни.
Направленность программы – физкультурноспортивная
В данной образовательной программе (ОФП) актуально, что занятия максимально приближены к местам проживания детей, то есть проводятся на
спортивных площадках учебных учреждений, где они обучаются. Дети получают всестороннее физическое развитие, заняты в свободное время,
имеют возможность становиться призерами и победителями различных соревнований.
Данная программа направлена на углубленное изучение элементов акробатики и гимнастики, с которой ученики познакомились на уроках
физической культуры и проявили интерес к этому виду спорта.
Новизна обучающей программы в том, что здесь соединяются развитие физических качеств с элементами акробатики в одном тренировочном цикле.
Также занятия проводятся для всех детей, вне зависимости от антропометрических данных, которые предъявляются к детям в спортивных школах.
Отличие программы в том, что происходит комплексное развитие всех физических качеств, спортивная акробатика, развивает, вовлекает
школьников в занятия, углубляются навыки, полученные на уроках физической культуры, дети занимаются в комфортных условиях, так как знают
друг друга по школе.
Материал дается в игровой форме, много занятий с музыкальным сопровождением. Также, в отличие от спортивных школ, в ОФП предусмотрен
перерыв на летние каникулы. Возраст занимающихся по ОФП старше, чем в спортивных школах.
Педагогическая целесообразность ОФП в том, что акробатические упражнения весьма универсальны и доступны как средство индивидуальных
занятий физической культурой в школе, дома и в учреждениях дополнительного образования. Акробатика позволяет поддержать необходимый
уровень развития целого ряда двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением прыжков, вращений, равновесия. Акробатика – цельное
средство развития смелости, решительности, ловкости. Юным спортсменам предлагаются занятия прыжковой и парногрупповой акробатикой наряду
с освоением основ хореографии и танца.
Цель учебной программы приобщение детей к активным занятиям ОФП с элементами акробатики.
Задачи работы с учащимися рассмотрены в рамках данной программы
в нескольких аспектах:
Обучающие:
1. формировать познавательный интерес и желание заниматься спортом;2. обучить основным гимнастическим положениям и движениям рук, ног, туловища
3. освоить технику выполнения акробатических элементов начальной подготовки
4.углубить освоение акробатических элементов.
Развивающие:
1.развивать общие физические качества: силу, гибкость, координацию движений, ловкость, выносливость и формировать правильную осанку.
2.развивать умение сочетать свои движения с музыкой.
Воспитывающие:
1.воспитать личностные качества: волю к победе, стремление к самореализации, к достижению цели.
2. воспитать культуру движения, ее красоту, выразительность
Режим занятий:
1 год от 2 раза в неделю по 2 часа (144часа)
2 год от 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа)
3 год от 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа)
4 год от 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа)
Структура занятий:
Разминка
Основная часть
(повышение температуры тела, ускорение кровотока, динамическая растяжка, развитие гибкости, формирование правильной осанки) – 30
минут
(растяжка, разучивание упражнений без предмета, с предметом, развитие физических качеств, разучивание акробатических комбинации и
связок) – 4050 минут
3. Игровая часть – 3040 минут
4. Заминка
(постепенное снижение интенсивности, упражнения на релаксацию, восстановление кровотока и дыхания) – 1015 минут
Группы комплектуются с учетом общефизической и спортивной подготовленности школьников. Принимаются дети по результатам медицинского
осмотра с допуском врача. Возможен до набо в течение года по результатам тестирования.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
1. Словесные (беседы, лекции, объяснения)
2. Наглядные (фотографии, видеоматериалы)
3. Практические (игры, эстафеты, танцевальные комбинации, связки с использованием элементов художественной гимнастики или с
использованием гимнастических предметов)
Способы проверки:
Два обязательных зачетных занятия в год, в ходе которых выявляются результаты проведенной работы. Первое занятие предполагается проводить в
декабре, для родителей обучающихся (в форме открытого занятия), второе в мае итоговое занятие (в форме сдачи нормативов.)Кроме того приветствуется активное участие в школьных мероприятиях – фестивали, конкурсы, соревнования, показательные выступления.
