Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Оценка 4.9

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
20.06.2017
Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Общий объём учебного времени за год составляет 68 часов. Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО и программой Виноградовой Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы / - М.: Вентана-Граф, 2014
Образовательная программа по окружающему миру 2 класс НШ 21 века.doc
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска ============   «Средняя общеобразовательная школа № 49»  =========                 «Рассмотрено»  Руководитель МО начальных     классов                 _______________  «Согласовано» Заместитель директора       ___________  «Утверждаю» Директор БОУ города Омска    «Средняя общеобразовательная  школа № 49» ____________    «   »  сентября 2016 года              «   »  сентября 2016 года «    »  сентября 2016 года                                                                                                                                                                                                           Образовательная программа по окружающему миру «Начальная школа   XXI       века» на 2016 – 2017 учебный год 2 «А» класс Учитель: Злобина Наталия Александровна (высшая квалификационная категория) Количество недельных часов: 2 Количество часов в год: 68 Уровень программы: базовый. Тип программы: типовая                                           Нормативные документы, определяющие содержание программы:  Закон   Российской   Федерации   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации».  Федеральный   компонент   государственного   образовательного   стандарта,   утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент   государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования   Российской   Федерации   от   05.03.2004   №   1089   государственного образовательного стандарта начального общего образования».   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014  «Об утверждении   федеральных   перечней   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные   программы   общего   образования   и   имеющих   государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».  Учебный план БОУ  города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 49»  на 2016­ 2017 учебный  год.  Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы / ­  М.: Вентана­Граф, 2014. I. Пояснительная записка Изучение учебного предмета  Окружающий мир  способствует осознанию обучающимся целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников системы нравственно ценных отношений к окружающей природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной   страны.   Осваиваются   правила   безопасного   поведения   с   учётом   изменяющейся   среды обитания.   В   процессе   изучения   окружающего   мира   происходит   становление   разных   видов деятельности,   обеспечивающих   как   накопление   и   обогащение   знаний   (восприятие,   игра, моделирование),   их   использование   в   практических   и   жизненных   ситуациях   (общественно­ полезный труд; труд в условиях семьи), так и объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для   младшего   школьника.   В   качестве   результата   процесс   обучения   предполагает сформированность   универсальных   учебных   действий   разного   вида   (познавательных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных). Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе ­ представить в   обобщенном   виде   культурный   опыт   человечества,   систему   его   отношений   с   природой   и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах   окружающего   мира.   В   данном   контексте   к   общечеловеческим   ценностям   относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное     богатство   человека   современного   общества;   исторический   аспект   «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур 2 народов России. II. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом курс «Окружающий мир» изучается во 2 классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени за год составляет 68 часов.  III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета «Окружающий мир» Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных   результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.  Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта   обучения,   его   новым   социальным   ролям,   которые   определяются   новым   статусом ребенка как школьника:    готовность и способность к саморазвитию и самообучению; высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные   качества,   позволяющие   успешно   осуществлять   учебную   деятельность   и взаимодействие с ее участниками. Другая   группа   личностных   результатов   передает   социальную   позицию   школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:  формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   понимания   особой   роли многонациональной   России   в   объединении   народов,   в   современном   мире,   в   развитии общемировой   культуры;   понимание   особой   роли   России   в   мировой   истории,   воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей   семье,   гуманного   отношения,   толерантности   к   людям,   независимо   от   возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;    формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Предметные   результаты  обучения   нацелены   на   решение,   прежде   всего, образовательных задач:  осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о   разных   его   сторонах   и объектах; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; овладение   наиболее   существенными   методами   изучения   окружающего   мира   (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.     В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании   его   методики   особое   внимание     уделяется   освоению  метапредметных результатов естественно­научного и обществоведческого образования. Достижения в области 3 метапредметных   результатов   позволяет   рассматривать   учебную   деятельность   как   ведущую деятельность   младшего   школьника   и   обеспечить   формирование   новообразований   в   его психической   и   личностной   сфере.   