Образовательная программа по математике
Оценка 5

Образовательная программа по математике

Оценка 5
Образовательные программы
doc
математика
5 кл
17.01.2017
Образовательная программа по математике
Публикация является частью публикации:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 класс ФГОС БУНИМОВИЧ.doc

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Давыдовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

Рассмотрено на  заседании            Согласовано                                               Утверждаю

 м/о учителей­­­_________                  Зам. Директора по УВР                            Директор школы

Протокол№_________                       ___________С.Н.Мажекейне

От________                                                           подпись Ф.И.О.                               _________М.В. Лебедева

Руководитель МО________                                                                                                   подпись Ф.И.О.

                         подпись Ф.И.О.                                                                                                               Дата ________

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

МАТЕМАТИКА

5 « а» класс

 

                                            

 

 

 

 

                                             Составитель: Терехова Татьяна Васильевна

                                         учитель математика МКОУ «Давыдовская СОШ»

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

2016 – 2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы:

·       Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

·       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897)

 

·       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)

 

·        Программа разработана  на основании государственной программы

линии УМК «Математика – Сферы» примерной программы по математике авторов Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова// Программы курса математики для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение 2014г. и методических рекомендаций Н.В.Сафроновой: Поурочные методические рекомендации. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. – М.:Просвещение,2014.

 

·       Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности в МКОУ «Давыдовская СОШ»

·        Учебный план МКОУ «Давыдовская СОШ» на 2016-17 учебный год

 

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Базовыми технологиями, которые будут применяться при реализации данной программы, являются: технология уровневого дифференцированного обучения, информационно – коммуникативные технологии, в связи с чем, на уроках широко будут использоваться возможности мультимедийного кабинета. Основные формы работы с учащимися – общеклассные, групповые, парные и индивидуальные.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме  сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Принципиально важная роль отведена в плане  участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

 

Отбор содержания обучения и его структурирование осуществляются на основе следующих дидактических принципов:

ü систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе;

ü соответствие обязательному минимуму образования в основной школе;

ü усиление общекультурной направленности материала;

ü учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для учащихся этого возраста;

ü создание условий для понимания и осознания воспринимаемо материала.

Цели обучения:

§             продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников;

§             подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира , пониманию математики, как части общей культуры человечества;

§             развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, критичности мышления, интереса к изучению математики;

§             формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом.

Основные линии содержания – арифметика и геометрия; кроме того, в содержании включена вероятностно-статистическая линия, изучение которой начинается с 5 класса.

         Изучение арифметического материала начинается с систематизации и развития знаний о натуральных числах. Рассматривая основные свойства арифметических действий специальное внимание уделяется преобразованиям числовых выражений, выполняемых с целью рационализации вычислений.

         Изучение натуральных  чисел включает в себя знакомство с элементарными понятиями теории делимости. Данный материал предоставляет огромные возможности для постановки и решения исследовательских задач, понятным и интересным учащимся этого возраста.

         Другой крупный блок в содержании арифметики – это обыкновенные дроби. Этот раздел изучается в полном объеме в 5 классе. Рассмотрение десятичных дробей отнесено в 6 класс, что более целесообразно сточки зрения логики развития числовой линии.

         В 6 классе представления учащихся обыкновенных дробях развиваются, осваиваются новые вычислительные алгоритмы, рассматриваются приемы решения задач на дроби. В начале курса происходит знакомство с понятием процента, которое далее развивается в теме «Отношения и проценты».

         При обучении решению задач в 5 – 6 классах преимущественно используются арифметические (логические) приемы решения.

         Особенность изучения положительных и отрицательных чисел в 6 классе является то, что они рассматриваются в два прохода. В начале изучения темы выделяется фрагмент «Целые числа». Это позволяет на доступном уровне познакомить учащихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе с правилами знаков при выполнении арифметических действий. Последующее изучение рациональных чисел оказывается уже вторым проходом всех принципиальных вопросов, что облегчает понимание материала.

         Раздел наглядной геометрии, направлен на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений.

         Так же в курсе математики 5 – 6 класса положено начало изучению новой содержательно-методической линии, включающей комбинаторику, элементы теории вероятностей и статистики.

         Программа составлена для общеобразовательных классов со средней и сильной математической подготовкой.

