I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеобразовательная программа «Славянская кукла» (далее - программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. Программа «Славянская кукла» разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
1.3. Отличительные особенности программы. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно – прикладным искусством, основанные на народном творчестве. Занятия и учебные предметы, приобщающие детей к художественному творчеству, выполняют функцию специально направленного процесса духовно-нравственного развития ребёнка.
Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение детей к народной культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам. Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности. Программа «Славянская кукла» должна помочь детям не останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.
1.4. Педагогическая целесообразность программы. Занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
1.5. Цель программы заключается в развитие личностных качеств и творческих способностей обучающихся посредством обучения изготовлению народной игрушки.
1.6. Задачи
Обучающие:
- познакомить с традициями русского народа;
- познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
Развивающие:
- способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
- предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
- содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- прививать основы культуры труда;
- способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа Данная программа подходит для обучения детей 7-10 лет. Группы формируются из детей, не имеющих специальной подготовки.
1.8. Формы занятий: Учебные занятия проводятся по группам. Программой предусмотрены аудиторные занятия, которые проводятся в специально оборудованном кабинете.
2. Объем программы:
2.1. Срок реализации программы – 2 года.
Условия вхождения в программу: набор в объединение свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп до 15 человек (возраст 7 – 10 лет).
2.2. Учебная нагрузка:
Вариант 1 – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);
Для групп продленного дня на базах образовательных школ предусмотрены разные варианты реализации данной программы:
Вариант 2 – два раза в неделю по 1 часу (72 часа в год);
Вариант 3 (одногодичная программа) - один раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).
2.3. Режим занятий:
Вариант 1 - два раза в неделю по 2 академических часа (академический час- 45 минут, между ними 10 минут перерыв, всего 1 час 40 минут);
Вариант 2 – два раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут);
Вариант 3- один раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут).
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
После завершения 1-го года обучения обучающиеся должны:
Знать
- правила техники безопасности при работе с ножницами;
- историю русской народной куклы;
- типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная);
- технологию изготовления кукол;
Уметь
- изготовить тряпичную куклу под руководством педагога.
После завершения 2-го года обучения обучающиеся должны:
Знать
- общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
- историю народной тряпичной куклы.
Уметь
- выполнять требования безопасного труда;
- подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
- освоить технологию изготовления тряпичной куклы.
3.2. Способы и формы проверки результатов:
- выставки творческих работ;
- оценка и анализ творческих работ;
- ярмарки – продажи;
- участие в конкурсах разного уровня;
- открытые занятия, аттестация.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вариант 1
1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теорети-ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
Форма контроля |
|
|
|
|||||
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ. |
2 |
2 |
- |
опрос |
|
2 |
Введение в курс |
8 |
2 |
6 |
опрос |
|
3 |
Анатомия текстильной куклы. Изготовление текстильной куклы |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
4 |
Изготовление безликой тряпичной куклы. |
10 |
3 |
7 |
наблюдение |
|
5 |
Женская красота в облике народной текстильной куклы. |
24 |
6 |
18 |
наблюдение |
|
6 |
Изготовление обереговой куклы. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
7 |
Народная кукла в Декабре. Обрядовые куклы. |
4 |
1 |
3 |
наблюдение |
|
8 |
Народная кукла в Январе. |
2 |
1 |
1 |
собеседование |
|
9 |
Народная кукла в марте. Традиционные куклы. |
10 |
3 |
7 |
контрольные вопросы |
|
10 |
Народная кукла в апреле. |
8 |
2 |
6 |
опрос |
|
11 |
Народная кукла в мае. |
4 |
1 |
3 |
собеседование |
|
12 |
Народная кукла в июне. |
4 |
1 |
3 |
опрос |
|
13 |
Народная кукла в июле. |
6 |
2 |
4 |
опрос |
|
14 |
Обрядовая кукла одного дня. |
2 |
1 |
1 |
собеседование |
|
15 |
Народная кукла в августе. Изготавливаем куклу |
6 |
2 |
4 |
наблюдение |
|
16 |
Народная кукла в сентябре. |
2 |
1 |
1 |
собеседование |
|
17 |
Народная парная кукла. |
10 |
3 |
7 |
контрольные вопросы |
|
18 |
Традиции изготовления Кукол для защиты дома. |
12 |
3 |
9 |
контрольные задания |
|
19 |
Традиции изготовления игровых кукол. |
24 |
6 |
18 |
анализ и оценка творческих работ |
|
20 |
Итоговое занятие. |
2 |
2 |
Итоговая ыставка работ |
||
Итого |
144 |
42 |
102 |
|
CОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие – 2 часа.
Теоретическое занятие. Основные правила ТБ. Организация рабочего места.
Материалы и инструменты. Введение в курс. Сообщение педагога о различных видах декоративно-прикладного искусства. Традиционная народная кукла.
2. Введение в курс – 8 часов.
Теоретические занятия Материал для изготовления народной куклы. История народной текстильной обрядовой куклы. Различные виды тканей. Ткани из волокон растительного и животного происхождения. Важнейшей особенностью материала для изготовления куклы являлось то, что он брался из своего дома, был в употреблении и старый, то есть, «свой». Использование поношенных тканей и остатков ниток.
Практические занятия. Изготовление текстильной куклы из яркой натуральной разноцветной ткани:
- Кукла Кувадка;
- Филипповка шестиручка;
-Желанница;
- Десятиручка.
3. Анатомия текстильной куклы. Изготовление текстильной куклы – 2 часа.
Теоретические занятия. Способы изготовления внутренней первоосновы куклы. Столбообразная Форма тулова куклы (кукла – скрутка). Крестовидная форма тулова (кукла – крестушка). Трехчастная, перетянутая форма тулова (узелковая кукла). Последовательность изготовление узелковой куклы – Младенец.
Практические занятия. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения:
– Пеленашка.
4. Изготовление безликой тряпичной куклы – 10 часов.
Теоретические занятия. Традиции изготовления кукольной головы. Традиционные наполнители кукольной головы – набивка, свалянная из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, пакли, кострики; использовали в качестве наполнителя клубки из ниток или тряпок.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Колокольчик;
- Благополучница;
- Столбушка;
- Подорожница;
- Бессоница.
5. Женская красота в облике народной текстильной куклы – 24 часа.
Теоретические занятия. Кукол изготавливали женщины, так как с древних времен, еще с эпохи матриархата женщина является основной хранительницей очага и народных традиций. Поэтому куклы несли в себе женскую суть, т.е. женский образ.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Колокольчик;
– Нянюшка;
- Веппская кукла;
- Кукла в сарафане;
- Красота и Барыня с косой;
- Женская суть;
- Утешница;
- Живуля;
- Долюшка;
- Ведучка;
- На удачное замужество;
- Кукла на счастье;
- Мамушка.
6. Изготовление обереговой куклы – 2 часа.
Теоретические занятия. Кукла берегла человека, её так и называли: Оберег или Берегиня. Существует огромное количество обрядовых обережных кукол пришедших к нам из глубины веков.
Практические занятия. Берегиня - очень сильная кукла. Изготавливается она из ношеной одежды старшей женщины рода (как правило бабушки). Это идеальный вариант, но если подобной возможности нет, можно использовать свою одежду. Для подарка куклу крутят из новины – новой ткани.