С   этой   целью   в   программе   выделен   специальный   раздел «Универсальные   учебные   действия»,  содержание   которого   определяет   круг   общеучебных   и универсальных   умений,   успешно   формирующихся   средствами   данного   предмета.   Среди метапредметных   результатов   особое   место   занимают  интеллектуальные,   регулятивные   и коммуникативные действия:  под   интеллектуальными   (познавательными)  действиями   понимается   способность применять   для   решения   учебных   и   практических   задач   различные   умственные   операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);  под   регулятивными  действиями   понимается   владение   способами   организации,   поисковой, планирования   различных   видов   деятельности   исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; (репродуктивной,  под   коммуникативными  действиями   понимается   способность   в   связной   логически целесообразной   форме   речи   передать   результаты   изучения   объектов   окружающего   мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое   место   среди   метапредметных   универсальных   действий   занимают   способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.),  методы  представления   полученной   информации   (моделирование,   конструирование, рассуждение, описание и др.). На   основе   установленных   результатов   изучения   предмета   «Окружающий   мир»   были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе,  человеке,  развития  способности  ориентироваться  в  изменяющемся  мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное   развитие   обучающегося,   формирование   его   общей   культуры   и   эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде. IV. Содержание учебного предмета Введение. Что окружает  человека (1час) Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее. Кто ты такой (14 часов) Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я», каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Твое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники – органы чувств. Значение   режима   дня,   гигиены   и   закаливания.   Определение   времени   по   часам   (арабские   и римские цифры). Физическая   культура.   Закаливание.   Твое   здоровье   и   питание.   Культура   поведения   за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. 4 Кто живёт рядом  с тобой (6 часов) Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена   и   отчества   членов   семьи,   их   семейные   обязанности.   Как   семья   трудится,   проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила   поведения.   Значение   их   выполнения   для   благополучия   человека.   Правила культурного   поведения   в   общественных   местах:   в   транспорте,   на   природе,   в   учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям,   маленьким   детям.   Доброта,   справедливость,   честность,   внимательность,   уважение   к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья­одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор. Россия – твоя Родина (13 часов) Что   такое   Родина.   Почему   человек   любит   свою   Родину,   как   выражает   свою   любовь. История рассказывает о прошлом.   Москва   –   столица   Российской   Федерации,   крупнейший   культурный   центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы.   Санкт­Петербург   –   северная   столица   России.   Достопримечательности   Санкт­ Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение   в   V   ­   IX   веках.   Занятия   славян.   Первые   орудия   сельскохозяйственного   труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест   родной   страны.   Достопримечательности   родного   края.   Труд,   быт   людей.   Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне.  Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает   в   процессе   труда.   Хлеб   –   главное   богатство   России.   Труд   хлебороба,   фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России.   Конституция   –   главный   закон   России.   Права   граждан   России.   Права   детей   России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2­3 народов.  Мы – жители Земли (9 часов) Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы.  Бактерии.  Грибы.  Животное  и растение  – живые  существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений. Природные сообщества (23 часа) Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, 5 лекарственные,   ядовитые.   Млекопитающие   (звери),   насекомые,   пресмыкающиеся,   птицы   – обитаели   леса   и   их   жизнь   в   разные   времена   года.   Использование   леса   человеком.   Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море,   болото).   Типичные   представители   растительного   и   животного   мира   разных   водоемов (реки, пруда, болота). Использование   водоемов   и   рек   человеком.   Правила   поведения   на   водоемах   и   реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь   поля.   Какие   бывают   поля,   разнообразие   культур,   выращиваемых   на   полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек (2 часа) Природа   как   источник   пищи,   здоровья,   различных   полезных   предметов   для   людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль   человека   в   сохранении   природных   объектов.   Правила   поведения   в   природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.       Экскурсии. В   лес   (лесопарк),   поле,   на   луг,   водоем;   в   краеведческий   музей,   места сельскохозяйственного   труда   (с   учетом   местного   окружения).   Экскурсии   в   исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). Практические   работы: составление   режима   дня   для   будней   и   выходных.   Первая помощь  при ожогах,  порезах,  ударах.  Составление  семейного   древа.  Работа  с  натуральными объектами,   гербариями,   муляжами   (съедобные   и   ядовитые   грибы;   редкие   растения   своей местности; растения разных сообществ).                                 