 

Организация образовательного процесса

 

            Для реализации содержания обучения в образовательном процессе предлагаются занятия с элементами исследования, использование мультимедийного кабинета, а также следующая система уроков:

         Комбинированный урок

         Урок решения основных задач

Цель урока: Выработать у всех учащихся умений и навыков решения задач на уровне обязательной подготовки (УОП), а также решение задач, соответствующих уровню возможностей (более высокий, УВ). В конце урока проводится обучающая самостоятельная работа, которая позволяет увидеть результат этого урока.

         Урок-практикум

Цель урока: закрепление и углубление теоретического материала, выработка умений и навыков решения задач УОП, УВ. На уроке организуется групповая работа, работа в парах переменного и постоянного состава с использованием технологии взаимного обучения. Учащиеся  работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности, обращаясь за помощью к учителю.

         Урок-консультация

Цель урока: рассмотреть решение задач, вызвавших затруднение у учащихся в домашней работе, в самостоятельной работе, ответить на вопросы учащихся, подготовка к контрольной работе.

         Обобщающий урок

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся: провести повторение узловых вопросов темы и основных методов решения задач.

         Урок коррекции знаний

Цель урока: ликвидация пробелов. Организуется индивидуальная работа, слабым учащимся предлагаются задания коррекции знаний, остальные учащиеся работают в группах 2-4 человека, им предлагаются задания повышенного уровня (УВ).

            Урок-тестирование

Проводится за 1-2 урока до контрольной работы. Цель: выявить общую картину усвоения материала по пройденной теме, выявить плохо усвоивших и не усвоивших тему учащихся, с которыми в последствии проводится индивидуальная работа.

         Зачётная работа

По каждой теме предлагается 2 типа практических (контрольных) работ. Первый тип работ – тест – предназначена для учащихся с недостаточной математической подготовкой. Второй тип работ – в традиционной форма, т.е. с записью решения. Уровень сложности дополнительных заданий во всех вариантах одинаковый. Уровень общей подготовки «3», УВ – «4», «5».

         Анализ зачётной работы

Цель: ликвидация пробелов. Разбор задач и оригинальных решений.

         Описание места учебного предмета в учебном плане

 

На изучение предмета отводится 7 часов в неде­лю, итого 245 часов за учебный год. Предусмотрены 11 тематических контрольных работ и 1 итоговая.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МКОУ «Давыдовская СОШ» учебный предмет математика изучается в количестве 7 часов  в неделю, 245 часов в год. Из них 164 часа (70% учебного времени) проводится в урочной форме.

 С целью дополнения расширения содержания предмета «Математика», увеличения форм и видов учебной деятельности для достижения планируемых результатов (в том числе формирования познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД) 30% учебного времени отведено на  внутрипредметный модуль «Мир математики» (в соответствии с ФГОС ООО).

 

В период чрезвычайных ситуаций, введения карантинных мероприятий по заболеванию гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5 -6 КЛАССАХ

 

Арифметика

По окончании изучения курса учащийся научится:

·        понимать особенности десятичной системы счисления;

·        использовать понятия, связаннее с делимостью натуральных чисел;

·        выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

·        сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

·        выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычисления;

·        использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты;

·        анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время, температура и т. д.).

Учащийся получит возможность:

·        познакомится с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

·        углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

·        научится использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навыки контролировать вычисления, выбирать подходящий для ситуации способ.

 

Числовые и буквенные выражения

По окончании изучения курса учащийся научится:

·        выполнять операции с числовыми выражениями;

·        выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);

·        решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Учащийся получит возможность:

·        развить представления о буквенных выражениях и их преобразования;

·        овладеть специальными приемами решения уравнения, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.

 

Геометрические фигуры. Измерение геометрических задач

По окончании изучения курса учащийся научится:

·        распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;

·        строить углы, определять их градусную меру;

·        распознавать и изображать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

·        определять по линейным разверткам фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

·        вычислять объем прямоугольного параллелепипеда и куба.

Учащийся получит возможность:

·         научиться вычислять объем пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

·         углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

·         научится применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

 

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

По окончании изучения курса учащийся научится:

·        использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;

·        решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

Учащийся получит возможность:

·        приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;

·        научится некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.

 

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс – 245часов (7 часов в неделю)

1. Линии (6 часов)

Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Построение конфигураций из прямой, ее частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.

         Основные цели – развить представление о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, научить изображать прямую и окружность с помощью чертежных инструментов.

 

2. Натуральные числа (8 часов)

         Десятичная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Натуральный ряд. Изображение натуральных чисел точками на координатной прямой. Сравнение натуральных чисел.