Изготовление кукол:
- Берегиня Берестушка;
7. Народная кукла в Декабре – 4 часа.
Теоретические занятия. К Новому году
наши предки мастерили куклу по имени Коляда.
Коляда - праздник зимнего солнцеворота,
празднование его проходило с солнцеворота до самого Рождества. Эта кукла -
символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную
женщину, одетую во все новое и нарядное.
Спиридон - солнцеворот - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних святок и прочего. Соответственно руки должны хорошо Солнце держать (чтоб не выпало). Из лыка и соломы плетется косичка. Это зимняя кукла. В отсутствии лыка или соломы его можно делать из ткани.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Коляда;
- Спиридон Солнцеворот.
8. Народная кукла в Январе – 2 часа.
Теоретические занятия. В январе мы празднуем самый светлый и любимый детьми и взрослыми праздник – Рождество. В прежние времена в рождественские дни дети ходили из дома в дом со звездой и вертепом, которые не обходились без изображений Ангелов. Фигурки Ангелов развешивались и на ёлках, их часто изготавливали своими руками.
Практические занятия. Куколок Ангелов делали издавна на Руси и дарили на Рождество . На Рождество Ангелов делали из белой и голубой ткани. Украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой.
- Рождественский Ангел и Ангелочек;
9. Народная кукла в марте. Весенние куклы для привлечения тепла и солнца – 10 часов.
Теоретические занятия. Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликание весны» вместе с традиционными куклами Мартинички (пара кукол белого и красного цвета, для привлечения весны), Веснянки, Первоцвет – в пору прощания с зимой и встречи долгожданной весны девушки мастерили своими руками Веснянок. В марте отмечается Масленица. На Масленицу делали разных кукол и предназначение их было разным. В отличие от чучела зимы «Домашняя Масленица» всегда делалась нарядной и привлекательной. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Мартинички ;
- Масленница;
- Домашняя Масленница;
- Веснянка;
- Первоцвет.
10. Народная кукла в апреле – 8 часов.
Теоретические занятия. Апрель на Руси месяц говорливой воды, месяц весенних первоцветов, месяц птиц. Славяне верили: в этот месяц из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок, птичка на счастье и птица - радость.
Нередко в апреле выпадает Пасха, и на праздник делались специальные куклы.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Птичку на счастье;
- Пасхальный зайчик;
- Пасхальная голубка;
- Птица-радость.
11. Народная кукла в мае - 4 часа.
Теоретические занятия. В народе май называли юностью года, сердцем весны. По всей России вязали лошадок из соломы и лыка так как Конь был символом прихода весны, символом солнца. Символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Солнечный конь;
- Коняшки.
12. Народная кукла в июне – 4 часа.
Теоретические занятия. Июнь – сын весны, лету почин, начальный месяц лета, юное время года. В это время созревают первые травы. Чтобы воздух в избе был чистый изготавливали полезную куклу – Кубышку Травницу. Внутри куколки душистая трава. Куколку мяли в руках, и по избе разносился травяной дух: считалось, что он отгоняет духов болезни. Через год траву в куколке меняли – наполняли свежей душистой травой, а еще создавали куклу – помощницу – советчицу, и для помощи и для совета, чтобы подсказала – помогла, когда и что сеять и собирать.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Кубышка - Травница;
- Помощница – советчица.
13. Народная кукла в июле – 6 часов.
Теоретические занятия. Июль величают месяцем душистых ягод и медовых трав. Это время покоса. Отправлялись на покос и брали с собой Куколки – Покосницы, Стрегушки и куклы из пакли. Куклы изображали женщину во время сенокоса. Общие тона используемой ткани – светлые, яркие, ведь первый покос в деревнях издавна считался праздником. Игровых кукол мать делала детям во время сенокоса, чтобы занять их, пока взрослые трудятся.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Покосница и Одарок за подарок;
- Стрегушка;
- Кукла из пакли.
14. Обрядовая кукла одного дня – 2 часа.
Теоретические занятия. Кукла Купавка – это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде в зачарованную купальскую ночь 7 июля, праздник Ивана Купало. Тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и. Только в эту ночь заготавливали некоторые виды лечебных трав.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Купавка;
15. Народная кукла в августе. Изготавливаем кукол с крупой – 6 часов.
Теоретические занятия. У августа много народных названий: государь страды, собериха - припасиха, самый щедрый месяц. Август время жатвы, сбора первого урожая. После уборочной страды отборные зерна нового урожая засыпали в мешочек сшитый в образе куколки. Первоначально кукла звалась Крупеничкой. Но, к концу Х1Х века для наполнения куклы стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились «Зерновушки», куклы в пару – «Богач».
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Крупеничка;
- Зерновушка;
- Богач.
16. Народная кукла в сентябре – 2часа.
Теоретические занятия. Традиционные обереговые куклы Золюшка - кукла-оберег женщины, дома, очага. Золюшка – кукла по мотивам народной зольной куклы и Рябинка – обни из самых сильных женских кукол. Символ женской мудрости, материнства и домашнего очага. Обереги семейного счастья в доме, охраняет истинную любовь от несчастий и неприятностей.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Рябинка.
17. Народная парная кукла – 10 часов.
Теоретические занятия. Обрядовые куклы – атрибут основных семейно-бытовых обрядов (рождение ребенка, свадьба, уход к предкам).
Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Парные куклы - данной конструкции у жениха и невесты - будущих мужа и жены, одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в радости.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Неразлучники;
- Кукла и куклак;
- Парочка;
- Бабушка и дедушка;
- Мирное дерево.
18. Традиции изготовление кукол для защиты дома - 12 часов.
Теоретические занятия. Издавна некоторые старинные обряды и традиции на Руси были тесно связаны с изготовлением кукол – оберегов. Славянские куклы – обереги делались, чтобы сохранить тепло очага, уют и достаток в доме, и как талисман от злых духов.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Лихородки (лихоманки);
- Домовушка;
-Берегиня дома;
- День и ночь;
- Ловушка для снов;
- Северная Берегиня.
19. Традиции изготовления игровых кукол – 24 часов.
Теоретические занятия. Существовали традиционные игровые куклы, выполнявшие (помимо игровой) еще и воспитательную функцию.
Например, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один, ему мастерили «дружка» - Зайчик на пальчик, а для девочек – куклу – Мотанку, сорок. Дети играя – познавали мир через кукол.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Бабочка;
- Бабочка нитяная, Фея;
- Кукла-мотанка-скрутка;
- Мотанка;
- Мальчик-дед (Кузнец Фрол, Тульский мастеровой);
- Тульская Барыня;
- Калужкий куклак;
- Сороки;
- Кукла на ложке;
- Зайчик на пальчик и Мишка-малыш;
- Кукла на палочке.
- Ярило.
20. Итоговое занятие – 2 часа.
Практическое занятие: Организация и проведение итоговой выставки работ обучающихся.