V. Планируемые результаты обучения К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:      составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;  оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; различать (соотносить) прошлое­настоящее­будущее; год­век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения; характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет; называть царства природы;  описывать признаки животного и растения как живого существа;     моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;  различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;  6         устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;  описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания; К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:  «читать» информацию, представленную в виде схемы; воспроизводить   в   небольшом   рассказе­повествовании   (рассказе­описании)   изученные сведения из истории Москвы; ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»; проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); приводить примеры растений и животных из Красной книги России (своей местности). 7 VI. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся Дата Тема урока план факт Тип урока Основные виды учебной  деятельности Планируемые  предметные  результаты  I четверть (18 часов) Введение. Что окружает человека (1 час) Называние объектов  «живой», «неживой»  природы. УОНМ Создать условия для  уточнения понятий «объект природы», «живая –  неживая природа». Кто ты такой (14 часов) УОНМ Создать условия для  уточнения понятий «объект природы», «живая –  неживая природа». Рассказ о себе,  составление словесного  портрета. Окружающий мир: неживая  природа; живая природа;  предметы и изделия, созданные  человеком. Настоящее, прошлое,  будущее. Окружающий нас мир. (с. 6­14) Чем люди похожи. Что отличает  одного человека от другого. Что  даёт человеку природа при  рождении. Зачем нужно знать  какой я, каковы другие люди.  Я, ты, он, она... Все мы  люди…  (с. 15­20) № п/п № урок а  в  теме 1. 1 2. 1 3. 4. 5. 6. 7. 2 3 4 5 6 Универсальные  учебные действия Р – регулятивные;  П – познавательные;  К – коммуникативные Р:  умение преобразовывать практическую  задачу в познавательную. П: умение использовать знаково­ символические средства, поиск и выделение  необходимой информации из различных  источников. К:  умение формулировать собственное  мнение и позицию; строить монологичное  высказывание; Р:  умение преобразовывать практическую  задачу в познавательную. П: умение использовать знаково­ символические средства, поиск и выделение  необходимой информации из различных  источников. К:  умение формулировать собственное  мнение и позицию; строить монологичное  высказывание. Р: понимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем;  адекватно  воспринимать оценку учителя Личностные результаты Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы. Способность  успешно осуществлять  учебную деятельность. Освоение ребенком  нового статуса как  ученика и школьника. Умение проводить  наблюдения, делать  выводы. Стремление  иметь достаточно  высокий уровень учебной  мотивации, самоконтроля и самооценки. Готовность и способность к саморазвитию и  самообучению. 8 Называние органов  чувств (слух, зрение),  понятие «внешние  чувства (ощущения)». Наши помощники – органы  чувств. Наши помощники – органы  чувств. (с.21­26) УРУ и Н Твоё здоровье. Почему здоровье  нужно беречь. Поговорим о здоровье. (с.27­34) УРУ и Н Создать условия для   уточнения представлений  об органах чувств (слуха,  зрения);  познакомить с понятием  «внешние чувства  (ощущения)». Создать условия для  организации сравнения  понятий «здоровье»,  «болезнь»;  знакомство с правилами  здорового образа жизни;  составление режим дня. Понимание и  воспроизведение  нескольких правил  здорового образа жизни;  составление режима дня.  Сравнение понятий:  «здоровье», «болезнь». Р:  умение преобразовывать практическую  задачу в познавательную. П: умение использовать знаково­ символические средства, поиск и выделение  необходимой информации из различных  источников.К:  умение формулировать  собственное мнение и позицию; строить  монологичное высказывание. 8. 9. 10. 7 8 9 11. 12. 10 11 13. 12 14. 13 Значение режима дня, гигиены и  закаливания. Определение времени по часам. Режим дня. (с.35­41) Практическая работа. «Составление режима дня для  будней и выходных». Физическая культура. Закаливание.  Физическая культура. (с.42­49) УРУ и Н Создать условия для   знакомства с правилами  организации труда и  отдыха. УРУ и Н Создать условия для   знакомства с понятием  «физическая культура»;  определение значения  физической культуры для  здоровья человека. Понимание и  воспроизведение правила  организации труда и  отдыха;.  Понимание, что  такое режим дня, и  практическое выполнение его. Понимание  значения  понятие «физическая  культура».  Понимание роли  физической культуры для здоровья человека. Твоё здоровье и питание. Почему нужно правильно  питаться. (с.50­56) УОНМ Создать условия для   знакомства детей с  правилами питания;  объяснение понятия  «рациональное питание  (разумное питание)». Культура поведения за столом. Умеешь ли ты есть? (с.56­60) УРУ и Н Создать условия для   знакомства детей с  правилами питания;  объяснение понятия  «рациональное питание  (разумное питание)». Понимание и  воспроизведение  основных правил  здорового питания. Осознание, что такое  гигиена и культура  питания. ОБЖ. Здоровье и осторожность. Помощь человеку, попавшему в  беду. Правила поведения при плохом  самочувствии и несчастном  случае. Почему нужно быть  осторожным. (с.61­66) Практическая работа. «Первая помощь при ожогах,  порезах, ударах». УО и СЗ Создать условия для   освоения учащимися правил безопасного и осторожного  поведения; показать на  примерах из  художественных  произведений и жизненных  очерков, историй, как  выносливость, воля  помогали людям  преодолевать недуги,  изменять образ жизни и  Понимание и называние  некоторых мер  предосторожности и  безопасности, которые  нужно соблюдать на  улице, дома, в школе, на  природе. Умение  определять некоторые  опасные предметы,  объекты. Понимание,  когда солнце друг, а  когда недруг.  П: владение способами получения, анализа  и обработки информации (обобщение,  классификация, сериация,  чтение).  Способность успешно  осуществлять  взаимодействие с  участниками учебной  деятельности. Р : планировать и контролировать свои  действия, соблюдать правила поведения на  уроке для того, чтобы получить самому  хорошие результаты и не мешать успешной  работе товарища.  П : осуществлять смысловое чтение;  использовать знаково­символические  средства для решения учебных задач; иметь  представление об органах чувств, их роли в  жизни человека.  К : проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач;  координировать и принимать различные  позиции во взаимодействии. Р : планировать и контролировать свои  действия, соблюдать правила поведения на  уроке для того, чтобы получить самому  хорошие результаты и не мешать успешной  работе товарища.  П : осуществлять смысловое чтение;  использовать знаково­символические  средства для решения учебных задач; иметь  представление об органах чувств, их роли в  жизни человека.  К : проявлять активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и  познавательных задач; координировать и  принимать различные позиции во  взаимодействии. Р : планировать и контролировать свои  действия, соблюдать правила поведения на  уроке для того, чтобы получить самому  хорошие результаты и не мешать успешной  работе товарища.  П : осуществлять смысловое чтение;  использовать знаково­символические  средства для решения учебных задач; иметь  представление об органах чувств, их роли в  жизни человека.  К : проявлять активность во  взаимодействии для решения  Использование  информации для решения учебных и практических  задач. Стремление  иметь  достаточно высокий  уровень учебной  мотивации, самоконтроля и самооценки. Способность успешно  осуществлять учебную  деятельность.  Использование  информации для решения учебных и практических  задач. Использование  информации для решения учебных и практических  задач. Освоение правил  индивидуальной  безопасной жизни. Освоение правил  индивидуальной  безопасной жизни с  учетом изменений среды  обитания. Использование  информации для решения учебных и практических  задач. 9 15. 14 Можно ли изменить себя.  (с.67­70) УО и СЗ состояние своего народа. Умение оказать первую  помощь при ожогах,  порезах, ударах. Понимание,  как  выносливость, воля  помогали людям  преодолевать недуги,  изменять образ жизни и  состояние своего народа.  Умение составлять  небольшой рассказ по  теме. коммуникативных и познавательных задач;  координировать и принимать различные  позиции во взаимодействии. Р: владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение,  классификация, сериация, чтение). К : проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач;  координировать и принимать различные  позиции во взаимодействии. Кто живёт рядом с тобой (6 часов) УОНМ Создать условия для   знакомства с понятиями:  «поколение», «домочадцы», «старшее поколение»,  «младшее поколение». УРУ и Н Создание условий для   знакомства с понятиями:  «помощь», «обязанность»;  объяснить их различие.  Познакомить с понятием  «традиции». Осознание понятий  «поколение»,  «домочадцы», «старшее  поколение», «младшее  поколение». Умение  составить рассказ о своей семье. Понимание  понятий  «помощь»,  «обязанность», их  различия. Осознание  понятия «традиции».  Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи. Р : использовать речь для регуляции своего действия;   контролировать   свою   речь,   её четкость и правильность. П :  использовать   общие   приёмы   решения задач;     иметь   представление   о   семейных традициях как признаке принадлежности  к тому   или   иному   народу   России   и мира; осознавать   важность   и   необходимость культурной   преемственности   в   семье   от старших   к   младшим   на   конкретных примерах;  уметь  подбирать   пословицу  для определения   смысла   любимой   сказки; помогать   по   дому   старшим;   осуществлять поиск   и     необходимую информацию   из   различных   источников (тексты, рисунки). К :  использовать   в   общении   правила вежливости. выделять Освоение правил  индивидуальной  безопасной жизни с  учетом изменений среды  обитания. Использование  информации для решения учебных и практических  задач. Воспитание любви  к  своей семье. Использование  информации для решения учебных и практических  задач. Воспитание любви   к своей семье. Что такое семья. Что объединяет  членов семьи. Что объединяет  членов семьи, поколения  в семье. Семейное древо, имена, отчества  членов семьи.  Что такое семья. (с.71­78) Практическая работа.  «Составление семейного «древа». Как семья трудится, проводит  свободное время.  Характер  взаимоотношений  в семье:  любовь, привязанность,  взаимопомощь, внимательность,  доброта. Твоё участие  в жизни  семьи. Забота о старших и  младших членах семьи. Кто занимается домашним  хозяйством. Чем семья  занимается в свободное время. (с.79­87) Правила поведения. Значение их  выполнения для благополучия  человека. Правила культурного  поведения в общественных  местах. О правилах поведения. (с.88­98) 16. 1 17. 2 18. 3 19. 4 УРУ и Н Создание условий для   объяснения понятий  «вежливый»,  «приветливый»,  «внимательный»;  составление рассказов по  сюжетным картинкам и  инсценировка ситуации по  правилам поведения в  различных обстоятельствах. Знание понятия:  «вежливый»,  «приветливый»,  «внимательный». Умение  составлять небольшой  рассказ по теме. Р: владение рассуждением, описанием,  повествованием. К : проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач;  координировать и принимать различные  позиции во взаимодействии. Воспитание гуманного  отношения к людям.  Использование  информации для решения  учебных и практических  задач. Правила поведения. Значение их  выполнения для благополучия  человека. Правила культурного  поведения в общественных  УРУ и Н Создание условий для   объяснения понятий  «вежливый»,  «приветливый»,  Знание понятия:  «вежливый»,  «приветливый»,  «внимательный». Умение  Р: владение рассуждением, описанием,  повествованием. К : проявлять активность во  взаимодействии для решения  Воспитание гуманного  отношения к людям.  Использование  информации для решения  II четверть (14 часов) 10 20. 21. 5 6 22. 1 23. 24. 2 3 25. 4 местах. О правилах поведения. (с.88­98) Урок­проект «Моя семья»  УРУ и Н «внимательный»;  составление рассказов по  сюжетным картинкам и  инсценировка ситуации по  правилам поведения в  различных обстоятельствах. Создание условий для   знакомства с правилами  поведения в театре, музее,  цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. составлять небольшой  рассказ по теме. коммуникативных и познавательных задач;  координировать и принимать различные  позиции во взаимодействии. учебных и практических  задач. Знание правила  поведения в театре,  музее, цирке, на улице, в  подъезде, дома, на  лестнице. Р: способность применять для решения  учебных и практических задач различные  умственные операции (сравнение,  обобщение, анализ, доказательства и др.). Использование  информации для ре шения учебных и  практических задач.  