Образовательная программа по биологии для 6 класа
Оценка 5

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
17.05.2018
Образовательная программа по биологии для 6 класа
рабочая программа к Основной образовательной программе основного общего образования 5-9 классы. Представлен курс биологии посвящённый изучению растений и продолжает развитие концепции, авт. И.Н. Пономарёва и др. М. - Вентана - Граф, 2012 - 304с. в основе лежит концепция- системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий чрез установление общих свойств живой материи.
образовательная программа - по биологии.docx
1 Образовательная  программа Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   (ФГОС)   представляют   собой   совокупность   требований, обязательных   при   реализации   основных   образовательных   программ   начального   общего,   основного   общего,   среднего  общего,   начального   профессионального,   среднего   профессионального   и   высшего   профессионального   образования образовательными аккредитацию.   Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: государственную имеющими     учреждениями,   1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2)   преемственность   основных   образовательных   программ   начального   общего,   основного   общего,   среднего   общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Федеральным   законом   от   1   декабря   2007   года   N   309­ФЗ   была   утверждена   новая   структура   государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной   программы   и   их   объёму,   а   также   к   соотношению   обязательной   части   основной   образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2)   требования   к   условиям   реализации   основных   образовательных   программ,   в   том   числе   кадровым,   финансовым, материально­техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ. 1. Основная образовательная программа основного общего образования 5­9 классы (для 5­9 классов) Рабочие программы к Основной образовательной программе основного общего образования 5­9 классы Приказ №139/2 от 31.08.2017 "О внесении изменений в Образовательную программу среднего общего образования" Пояснительная записка Фундаментальное ядро содержания общего образования ­   Рабочая   программа   реализуется   по   УМК     Пономарёвой   И.Н.  :  Авторы:  О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5­9 классы: программа ­ М.: Вентана­Граф, 2012. – 304с) ­ Учебник   Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, ­ М.: Вентана – Граф, 2015. – 192 с.:ил. Биология:   6   класс:   рабочая   тетрадь№1,2   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений   /   И.Н.   Пономарёва,   О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. Проф. И.Н.Пономарёвой.  – М.: Вентана – Граф, 2015. –48 с.: ил.   И.Н.Пономарёва,   В.С.   Кучменко, Рабочая программа (концентрический  курс) является составной частью программы образовательного учреждения. Целью курса является: формирование функционально­грамотной личности. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей: ­ обеспечить   ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе; ­развитие   познавательных   мотивов,   направленных   на   получение   знаний   о   живой   природе;   познавательных   качеств личности,   связанных   с   овладением   методами   изучения   природы,   формированием   интеллектуальных   и   практических умений; ­овладение   ключевыми   компетентностями: коммуникативной; ­  формирование    у  обучающихся  познавательной  культуры,  осваиваемой  в  процессе   познавательной  деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы       ­освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  ­ овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;   учебно­познавательной,   информационной,   ценностно­смысловой, ­развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; ­ иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Исходя из концептуальных   подходов к современному образованию биологии и особенностей   учащихся отроческого (подросткового) возраста ,курс призван решить следующие задачи: Обучающие:  создание условий для формирования у  учащихся  предметных и  учебно­исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 6 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний, формирование общенаучных знаний) Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе ,умения достигать поставленных целей. Воспитательные:   способствовать     совершенсвованию   социально   ­   успешной   личности,   развитию     коммуникативных компетенций  Общая  характеристика  курса  биологии 6 класс:                Курс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе   и опирается на пропедевтические  знания учащихся из курсов начальной ступени обучения.                 Курс биологии на ступени основного образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Обзор содержания   проведен   с   учетом   культорологического   подхода,   в   соосвествии   с   которым   учащиеся   должны   освоить содержание,   значимое   для   формирования   познавательной,   нравственной   и   эстетической   культуры,   сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные  предметы» обеспечивает: *формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; *овладение научным подходом к решению различных задач; * овладение умением формировать гипотезы,  конструировать, проводить эксперименты, оценивать результаты: * овладение умением сопоставлять эксперентальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; *воспитание отвественного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития: *формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведение точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач. Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане В   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования предмет «Биология» изучается с 5­го по 9­й класс (280 часов). Рабочая   программа   разработана   в   соответствии   с   основной   общеобразовательной   программой   основного   общего образования  МАОУ «СОШ № 7» г. Южноуральска, данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс– 1 час в неделю Общее число учебных часов ­ 35 Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов: 1. Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения: ­   знание   основных   принципов   и   правил   отношения   к   живой   природе,   основ   здорового   образа   жизни   и здоровьесберегающих технологий; ­  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;   ­    сформированность   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение   живой   природы; интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения,   анализировать,   сравнивать,   делать   выводы   и   др.); эстетического отношения к живым объектам.  ­ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию ­ формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; ­ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности  ­ формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. 2. Метапредметными  результатами освоения учащимися основной школы программы по биологии 6 класса являются: Регулятивные: УУД: ­   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность   действий   и   прогнозировать   результаты   работы.   