         Решение комбинаторных задач перебором всевозможных вариантов.

         Основные цели – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах.

 

3. Действия с натуральными числами (20 часов)

         Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Возведение числа в степень с натуральным показателем. Вычисление значений числовых выражений; порядок действий. Решение задач арифметическим методом.

         Основные цели – закрепить и развить навыки выполнения действий с натуральными числами.

 

4. Использование свойств действий при вычислениях (11 часов)

         Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; преобразование сумм и произведений. Распределительное свойство умножения относительно сложения; вынесение общего множителя за скобки. Примеры рациональных вычислений. Решение задач арифметическим способом.

         Основные цели – сформировать начальные навыки преобразования выражений.

 

1.     Углы и многоугольники (7 часов)

Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. Выпуклые многоугольники. Периметр многоугольника.

Основные цели – познакомить с новой геометрической фигурой – углом, новым измерительным инструментом – транспортиром, развить измерительные умения, систематизировать представления о многоугольниках.

 

2.     Делимость чисел ( 19 часов)

Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Разложение числа на просты множители. Делимость суммы и произведения. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком; разбиение натуральных чисел на классы по остаткам деления.

Основные цели – познакомить учащихся с простейшим понятием теории делимости.

 

3.     Треугольники и четырехугольники (16 часов)

Треугольники и их виды. Прямоугольник, квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.

Основные цели – познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам, свойства прямоугольника и его диагоналей, научить строить прямоугольник на нелинованной бумаге, сформировать понятие равенства фигуры, продолжить формирование метрических представлений.

 

4.     Дроби (17 часов)

Представление дроби как способе записи части величины. Правильные и неправильные дроби. Изображение дробей точками на координатной прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Запись натурального числа в виде дроби.

Основные цели – сформировать у учащихся понятие дроби, познакомить с основным свойством дроби и применением его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби.

 

5.     Действия с дробями (36 часов)

Сложение и вычитание дробей. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной и выделение целой части числа из неправильной дроби. Умножение и деление дробей; взаимно обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Решение задач арифметическим способом.

Основные цели – выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями.

6.     Многогранники ( 8 часов)

Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки многогранников.

Основные цели – развить пространственные представления учащихся путем организации разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями.

7.     Таблицы и диаграммы (10 часов)

Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы. Простейшие примеры сбора и представления информации.

Основные цели – сформировать умение извлекать информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.

8.    «Мир математики» (74 часа)

Составление интеллект-карт, исследовательские работы, написание и обсуждение проектов, урок-игра, математические КВНы

9.     Повторение (13 часов) Из них 3 часа в начале года для повторения курса начальной школы и 10 часов в конце года на повторение математики 5 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности

1.

Линии

10

Развитие представления о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, изображение прямых и окружностей с помощью чертежных инструментов.

 

 

2.

Натуральные числа

15

систематизирование и развитие знаний учащихся о натуральных числах.

 

3.

Действия с натуральными числами

28

закрепление и развитие навыков выполнения действий с натуральными числами.

 

 

4.

Дроби

22

Формирование у учащихся понятия дроби, ознакомление с основным свойством дроби и применением его для преобразования дробей, формирование навыков сравнения дробей.

 

5.

Действия с дробями

45

выработка прочных навыков выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями.

 

6.

Многогранники

22

развитие пространственных представлений учащихся путем организации разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями.

 

7.

Таблицы и диаграммы

14

формирование умения извлекать информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.

 

8.

Повторение

18

повторения курса начальной школы и повторение математики 5 класса.

 

 


Давыдовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Давыдовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

П ОЯСНИТЕЛЬАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы: ·

П ОЯСНИТЕЛЬАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы: ·

Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации

Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации

Другой крупный блок в содержании арифметики – это обыкновенные дроби

Другой крупный блок в содержании арифметики – это обыкновенные дроби

Обобщающий урок Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся: провести повторение узловых вопросов темы и основных методов решения задач

Обобщающий урок Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся: провести повторение узловых вопросов темы и основных методов решения задач

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащийся получит возможность: · научиться вычислять объем пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; · углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; · научится…

Учащийся получит возможность: · научиться вычислять объем пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; · углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; · научится…

Использование свойств действий при вычислениях (11 часов)

Использование свойств действий при вычислениях (11 часов)

Основные цели – выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями

Основные цели – выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017