Принятие норм  нравственного поведения  в обществе. Воспитание  толерантности к людям,  независимо от возраста,  национальности,  вероисповедания. Формирование  социальной позиции  школьника, его  ценностного взгляда на  окружающий мир. Формирование основ  российской гражданской  идентичности. Россия – твоя Родина (13 часов) Что такое Родина. Почему  человек любит свою Родину, как  выражает свою любовь.  Родина – что это значит?  (с.100­103) УОНМ Подведение к осознанию  понятия «Родина»;  раскрытие некоторых  возможные формы  проявления любви к  Родине.  История рассказывает о  прошлом. Наши предки. Первое  упоминание о славянах.  Славянские поселения в V ­ IX  веках. Занятия славян. Первые  орудия сельскохозяйственного  труда. Особенности быта славян.  Русская трапеза. Образование  городов. (с.104­109) Москва – столица Российской  Федерации, крупнейший  культурный центр.  Достопримечательности Москвы,  УОНМ Создание условий для   знакомства  с занятиями  древних славян, сравнить  труд в городе и в деревне.  УОНМ Создание условий для   знакомства  с историей  становления Москвы, с  Понимание, что такое  Родина. Составление  небольшого рассказа по  теме. Знание некоторых  исторических мест и  памятников родного  города.  Соотнесение информации с имеющимися знаниями. Понимание, что предками русских людей были  славяне. Осознание  некоторых особенностей  образа жизни древних  славян. Понимание, кто  такие  первые русские  князья. Поиск  информации, оценивание  её. Понимание и  воспроизведение  некоторых фактов из  Р : преобразовывать практическую задачу в  познавательную, принимать и сохранять  учебную задачу; учитывать выделенные  учителем ориентиры действия в учеб  материале в сотрудничестве с учителем.  П : ставить, формулировать и решать  проблемы;  формировать представления о профессиях,  жизненно важных для каждого человека, и  действиях, которые свойственны их  представителям; осуществлять поиск и  выделять необходимую информацию из  рисунков.  К: владение рассуждением, описанием,  повествованием. П: владение способами получения, анализа  и обработки информации (обобщение,  классификация, сериация, чтение).  П: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  Формирование понимания особой роли  многонациональной  11 труд и отдых москвичей. Как  Москва возникла и строилась.  (с.110­117) основателем Москвы –  Юрием Долгоруким. 26. 5 27. 6 28. 7 29. 30. 8 9 Санкт­Петербург – северная  столица России.  Достопримечательности Санкт­ Петербурга.  «Золотое кольцо России».  Города России. (с.118­131) Родной край – частица  Родины. Особенности родного  края. Достопримечательности  родного края. Труд, быт людей.  Культурные учреждения.  Знаменитые люди родного края.  (с.132­134) Как трудятся россияне.  Ценности, которые человек  создаёт в процессе труда.  Зачем человек трудится?  (с.135­137) Хлеб – главное богатство  России. Труд хлебороба,  фермера. Как работают в пекарне (на  хлебозаводе). (с.138­143) Экскурсия на предприятие истории становления  Москвы.  Составление небольшого  рассказа об основателе  Москвы – Юрии  Долгоруком. Понимание и  воспроизведение  некоторых фактов из  истории возникновения  Владимира и Великого  Новгорода.  Составление небольшого  рассказа по теме. Понимание значения   труда.  Составление небольшого  рассказа по теме. УОНМ Создание условий для  знакомства  с историей  возникновения Санкт­ Петербург а, Владимира и  Великого Новгорода. УОНМ Формирование у  школьников ответственное  отношение к важному  обществоведческому  понятию: труд – основа  жизни. УРУ и Н УРУ и Н Создание условий для   раскрытия значения хлеба,  важности труда  земледельца. Создание  условий для знакомства  с  профессиями людей,  работающих на хлебозаводе;  с последовательностью  производства хлеба;  с машинами, помогающими  производить хлеб. Понимание значения  хлеба в жизни человека;  важности труда  земледельца.  Составление небольшого  рассказа по теме.  Называние профессий  людей, работающих на  хлебозаводе; знание   последовательности  производства хлеба;   машин, помогающих  производить хлеб. 31. 10 Профессии людей, занятых в  промышленности и на транспорте. УОНМ Создание условий для   знакомства  с профессиями  фермера, экономиста,  Понимание, для чего  нужны разные профессии, какие качества  конструирование, рассуждение, описание и  др.). К : проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач;  координировать и принимать различные  позиции во взаимодействии. П: способность применять для решения  учебных и практических задач различные  умственные операции (сравнение, обобщение,  анализ, доказательства и др.). П: владение способами получения, анализа  и обработки информации (обобщение,  классификация, сериация,  чтение).  К : проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач;  координировать и принимать различные  позиции во взаимодействии. Р: владение способами организации,  планирования различных видов  деятельности (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, творческой), понимание  специфики каждой. Р : планировать и контролировать свои  действия, соблюдать правила поведения на  уроке для того, чтобы получить самому  хорошие результаты и не мешать успешной  работе товарища.  П : осуществлять смысловое чтение;  использовать знаково­символические  средства для решения учебных задач; иметь  представление об органах чувств, их роли в  жизни человека.  К: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передать  результаты изучения объектов окружающего мира.  Р : планировать и контролировать свои  действия, соблюдать правила поведения на  России в объединении  народов. Формирование понимания особой роли  многонациональной  России в развитии  общемировой культуры. Понимание особой роли  России в мировой истории. Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Воспитание  толерантности к людям,  независимо от возраста,  национальности,  вероисповедания. Понимание роли человека в обществе Воспитание  уважительного  отношения к своей  стране. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Воспитание  уважительного  12 32. 11 33. 12 34. 13 35. 36. 37. 38. 1 2 3 4 Профессии, значение которых  возросло в последнее время.  