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теорети-ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
Форма контроля |
||
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ. |
2 |
2 |
- |
опрос |
||
2 |
Народная текстильная обрядовая кукла |
8 |
2 |
6 |
опрос |
||
3 |
Анатомия текстильной куклы. |
4 |
1 |
3 |
наблюдение |
||
4 |
Изготовление безликой тряпичной куклы. |
16 |
4 |
12 |
наблюдение |
||
5 |
Женская красота в облике народной текстильной куклы. |
26 |
7 |
19 |
анализ и оценка творческих работ |
||
6 |
Изготовление обереговой куклы. |
6 |
2 |
4 |
наблюдение |
||
7 |
Народная кукла рождественская. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
||
8 |
Народная кукла в марте. Традиционные куклы. |
4 |
1 |
3 |
собеседование |
||
9 |
Народная кукла пасхальная. |
6 |
2 |
4 |
контрольные вопросы |
||
10 |
Обрядовая кукла одного дня: |
4 |
1 |
3 |
опрос |
||
11 |
Семейные куклы. Куклы для всей семьи. |
8 |
2 |
6 |
собеседование |
||
12 |
Парные куклы (свадебные). |
6 |
2 |
4 |
опрос |
||
13 |
Традиции изготовления Кукол для защиты дома. |
16 |
4 |
12 |
открытое занятие |
||
14 |
Традиции изготовления игровых кукол. |
10 |
3 |
7 |
наблюдение |
||
15 |
Куколки на сон. Изготовление на крепкий сон. |
4 |
1 |
3 |
контрольные вопросы |
||
16 |
Олицетворение женского продолжения рода. |
12 |
3 |
9 |
контрольные задания |
||
17 |
Народная текстильная кукла на здоровье. |
8 |
2 |
6 |
анализ и оценка творческих работ |
||
18 |
Итоговое занятие. |
2 |
2 |
итоговая выставка работ |
|||
|
Итого |
144 |
40 |
104 |
|
||
CОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие - 2 часа.
Теоретическое занятие. Основные правила ТБ. Организация рабочего места.
Материалы и инструменты. Введение в курс. Сообщение педагога о различных видах декоративно-прикладного искусства. Традиционная народная кукла.
2. Народная текстильная обрядовая кукла – 8 часов.
Теоретические занятия. Обрядовые куклы – атрибут основных семейно-бытовых обрядов (рождение ребенка, свадьба, уход к предкам).
Практические занятия. Изготовление текстильной куклы из яркой натуральной разноцветной ткани:
- Куколка на богатство;
- Крестец;
- Троян;
- Семеон Столпник.
3. Анатомия текстильной куклы – 4 часа.
Теоретические занятия. Способы изготовления внутренней первоосновы куклы. Столбообразная Форма тулова куклы (кукла – скрутка). Крестовидная форма тулова (кукла – крестушка). Трехчастная, перетянутая форма тулова (узелковая кукла). Мешкообразная форма тулова (кукла - мешочек). Кукла на палочке. Другие варианты анатомии куклы.Последовательность изготовление узелковой куклы – Младенец.
Практические занятия. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.
Изготовление кукол:
– Малышок – голышок, младенчик.
- Пупсенок (брошь).
4. Изготовление безликой тряпичной куклы – 16 часов.
Теоретические занятия. Традиционные наполнители кукольной головы – набивка, свалянная из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, пакли, кострики; использовали в качестве наполнителя клубки из ниток или тряпок.
Практические занятия. Изготовление безликой тряпичной куклы:
- Трипольская мотанка;
- Узелковая;
- Архангелогородская столбушка;
- Владимирская столбушка;
- Кукла – закрутка;
- Орловская кукла;
- Бабка с характером;
- Помощница на кухне.
5. Женская красота в облике народной текстильной куклы – 26 часов.
Теоретические занятия. Кукол изготавливали женщины, так как с древних времен, еще с эпохи матриархата женщина является основной хранительницей очага и народных традиций. Поэтому куклы несли в себе женскую суть, т.е. женский образ.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Торохкальце;
- Невеста (Княгиня);
- Хозяйка (Большуха);
- Многоручка из мочала;
- Куколка на выхвалку;
- Простоволосая;
- Подружка – плакушка;
- Славутница;
- Куколка нарядная;
- Параскева Пятница;
- Бабушкина кукла;
- Кукушечка;
- Манилка.
6. Изготовление обереговой куклы – 6 часов.
Теоретические занятия. Кукла берегла человека, её так и называли: Оберег или Берегиня. Существует огромное количество обрядовых обережных кукол пришедших к нам из глубины веков. . Берегиня - очень сильная кукла. Изготавливается она из ношеной одежды старшей женщины рода (как правило бабушки). Это идеальный вариант, но если подобной возможности нет, можно использовать свою одежду. Для подарка куклу крутят из новины – новой ткани.
Практические занятия. Изготовление кукол:
-Благодать (благо – дающая);
- Доля – Недоля;
- Путник.
7. Народная кукла рождественская – 2 часа.
Теоретические занятия. В январе мы празднуем самый светлый и любимый детьми и взрослыми праздник – Рождество.
Кукла коза предназначалась для колядования, с этой куклой ходили по дворам.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Коза.
8. Народная кукла в марте. Весенние куклы для привлечения тепла и солнца – 4 часа.
Теоретические занятия. Апрель на Руси месяц говорливой воды, месяц весенних первоцветов, месяц птиц. Славяне верили: в этот месяц из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок, птичка на счастье и птица - радость.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Жаворонки;
- Авдотья (Первоцветы).
9. Народная кукла пасхальная - 6 часов.
Теоретические занятия. Нередко в апреле выпадает Пасха, и на праздник делались специальные куклы.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Кукла Пасха;
- Семик и Семичиха;
- Вербная кукла.
10. Обрядовая кукла одного дня – 4 часов.
Теоретические занятия. Кукла Купавка – это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде в зачарованную купальскую ночь 7 июля, праздник Ивана Купало. Тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и. Только в эту ночь заготавливали некоторые виды лечебных трав.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Русалка;
- Купалка.
11. Семейные куклы. Куклы для всей семьи – 8 часов.
Теоретические занятия. Важнейшей особенностью материала для изготовления куклы являлось то, что он брался из своего дома, был в употреблении и старый, то есть, «свой». Использование поношенных тканей и остатков ниток. Семейные куклы делались на благополучие семьи и домочадцев.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Московка (Семья);
- Семья (мама, папа и дети);
- Казак и Казачка;
- Кузьма и Демьян.
12. Парные куклы (свадебные) – 6 часов.
Теоретические занятия. Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Парные куклы - данной конструкции у жениха и невесты - будущих мужа и жены, одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в радости.
Практические занятия. Свадебные куклы – делались из ярких лоскутков и ниток, которые связывались, но не сшивались (как и другие традиционные куклы-обереги славян). Изготовление:
- Свадебная, Роща.
- Свадебная на каравай;
13. Традиции изготовление кукол для защиты дома – 16 часов.
Теоретические занятия. Издавна некоторые старинные обряды и традиции на Руси были тесно связаны с изготовлением кукол – оберегов. Славянские куклы – обереги делались, чтобы сохранить тепло очага, уют и достаток в доме, и как талисман от злых духов.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Баба – Берегиня;
- Очистительная;
- Хранитель;
- Метлушка, Богатушка;
- Божье Око;
- Берегиня Рода;
- Домовичок.
14. Традиции изготовления игровых кукол - 10 часов.