Ожидаемый результат:
К концу первого года обучения учащиеся будут знать, уметь
знать теоретические сведения:
«соблюдение правил безопасности занятий акробатикой», «знание терминологии акробатических упражнений» (стойка, кувырок, шпагат, равновесие);
2. систематически посещать тренировочные занятия;
3. выполнять следующие контрольные нормативы по физической подготовке: гибкости, силе, координации движений, ловкости.
наклон вперед сидя (ноги не сгибать, носки оттянуть, грудью коснуться бедер);
кольцо в упоре лежа ( ноги максимально приблизить к голове);
«мост» на коленях ( пальцами коснуться пола);
полушпагат (бедрами коснуться пятки и пола, слегка прогнуться, смотреть вперед);
упражнения на формирование осанки: комплексы упражнений на контроль осанки в движении
сед углом без опоры на руки (ноги поднимать возможно выше)
прогибание лежа на животе (прогнуться максимально, ноги не сгибать, колени не разводить)
приседание на одну ногу с поддержкой за гимнастическую стенку двумя руками
отжимание в упоре лежа (не сгибаться и не прогибаться, грудью касаться пола)
бег на 20 м: мальчики 4,53,7 секунд; девочки 4,73,9
прыжок в длину с места: мальчики 130150 см; девочки 120145 см
4.выполнять нормативы по СФП:
группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед,
кувырок назад, «мост» из положения лежа на спине
К концу второго года обучения учащиеся будут знать, уметь.
1. знать теоретические сведения (знать требования к личной гигиены)
2. выполнять следующие контрольные нормативы по ОФП:
наклон вперед стоя, ( касаясь грудью бедер, с помощью рук)
высокий угол в упоре сидя ( ноги вертикально, руки не сгибать
шпагат правой и левой скольжением ( ноги не сгибать, можно поддерживаться руками)
сгибание и разгибание ног в положении « мост »
сед углом лечь на спину и вернуться в угол без помощи рук (медленно и быстро)
из упора лежа прогнувшись перекат вперед прогнувшись и перекатом назад вернуться в и. п. (ноги не сгибать, прогнуться
максимально)
отжимание в упоре лежа
приседание на одной ноге с поддержкой о гимнастическую стенку одной рукой.
бег на дистанцию 20 м; мальчики 4,03,5секунд; девочки 4,13,6прыжок в длину с места мальчики: 135155; девочки: 125150
прыжки на скакалке
выполнять нормативы по СФП:
кувырок вперёд, кувырок назад, стойка на лопатках, «мостик»;
знать технику правильного приземления, «колесо» вправовлево;
шпагаты, наклоны, челночный бег, метание малых мячей, равновесие на одной ноге, уметь проходить специальную полосу препятствий.
К концу третьего года обучения учащиеся будут знать, уметь:
знать теоретические сведения (осуществлять помощь и страховку при выполнении акробатических элементов)
выполнять контрольные нормативы по ОФП
наклон вперед ноги врозь, из положения сидя (грудью и руками коснуться пола)
равновесие на правой и левой ноге (ноги выпрямлены, закреплены, носок поднятой ноги оттянут)
стойка на груди, опираясь слегка согнутыми руками, ладони вниз
шпагаты: на правой, на левой и поперечный
отжимание в упоре лёжа
приседание на одной ноге за 10 секунд
поднимание туловища из положения лежа за 1 мин
подтягивание в висе на высокой перекладине: мальчики 35 раз, девочки
на низкой перекладине 1015 раз
прыжки на скакалке за 30 сек
бег на 20 м: мальчики 3,83,3 секунд; девочки: 4,03,4 секунд;
прыжок в длину с места: мальчики 140160 см; девочки 135155 см
выполнять нормативы по СФП:
лазание по канату, челночный бег, закрепить освоенные ранее акробатические элементы, стойка на предплечьях, на руках, кувырок с прыжком,
кувырок назад в стойку, перевороты на одну и на две ноги вперёд и назад.