Осуществлять   контроль   и   коррекцию   в   случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов  с заданным  эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание   качества и уровня усвоения; ­ овладение составляющими   исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать   гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; Личностные УУД: ­    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ­умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Коммуникативные УУД:   ­ умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   со   сверстниками   и   взрослыми;   умение   адекватно   использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;  ­  умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и  совместную   деятельность   с  учителем   и  сверстниками,  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Познавательные УУД: ­   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно­популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; ­   умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы,   модели     и   схемы   для   решения   учебных   и познавательных задач ­ умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках 3. Предметными  результатами освоения учащимися 6 класса основной школы программы по биологии являются: ­усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; ­формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях; ­овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. ­объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения   и   эволюции   растений   и   животных   (на   примере   сопоставления   отдельных   групп);   роли   различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; ­формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. Основное место отводится изучению следующим темам:  Часть 1. Наука о растениях – ботаника (4 ч.) Часть 2. Органы растений (8 ч.) Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности (6 ч.)  Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (10+1 ч.) Часть 5. Природные сообщества (5 ч.) Основные методы, которые планируется  использовать:  Словесные методы: Рассказ Объяснение Работа с учебником и книгой:    Конспектирование Составление плана текста Наглядные методы Метод иллюстраций  Метод демонстраций Практические методы: Упражнения  Лабораторные работы ­ 6 Цитирование  Беседа Дискуссия Лекция   Знания,   понимания,   глубины   усвоения   обучающимся   всего   объёма   программного   материала.            Уроки носят развивающий характер. Промежуточный контроль знаний учащихся проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком  Система оценки:  Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:    1. 2. Умения выделять главные положения в изученном   материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.  Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала.  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.  Отметка   "3"    1.   Знание   и   усвоение   материала   на   уровне   минимальных   требований   программы,   затруднение   при   самостоятельном   воспроизведении, 2.   Умение   работать   на   уровне   воспроизведения,   затруднения   при   ответах   на   видоизменённые   вопросы.     сочетающихся   с   элементами   научных   понятий): (уровень   представлений,   незначительной   преподавателя.   необходимость   помощи 3.   Наличие   грубой   ошибки,   нескольких   негрубых   при   воспроизведении   изученного   материала,   незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2":  1.   Знание   и   усвоение   материала   на   уровне   ниже   минимальных   требований   программы,  отдельные   представления   об изученном материале.  2.   Отсутствие   умений   работать   на   уровне   воспроизведения,   затруднения   при   ответах   на   стандартные   вопросы.   3.   Наличие   нескольких   грубых   ошибок,   большого   числа   негрубых   при   воспроизведении   изученного   материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  Оценка выполнения практических (лабораторных) работ Отметка "5" ставится, если ученик:  1.Правильно определил цель опыта. 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 3.Самостоятельно   и   рационально   выбрал   и   подготовил   для   опыта   необходимое   оборудование,   все   опыты   провел   в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы. 5.Проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).  6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.  Отметка "4" ставится, если ученик: 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2. Или было допущено два­три недочета. 3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 4. Или эксперимент проведен не полностью. 5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик:  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте   были   допущены   в   общей   сложности   не   более   двух   ошибок   (в   записях   единиц,   измерениях,   в   вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального  для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.  Отметка "2" ставится, если ученик:  1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и   объем   выводов. 2. неправильно. 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3". 4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил   техники   безопасности   при   работе   с   веществами   и   оборудованием,   которые   не   может   исправить   даже   по требованию учителя. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка "5" ставится, если ученик:  1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 2.Допустил не более одного недочета.  Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:  1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 2. Или не более двух недочетов.  выполненной опыты, части измерения, не   вычисления, правильных   позволяет   наблюдения   производились   работы   сделать         Или Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:  1. Не более двух грубых ошибок. 2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 3. Или не более двух­трех негрубых ошибок. 4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов Отметка "2" ставится, если ученик:  1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 2. Или если правильно выполнил менее половины работы. Учебно­тематическое планирование по биологии ­  6  Класс    Учитель: Шишкина О.А. Количество часов:  Всего 35 часов, в неделю 1  Контрольных работ ­5  Лабораторных работ ­ 6 Тестов­ 14 Административных контрольных работ ­2 Планирование составлено на основе ­ Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5­9 классы: программа ­ М.: Вентана­Граф, 2012. – 304 с.) Учебник:  Биология   :   6   класс   :   учебник   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений   /И.Н.   Пономаревой,   И.В. Николаева, О.А. Корниловой, ­ М.: Вентана – Граф, 2012. – 128 с.: ил. Рабочая  тетрадь:  Биология:   6  класс:   рабочая   тетрадь№1,2  для   учащихся   общеобразовательных   учреждений  /   И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. Проф. И.Н.Пономарёвой.  – М.: Вентана – Граф, 2015. –48 с.: ил. Методическое пособие: Пономорёва И.Н. биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко.  ­ М.: Вентана­Граф, 2014. – 128 с.) Распределение НРЭО в курсе 6 класса: Раздел (тема) Введение. Наука о  растениях ­ ботаника Органы растений Многообразие  и развитие растительного мира авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология (35 часов, 1 час в неделю). № урока Тематика  1 2 7 15 21 23 22 «Травы культурные и дикорастущие  Южного Урала». «Лекарственные растения и ядовитые  Челябинской области». «Влияние экологических факторов на  прорастание семян» «Дикорастущие луковичные растения.  Виды соцветий, плодов встречаемые в  Челябинской области». «Разнообразие мхов в Челябинской  области». «Разнообразие голосеменных растений (на местных видах). «Разнообразие папоротников в  Челябинской области». Источники информации ИКТ, отчёт по экскурсиям Гербарии, презентации, ИКТ. Гербарии, ИКТ презентация ИКТ, СМИ ИКТ, научная литература ИКТ, СМИ, дополнительная  литература ИКТ, СМИ, дополнительная  литература Природные сообщества 24 35 «Многообразие цветковых растений  Челябинской области». ИКТ, презентации. «Охраняемые территории Челябинской  области». ИКТ, презентации, экскурсия Учебно  – тематическое планирование 6 класс, «Биология» (35часов, 1 час в неделю). По программе И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др.    № п/п 1 2 3 Темы программы Тема 1.  Наука о растениях –  ботаника (4 часа). Тема 2.  Органы растений  (8 часов). Тема 3.  Основные процессы  жизнедеятельности  растений (6 часов). Количество часов сроки Л/Р, Экскурсии Подведём итоги 4 8 6 02.09­28.09 30.09­30.11 02.12­25.01 4 1 1 1 1 4 5 6 Тема 4.  