Теоретические занятия. Существовали традиционные игровые куклы, выполнявшие (помимо игровой) еще и воспитательную функцию. Например, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один, ему мастерили «дружка» - Зайчик на пальчик, а для девочек – куклу – Мотанку, сорок. Дети играя – познавали мир через кукол.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Девкина забава;
- Сорока - белобока;
- Маковая куколка;
- Танцующая куколка;
- Хороводницы.
15. Традиционные куколки на сон – 4 часа.
Теоретические занятия. Известно, что крепкий сон несет здоровье и хорошее настроение. Когад сна нет, появляется раздражительность и утомляемость. Дети становились капризными и часто болели. Поэтому делались куклы на крепкий сон с хорошими сноведениями.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Кувадка колыбельная;
- Ловец снов.
16. Олицетворение женского продолжения рода – 12 часов.
Теоретические занятия. Народная тряпичная кукла сильно сплетена связующими нитями с женским началом рода. Эти куклы испокон веков решали такую проблему в роду, как бездетность, помогали обрести женщинам радость материнства.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Девка – баба (перевертыш);
- Кукла с секретом;
- Мать с ребенком;
- Кострома, Толстушка Костромушка;
- Кукла плодородия;
17. Народная текстильная кукла на здоровье – 8 часов.
Теоретические занятия. Кукла на здоровье не просто кукла, а целительный оберег. Традиционно такая кукла изготавливается из натуральных материалов, которые благотворно влияют на самочувствие человека в целом. Благодаря этому, человеку действительно постепенно становится легче и он поправляется.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- На здоровье;
- Трясовицы;
- Куянчик (здоровье);
- Здоровушка.
18. Итоговое занятие - 2 часа.
Практическое занятие.
Организация и проведение итоговой выставки работ обучающихся.
Вариант 2
3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Форма контроля |
|
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ. |
1 |
1 |
- |
наблюдение |
|
2 |
Введение в курс. |
4 |
1 |
3 |
наблюдение |
|
3 |
Анатомия текстильной куклы. Изготовление текстильной куклы |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
4 |
Изготовление безликой тряпичной куклы. |
5 |
1 |
4 |
наблюдение |
|
5 |
Женская красота в облике народной текстильной куклы. |
13 |
6 |
7 |
собеседование |
|
6 |
Изготовление обереговой куклы. - Берегиня Берестушка. |
1 |
0 |
1 |
контрольные вопросы |
|
7 |
Народная кукла в Декабре. Обрядовые куклы. |
1 |
0 |
1 |
опрос |
|
8 |
Народная кукла в Январе. |
2 |
1 |
1 |
собеседование |
|
9 |
Народная кукла в марте. Традиционные куклы. |
6 |
2 |
4 |
опрос |
|
10 |
Народная кукла в апреле. |
3 |
1 |
2 |
собеседование |
|
11 |
Народная кукла в мае. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
12 |
Народная кукла в июне. |
1 |
0 |
1 |
наблюдение |
|
13 |
Народная кукла в июле. |
4 |
1 |
3 |
наблюдение |
|
14 |
Обрядовая кукла одного дня. |
1 |
0 |
1 |
опрос |
|
15 |
Народная кукла в августе. |
1 |
0 |
1 |
собеседование |
|
16 |
Народная кукла в сентябре. |
1 |
0 |
1 |
наблюдение |
|
17 |
Народная парная кукла. |
5 |
2 |
3 |
контрольные вопросы |
|
18 |
Традиции изготовления кукол для защиты дома. |
5 |
1 |
3 |
контрольные задания |
|
19 |
Традиции изготовления игровых кукол. |
14 |
6 |
8 |
анализ и оценка творческих работ |
|
20 |
Итоговое занятие. |
1 |
- |
1 |
итоговая выставка |
|
Итого |
72 |
25 |
47 |
|
||
CОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие – 1 час.
Теоретическое занятие. Основные правила ТБ. Организация рабочего места.
Материалы и инструменты. Введение в курс. Сообщение педагога о различных видах декоративно-прикладного искусства. Традиционная народная кукла.
2. Введение в курс – 4 час.
Теоретические занятия. Материал для изготовления народной куклы. История народной текстильной обрядовой куклы. Различные виды тканей. Ткани из волокон растительного и животного происхождения. Важнейшей особенностью материала для изготовления куклы являлось то, что он брался из своего дома, был в употреблении и старый, то есть, «свой». Использование поношенных тканей и остатков ниток.
Практические занятия. Изготовление текстильной куклы из яркой натуральной разноцветной ткани:
-Желанница;
- Кувадка Тульская;
- Кувадка Вятская;
- Кувадка Среднерусская.
3. Анатомия текстильной куклы. Изготовление текстильной куклы – 2 часа.
Теоретические занятия. Способы изготовления внутренней первоосновы куклы. Столбообразная Форма тулова куклы (кукла – скрутка). Крестовидная форма тулова (кукла – крестушка). Трехчастная, перетянутая форма тулова (узелковая кукла). Мешкообразная форма тулова (кукла - мешочек). Кукла на палочке. Другие варианты анатомии куклы. Последовательность изготовление узелковой куклы – Младенец.
Практические занятия. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.
Изготовление кукол:
- Пеленашка;
- Малышок.
4.. Изготовление безликой тряпичной куклы – 5 часов.
Теоретические занятия. Традиционные наполнители кукольной головы – набивка, свалянная из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, пакли, кострики; использовали в качестве наполнителя клубки из ниток или тряпок.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Колокольчик;
- Столбушка;
- Подорожница;
- Благополучница;
- Бессоница.
5. Женская красота в облике народной текстильной куклы – 13 часа.
Теоретические занятия. Кукол изготавливали женщины, так как с древних времен, еще с эпохи матриархата женщина является основной хранительницей очага и народных традиций. Поэтому куклы несли в себе женскую суть, т.е. женский образ.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Нянюшка;
- Веппская кукла;
- Кукла в сарафане;
- Красота;
- Барыня с косой;
- Утешница;
- Живуля;
- Долюшка;
- Ведучка;
- Кукла на счастье;
- Капустка;
- Кормилка;
- Рванка.
6. Изготовление обереговой куклы – 1 час.
Теоретические занятия. Кукла берегла человека, её так и называли: Оберег или Берегиня. Существует огромное количество обрядовых обережных кукол пришедших к нам из глубины веков. Берегиня - очень сильная кукла. Изготавливается она из ношеной одежды старшей женщины рода (как правило бабушки). Это идеальный вариант, но если подобной возможности нет, можно использовать свою одежду. Для подарка куклу крутят из новины – новой ткани.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Берегиня Берестушка;
7. Народная кукла в Декабре - 1 час.
Теоретические занятия. К Новому году
наши предки мастерили куклу по имени Коляда.
Коляда - праздник зимнего солнцеворота,
празднование его проходило с солнцеворота до самого Рождества. Эта кукла -
символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную
женщину, одетую во все новое и нарядное.
Спиридон - солнцеворот - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних святок и прочего. Соответственно руки должны хорошо Солнце держать (чтоб не выпало). Из лыка и соломы плетется косичка. Это зимняя кукла. В отсутствии лыка или соломы его можно делать из ткани.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Коляда;
8. Народная кукла в Январе – 2 часа.