К концу четвёртого года обучения учащиеся будут знать, уметь
знать теоретические сведения (уметь самостоятельно составить и выполнить комплексы упражнений для разминки)
выполнять нормативы по ОФП:
наклоны вперед ноги врозь, ноги вместе из положения сидя (с удержанием туловища на полу и прямых ногах)
из положения лежа на животе наклон назад, прогнуться (ноги и руки прямые ,удерживать равновесие )
шпагаты на правую, левую и поперечный (с удерживанием рук в сторону)
приседание на одной ноге без помощи рук
выпрыгивания вверх из полного приседа
прыжки на скакалке за 30 сек
отжимание из положения лежа за 15 сек
поднимание туловища за 1 мин
подтягивание в висе на высокой перекладине: мальчики 46 раз, девочки на низкой перекладине 1520 раз
бег на 20 м
прыжок в длину с места мальчики 160175, девочки 155170
прыжки на скакалке за 1 мин
многоскоки
выполнять нормативы по СФП:
Разделы
1 год
занятий
2год
3год
4 год
Количество
Количество
Количество
Количество
Количество
Количество
Количество
Количество
часов
всего
часов
теория
часов
практика
часов
всего
часов
теория
часов
практика
часов
всего
часов
теория
Количест
во часов
практика
Количеств
о часов
всего
Количест
Количест
во часов
во часов
теория практика
Набор
групп
Вводные
занятия
Разминка
ОФП
СФП
Итоговое
занятие
Всего
4
4
40
40
50
6
144
2
10
10
10
1
33
4
2
30
30
40
5
4
40
44
50
6
3
6
6
6
1
1
34
38
44
5
4
40
44
50
6
3
4
4
4
1
1
36
40
46
5
4
40
44
50
6
3
2
2
2
1
1
38
42
48
5
111
144
22
122
144
16
128
144
10
134
лазание по канату, челночный бег, закрепить ранее освоенные акробатические элементы , разучить акробатические комбинации и связки
акробатически стойка на предплечьях, на руках, на одной руке, на голове, кувырок с прыжком, кувырок назад в стойку, перевороты на одну
и на две ноги вперёд и назад, уметь приходить усложнённую полосу препятствий, различное соединение акробатических упражнений с
музыкальным сопровождением.
Формы итогового контроля:
1. тестирование на знание охраны труда ( техники безопасности ) при
занятиях ОФП и акробатики.
2. соревнование на выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП
3. итоговый праздник
Учебнотематический план
1 год обучения1.Набор группы:
Практика:
собеседование с детьми, родителями, тестирование.
2.Вводные занятия:
Теория:
А) содержание занятий по ОФП с элементами акробатики и требования к ним, на 1 году обучения
Б) соблюдение правил охраны труда на занятиях по ОФП с элементами акробатики.
В) терминология акробатических элементов, алгоритм выполнения упражнений.
Практика: игры
3.Разминка:
Теория:
«техника выполнения различных упражнений на гибкость, координацию, на формирования осанки, акробатических элементов»
Практика:
Упражнения на развитие гибкости:
наклоны вперед, назад, вправо, влево;
выпады, полушпагаты, высокие взмахи поочередно правой и левой
ногой;
комплексы ОРУ с предметами и без предметов;
контрольные упражнения по оценки гибкости;
индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию
гибкости,
Упражнения на развитие ловкости и координации:
ходьба по гимнастической скамейке;
преодоление полосы препятствий, включающих висы, упоры,
прыжки, перелезание;
равновесия, передвижения на носках, с поворотами и подскоками;
Упражнения на формирование осанки:
ходьба с заданной осанкой;
ходьба под музыкальное сопровождение;
танцевальные движения
4.ОФП
Теория:
« техника выполнения упражнений на развитие физических качеств»
Практика:
отжимание в упоре лежа,
лазание по канату.подтягивания в положении лежа.
поднимание туловища
различные виды прыжков: ( на одной, на двух ногах, на скакалке, с продвижением вперед, в сторону, на скамейку, со скамейки, через
скамейку)
приседание на двух, на одной ноге;
5.СФП
Теория:
техника выполнения специальных физических упражнений.