Все профессии важны. (с.144­ 151) Виртуальная экскурсия в  учреждение быта.  программиста; выяснить, какие знания необходимы людям  этих профессий, для чего они  нужны. Обобщение знаний о  значении труда в жизни  человека.  необходимы людям этих  профессий. Умение  называть несколько  профессий. Составление  небольшого рассказа по  теме. III четверть (20 часов) Мы – граждане России. Как  возникло и что обозначает слово  «гражданин». Флаг и герб России. Конституция – главный закон  России. Прав граждан России.  Прав детей России.  (с.152­159) УО и СЗ Создание условий для   знакомства  с понятиями:  «Конституция», «права  граждан», «права детей», с  названием нашей страны –  Российская Федерация.  Мы – граждане России. Россия ­ многонациональная страна.  Виртуальная экскурсия в музей народов России.  (с.160­166) УРУ и Н Создание условий для   знакомства  с разными  национальностями людей,  живущих в России. Осознание понятия:  «Конституция», «права  граждан», «права детей»,  название нашей страны –  Российская Федерация.  Составление небольшого  рассказа по теме. Знание несколько   национальностей  россиян.  Составление небольшого  рассказа по теме. Мы – жители Земли (9 часов) Солнечная «семья». Звезда по  имени Солнце. Земля – планета. (с.6­12) УОНМ Создание условий для   знакомства  с понятием  «Солнечная система», с  отличием Земли от других  планет. Чем  Земля отличается от других  планета Солнечной системы.   Глобус – модель Земли.  (с.13­19) УРУ и Н Практическая работа с  глобусом.  Формирование  представления детей о  глобусе как о модели  Земли, расширить знания о  формах земной  поверхности ­ морях, суше. Понимание понятия  «Солнечная система».  Умение назвать  несколько признаков  отличия Земли от других  планет. Осознание, что глобус  является моделью Земли. Умение находить  несколько  географических объектов на глобусе. уроке для того, чтобы получить самому  хорошие результаты и не мешать успешной  работе товарища.  П : осуществлять смысловое чтение;  использовать знаково­символические  средства для решения учебных задач; иметь  представление об органах чувств, их роли в  жизни человека.  К: владение рассуждением, описанием,  повествованием. Р: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). К: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передать  результаты изучения объектов окружающего мира.  П : осуществлять смысловое чтение;  использовать знаково­символические  средства для решения учебных задач; иметь  представление об органах чувств, их роли в  жизни человека.  К: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передать  результаты изучения объектов окружающего мира.  Р: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). П: способность применять для решения  учебных и практических задач различные  умственные операции (сравнение,  обобщение, анализ, доказательства и др.). Царства природы. Бактерии.  (с.20­22) УОНМ Создание условий для   систематизации знаний  детей о царствах природы.  Создание условий для  формирования  первоначальных  Понимание, что в  природе есть большие  разделы – царства. Умение называть  некоторые из царств  природы. П: способность применять для решения  учебных и практических задач различные  умственные операции (сравнение,  обобщение, анализ, доказательства и др.). отношения к своей  стране. Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями. Формирование основ  российской гражданской  идентичности.  Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Формирование основ  российской гражданской  идентичности.  Формирование понимания особой роли  многонациональной  России в современном  мире.  Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Формирование основ  экологической культуры. Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Понимание ценности  любой жизни. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию.  Понимание ценности  любой жизни. 13 39. 5 Грибы. (с.23­29) представлений о бактериях. УОНМ Создание условий для   систематизации знаний  детей о царствах природы.  Создавать условия для  формирования  первоначальных  представлений о  грибах. Понимание, как устроен  гриб. Умение называть  несколько съедобных и  несъедобных грибов. К: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). Умение сотрудничать в  группе, в паре. Называние царств живой  природы.  Составление небольшого  рассказа по теме. Осознание разнообразия  растительного  мира. Называние частей  растения. Составление  небольшого рассказа по  теме. П: владение способами организации,  планирования различных видов  деятельности (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, творческой), понимание  специфики каждой из них. Р: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). К: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передать  результаты изучения объектов окружающего мира.  Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Понимание ценности  любой жизни. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию.  Понимание ценности  любой жизни.  УОНМ Создание условий для   УРУ и Н знакомства  с царствами  живой природы; уточнить  знания об основных  качествах животных. Создание условий для   знакомства  с  разнообразием растений:  водоросли, хвойные,  лишайники, цветковые.  Создание условий для   знакомства  с частями  растения (листья, корень,  стебель, цветы, плоды). УОНМ   Природные сообщества (23 часа) УО и СЗ УРУ и Н УРУ и Н Обобщение знаний   учащихся о растениях, о  лесе как многоэтажном  доме. Организация практической  работы по выращиванию  растения из семян,  наблюдение за их ростом и  развитием. Организация  знакомства   с «паспортом» дерева и  его особенностями. Составление небольшого  рассказа по теме. Практические умения  выращивать растения из  семян, наблюдать за их  ростом и развитием. Понимание,  что такое  «паспорт» дерева. К: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). К: владение способами организации,  планирования различных видов  деятельности (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, творческой), понимание  специфики каждой из них. К: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передать  результаты изучения объектов окружающего мира. Р: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). К: владение рассуждением, описанием,  повествованием. П: владение способами получения, анализа  и обработки информации (обобщение,  Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Умение сотрудничать в  группе, в паре.  