Теоретические занятия. В январе мы празднуем самый светлый и любимый детьми и взрослыми праздник – Рождество. В прежние времена в рождественские дни дети ходили из дома в дом со звездой и вертепом, которые не обходились без изображений Ангелов. Фигурки Ангелов развешивались и на ёлках, их часто изготавливали своими руками.
Практические занятия. Куколок Ангелов делали издавна на Руси и дарили на Рождество . На Рождество Ангелов делали из белой и голубой ткани. Украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой.
Изготовление кукол:
- Рождественский Ангел;
- Ангелочек;
9. Народная кукла в марте. Весенние куклы для привлечения тепла и солнца – 6 часов.
Теоретические занятия. Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликание весны» вместе с традиционными куклами Мартинички (пара кукол белого и красного цвета, для привлечения весны), Веснянки, Первоцвет – в пору прощания с зимой и встречи долгожданной весны девушки мастерили своими руками Веснянок. В марте отмечается Масленица. На Масленицу делали разных кукол и предназначение их было разным. В отличие от чучела зимы «Домашняя Масленица» всегда делалась нарядной и привлекательной. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Мартиничка белая;
- Мартиничка красная;
- Масленница;
- Домашняя Масленница;
- Веснянка;
- Первоцвет.
10. Народная кукла в апреле – 3 часа.
Теоретические занятия. Апрель на Руси месяц говорливой воды, месяц весенних первоцветов, месяц птиц. Славяне верили: в этот месяц из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок, птичка на счастье и птица - радость.
Нередко в апреле выпадает Пасха, и на праздник делались специальные куклы.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Птичку на счастье;
- Пасхальный зайчик;
- Пасхальная голубка.
11. Народная кукла в мае – 2 часа.
Теоретические занятия. В народе май называли юностью года, сердцем весны. По всей России вязали лошадок из соломы и лыка так как Конь был символом прихода весны, символом солнца. Символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Солнечный конь;
- Коняшки.
12. Народная кукла в июне – 1 час.
Теоретические занятия. Июнь – сын весны, лету почин, начальный месяц лета, юное время года. В это время созревают первые травы. Чтобы воздух в избе был чистый изготавливали полезную куклу – Кубышку Травницу. Внутри куколки душистая трава. Куколку мяли в руках, и по избе разносился травяной дух: считалось, что он отгоняет духов болезни. Через год траву в куколке меняли – наполняли свежей душистой травой, а еще создавали куклу – помощницу – советчицу, и для помощи и для совета, чтобы подсказала – помогла, когда и что сеять и собирать.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Помощница – советчица.
13. Народная кукла в июле – 4 часа.
Теоретические занятия. Июль величают месяцем душистых ягод и медовых трав. Это время покоса. Отправлялись на покос и брали с собой Куколки – Покосницы, Стрегушки и куклы из пакли. Куклы изображали женщину во время сенокоса. Общие тона используемой ткани – светлые, яркие, ведь первый покос в деревнях издавна считался праздником. Игровых кукол мать делала детям во время сенокоса, чтобы занять их, пока взрослые трудятся.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Покосница;
- Одарок за подарок;
- Стрегушка;
- Кукла из пакли.
14. Обрядовая кукла одного дня – 1 час.
Теоретические занятия. Кукла Купавка – это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде в зачарованную купальскую ночь 7 июля, праздник Ивана Купало. Тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и. Только в эту ночь заготавливали некоторые виды лечебных трав.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Купавка;
15. Народная кукла в августе. Изготавливаем кукол с крупой – 1 час.
Теоретические занятия. У августа много народных названий: государь страды, собериха - припасиха, самый щедрый месяц. Август время жатвы, сбора первого урожая. После уборочной страды отборные зерна нового урожая засыпали в мешочек сшитый в образе куколки. Первоначально кукла звалась Крупеничкой. Но, к концу Х1Х века для наполнения куклы стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились «Зерновушки», куклы в пару – «Богач».
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Крупеничка;
16. Народная кукла в сентябре 1 час.
Теоретические занятия. Традиционные обереговые куклы Золюшка - кукла-оберег женщины, дома, очага. Золюшка – кукла по мотивам народной зольной куклы и Рябинка – обни из самых сильных женских кукол. Символ женской мудрости, материнства и домашнего очага. Обереги семейного счастья в доме, охраняет истинную любовь от несчастий и неприятностей.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Рябинка.
17. Народная парная кукла – 5 часов.
Теоретические занятия. Обрядовые куклы – атрибут основных семейно-бытовых обрядов (рождение ребенка, свадьба, уход к предкам).
Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Парные куклы - данной конструкции у жениха и невесты - будущих мужа и жены, одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в радости.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Неразлучники;
- Кукла и куклак;
- Парочка;
- Бабушка и дедушка;
- Мирное дерево.
18. Традиции изготовление кукол для защиты дома – 4 часа.
Теоретические занятия. Издавна некоторые старинные обряды и традиции на Руси были тесно связаны с изготовлением кукол – оберегов. Славянские куклы – обереги делались, чтобы сохранить тепло очага, уют и достаток в доме, и как талисман от злых духов.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Лихородки (лихоманки);
- Ловушка для снов;
- Домовушка;
- Берегиня дома;
- День и ночь.
19. Традиции изготовления игровых кукол – 14 часов.
Теоретические занятия. Существовали традиционные игровые куклы, выполнявшие (помимо игровой) еще и воспитательную функцию.
Например, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один, ему мастерили «дружка» - Зайчик на пальчик, а для девочек – куклу – Мотанку, сорок. Дети играя – познавали мир через кукол.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Бабочка;
- Бабочка нитяная;
- Скрутка – зайчик;
- Фея;
- Мотанка;
- Мальчик-дед (Кузнец Фрол, Тульский мастеровой);
- Тульская Барыня;
- Калужкий куклак;
- Кукла на ложке;
- Зайчик на пальчик;
- Мишка – малыш;
- Кукла – марионетка;
- Зайка с ножками;
- Кукла на палочке;
- Ярило.
- Женская суть
20. Итоговое занятие - 1 часа.
Практическое занятие Организация и проведение итоговой выставки работ обучающихся.
.
4. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Форма контроля |
|
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ. |
1 |
1 |
- |
наблюдение |
|
2 |
Народная текстильная обрядовая кукла. |
4 |
1 |
3 |
наблюдение |
|
3 |
Анатомия текстильной куклы. Изготовление текстильной куклы |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
4 |
Изготовление безликой тряпичной куклы. |
8 |
3 |
5 |
наблюдение |
|
5 |
Женская красота в облике народной текстильной куклы. |
13 |
6 |
7 |
собеседование |
|
6 |
Изготовление обереговой куклы. |
3 |
1 |
2 |
контрольные вопросы |
|
7 |
Народная кукла рождественская: |
1 |
0 |
1 |
опрос |
|
8 |
Народная кукла в марте. Традиционные куклы. |
2 |
1 |
1 |
собеседование |
|
9 |
Народная кукла пасхальная. |
3 |
1 |
2 |
опрос |
|
10 |
Обрядовая кукла одного дня: |
2 |
1 |
1 |
собеседование |
|
11 |
Семейные куклы. Куклы для всей семьи. |
4 |
1 |
3 |
наблюдение |
|
12 |
Парные куклы (свадебные). |
3 |
1 |
2 |
наблюдение |
|
13 |
Традиции изготовления Кукол для защиты дома. |
8 |
3 |
5 |
наблюдение |
|
14 |
Традиции изготовления игровых кукол. |
5 |
2 |
3 |
наблюдение |
|
15 |
Куколки на сон. Изготовление на крепкий сон. |
2 |
1 |
1 |
контрольные вопросы |
|
16 |
Олицетворение женского продолжения рода. |
6 |
2 |
4 |
контрольные задания |
|
17 |
Народная текстильная кукла на здоровье. |
4 |
1 |
3 |
анализ и оценка творческих работ |
|
18 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
аттестация |
||
|
Итого |
72 |
27 |
45 |
|
|
CОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие – 1 час.
