В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия.В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа № 9
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
.
Утверждаю
директор МБОУ школа №9
_______________А.З.Мулюков
«____»___________2016г.
Образовательная программа
по внеурочной деятельности
«Корригирующая гимнастика»
Составила:
Гудкова Луиза Сафаргалиевна
учитель физической культуры
МБОУ Школа №9
1Уфа2016г.
1. Пояснительная записка
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников,
имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии
здоровья, в особенности в состоянии опорнодвигательного аппарата (ОДА). В этой
связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально
экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы
являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в
особенности профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Осанка является интегральной характеристикой состояния организма.
Неправильно сформированная осанка является не только косметическим дефектом, но
и затрудняет деятельность внутренних органов, что в свою очередь может привести к
серьезным заболеваниям.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей
рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных
на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и
плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного
отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника.
Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности
для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и
регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой
учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой
двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в
снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно
компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования
корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна
проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный
программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесенными
по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит
вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это еще одна
особенность данной программы.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях со
школьниками спортивных упражнений, что будет способствовать повышению
эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности. В качестве спортивных
упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения
художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект,
техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует
поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является «рабочей
осанкой». Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение
занимающимися контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных
выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т.п.).
2Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого
эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения,
приемы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния.
Освоение приемов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в
свою очередь позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствовать
повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.
Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и
задачи духовнонравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее
подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения
нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к
трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных
школьников, как правило, не входят такие как трудолюбие, целеустремленность,
упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная
программа предусматривает привитие детям важных социальных ценностей: любви и
уважения ко всему живому – к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь,
влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и
сопричастности ко всему происходящему.
Таким образом,
целью реализации программы внеурочной спортивно
оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) является:
формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания у детей
младшего школьного возраста.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
1.Сформировать у воспитанников здоровьесберегающие ценности.
2.Сформировать у учащихся умение анализировать, классифицировать,
сравнивать в процессе занятий корригирующей гимнастикой.
3.Сформировать прогностические умения в воспитанниках.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа ориентирована на школьный возраст рекомендуемая наполняемость
групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой 8 человек. Формы и методы
организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и
возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая
разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более
благоприятно, поскольку более старшие дети с готовностью выступают в роли
наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения
старших.
Сроки реализации программы:
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности
спортивнооздоровительного направления «Корригирующая гимнастика» рассчитана на
один год обучения, 33 учебных часа.
Концепция программы
В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается
весь учебновоспитательный процесс.
Идея сочетания теории и практики.
Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического
3материала: здоровье человека и влияние на него физических упражнений, влияние
питания на здоровье, гигиенические и этические нормы.
Идея разновозрастного образования.
Среди детей разного возраста ребёнок последовательно и гармонично
переживает своё взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в
большой мир. Глядя на младших, он может видеть, каким он был раньше. На примере
старших понимает, каким будет через год. Он знает, что у старших ребят есть свои
взрослые обязанности, они – главные помощники педагогу. Старшие воспитанники
обладают опытом, который они передают младшим. Со временем воспитанник
постепенно осваивает все сложные действия и теперь уже сам помогает педагогу, он сам
может прийти младшим на выручку. И это ощущение созревает в самом ребёнке.
Ребёнок получает опыт.
Идея восхождения.
Во время обучения кроме формирования специальных знаний и умений в детях
происходят личностные изменения, расширение кругозора, формирование здорового
образа жизни, повышается духовный и нравственный уровень, уверенность в себе. За
время обучения происходит восхождение воспитанников к общечеловеческим
ценностям, таким как: Красота, Добро, Истина, Отечество.
В основу дополнительной образовательной программы «Корригирующая
гимнастика» положены следующие принципы:
принцип непрерывного дополнительного образования как механизм
обеспечения полноты и цельности образования в целом;
принцип творчества, помогает развивать детскую фантазию, способность
принимать нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать;
принцип коллективной деятельности
реализуется при выполнении
коллективных подвижных игр. Принцип реализуется также при организации
коллективных праздников, конкурсов;
принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет
индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей, реализуется в
индивидуальных консультациях ребенкатворца с педагогом;
принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой
ребенок может ощутить успех от самостоятельной деятельности, выраженной в
создании модели.