Многообразие и  развитие  растительного мира  (10+ 1 часов). Тема 5.  Природные сообщества  (5 часов) итого Программа Программы составлены на основе рабочей программы   авторов   И.Н.   Пономаревой, В.С. Кучменко и др.   (1вариант)  биология: 5­9   классы:   программа.   –   М.:Вентана   ­ Граф, Б63 2012. ­304 с. 11 27.01­19.04 1 5 21.04­29.05 35 Учебно – методический комплекс, 6 класс 02.09­29.05 6 1 1 5 1 1 Учебный комплект / Биология:   6   класс:   учебник   для   учащихся общеобразовательных   учреждений     И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред.  Проф.  И.Н. Пономарёвой.     –  М.:  Вентана – Граф, 2015. – 192 с.: ил. Биология:   6   класс:   рабочая   тетрадь№1,2   для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред.   Проф.   И.Н.Пономарёвой.     –   М.:   Вентана   – Граф, 2015. –48 с.: ил. ЦОР Комплект   цифровых   образовательных ресурсов:   биология:   растения.   Бактерии. Грибы.   Лишайники.   6   кл.;   М.­   «Вентана­ Граф». 2007 год. Комплект микропрепаратов по ботанике. В преподавании биологии более приемлемыми эффективными являются следующие технологии: Название технологий Где используются Проблемное обучение Проектные технологии Для развития коммуникативной компетенции На завершающих этапах обучения тем Личностно – ориентированного обучения При реализации НРЭО ТКМЧП Для развития регулятивных компетенций Технология исследования Для развития познавательных компетенций Календарно – тематическое планирование 6 класс, (ФГОС) биология (35 часов, 1 час в неделю). авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Учебно­тематическое планирование 6 класс (ФГОС) №  п/п №  и   дата урок а Тема урока Тип учебного  занятия (лекция, лаб. работа, урок­ обобщение, урок­ изучения нового,  комбинированны й) Основное  содержание  (понятия) Образовательн ые ресурсы Деятельност ь учащегося Планируемые  образовательные  результаты  и контроль  знаний Предметные Метапредметные Личностные УУД:  Регулятивные,   Познавательные, Коммуникативн ые 1 1 1нед сент Урок №1. Царства Растения. Внешнее строение общая характеристика растений   и Царства  живой  природы.  Внешнее  строение,  органы  растения.  Вегетативные  и  Презентация Объекты живой  природы из  различных  систематических групп. Соблюдать  правила  работы в  кабинете  биологии. Ознакомить ся с  аппаратом  Уметь  работать с  учебником,  пользоваться  приборами и  инструментам и, давать  определения  Регулятивные,  Следовать  установленным правилам в  планировании и контроле способа  решения;   Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа). учебно­ познавательный интерес к новому  учебному  материалу и способам  решения новой  задачи; Урок­изучения нового материала генеративные  органы.  Места  обитания  растений.  История  использовани я и изучения  растений.  Семенные и  споровые  растения.  Наука о  растениях —  ботаника терминам. ориентировк и учебника,  его  структурой. Работать с  рисунками  учебника  как  источникам и  информации . Учебник  стр. 13 Познавательные: осуществлять  поиск  необходимой информации для  выполнения  учебных заданий с использованием  учебной  литературы, энциклопедий,  справочников Коммуникативн ые:1)строить  монологическое высказывание,  владеть диалоговой  формой коммуникации, 2) формулировать собственное мнение и позицию; 3) задавать  вопросы; 2 2­я  неде ля  Урок№2. Многообразие жизненных форм Представлени е о жизненных формах  Презентация Объекты живой  природы разных  Учебник  стр.16 Характеризов ать внешнее  строение  Регулятивные:ум ение организовать выполнение  Осваивать  приёмы работы  с определителем  Пар.2, стр.14­16 систематических групп. Учебник  стр.20­21 Презентация  «Растительная  клетка», таблица изображающая  строение клетки. сент ября растений. Урок комбинированный 3 3­я  неде ля  сент ября Урок №3. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Урок комбинированный растений,  примеры.  Связь  жизненных  форм  растений со  средой их  обитания.  Характеристи ка  отличительны х свойств  наиболее  крупных  категорий  жизненных  форм  растений:  деревьев,  кустарников,  кустарничков, полукустарни ков, трав Клетка как  основная  структурная  единица  растения.  Строение  растительной клетки:  клеточная  стенка, ядро,  цитоплазма,  растений.  Распознавать  и  характеризов ать растения  различных  жизненных  форм. Характеризова ть основные  процессы  жизнедеятельн ости клетки. Обобщать  знания и  делать выводы  о взаимосвязи  работы всех  частей клетки. заданий учителя Познавательные: умение выделять  главноев тексте,  структурировать  учебный  материал,  грамотно  формулировать  вопросы, работать с различными  источниками  информации Коммуникативн ые: строить  монологическое  высказывание,  владеть  диалоговой  формой  коммуникации. Регулятивные: Выявлять  отличительные  признаки  растительной  клетки Познавательные: Приводить  примеры  одноклеточных и  многоклеточных  растений. Устанавливать  взаимосвязь  жизненных форм  растений со  средой их  обитания Пар.3, стр. 17­21 Осваивать  приёмы работы  с микроскопом, Способность  ксамооценки на  основе критериев успешности  учебной  деятельности 4 4­я  неде ля  сент ября Урок№4. Ткани растений. Урок комбинированный вакуоли,  пластиды.  Жизнедеятел ьность  клетки.  Деление  клетки.  Клетка как  живая  система.  Особенности  растительной клетки Понятие о  ткани  растений.  Виды тканей: основная,  покровная,  проводящая,  механическа я. Причины  появления  тканей.  Растение как  целостный  живой  организм,  состоящий из клеток и  тканей. Презентация  «Виды тканей»,  иллюстрации из  учебника. Учебник  стр.26­27  Обобщение и  систематизац ия знаний по  теме  «Наука  о растениях – ботаника» растений. Различать и  называть  органоиды клеток  растений. Коммуникативн ые:умение  слушать учителя,  работать в паре, и  обсуждать  вопросы со  сверстниками. Регулятивные: Обобщать и  систематизировать  знания по теме,  делать выводы. Отвечать на  итоговые вопросы  темы, выполнять  задания Познавательные: Умение работать  с текстом,  выделять главное, умение  сравнивать и  делать выводы на  основании  сравнений. Коммуникативн Определять  понятие  «ткань».  Характеризова ть особенности строения и  функции  тканей  растений. Устанавливать взаимосвязь  строения  и функций  тканей. Объяснять  значение  тканей в жизни растения. Пар.4, стр. 21­25 Способность к  самооценке на  основе критериев успешности  учебной  деятельности. ые: Умение   слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою зрения.  точку     Тема 2. Органы растений (8 часов). Презентация  «строение  семени фасоли», гербарный  образец  растения  фасоли,  иллюстрации из  учебника.  Оборудование и  материалы для  выполнения Л/Р Учебник  стр.33­34 Соблюдать  правила  работы в  кабинете  биологии,  работы с  лабораторны м  оборудование м Рабочая  тетрадь,  письменный  отчёт Объяснять  роль семян в  природе. Характеризова ть функции  частей семени. Описывать  строение  зародыша  растения.  Устанавливать сходство  проростка с  зародышем  семени. 5 1­я  неде ля  октя бря Урок №1. Семя,   строение значение. его и   Лабораторная работа «Строение семени фасоли»   №1 Семя как  орган  размножения  растений.  Строение  семени:  кожура,  зародыш,  эндосперм,  семядоли.  Строение  зародыша  растения.  Двудольные  и  однодольные  растения.  Прорастание  семян.  Пар.5, стр. 28­34 Регулятивные Проводить  наблюдения,  фиксировать их  результаты во  время  выполнения  лабораторной  работы. Соблюдать правила  работы в кабинете,  обращения с  лабораторным  оборудованием Познавательные: Описывать стадии  прорастания семян.  Выявлять  отличительные  признаки семян  Установление  учащимися  связи между  целью учебной  деятельности и  её мотивом.  Использовать  информационн ые ресурсы для подготовки  сообщения о  роли семян в  жизни  человека. Умение  применять  полученные на  уроке знания на  практике. Проросток,  особенности  его строения. Значение  семян в  природе и  жизни  человека. Значение  воды и  воздуха для  прорастания  семян.  