Теоретическое занятие. Основные правила ТБ. Организация рабочего места.
Материалы и инструменты. Введение в курс. Сообщение педагога о различных видах декоративно-прикладного искусства. Традиционная народная кукла.
2. Народная текстильная обрядовая кукла – 4 часа.
Теоретические занятия. Обрядовые куклы – атрибут основных семейно-бытовых обрядов (рождение ребенка, свадьба, уход к предкам).
Практические занятия. Изготовление текстильной куклы из яркой натуральной разноцветной ткани:
- Куколка на богатство;
- Крестец;
- Троян;
Семеон Столпник.
3. Анатомия текстильной куклы. Изготовление текстильной куклы – 2 часа.
Теоретические занятия. Способы изготовления внутренней первоосновы куклы. Столбообразная Форма тулова куклы (кукла – скрутка). Крестовидная форма тулова (кукла – крестушка). Трехчастная, перетянутая форма тулова (узелковая кукла). Мешкообразная форма тулова (кукла - мешочек). Кукла на палочке. Другие варианты анатомии куклы.
Последовательность изготовление узелковой куклы – Младенец.
Практические занятия. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Изготовление кукол:
- Малышок – голышок, младенчик,
- Пупсенок (брошь).
4. Изготовление безликой тряпичной куклы – 8 часов.
Теоретические занятия. Традиционные наполнители кукольной головы – набивка, свалянная из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, пакли, кострики; использовали в качестве наполнителя клубки из ниток или тряпок.
Практические занятия. Изготовление безликой тряпичной куклы:
- Трипольская мотанка;
- Узелковая;
- Архангелогородская столбушка;
- Владимирская столбушка;
- Кукла – закрутка;
- Орловская кукла;
- Бабка с характером;
- Помощница на кухне.
5. Женская красота в облике народной текстильной куклы – 13 часов.
Теоретические занятия. Кукол изготавливали женщины, так как с древних времен, еще с эпохи матриархата женщина является основной хранительницей очага и народных традиций. Поэтому куклы несли в себе женскую суть, т.е. женский образ.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Торохкальце;
- Невеста (Княгиня);
- Хозяйка (Большуха);
- Многоручка из мочала;
- Куколка на выхвалку;
- Простоволосая;
- Подружка – плакушка;
- Славутница;
- Куколка нарядная;
- Параскева Пятница;
- Бабушкина кукла;
- Кукушечка;
- Манилка.
6. Изготовление обереговой куклы – 3 часа.
Теоретические занятия. Кукла берегла человека, её так и называли: Оберег или Берегиня. Существует огромное количество обрядовых обережных кукол пришедших к нам из глубины веков. Берегиня - очень сильная кукла. Изготавливается она из ношеной одежды старшей женщины рода (как правило бабушки). Это идеальный вариант, но если подобной возможности нет, можно использовать свою одежду. Для подарка куклу крутят из новины – новой ткани.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Благодать (благо – дающая);
- Доля – Недоля;
- Путник.
7. Народная кукла рождественская – 1 час.
Теоретические занятия. В январе мы празднуем самый светлый и любимый детьми и взрослыми праздник – Рождество.
Кукла коза предназначалась для колядования, с этой куклой ходили по дворам.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Коза.
8. Народная кукла в марте. Весенние куклы для привлечения тепла и солнца – 2 часа.
Теоретические занятия. Апрель на Руси месяц говорливой воды, месяц весенних первоцветов, месяц птиц. Славяне верили: в этот месяц из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок, птичка на счастье и птица - радость.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Жаворонки;
- Авдотья (Первоцветы).
9. Народная кукла пасхальная – 3 часа.
Теоретические занятия. Нередко в апреле выпадает Пасха, и на праздник делались специальные куклы.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Кукла Пасха;
- Семик и Семичиха;
- Вербная кукла.
10. Обрядовая кукла одного дня – 2 часа.
Теоретические занятия. Кукла Купавка – это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде в зачарованную купальскую ночь 7 июля, праздник Ивана Купало. Тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и. Только в эту ночь заготавливали некоторые виды лечебных трав.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Русалка;
- Купалка.
11. Семейные куклы. Куклы для всей семьи – 4 часа.
Теоретические занятия. Важнейшей особенностью материала для изготовления куклы являлось то, что он брался из своего дома, был в употреблении и старый, то есть, «свой». Использование поношенных тканей и остатков ниток.
Практические занятия. Семейные куклы делались на благополучие семьи и домочадцев.
- Московка (Семья);
- Семья (мама, папа и дети);
- Казак и Казачка;
- Кузьма и Демьян.
12. Парные куклы (свадебные) – 3 часа.
Теоретические занятия. Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Парные куклы - данной конструкции у жениха и невесты - будущих мужа и жены, одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в радости.
Практические занятия. Свадебные куклы – делались из ярких лоскутков и ниток, которые связывались, но не сшивались (как и другие традиционные куклы-обереги славян). Изготовление:
- Свадебная;
- Свадебная на каравай;
- Роща.
13. Традиции изготовление кукол для защиты дома – 8 часов.
Теоретические занятия. Издавна некоторые старинные обряды и традиции на Руси были тесно связаны с изготовлением кукол – оберегов. Славянские куклы – обереги делались, чтобы сохранить тепло очага, уют и достаток в доме, и как талисман от злых духов.
Практические занятия. Изготовление кукол:
– Баба – Берегиня;
- Очистительная;
- Хранитель;
- Богатушка;
- Божье Око;
- Берегиня Рода;
- Домовичок.
14. Традиции изготовления игровых кукол – 5 часов.
Теоретические занятия. Существовали традиционные игровые куклы, выполнявшие (помимо игровой) еще и воспитательную функцию.
Например, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один, ему мастерили «дружка» - Зайчик на пальчик, а для девочек – куклу – Мотанку, сорок. Дети играя – познавали мир через кукол.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Девкина забава;
-Сорока - белобока;
- Маковая куколка;
- Танцующая куколка;
- Хороводницы.
15. Традиционные куколки на сон – 2 часа.
Теоретические занятия. Известно, что крепкий сон несет здоровье и хорошее настроение. Когад сна нет, появляется раздражительность и утомляемость. Дети становились капризными и часто болели. Поэтому делались куклы на крепкий сон с хорошими сноведениями.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Кувадка колыбельная;
- Ловец снов.
16. Олицетворение женского продолжения рода – 6 часов.