Формы и режим занятий:
Режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут.
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные
к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим
документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка. Форма
одежды: мальчики – футболка (майка) однотонная без рисунков (желательно светлых
тонов), спортивные шорты (велошорты); девочки – (футболка (майка), велошорты). На
ноги – гимнастические (чешки, балетки), надетые поверх сменных носок.
Основными формами образовательного процесса являются:
практикоориентированные учебные занятия;
физкультурный праздник;
4праздник Здоровья.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенного технологического приема);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение различных подвижных игр).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем
компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить
динамическую картину творческого развития воспитанника.
В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем,
какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков
воспитанники овладевают на уровне:
актуального развития (исполнительская компетентность – репродуктивная
работа по выполнению различных упражнений, игр)
зоны ближайшего развития («перспективные действия» находящиеся еще в
стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области
физкультурнооздоровительного направления).
Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий
о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов и др.),
тестирования.
Метапредметные результаты – овладение воспитанниками умениями, которые
создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и
компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования спортивно
оздоровительной деятельности, укрепление здоровья.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятияконкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы),
самопрезентация (игровые упражнения, гимнастика),
участие в спортивном празднике.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение
учебного года, включающее:
результативность деятельности ребенка,
активность,
аккуратность,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
5Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к
саморазвитию, ценностносмысловые установки выпускников, отражающие их
индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
сформированность российской, гражданской идентичности.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в
объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение игр,
анкетирование,
психологодиагностические методики
1 год обучения
Методы и методики
т
н
е
н
о
п
м
о
к
й
ы
н
т
е
м
д
е
р
П
т
н
е
н
о
п
м
о
к
й
ы
н
т
е
м
д
е
р
п
а
т
е
М
й
ы
н
т
с
о
н
ч
и
Л
знание правил техники безопасности и
личной гигиены при занятиях
корригирующей гимнастикой;
знание назначения специальных
инструментов, приспособлений и
оборудования и умение применять их в
своей деятельности;
знание основ общей и специальной
физической подготовки;
базовые знания о здоровье человека;
знание общих сведений о физических
упражнениях.
владение сведениями о физическом
здоровье человека;
исполнение различных видов
упражнений;
умение выполнять самомассаж и
взаимомасаж;
умение выполнять дыхательные
упражнения, упражнения на
расслабление;
умение представить себя;
умение выбирать целевые установки
для своих действий и поступков.
внутренняя позиция воспитанника на
уровне положительного отношения к
обучению;
ориентации на содержательные
моменты учебновоспитательного
процесса и принятие образца «хорошего
ученика»;
учебнопознавательный интерес к
новому предметному материалу и
аукцион знаний;
комплексы общеразвивающих
упражнений;
«мозговой штурм»;
собеседование;
тестирование;
опросники;
наблюдение;
выполнение самомассажа,
взаимомассажа;
дыхательные упражнения,
упражнения на расслабление;
проведение спортивных
праздников;
анализ.
анкета «ЗОЖ»;
оздоровительная методика при
Сколиозе;
тесты на статическую
мышечную выносливость,
предложенные И.Д.Ловейко;
методика, разработанная
научными сотрудниками
научноисследовательского
6способам решения новой частной задачи
института детской ортопедии
им. Г.И.Турнера (г.Санкт
Петербург) О.С.Байловой и
К.Ф.Зенкевич.
Формы подведения итогов реализации программы:
После обучения по дополнительной образовательной программе «Корригирующая
гимнастика» каждый воспитанник выполняет контрольные испытания и показательные
выступления. Итоговое занятие проходит в форме спортивного праздника, на который
приглашаются родители, учителя, учащиеся школы.