Запасные  питательные  вещества  семени.  Температурн ые условия  прорастания  семян. Роль  света. Сроки  посева семян 6 2­я  неде ля  октя бря Урок №2. Условия прорастания семян. Урок комбинированн ый Учебник  стр.36­37 Презентация Семена для  проращивания Оборудование и  материалы для  выполнения Л/Р Объяснять  значение  запасных  питательных  веществ в  прорастании  семян. Объяснять  зависимость  прорастания  семян от  температурн ых условий. двудольных и  однодольных  растений.  Коммуникативн ые:планирование  учебного  сотрудничества  сучителем  сверстниками –  определение цели  функций  участников,  способов  взаимодействия. Регулятивные: Умение  организовать  выполнение заданий учителем. Познавательные Характеризовать  роль воды и  воздуха в  прорастании  семян. Прогнозировать  сроки посева семян  отдельных культур Коммуникативн ые:устанавливать и сравнивать  различные точки  Пар.6, стр. 34­37 Способность к  самооценке на  основе критериев успешности  учебной  деятельности. 7 3­я  неде ля  октя бря   и Урок №3. Корень,его строение значение. Лабораторная работа   №2 «Строение корня проростка» Пар.7, стр. 38­42 Осознание  важности корня  у растений.  Умение  применять  полученные на  уроке знания на  практике. Презентация и  видеофрагмент  «Строение и  рост корня» Типы  корневых  систем  растений.  Строение  корня —  зоны корня:  конус  нарастания,  всасывания,  проведения,  деления,  роста. Рост  корня,  геотропизм.  Видоизменен ия корней.  Значение  корней в  природе. Объяснять  роль прищипки и  пасынкование  в  растениеводст ве. Учебник  стр.42­43 Соблюдать  правила  работы в  кабинете  биологии,  работы с  лабораторны м  оборудование м Соблюдать  правила  работы в  кабинете  биологии,  работы с  лабораторны м  оборудование м Рабочая  тетрадь,  письменный  отчёт зрения, прежде чем  принимать решение  и делать выбор. Регулятивные: Планировать свои  действия и пути  достижения целей,  принимать верное  решение в  проблемной  ситуации Познавательные Определять типы  корней на  рисунках,  фотографиях,  натуральных  объектах.Наблюда ть и исследовать  строение корня на  примере  домашнего  растения. Коммуникативн ые:строить  монологическое  высказывание,  владеть  диалоговой  формой  коммуникации, при из учении строения почек  на натуральных 8 4­я  неде ля  октя бря Урок№4. Побег, строение развитие.   его и   Лабораторная работа   №3 «Строение вегетативных генеративных почек». Презентация  «Строение  побега»,  листовые и  цветочные почки однолетние  побеги тополя Учебник  стр.46­47 Соблюдать  правила  работы в  кабинете  биологии,  работы с  лабораторны м  оборудование м Рабочая  тетрадь,  письменный  отчёт. Побег как  сложная  система.  Строение  побега.  Строение  почек.  Вегетативная , цветочная  (генеративна я) почки.  Развитие и  рост побегов  из почек.  Прищипка и  пасынковани е. Спящие  почки. Пар.8, стр. 43­47 Понимание  необходимости  биологических  знаний для  хозяйственной  деятельности. Умение  применять  полученные на  уроке знания на  практике. объектах, делать  выводы. Регулятивные: Умение  организовать  выполнение заданий учителя согласно  установленным  правилам работы в  кабинете. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа Познавательные: Объяснять  назначение  вегетативных и  генеративных  почек. Объяснять роль  прищипки и  пасынкования в  растениеводстве. Коммуникативные :Умение  организовать  выполнение заданий учителя согласно  установленным  правилам работы в  Называть  части побега. Определять  типы почек на  рисунках,  фотографиях,  натуральных  объектах.  Характеризова ть почку как  зачаток нового побега. Наблюдать и  исследовать  строение  побега на  примере  домашнего  растения. Сравнивать  побеги разных  растений и  находить их  различия. Изучать  строение  почек  на натуральны х объектах,  делать выводы. кабинете. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа Презентация  объекты живой  природы,  гербарии. Учебник  стр.53­54 Внешнее  строение  листа.  Внутреннее  строение  листа. Типы  жилкования  листьев.  Строение и  функции  устьиц.  Значение  листа для  растения:  Пар.9, стр. 48­54 Осознание роли  зеленых  растений.  Понимание  рационального  использования  зелёных  насаждений. Определять  части листа на  гербарных  экземплярах,  рисунках. Различать  простые и  сложные  листья. Регулятивные: уметь  контролировать  свои действия,  давать оценку  своим действиям. Познавательные: Характеризовать  внутреннее  строение листа, его части. Устанавливать  взаимосвязь  строения и  9 1­я  неде ля  нояб ря его и   Урок №5. Лист,   строение значение. Урок комбинированн ый 10 2­я  неде ля  нояб ря     его и Урок №6. Стебель, строение значение. Лабораторна я работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» фотосинтез,  испарение,  газообмен.  Листопад,  его роль в  жизни  растения.  Видоизменен ия листьев Внешнее  строение  стебля. Типы стеблей.  Внутреннее  строение  стебля.  Функции  стебля.  Видоизменен ия стебля у  надземных и  подземных  побегов. презентация Учебник  стр.59­60 Фиксировать  результаты  исследований  Соблюдать  правила  работы в  кабинете,  обращения с  лабораторны м  оборудование м Описывать  внешнее  строение  стебля,  приводить  примеры  различных  типов  стеблей.  Называть  внутренние  части стебля  растений и их функции. функций листа. Характеризовать  видоизменения  листьев растений Коммуникативные :уметь грамотно  идоходчиво  объяснять свою  мысль и адекватно  воспринимать  информацию Регулятивные: Умение  организовать  выполнение заданий учителя согласно  установленным  правилам работы в  кабинете. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа Познавательные: Определять  видоизменения  надземных и  подземных побегов на рисунках,  фотографиях,  натуральных  объектах. Изучать и  описывать  Пар.10 стр. 54­60 Умение  применять  полученные на  уроке знания на  практике. строение  подземных  побегов, отмечать  их различия. Коммуникативные : Умение  организовать  выполнение заданий учителя согласно  установленным  правилам работы в  кабинете. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа Регулятивные: Выполнять учебные действия в устной,  письменной речи,  во внутреннем  плане. Познавательные: Объяснять  взаимосвязь  опыления и  оплодотворения у  цветковых  растений.  Характеризовать  типы опыления у  растений. осуществлять поиск Пар11стр. 60­66 Устанавливать  взаимосвязь  функций частей  цветка и  поведения  животных в  период опыления Презентация  «строение  цветка» Модель цветка  вишни. Гербарии Учебник  стр.65­66 Определять и  называть  части цветка  на рисунках,  фотографиях, натуральных  объектах. Называть  функции  частей цветка. Различать и  называть типы  соцветий на  рисунках и  натуральных  объектах.  11 3­я  неде ля  нояб ря Урок №7. Цветок, строение значение.     его и Урок комбинированный Цветок как  видоизменён ный  укороченный  побег,  развивающий ся из  генеративной почки.  Строение  цветка. Роль  цветка в  жизни  растения.  Значение  пестика и  тычинок в цветке.  Соцветия, их  разнообразие Цветение и  опыление  растений.  Опыление  как условие  оплодотворе ния. Типы  опыления  (перекрёстно е и  самоопылени е).  Переносчики  пыльцы.  Ветроопыляе мые Строение  плода.  Разнообразие плодов.  Цветковые  (покрытосем енные)  растения.  Распростране ние плодов и  семян.  Значение  плодов в  12 4­я  неде ля  нояб ря Урок№8. Плод. Разнообразие   и значение плодов. Урок комбинированный Презентация  «прорастание  пыльцы на  рыльце пестика» Таблица  «двойное  оплодотворение. Учебник  стр.71­73 Определять  типы плодов  и  классифицир овать их по  рисункам,  фотографиям , натуральным объектам. Объяснять  процесс  образования  плода.  Описывать  способы  распростране ния плодов и  семян на  основе  наблюдений. необходимой  информации для  выполнения  учебных заданий с  использованием  учебной  литературы  (включая  электронные,  цифровые). Характеризовать  значение соцветий.  