Теоретические занятия. Народная тряпичная кукла сильно сплетена связующими нитями с женским началом рода. Эти куклы испокон веков решали такую проблему в роду, как бездетность, помогали обрести женщинам радость материнства.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- Девка – баба (перевертыш);
- Кукла с секретом;
- Мать с ребенком;
- Кострома;
- Кукла плодородия;
- Толстушка Костромушка.
17. Народная текстильная кукла на здоровье – 4 часа.
Теоретические занятия. Кукла на здоровье не просто кукла, а целительный оберег. Традиционно такая кукла изготавливается из натуральных материалов, которые благотворно влияют на самочувствие человека в целом. Благодаря этому, человеку действительно постепенно становится легче и он поправляется.
Практические занятия. Изготовление кукол:
- На здоровье;
- Трясовицы;
- Куянчик (здоровье);
- Здоровушка.
18. Итоговое занятие – 1 час.
Практические занятия. Организация и проведение итоговой выставки работ.
Вариант 3
5. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теорети-ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
Форма контроля |
|
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ. |
1 |
1 |
- |
наблюдение |
|
2 |
Введение в курс. Материал для изготовления народной куклы. История народной текстильной обрядовой куклы. |
4 |
1 |
3 |
наблюдение |
|
3 |
Анатомия текстильной куклы. Изготовление текстильной куклы |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
4 |
Изготовление безликой тряпичной куклы. |
1 |
0 |
1 |
наблюдение |
|
5 |
Женская красота в облике народной текстильной куклы. |
2 |
1 |
1 |
собеседование |
|
6 |
Изготовление обереговой куклы. |
1 |
0 |
1 |
контрольные вопросы |
|
7 |
Народная кукла в Декабре. Обрядовые куклы. |
1 |
0 |
1 |
опрос |
|
8 |
Народная кукла в Январе. |
2 |
1 |
1 |
собеседование |
|
9 |
Народная кукла в марте. Традиционные куклы. Варианты исполнения. |
4 |
1 |
3 |
опрос |
|
10 |
Народная кукла в мае. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
11 |
Народная кукла в июле. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
12 |
Народная парная кукла. |
2 |
1 |
1 |
контрольные вопросы |
|
13 |
Традиции изготовления Кукол для защиты дома. |
4 |
1 |
3 |
контрольные задания |
|
14 |
Традиции изготовления игровых кукол. |
7 |
3 |
4 |
анализ и оценка творческих работ |
|
15 |
Итоговое занятие. |
1 |
0 |
1 |
итоговая выставка работ |
|
Итого |
36 |
13 |
23 |
|
||
CОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие – 1 час.
Теоретическое занятие. Основные правила ТБ. Организация рабочего места.
Материалы и инструменты. Введение в курс. Сообщение педагога о различных видах декоративно-прикладного искусства. Традиционная народная кукла
2. Введение в курс – 4 часа.
Материал для изготовления народной куклы. История народной текстильной обрядовой куклы.
Теоретические занятия. Различные виды тканей. Ткани из волокон растительного и животного происхождения. Важнейшей особенностью материала для изготовления куклы являлось то, что он брался из своего дома, был в употреблении и старый, то есть, «свой». Использование поношенных тканей и остатков ниток.
Практические занятия. Изготовление текстильной куклы из яркой натуральной разноцветной ткани:
-Желанница;
- Кувадка Тульская;
- Кувадка Вятская;
- Кувадка Среднерусская.
3. Анатомия текстильной куклы. Изготовление текстильной куклы – 2 часа.
Теоретические занятия. Способы изготовления внутренней первоосновы куклы. Столбообразная Форма тулова куклы (кукла – скрутка). Крестовидная форма тулова (кукла – крестушка). Трехчастная, перетянутая форма тулова (узелковая кукла). Мешкообразная форма тулова (кукла - мешочек). Кукла на палочке. Другие варианты анатомии куклы.
Последовательность изготовление узелковой куклы – Младенец.
Практические занятия. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения:
– Пеленашка;
- Малышок.
4. Изготовление безликой тряпичной куклы – 1 час.
Теоретические занятия. Традиционные наполнители кукольной головы – набивка, свалянная из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, пакли, кострики; использовали в качестве наполнителя клубки из ниток или тряпок.
Практические занятия.
- Подорожница.
5. Женская красота в облике народной текстильной куклы – 2 часа.
Теоретические занятия. Кукол изготавливали женщины, так как с древних времен, еще с эпохи матриархата женщина является основной хранительницей очага и народных традиций. Поэтому куклы несли в себе женскую суть, т.е. женский образ.
Практические занятия.
- Кукла на счастье;
- Мотанка.
6. Изготовление обереговой куклы – 1 час.
Теоретические занятия. Кукла берегла человека, её так и называли: Оберег или Берегиня. Существует огромное количество обрядовых обережных кукол пришедших к нам из глубины веков.
Практические занятия. Берегиня - очень сильная кукла. Изготавливается она из ношеной одежды старшей женщины рода (как правило бабушки). Это идеальный вариант, но если подобной возможности нет, можно использовать свою одежду. Для подарка куклу крутят из новины – новой ткани.
- Берегиня Берестушка;
7. Народная кукла в Декабре – 1 час.
Теоретические занятия. К Новому году
наши предки мастерили куклу по имени Коляда.
Коляда - праздник зимнего солнцеворота,
празднование его проходило с солнцеворота до самого Рождества. Эта кукла -
символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную
женщину, одетую во все новое и нарядное.
Спиридон - солнцеворот - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних святок и прочего. Соответственно руки должны хорошо Солнце держать (чтоб не выпало). Из лыка и соломы плетется косичка. Это зимняя кукла. В отсутствии лыка или соломы его можно делать из ткани.
Практические занятия.
- Коляда;
8. Народная кукла в Январе – 2 часа.
Теоретические занятия. В январе мы празднуем самый светлый и любимый детьми и взрослыми праздник – Рождество. В прежние времена в рождественские дни дети ходили из дома в дом со звездой и вертепом, которые не обходились без изображений Ангелов. Фигурки Ангелов развешивались и на ёлках, их часто изготавливали своими руками.
Практические занятия. Куколок Ангелов делали издавна на Руси и дарили на Рождество . На Рождество Ангелов делали из белой и голубой ткани. Украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой.
- Рождественский Ангел;
- Ангелочек;
9. Народная кукла в марте. Весенние куклы для привлечения тепла и солнца – 4 часа.
Теоретические занятия. Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликание весны» вместе с традиционными куклами Мартинички (пара кукол белого и красного цвета, для привлечения весны), Веснянки, Первоцвет – в пору прощания с зимой и встречи долгожданной весны девушки мастерили своими руками Веснянок. В марте отмечается Масленица. На Масленицу делали разных кукол и предназначение их было разным. В отличие от чучела зимы «Домашняя Масленица» всегда делалась нарядной и привлекательной. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой.
Практические занятия.
– Мартинички;
- Масленница;
- Домашняя Масленница;
- Веснянка.
10. Народная кукла в мае – 2 часа.
Теоретические занятия. В народе май называли юностью года, сердцем весны. По всей России вязали лошадок из соломы и лыка так как Конь был символом прихода весны, символом солнца. Символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов.