Помимо завершающих мероприятий, проводятся контрольные занятия по разделам:
Год
обучения
Итоговые занятия по разделам
Подведение итогов работ
Теоретические сведения (основы
знаний)
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
1 год
Дыхательные упражнения
Упражнения на расслабление
Самоконтроль и психорегуляция
Самомассаж и взаимомассаж
Анкета, тестирование
Комплексы общеразвивающих
упражнений
Упражнения на равновесие
Упражнения на гибкость
Акробатические упражнения
Выполнение дыхательных
упражнений
Выполнение упражнений на
расслабление
Упражнения для
самоконтроля
Выполнение массажа
72. Учебнотематический план
№
1
2
Названия разделов
Вводное занятие
(правила техники
безопасности)
Теоретические
сведения (основы
знаний)
2.1 Здоровье человека и
влияние на него
физических
упражнений
2.2 Влияние питания на
здоровье
2.3 Гигиенические и
этические нормы
3 Общая физическая
подготовка
3.1 Упражнения в ходьбе
и беге
3.2 Упражнения для
плечевого пояса и
рук
3.3 Упражнения для ног
3.4 Упражнения для
туловища
3.5 Комплексы
4
общеразвивающих
упражнений
Специальная
физическая
подготовка
4.1 Формирование
навыка правильной
осанки. Осанка и
имидж
4.2 Укрепление
мышечного корсета
4.3 Укрепление
мышечносвязочного
аппарата стопы и
голени
4.4 Упражнения на
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
3
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
8
1
1
2
2
2
11
1
2
2
2
8
1
1
2
2
2
10
2
2
2
8равновесие
4.5 Упражнения на
гибкость
4.6 Акробатические
упражнения
5 Дыхательные
упражнения
6 Упражнения на
8
7
расслабление
Самоконтроль и
психорегуляция
Самомассаж и
взаимомассаж
9 Контрольные
испытания и
показательные
выступления
9.1 Физкультурный
праздник
9.2 Праздник здоровья
Всего
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
33
2
2
1
1
1
1
2
1
1
3. Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (3 часа).
2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (1 час).
Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология
души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
2.2. Влияние питания на здоровье (1 час). Режим и рацион питания для
растущего организма.
Психогигиена питания.
Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и
природы.
Питьевой режим школьника.
2.3. Гигиенические и этические нормы (1 час). Гигиенические нормы
(гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за
гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы
(нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения
с педагогом, с товарищами, помощь
начинающим и отстающим, основы
бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь
гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения
к окружающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники
безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на
занятиях).
9Раздел 3. Общая физическая подготовка (8 часов).
3.1. Упражнения в ходьбе и беге (1 час). Строевые упражнения. Упражнения в
ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем
крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в
полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в
передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком
приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с
подскоками; с изменением темпа.
3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук (1 час). На месте в различных
исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами,
обручами); с партнером.
3.3. Упражнения для ног (2 часа).
На месте в различных исходных
положениях; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.4. Упражнения для туловища (2 часа). На месте в различных исходных
положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с
предметами; с партнером.
3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений (2 часа). На месте в различных
исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с
предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих
способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ
(под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (11 часов).
4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (1 час).
Упражнения в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми
глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык
красивой походки. Осанка, походка и имидж.
4.2. Укрепление мышечного корсета (2 часа). Упражнения на месте в
различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры;
в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами
художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
4.3. Укрепление мышечносвязочного аппарата стопы и голени (2 часа).
Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики
(скакалками, мячами, обручами).
4.4. Упражнения на равновесие (2 часа). На месте в различных исходных
положениях туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в
движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнером.
Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5. Упражнения на гибкость (2 часа). Воспитание гибкости позвоночника,
тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с
помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в
различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с
предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие
психоэмоционального напряжения).
4.6. Акробатические упражнения (2 часа). Стойка на лопатках, мост,
перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические
10факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к
союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения (2часа)
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений
и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие
носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип,
ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений.
Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление (2 часа)
Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в
передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с
партнером.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (2 часа).
Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС,
частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения.
Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы
психорегуляции (двигательные,
комбинированные,
идеомоторные).
дыхательные,
ментальные,
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (2 часа)
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения,
подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и
противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа;
приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя);
массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления
(2 часа).
9.1. Физкультурный праздник (1 час).
I
вариант (мероприятие общешкольного масштаба).
Показательные
выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку
комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без). Демонстрация отдельных
упражнений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца
для подражания для незанимающихся.