Коммуникативные :умение строить  эффективное  взаимодействие с  обучающимися. Регулятивные: Познавательные: Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  сообщения о роли  плодов и семян в  природе и жизни  человека. Обобщать и  систематизировать  знания по теме,  делать  выводы.Отвечать  Пар.12стр. 66­70 Понимание  необходимости и  соответствия  приспособлений  к  распространению плодов и их  приспособлений. 13 1­я  неде ля  дека бря Урок №1 Минеральное питание растений значение воды. Урок комбинированный   и природе и  жизни  человека. на итоговые  вопросы темы,  выполнять задания Коммуникативные :осуществлять  взаимный контроль  и оказывать в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь. Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов). Учебник  стр.77­78 Презентация  «питание  растений из  почвы», портрет К.А.Тимирязева . Вода как  необходимое  условие  минеральног о  (почвенного)  питания.  Извлечение  растением из  почвы  растворённы х в воде  минеральных  солей.  Функция  корневых  волосков.  Перемещение воды и  Пар.13стр. 74­78 Обосновывать  роль почвенного  питания в жизни  растений. Умение  оценивать  уровень  опасности для  здоровья  внесение  удобрений. Объяснять  роль корневых  волосков в  механизме  почвенного  питания. Обосновывать  роль  почвенного  питания в  жизни  растений. Сравнивать и  различать  состав и  значение  органических  и минеральных удобрений для Регулятивные:по становка учебной  задачи на основе  соотнесения того,  что уже известно и  усвоено учащимися, и того, что ещё не  известно. Познавательные: Устанавливать  взаимосвязь  почвенного питания растений и условий  внешней среды.  Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации минеральных  веществ по  растению.  Значение  минеральног о  (почвенного)  питания.  Типы  удобрений и  их роль в  жизни  растения.  Экологическ ие группы  растений по  отношению к  воде Условия  образования  органических веществ в  растении.  Зелёные  растения –  автотрофы.  Гетеротрофы как  потребители  готовых  органических веществ.  Значение  фотосинтеза  растений. Презентация портрет  К.А.Тимирязева Учебник  стр.81­82 Приводить  примеры  организмов —  автотрофов и  гетеротрофов,  находить  различия в их  питании. проекта о  приспособленности  к водерастений  разных  экологических  групп Коммуникативные :умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами   условиями  коммуникации Регулятивные: Планировать свои  действия в  соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации в том  числе во  внутреннем плане Познавательные: Характеризовать  условия,  необходимые для  воздушного  Пар.14стр. 78­ 82 Понимать  значение  фотосинтеза.  Учебно –  познавательный  интерес к  учебному  материалу  и  способом  решения новой  задачи. 14 2­я  неде ля  дека бря Урок№2. Воздушное питание растений фотосинтез. Урок комбинированный   – в природе 15 3­я  неде ля  дека бря Урок №3 Дыхание и обмен веществ у растений. Урок комбинированный   Роль дыхания в жизни  растений.  Сравнительн ая  характеристи ка процессов  дыхания и  фотосинтеза. Обмен  веществ в  организме  Презентация  «Дыхание  растений» Учебник  стр.85­86 Устанавливать взаимосвязь  процессов  дыхания и  фотосинтеза,  проводить их  сравнение.  Определять  понятие  «обмен  веществ».  питания растений. Объяснять роль  зелёных листьев в  фотосинтезе. Обосновывать  космическую роль  зелёных растений. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  сообщения о роли  фотосинтеза на  нашей планете Коммуникативные :умение  воспринимать  информацию на  слух, отвечать на  вопросы учителя и  одноклассников Регулятивные: Умение  организовать  выполнение заданий учителя. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа Познавательные: Характеризовать  сущность процесса  Пар.15стр. 82­86 Умение  соблюдать  дисциплину на  уроке,  уважительно  относится к  учителю и  обучающимся 16 4­я  неде ля  дека бря Урок №4. Размножение   и оплодотворение у растений. Урок комбинированный как  важнейший  признак  жизни.  Взаимосвязь  процессов  дыхания и  фотосинтеза Размножение  как  необходимое  свойство  жизни. Типы  размножения : бесполое и  половое.  Бесполое  размножение  —  вегетативное  и  размножение  спорами.  Главная  особенность  полового  Учебник  стр.90 Презентация Таблица  «Оплодотворен ие у цветковых  растений». дыхания у  растений. Характеризовать  обмен веществ как  важный признак  жизни. Освоение навыков  исследовательской  деятельности. Коммуникативные :умение работать в  группах,  обмениваться  информацией с  одноклассниками. Регулятивные:вы деление и осознание учащимися того,  что уже усвоено и  что нужно усвоить,  осознание качества  и уровня усвоения. Познавательные: Характеризовать  значение  размножения  живых организмов. Обосновывать  биологическую  сущность  бесполого  Называть и  описывать  способы  бесполого  размножения,  приводить  примеры.  Называть  основные  особенности  оплодотворени я у цветковых  растений. Сравнивать  бесполое и  половое  размножение  растений,  находить их  Пар.16стр. 86­90 Понимание о  роли  размножения как  передачи  наследственной  информации от  родителей к  потомству. различия размножения. Особенности  оплодотворе ния у  цветковых  растений.  Двойное  оплодотворе ние.  Достижения  отечественно го учёного  С.Г.  Навашина 17 3­я  неде ля  янва ря Урок №5. Вегетативное размножение растений   и   его использование человеком. Лабораторная работа   №5 «Черенкование комнатных Особенности  вегетативног о  размножения, его роль в  природе.  Использован ие  вегетативног о  Презентация Гербарные  экземпляры,  таблицы с  изображением  материнского  куста  смородины с  отводками. Оборудование и  материалы для  Учебник  стр.95­96 Формировать умения  проведения  черенковани я в ходе  выполнения  лабораторно й работы.  Соблюдать  Называть  характерные  черты  вегетативного  размножения  растений. Наблюдать за  развитием  корней у  черенка и  фиксировать  размножения. Объяснять  биологическую  сущность полового размножения. Доказывать  обоснованность  определения  «двойное  оплодотворение»  применительно к  цветковым  растениям. Коммуникативные :задавать  вопросы,умение  строить  эффективное  взаимодействие с  обучающимися. Регулятивные:У мение организовать  выполнение заданий учителя согласно  установленным  правилам работы в  кабинете. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа Познавательные:  Пар.17стр. 91­96 Значение  бесполого  размножения:  при бесполом  размножении  сохраняются  признаки сорта,  можно быстро  получить  большое  количество растений». выполнения Л/Р размножения  человеком:  прививки,  культура  тканей. результаты. правила  работы в  кабинете,  обращения с  лабораторны м  оборудовани ем Письменный  отчёт 18 4­я неде ля янва ря Урок №6 Рост   и   развитие растений. Урок комбинированный Характерные черты  процессов  роста и  развития  растений.  Этапы  индивидуаль ного  развития  Презентация таблица Учебник  стр.99­100 Подведем  итоги стр.  101­103 Отвечать на  итоговые  вопросы  темы,  выполнять  Называть  основные  черты,  характеризую щие рост  растения. Обобщать и  систематизиро вать знания по  теме, делать  потомков, даже  от одного  организма. Использовать  имеющиеся  знания; что  посеешь, то и  пожнешь. Сравнивать  различные способы и приёмы работы в  процессе  вегетативного  размножения  растений. Применять знания о способах  вегетативного  размножения в  практических  целях. Коммуникативные :Умение  организовать  выполнение заданий учителя согласно  установленным  правилам работы в  кабинете. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа Регулятивные:  выполнять учебные  действия в устной,  письменной речи,  во внутреннем  плане. Познавательные: Объяснять  процессы развития растений. Зависимость  процессов  роста и  развития от  условий  среды  обитания.  Периодичнос ть  протекания  жизненных  процессов.  Суточные и  сезонные  ритмы.  