Формирование основ  экологической культуры. Умение сотрудничать в  группе, в паре.  Понимание ценности  любой  жизни. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Умение сотрудничать в  совместном решении  14 Травянистые растения леса.  (с.56­59) УРУ и Н Создание условий для  формирования  Осознание того, что  второй ярус леса –  Животные – живые существа.  Какие животные обитают на  Земле. Разнообразие животных Какие животные живут на  Земле.(с.30­32) Растения – живые существа. Разнообразие растений. (с.33­36) Практическая работа с  натуральными объектами,  гербариями, муляжами (редкие  растения нашей местности). Среда обитания. Природные  сообщества. (с.38­39) Жизнь леса. Леса России:  хвойные, лиственные; дубрава,  березняк, осинник и др. Леса  родного края.  (с.40­44)  Этажи леса. Деревья леса. (с.45­51) Этажи леса. Кустарники леса. (с.55­55) 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 6 7 8 9 1 2 3 4 5 49. 6 50. 7 51. 8 52. 9 Практическая работа с  натуральными объектами,  гербариями, муляжами. Травянистые растения.   Лекарственные, ядовитые.  Лесная аптека. (с.60­61) Практическая работа с  натуральными объектами,  гербариями, муляжами (растения  леса). УРУ и Н Млекопитающие (звери) –  обитатели леса, их жизнь в разные времена года.  Животные леса. (с.62­66) УРУ и Н представлений о втором  ярусе леса (кустарниках). Организация знакомства с   некоторыми  лекарственными  растениями, ядовитыми и  съедобными грибами.  Обобщение знаний детей о  растениях, о лесе как  многоэтажном доме. Создание условий для  знакомства  учеников с  хищными животными леса и их повадками. Птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Птицы – лесные жители.   (с.67­73) УРУ и Н Пресмыкающиеся – обитатели  леса, их жизнь в разные времена  года. Ужи – обитатели леса. (с.74­ 76) УРУ и Н Создание условий для  знакомства  детей с  лесными птицами, с  голосами лесных птиц, с  особенностями их  поведения. Познакомить  детей с многочисленным  семейством  пресмыкающихся, их  особенностями внешнего  вида и повадками.  Создание условий для  знакомства  детей с  лесными птицами, с  голосами лесных птиц, с  особенностями их  поведения. Познакомить  детей с многочисленным  семейством  пресмыкающихся, их  особенностями внешнего  вида и повадками.  кустарники. Составление  небольшого рассказа по  теме. Понимание, что такое   травянистые растения.  Называние некоторых   лекарственных растений  и съедобных грибов. Воспроизведение  названий некоторых  хищных животных и  знание  некоторых их  повадок.  Составление небольшого  рассказа по теме. Воспроизведение  названий нескольких  лесных птиц, их голосов,  некоторых особенностей  поведения.  Составление небольшого  рассказа по теме. классификация, сериация,  чтение). К: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). Р: способность применять для решения  учебных и практических задач различные  умственные операции (сравнение,  обобщение, анализ, доказательства и др.). П: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передать  результаты изучения объектов окружающего  мира.  К: владение рассуждением, описанием,  повествованием. проблемы, искать  информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Умение сотрудничать в  группе, в паре.  Понимание ценности  любой  жизни. Умение сотрудничать в  группе, в паре; искать  информацию.  Формирование основ  экологической культуры. Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Понимание ценности  любой жизни. Воспроизведение  названий нескольких  лесных птиц, их голосов,  некоторых особенностей  поведения.  Составление небольшого  рассказа по теме. П: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передать  результаты изучения объектов окружающего  мира.  К: владение рассуждением, описанием,  повествованием. Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Понимание ценности  любой жизни. 53. 10 Насекомые – обитатели леса, их  жизнь в разные времена года. Насекомые леса. (с.77­79) УРУ и Н IV четверть (16 часов) Создание условий для  знакомства  с насекомыми,  их особенностями и  внешним видом,   повадками. Называние и узнавание  нескольких  насекомых,  особенности внешнего  вида, повадки.  Составление небольшого  рассказа по теме. К: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Понимание ценности  любой жизни. 15 54. 11 55. 12 56. 13 57. 14 58. 15 59. 60. 61. 16 17 18 62. 19 Использование леса человеком.  Правила поведения  в лесу.  Охрана растений и животных. Мы пришли в лес. Экскурсия.  (с.79­80) Жизнь водоёма. Вода как одно из  главных условий жизни. Что мы знаем о воде.  Путешествие капельки. (с.81­ 82) Свойства воды. Три состояния воды. Пар,  твёрдая и жидкая вода. (с.82­85) Водоемы, особенности разных  водоемов (пруд, озеро, океан,  море, болото). (с.86­87) Река как водный поток.  Типичные представители  животного и растительного мира  реки. (с.88­95) Типичные представители  растительного и животного мира  разных водоёмов (пруд, болото).  (с.96­104) Использование водоёмов и рек  человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.  Практическая работа с  натуральными объектами,  гербариями, муляжами. (с.105­ 108) УРУ и Н Создание условий для  знакомства  с правилами  поведения в лесу Понимание и  воспроизведение  нескольких правил  поведения в лесу. Р: способность применять для решения  учебных и практических задач различные  умственные операции (сравнение,  обобщение, анализ, доказательства и др.). Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями. УРУ и Н УРУ и Н УРУ и Н УРУ и Н УРУ и Н УРУ и Н Создание условий для  знакомства  с состояниями  воды (жидкое, твёрдое,  газообразное),  круговоротом воды в  природе. Создание условий для  знакомства  детей со  свойствами воды, с  различным её состоянием. Осознание  и понимание,  что в природе  существуют три  состояния воды (жидкое,  твёрдое, газообразное).  Понимание, что такое  круговорот воды в  природе. Понимание и  воспроизведение свойств  воды, различные её  состояния. Создание условий для   знакомства  с обитателями  водоёмов (рыбы), с образом их жизни. Создание условий для  знакомства с животным и  растительным миром  водоёмов, рек, болот. Узнавание и называние  нескольких обитателей  водоёмов (рыбы), знание  некоторых особенностей  их образа жизни. Узнавание и называние  нескольких обитателей   болота, знание некоторых особенностей их образа  жизни, приспособления к  среде обитания. Умение   называть нескольких   представителей  животного и  растительного мира  болот. П: владение способами организации,  планирования различных видов деятельности  (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, творческой), понимание  специфики каждой из них. Умение сотрудничать в  группе, в паре; искать  информацию.  