Практика:
упоры (присев, лежа, согнувшись)
седы (на пятках, углом)
группировка, перекаты в группировке,
кувырок вперед, назад;
стойка на лопатках, «мост» из положения лежа
шпагаты, складки
6. Итоговое занятие:
Теория:
« психологическая подготовка спортсмена»
Практика:
сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП
2 год обучения
1.Вводные занятия:
Теория:
А) содержание занятий по ОФП с элементами акробатики и требования к ним
на 2 году обучения.
Б) соблюдение правил охраны труда на занятиях по ОФП с элементами
акробатики.
В) осуществление помощи и страховки во время выполнения элементов.
Практика:
тестирование (исходный уровень по ОФП)
выполнения элементов в парах со страховкой.
2.Разминка:
Теория:
«Необходимость выполнять разминку перед началом занятий»
Практика:Упражнения на развитие гибкости:
комплексы упражнений на растягивание;
комплексы ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных суставов, позвоночника;
активные и пассивные упражнения на гибкость с дополнительными отягощениями;
Упражнения на развитие координации и ловкости:
« челночный бег »
прохождение специальных полос препятствий;
упражнения на координацию из разных исходных положений;
равновесие на одной ноге;
метание малых мячей на точность ( правой и левой рукой )
подвижные игры
3.ОФП
Теория: техника выполнения упражнений на развитие физических качеств.
Практика:
лазание по канату;
подтягивание на перекладине;
отжимание в упоре лежа;
прыжки на скакалке;
поднимание туловища
выпрыгивание из упора присев;
4.СФП
Теория: техника выполнения специальных физических упражнений.
Практика:
кувырок вперед с прыжком;
кувырок назад;
стойка на лопатках;
опускание в «мост» из положения стоя;
стойка на руках;
различные акробатические соединения;
«колесо» вправо, влево;
переворот вперед на две ноги;
шпагаты, складки.
5. Итоговое занятие:
Теория: психологическая подготовка спортсмена.
Практика: сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП.3 год обучения
1.Вводные занятия:
Теория:
А) содержание занятий по ОФП с элементами акробатики и требования
к ним на 3 году обучения.
Б) соблюдение правил охраны труда на занятиях по ОФП
с элементами акробатики
В) соблюдение правила личной гигиены ( просмотр видео фильма)
Практика:
тестирование (исходный уровень по ОФП)
2.Разминка:
Теория: «техника выполнения различных упражнений на гибкость,
быстроту координацию»
Практика:
Упражнения на развитие гибкости:
наклоны вперед, касаясь грудью бедер,
а) подтягиваясь руками
б) без помощи рук
•
•
•
• широкое разведение ног с наклоном вперед
•
• шпагаты скольжением правой и левой ногой (ноги не сгибать,
сгибание разгибание ног в положении «моста»
можно поддерживаться руками, бедрами коснуться пола)
Упражнения на развитие быстроты:
бег на месте в максимальном темпе;
ускорения из различных исходных положений;
эстафеты на короткие дистанции;
комплексы «круговой» тренировки
Упражнения на формирование правильной осанки
•
•
•
•
на выработку навыков концентрации внимания при фиксации
заданной позы:
•
•
на выработку навыков четкого чередования напряжения
и полного расслабления мышц;
•
на основание устойчивых навыков контроля осанки в положении
стоя, сидя, в движении;
3.ОФП
Теория:«техника выполнения упражнений на развитие физических качеств»
Практика:
лазание по канату;
подтягивание из положения виса;
приседание на одной и двух ногах;
лазание по гимнастической скамейки
выпрыгивание из упора присев
•
•
•
•
•
• многоскоки, на одной и двух ногах;
•
•
поднимание туловища из положения лежа;
прыжки на скакалке
4.СФП
Теория:
« техника выполнения специальных физических упражнений»
Практика:
Акробатические упражнения:
равновесие (шпагатом с захватом двумя, высокое, фронтальное равновесие с захватом);
шпагаты (прямой, кольцом, с захватам);
мосты (мост на одну ногу, мост на одну руку);
упоры (высокий угол, упор на локтях, упор углом)
стойка на предплечьях, стойка на руках, стойка на голове;
кувырки (кувырок с прыжком, кувырок назад в стойку, кувырок
вперед, в парах);
колесо на правую и левую ногу
перевороты вперед на одну и две ноги;
переворот назад
5.Итоговое занятие:
Теория:
« психологическая подготовка спортсмена»
Практика:
сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП, показательные выступления.