Экологическ ие факторы:  абиотические ,  биотические,  антропогенн ые, их  влияние на  жизнедеятель ность  растений. задания выводы. растения, роль  зародыша. Сравнивать  процессы роста и  развития.  Характеризовать  этапы  индивидуального  развития растения. Устанавливать  зависимость роста  и развития  растений от  условий среды. Коммуникативные : осуществлять  взаимный контроль  и оказывать в  сотрудничестве  необходимую  помощь. Устанавливать  различные точки  зрения, прежде чем  принимать решение  и делать выбор. 19 5—я неде Урок №1. Систематика Происхожден ие названий  Презентация  гербарии  Учебник  стр.107 Приводить  примеры  Регулятивные: Вносить  Понимание роли  исследований и  Пар19стр. 104­107 Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10+ 1 часов). ля янва ря   её   для растений, значение ботаники.   Урок   изучения нового материала иллюстрации из  учебника Портреты  ученых  К.Линней,  Ч.Дарвин и др. отдельных  растений.  Классификац ия растений.  Вид как  единица  классификац ии. Название  вида. Группы царства  Растения.  Роль  систематики  в изучении  растений названий  различных  растений. Систематизиро вать растения  по группам.  Характеризова ть единицу  систематики  — вид.  Родготовить сообщение 2 открытий ученых – биологов в  развитии  представлений о  систематике необходимые  коррективы в  действия на основе  его оценки и учета  характера  сделанных ошибок. Познавательные: Осваивать приёмы  работы  с определителем  растений. Объяснять  значение  систематики  растений для  ботаники. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации  сообщения о  деятельности К.  Линнея и роли его  исследований в  биологии Коммуникативные : слушать и  вступать в диалог,  участвовать в  коллективном  обсуждении  проблем. Презентация Иллюстрации,  гербарный  материал Учебник  стр.112 20 1­я  неде ля  февр аля Урок №2. Водоросли,   их разнообразие   и значение в природе. Урок комбинированный   Общая  характеристи ка. Строение, размножение  водорослей.  Разнообразие водорослей.  Отделы:  Зелёные,  Красные,  Бурые  водоросли.  Значение  водорослей в природе.  Использован ие  водорослей  человеком Пар20стр. 108­112 Осознание  важности  водорослей в  природе и жизни  человека Распознавать  водоросли на  рисунках,  гербарных  материалах. Сравнивать  водоросли с  наземными  растениями и  находить  общие  признаки.  Объяснять  процессы  размножения у одноклеточны х и  многоклеточн ых  водорослей.  Регулятивные:У мение организовать  выполнение заданий учителя. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа. Познавательные: Выделять и  описывать  существенные  признаки  водорослей. Характеризовать  главные черты,  лежащие в основе  систематики  водорослей.  Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  сообщения о  значении  водорослей в  природе и жизни  человека Коммуникативные :умение работать в  составе творческих  групп. Развитие  навыков  самооценки и 21 2­я  неде ля  февр аля Урок №3. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения моховидных растений».   №6 Презентация Иллюстрации,  гербарный  материал Учебник  стр.116 Распознавать представите лей  моховидных  на рисунках,  гербарных  материалах,  живых  объектах. Фиксировать результаты  исследовани й Называть  существенные  признаки мхов. Выделять  признаки  принадлежност и моховидных  к высшим  споровым  растениям.  Сравнивать  внешнее  строение  зелёного мха  (кукушкина  льна) и белого  мха  (сфагнума),  отмечать их  сходство и  различия. Моховидные, характерные  черты  строения.  Классы:  Печёночники и  Листостебел ьные, их  отличительн ые черты.  Размножение  (бесполое и  половое) и  развитие  моховидных.  Моховидные  как споровые растения.  Значение  мхов в  природе и  жизни  человека. Пар21, стр. 113­116 Соблюдать  правила работы в кабинете,  обращения с  лабораторным  оборудованием самоанализа. Регулятивные:У мение организовать  выполнение заданий учителя. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа. Познавательные: Сравнивать  представителей  различных групп  растений отдела,  делать выводы. Характеризовать  процессы  размножения и  развития  моховидных, их  особенности.  Устанавливать  взаимосвязь  строения мхов и их воздействия на  среду обитания.  Освоение  элементарных  навыков  исследовательской  деятельности. Коммуникативные :умение работать в  составе творческих презентация Учебник  стр.121 Находить  общие черты  строения и  размножения  плаунов,  хвощей,  папоротников,  их различия. 22 3­я  неде ля  февр аля Урок №4.  Плауны.   Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Урок комбинированный Характерные  черты  высших  споровых  растений.  Чередование  полового и  бесполого  размножения  в цикле  развития.  Общая  характеристи ка отделов:  Плауновидны еХвощевидн ые,  Папоротнико видные, их  значение в  природе и  жизни  человека Пар. 22 стр. 117­121 Сравнивать  особенности  строения и  размножения  мхов и  папоротников,  делать вывод о  прогрессивном  строении  папоротников. групп. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа. Регулятивные:  Вносить  необходимые  коррективы в  действия на основе  его оценки и учета  характера Познавательные: Характеризовать  роль  папоротникообразн ых в природе,  обосновывать  необходимость  охраны  исчезающих видов. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации  проекта о  разнообразии и  роли высших  споровых растений  в природе Коммуникативные :слушать и вступать в диалог, Презентация,  определитель  растений Учебник  стр.125­126. Выявлять  общие черты  строения и  развития  семенных  растений. Сравнивать  строение  споры и  семени.  23 4­я  неде ля  февр аля Урок №5. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Урок комбинированный Общая  характеристи ка  голосеменны х. Расселение голосеменны х по  поверхности  Земли.  Образование  семян как  свидетельств о более  высокого  уровня  развития  голосеменны х по  сравнению со споровыми.  Особенности  строения и  развития  представител ей класса  Хвойные.  Голосеменны е на  территории  России. Их  значение в  природе и  Пар.23стр. 122­126 Прогнозировать  последствия  нерациональной  деятельности  человека для  жизни  голосеменных. Эстетическое  восприятие  природы. участвовать в  коллективном  обсуждении. Регулятивные:пл анировать свои  действия в  соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации, в том  числе во  внутреннем плане. Познавательные: Осваивать приёмы  работы с  определителем  растений. Характеризовать  процессы  размножения и  развития  голосеменных. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации  проекта о значении  хвойных лесов  России­ Коммуникативные :умение строить 24 1­я  неде ля  март а   Урок №6. Отдел Покрытосеменны е. Общая характеристика и значение. Урок комбинированный жизни  человека Особенности  строения,  размножения  и развития.  Сравнительн ая  характеристи ка  покрытосеме нных и  голосеменны х растений.  Более  высокий  уровень  развития  покрытосеме нных по  сравнению с  голосеменны ми, лучшая  приспособле нность к  различным  условиям  окружающей  среды.  Разнообразие жизненных  форм  покрытосеме нных.  Презентация,  определитель  растений Учебник  стр131­132. Пар.24стр. 126­132 Выявлять  черты  усложнения  организации  покрытосемен ных по  сравнению с  голосеменным и. Сравнивать и  находить  признаки  сходства и  различия в  строении и  жизнедеятельн ости  покрытосемен ных и  голосеменных. эффективное  взаимодействие с  одноклассниками Регулятивные: Вносить  необходимые  коррективы в  действия на основе  его оценки и учета  характера Познавательные: Применять приёмы работы с  определителем  растений. Устанавливать  взаимосвязь  приспособленности покрытосеменных  к условиям среды.  Выделять и  сравнивать  существенные  признаки строения  однодольных и  двудольных  растений. Объяснять  причины  использования  покрытосеменных  для выведения  культурных форм.  Использовать  Анализ и  характеристика,  сформирован­ ность навыков  морфо­ биологического  анализа. Характерист ика классов  Двудольные  и  Однодольные растения, их  роль в  природе и  жизни  человека.  