Понимание ценности  любой жизни. К: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передавать  результаты изучения объектов окружающего мира.  К: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передавать  результаты изучения объектов окружающего мира.  П: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передать  результаты изучения объектов окружающего  мира.  К: владение рассуждением, описанием,  повествованием. К: владение рассуждением, описанием,  повествованием. П: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). Р: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). Умение сотрудничать в  группе, в паре; искать  информацию.   Формирование основ  экологической культуры. Умение сотрудничать в  группе, в паре; искать  информацию.  Формирование основ  экологической культуры. Формирование основ  экологической культуры. Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями. Умение соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Формирование основ  экологической культуры. 16 63. 20 64. 65. 21 22 66. 23 67. 1 68. 2 Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных  представителей луга.  Лекарственные растения луга.  Использование и охрана лугов  человеком.  Виртуальная экскурсия на луг. Практическая работа с  натуральными объектами,  гербариями, муляжами (растения  луга). (с.109­125) Жизнь поля.  Какие бывают поля. Разнообразие культур, выращиваемых на полях. Животные поля. Виртуальная  экскурсия в поле. Практическая работа с  натуральными объектами,  гербариями, муляжами (растения  поля).  (с.126­136) Жизнь сада и огорода. Растения  сада и огорода. Плодовые и  ягодные культуры. Сезонный  труд людей. Вредители сада и  огорода. (с.137­142)  Виртуальная экскурсия в сад. Природа как источник пищи,  здоровья, различных полезных  предметов для людей. Красота  природы. Отражение явлений  природы в искусстве и  литературе.  Человек – часть природы.  (с.144­146) Роль человека в сохранении  природных объектов. Правила  поведения  в природе. Охранные  мероприятия. «Красная книга»,  «Чёрная» книга Земли. Будем беречь нашу Землю.  (с146­155.) Заключительный урок УРУ и Н Создание условий для   знакомства  с растительным миром луга, с  особенностями жизни луга. УРУ и Н Создание условий для   знакомства  детей с  растительным и животным  миром полей. УРУ и Н  Создание условий для   знакомства  детей с  растительным и животным   миром сада. Проверка  качества усвоения  программного материала и  достижения планируемых  результатов. Узнавание и называние  нескольких обитателей  луга, знание некоторых  особенностей их образа  жизни, приспособление к  среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей  животного и  растительного мира луга. Узнавание и называние  нескольких обитателей   поля, знание некоторых  особенностей их образа   жизни, приспособление к  среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного  и растительного  мира поля. Узнавание и называние  нескольких обитателей   сада, знание некоторых  особенностей их образа   жизни, приспособление к  среде обитания. Умение   называть нескольких   представителей  животного и  растительного  мира сада. Р: способность применять для решения  учебных и практических задач различные  умственные операции (сравнение,  обобщение, анализ, доказательства и др.). Умение искать нужную  информацию.  Формирование основ  экологической культуры. П: владение способами организации,  планирования различных видов  деятельности (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, творческой), понимание  специфики каждой из них. Умение искать нужную  информацию.  Формирование основ  экологической культуры. К: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передавать  результаты изучения объектов окружающего мира.  Р: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). Умение искать нужную  информацию.  Формирование основ  экологической культуры. Природа и человек (2 часа) УО и СЗ Создание условий для  обобщения  и  систематизации знаний  учащихся  по окружающему миру. Закрепление  достигнутого результата  обучения по программе  во втором классе. П: владение методами представления  полученной информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и  др.). Формирование основ  экологической культуры. УО и СЗ Проверка качества  усвоения программного  материала и достижения  планируемых результатов. Достижение  необходимого результата  обучения по программе  во втором классе. Р: владение способами получения, анализа и обработки информации. К: способность в связной, логически  целесообразной форме речи передавать  результаты изучения объектов окружающего мира.  Способность успешно  осуществлять учебную  деятельность. 17 VII. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 1.Печатные средства обучения:  Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 6 изд., дораб. – М.: Вентана­Граф, 2014   Окружающий   мир:   2   класс:   рабочие   тетради   для   учащихся   общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана­Граф,  ­ наборы географических и исторических карт; ­ таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума; ­ научно­познавательная литература, справочно­библиографическая литература и  периодические издания; ­ методическая литература для учителя  Виноградова   Н.Ф.   Окружающий   мир   1­4   кл.   Программа   курса   (CD­диск).   –   М.: Вентана­Граф, 2013  Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1­2 кл. Методика обучения. – М.: Вентана­Граф, 2014 2.Оборудование для проведения практических занятий: ­ глобус, компас; модели систем органов организма  человека; ­ гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы); ­ оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант). 3.Технические средства обучения: ­ интерактивная доска SMART  Board™ 480; ­ ноутбук; ­ электронные носители; ­ музыкальные записи к темам программы; ­ светофор трехсекционный. 18

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017