1.Вводные занятия:
Теория:
4 год обученияА) содержание занятий по ОФП с элементами акробатики и требования
к ним на 4 году обучения.
Б) соблюдения правил по охране труда на занятиях по ОФП с элементами
В) умение самостоятельно составить комплексы для разминки.
Практика:
Уметь самостоятельно выполнять комплексы для разминки.
2..Разминка
Теория:
«Техника выполнения упражнений на гибкость»
Практика:
Упражнения на развитие гибкости:
тестирование различных терминов по ОФП и СФП.
повторение ранее освоенных элементов
стоя на гимнастической скамейке – глубокие наклоны вниз;
стойка на коленях – наклон назад, пригнувшись
•
•
•
•
• шпагаты, кольцо в упоре лежа
упражнениями;
круговая тренировка;
лазание по наклонной скамейке;
упражнения с набивными мячами;
прыжки через гимнастическую скамейку;
отжимание в упоре лежа на время;
приседание на одной ноге на время;
подтягивание из положения виса;
поднимание ног до угла, в висе на гимнастической стенке;
4.СФП
Теория:
« техника выполнения специальных физических упражнений,
3.ОФП
Теория:
« техника выполнения упражнений на развитие физических качеств»
Практика:
•
•
•
•
прыжки на скакалке;
лазание по канату на время;
вис на гимнастической стенке – поднимание и опускание ног;
бег в переменном темпе в сочетании с общеразвивающимитанцевальных упражнений и соблюдения правил в подвижных играх»
Практика:
повторение ранее освоенных упражнений и элементов;
подвижные игры с элементами акробатики;
различные соединения акробатических упражнений;
танцевальные упражнения: соединения элементов акробатики с элементами хореографии.
5.Итоговое занятие:
Теория:
« психологическая подготовка спортсмена»
Практика:
сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП
Показательные выступления.
Методическое обеспечение программы:
Оборудование:
маты гимнастические
мячи набивные
обручи, скакалки
скамейки гимнастические
лестница гимнастическая
канаты для лазания
перекладина,
палки гимнастические
мостик гимнастический, мячи теннисные, набивные, скакалки
обручи, магнитофон для музыкального сопровождения
снаряды для развития физических качеств)
Дидактические средства обучения:
плакаты
памятки по нормативам
DVD Детская аэробика, 1 прыгскок, здоровые спинки.Список литературы для детей:
1.Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков – Дрофа, 2009.Издательство: Просвещение, 2009г.
2.Попова В.И. Физическая культура в начальной школе: Учебное пособие для учащихся начальной школы.
3.Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой – Сфера, 2008.
4.Кузнецов В.С, Колодницкий Г.А: Физическая культура. Безопасность уроков, соревнований и походов – НЦ ЭНАС, 2003
5.Поляков С.Д, Хрущев С.В, Корнеева И.Т.метод.пособие «Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников»
АЙРИС ПРЕСС 2006г
Список литературы для педагога:
1.Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. Москва, 2005 Издательство: Феникс,
2005г.
2.Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. Москва 2001
3.Бутин И.П. Развитие физических способностей детей. 14 класс
4.Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно – спортивное совершенствование. М.,2002.
5.Под редакцией В.А.Маргазина, О.Н.Семеновой «Гигиена физической культуры и спорта» СанктПетербург СпецЛит 2010
6.Гавердовский Ю.К, Лисицкая Т.С, Розин Е.Ю, Смолевский В.М. «Спортивная гимнастика (мужчины и женщины)» «Издательство «Советский
спорт», 2005
Список использованной литературы
1.Железняк Ю.Д. Основы научнометодической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2001.
2.Методика преподавания физической культуры: 14 класс: Методическое пособие и программа. Издатель: Владос. 2002, 2003г.
3.Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 384с.
4.Столов И.И, Ивочкин В.В. «Спортивная школа: начальный этап» Издательство Москва 2007
5.Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму. Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей. Минобрнауки России от 11.12.2006 № 061844.