Охрана  редких и  исчезающих  видов Общая  характеристи ка.  Семейства:  Розоцветные, Мотыльковы е,  Крестоцветн ые,  Паслёновые,  Сложноцветн ые.  Отличительн ые признаки  семейств.  25 2 я  неде ля  март а Урок №7. Семейства класса Двудольные. Урок комбинированный информационные  ресурсы для  подготовки  презентации  проекта об  охраняемых видах  покрытосеменных  растений Коммуникативные : умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации Регулятивные: Умение  организовать  выполнение заданий учителя согласно  установленным  правилам работы в  кабинете. Развитие  навыков  самооценки и  самоанализа. Познавательные: Распознавать  представителей  Пар.25132­137. Как на основе  знаний человек  вмешивается в  жизнь растений,  борясь за  ежегодное,  обильное и  устойчивое  плодоношение Учебник  стр.137 Презентация  живые растения  класса  двудольные,  определитель  растений. Выделять  основные  признаки  класса  Двудольные. Описывать  отличительные признаки  семейств  класса. Значение в  природе и  жизни  человека.Сел ьскохозяйств енные  культуры 26 3 я  неде ля  март а Урок №8. Семейства класса Однодольные. Урок комбинированный Презентация  гербарные  экземпляры,  определитель  растений,  таблицы с  иллюстрациями  растений. Общая  характеристи ка.  Семейства:  Лилейные,  Луковые,  Злаки.  Отличительн ые признаки.  Значение в  Учебник  стр.142­143. Выделять  признаки  класса  Однодольные.  Определять  признаки  деления  классов  Двудольные и  Однодольные  семейств на  рисунках,  гербарных  материалах,  натуральных  объектах. Применять приёмы работы с  определителем  растений. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации  проекта о роли  растений класса  Двудольные в  природе и жизни  человека Коммуникативные :умение работать в  составе творческих  групп. Регулятивные: Умение  организовать  выполнение заданий учителя согласно  установленным  правилам работы в  кабинете. Развитие  навыков  самооценки и  Пар.26стр. 138­143. Осознание  смысла и  наравственного  содержания  собственных  поступков. природе,  жизни  человека.  Исключитель ная роль  злаковых  растений на семейства.  Описывать  характерные  черты  семейств  класса  Однодольные. О значении  злаков для  живых  организмов Презентация Портреты  ученых Учебник  стр.146­147 Объяснять  сущность  понятия об  эволюции  живого мира. 27 1­я  неде ля  апре ля Урок №9. Историческое развитие растительного мира. Урок комбинированный Понятие об  эволюции  живого мира. Первые  обитатели  Земли.  История  развития  растительног о мира.  Выход  самоанализа. Познавательные: Применять приёмы работы  с определителем  растений. Приводить примеры охраняемых видов.  Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации  проекта о  практическом  использовании  растений семейства  Однодольные. Коммуникативные :умение работать в  составе творческих  групп. Регулятивные:ум ение организовать  выполнение заданий учителя и делать  выводы. Познавательные: Описывать  основные этапы  эволюции  организмов на  Земле. Пар.27стр. 143­147 Осмысление  необходимости  рационального  природопользова ния и охрана  природы для  выживания  человека.  Природа – храм. растений на  сушу.  Характерные черты  приспособле нности к  наземному  образу  жизни. Н.И.  Вавилов о  результатах  эволюции  растений,  направляемо й человеком.  Охрана  редких и  исчезающих  видов 28 2­я  неде Урок №10. Многообразие   и История  происхожден Презентация Портреты  ученых  Учебник  стр.149­150 Называть  основные  признаки  Выделять этапы  развития  растительного  мира.  Называть черты  приспособленности растений к  наземному образу  жизни. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  сообщения о редких и исчезающих видах растений Умение выделять  главное в тексте,  грамотно  сформулировать  вопросы, работать с различными  источниками  информации Коммуникативные : уметь слушать  одноклассников и  учителя,  высказывать свое  мнение. Регулятивные: умение  Понимать  причины  негативного  Пар.28стр. 147­150 Н.И.Вавилов. различия  культурных и дикорастущи х растений.  ля  апре ля происхождение культурных растений. Урок комбинированный ия  культурных  растений.  Значение  искусственно го отбора и  селекции.  Особенности  культурных  растений.  Центры их  происхожден ия.  Расселение  растений.  Сорные  растения, их  значение. . 29 3­я  Урок №11. Дары Старого Презентация гербарии  Учебник Называть  родину  организовать  выполнение заданий учителя и делать  выводы. Познавательные: Характеризовать  роль человека в  появлении  многообразия  культурных  растений.  Приводить  примеры  культурных  растений своего  региона. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации  сообщения о жизни  и научной  деятельности Н.И.  Вавилова.  Коммуникативные : умение  воспринимать  информацию на  слух, отвечать на  вопросы учителя,  работать в группах. Регулятивные: влияния  хозяйственной  деятельности  человека на  многообразие  растений. Понимание роли  исследований и стр.159 растений,  таблицы,  иллюстрации в  учебнике наиболее  распространён ных  культурных  растений,  называть  причины их  широкого  использования  человеком.  неде ля  апре ля Дары   Нового   и Старого Света. Урок комбинированный , обобщения Света  (пшеница,  рожь,  капуста,  виноград,  банан) и  Нового Света  (картофель,  томат, тыква). История и  центры их  появления.  Значение  растений в  жизни  человека Обобщение и  систематизац ия знаний по  материалам  темы  «Многообраз ие и развитие  растительного мира» открытий ученых –  биологов в  происхождении  культурных  растений.  Выполнять  учебные действия  в устной и  письменной речи,  во внутреннем  плане Познавательные: Характеризовать  значение растений  в жизни человека. Обобщать и  систематизировать  знания по теме,  делатьвыводы.  Умение выделять  главное в тексте,  грамотно  сформулировать  вопросы, работать с различными  источниками  информации Коммуникативные : умение работать в  составе творческих  групп 30 4­я  неде ля  апре ля   о Урок №1. Понятие природном сообществе­ биогеоценозе   и Понятие о  природном  сообществе  (биогеоценоз е,  экосистеме).  Презентация  Видеофрагмент  «природные  сообщества»,  гербарии  растений разных  Учебник  стр.162 Объяснять  сущность  понятия  «природное  сообщество». Устанавливать Регулятивные:  вносить  необходимые  коррективы в  действия на основе  его оценки и учета  Принятие  ценности  природного мира, готовности  следовать в своей деятельности  Пар.30стр. 159­162 Тема 5. Природные сообщества (5 часов) ярусов. взаимосвязь  структурных  звеньев  природного  сообщества. экосистеме. Урок комбинированный В.Н. Сукачёв о структуре  природного  сообщества и функциональ ном участии  живых  организмов в  нём.  Круговорот  веществ и  поток  энергии как  главное  условие  существован ия  природного  сообщества.  Совокупност ь живого  населения  природного  сообщества  (биоценоз).  Условия  среды  обитания  (биотоп).  Роль  растений в  природных  сообществах нормам  природоохраните льного поведения характера  сделанных ошибок Познавательные: Характеризовать  влияние  абиотических  факторов на  формирование  природного  сообщества. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  сообщения о  природных  сообществах  России. Оценивать роль  круговорота  веществ и потока  энергии в  экосистемах. Выявлять  преобладающие  типы природных  сообществ родного края. Коммуникативные : слушать и  вступать в диалог,  участвовать в  коллективном 31 1­я  неде ля  мая Урок №2. Совместная жизнь организмов природном сообществе. Урок комбинированный   в Учебник  стр.165­166 Презентация  Видеофрагмент  «совместна  жизнь БЦ»,  гербарии  растений разных  ярусов. Объяснять  целесообразно сть ярусности  в жизни живых организмов. Называть  причины  появления  разнообразия  живых  организмов в  ходе эволюции Ярусное  строение  природного  сообщества  — надземное и подземное.  Условия  обитания  растений в  биогеоценозе .  