II вариант (мероприятие для начальной школы: соревнуются только
занимающиеся или занимающиеся с незанимающимися). Соревнования по физической
подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно
предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности:
гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
гибкость (выворотность) плечевых суставов;
силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе
удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
сила мышц ног: прыжок в длину с места;
11 силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине
удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или
на носке одной ноги с открытыми глазами;
комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости,
силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья (1 час).
I
вариант (мероприятие общешкольного масштаба).
Конкурсы по
корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни, на которых выполняются
задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и
с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими
отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также
семейные конкурсы.
II вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и
групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной
направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно
связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие
гибкости).
Методическое обеспечение программы:
Для организации занятий корригирующей гимнастикой необходимы:
спортивный зал,
ковер,
шведская стенка,
маты,
гимнастические скамейки,
гимнастические скакалки, гимнастические обручи (пластмассовые),
гимнастические мячи,
подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования,
медицинская аптечка.
Особую роль в работе со школьниками играет педагог. Его умение быть не
только наставником, но и старшим товарищем, создает у них чувство уверенности в
своих силах, формирует благоприятный микроклимат для занятий. Кадровый ресурс
программы будет в норме, если:
к реализации данной программы подключен педагог, компетентный в вопросах
корригирующей гимнастики;
уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче
достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной
деятельности обучающихся.
Организационный ресурс предполагает, что на занятиях поддерживается
необходимая дисциплина, они проводятся при строгом соблюдении правил техники
безопасности и режима проведения занятий. Это позволяет избегать случаев
травматизма или переутомления школьников.
Важным моментом хорошей организации занятий является создание дружного
детского коллектива, отношения в котором строились бы на принципах товарищества и
взаимопомощи.
Педагогу необходимо организовать создание вокруг себя такого
12коллектива, который был бы привлекателен для его воспитанников, с которым бы они
себя идентифицировали, и где культивировались бы положительные нормы и ценности.
Информационнометодический ресурс реализации программы складывается из:
количественных и качественных характеристик информационнометодического
оснащения информационнобиблиотечного центра, поддерживающего организацию
внеурочной деятельности;
комплектности обеспечения внеурочной деятельности учебнометодической
литературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами
с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения программ внеурочной
деятельности;
качественных характеристик школьного сервера, школьного сайта, внутренней
(локальной) сети, внешней (в том числе, глобальной) сети.
Предполагаемая результативность программы:
Воспитательные
результаты внеурочной спортивнооздоровительной
деятельности школьников (корригирующая гимнастика) распределяются по трем
уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение
школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах
гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах
бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к
окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое
физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его
внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью
окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным ее
проявлениям (животным, растениям, деревьям, воде и т.д.).
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта
актуализации спортивнооздоровительной деятельности в социальном пространстве;
опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и
самосовершенствования,
опыта самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия
на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Уровни
воспитательных
результатов
Приобретение
школьником новых
социальных знаний
Развитие позитивных
отношений школьника
к базовым
Накопление
школьником опыта
самостоятельного
общественным
социального
13Виды внеурочной
Деятельности
Спортивно
оздоровительная
Деятельность
ценностям
действия
беседы о ЗОЖ;
оздоровительные
процедуры;
физкультурные и
спортивные занятия;
спортивные и
оздоровительные
акции (соревнования,
турниры,
показательные
выступления, мастер
классы, дни здоровья
и т.п.), организуемые
педагогом.
спортивные и оздоровительные акции
(соревнования, турниры, показательные
выступления, мастерклассы, дни здоровья и
т.п.), совместно организуемые школьниками и
педагогом в виде коллективных творческих
дел – КТД.
спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры,
показательные выступления, мастерклассы, дни здоровья и т.п.),
совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей,
сверстников, учителей, родителей;
спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры,
показательные выступления, мастерклассы, дни здоровья и т.п.),
совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем
школу социуме.
14Список использованной литературы
1. Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 14 кл. нач. шк./В.И.Лях.М.:
Просвещение , 2007 г.
2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение»,
Москва. 2009 г.
3.«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва.
2003 г.
4.300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Фатеева Л.П. Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
5.«Все цвета, кроме чёрного» организация педагогической профилактики наркотизма
среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002 г.
6.Детская лечебная физическая культура: учебнометодическое пособие / Пягай Л.П. /
ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.
1516