Практические занятия.
- Солнечный конь;
- Коняшки.
11. Народная кукла в июле – 2 часа.
Теоретические занятия. Июль величают месяцем душистых ягод и медовых трав. Это время покоса. Отправлялись на покос и брали с собой Куколки – Покосницы, Стрегушки и куклы из пакли. Куклы изображали женщину во время сенокоса. Общие тона используемой ткани – светлые, яркие, ведь первый покос в деревнях издавна считался праздником. Игровых кукол мать делала детям во время сенокоса, чтобы занять их, пока взрослые трудятся.
Практические занятия.
– Покосники;
- Одарок за подарок.
12. Народная парная кукла – 2 часа.
Теоретические занятия. Обрядовые куклы – атрибут основных семейно-бытовых обрядов (рождение ребенка, свадьба, уход к предкам).
Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Парные куклы - данной конструкции у жениха и невесты - будущих мужа и жены, одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в радости.
Практические занятия.
- Кукла и куклак;
- Мирное дерево.
13. Традиции изготовление кукол для защиты дома – 4 часа.
Теоретические занятия. Издавна некоторые старинные обряды и традиции на Руси были тесно связаны с изготовлением кукол – оберегов. Славянские куклы – обереги делались, чтобы сохранить тепло очага, уют и достаток в доме, и как талисман от злых духов.
Практические занятия.
– Лихородки (лихоманки);
- Домовушка;
-Берегиня дома;
- Благополучница.
14. Традиции изготовления игровых кукол – 7 часов.
Теоретические занятия. Существовали традиционные игровые куклы, выполнявшие (помимо игровой) еще и воспитательную функцию.
Например, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один, ему мастерили «дружка» - Зайчик на пальчик, а для девочек – куклу – Мотанку, сорок. Дети играя – познавали мир через кукол.
Практические занятия.
- Бабочка;
- Бабочка нитяная;
Скрутка – зайчик;
- Фея из бабочки;
- Зайчик на пальчик;
- Мишка – малыш;
- Зайка с ножками.
- «Птичка на счастье».
15. Итоговое занятие – 1 час.
Практическое занятие.
Организация и проведение итоговой выставки работ обучающихся.
III. Организационно-педагогические
условия реализации программы
1. Методическое обеспечение программы
Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление кукол, подготовку к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися.
Методические приемы обучения:
- словесный метод (беседа - диалогические формы, проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, примет, общественной жизни с опорой на опыт детей, рассказ – монологическая форма, оценка);
- наглядный метод (показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом);
- практический метод (игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, творческие задания);
- здоровьесберегающие технологии (системность, поэтапность, конкретные и доступные для выполнения задачи, сохранение рекомендуемых норм занятий, распределение физической нагрузки, проветривание, физкультминутки);
- личностно-ориентированный подход (используется для способа организации общения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучающихся, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей).
- технология проблемного обучения (развитие познавательной активности детей, последовательное целенаправленное выдвижение задач, активное усвоение знаний).
Этапы технологии проблемного обучения:
1 этап – обнаружение проблемы, противоречия, изучение литературы по данной проблеме, подбор диагностического материала, проведение начальной диагностики обучающихся.
2 этап – работа по ознакомлению, изучению народных традиций и обычаев, по обучению изготовлению народной куклы.
3 этап – проведение итоговой диагностики для подтверждения успешности выбранной технологии решения возникшего противоречия.
Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня овладения знаниями истории славян, методами изготовления и обыгрывания народной куклы с обучающимися.
Основной период представлен поэтапным ознакомлением и обучением детей народным обычаям и традициям с использованием народной куклы, как средства приобщения к истокам народной культуры.
Заключительный период деятельности представлен диагностикой овладения детьми изучением народной культуры, её обычаями и традициями, использованием поговорок, словесным и песенным сопровождением, использованием в игре народной куклы.
Направления работы:
Художественно-творческая деятельность организуется в виде мастерской, в которой у каждого обучающегося, включая педагога, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстниками. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
- рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
- показ;
- объяснение;
- наблюдение;
- импровизации;
- чтение художественных произведений;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- анализ и самоанализ.
Для развития творческих способностей обучающихся необходимо создание условий. Большое внимание должно уделяться созданию развивающей предметно-пространственной среды группы, так, чтобы она сама уже выполняла воспитательно-образовательную и развивающую функцию.
2. Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходима материально – техническая база:
- легко проветриваемый и с хорошим освещением и оптимальным отоплением кабинет;
- столы, стулья, шкафы или полки для инструментов;
- материалы и инструменты (ножницы; ткань разной фактуры и расцветки; тесьма; нитки (мулине, шерстяные, ирис) разного цвета; лыко; пенька; береста; ветки деревьев; вата.
- мультимедийный проектор (для более полноценного восприятия обучающимися изучаемого материала);
- наглядный материал (образцы изделий, фотографии, картинки, технологические карты и т.д.)
Кроме того, в кабинете должны быть план эвакуации на случай пожара, инструкция по технике безопасности, набор индивидуальной защиты от пожара, аптечка с набором материалов от травм. Аптечка и средства защиты должны храниться в закрывающемся шкафчике или сейфе.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла» - СПб, «Детство – пресс», 2015.
2. Тарасова О.А. «Куклы – мотанки» - Белгород, «Клуб семейного досуга», 2014.
3. Тарасова О.А. «Куклы обереги. Мотанки, домовые, ангелы, веночки» - Белгород, «Клуб семейного досуга», 2016.
4. Волкова Я. « Детские куклы и обереги» - Москва, « Хоббитека», 2016.
5. Денисова Т.В. « Игрушки – обереги своими руками» - Москва, «Кладезь»,2015.
6. Смирнова Л. « Обереги на все случаи жизни» - Москва, «Харвест» - 2011.
7. Морозова Е. «Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании» - Москва, «Школьная пресса», 2011.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Лыкова И. А. «Куколки из сундучка» - Москва, «Цветной мир», 2012.
2. Берстенева Е. В., Догаева Н. «Кукольный сундучок» - Москва, «Белый город», 2013.
3. Скляренко О. «Народные куклы своими руками» - Москва, «Питер», 2015.
4. Скляренко О. «Славянские куклы – обереги» - Москва, Издательство АСТ, 2015.
5. Долгова В. «Славянские куклы – обереги своими руками» -
Ростов н/Д, «Феникс», 2015.
6. Моргуновская Ю. «Славянские обережные куклы: пошаговые мастер – классы для начинающих» - Москва, «Эксмо», 2015.
7. Моргуновская Ю. «Обережные народные куклы, красиво и просто» - Москва, «Эксмо», 2015.
8. Денисова Т. «Народные куклы – обереги» - Москва, «Питер», 2016.
9. Миронова О. «Народная кукла» - Москва, «Формат – М», 2015.
Моргуновская Ю. «Обережные народные куклы, красиво и просто» - Москва, «Эксмо», 2015.
8. Денисова Т. «Народные куклы – обереги» - Москва, «Питер», 2016.
Моргуновская Ю. «Обережные народные куклы, красиво и просто» - Москва, «Эксмо», 2015.
8. Денисова Т. «Народные куклы – обереги» - Москва, «Питер», 2016.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.