Многообрази е форм  живых  организмов  как  следствие  ярусного  строения  природных  сообществ Пар.31стр. 163­166 Широкая  мотивационная  основа учебной  деятельности,  включая  социальные  учебно­ познавательные и внешние мотивы обсуждении  проблемы. Регулятивные:В ыполнять учебные действия в устной и письменной  речи, во  внутреннем плане Познавательные: Характеризовать  условия обитания  растений в разных  ярусах природного  сообщества.  Называть черты  приспособленности  растений к  существованию в  условиях яруса,  приводить  примеры,  наблюдаемые в  природе.  Коммуникативные : умение работать в  составе творческих  групп,  договариваться и  приходить к  общему решению в  совместной  деятельности, в т.ч.  в ситуации  столкновения презентация Учебник  стр.169­170 Объяснять  причины  смены  природных  сообществ. Приводить  примеры  смены  природных  сообществ,  вызванной  внешними и  внутренними  причинами. 32 2­я  неде ля  мая Урок №3. Смена природных сообществ   и   её причины. Урок комбинированный Понятие о  смене  природных  сообществ.  Причины  смены:  внутренние и внешние.  Естественные и культурные природные  сообщества,  ихособенност и и роль в  биосфере. Необходимо сть  мероприяти й по  сохранению  природных  сообществ. Пар.32стр. 166­170 Широкая  мотивационная  основа учебной  деятельности,  включая  социальные  учебно­ познавательные и внешние мотивы интересов Регулятивные:  умение  организовать  выполнение заданий учителя и делать  выводы. Познавательные: Объяснять  причины  неустойчивости  культурных  сообществ —  агроценозов.  Аргументировать  необходимость  бережного  отношения к  природным  сообществам.  Обобщать и  систематизировать  знания по теме,  делать выводы. Отвечать на  итоговые вопросы  темы, выполнять  задания Коммуникативные :умение  воспринимать  информацию на  слух, отвечать на 33   Урок №4. Итоговый контроль   знаний курсу по биологии   6 класса. Подведем итоги Урок обобщения Выявление  уровня  сформирован ности  основных  видов  учебной  деятельности . Тест – контроль Обобщение и  систематизаци я знаний по  материалам  темы  «Природные  сообщества» Учебник  стр.171­173 Стр 171­173 Способность к  самооценке на  основе критериев успешности  учебной  деятольности вопросы учителя,  работать в группах. Регулятивные:сп особность к  мобилизации сил  и энергии, к  волевому усилию  (к выбору в  ситуации  мотивационного  конфликта) и к  преодолению  препятствий. Познавательные:  Систематизировать и обобщать знания  по темам курса  биологии 6 класса. Применять  основные виды  учебной  деятельности для  формулировки  ответов к  итоговым  заданиям. Называть  представителей и  характеризовать  отличительные  признаки царства  Растения.  Объяснять  Систематизиро вать и  обобщать  знания по  темам курса  биологии 6  класса. Применять  основные виды учебной  деятельности  для  формулировки ответов к  итоговым  заданиям. Называть  представителе й и  характеризова ть  отличительные признаки  царства  Растения.  Объяснять  строение и  функции  органов и  систем органов растений. Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельн ости  растительных  организмов и  существования экосистем. Излагать свою  точку зрения  на  необходимость принятия мер  по охране  растительного  мира строение и  функции органов и  систем органов  растений. Устанавливать  взаимосвязь  жизнедеятельности растительных  организмов и  существования  экосистем. Излагать свою  точку зрения на  необходимость  принятия мер по  охранерастительно го мира. Коммуникативные : осуществлять  контроль и  оказывать в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь 34 35 Урок №5. Задание на лето Урок №6 Экскурсия   «Весенние явления в жизни экосистемы   (лес, парк, луг, болото)»   Выбирать  задание на лето,  анализировать  его содержание Учебник  стр.174­175 Выбирать  задание на  лето,  анализировать  его содержание Способность к  самооценке на  основе критериев успешности  учебной  деятельности Регулятивные:  планировать свои  действия в  соответствии с  поставленной  задачей   условиями её  реализации. Познавательные: Создать условия  для развития  школьников умения формулировать  проблему и  предлагать пути её  решения Коммуникативные : допускать  возможность  существования  различных точек  зрения, в т.ч. не  совпадающих с его  собственной , и  ориентироваться на  позицию партнёра в  общении и  взаимодействии Обсуждение  заданий на  лето Наблюдать  природные  явления,  фиксировать  результаты  наблюдений,  делать  выводы.  Выполнять  исследовател ьскую  работу:  находить  изучаемые  виды  растений,  определять  количество  ярусов в  природном  сообществе,  называть  жизненные  формы  растений,  отмечать  весенние  явления в  природе.  Систематизи ровать и  обобщать знания о  многообрази и живого  мира. Соблюдать  правила  поведения в  природе Учебно – методический комплекс, 6 класс Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Программа Авторы : И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко,О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5-9 классы: – М.:Вентана - Граф, Б63 2012. -304 с. программа. Учебный комплект ЦОР 6 кл.; Комплект цифровых образовательных ресурсов: биология: растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.- «Вентана-Граф». 2007 год. Комплект микропрепаратов по ботанике. для Биология: 6 класс: учащихся Учебник: учебник общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. Проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 192 с.: ил. Рабочая тетрадь: Биология: 6 класс: рабочая тетрадь№1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. Проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2014. –48 с.: ил. Методическое  пособие:  Пономорёва   И.Н. биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н.   Пономарёва,   Л.В.   Симонова,   В.С. Кучменко.  ­ М.: Вентана­Граф, 2014. – 128 с.) Контрольно-измерительные материалы 6 класс по программе И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. № 1 2 3 4 Тема блока Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа). Вид контроля Контрольный тест Тема 2. Органы растений (8 часов). Контрольный тест, Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов). Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10+ 1 часов). Контрольный тест Контрольный тест, Источник О.А. О.А. О.А. под. под. Ред. Корнилова, Проф. Ред. Корнилова, Проф. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. В.С. Пономарёва, Кучменко; И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 192 с.: ил. Стр.26-27 Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко; И.Н. Пономарёвой. – М.:Вентана – Граф, 2014. – 192 с.: ил. Стр.71-73 Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. В.С. Пономарёва, Кучменко; И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 192 с.: ил. Стр.101-103 Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко; И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 192 с.: ил. Стр.155-158 Корнилова, Проф. Корнилова, Проф. Ред. под. Ред. О.А. под. Тема 5. Природные сообщества (5 часов) 5 Контрольный тест, Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко; И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 192 с.: ил. Стр.171-173 Корнилова, Проф. О.А. под. Ред. Учебно – тематическое планирование 6 класс, «Биология» (35часов, 1 час в неделю). По программе И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. Темы программы № п/ п 1 Тема 1. 4 Тема 4. 2 Тема 2. 3 Тема 3. Наука о растениях – ботаника (4 часа). Органы растений (8 часов). Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов). Многообразие и развитие растительного мира (10+ 1 часов). Количество часов 4 8 6 11 сроки 02.09- 28.09 30.09- 30.11 02.12- 25.01 27.01- 19.04 Л/Р, Экскурсии Подведём итоги 4 1 1 1 1 1 1 5 Тема 5. Природные сообщества (5 часов) 6 итого 5 35 21.04- 29.05 02.09- 29.05 6 1 1 1 5

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа

Образовательная программа по биологии для 6 класа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2018